ИГРА В GEAJEflHOfi ТЕМП11И 7 глава
рошо, хорошо», — сказала она Ксавье: «Бери столько, сколько хочешь, но проверь, чтобы остались и папе». Отец наклонился вперед и выбрал две марионетки, мать тоже выбрала. Ксавье начал придумывать историю, и тут же начались споры с матерью, как ее продолжить. Отец не вмешивался, он, казалось, был согласен со всем, что предложит сын и жена. У Моники было мало идей по поводу истории. Мать включала время от времени ее в историю, но Ксавье доминировал. Через 20 минут они закончили придумывать историю, мать при этом постоянно смотрела на часы, чтобы удостовериться, что они успевают закончить задание в срок. Я вошла в комнату и сказала,, что с нетерпением жду их рассказа. Я предупредила, чтобы они воспринимали меня как зрителя и показали мне то, что у них получилось. Ксавье начал: Скунс (Ксавье): Я скунс, и везде, где я появляюсь, я распространяю ужасный запах, и все убегают прочь, затыкая нос. Я распространяю самый ужасный запах на свете. Никто не может кушать, когда так пахнет. Пи-Ю. Это мое имя — Пи-Ю. Кит (мать): Итак, я кит, я очень большой и плаваю в огромном океане. Я самая большая рыба в море, и другие рыбы уважают меня, потому что я самая могущественная и самая мудрая рыба. Кстати, у меня очень питательная еда из морских водорослей. Я очень не люблю мусор, который люди выбрасывают из своих лодок. Я думаю, вы назовете меня кит-вегетарианец. Щенок (Моника): Это хорошо, значит, ты меня не съешь. Киты не любят есть щенков, потому что они едят только морскую пищу, морскую рыбу. Волшебник (Ксавье): Я самый ловкий и хитрый, не то что ты, старый толстый кит. Я волшебник, не Оз, а Оооозззз. Я знаю такие вещи, которые не знают другие. Я знаю обо всем. Например, я знаю, что акулы на самом деле дружелюбны и они не едят людей, если люди не пытаются напасть на них, и тогда они начинают есть людей, иначе те не оставят их в покое, не так ли, мистер Акула?
Акула (отец): Я противная акула. Щенок (Моника): Нет, папа, ты не противная акула, ты хорошая... Акула (отец): Хорошо, я хорошая акула, кроме тех случаев, когда люди считают меня противной. Волшебник (Ксавье): Потому что люди не знают всего... Акула (отец): Да, люди не знают, какая я на самом деле. (Поворачиваясь ко мне, отец спрашивает: «Мы должны рассказывать историю, или что?» Я отвечаю: «Да, расскажите мне историю с началом, серединой и концом».) Акула (отец): Однажды в море был рыбак, и он пытался поймать меня, но я уклонялся от гарпунов, которые он бросал в меня... они даже послали глубоко в океан человека в клетке, и они пытались обмануть меня, предлагая съесть большую рыбу, которая истекала кровью и пахла действительно великолепно, но я не дурак, я заметил, что это была ловушка. Ксавье: Но, папа, мы придумали, что ты попадешься, тогда мы сможем тебе помочь. Отец: Да, верно.
ЗЛНАНАДЖНЛ ИГРАВ СЕМЕЙНОЙ ТЕРАПИИ
Акула (отец): Один раз, мне кажется, у меня болела голова или что-то в этом роде, я плохо соображал, и они спустили под воду клетку с красивой акулой-женщиной. Кит (мать): Не хочешь ли ты сказать, красивого кита? Акула (отец): Акулы не любят китов, Ферн, ты же знаешь. Мать: Хорошо, вот до чего мы договорились. Отец: Вы должны помочь мне спастись. Моника: Да, вместе со мной, мама. Мать: Хорошо, продолжайте. Акула (отец): Как бы там ни было, у акулы-женщины были накрашены губы и у нее были большие сережки. Моника: Папа, акулы не носят сережки, глупый. Ксавье: Заткнись тупица... это часть истории. Мать: Ты не мог назвать ее по имени, Ксавье? Ксавье: Ладно, ладно, давай дальше, папа. Акула (отец): Я всего-навсего подошел, чтобы сказать привет, и на меня упала другая клетка. Меня поймали, и мне это не понравилось, я закричал, чтобы позвать своего друга, волшебника.
