ИГРА В GEAJEflHOfi ТЕМП11И 2 глава
Психотерапия отношений Отто Ранк и Карл Роджерс в отличие от структурных терапевтов считали процесс психотерапии недирективным. Они были главными защитниками терапии элншджид ИГРА В СЕМЕЙНОЙ ТЕРАПИН
Бихевиоральная терапия В шестидесятых годах развивалась бихевиоральная терапия, основывавшаяся на принципах теории научения. Эта теория содержит в себе идеи положительного и отрицательного подкрепления, моделирования и поддерживает применение этих идей для оказания помощи детям с проблемным поведением. Терапия бихевиорально-го направления занимается лишь текущими проблемами
поведения, она не занимается ни прошлым, ни эмоциями и переживаниями, которые могли предшествовать поступкам и служить их причиной, или эмоциями, сопровождающими поведение. Бихевиористы не пытались добиться аффективной разрядки или других выражений внутренних чувств, не стремились к тому, чтобы клиент пережил катарсис и отреагирование. Бихевиоральные методы непосредственно использовались при работе с детьми в игровых комнатах или для обучения родителей, чтобы они могли использовать эти техники дома. Это на-правление терапии широко использовалось в области ре-шения детских проблем, особенно тех проблем, причи-ной которых был недостаток воспитания. В рамках этой теории игра использовалась как средство и не рассматри-валась как ценность сама по себе. Групповая психотерапия Многие клиницисты стали экспериментировать: они собирали детей в группы, чтобы убедиться, что это име-ет потенциал позитивного терапевтического влияния. Шефер (Shaefer, 1980) пишет, что Славсон (Slavson) проводил опыты по групповой работе в 1947 году, он работал с группой дошкольников. Члены группы во время сессий играли, рисовали, лепили — таким образом Славсон хотел помочь им «освободиться от эмоционального и физического напряжения». В 1950-м Шиф-фер (Schiffer) разработал такой метод работы, который стал известен как «терапевтические игровые группы», в них дети могли свободно общаться друг с другом при минимальном вмешательстве со стороны терапевта (Rothenberg & Schiffer, 1996). Согласно Шеферу, в этом ашнАджил ИГРА В СЕМЕЙНОЙ ТЕРАПИЯ
«Ведущий, предпочтительно с мужчиной и женщиной в качестве ко-терапевтов, способствуют повышению сплоченности группы, определяют групповые цели, показывают, как нужно действовать, сохраняют у группы ориентацию на задачу, служат как образец и репрезентируют систему ценностей. Выполняя эти задачи, лидер может предложить внести ясность в происходящее, проанализировать транзакции, подвести итоги, поделиться собственными ощущениями, проанализировать эмоции других членов группы и время от времени очертить эмоциональное состояние группы на данный момент», (стр. 129)
Групповая терапия как терапевтическая стратегия, используемая при работе с детьми, продолжает оставаться популярной и в некоторых случаях является наилучшей альтернативой (Mandell et al., 1990; Johnson, 1993). Песочная психотерапия Краткое изложение основных моделей детской терапии было бы незавершенным без упоминания значительного вклада Доры Кальфф (Dora Kalff, 1980) в это направление. Она изобрела песочную психотерапию. Профессионалы, использующие в работе песочную психотерапию, а она базируется на юнгианских принципах, символически рассматривают песочницу как душу ребенка. Таким образом, терапевты этого направления интерпретируют то, какие предметы ребенок использует при построении композиции в песочнице и их положение в ней, а также прохождение ребенком различных стадий этого процесса. Хотя многие детские психотерапевты применяют игру с песком в терапии, песочная терапия — это особый терапевтический подход, со своими собственными техниками. Во многих современных работах по песочной терапии (например Bradway et al., 1990) исследуются различные применения и вариации этой модели.
Заключение Я кратко выделила основные черты таких теорий, как психоанализ, гуманистическая, бихевиоральная и юнгианская психотерапии. Это основные теоретичес- элишджил НП>А В СЕМЕЙНОЙ ТЕРАПИИ
ВИДЫ ИГРОВОЙ ТЕРАПИИ Недирективная, или клиент-центрированная, игровая терапия, которую поддерживают сторонники терапии взаимоотношений, ненавязчива. Она аналогична клиент-центрированной терапии, созданной Карлом Роджерсом (Carl Rogers, 1951). Создание этого особого вида игровой терапии приписывают Экслайн, которая описала этот подход в своей классической работе «Dibbs in Search of Self»1 (Axline, 1964). Она различает директивную и недирективную игровую терапию по простому критерию: «Игровая терапия может быть директивной по своей форме — это значит, что терапевт может брать на себя ответственность за руководство и
интерпретацию, и может быть недирективной — терапевт может переложить ответственность за происходящее и управление ситуацией на ребенка» (стр. 9). Согласно последнему типу терапии, ребенку позволяют выбирать то, во что он хочет играть, поддерживают его в этом выборе и предоставляют ему свободу играть столько, сколько он хочет.
