Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ИГРА В GEAJEflHOfi ТЕМП11И 2 глава

Психотерапия отношений

Отто Ранк и Карл Роджерс в отличие от структур­ных терапевтов считали процесс психотерапии неди­рективным. Они были главными защитниками терапии


элншджид


ИГРА В СЕМЕЙНОЙ ТЕРАПИН


 


отношений. Терапия отношений основывается на тео­рии личности, которая «допускает, что человек облада­ет не только способностью решать свои проблемы, но и всевозрастающей силой, которая делает более проду­манное, разумное поведение более удовлетворяющим, чем неразумное поведение» (Guerney, 1983, стр. 23). Это направление психотерапии придает особое значе­ние полному принятию ребенка таким, какой он есть. Мустакас (Moustakas, 1996), другой выдающийся пред­ставитель детской психотерапии, утверждал, что ис­кренность терапевта — главное условие успешного ле­чения. Кроме того, он полагал, что для достижения ре­зультата терапии необходимо сосредоточение на «здесь и сейчас». Экслайн (Axline, 1969) придает важность до­верительным отношениям в процессе терапии, она рас­сматривает их как «решающий фактор» (стр. 74). Позд­нее Экслайн в своих работах четко обозначила преиму­щества недирективной терапии, особенно в имевшей большой успех книге «Дибс в поисках себя» («Dibbs in Search of Self»1.

Бихевиоральная терапия

В шестидесятых годах развивалась бихевиоральная те­рапия, основывавшаяся на принципах теории научения. Эта теория содержит в себе идеи положительного и от­рицательного подкрепления, моделирования и поддер­живает применение этих идей для оказания помощи де­тям с проблемным поведением. Терапия бихевиорально-го направления занимается лишь текущими проблемами

См. русский перевод: Вирджиния Экслайн «Развитие личности в игро­вой терапии. Дибс в поисках себя». М, Апрель-Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2000.


поведения, она не занимается ни прошлым, ни эмоция­ми и переживаниями, которые могли предшествовать поступкам и служить их причиной, или эмоциями, со­провождающими поведение. Бихевиористы не пытались добиться аффективной разрядки или других выражений внутренних чувств, не стремились к тому, чтобы клиент пережил катарсис и отреагирование. Бихевиоральные методы непосредственно использовались при работе с детьми в игровых комнатах или для обучения родителей, чтобы они могли использовать эти техники дома. Это на-правление терапии широко использовалось в области ре-шения детских проблем, особенно тех проблем, причи-ной которых был недостаток воспитания. В рамках этой теории игра использовалась как средство и не рассматри-валась как ценность сама по себе.

Групповая психотерапия

Многие клиницисты стали экспериментировать: они собирали детей в группы, чтобы убедиться, что это име-­ет потенциал позитивного терапевтического влияния. Шефер (Shaefer, 1980) пишет, что Славсон (Slavson) проводил опыты по групповой работе в 1947 году, он работал с группой дошкольников. Члены группы во время сессий играли, рисовали, лепили — таким обра­зом Славсон хотел помочь им «освободиться от эмоци­онального и физического напряжения». В 1950-м Шиф-фер (Schiffer) разработал такой метод работы, который стал известен как «терапевтические игровые группы», в них дети могли свободно общаться друг с другом при минимальном вмешательстве со стороны терапевта (Rothenberg & Schiffer, 1996). Согласно Шеферу, в этом


ашнАджил


ИГРА В СЕМЕЙНОЙ ТЕРАПИЯ


 


направлении терапии уникальным является то, что «ре­бенок должен научиться делить взрослого с другими де­тьми» (стр. 101). Групповая терапия пользуется в насто­ящее время популярностью отчасти потому, что она не требует больших усилий со стороны терапевта, к тому же уверенность в эффективности этого метода возраста­ет. Ялом (Yalom, 1975) отмечает такие многочисленные «целительные» свойства групповой терапии, как внуше­ние надежды, универсальность, сообщение информа­ции, поощрение альтруистического поведения, коррек­тирующий анализ влияния родительской семьи, разви­тие коммуникативных навыков, имитационное поведе­ние, групповая сплоченность, катарсис и экзистенци­альные факторы — чувство собственного достоинства и чувство вовлеченности в группу1. Крафт (Kraft, 1980) ут­верждает, что эффективное групповое лечение должно включать в себя следующие элементы:

«Ведущий, предпочтительно с мужчиной и женщи­ной в качестве ко-терапевтов, способствуют повыше­нию сплоченности группы, определяют групповые цели, показывают, как нужно действовать, сохраня­ют у группы ориентацию на задачу, служат как обра­зец и репрезентируют систему ценностей. Выполняя эти задачи, лидер может предложить внести ясность в происходящее, проанализировать транзакции, под­вести итоги, поделиться собственными ощущениями, проанализировать эмоции других членов группы и время от времени очертить эмоциональное состояние группы на данный момент», (стр. 129)

Подробнее смотри в книге: Ирвин Ялом «Групповая психотерапия. Те­ория и практика», М, Апрель-Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2000.


Групповая терапия как терапевтическая стратегия, используемая при работе с детьми, продолжает оста­ваться популярной и в некоторых случаях является на­илучшей альтернативой (Mandell et al., 1990; Johnson, 1993).

Песочная психотерапия

Краткое изложение основных моделей детской те­рапии было бы незавершенным без упоминания значи­тельного вклада Доры Кальфф (Dora Kalff, 1980) в это направление. Она изобрела песочную психотерапию. Профессионалы, использующие в работе песочную психотерапию, а она базируется на юнгианских прин­ципах, символически рассматривают песочницу как ду­шу ребенка. Таким образом, терапевты этого направле­ния интерпретируют то, какие предметы ребенок ис­пользует при построении композиции в песочнице и их положение в ней, а также прохождение ребенком раз­личных стадий этого процесса. Хотя многие детские психотерапевты применяют игру с песком в терапии, песочная терапия — это особый терапевтический под­ход, со своими собственными техниками. Во многих современных работах по песочной терапии (например Bradway et al., 1990) исследуются различные примене­ния и вариации этой модели.

Заключение

Я кратко выделила основные черты таких теорий, как психоанализ, гуманистическая, бихевиоральная и юнгианская психотерапии. Это основные теоретичес-



элишджил


НП>А В СЕМЕЙНОЙ ТЕРАПИИ


 


кие разработки, на которые полагается терапевт при работе с ребенком, любая другая известная техника мо­жет быть помещена в один из этих разделов. Необхо­димо также отличать различные виды детской психоте­рапии от детских психотерапевтических техник. Любая детская терапия базируется на определенной теорети­ческой системе или концепции, в то время как техни­ки содействуют этой теории. Некоторые виды детской терапии настолько гибки, что они включают в себя множество техник, а другие обладают лишь ограничен­ным их количеством. Еще одним способом провести различия между видами терапии могло бы быть разде­ление директивного и недирективного стиля игровой терапии.

ВИДЫ ИГРОВОЙ ТЕРАПИИ

Недирективная, или клиент-центрированная, игро­вая терапия, которую поддерживают сторонники тера­пии взаимоотношений, ненавязчива. Она аналогична клиент-центрированной терапии, созданной Карлом Роджерсом (Carl Rogers, 1951). Создание этого особого вида игровой терапии приписывают Экслайн, которая описала этот подход в своей классической работе «Dibbs in Search of Self»1 (Axline, 1964). Она различает директивную и недирективную игровую терапию по простому критерию: «Игровая терапия может быть ди­рективной по своей форме — это значит, что терапевт может брать на себя ответственность за руководство и

Русский перевод — В. Экслайн, «Развитие личности в игровой тера­пии. Дибс в поисках себя», М., Апрель-Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2000.