Волшебник (Ксавье): Хорошенький подарочек ты сделал сам себе. Я помогу тебе выбраться. Акула (отец): Рад слышать. Волшебник (Ксавье): Отлично, я думаю, что собака может распугать рыболовов, и, когда они убегут, мы сможем украсть их ключи и освободить тебя. Акула (отец): Великолепная идея. Давай сюда ту лающую собаку. Ксавье: Давай же Моника, давай собаку. Щенок (Моника): Гав-гав-гав-гав! Мать: Громче, дорогая, ты должна напугать тех рыбаков. Щенок (Моника): Гав-гав-гав-гав. Волшебник (Ксавье): У меня есть идея получше, мистер Акула, Я собираюсь попросить самого большого, толстого и сильного кита в океане приплыть и разбить твою клетку. Кит (мать): Я самый большой и самый сильный. Позвольте мне разобраться с этой клеткой. Где она? (Мать действительно пытается засунуть руку прямо в марионетку акулы, в то время как отец, по-видимому, не знает, как реагировать на это. Дети смеются, пока мать просовывает руку в марионетку акулы.) Акула (отец): Хотя ты и сильный, Кит, ты недостаточно силен, чтобы помочь мне. Я хочу выйти. Мистер Волшебник, мистер Волшебник, какая у вас еще есть идея? Волшебник (Ксавье): Не беспокойся, у меня есть еще одна идея. У меня есть друг, от него исходит самый ужасный в океане запах. Он вытащит тебя. Сейчас он придет. , Скунс (Ксавье): Будьте готовы все и каждый, сейчас вы почувствуете мой могущественный запах. Когда он дойдет до этого места, все в спешке убегут отсюда. Ок, сейчас, будьте готовы. Пуууууф. Получайте то, что заслужили, парни. Вы не можете держать мою акулу в своей тюрьме. Ух ты, стены клетки раскрываются... Эти рыбаки торопливо уезжают на своих моторных лодках... Пи-Ю здесь, чтобы спасти всех. Он выкинет всех прочь из океана и спасет Акулу.
ШТ\«CFMRfiHOfl ТЕРАПИИ Акула (отец): Спасибо, мистер Волшебник, за то, что освободили меня. Волшебник (Ксавье): Ты благодаришь не того. Герой — Пи-Ю. Только он знает, как избавиться от кого угодно. Он могущественный скунс. Он сделал то, что не смогли сделать ни щенок, ни кит. Моника: Мама, моя птичка не пыталась спасти акулу.
Ксавье: Ни одна птица не может спасти акулу. Мать: Ксавье, позволь ей попробовать. Она хот поиграть со своей птичкой. Ксавье: Мама, акула уже свободна. Мать: Акула может снова заплыть в клетку. Ксавье: Мама, почему всегда все происходит так, как она хочет? Мать: Потому что она маленькая... Ну же, Ксавье, ты теряешь время. Она уже могла бы это сделать. (Ксавье сел на стул, демонстрируя обиду, и Моника взяла марионетку птицы.) Моника: Ксави, что я делаю? Ксавье: Меня это не интересует. Акула (отец): Я снова в клетке. О, нет, что мне делать? Мистер Волшебник сказал, что есть только одна минута, после чего он применит свое секретное оружие. О, да, Птичка собирается прилететь сюда и открыть замок. Птичка (Моника): Да, папа, я лечу, чтобы спасти тебя. Я открою замок. Это слишком сложно. О, я не могу. Мать: Ксавье, давай закончим историю заново. Акула (отец): Сейчас давайте посмотрим, мистер Волшебник сказал, что есть секретное оружие... кто-то. кто пахнет действительно плохо... (Отец повернулся к Ксавье: «Давай Ксавье, не будь таким упрямым. Про-сто сделай это снова».) Ксавье: Хорошо, хорошо, приходит скунс и всюду распространяется неприятный запах, и все убегают, и клетка растворяется, и акула становится свободной. Кит (мать): Хорошо, мистер Акула, я надеюсь, вы теперь будете умнее и не будете снова шалить. Акула (отец): Ни за что. Ни за что не собираюсь возвращаться обратно в клетку. Приветствую вас так-же. мистер Кит. Что сегодня на обед? Кит (мать); Как обычно, рыба и водоросли. Поче- му бы вам не заглянуть на обед, если будет время. Акула (отец): У меня куча времени. Я свободная акула. Я приду на обед, но только если мистер Скунс и мисс Щенок, и мисс Птичка тоже придут. Они пыта- лись помочь мне выбраться, и мистер Скунс ухитрился освободить меня... Кит (мать): Все приглашаются на ужин. Ксавье: Это значит, что мистер Волшебник тоже. Конец. Кит (мать): Вот такой неожиданный конец. Терапевт: Это конец вашей истории?.