ИГРА В GEAJEflHOfi ТЕМП11И 2 глава
Психотерапия отношений Отто Ранк и Карл Роджерс в отличие от структурных терапевтов считали процесс психотерапии недирективным. Они были главными защитниками терапии элншджид ИГРА В СЕМЕЙНОЙ ТЕРАПИН
отношений. Терапия отношений основывается на теории личности, которая «допускает, что человек обладает не только способностью решать свои проблемы, но и всевозрастающей силой, которая делает более продуманное, разумное поведение более удовлетворяющим, чем неразумное поведение» (Guerney, 1983, стр. 23). Это направление психотерапии придает особое значение полному принятию ребенка таким, какой он есть. Мустакас (Moustakas, 1996), другой выдающийся представитель детской психотерапии, утверждал, что искренность терапевта — главное условие успешного лечения. Кроме того, он полагал, что для достижения результата терапии необходимо сосредоточение на «здесь и сейчас». Экслайн (Axline, 1969) придает важность доверительным отношениям в процессе терапии, она рассматривает их как «решающий фактор» (стр. 74). Позднее Экслайн в своих работах четко обозначила преимущества недирективной терапии, особенно в имевшей большой успех книге «Дибс в поисках себя» («Dibbs in Search of Self»1. Бихевиоральная терапия В шестидесятых годах развивалась бихевиоральная терапия, основывавшаяся на принципах теории научения. Эта теория содержит в себе идеи положительного и отрицательного подкрепления, моделирования и поддерживает применение этих идей для оказания помощи детям с проблемным поведением. Терапия бихевиорально-го направления занимается лишь текущими проблемами См. русский перевод: Вирджиния Экслайн «Развитие личности в игровой терапии. Дибс в поисках себя». М, Апрель-Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2000.
поведения, она не занимается ни прошлым, ни эмоциями и переживаниями, которые могли предшествовать поступкам и служить их причиной, или эмоциями, сопровождающими поведение. Бихевиористы не пытались добиться аффективной разрядки или других выражений внутренних чувств, не стремились к тому, чтобы клиент пережил катарсис и отреагирование. Бихевиоральные методы непосредственно использовались при работе с детьми в игровых комнатах или для обучения родителей, чтобы они могли использовать эти техники дома. Это на-правление терапии широко использовалось в области ре-шения детских проблем, особенно тех проблем, причи-ной которых был недостаток воспитания. В рамках этой теории игра использовалась как средство и не рассматри-валась как ценность сама по себе. Групповая психотерапия Многие клиницисты стали экспериментировать: они собирали детей в группы, чтобы убедиться, что это име-ет потенциал позитивного терапевтического влияния. Шефер (Shaefer, 1980) пишет, что Славсон (Slavson) проводил опыты по групповой работе в 1947 году, он работал с группой дошкольников. Члены группы во время сессий играли, рисовали, лепили — таким образом Славсон хотел помочь им «освободиться от эмоционального и физического напряжения». В 1950-м Шиф-фер (Schiffer) разработал такой метод работы, который стал известен как «терапевтические игровые группы», в них дети могли свободно общаться друг с другом при минимальном вмешательстве со стороны терапевта (Rothenberg & Schiffer, 1996). Согласно Шеферу, в этом ашнАджил ИГРА В СЕМЕЙНОЙ ТЕРАПИЯ
направлении терапии уникальным является то, что «ребенок должен научиться делить взрослого с другими детьми» (стр. 101). Групповая терапия пользуется в настоящее время популярностью отчасти потому, что она не требует больших усилий со стороны терапевта, к тому же уверенность в эффективности этого метода возрастает. Ялом (Yalom, 1975) отмечает такие многочисленные «целительные» свойства групповой терапии, как внушение надежды, универсальность, сообщение информации, поощрение альтруистического поведения, корректирующий анализ влияния родительской семьи, развитие коммуникативных навыков, имитационное поведение, групповая сплоченность, катарсис и экзистенциальные факторы — чувство собственного достоинства и чувство вовлеченности в группу1. Крафт (Kraft, 1980) утверждает, что эффективное групповое лечение должно включать в себя следующие элементы:
«Ведущий, предпочтительно с мужчиной и женщиной в качестве ко-терапевтов, способствуют повышению сплоченности группы, определяют групповые цели, показывают, как нужно действовать, сохраняют у группы ориентацию на задачу, служат как образец и репрезентируют систему ценностей. Выполняя эти задачи, лидер может предложить внести ясность в происходящее, проанализировать транзакции, подвести итоги, поделиться собственными ощущениями, проанализировать эмоции других членов группы и время от времени очертить эмоциональное состояние группы на данный момент», (стр. 129) Подробнее смотри в книге: Ирвин Ялом «Групповая психотерапия. Теория и практика», М, Апрель-Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2000. Групповая терапия как терапевтическая стратегия, используемая при работе с детьми, продолжает оставаться популярной и в некоторых случаях является наилучшей альтернативой (Mandell et al., 1990; Johnson, 1993). Песочная психотерапия Краткое изложение основных моделей детской терапии было бы незавершенным без упоминания значительного вклада Доры Кальфф (Dora Kalff, 1980) в это направление. Она изобрела песочную психотерапию. Профессионалы, использующие в работе песочную психотерапию, а она базируется на юнгианских принципах, символически рассматривают песочницу как душу ребенка. Таким образом, терапевты этого направления интерпретируют то, какие предметы ребенок использует при построении композиции в песочнице и их положение в ней, а также прохождение ребенком различных стадий этого процесса. Хотя многие детские психотерапевты применяют игру с песком в терапии, песочная терапия — это особый терапевтический подход, со своими собственными техниками. Во многих современных работах по песочной терапии (например Bradway et al., 1990) исследуются различные применения и вариации этой модели.
Заключение Я кратко выделила основные черты таких теорий, как психоанализ, гуманистическая, бихевиоральная и юнгианская психотерапии. Это основные теоретичес- элишджил НП>А В СЕМЕЙНОЙ ТЕРАПИИ
кие разработки, на которые полагается терапевт при работе с ребенком, любая другая известная техника может быть помещена в один из этих разделов. Необходимо также отличать различные виды детской психотерапии от детских психотерапевтических техник. Любая детская терапия базируется на определенной теоретической системе или концепции, в то время как техники содействуют этой теории. Некоторые виды детской терапии настолько гибки, что они включают в себя множество техник, а другие обладают лишь ограниченным их количеством. Еще одним способом провести различия между видами терапии могло бы быть разделение директивного и недирективного стиля игровой терапии. ВИДЫ ИГРОВОЙ ТЕРАПИИ Недирективная, или клиент-центрированная, игровая терапия, которую поддерживают сторонники терапии взаимоотношений, ненавязчива. Она аналогична клиент-центрированной терапии, созданной Карлом Роджерсом (Carl Rogers, 1951). Создание этого особого вида игровой терапии приписывают Экслайн, которая описала этот подход в своей классической работе «Dibbs in Search of Self»1 (Axline, 1964). Она различает директивную и недирективную игровую терапию по простому критерию: «Игровая терапия может быть директивной по своей форме — это значит, что терапевт может брать на себя ответственность за руководство и Русский перевод — В. Экслайн, «Развитие личности в игровой терапии. Дибс в поисках себя», М., Апрель-Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2000. интерпретацию, и может быть недирективной — терапевт может переложить ответственность за происходящее и управление ситуацией на ребенка» (стр. 9). Согласно последнему типу терапии, ребенку позволяют выбирать то, во что он хочет играть, поддерживают его в этом выборе и предоставляют ему свободу играть столько, сколько он хочет.