интерпретацию, и может быть недирективной — тера­певт может переложить ответственность за происходя­щее и управление ситуацией на ребенка» (стр. 9). Со­гласно последнему типу терапии, ребенку позволяют выбирать то, во что он хочет играть, поддерживают его в этом выборе и предоставляют ему свободу играть столько, сколько он хочет.

Гернье (Guerney, 1983) приводит две главные осо­бенности клиент-центрированной терапии. Первая: она «способствует процессам развития и нормализа­ции», и вторая — терапевт «должен доверить ребенку управление развитием событий, чтобы он сам выбирал подходящий ему курс» (стр. 58). Недирективный тера­певт наблюдает за игрой ребенка, часто подтверждая вербально то, что он видит. В заключение Гернье ут­верждает: «Реализация личности в соответствии со сво­им собственным планом — цель недирективной игро­вой терапии» (стр. 21).

Недирективные терапевты вырабатывают гипотезы, которые затем проверяют на практике; интерпретации используются редко и только после достаточного коли­чества наблюдений. Они концентрируют свое внима­ние на ребенке, стараются не задавать вопросов и не дают никаких указаний или инструкций. Недиректив­ные техники всегда полезны на диагностической ста­дии лечения и, как отмечает Гернье, эффективны при решении широкого круга проблем.

Ссылаясь на вышесказанное, основное различие ди­рективного и недирективного подхода заключается в активности клинициста в процессе терапии. Директив­ные терапевты структурируют занятие; выявляют, сти­мулируют бессознательные, скрытые процессы, вторга-



ЗЛИАНАДЖШ!


ИГРА В СЕМЕЙНОЙ ТЕРАПИИ


 


ются в них или напрямую пытаются выявить защитные механизмы и вести ребенка в тех направлениях, кото­рые находят полезными. В отличие от них, недиректив­ные терапевты «подчиняются ребенку, всегда центри­рованы на нем и пытаются уловить все его сообщения, даже самые скрытые» (Guerney, 1983). Также недирек­тивная терапия, по своей природе, более краткосрочна, больше ориентирована на симптом и меньше зависит от феномена переноса, чем директивная.

Виды директивной терапии многочисленны и вклю­чают в себя среди других бихевиоральную и гештальт-терапию, некоторые виды семейной терапии. Опреде­ленные техники, такие, как терапия с использованием марионеток, рассказывание историй, некоторые фор­мы арт-терапии, применяются в обоих видах терапии. Недирективный терапевт может предложить ребенку нарисовать что-нибудь или рассказать историю с помо­щью кукол, в то время как директивный терапевт мо­жет попросить ребенка нарисовать определенный пред­мет или рассказать какую-то определенную историю.

Чейзен и Уайт (Chasen & White, 1989) в своем ис­следовании того, следует или нет привлекать детей в семейную терапию, убедительно доказали потенциаль­ную ценность директивного подхода в работе с семьей:

В той степени, в которой игра включена в терапию, се­мьи становятся вовлеченными в деятельность и демонстри­руют высокий уровень активности. В той степени, в кото­рой она является директивной, она оказывается эффектив­ной и точной. Насколько она основывается на фактах, на­столько она информативна в вопросах повседневной жиз­ни. Ролевая игра обычно служит иллюстрацией всех трех факторов: она всегда увлекает, обычно она директивна, ча­сто основывается на реальных событиях (хотя также может


быть и выдуманной). Особенно примечательными ее осо­бенностями являются энтузиазм, с которым члены семьи имитируют друг друга, и честность, с которой они демонст­рируют свою повседневную жизнь и те эмоции, которые она вызывает (стр. 9).

Другие авторы также поддерживали применение дирек­тивной терапии при работе с детьми. Мартинес и Вайл-диз (Martinez & Valdez, 1992) предполагали, что при ра­боте с детьми клиницист должен занимать" «более ак­тивную позицию», фокусируясь на несовершеннолет­нем статусе ребенка как на «главном пункте анализа» (стр. 85). Их модель работы с несовершеннолетними детьми, описанная как «содействующий терапевт», структурирована так, чтобы «получить доступ к куль­турным и социокультурным темам», с единой целью — «оказать поддержку ребенку» (стр. 89).

