ИГРА В GEAJEflHOfi ТЕМП11И 8 глава
Наумбург (1966) говорит, что художественная работа помогает выявить и интерпретировать те специфические темы, которые волнуют человека. Крамер (Kramer, 1971) уверен, что художественный процесс сам по себе является исцеляющим даже при отсутствии вербальной рефлексии. Раин (Rhyne, 1973) считает, что творческая работа в малых группах способствует самовыражению, самоосознанию и позитивному внутри-групповому взаимодействию. Остер и Гоулд утверждают, что одна из главных целей психотерапии состоит в том, чтобы «расширить экспрессивный и коммуникативный репертуар человека» (стр. 9). В дальнейшем «создание конкретного объекта — то есть рисунка — делает коммуникацию с другими более легкой, чем вербальное выражение человеком своих чувств, особенно если это пугающие чувства» (стр. 10). Они обосновывают многие клинические аспекты применения искусства, утверждают, что художественная работа может быть использована и как диагностический инструмент, и как средство когнитивно- ГР4 В СЕМЕЙНОЙ ТЕР4ЛНП го развития, и как проективная техника. Вероятно, наиболее широко применяемые проективные техники — это «Дом ~ дерево — человек» («House — Tree — Person», Buck, 1978; Buck & Hammer, 1969); и разработанная для использования рисунков в качестве проективных показателей личности техника «Рисунок семьи» («Draw — А — Family», Hulse, 1951), методика «Кинетический рисунок семьи» («Kinetic Family Drawing», Burns & Kaufman, 1970, 1972), и более новая техника «Кинетический рисунок дом — дерево — человек» («Kinetic House ~ Tree — Person Drawing», Burns, 1987). В данной книге мы хотим подробно рассказать лишь о тех арт-техниках, которые разработаны для работы с семьями и применяются в семейной терапии. В русле упоминавшейся выше техники Халса людей просили нарисовать семью, чтобы получить важную информацию о том, как они воспринимают семью. Инструкция Халса была простой: «Нарисуйте изображение вашей семьи». Остер и Гоулд (1987) утверждали: «Рисунки способны раскрывать отношение человека к членам семьи и его восприятие семейных ролей. Семейные взаимоотношения часто выражаются в размерах и расположении нарисованных фигур, замене и гиперболизации членов семьи. Иногда оказывается, что рисующий не включает себя в семейный рисунок, что обычно служит отражением отчужденности» (стр. 47). Берне и Хаммер разработали технику «Кинетический рисунок семьи», которая вводит действие в рисунок семьи, что увеличивает объем качественной и количественной информации в рисунках. Инструкция следующая: «Нарисуйте себя и свою семью, где бы вы делали что-то вместе».
Остер и Гоулд. отмечают, что некоторые рисуют се- мьи, члены которой заняты пассивной деятельностью, например, сидят за обеденным столом, помещая себя далеко или близко от других членов семьи; создают рисунки, на которых отсутствуют сиблинги, а также рисунки, на которых забывают изобразить себя. Они говорят, что введение рисуночных техник в сессию семейной терапии является альтернативным способом наблюдения за внутрисемейными взаимодействиями. Рубин (Rubin, 1978) отмечает, что семейная динамика выявляется в рисунках через их содержание, символы, величину, размер, исполнение, местоположение объектов и фигур и процесс их создания. Остер и Гоулд поддерживают использование семейными терапевтами рисуночных техник, потому что новизна этой деятельности поможет им получить больше информации; прояснить направление дальнейших интервенций; разрушить неадаптивные способы общения между членами семьи; исследовать альянсы, которые могут вызывать нарушение семейного функционирования; улучшить взаимоотношения благодаря совместной работе; помочь выразить чувства, эмоции безопасным способом. К тому же, они предполагают, что клиницист узнает о семье больше, наблюдая за процессом рисования.