Мать: Думаю, да. Обычно я оставляю вопросы о названии, морали и прочие на потом, но в данном случае мне не терпелось сделать это немедленно, возможно из-за того, что я ощущала потребность семьи или свою собственную в
'ЭТОМ. Терапевт: Мистер Акула, каково название вашей 'истории? МИШ ДЖИЛ ИГР4 В СЕМЕЙНОЙ ТЕРАПИИ
Акула (отец): Заголовок, хм. Я думаю «Свобода — это самое лучшее». Терапевт: Кто еще может придумать название? Мать: «Угадайте, кто придет на ужин». Терапевт: Ксавье и Моника, а ваши названия? Ксавье: «Вонючка-герой». Моника: {хихикая) «Папа возвращается домой». После этого я взяла паузу на несколько минут, чтобы решить, что делать дальше. Впечатления Я была отчасти ошеломлена богатством и разнообразием значений, представленных в этой истории. История отражала и раскрывала и очевидные, и скрытые проблемы этой семьи. В то же время история преподнесла несколько сюрпризов. Я заметила, что поведение отца изменилось. Во время предыдущей сессии его осанка, поза, интонация голоса и сдержанность говорили о том, что он отдален от семьи. Внешне он, казалось, был не вовлечен в терапию, иногда выглядел враждебно настроенным, сопротивляющимся. Мать, похоже, демонстрировала парадоксальное поведение: казалось, что она принимала все решения, давала указания, но все попытки были безрезультатны, и она чувствовала себя подавленной, не справившейся со своими обязанностями. На первой сессии Ксавье был неуправляем, старательно пытался отвлечь терапевта от беседы с другими членами семьи. Оглядываясь назад, можно сказать, что он вел себя героически: он пытался защитить отца и брак родителей. В то же время Ксавье, казалось, нуж- дался в том, чтобы ему каждый уделял много внимания, и довольствовался негативным вниманием со стороны своей матери. Ключи к этим проблемам были получены во время интервью с использованием марионеток. Ксавье выбрал скунса, чей запах заставляет других разбегаться прочь, и волшебника, который может проделывать магические хитрости и решать самые трудные жизненные вопросы. Мать выбрала кита, потому что это отражало ее тревогу о своем весе и весе детей, а также ее желание доминировать и демонстрировать силу. Отец выбрал двух животных, оба эти животные представляли опасность — акула может убивать, и паук, который также представляет смертельную опасность. Выбор отца точно отражал его пассивное поведение. Моника выбрала три марионетки, которые, казалось, соответствовали ее личности: щенок, маленькая птичка и маленькая улыбающаяся девочка с косичками. Было интересно наблюдать за тем, как они сочиняли историю. Мать и Ксавье яростно спорили, оба хотели сделать так, чтобы доминировать и контролировать содержание, направление истории и ее окончание. В этих людях содержалась большая часть энергии семьи. Они боролись так, как это только можно себе представить, и Ксавье упорно продолжал спорить, хотя обычно терпел поражение. Отец спокойно относился к происходящему, не вмешивался в спор. Моника не вынимала изо рта пальцы, слушая активную дискуссию между матерью и братом.
