ИГРА В GEAJEflHOfi ТЕМП11И 3 глава
описано, почему дети играют столь важную роль в процессе лечения: Забота современной детской психиатрии о детях выражается в том, что на них не обращают внимания и исключают из семейной терапии... Отмечается растущая потребность включения детей в терапию... Семьи нуждаются в присутствии детей на терапии, поскольку это придает сходство с жизненной ситуацией. Мы снова и снова обнаруживаем, что изменения в семье менее заметны и происходят гораздо медленнее, если дети исключаются из терапевтического процесса (Keith & Whitaker, 1981, p. 244). В статье также четко представлены потенциальные возможности использования игры. Различные сцены, связанные с проявлением чувств страха и агрессии, могут быть разыграны с использованием доски и мелков. Используя солдатиков, можно изобразить на полу целые батальные сцены. При этом на школы, больницы, города, страны, на родителей, детей и психотерапевтов могут «падать бомбы». Все это имеет колоссальную силу воздействия, поскольку оказывается вынесенным за пределы «реального мира». Это не только цивилизованный, культурный образ повседневной жизни, это отражение самых грубых, самых вызывающих, совершенно не приукрашенных, наиболее извращенных ее форм. Поэтому кабинет игровой терапии является подобием современного кинотеатра, на экране которого могут демонстрироваться фантастические образы, сексуальные аномалии, убийства, суицид и насилие. Все это свободно и открыто выражается ребенком, которого никак не ограничивают в его действиях. Высвобождая все это; ребенок более терпимо и спокойно относится к собственным дефектам, странностям, особенностям своего внутреннего Я. Таким образом, его внутренний опыт открывается для мира человеческих отношений (стр. 245).
алншджил ИГРА В СЕМЕЙНОЙ ТЕРАШ1Н
Хотя Кит и Витакер оставили очень мало конкретных описаний того, как именно они применяли игру при работе с семьями, их общие рекомендации для терапевтов состояли в следующем: участников следует располагать на полу; детей можно усаживать на колени; участники могут меняться ролями и говорить «от лица» другого; терапевт способствует разрушению внутрисемейных группировок; смеется вместе с другими над кем-то из семьи; учит выражать их свои подавленные желания через парадоксальное вмешательство, например, просит одного участника помочь другому человеку изобразить самого себя; говорит глупости, шутит; ведет себя еще более бессмысленно, чем клиент; действует в соответствии со своими внутренними импульсами, даже если его поведение кажется абсурдным; притворяется плачущим, если ребенок отказывается играть. Кит и Витакер говорили, что они «всегда были готовы начать играть» (стр. 251), поэтому они просили родителей приводить с собой детей и держали всегда под рукой игрушки. Тем не менее они перечислили несколько ситуаций, в которых игра, по-видимому, особенно важна: когда терапевт находится в затруднительном положении; когда имеет место продолжительная патология; когда участники не воспринимают свою семью как нечто целое; когда отсутствует сплоченность и каждый думает только о себе; когда имеет место спутанность поколений, которая проявляется в отклоняющихся от нормы случаях с «родительствуюшими» детьми; когда терапевт сталкивается с непреодолимым барьером в виде шизофрении; когда семья отрицает наличие каких-либо проблем, несмотря на очевидную дисгармонию в отношениях; когда существуют культурные или социальные противоречия среди членов семьи; когда терапевту отказывают в доступе, исключают его, и когда семья становится «безумной и скатывается в хаос» (стр. 252). Далее они писали, что игра малоэффективна при работе с семьями, которые отличаются очень ригидной структурой, когда в семье кто-то умер или имели место другие «сакральные» ситуации, когда терапевт испытывает сильную тревогу в игре, увлекаясь игрой, теряет контроль или когда игра задумывается исключительно для того, чтобы снизить тревогу семьи, поскольку они обнаружат, что тревога необходима, чтобы обеспечить толчок для изменений.