[Клиницист может] наблюдать, кто лидирует и кто подчиняется, кто напорист и самоуверен и кто пассивен, кто сопротивляется и так далее... Символы, используемые членами семьи, часто направлены на такие проблемы, как: что или кто важнее для них и как они относятся к другим членам семьи... Во время рисования могут наблюдаться деструктивные тенденции... То время, которое понадобится семье, чтобы завершить рисунок, также может быть важной информацией (стр. 115).
ЗЛИ)НА ДЖИЛ
ИГРА ВСЕМЕЙНвЙТЕРАПИИ
Несмотря на то что рисунок дает большое количество данных, Остер и Гоулд говорят, что «интерпретировать рисунки можно, только если семья наблюдалась достаточно долго, чтобы клиницист исследовал содержание символов, паттерны исполнения и так далее» (стр. 116). Ландгартен (Landgarten, 1981) утверждал, что «Определенные интерпретации не следует делать сразу же, они могут быть слишком преждевременны и неточны, могут оскорбить членов семьи, из-за чего они вообще могут отказаться от участия в терапии в будущем» (стр. 116). Техники «Рисунок семьи» и «Кинетический рисунок семьи» были разработаны для того, чтобы предложить терапевтам и членам семьи более глубокое понимание распределения ролей и взаимоотношений в семье и средство улучшения экспрессивной коммуника-ции. Первым человеком, который целенаправленно использовал арт-терапию в семейном лечении, была Кватковска. Ее работу описывают (Ulman and Dachin-ger, 1975) как объединение арт-терапии с новой, разработанной психотерапевтической техникой, названной «совместная семейная терапия». Хотя Кватковска приравнивает семейную арт-терапию к групповой арт-терапии, она также описывает ее как уникальную, поскольку: Мы имеем дело с группой, члены которой связаны не только с их обшей неспособностью к адаптации или общим симптомом, Семья жила как группа в течение многих лет... они разработали свои собственные паттерны внутреннего взаимодействия и целостную взаимосвязанную систему защит. Члены семьи сформировали подгруппы в пределах се-
мейной группы, альянсы некоторых членов семьи против других, и разработали свои собственные паттерны мышления, которые продуцируют специфическую культуру и климат данной семьи (Kwiatkowska, 1976, р. 114). Кватковска (Kwiatkowska, 1978) изначально использовала арт-терапию при работе с семьями, в которых жили шизофреники, и она обнаружила, что, хотя акцент в терапии был сделан на спонтанное самовыражение, те задания, которые были определенным образом структурированы, также принесли какие-то плоды. Например, она придумала технику «Совместные каракули» (Joint scribble), при которой семья создает общую картинку, как бы дорисовывая то, что нарисовали предыдущие, это оказывает хороший эффект. Кватковска (Kwiatkowska, 1976) отделяет семейную арт-терапию от других техник. Члены семьи здесь вовлекаются в экспрессивную деятельность все вместе, одновременно, чего невозможно добиться при вербальной коммуникации. Неформальная ситуация, иносказательность в общении в арт-терапии ослабляет защиты и контроль суперэго. Символические образы выражают подсознательные чувства, эмоции и постепенно помогают обнаружить и прояснить противоречивые и спутанные отношения внутри семьи, эмоции, которые часто слишком сильны, чтобы их выражать словами. Таким образом, в некоторых случаях терапевтический процесс может быть ускорен с помощью программы семейной арт-терапии (стр. 37-38). Она добавляет (1967), что стандартное двухчасовое семейное арт-интервью должно по возможности проводиться арт-терапевтом и наблюдателем (то есть специалистом по психическим расстройствам), который ра-
ашндджил ИГРА В ШШйН ТЕРАПИИ
ботает с семьей. Хотя роль «наблюдателя» определена не полностью, она приводит примеры, чтобы проиллюстрировать, как наблюдатель может стать катализатором изменений в рисунках семьи. Стандартизованная процедура, применяемая Кват-ковской, состоит из того, что каждый участник создает изображение семьи, но этому предшествует этап свободного рисования, с которого начинается сессия: изображение абстрактного портрета семьи (то есть «что вы чувствуете по отношению к каждому из них» вместо «на кого каждый из них похож»); каракули; случайные спонтанные рисунки; портреты родителей/детей и, наконец, свободный рисунок в конце сессии. Многие аспекты стандартизированного интервью были предложены самими пациентами. Кватковска (Kwiatkowska, 1975) утверждает, что акцент в семейной арт-терапии всегда ставится на спонтанное самовыражение, хотя разработаны стандартизированные процедуры для более точного сопоставления различных реакций семьи.