Гернье (Guerney, 1983) приводит две главные особенности клиент-центрированной терапии. Первая: она «способствует процессам развития и нормализации», и вторая — терапевт «должен доверить ребенку управление развитием событий, чтобы он сам выбирал подходящий ему курс» (стр. 58). Недирективный терапевт наблюдает за игрой ребенка, часто подтверждая вербально то, что он видит. В заключение Гернье утверждает: «Реализация личности в соответствии со своим собственным планом — цель недирективной игровой терапии» (стр. 21). Недирективные терапевты вырабатывают гипотезы, которые затем проверяют на практике; интерпретации используются редко и только после достаточного количества наблюдений. Они концентрируют свое внимание на ребенке, стараются не задавать вопросов и не дают никаких указаний или инструкций. Недирективные техники всегда полезны на диагностической стадии лечения и, как отмечает Гернье, эффективны при решении широкого круга проблем. Ссылаясь на вышесказанное, основное различие директивного и недирективного подхода заключается в активности клинициста в процессе терапии. Директивные терапевты структурируют занятие; выявляют, стимулируют бессознательные, скрытые процессы, вторга- ЗЛИАНАДЖШ! ИГРА В СЕМЕЙНОЙ ТЕРАПИИ
ются в них или напрямую пытаются выявить защитные механизмы и вести ребенка в тех направлениях, которые находят полезными. В отличие от них, недирективные терапевты «подчиняются ребенку, всегда центрированы на нем и пытаются уловить все его сообщения, даже самые скрытые» (Guerney, 1983). Также недирективная терапия, по своей природе, более краткосрочна, больше ориентирована на симптом и меньше зависит от феномена переноса, чем директивная. Виды директивной терапии многочисленны и включают в себя среди других бихевиоральную и гештальт-терапию, некоторые виды семейной терапии. Определенные техники, такие, как терапия с использованием марионеток, рассказывание историй, некоторые формы арт-терапии, применяются в обоих видах терапии. Недирективный терапевт может предложить ребенку нарисовать что-нибудь или рассказать историю с помощью кукол, в то время как директивный терапевт может попросить ребенка нарисовать определенный предмет или рассказать какую-то определенную историю. Чейзен и Уайт (Chasen & White, 1989) в своем исследовании того, следует или нет привлекать детей в семейную терапию, убедительно доказали потенциальную ценность директивного подхода в работе с семьей:
В той степени, в которой игра включена в терапию, семьи становятся вовлеченными в деятельность и демонстрируют высокий уровень активности. В той степени, в которой она является директивной, она оказывается эффективной и точной. Насколько она основывается на фактах, настолько она информативна в вопросах повседневной жизни. Ролевая игра обычно служит иллюстрацией всех трех факторов: она всегда увлекает, обычно она директивна, часто основывается на реальных событиях (хотя также может быть и выдуманной). Особенно примечательными ее особенностями являются энтузиазм, с которым члены семьи имитируют друг друга, и честность, с которой они демонстрируют свою повседневную жизнь и те эмоции, которые она вызывает (стр. 9). Другие авторы также поддерживали применение директивной терапии при работе с детьми. Мартинес и Вайл-диз (Martinez & Valdez, 1992) предполагали, что при работе с детьми клиницист должен занимать" «более активную позицию», фокусируясь на несовершеннолетнем статусе ребенка как на «главном пункте анализа» (стр. 85). Их модель работы с несовершеннолетними детьми, описанная как «содействующий терапевт», структурирована так, чтобы «получить доступ к культурным и социокультурным темам», с единой целью — «оказать поддержку ребенку» (стр. 89). Многие игровые терапевты строго разделяют директивный и недирективный подходы, но я думаю, что два этих направления в равной степени полезны и могут быть использованы вместе в зависимости от особенностей и потребностей конкретного ребенка. Гернье (Guerney, 1983) высказывает схожую точку зрения: Не обязательно быть клиент-центрированным терапевтом и исключить все остальные подходы. Не обязательно придерживаться теории личностного роста и саморазвития, из которой развился подход, чтобы работать с системой успешно. Надо только придерживаться подхода в целом и не потворствовать тому, что многие практики ошибочно называют эклектизмом. Под эклектизмом в действительности понимается объединение лучших элементов из двух или большего количества различных подходов в новое интегрированное целое (стр. 59).