Как читатели могут помнить, вопрос о том, сколько времени занимает терапия, ранее уже обсуждался. В действительности, семейная терапия возникла в ответ на длительное, утомительное лечение шизофрении. Игровая терапия, в свою очередь, представляется ответом на длительную и утомительную процедуру семейной терапии, практиковавшуюся до того, как в терапию пришли Кит и Витакер. Таким образом, игровая терапия стала звеном в поиске лучшей теоретической мышеловки — лучшей идеей для тех семейных терапевтов, которые могли также свободно экспериментировать, как Витакер и Сатир. Другие семейные терапевты не были настолько готовы работать с чуждым для них миром семейных игр. В семидесятые годы появились лишь разрозненные статьи по этой теме (например, Bloch, 1976; Dowling & Jones, 1978; Villeneuve, 1970; Zilbach, Bergrl & Gass, 1972). Возможно, это произошло потому, что семейную терапию считали мимолетной причудой. Считалось,
ЗЛИШДЖН.1 что семейная терапия может применяться в гораздо меньшем масштабе и представляет собой незначительный интерес. Вероятно также, что многие семейные терапевты воспринимали игру как нечто слишком сложное и абстрактное, чтобы использовать ее в работе с семьей, или что техники, которые подразумевают игровой подход, слишком сложны, чтобы им можно было обучить. Например, Кобак и Уотерс (Kobak ahd Waters, 1984) писали: «Писать об игре и об игровом взаимодействии так же тяжело, как давать кому-нибудь уроки на тему, как быть смешным и забавным» (сцъ 96). К тому же, то, что семейные игровые техники разрабатывались и демонстрировались такими харизматическими и выдающимися терапевтами, могло произвести парадоксальный эффект: многие техники, которые они демонстрировали с такой легкостью, казались непомерно сложными для обычных клиницистов. Чейзин и Уайт (Chasin and White, 1989) утверждали, что «в действительности, в реальной практике дети гораздо чаще исключаются из семейной терапии, чем принимают в ней участие» (стр. 5), и продолжали далее, что дети не включаются в сеансы терапии по следующим причинам: «детей ограждают от информации или действий, которые могут причинить им вред» (стр. 6); клиницисты отдают предпочтение теории, которая настаивает на том, чтобы работать исключительно со взрослыми; клиницисты верят в то, что «окончательная разгадка и решение проблемы заключается в родительской подсистеме» (стр. 6); потому что прием семьи без детей является самым «эффективным способом помощи семье» (стр. 6); клиницисты опасаются того, что* совместная работа со взрослыми и с детьми невозможна, потому
ИГРА В СЕМЕЙНОЙ ТЕРАПИИ что, когда дети скучают, они сбивают с толку и уводят в сторону от терапевтической работы, или, наоборот, работа с детьми и использование игровых техник мо- жет отдалить других членов семьи. В заключение Чейзин и Уайт пишут, что «некоторые терапевты уверенно работают с детьми и со взрослыми, но на разных сессиях. Они могут сопротивляться участию детей в совместной терапии, потому что техники, которые они применяют при работе с детьми и со взрослыми, имеют очень мало общего» (стр. 6). Эти авторы предлагают множество техник (в первую очередь ролевую игру), юткоторыми можно было эффективно работать одновременно и с детьми, и со взрослыми. В 1985 году Ариэл, Карел и Тиано (Ariel, Carel, Туапо) сделали значительный вклад в применение игры в работе с семьями, рекомендуя использовать «игру-воображение», которая, по их мнению, является «необычайно ценным и пластичным средством экспрессии и коммуникации» (стр. 10). Они также предполагали, что, если терапевт вовлечет семью в такую «игру воображения», это будет способствовать расширению выбора директивных или недирективных способов коммуникации. Вместо того чтобы проговаривать все вслух и тем самым выяснять отношения, семья может разыграть коммуникацию в рамках «воображаемой» игры. Более важным моментом является то, что Ариэл и его коллеги, несомненно, поддерживают активное участие в терапевтической сессии маленьких детей и считают это очень важным. Они подчеркивают парадоксальную природу «воображаемых» игр, в которых человек притворяется, что делает что-то или говорит что-то от лица другого или становится кем-то другим. Они по-
ЭЛ ПАНА ДЖИЛ ИГРА В СЕЧЕННОЙ ТЕРАПИИ