Рубин (1978) включает три творческих задания в свое диагностическое двухчасовое семейное интервью: во-первых, картинка, созданная с помощью каракуль; во-вторых, семейный портрет, последовательно создаваемый членами семьи; в-третьих, совместный рисунок, создаваемый на листе бумаги, прикрепленном к стене. Лэндгартен (Landgarten, 1981) предлагает использовать творческие задания в форме «решения задач». К примеру, она дает членам семьи инструкцию нарисовать собственные инициалы максимально большего размера, затем, детально изучив их, посмотреть, на что это похоже, и попытаться найти в них какое-нибудь изображение, озаглавить картинку и поделиться с другим члена- ми семьи своими впечатлениями. Кроме того, членов семьи просили создать общий рисунок на одном листе бумаги и при этом использовать разные цвета, чтобы можно было определить личный вклад каждого. Собол (Sobol, 1982) рекомендует использовать два вида арт-за-даний: совместное рисование, которое разрушает внутрисемейные коалиции, и индивидуальное рисование, которое помогает отдельным членам семьи выразить себя. Она также предлагает использование определенных заданий на начальных стадиях лечения, таких, как «Нарисуйте картинку, чтобы изобразить почему, по вашему мнению, вы оказались здесь», или «Нарисуйте в чем, по вашему мнению, состоит проблема». Другие специфические техники описываются ниже. Семейная арт-терапия в случаях семейных кризисов. Модель терапевтического Вмешательства Эта модель, которую Линиш (Linesch, 1993) разработала на основе своей работы с семьями, переживающими кризис, включает средства арт-терапии, направленные на то, чтобы достичь следующих последовательных целей: 1. Когнитивное изучение динамики кризиса (членов
2. Идентифицировать и выразить эмоции, связан
элишджнл НПЧВШ1И1ШН)ТЕРШШ
чувствуют в связи с кризисом, и/или попросить членов семьи нарисовать себя, то, как они воспринимают себя и как они представляют свое место в семье). 3. Исследование тех механизмов, с помощью кото 4. Предварительное планирование (попросить чле 5. Подведение итогов. Обозначение достигнутых ре Линиш говорит, что «процесс творчества, его содержание и взаимообмен, стимулируемый изобразительной деятельностью», являются необходимыми аспектами вмешательства (стр. 27). Линиш и коллеги предлагают специфические иллюстрирующие случаи с разнообразными семьями и рядом проблем (Linesch, 1993). Она предполагает, что «психотерапевтически направленный арт-процесс можно подобрать так, чтобы он идеально соответствовал потребностям семьи и был эффективен» (стр. 155). Она уверена в том, что арт-терапия «облегчает эмоциональное самовыражение членов семьи, поощряет искреннее общение между ними, помогает членам семьи осознать свои роли в семейной системе, взять на себя ответственность за них и их изменение» (стр. 155). Техника каракулей После того как каждый член семьи создал свою картину из каракулей, им предлагают создать «семейные каракули». Один человек рисует каракули, и все остальные пытаются найти в них намек на рисунок. Затем каждый по очереди вносит в картину что-то свое, продолжая то, что нарисовали перед ним, с целью завершить этот рисунок. История про каракули Техника, разработанная Винникоттом (Winnicott, 1971), пытается установить контакт с внутренним миром детей, их мыслями и чувствами. Состоит она в том, что каждый член семьи продолжает каракули, нарисованные предыдущим участником. Ребенка потом просят выделить