Многие игровые терапевты строго разделяют дирек­тивный и недирективный подходы, но я думаю, что два этих направления в равной степени полезны и могут быть использованы вместе в зависимости от особенно­стей и потребностей конкретного ребенка. Гернье (Guerney, 1983) высказывает схожую точку зрения:

Не обязательно быть клиент-центрированным терапев­том и исключить все остальные подходы. Не обязательно придерживаться теории личностного роста и саморазвития, из которой развился подход, чтобы работать с системой ус­пешно. Надо только придерживаться подхода в целом и не потворствовать тому, что многие практики ошибочно назы­вают эклектизмом. Под эклектизмом в действительности понимается объединение лучших элементов из двух или большего количества различных подходов в новое интегри­рованное целое (стр. 59).


 



3 - 9374


ИГРА В СЕМЕЙНОЙ ТЕРАПИИ


Глайа 2

ИСТОРИЯ СЕМЕЙНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ И ПРИМЕНЕНИЕ В НЕЙ ИГРОВЫХ ТЕХНИК

(глава написана при участии Карлы Каплан)

Вопрос о том, предоставлять или нет услуги по се­мейному лечению, был очень не простым для терапев­тов сороковых годов. Социальная работа, направление, которое развивалось в то время, продемонстрировала необходимость сосредоточения на проблемах семьи, но сферы психиатрии и работы с семьей воспринимались как отдельные направления. Имеющиеся в то время те­ории вступали в противоречие с социальными нуждами послевоенного общества, и область психиатрии столк­нулась с терапевтическим тупиком. Психоаналитичес­кая теория Фрейда предполагала, что симптоматичное поведение является результатом нарушения регулиро­вания внутренних структур — ид, эго и суперэго. Фрей­дисты также считали, что такой недостаточный кон­троль над личностью почти никак не связан с социаль­ными влияниями и должен был лечиться сам по себе. В результате этого лечение, во время которого присут­ствовали бы члены семьи, рассматривали как принося­щее вред пациенту. В то же время психоаналитические техники настолько утвердились, что многие теоретики не стали рассматривать другие этиологические факто­ры, которые могли бы объяснить появление и сохране­ние проблемного поведения.

Как уже упоминалось ранее, в послевоенной куль­туре возрастал интерес к вопросу социального контек-


ста в личностных расстройствах. Это было связано от­части с тем фактом, что традиционная психоаналити­ческая теория не могла дать ответ на то, как реагиро­вать на возрастание уровня детской преступности. На­пример, традиционное психоаналитическое лечение воспринимали как метод медленного и утомительного лечения шизофрении. В результате исследования, про­водившегося в то время с целью определить, каким об­разом лечить определенные расстройства (в частности, связанные с шизофренией и подростковой преступно­стью), сконцентрировались на изучении семейной те­рапии. В начале пятидесятых годов четыре группы на­чали работать над новой концепцией семейной тера­пии. Но до заседания Американской психиатрической ассоциации в 1956 году эти группы работали изолиро­ванно друг от друга.

Группа, которая позднее получит название «Группа Пало-Альто» — изначально в нее входили Грегори Бейтсон, Дон Джексон, Джон Уикленд, Джей Хэйли (позднее к ним присоединилась Вирджиния Сатир), — начала изучать семьи шизофреников (Bateson, Jackson, Haley, & Weakland, 1956). Сначала Бейтсон и его колле­ги получали информацию о семье от самого пациента, не приглашая членов семьи, не беседуя с ними и не на­блюдая за ними (на это все еще сохранялось табу). Они описали специфические различия в паттернах семейных взаимодействий между семьями, в которых жил шизо­френик, и семьями других пациентов, и сделали пред­положение, что между развитием шизофрении и семей­ной динамикой могла существовать определенная связь.