Гернье (Guerney, 1983) приводит две главные особенности клиент-центрированной терапии. Первая: она «способствует процессам развития и нормализации», и вторая — терапевт «должен доверить ребенку управление развитием событий, чтобы он сам выбирал подходящий ему курс» (стр. 58). Недирективный терапевт наблюдает за игрой ребенка, часто подтверждая вербально то, что он видит. В заключение Гернье утверждает: «Реализация личности в соответствии со своим собственным планом — цель недирективной игровой терапии» (стр. 21). Недирективные терапевты вырабатывают гипотезы, которые затем проверяют на практике; интерпретации используются редко и только после достаточного количества наблюдений. Они концентрируют свое внимание на ребенке, стараются не задавать вопросов и не дают никаких указаний или инструкций. Недирективные техники всегда полезны на диагностической стадии лечения и, как отмечает Гернье, эффективны при решении широкого круга проблем. Ссылаясь на вышесказанное, основное различие директивного и недирективного подхода заключается в активности клинициста в процессе терапии. Директивные терапевты структурируют занятие; выявляют, стимулируют бессознательные, скрытые процессы, вторга- ЗЛИАНАДЖШ! ИГРА В СЕМЕЙНОЙ ТЕРАПИИ
Виды директивной терапии многочисленны и включают в себя среди других бихевиоральную и гештальт-терапию, некоторые виды семейной терапии. Определенные техники, такие, как терапия с использованием марионеток, рассказывание историй, некоторые формы арт-терапии, применяются в обоих видах терапии. Недирективный терапевт может предложить ребенку нарисовать что-нибудь или рассказать историю с помощью кукол, в то время как директивный терапевт может попросить ребенка нарисовать определенный предмет или рассказать какую-то определенную историю. Чейзен и Уайт (Chasen & White, 1989) в своем исследовании того, следует или нет привлекать детей в семейную терапию, убедительно доказали потенциальную ценность директивного подхода в работе с семьей:
В той степени, в которой игра включена в терапию, семьи становятся вовлеченными в деятельность и демонстрируют высокий уровень активности. В той степени, в которой она является директивной, она оказывается эффективной и точной. Насколько она основывается на фактах, настолько она информативна в вопросах повседневной жизни. Ролевая игра обычно служит иллюстрацией всех трех факторов: она всегда увлекает, обычно она директивна, часто основывается на реальных событиях (хотя также может быть и выдуманной). Особенно примечательными ее особенностями являются энтузиазм, с которым члены семьи имитируют друг друга, и честность, с которой они демонстрируют свою повседневную жизнь и те эмоции, которые она вызывает (стр. 9). Другие авторы также поддерживали применение директивной терапии при работе с детьми. Мартинес и Вайл-диз (Martinez & Valdez, 1992) предполагали, что при работе с детьми клиницист должен занимать" «более активную позицию», фокусируясь на несовершеннолетнем статусе ребенка как на «главном пункте анализа» (стр. 85). Их модель работы с несовершеннолетними детьми, описанная как «содействующий терапевт», структурирована так, чтобы «получить доступ к культурным и социокультурным темам», с единой целью — «оказать поддержку ребенку» (стр. 89). Многие игровые терапевты строго разделяют директивный и недирективный подходы, но я думаю, что два этих направления в равной степени полезны и могут быть использованы вместе в зависимости от особенностей и потребностей конкретного ребенка. Гернье (Guerney, 1983) высказывает схожую точку зрения: Не обязательно быть клиент-центрированным терапевтом и исключить все остальные подходы. Не обязательно придерживаться теории личностного роста и саморазвития, из которой развился подход, чтобы работать с системой успешно. Надо только придерживаться подхода в целом и не потворствовать тому, что многие практики ошибочно называют эклектизмом. Под эклектизмом в действительности понимается объединение лучших элементов из двух или большего количества различных подходов в новое интегрированное целое (стр. 59).