те каракули, которые ему понравились больше, и придумать о них историю. Кламан (daman, 1993), адаптируя эту технику, дает следующие указания: У каждого из нас будет лист бумаги и карандаш. Я нарисую каракули, и вы нарисуете все, что захотите в продолжение, затем вы придумаете историю о том, что нарисовали, а я задам вам несколько вопросов о вашем рисунке и истории. Потом вы нарисуете каракули, которые я продолжу, нарисую свой рисунок, расскажу вам об этом историю, и вы сможете мне задать несколько вопросов о ней (стр. 178). ШАНАДЖНЛ ИГРА В СЕ\1ЕЙН0Й ТЕРАПИИ
Эта игра продолжается до тех пор, как предполагает Кламан, пока она «терапевтически продуктивна и доставляет удовольствие» (стр. 179). Техника свободного рисования «Свободное рисование» состоит в том, что каждого члена семьи просят нарисовать то, что он хочет. Потом каждого просят поделиться своим рисунком с семьей. Также может быть дана инструкция сообща нарисовать все, что они захотят, на одном листе. Когда семью просят создать свободный рисунок, им предлагается большой лист бумаги на мольберте. Техника «Раскрась свою Жизнь» Изначально техника была разработана Кевином О'Коннором (Schaefer & O'Connor, 1983) для работы с детьми, с целью научить их выражать свои эмоции, а также собрать информацию об их эмоциональной жизни. Техника заключается в том, что терапевт просит детей подобрать каждой эмоции какой-либо цвет (красный = гнев, пурпурный — ярость, черный = тоска, зеленый = ревность, желтый = счастье), пока каждому цвету не будет соответствовать какое-то переживание. О'Коннор предполагает, что большинство детей может успешно справиться с 8 или 9 парами. (Я часто делаю таблицу цветов, где перечисляются цвета и связанные с ними эмоции и, таким образом, у детей есть подсказка.) Затем детям дают чистый лист бумаги и говорят, что бумага должна быть «заполнена цветами, которые бы демонстрировали те эмоции, которые были в их жизни» (стр. 255). О'Коннор предлагает говорить нечто вроде следующего: «Если вы были счастливы половину вашей жизни, тогда половина вашего листа должна быть желтой», чтобы проиллюстрировать то, что терапевт ожидает от выполненного задания (стр. 255). Дети могут выполнить задание так, как им захочется, используя квадраты, круги, линии, шаблоны и так далее. Хотя главная цель этой техники состоит в том, чтобы способствовать вербализации эмоций, терапевт также поощряет активную дискуссию. Представляя эту технику семье, необходимо сказать, чтобы каждый придумал свою цветовую таблицу и создал свой рисунок жизненных переживаний.,Затем членов семьи просят показать то, что получилось, друг другу, рассказать о рисунке столько, сколько им захочется, или если посчитают нужным, то о своем жизненном опыте. Техника последовательного рисования Джон Аллан (Gohn Allan, 1988) описывает «последовательное рисование» как сценарий, согласно которому на каждой еженедельной консультации создается рисунок. Таким образом, рисунки можно анализировать с точки зрения временной перспективы вместо того, чтобы просто рассматривать отдельные продукты. Соответственно, семья, которая по просьбе терапевта создавала кинетические рисунки семьи, может с их помощью размышлять над конфликтом или любыми другими особенностями актуальных межличностных взаимоотношений. Эта техника может хорошо работать при использовании других форм творческой экспрессии, таких, как игра в песочнице, драма, рисование, работа с глиной и так далее.