ощряли терапевта занимать партнерскую позицию в семейной игре — быть зрителем, режиссером или актером; или брать на себя множество других ролей: наблюдателя, комментатора, критика или генератора идей. Авторы делают вывод, что использование «воображаемой» игры позволяет терапевту узнать больше об эмоциональной жизни членов семьи, их желаниях и стремлениях, сильных и слабых сторонах, а также потенциальных возможностях. Кобак и Уотерс (1984) замечают, что об игре можно судить как о метакоммуникации и как о «деятельности, совершаемой в необычных обстоятельствах, поэтому ее результаты могут быть неожиданны» (стр. 95). Опираясь на исследования игр животных, они утверждают, что игрой в сессии семейной терапии можно манипулировать разными способами и с помощью этого помочь семье найти новые возможности для изменений. Это достигается главным образом благодаря тому, что «терапевт постоянно экспериментирует в процессе игры: дает начало, прерывает, вносит изменения в последовательность игры и очередность исполнения ролей, дает указания, реорганизует, обрывает взаимодействия и восстанавливает их, преувеличивает или игнорирует отдельные факты» (стр. 96). Если такие манипуляции не вызывают отторжения, то терапевт продолжает придерживаться экспериментального типа поведения, надеясь, что прежние проблемы и паттерны взаимодействия трансформируются в нечто новое. Ьни называют такие стратегии «пороговая игра», она содержит в себе смесь запланированного направления и открытой программы. Кобак и Уотерс предостерегает, что в этих техниках есть определенный риск, который берет на себя терапевт, и что «пороговая игра» есть нечто большее, чем техника, — это «образ мышления, настроение и метакоммуникапия» (стр. 96). Джоан Зильбах (Joan Zilbach, 1986) написала великолепную книгу, в которой проследила историю игры в рамках семейной терапии. (Недавняя книга Шефера и Кэри (1994) собрала много важных статей, которые содействовали и поддерживали возможность применения игры в семейной терапии.) Зильбах ссылается на Аккермана (отца семейной терапии) и Сатир (мать семейной терапии), которые твердо отстаивали точку зрения, что дети должны участвовать во всех сессиях семейной терапии, в том числе и маленькие дети. Зилъ-бах отмечает, что, хотя Сатир обсуждала проблему участия детей в предварительной беседе с семьей в книге «Conjoint Family Therapy» (1964) и акцентировала внимание на вербальных техниках с детьми и некоторых других, таких, как движение, танец, игра и драма, она не включила обсуждение игры в семейной терапии.
Зильбах отмечает, что Минухин (Minuchin) всегда включал детей, рассуждая о структуре се'мьи, и делал отдельные замечания по поводу положения детей внутри семьи. Она утверждает, что игра не описывалась им подробно, но он поддерживал ее во многих своих работах. Он упоминал использование игровых материалов, например маленьких стульев и игрушек, также он включал игровые техники во множество случаев своей практики (Zilbach, 1986). Например, Минухин рассказывает о встрече с семьей, в которой было трое детей младше 6 лет: «терапевты, родители и дети сидели на полу, строили башни и катали машинки» (стр. 32). Зильбах замечает: «встречаются небольшие описания ИЛ ПАНА ДЖИЛ ИГРАВ СЕМЕЙНОЙ ТЕРАПИИ
игры наряду с другими структурными описаниями семьи. Но им не уделялось особенно много внимания, они достаточно отрывочны» (1986, стр. 33). Зильбах описывает Витакера как «терапевта, открытого для игры», «энтузиаста и одного из наших последовательных сторонников в вопросе вовлечения детей и применения игры», который подчеркивал важность игры с детьми и семьями (стр. 34). В продолжение Зильбах говорит, что Витакер разработал особые виды игр, которыми он с удовольствием пользовался при работе с семьями, но другим семейным терапевтам нелегко было применять их. В частности, он придумал технику, называемую «игровое сражение», куда входили некоторые достаточно агрессивные игры с детьми. Витакер приводил такой пример: «Если они кусались, то мы кусались в ответ. Мы подробно и с серьезным видом обсуждали их садистские фантазии об отрывании голов, выкалывании глаз или выбивании мозгов» (Keith & Whitaker, 1977, стр. 120). Витакер утверждал, что такие игры часто становились средством, благодаря которому бессознательное содержание выходило на поверхность в