3 - 9374 ИГРА В СЕМЕЙНОЙ ТЕРАПИИ Глайа 2 ИСТОРИЯ СЕМЕЙНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ И ПРИМЕНЕНИЕ В НЕЙ ИГРОВЫХ ТЕХНИК (глава написана при участии Карлы Каплан) Вопрос о том, предоставлять или нет услуги по семейному лечению, был очень не простым для терапевтов сороковых годов. Социальная работа, направление, которое развивалось в то время, продемонстрировала необходимость сосредоточения на проблемах семьи, но сферы психиатрии и работы с семьей воспринимались как отдельные направления. Имеющиеся в то время теории вступали в противоречие с социальными нуждами послевоенного общества, и область психиатрии столкнулась с терапевтическим тупиком. Психоаналитическая теория Фрейда предполагала, что симптоматичное поведение является результатом нарушения регулирования внутренних структур — ид, эго и суперэго. Фрейдисты также считали, что такой недостаточный контроль над личностью почти никак не связан с социальными влияниями и должен был лечиться сам по себе. В результате этого лечение, во время которого присутствовали бы члены семьи, рассматривали как приносящее вред пациенту. В то же время психоаналитические техники настолько утвердились, что многие теоретики не стали рассматривать другие этиологические факторы, которые могли бы объяснить появление и сохранение проблемного поведения. Как уже упоминалось ранее, в послевоенной культуре возрастал интерес к вопросу социального контек- ста в личностных расстройствах. Это было связано отчасти с тем фактом, что традиционная психоаналитическая теория не могла дать ответ на то, как реагировать на возрастание уровня детской преступности. Например, традиционное психоаналитическое лечение воспринимали как метод медленного и утомительного лечения шизофрении. В результате исследования, проводившегося в то время с целью определить, каким образом лечить определенные расстройства (в частности, связанные с шизофренией и подростковой преступностью), сконцентрировались на изучении семейной терапии. В начале пятидесятых годов четыре группы начали работать над новой концепцией семейной терапии. Но до заседания Американской психиатрической ассоциации в 1956 году эти группы работали изолированно друг от друга. Группа, которая позднее получит название «Группа Пало-Альто» — изначально в нее входили Грегори Бейтсон, Дон Джексон, Джон Уикленд, Джей Хэйли (позднее к ним присоединилась Вирджиния Сатир), — начала изучать семьи шизофреников (Bateson, Jackson, Haley, & Weakland, 1956). Сначала Бейтсон и его коллеги получали информацию о семье от самого пациента, не приглашая членов семьи, не беседуя с ними и не наблюдая за ними (на это все еще сохранялось табу). Они описали специфические различия в паттернах семейных взаимодействий между семьями, в которых жил шизофреник, и семьями других пациентов, и сделали предположение, что между развитием шизофрении и семейной динамикой могла существовать определенная связь. Два характерных отличия, обнаруженные группой ЭЛИАНАДЖИЛ ИГРА В СЕМБЙНОЛ TEPAEIH11
Бейтсона, помогли сформулировать точку зрения, что семья — это «система», в рамках которой каждый ее член зависим от другого и другие зависят от него. Первое отличие представляло собой дисфункциональную форму «семейного гомеостаза» (термин введен Джексоном): если шизофреник начинает поправляться, то, вероятно, какой-то другой член семьи начинает деградировать. Другими словами, семейное устройство зависит от шизофрении как фактора, обеспечивающего равновесие, и ее члены оказываются не готовы к последствиям терапии. Вторая проблема была в том, что группа открыла «феномен двойной связи» («double-bind phenomenon»), описывающий ситуацию, в которой родители адресуют детям нелогичные и противоречивые сообщения. Например, родитель, который заявляет: «Я не зол», повышая голос и говоря это раздраженным тоном. По предположению Бейтсона, дети-шизофреники реагируют на родительские парадоксы тем, что начинают выражаться иррационально (Bateson et al.,1956)1. На другом конце страны проблемами работы с семьями занимался Мюррей Боуэн (Murrey Bowen), который присоединился к Лаймону Уайну (Lyman Wynne) в Национальном институте психического здоровья. Боуэн был рьяным защитником участия родителей (особенно матери) в процессе лечения. Его первая работа в клинике Меннингера (Menninger Clinic) была посвящена исследованию влияния диады мать-ребенок Более подробно ознакомиться с этим феноменом и другими аспектами человеческих взаимоотношений можно в книгах: Вацлавик П., Бивин Д., Джексон Д. «Прагматика человеческих коммуникаций», М., ЭКСМО-Пресс, 2000; Лэйнг Р. «Я и другие», М, ЭКСМО-Преес, 2002; Николе М., Шварц Р. «Семейная терапия: концепции и методы», Mi, Изд-во ЭК.