МИШ ДЖИЛ Ш'РА В СЕМЕЙНОЙ ТЕРАПИИ
Кляксы на мокрой бумаге Кляксы и капли, сделанные на мокрой бумаге чернилами, акварелью или другими водорастворимыми красками. Чернильные пятна можно делать, капнув на лист бумаги краску, согнув лист пополам и промокнув его. Можно несколько листков собрать вместе в общую картину, добавить блестки и т. д., чтобы добавить структуры, своеобразия рисунку. Семьи, используя эту технику, могут также экспериментировать, делая совместные «рисунки». Часто члены семьи рассказывают, что, выражая себя с помощью этой техники, чувствуют облегчение. Техника «Три Желания» Членов семьи просят нарисовать три своих желания. Затем они делятся своими рисунками друг с другом и обсуждают их. Обсуждается сила желаний, как их можно исполнить, какими желаниями можно обменяться друг с другом и тому подобное. Техника «Нарисуй себя 6 биде Животного» Членов семьи просят изобразить себя в виде животного, которым они больше всего бы хотели быть. Выбор каждого участника анализируется, он объясняет свои причины, по которым выбрал именно это животное, говорит о важных или привлекательных чертах, присущих этому животному. Членов семьи можно попросить сказать, какое животное из выбранных другими нравится больше/меньше всего и с каким животным они бы хотели провести больше/меньше всего времени. Семейные автопортреты Членов семьи просят нарисовать автопортреты и затем показать их остальным. Как вариант, все картинки можно положить рисунком вниз, участник выбирает из них одну и «представляет» человека, изображенного на картинке. Также членов семьи можно попросить нарисовать портрет соседа справа и затем показать рисунок остальным. Семейные абстракции Членов семьи просят создать абстрактное изображение того, как они воспринимают проблемы, разногласия, отношения. Клиницисты, предлагая такую возможность семьям, должны обеспечить.их наборами цветных карандашей, ручек и пастелью, удостоверившись, что инструментарий предоставлен в достаточном количестве. Техника «Кинетический рисунок семьи» Методика (разработанная Burns & Kaufman, 1970) состоит в том, чтобы попросить членов семьи нарисовать себя и других членов семьи, занятых каким-либо делом. Потом члены семьи показывают свои рисунки Друг другу. Терапевты могут стимулировать достижение инсайта, расспрашивая членов семьи о том, что они заметили в рисунках, что, по их мнению, является здесь важным, что они нашли удивительным и так далее. Пока семья обсуждает рисунки, терапевт наблюдает за тем, какие стили общения преобладают в семье, кто из ЭЛШНАДЖНЛ ИГРА В CEUEftllOn ТЕРШИ
Puc. 5.1, членов семьи доминирует, а кто подчиняется, какие существуют запреты, что подавляется, какие эмоции выражают члены семьи и т. д. Фиксируются темы и содержания рисунков. С помощью семейных рисунков может быть получена важная информация, как в случае рисунка 5.1. В этом семейном рисунке 13-летняя девочка отразила сильные и слабые стороны функционирования семьи: они могли слаженно действовать на интеллектуальном уровне, но были эмоционально отделены друг от друга. Изображенные на рисунке фигуры, у которых нет тел, можно интерпретировать по-разному. Малчиоди (Malchiodi, 1990) замечает, что многие авторы обратили внимание, что у детей, переживших сексуальное насилие, отсутствует на рисунка нижняя половина тела (например, Kelley, 1984; Cohen &. Phelps, 1985); но нужно быть осторожными в таких предположениях. В действительности, девочка таким образом хотела выразить свое негативное отношение к семье. Тот факт, что все фигурки отдалены друг от друга на изображении, выражает «недостаток общения и изолированность» (Di Leo, 1983, p. 72). В добавление Кауфман и Уохл (Kaufman and Wohl, 1992) замечают, что отсутствие шеи предупреждает нас о вероятности того, что девушка «может испытывать трудности с тем, что касается телесных импульсов»; более того, шея связывает голову с телом и «символизирует регуляцию между мыслями и влечениями» (стр. 28). 