Тема истории была простая: отца поймали в клетку, и нужно было освободить его, и только Ксавье обладал мудростью и особенными способностями и мог спасти его. Хотя волшебник одобрил и позволил киту (матери)
;шш джин НГРШЕЧЕПНОЙ ТЕРАПИИ
и щенку (Монике) попытаться помочь акуле, им это не удалось. Только Ксавье был в состоянии помочь и с помощью запаха скунса освободить отца. Моника чувствовала себя исключенной из истории и просила о равноправном участии. Ксавье не воспринимал ее просьбу и становился сердитым, когда она могла обратить на себя внимание. Он неохотно принимал участие в самом конце, когда я попросила его придумать свое название истории. Было очень много упоминаний пищи, еды и веса. Мать постоянно ссылалась на силу и мощь своих размеров. Также она постоянно говорила о здоровой пище, пользуясь случаем, чтобы навязать домашним свою точку зрения о полезном питании. Когда мать (кит) попыталась «помочь» отцу (акуле), она решила сделать это, пытаясь проникнуть своей марионеткой внутрь марионетки отца, в результате она не смогла прорвать-ся сквозь его броню (то есть через прутья клетки). Казалось, что, когда она помогает, она может причинить вред. Выбор Ксавье скунса отражал его проблему. Из-за его веса люди часто избегали его. По рассказу его матери, Ксавье проводил все больше и' больше времени один, друзья постоянно насмехались над ним. Мать сказала, что ее тоже обижали, когда она была ребенком, и она хотела, чтобы родители проявляли к ней больше интереса, когда она так нуждалась в их помощи. Видимо, она решила, что лучший способ оказать ему внимание заключался в том, чтобы помочь, достаточно грубым образом, изменить предпочтения в еде К сожалению, ее способ помощи Ксавье лишь вредил ему. Видимо, Ксавье нашел парадоксальный способ держать других на расстоянии от себя, набирая вес. Множество подобных наблюдений и мыслей крутилось у меня в голове, и я пыталась решить, что делать дальше. Я думала о способности скунса отпугивать от себя, готовности щенка помочь, о размерах и слабости кита, о его чувстве безысходности и лишенной свободы акуле. В конечном счете, я решила сосредоточиться на акуле, отчасти чтобы утвердить и поощрить дальнейшее участие отца. Терапевт: Мистер Акула, вы таким удивительным способом сбежали из тюрьмы. Скажите, что вы чувствовали, когда так много людей было заинтересовано в том, чтобы помочь вам? Акула (отец): О, я не знаю. Непривычно. Терапевт: Расскажите мне больше об этом, мистер Акула. Акула (отец): Обычно люди боятся меня и не говорят мне больше, чем «привет, как поживаешь»? Терапевт: Вы имеете в виду, что люди временами не замечают вас? Акула (отец): Можно и так сказать. Терапевт: Что бы вы еще могли сказать? Акула (отец): Я бы сказал — игнорируют. Терапевт: Расскажите Киту, на что это похоже, когда тебя игнорируют. Акула (отец): Хорошо... (Избегая контакта глазами с марионеткой кита.) Иногда мне кажется, что мое мнение ничего не значит. Мать: Хорошо, Тони, это потому, что ты никогда не говоришь, что ты чувствуешь. ЗЛМДНА ДЖИЛ ИГРА В СЕЧЕННОЙ ТСРАПНН
Терапевт: Мистер Кит, могу я с вами минутку поговорить? (Мать снова надевает марионетку кита, в то время как дети, не двигаясь, наблюдают за происходящим.) Мистер Кит, вы были одним из тех, кто пытался помочь. Не могли бы вы оказать мне любезность и послушать одну-две минуты то, что скажет Акула. Мать: Да, но я должна была отреагировать на утверждение о том, что его игнорируют. Терапевт: Да, я уверена, что вам и акуле много чего надо обсудить. Но сейчас я интересуюсь, можете ли вы послушать акулу минуту или две? Мать: Конечно. Терапевт: Спасибо, мистер Кит. Кит (мать): Конечно, хорошо. Терапевт: {Осознавая, что было бы более эффек-тивно поддержать позитивный обмен между родителями, я изменила направление вопросов.) Мистер Акула, мы говорили о том, каково это, чувствовать, когда так много людей пытаются тебе помочь выбраться из твоей клетки. Пожалуйста, расскажите Киту, на что это было похоже, когда он пытался помочь вам? Акула (отец): Это было хорошо, что ты старалась... ты пыталась. Кит (мать): Даже несмотря на то, что мне не удалось... Акула (отец): На это можно не обращать внима Терапевт: А что важно? Акула (отец, обращаясь к терапевту): Вы же знаете, что она пыталась. Терапевт: Говорите мистеру Киту, не мне. Акула (отец): То, что ты пыталась, — вот что важно. Терапевт: Что вы почувствовали, когда она помогала вам? Акула (отец) — Смотрит на терапевта. Терапевт: Говорите мистеру Киту, не мне. Акула (отец): Было приятно, что ты пыталась. Терапевт: А вы, мистер Кит, что вы чувствуете, когда вас благодарят за ваши старания? Кит (мать): Не считая того, что я не достигла успеха. Терапевт: Мистер Акула, скажите ей еще раз. Акула (отец): Я признателен тебе за твои попытки. Терапевт: И... (смотря на мать). Кит (мать): Спасибо. Я рада, что пыталась помочь. Терапевт: Мистер Акула, могли бы вы сказать Щенку и Птичке, что для вас значила их помощь? Акула (отец): Мистер Щенок, когда вы лаете, вы пугаете меня. Я удивлен, что вы не распугали всех тех рыбаков... Я думаю, вы лаете, как хороший сторожевой пес. Птичка была так любезна, пытаясь открыть замок, ты всегда выручаешь меня. Спасибо большое. Спасибо зато, что помогли мне выбраться. Моника: Спасибо, папа. Акула (отец): Ты имеешь в виду грозная акула. Моника: Мистер человек-акула. Терапевт: И теперь расскажите Скунсу и Волшебнику, что вы почувствовали, когда они помогали вам. Акула (отец): Вы, мистер Волшебник, вы просто молодец. Вы знали, что делать, и прятали ваше секретное оружие, мистера Пи-Ю (Ксавье тут же закричал: Пи-Ю!), вы хорошо скрывали его до последнего момента, и тогда он вышел и спас положение. Скунс (Ксавье): Да, это я, Супер Пи-Ю.