Два характерных отличия, обнаруженные группой



ЭЛИАНАДЖИЛ


ИГРА В СЕМБЙНОЛ TEPAEIH11


 


Бейтсона, помогли сформулировать точку зрения, что семья — это «система», в рамках которой каждый ее член зависим от другого и другие зависят от него. Пер­вое отличие представляло собой дисфункциональную форму «семейного гомеостаза» (термин введен Джексо­ном): если шизофреник начинает поправляться, то, ве­роятно, какой-то другой член семьи начинает дегради­ровать. Другими словами, семейное устройство зависит от шизофрении как фактора, обеспечивающего равно­весие, и ее члены оказываются не готовы к последст­виям терапии. Вторая проблема была в том, что группа открыла «феномен двойной связи» («double-bind phe­nomenon»), описывающий ситуацию, в которой роди­тели адресуют детям нелогичные и противоречивые со­общения. Например, родитель, который заявляет: «Я не зол», повышая голос и говоря это раздраженным то­ном. По предположению Бейтсона, дети-шизофреники реагируют на родительские парадоксы тем, что начина­ют выражаться иррационально (Bateson et al.,1956)1.

На другом конце страны проблемами работы с се­мьями занимался Мюррей Боуэн (Murrey Bowen), ко­торый присоединился к Лаймону Уайну (Lyman Wynne) в Национальном институте психического здо­ровья. Боуэн был рьяным защитником участия родите­лей (особенно матери) в процессе лечения. Его первая работа в клинике Меннингера (Menninger Clinic) была посвящена исследованию влияния диады мать-ребенок

Более подробно ознакомиться с этим феноменом и другими аспекта­ми человеческих взаимоотношений можно в книгах: Вацлавик П., Бивин Д., Джексон Д. «Прагматика человеческих коммуникаций», М., ЭКСМО-Пресс, 2000; Лэйнг Р. «Я и другие», М, ЭКСМО-Преес, 2002; Николе М., Шварц Р. «Семейная терапия: концепции и методы», Mi, Изд-во ЭК.СМО, 2002.


на поддержание шизофрении. Минуайл и Уинни (Meanwhile & Wynne) обнаружили, что индивидуальная терапия очень часто неэффективна в лечении тяжелого психоза и экспериментировали с совместной терапией. В то же самое время, когда Боуэн проводил свои эксперименты в клинике Меннингера, там же работал другой пионер семейной терапии — Натан Аккерман (Nathan Ackerman). Аккерман работал главным психи­атром в Детской клинике Меннингера (Child Guidance Clinic at Menninger) и изначально придерживался пра­вила «держать пациента изолированно от семьи». Про­водя свое исследование и наблюдая за неработающими шахтерами и их семьями, он пришел к выводу о чрез­вычайной важности элемента семьи при формирова­нии дисфункционального поведения. Он писал:

Среди неработающих шахтеров наблюдались депрессии, связанные с чувством вины, ипохондрические страхи, пси­хосоматические кризисы, сексуальные расстройства и ущербная самооценка. Структура семейной жизни радикаль­но менялась из-за неспособности шахтеров выполнять свою привычную роль кормильца семьи (1967, стр. 126).

Аккерман отмечает, что роли в семье изменились в результате того, что отец «забросил» семью. Этот и дру­гие опыты привели его к заключению, что воздействия, несомненно, должны быть направлены на семью в це­лом. Аккерман начал время от времени наблюдать не только за пациентами, но и за их семьями в своем офи­се или у них дома, так как ему нужны были средства для выхода из терапевтического тупика в случаях с трудными детьми.