13-летнюю девушку привели на прием с жалобами на ожирение, у нее также наблюдались мазохистские тенденции в поведении (она резала себе руки острыми предметами). Из исследования рисунка стало ясно, что ее обжорство, нанесение себе вреда было средством борьбы с эмоционально бессодержательным, пустым окружением. Ее симптомы помогали ей привлечь семейное внимание, блокировать чувство деперсонализации. На рисунке 5.2 одинокий и замкнутый 14-летний мальчик пытался сообщить о своем чувстве изолированности. На рисунке его семья уходит от него в сторону парка развлечений. Он же остается позади. Он считал, что его родители чрезвычайно заботились о сестрах и почему-то совершенно не обращали внимания на него. Как выяснилось позднее, его восприятие ситуации соответствовало истине. Родители вскоре рассказали, что их первенец умер в возрасте 8 месяцев от обезвоживания, и они очень боялись, что их следующего сына постигнет та же участь. Поэтому они «держались от него на расстоянии» и старались не привязы- элншджнл ИГРА В Ш1ЕЙН0Н ТЕРАПИИ
Рис. 5.2. ваться к нему. Когда родились их дочери, они уже не боялись выражать свою любовь к ним и старались заботиться о них так, как могли. Мальчик чувствовал себя «брошенным и забытым». Семье пришлось пройти длительный курс терапии, чтобы изменить свое двойственное отношение к сыну. Их попытки включить мальчика в семью были не очень успешными. Интересно, что он ушел из дома и женился в возрасте 17 лет. Он и его молодая жена обратились к терапевту по поводу «интимных проблем». И в этот раз терапия закончилась успехом. Рисунок 5.3 был нарисован 12-летним мальчиком Дэнни, на которого жаловались, что он не поддается родительскому контролю. Когда его мать почувствова- Рис. 5.3. ла, что больше не способна контролировать его неуправляемое поведение, его поместили в детский дом. Дэнни претерпел физическое и сексуальное насилие в раннем детстве и какое-то время жил с физически больной матерью. У него постоянно менялось окружение, он поменял много мест жительства и школ. Мальчик был очень неразговорчив и сопротивлялся вербальному общению. Во время третьей сессии я попросила Дэнни нарисовать автопортрет. Его рисунок рассказал мне многое о том, что он чувствует. Автопортрет, казалось, отражал внутренний конфликт между «хорошей» и «плохой» половинами его Я. Более показательной была его «плохая» сторона. Его рука была похожа на
'о- ЭЛЙАНШ1М ИГРА В CEWEOHOfl ТЕРАПИИ
скопление дубинок. Также на его голове и сердце были символы нанесенных ему ран. Через рисунок, размер и расположение этого символа Дэнни смог сообщить, насколько ранимым он себя чувствует. Другая половина его рисунка также представляла интерес. Корабль, изображенный здесь, не мог плавать, так как паруса были разорваны на куски, а корпус корабля был разбит на две части. Послание, казалось, состояло в следующем: «Я тону». Выражать свои истинные чувства более прямым способом препятствовал страх того, что никто не заботится о нем и никто ему не поможет. Его прошлый жизненный опыт научил его надеяться только на себя, и он думал, что лучшей защитой является драка и отталкивание других от себя. Таким образом создавалось впечатление, что ему ни до чего и ни до кого нет дела. Школа рекомендовала для него прохождение терапии из-за его агрессивного, вспыльчивого поведения, и поэтому его приемная мать начала водить Дэнни на сессии. После того как он выполнил свой автопортрет, я попыталась выяснить его мнение по этому поводу, но он не реагировал. Так как было ясно, что он испытывает душевные страдания, и поскольку я хотела обеспечить безопасное окружение, я сказала Дэнни о том, что встречаюсь с его приемной матерью, и о том, что хотела бы показать ей его рисунок. Через неделю он уступил моей просьбе показать рисунок своей приемной матери. Я задала ей при встрече несколько вопросов, и она ответила следующее:
Терапевт: Что вы думаете об этой лодке? М.: Я думаю, для нее настали тяжелые времена. Терапевт: Почему? М.: Ну... во-первых, она пытается плыть в гору. Терапевт: Это действительно было бы трудно. М.: Да, и я не знаю, сильный ли там ветер, но эти гаруса не помогут.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|