СМО, 2002. на поддержание шизофрении. Минуайл и Уинни (Meanwhile & Wynne) обнаружили, что индивидуальная терапия очень часто неэффективна в лечении тяжелого психоза и экспериментировали с совместной терапией. В то же самое время, когда Боуэн проводил свои эксперименты в клинике Меннингера, там же работал другой пионер семейной терапии — Натан Аккерман (Nathan Ackerman). Аккерман работал главным психиатром в Детской клинике Меннингера (Child Guidance Clinic at Menninger) и изначально придерживался правила «держать пациента изолированно от семьи». Проводя свое исследование и наблюдая за неработающими шахтерами и их семьями, он пришел к выводу о чрезвычайной важности элемента семьи при формировании дисфункционального поведения. Он писал: Среди неработающих шахтеров наблюдались депрессии, связанные с чувством вины, ипохондрические страхи, психосоматические кризисы, сексуальные расстройства и ущербная самооценка. Структура семейной жизни радикально менялась из-за неспособности шахтеров выполнять свою привычную роль кормильца семьи (1967, стр. 126). Аккерман отмечает, что роли в семье изменились в результате того, что отец «забросил» семью. Этот и другие опыты привели его к заключению, что воздействия, несомненно, должны быть направлены на семью в целом. Аккерман начал время от времени наблюдать не только за пациентами, но и за их семьями в своем офисе или у них дома, так как ему нужны были средства для выхода из терапевтического тупика в случаях с трудными детьми. Осознав важность семейной терапии как дисципли-
3.1 ПАНА ДЖИЛ ны со своими собственными правилами, Аккерман умело воспользовался своими навыками и стал развивать театрализованный тип терапии, действующий по принципу «здесь и сейчас». Это привело к тому, что он стал одной из наиболее стимулирующих и интересных фигур семейной терапии. Сочетая свои знания о детях и о семье, Аккерман пришел к пониманию того, что стратегически важно, чтобы сеанс семейной терапии носил игровой характер. Его сценическое остроумие, которое часто было таким прямым, грубоватым и стимулирующим, что приводило пациентов в хохот, рассматривалось как наиболее верный способ разрушения психологических защит. Он умело комбинировал относительно недирективный метод соперничества между собой и членом семьи с безопасностью полусерьезной атмосферы, то есть использовал юмор, чтобы снизить сопротивление семьи. Аккерман показал, что игра, если она используется эффективно, дает ошеломляющие результаты (Ackerman, 1970). Наравне с текстами Аккермана публикации Джона Белла (John Bell) принято считать первыми работами по семейной терапии в ее современном понимании. Белл, профессор психологии в Университете Кларка, столкнулся с семейной терапией благодаря недоразумению. Из беседы с Джоном Сазерлендом из Тавикс-токской клиники в Лондоне Белл узнал, что один из коллег Сазерленда наблюдал за целой семьей, которая в полном составе присутствовала на сессии. В действительности же Сазерленд лишь имел в виду, что Бо-улби встречался с каждым членом семьи индивидуально и только иногда со всей семьей вместе (Siiverman & Siiverman, 1962). Белла увлекла идея наблюдать за се- ИГРА В СЕМЕЙНОЙ ТЕРАПИИ мьей в целом. Он пытается проделать это и в 1958 году пишет о своих достижениях в предисловии к книге Аккермана «Психодинамика семейной жизни» (1958). В 1961 году Белл публикует свои открытия в статье, озаглавленной «Групповая семейная терапия». Бегло ознакомимся с тем, что было сделано в теории и практике семейной терапии в шестидесятые годы. После того как теоретики стали признаны сообществом, в том числе психиатрическим, они начали развивать оригинальные стили работы. Некоторые из этих видов терапии близки тому, что мы сейчас называем семейной игровой терапией, хотя это происходило почти двумя десятилетиями раньше, чем семейная игра сама по себе вошла в обиход. В 1960 году Бейтсон и его группа старались разработать теорию, которая бы объясняла взаимодействие в семейных триадах. Бейтсон заметил, что в семьях шизофреников формирование диад происходит случайным образом, так, будто они принимают участие в состязаниях. Он сравнивает.эти паттерны поведения с нестабильными играми с пятью участниками, которые были описаны в «Теории игр» Фон Ньюманна и Моргенштейна (Von Neumann and Morgenstern). Фон Ньюманн описывает игры, в которых возможности объединения постоянно меняются. Если человек занимал позицию «победителя», то он покидает свою группу и ищет того, с кем объединиться. В терапии коалиции появляются и исчезают сходным способом. Если кто-то вторгается в группу без приглашения или пара чувствует вину за то, что исключила третьего, то такие коалиции распадаются сами по себе. Бейтсон утверждает, что внутрисемейные связи ослабевают из-за постоянного разрушительного влия- ЭЛНАН4ДЖНЛ ИГРА В СЕМЕЙНОЙ ТЕРШН1