Осознав важность семейной терапии как дисципли-


 




3.1 ПАНА ДЖИЛ

ны со своими собственными правилами, Аккерман умело воспользовался своими навыками и стал разви­вать театрализованный тип терапии, действующий по принципу «здесь и сейчас». Это привело к тому, что он стал одной из наиболее стимулирующих и интересных фигур семейной терапии. Сочетая свои знания о детях и о семье, Аккерман пришел к пониманию того, что стратегически важно, чтобы сеанс семейной терапии носил игровой характер. Его сценическое остроумие, которое часто было таким прямым, грубоватым и сти­мулирующим, что приводило пациентов в хохот, рас­сматривалось как наиболее верный способ разрушения психологических защит. Он умело комбинировал отно­сительно недирективный метод соперничества между собой и членом семьи с безопасностью полусерьезной атмосферы, то есть использовал юмор, чтобы снизить сопротивление семьи. Аккерман показал, что игра, ес­ли она используется эффективно, дает ошеломляющие результаты (Ackerman, 1970).

Наравне с текстами Аккермана публикации Джона Белла (John Bell) принято считать первыми работами по семейной терапии в ее современном понимании. Белл, профессор психологии в Университете Кларка, столкнулся с семейной терапией благодаря недоразу­мению. Из беседы с Джоном Сазерлендом из Тавикс-токской клиники в Лондоне Белл узнал, что один из коллег Сазерленда наблюдал за целой семьей, которая в полном составе присутствовала на сессии. В дейст­вительности же Сазерленд лишь имел в виду, что Бо-улби встречался с каждым членом семьи индивидуаль­но и только иногда со всей семьей вместе (Siiverman & Siiverman, 1962). Белла увлекла идея наблюдать за се-


ИГРА В СЕМЕЙНОЙ ТЕРАПИИ

мьей в целом. Он пытается проделать это и в 1958 году пишет о своих достижениях в предисловии к книге Аккермана «Психодинамика семейной жизни» (1958). В 1961 году Белл публикует свои открытия в статье, озаглавленной «Групповая семейная терапия».

Бегло ознакомимся с тем, что было сделано в тео­рии и практике семейной терапии в шестидесятые го­ды. После того как теоретики стали признаны сообще­ством, в том числе психиатрическим, они начали раз­вивать оригинальные стили работы. Некоторые из этих видов терапии близки тому, что мы сейчас называем семейной игровой терапией, хотя это происходило поч­ти двумя десятилетиями раньше, чем семейная игра са­ма по себе вошла в обиход. В 1960 году Бейтсон и его группа старались разработать теорию, которая бы объ­ясняла взаимодействие в семейных триадах. Бейтсон заметил, что в семьях шизофреников формирование диад происходит случайным образом, так, будто они принимают участие в состязаниях. Он сравнивает.эти паттерны поведения с нестабильными играми с пятью участниками, которые были описаны в «Теории игр» Фон Ньюманна и Моргенштейна (Von Neumann and Morgenstern). Фон Ньюманн описывает игры, в кото­рых возможности объединения постоянно меняются. Если человек занимал позицию «победителя», то он покидает свою группу и ищет того, с кем объединить­ся. В терапии коалиции появляются и исчезают сход­ным способом. Если кто-то вторгается в группу без приглашения или пара чувствует вину за то, что исклю­чила третьего, то такие коалиции распадаются сами по себе. Бейтсон утверждает, что внутрисемейные связи ослабевают из-за постоянного разрушительного влия-



ЭЛНАН4ДЖНЛ


ИГРА В СЕМЕЙНОЙ ТЕРШН1


 


ния, которое несет в себе глубоко подсознательное «ис­полнение игр».

Хотя все работы, описанные выше, составляют ос­нову семейной игровой терапии, самые широко извест­ные и наиболее влиятельные из таковых были написа­ны Карлом Витакером и Виржинией Сатир (Carl Witaeker and Virginia Satir). Эти два творческих терапев­та включили в свои ранние теории два самых важных компонента семейной игры: вовлечение в нее юных членов семьи и применение признанных игровых тера­певтических техник.

Виржиния Сатир, участник группы Пало-Альто, по­нимала, что существует потребность в новом, нестан­дартном подходе к совершенствованию сеанса семей­ной терапии. В ее книге «Peoplemaking»1, обсуждалась эта необходимость на двух примерах. Применяя техни­ку «семейной скульптуры», Сатир попыталась обратить внимание не на ребенка, а на семью в целом. На сеан­се каждый член семьи создавал скульптуру из других участников, физически и символически выражая этим свое отношение. После того как семья осознавала, что каждый из них являлся частью скульптуры, или про­блемы, становилось проще найти решение этой про­блемы.