3 - 9374 ИГРА В СЕМЕЙНОЙ ТЕРАПИИ
ИСТОРИЯ СЕМЕЙНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ И ПРИМЕНЕНИЕ В НЕЙ ИГРОВЫХ ТЕХНИК (глава написана при участии Карлы Каплан) Вопрос о том, предоставлять или нет услуги по семейному лечению, был очень не простым для терапевтов сороковых годов. Социальная работа, направление, которое развивалось в то время, продемонстрировала необходимость сосредоточения на проблемах семьи, но сферы психиатрии и работы с семьей воспринимались как отдельные направления. Имеющиеся в то время теории вступали в противоречие с социальными нуждами послевоенного общества, и область психиатрии столкнулась с терапевтическим тупиком. Психоаналитическая теория Фрейда предполагала, что симптоматичное поведение является результатом нарушения регулирования внутренних структур — ид, эго и суперэго. Фрейдисты также считали, что такой недостаточный контроль над личностью почти никак не связан с социальными влияниями и должен был лечиться сам по себе. В результате этого лечение, во время которого присутствовали бы члены семьи, рассматривали как приносящее вред пациенту. В то же время психоаналитические техники настолько утвердились, что многие теоретики не стали рассматривать другие этиологические факторы, которые могли бы объяснить появление и сохранение проблемного поведения. Как уже упоминалось ранее, в послевоенной культуре возрастал интерес к вопросу социального контек- ста в личностных расстройствах. Это было связано отчасти с тем фактом, что традиционная психоаналитическая теория не могла дать ответ на то, как реагировать на возрастание уровня детской преступности. Например, традиционное психоаналитическое лечение воспринимали как метод медленного и утомительного лечения шизофрении. В результате исследования, проводившегося в то время с целью определить, каким образом лечить определенные расстройства (в частности, связанные с шизофренией и подростковой преступностью), сконцентрировались на изучении семейной терапии. В начале пятидесятых годов четыре группы начали работать над новой концепцией семейной терапии. Но до заседания Американской психиатрической ассоциации в 1956 году эти группы работали изолированно друг от друга. Группа, которая позднее получит название «Группа Пало-Альто» — изначально в нее входили Грегори Бейтсон, Дон Джексон, Джон Уикленд, Джей Хэйли (позднее к ним присоединилась Вирджиния Сатир), — начала изучать семьи шизофреников (Bateson, Jackson, Haley, & Weakland, 1956). Сначала Бейтсон и его коллеги получали информацию о семье от самого пациента, не приглашая членов семьи, не беседуя с ними и не наблюдая за ними (на это все еще сохранялось табу). Они описали специфические различия в паттернах семейных взаимодействий между семьями, в которых жил шизофреник, и семьями других пациентов, и сделали предположение, что между развитием шизофрении и семейной динамикой могла существовать определенная связь. Два характерных отличия, обнаруженные группой ЭЛИАНАДЖИЛ ИГРА В СЕМБЙНОЛ TEPAEIH11
На другом конце страны проблемами работы с семьями занимался Мюррей Боуэн (Murrey Bowen), который присоединился к Лаймону Уайну (Lyman Wynne) в Национальном институте психического здоровья. Боуэн был рьяным защитником участия родителей (особенно матери) в процессе лечения. Его первая работа в клинике Меннингера (Menninger Clinic) была посвящена исследованию влияния диады мать-ребенок
на поддержание шизофрении. Минуайл и Уинни (Meanwhile & Wynne) обнаружили, что индивидуальная терапия очень часто неэффективна в лечении тяжелого психоза и экспериментировали с совместной терапией. В то же самое время, когда Боуэн проводил свои эксперименты в клинике Меннингера, там же работал другой пионер семейной терапии — Натан Аккерман (Nathan Ackerman). Аккерман работал главным психиатром в Детской клинике Меннингера (Child Guidance Clinic at Menninger) и изначально придерживался правила «держать пациента изолированно от семьи». Проводя свое исследование и наблюдая за неработающими шахтерами и их семьями, он пришел к выводу о чрезвычайной важности элемента семьи при формировании дисфункционального поведения. Он писал: Среди неработающих шахтеров наблюдались депрессии, связанные с чувством вины, ипохондрические страхи, психосоматические кризисы, сексуальные расстройства и ущербная самооценка. Структура семейной жизни радикально менялась из-за неспособности шахтеров выполнять свою привычную роль кормильца семьи (1967, стр. 126). Аккерман отмечает, что роли в семье изменились в результате того, что отец «забросил» семью. Этот и другие опыты привели его к заключению, что воздействия, несомненно, должны быть направлены на семью в целом. Аккерман начал время от времени наблюдать не только за пациентами, но и за их семьями в своем офисе или у них дома, так как ему нужны были средства для выхода из терапевтического тупика в случаях с трудными детьми. Осознав важность семейной терапии как дисципли-