мишджил Акула (отец): Благодарю вас за то, что вы старались помочь мне выбраться на свободу. Терапевт: Скажите Скунсу и Волшебнику, что вы думаете о том, что они не оставляли своих попыток до тех пор, пока не стали уверены, что вы на свободе? (Мать позднее сказала мне, что восприняла это утверждение как осуждение того, что она не стала упорствовать и перестала пытаться помочь.) Акула (отец): Скунс, твой друг Ксави действительно особенный ребенок. Он мое секретное оружие. На этом моменте я решила остановиться и позволить каждому обдумать, что сейчас произошло. Эта семья, вероятно, уже долгое время не общалась так мирно друг с другом. Они сидели молча, теребили кукол и обменивались улыбками. Терапевт: Время заканчивать. Я хочу поблагодарить вас за то, что все вы участвовали в создании этой истории. Мне кажется, ваша история была очень интересной, и я думаю, мы обсудим ее на следующей сессии. Увидимся на следующей неделе.
. Заключение Семья привела сына на терапию по поводу его «проблемы лишнего веса». Ребенок действительно страдал от избытка лишнего веса и переживал неприятие со стороны друзей. Мать и сын постоянно ругались из-за привычек в еде, в то время как сестра и отец молча наблюдали за этим и не вмешивались. Ксавье в семье уделялось много внимания; Моника была покладистым и спокойным ребенком. Отец Ксавье, Тони, 12Г) игра в сечейной терапии отдалился от семьи в поисках тихого уголка, он занимал как бы нейтральную позицию. Тони вырос в семье, где редко спорили, и его расстраивали постоянные ссоры, происходившие в доме. Родители Фернанды не уделяли ей и ее проблемам достаточно внимания, они старались покормить ее, когда девочка чего-то боялась, беспокоилась или грустила. Фернанда страдала от лишнего веса всю свою жизнь и беспокоилась, что ее сыну придется пережить те же страдания, что и ей. Стремясь уделить ему «достаточно» внимания, она стала вести себя навязчиво по отношению к сыну, она постоянно заботилась о том, сколько и что он съел. Борьба матери и сына за контроль над пищевыми привычками настолько завладела вниманием матери, что она не заметила, как муж отдалился от нее. История с марионетками помогла выяснить, что Ксавье использовал проблему веса для того, чтобы привлечь внимание матери, чтобы она постоянно была сосредоточена на нем, а не на своем муже. Раньше она была полностью сосредоточена на отце, Тони же, наоборот, старался уединиться. Отец описал ощущения человека, запертого в клетке. Это объясняло то, почему он позволил сыну помочь ему выбраться из затруднительного положения. В рассказанной истории отец был признателен за то внимание, которое уделила ему семья, что все члены семьи так заботились о нем (Акуле), а также впервые возникла проблема игнорирования. На последующих сессиях дети хотели повторить дословно ту же самую историю с марионетками, но я заметила, что Ксавье стало легче втянуть в беседу, когда я обращалась к марионеткам и просила их рассказать Друг другу, что они чувствуют. Один раз Ксавье жестом 3.1 IMIN ДЖИЛ пригласил меня вернуться в комнату, хотя прошло только 7 минут с того момента, как семья собралась, чтобы обсудить историю. Семья использовала скунса, заключенную в клетку акулу, щенка и птичку и подавленного и беспомощного кита как метафоры, которые позволили им обсудить семейные проблемы. После их первой истории с марионетками мать перестала твердить только о том, что ест Ксавье, и часто отец (как акула) делал замечания, что Ксавье лучше есть только морские продукты. Ксавье явно был более восприимчив к замечаниям отца о том, что он ест, и, видимо, дорожил вниманием отца. Когда Ксавье стал вести себя более спокойно, Моника начала имитировать самые возмутительные выходки Ксавье, причем родители реагировали на это не так резко, как в случае с Ксавье. Как говорилось ранее, не все семьи оперируют таким количеством символов, как в описанном случае. Однако намного больше семей, чем мы можем подозревать, предрасположены «говорить знаками», через игру и истории, которые могут в слегка искаженной или явной