фантазиях или рисунках. Некоторые терапевты, такие, как Фулуэйлер (Ful-weiler) (Haley & Hoffman, 1967), поощряли участие маленьких детей в совместной детско-родительской сессии, если ребенок был «достаточно взрослым для такого участия», и даже давали рекомендации, как это определить (стр. 20). Большинство терапевтов придерживались субъективных критериев, таких, как: если ребенок может включаться в вербальное общение или если терапевт чувствует себя комфортно в присутствии ребенка. Точка зрения Фулуэйлера, в сущности, отража- ет мнение большинства, полагающегося на системную теорию семьи, чтобы объяснить исключение из работы маленьких детей. Он полагал, что терапевтическая сессия проходит наиболее эффективно при работе в триадах (комбинация два родителя и ребенок), потому что при сочетаниях больших, чем триады, количество взаимодействий намного превышало способность терапевта наблюдать и реагировать на них. Зильбах ссылается на статью Монтальво и Хзйли (Montalvo and Haley, 1973) «В защиту детской терапии», где всесторонне обсуждается проблема исключения детей из семейной терапии и семейным терапевтам рекомендуют рассмотреть вопрос о включении игры, поскольку это может способствовать позитивным изменениям как у детей, так и у всей семьи. Джатмен и Вил-ленью (Guttman, I975; Villeneuve, 1979) также обсуждали важность участия детей в терапии и говорили о недостатке материалов и описаний методов работы с детьми, подчеркивая необходимость конкретных методик. Семейная терапия получила импульс к развитию в 1960-е и 1970-е, и я бы хотела рассмотреть некоторые из причин этого. В этот период было разработано много нового в добавление к тому, о чем уже упоминалось выше. Ирвин и Маллой (Irwin and Malloy, 1975), когда писали статью, посвященную семейному интервью с использованием марионеток, заметили, что «семейные терапевты разработали большое количество новаторских техник, направленных на то, чтобы облегчить- общение и взаимодействие между членами семьи, которое происходит сразу на нескольких смысловых уровнях» (стр. 170). Среди этих техник семейный Роршах, элкшджнд ИГРА В СЕМЕЙНОЙ ТЕРАПИИ
филиальная терапия; объединенные семейные сессии; совместная семейная разработка плана какой-либо деятельности; совместное выполнение задач, в том числе семейная творческая работа; расстановка одним членом семьи всех остальных в сценку, отражающую их отношения; создание всей семьей коллажей, картин или рисунков. Было разработано несколько настольных игр для всей семьи. Игра «Изменение в семье» (Berg, 1982) помогала детям справиться с разводом родителей, игра «Найти решение» (Blechman, Kotanchik & Taylor, 1981) и «Игра в семейный контракт» (Blechman, 1974) помогали членам семьи совершенствовать навык 1975) рассказывали о пользе семейного интервью с ис тивление игровым техникам, применяющимся или индивидуально, или в семейной сессии. В добавление к уже упоминавшимся сторонникам игры в семейной терапии, идею включения детей в семейную терапию и вовлечения семьи в работу с помощью игровых техник также поддерживали Комбринк-Грэхем, Зильбах, Шэрф и Шэрф, а также Эриел (Combrink-Graham, 1988; Zilbach, 1986; Scharff and Scharff, 1987; Ariel, 1992). Комбринк-Грэхем утверждает, что дети привносят нечто новое и важное в терапию, причем игра позволяет им освободить свои истинные чувства. Она отмечает, что в повседневной жизни у детей и взрослых «очень мало общего» (стр. 6) и что терапевт должен помочь семье найти баланс между деятельностью ради детей и деятельностью ради взрослых. Комбринк-Грэхем пришла к выводу, что в работе эффективны такие методы, как кинетический рисунок семьи, свободная игра или свободное рисование; ролевое проигрывание различных ситуаций, например, когда члены семьи имитируют друг друга. Она предполагала, что такие формы деятельности помогают членам семьи достичь взаимной эмпатии. Зильбах уверена, что игра не воспринимается серьезно, потому что взрослые не понимают, что для ребенка игра — это «работа». Но в то же время она считает, что игра предусматривает прямое выражение важных данных, касающихся семьи; снижает тревожность У взрослых, которые, словно дети, становятся увлеченными и поглощенными деятельностью, и позволяет детям сдерживать собственную тревогу. Зильбах обнаружила, что дети в семейной терапии быстро воспроизводят основные проблемы, существующие в семье (на- элншджил ИГРА В СЕЧЕННОЙ ТКР4ПИИ