3.1 ПАНА ДЖИЛ
Наравне с текстами Аккермана публикации Джона Белла (John Bell) принято считать первыми работами по семейной терапии в ее современном понимании. Белл, профессор психологии в Университете Кларка, столкнулся с семейной терапией благодаря недоразумению. Из беседы с Джоном Сазерлендом из Тавикс-токской клиники в Лондоне Белл узнал, что один из коллег Сазерленда наблюдал за целой семьей, которая в полном составе присутствовала на сессии. В действительности же Сазерленд лишь имел в виду, что Бо-улби встречался с каждым членом семьи индивидуально и только иногда со всей семьей вместе (Siiverman & Siiverman, 1962). Белла увлекла идея наблюдать за се- ИГРА В СЕМЕЙНОЙ ТЕРАПИИ мьей в целом. Он пытается проделать это и в 1958 году пишет о своих достижениях в предисловии к книге Аккермана «Психодинамика семейной жизни» (1958). В 1961 году Белл публикует свои открытия в статье, озаглавленной «Групповая семейная терапия».
ЭЛНАН4ДЖНЛ ИГРА В СЕМЕЙНОЙ ТЕРШН1
Хотя все работы, описанные выше, составляют основу семейной игровой терапии, самые широко известные и наиболее влиятельные из таковых были написаны Карлом Витакером и Виржинией Сатир (Carl Witaeker and Virginia Satir). Эти два творческих терапевта включили в свои ранние теории два самых важных компонента семейной игры: вовлечение в нее юных членов семьи и применение признанных игровых терапевтических техник. Виржиния Сатир, участник группы Пало-Альто, понимала, что существует потребность в новом, нестандартном подходе к совершенствованию сеанса семейной терапии. В ее книге «Peoplemaking»1, обсуждалась эта необходимость на двух примерах. Применяя технику «семейной скульптуры», Сатир попыталась обратить внимание не на ребенка, а на семью в целом. На сеансе каждый член семьи создавал скульптуру из других участников, физически и символически выражая этим свое отношение. После того как семья осознавала, что каждый из них являлся частью скульптуры, или проблемы, становилось проще найти решение этой проблемы. Другой пример игровой техники, описываемый в ее книге, предназначался для того, чтобы показать важность работы вне офиса. Сатир (1972) предлагала детям трех лет и старше сделать следующее: Сядьте на стулья рядом друг с другом... Каждый выбирает способ общения. Например, один из вас обвиняет, другой
примиряет, третий тоже обвиняет... Займите соответствующее положение и удерживайте эту позицию в течение минуты. Затем сядьте и примите те же позы, но уже беседуя... не бойтесь переиграть или преувеличить (стр. 82). После 5 минут такого общения участники должны сесть на места и пронаблюдать свои мысли и чувства, касающиеся игры, а именно — что прояснилось во внутрисемейных отношениях. При использовании этой техники обнаружилось, что уровень коммуникативности и эмпатии в группах, возглавляемых Сатир, возрос и сохранялся и в повседневной жизни. Одна из самых интересных особенностей метода Сатир состоит в том, что особое значение придается семейной саморегуляции. На самом деле, этот метод был предшественником другого вида семейной психотерапии, называемой «фи-лиальная терапия», в которой родителю отводится роль «терапевта» (Guerney, 1964). После двадцати лет развития семейной терапии работа В. Сатир поставила следующий вопрос: будут ли другие формы игры настолько же эффективны, как и уже разработанные? Витакер, видимо, считал, что это так. Его игровые методы, которые он любя называл «терапия абсурда», состояли из спонтанных игровых провокаций, например, притвориться скучающим во время сеанса или настаивать на том, что семья больше не будет продолжать курс терапии. Но с помощью этих методов он хотел уменьшить сопротивление семьи и добиться желаемой реакции объединения и участия в лечении. В большей степени относящейся к сфере семейной игры и менее сенсационной является работа Витакера в Винсконскинском университете, которая касалась привлечения для участия в сессии расширен-
Э.1НАНАДЖИЛ ИГРА В СЕИЕЙНОЙ ТЕРАПИИ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|