Другой пример игровой техники, описываемый в ее книге, предназначался для того, чтобы показать важ­ность работы вне офиса. Сатир (1972) предлагала детям трех лет и старше сделать следующее:

Сядьте на стулья рядом друг с другом... Каждый выбира­ет способ общения. Например, один из вас обвиняет, другой

В. Сатир «Вы и ваша семья», М., Апрель-Пресс. ЭКСМО-Пресс, 2000.


примиряет, третий тоже обвиняет... Займите соответствую­щее положение и удерживайте эту позицию в течение мину­ты. Затем сядьте и примите те же позы, но уже беседуя... не бойтесь переиграть или преувеличить (стр. 82).

После 5 минут такого общения участники должны сесть на места и пронаблюдать свои мысли и чувства, касающиеся игры, а именно — что прояснилось во вну­трисемейных отношениях. При использовании этой техники обнаружилось, что уровень коммуникативнос­ти и эмпатии в группах, возглавляемых Сатир, возрос и сохранялся и в повседневной жизни. Одна из самых интересных особенностей метода Сатир состоит в том, что особое значение придается семейной саморегуля­ции. На самом деле, этот метод был предшественником другого вида семейной психотерапии, называемой «фи-лиальная терапия», в которой родителю отводится роль «терапевта» (Guerney, 1964).

После двадцати лет развития семейной терапии ра­бота В. Сатир поставила следующий вопрос: будут ли другие формы игры настолько же эффективны, как и уже разработанные? Витакер, видимо, считал, что это так. Его игровые методы, которые он любя называл «терапия абсурда», состояли из спонтанных игровых провокаций, например, притвориться скучающим во время сеанса или настаивать на том, что семья больше не будет продолжать курс терапии. Но с помощью этих методов он хотел уменьшить сопротивление семьи и добиться желаемой реакции объединения и участия в лечении. В большей степени относящейся к сфере се­мейной игры и менее сенсационной является работа Витакера в Винсконскинском университете, которая касалась привлечения для участия в сессии расширен-


 




Э.1НАНАДЖИЛ


ИГРА В СЕИЕЙНОЙ ТЕРАПИИ


 


ного состава семьи. Хотя Витакер в начале своих экс­периментов особо не говорил о роли детей в терапев­тической сессии, он был одним из первых, кто стал на­стаивать на том, что их присутствие необходимо. Вита-керу понадобилось больше десяти лет, чтобы перейти от теории семейной игровой терапии к практике. Так же, как и предшествующие пионеры этого направле­ния, он испытывал сложности в обосновании валидно-сти семейной терапии. Витакер хотел обратить внима­ние психиатрического общества и убедить в том, что игра должна быть неотъемлемой частью сессии. В 1981 году, получив грант Национального института психи­ческого здоровья, Витакер и его коллега Дэвид Кит (David V. Keith) опубликовали работу «Игровая тера­пия: парадигма для работы с семьями» («Play Therapy: A Paradigm for Work with Families»), где в остроумной форме критиковали сопротивление семейной терапии (Keith & Whitaker, 1981). Перечисляя сходства между игровой и семейной психотерапией, Кит и Витакер (они оба были детскими психиатрами) рассматривают две группы: терапевты, использующие игру в курсе ле­чения, но не подозревающие о преимуществах работы с семьей в целом, и семейные терапевты, которые не знают о многосторонности игры. Более всего Кита и Витакера интересовали такие аспекты психотерапии, как свобода, неограниченность во времени и условиях, нерациональность, которые могли быть достигнуты с помощью игры. К тому же, они предположили, что их целью в семейной терапии должно быть достижение «чувства семьи», а игра расширяет возможности полу­чения совместного опыта (стр. 244). В их статье ярко

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...