пример, ребенок рисует шторм, изображая ссору родителей); также они могут быть союзниками терапевта, помогая преодолеть сопротивление посещению сеансов, иногда они выступают как бы детекторами скрытых проблем. Этот терапевт предлагает использование простых игровых материалов, таких, как бумага, фломастеры, цветные карандаши, пластилин, куклы, фигурки, изображающие членов семьи. Она предлагает «вводить некоторые игрушки для специально предназначенных целей. Например, невербальному освобождению от агрессии через игру способствует предмет, предназначенный для ударов... большая подушка или... пластиковая груша, которая качается из стороны в сторону, когда по ней ударяют» (стр. 136). Шэрф и Шэрф обнаружили, что маленькие дети, которые еще мало знают о защитах семьи, часто «выбалтывают» важные факты, причем никто из членов семьи не наказывает их за это. Более того, наблюдение за реакцией членов семьи на поведение ребенка может послужить хорошим барометром общей семейной динамики. Эти терапевты поддерживают применение некоторых стратегий в семейной терапии с маленькими детьми: использование игровых материалов; позволение детям играть в то время, когда другие члены семьи разговаривают; совместная работа с другим терапевтом, который отвечает за работу с ребенком (или с семьей). Эти предложения не подразумевают применение игры как терапевтического инструмента для взрослых, так же как и для детей. Шэрф и Шэрф также рекомендуют привязывать игровое поведение ребенка к терапии, которая проводится с семьей, например, клиницист просит ребенка доработать рисунок, созданный родите- лями, или использует результаты детского творчества в качестве материала для семейного обсуждения, или может установить непосредственную связь: «Джонни, по-видимому, нарисовал семейную проблему». Они предостерегают, что такие прямые техники могут казаться угрожающими и оказывающими давление на маленьких детей и, следовательно, могут быть более эффективны для детей старшего возраста. Как пишут Шэрф и Шэрф, игра может стать основной деятельностью в семейной сессии, сфокусированной на детях или когда применяется с целью снижения тревоги и определения семейных реакций на ситуацию, когда детям позволено играть, в то время как другие члены семьи разговаривают. Широкое обсуждение проводилось относительно использования совместной игровой терапии для детей и родителей. Сафер (Safer, 1965) описывает совместную игровую терапию как вариант семейного лечения, цель которого — исправить конфликтное взаимодействие ребенка и родителей. Терапия проводится в обычной игровой комнате, и ребенок выбирает игру, в которой будут участвовать и родители. Цель совместной игровой сессии — дать терапевту возможности для определения типовых паттернов взаимодействия и предложить альтернативные. Клиницисты, остающиеся в основном ориентированными на ребенка, наблюдают его игру и интерпретируют ее в контексте семьи. Другими словами, игра «репрезентирует и отражает» дисфункциональные отношения между ребенком и родителями. Трифф (Griff, 1983) описывала в своей книге «Семейная игровая терапия» кратковременную технику ра- ЭЛНАКАДЖИЛ ИГРА В СЕМЕЙНОЙ ТЕРАПИИ
боты с детьми и семьями, используемую терапевтом в дополнение к другим приемам. Грифф утверждает: Семейная игровая терапия обеспечивает такой подход, при котором родители могут обучиться более эффективным способам взаимодействия с детьми, причем созданная на сессии атмосфера не только улучшает восприимчивость к подобной информации, но и позволяет детям чувствовать себя свободно и комфортно. Эта техника позволяет терапевту выступить моделью поведения для родителей, если раньше у них не было образцов поведения. Создается контролируемая и безопасная обстановка, в которой родители могут свободно экспериментировать, применять различные роли, пытаться измениться (стр. 67). л Грифф говорит, что эта техника достаточно гибкая. Это значит, что ее можно применить в лтдбой момент лечения после того, как установились доверительные отношения между терапевтом и семьей. В технику входит заключение договора о 8—10 семейных терапевтических сессиях; выбор одной или двух отдельных конкретных