ния, которое несет в себе глубоко подсознательное «исполнение игр». Хотя все работы, описанные выше, составляют основу семейной игровой терапии, самые широко известные и наиболее влиятельные из таковых были написаны Карлом Витакером и Виржинией Сатир (Carl Witaeker and Virginia Satir). Эти два творческих терапевта включили в свои ранние теории два самых важных компонента семейной игры: вовлечение в нее юных членов семьи и применение признанных игровых терапевтических техник. Виржиния Сатир, участник группы Пало-Альто, понимала, что существует потребность в новом, нестандартном подходе к совершенствованию сеанса семейной терапии. В ее книге «Peoplemaking»1, обсуждалась эта необходимость на двух примерах. Применяя технику «семейной скульптуры», Сатир попыталась обратить внимание не на ребенка, а на семью в целом. На сеансе каждый член семьи создавал скульптуру из других участников, физически и символически выражая этим свое отношение. После того как семья осознавала, что каждый из них являлся частью скульптуры, или проблемы, становилось проще найти решение этой проблемы. Другой пример игровой техники, описываемый в ее книге, предназначался для того, чтобы показать важность работы вне офиса. Сатир (1972) предлагала детям трех лет и старше сделать следующее: Сядьте на стулья рядом друг с другом... Каждый выбирает способ общения. Например, один из вас обвиняет, другой В. Сатир «Вы и ваша семья», М., Апрель-Пресс. ЭКСМО-Пресс, 2000. примиряет, третий тоже обвиняет... Займите соответствующее положение и удерживайте эту позицию в течение минуты. Затем сядьте и примите те же позы, но уже беседуя... не бойтесь переиграть или преувеличить (стр. 82). После 5 минут такого общения участники должны сесть на места и пронаблюдать свои мысли и чувства, касающиеся игры, а именно — что прояснилось во внутрисемейных отношениях. При использовании этой техники обнаружилось, что уровень коммуникативности и эмпатии в группах, возглавляемых Сатир, возрос и сохранялся и в повседневной жизни. Одна из самых интересных особенностей метода Сатир состоит в том, что особое значение придается семейной саморегуляции. На самом деле, этот метод был предшественником другого вида семейной психотерапии, называемой «фи-лиальная терапия», в которой родителю отводится роль «терапевта» (Guerney, 1964). После двадцати лет развития семейной терапии работа В. Сатир поставила следующий вопрос: будут ли другие формы игры настолько же эффективны, как и уже разработанные? Витакер, видимо, считал, что это так. Его игровые методы, которые он любя называл «терапия абсурда», состояли из спонтанных игровых провокаций, например, притвориться скучающим во время сеанса или настаивать на том, что семья больше не будет продолжать курс терапии. Но с помощью этих методов он хотел уменьшить сопротивление семьи и добиться желаемой реакции объединения и участия в лечении. В большей степени относящейся к сфере семейной игры и менее сенсационной является работа Витакера в Винсконскинском университете, которая касалась привлечения для участия в сессии расширен-
Э.1НАНАДЖИЛ ИГРА В СЕИЕЙНОЙ ТЕРАПИИ
ного состава семьи. Хотя Витакер в начале своих экспериментов особо не говорил о роли детей в терапевтической сессии, он был одним из первых, кто стал настаивать на том, что их присутствие необходимо. Вита-керу понадобилось больше десяти лет, чтобы перейти от теории семейной игровой терапии к практике. Так же, как и предшествующие пионеры этого направления, он испытывал сложности в обосновании валидно-сти семейной терапии. Витакер хотел обратить внимание психиатрического общества и убедить в том, что игра должна быть неотъемлемой частью сессии. В 1981 году, получив грант Национального института психического здоровья, Витакер и его коллега Дэвид Кит (David V. Keith) опубликовали работу «Игровая терапия: парадигма для работы с семьями» («Play Therapy: A Paradigm for Work with Families»), где в остроумной форме критиковали сопротивление семейной терапии (Keith & Whitaker, 1981). Перечисляя сходства между игровой и семейной психотерапией, Кит и Витакер (они оба были детскими психиатрами) рассматривают две группы: терапевты, использующие игру в курсе лечения, но не подозревающие о преимуществах работы с семьей в целом, и семейные терапевты, которые не знают о многосторонности игры. Более всего Кита и Витакера интересовали такие аспекты психотерапии, как свобода, неограниченность во времени и условиях, нерациональность, которые могли быть достигнуты с помощью игры. К тому же, они предположили, что их целью в семейной терапии должно быть достижение «чувства семьи», а игра расширяет возможности получения совместного опыта (стр. 244). В их статье ярко
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|