форме выразить скрытые проблемы. Тем не менее метафора обеспечивает часто так необходимую дистанцию и безопасность, благодаря которым человек может раскрыться. Некоторые семьи приходится уговаривать несколько дольше, и иногда мне приходится ждать, чтобы прошло какое-то время, прежде чем приступить к этой технике. Иногда требуется показать семьям видеозаписи занятий, где применялась техника, или самой рассказать историю с помощью марионеток. Если с помощью этой техники мне не удается вовлечь гемью в активную работу, я обращаюсь за помощью к другим. Глава 5 СЕМЕЙНАЯ АРТ-ТЕРАПИЯ Изобразительные искусства всегда интересовали психотерапевтов, потому что они представляют собой инструмент, с помощью которого человек может выразить свой внутренний мир. Остер и Гоулд (Oster and Gould, 1987) начинают свою книгу, посвященную рисунку и его применению в терапии, с «истории развития» рисунка как такового. Они пишут, что рисунок и другие формы искусства встречались уже в первобытной культуре в виде резьбы по дереву, наскальных рисунков; они служили символами, с помощью которых люди могли выразить чувства, записать порядок действий, передать мысли, отразить культурные и религиозные верования и практики. Рисунок, как и другие экспрессивные виды искусства, эффективно использовался в обучении, физической реабилитации и психотерапии. В конце XIX века рисунки стали важной частью психоанализа, потому что предполагалось, что они раскрывают содержание бессознательного. В дальнейшем психоанализ и другие направления психологии делали попытки структурировать рисунки, чтобы в дальнейшем пользоваться лми при оценке интеллекта и диагностике личности. В 1920-х достаточно хорошо был разработан тест интеллекта, который основывался только на оценке рисунков (Kaufman & Wohl, 1922). Карен Маховер (Machover, 1949) в
9 - 9374 ДОИДНАДШ ИГРА В OEVIEftHOU ТЕРАПИИ
основу своей проективной методики впервые положила рисунок. Направление арт-терапии развивалось в контексте спора о потенциальной пользе, которую может привнести искусство в терапевтический процесс. Некоторые арт-терапевты делали ударение на самой художественной деятельности, некоторые — на терапии. В данный момент арт-терапия рассматривается как самостоятельное направление. В действительности за последние 20 лет было написано множество книг по арт-терапии. Некоторые книги были посвящены рисункам детей, другие были направлены на использование рисунков в диагностике и лечении всех возрастных групп (Gravitz, 1967; Hammer, 1968; Oster & Gould, 1987), в последних работах исследовались рисунки детей, переживших сексуальное насилие, инцест (Wohl & Kaufman, 1985; Kaufman & Wohl, 1992). В дальнейших разработках (например, Burt, 1921; Kellogg, 1970) были задокументированы 20 видов детских каракулей, таким образом обеспечивающих клиническое понимание психологических аспектов рисунков детей и аспектов их развития. Арт-терапия — отдельная дисциплина, выросшая из психоаналитических теорий, в которых предполагается, что символы репрезентируют забытые воспоминания и могут проявляться в сновидениях и художественной работе. Изначально клиентов просили нарисовать те символы, которые им приснились (привиделись в мечтах), и клиницист мог работать напрямую с образами, а не с их деформированными словесными трансляциями. Поэтому традиционно арт-терапия служила приложением к психоанализу. Маргарет Наумбург (Margaret Naumburg) обнаружила, что «экспрессивная» терапия комплементарна психоаналитической терапии, поскольку: Она допускает прямое выражение снов, фантазий и дру-' гих внутренних переживаний, которые представляются скорее образами, чем словами... [потому что] нарисованные проекции бессознательного содержания меньше подвержены цензуре, чем вербальные выражения... [потому что] полученные продукты стойкие и неизменные, их содержание не может быть стерто забыванием и их авторство сложно отрицать... и [потому что] анализ переноса сделать гораздо легче. (Процитировано из Ulman, 1975, стр. 4—5.)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|