целей; установление промежуточных и основных этапов достижения этих целей. Необходимо попросить детей и родителей перечислить те игры, которым они отдают предпочтение, и подобрать те из них, которые соответствуют стилю семьи; ввести в эту деятельность и руководить ею; моделировать новые паттерны и навыки; способствовать тому, чтобы родители и/или дети инициировали и осваивали новые навыки независимо от сессии. Грифф объясняет, что «[игровая семейная терапия] не обязывает придерживаться специфической техники, которая может подходить или не подходить отдельной семье... Этой модели свойственна гибкость в применении, определенное положение и форма: кратковременность, адаптируемость, направленность на то, чтобы вывести семью из повторяющихся циклов неудач и страхов, связанных с попытками достижения изменений» (стр. 75). Конвей (Conway, 1971) предложила пройти совместную семейную терапию десяти семьям, в которых были дети первого и второго классов, имеющие низкий уровень школьной адаптации по сравнению со своими ровесниками. Она обнаружила, что в тех семьях, которые прошли совместную терапию, значительно понизилось количество негативно окрашенных взаимодействий и изменилось соотношение позитивных и негативных интеракций в пользу первых, В этом исследовании игровые стратегии не были задействованы, точнее, в нем применялись другие техники, чтобы облегчить эмоциональное общение членов семьи. Шиди (Sheedy, 1978), используя в качестве образца четыре семьи, имевшие опыт сессий совместной терапии с элементами игровых техник, обнаружил, что взрослые участники переживали эти сессии как «нечто сверхординарное, вызывающее воспоминания и эмоциональные переживания, пробуждающее мысли и чувства, которые содержали все разнообразие человеческого опыта» (стр. 390). Эриел (Ariel, 1992) сделал существенный вклад в наше понимание игры. Он разработал метод анализа детской активности, заключающей в себе притворство, фантазии и воображение себя кем-то другим. Эриел заинтересовался тем, что игра, «по-видимому, тяжело поддается научному описанию и объяснению», и счел, что для этого можно воспользоваться «критериями тщательности и точности», принятыми в таких дисцип- ялпшджил линах, как лингвистика, семиотика, логика, этология человека, которые он изучал. В результате, Эриел последние 15 лет своей жизни посвятил исследованиям и развитию своих теоретических и практических знаний о вышеупомянутых типах игр, дабы расширить познания в этой области. Он говорил, что игра похожа на «новый континент, который открыли, но до конца еще не исследовали». Семейные и игровые терапевты проделали громадную работу по пропаганде участия детей в семейных сессиях, использования игровых техник для эффективного вовлечения детей в терапевтический процесс и по разработке креативных и активных техник, которые могли сблизить детей и взрослых, дабы они могли общаться и находить решения конфликтов. В то же время лишь минимальные исследовательские усилия прилагались к тому, чтобы документировать, обосновывать то, каким образом игровые техники могли быть полезны в работе с детьми и их семьями. Должны быть предприняты попытки изучения эффективности семейных сессий с маленькими детьми, где игровая техника была бы представлена как семейная. В последующих главах будут перечислены все возможные мнения и выдвинута основная причина использования игры в рамках семейных терапевтических сессий. Глаба 3 ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ ИНТЕГРАЦИИ ИГРОВОЙ И СЕМЕЙНОЙ ТЕРАПИИ Интеграция игры в семейную терапию усиливает о6а этих терапевтических подхода. Как описывалось в первой главе, игровая терапия предоставляет детям возможность освободиться от сдерживаемых эмоций, выразить себя вербально, невербально и через использование символов; компенсировать проблемы, существующие в реальности; найти выход из них; повторить бесчисленное количество ситуаций, с которыми дети могут столкнуться в воображаемых играх. Цель игровой терапии — помочь детям идентифицировать и выразить иx переживания здоровым способом, а не симптомооб-разующим, а также способствовать тому, чтобы они проработали неприятные для них эмоции, нашли альтернативный, не порождающий проблем способ пове-дения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|