Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ИГРА В GEAJEflHOfi ТЕМП11И 8 глава

Наумбург (1966) говорит, что художественная рабо­та помогает выявить и интерпретировать те специфиче­ские темы, которые волнуют человека. Крамер (Kra­mer, 1971) уверен, что художественный процесс сам по себе является исцеляющим даже при отсутствии вер­бальной рефлексии. Раин (Rhyne, 1973) считает, что творческая работа в малых группах способствует само­выражению, самоосознанию и позитивному внутри-групповому взаимодействию.

Остер и Гоулд утверждают, что одна из главных це­лей психотерапии состоит в том, чтобы «расширить экспрессивный и коммуникативный репертуар челове­ка» (стр. 9). В дальнейшем «создание конкретного объ­екта — то есть рисунка — делает коммуникацию с дру­гими более легкой, чем вербальное выражение челове­ком своих чувств, особенно если это пугающие чувст­ва» (стр. 10). Они обосновывают многие клинические аспекты применения искусства, утверждают, что худо­жественная работа может быть использована и как ди­агностический инструмент, и как средство когнитивно-


ГР4 В СЕМЕЙНОЙ ТЕР4ЛНП


го развития, и как проективная техника. Вероятно, на­иболее широко применяемые проективные техники — это «Дом ~ дерево — человек» («House — Tree — Person», Buck, 1978; Buck & Hammer, 1969); и разрабо­танная для использования рисунков в качестве проек­тивных показателей личности техника «Рисунок семьи» («Draw — А — Family», Hulse, 1951), методика «Кине­тический рисунок семьи» («Kinetic Family Drawing», Burns & Kaufman, 1970, 1972), и более новая техни­ка «Кинетический рисунок дом — дерево — человек» («Kinetic House ~ Tree — Person Drawing», Burns, 1987).

В данной книге мы хотим подробно рассказать лишь о тех арт-техниках, которые разработаны для работы с семьями и применяются в семейной терапии. В русле упоминавшейся выше техники Халса людей просили нарисовать семью, чтобы получить важную информа­цию о том, как они воспринимают семью. Инструкция Халса была простой: «Нарисуйте изображение вашей семьи». Остер и Гоулд (1987) утверждали: «Рисунки способны раскрывать отношение человека к членам се­мьи и его восприятие семейных ролей. Семейные взаи­моотношения часто выражаются в размерах и располо­жении нарисованных фигур, замене и гиперболизации членов семьи. Иногда оказывается, что рисующий не включает себя в семейный рисунок, что обычно служит отражением отчужденности» (стр. 47). Берне и Хаммер разработали технику «Кинетический рисунок семьи», которая вводит действие в рисунок семьи, что увеличи­вает объем качественной и количественной информа­ции в рисунках. Инструкция следующая: «Нарисуйте себя и свою семью, где бы вы делали что-то вместе».

Остер и Гоулд. отмечают, что некоторые рисуют се-


мьи, члены которой заняты пассивной деятельностью, например, сидят за обеденным столом, помещая себя далеко или близко от других членов семьи; создают ри­сунки, на которых отсутствуют сиблинги, а также ри­сунки, на которых забывают изобразить себя. Они го­ворят, что введение рисуночных техник в сессию се­мейной терапии является альтернативным способом наблюдения за внутрисемейными взаимодействиями.

Рубин (Rubin, 1978) отмечает, что семейная динами­ка выявляется в рисунках через их содержание, симво­лы, величину, размер, исполнение, местоположение объектов и фигур и процесс их создания. Остер и Го­улд поддерживают использование семейными терапев­тами рисуночных техник, потому что новизна этой де­ятельности поможет им получить больше информации; прояснить направление дальнейших интервенций; раз­рушить неадаптивные способы общения между члена­ми семьи; исследовать альянсы, которые могут вызы­вать нарушение семейного функционирования; улуч­шить взаимоотношения благодаря совместной работе; помочь выразить чувства, эмоции безопасным спосо­бом. К тому же, они предполагают, что клиницист уз­нает о семье больше, наблюдая за процессом рисова­ния.

[Клиницист может] наблюдать, кто лидирует и кто под­чиняется, кто напорист и самоуверен и кто пассивен, кто сопротивляется и так далее... Символы, используемые чле­нами семьи, часто направлены на такие проблемы, как: что или кто важнее для них и как они относятся к другим чле­нам семьи... Во время рисования могут наблюдаться дест­руктивные тенденции... То время, которое понадобится се­мье, чтобы завершить рисунок, также может быть важной информацией (стр. 115).


 




ЗЛИ)НА ДЖИЛ


 


ИГРА ВСЕМЕЙНвЙТЕРАПИИ


 


Несмотря на то что рисунок дает большое количе­ство данных, Остер и Гоулд говорят, что «интерпрети­ровать рисунки можно, только если семья наблюдалась достаточно долго, чтобы клиницист исследовал содер­жание символов, паттерны исполнения и так далее» (стр. 116). Ландгартен (Landgarten, 1981) утверждал, что «Определенные интерпретации не следует делать сразу же, они могут быть слишком преждевременны и неточ­ны, могут оскорбить членов семьи, из-за чего они во­обще могут отказаться от участия в терапии в будущем» (стр. 116).

Техники «Рисунок семьи» и «Кинетический рису­нок семьи» были разработаны для того, чтобы предло­жить терапевтам и членам семьи более глубокое пони­мание распределения ролей и взаимоотношений в се­мье и средство улучшения экспрессивной коммуника-ции.

Первым человеком, который целенаправленно ис­пользовал арт-терапию в семейном лечении, была Кватковска. Ее работу описывают (Ulman and Dachin-ger, 1975) как объединение арт-терапии с новой, разра­ботанной психотерапевтической техникой, названной «совместная семейная терапия». Хотя Кватковска при­равнивает семейную арт-терапию к групповой арт-те­рапии, она также описывает ее как уникальную, по­скольку:

Мы имеем дело с группой, члены которой связаны не

только с их обшей неспособностью к адаптации или общим симптомом, Семья жила как группа в течение многих лет... они разработали свои собственные паттерны внутреннего взаимодействия и целостную взаимосвязанную систему за­щит. Члены семьи сформировали подгруппы в пределах се-


мейной группы, альянсы некоторых членов семьи против других, и разработали свои собственные паттерны мышле­ния, которые продуцируют специфическую культуру и кли­мат данной семьи (Kwiatkowska, 1976, р. 114).

Кватковска (Kwiatkowska, 1978) изначально исполь­зовала арт-терапию при работе с семьями, в которых жили шизофреники, и она обнаружила, что, хотя ак­цент в терапии был сделан на спонтанное самовыраже­ние, те задания, которые были определенным образом структурированы, также принесли какие-то плоды. На­пример, она придумала технику «Совместные караку­ли» (Joint scribble), при которой семья создает общую картинку, как бы дорисовывая то, что нарисовали пре­дыдущие, это оказывает хороший эффект. Кватковска (Kwiatkowska, 1976) отделяет семейную арт-терапию от других техник.

Члены семьи здесь вовлекаются в экспрессивную дея­тельность все вместе, одновременно, чего невозможно до­биться при вербальной коммуникации. Неформальная ситу­ация, иносказательность в общении в арт-терапии ослабля­ет защиты и контроль суперэго. Символические образы вы­ражают подсознательные чувства, эмоции и постепенно по­могают обнаружить и прояснить противоречивые и спутан­ные отношения внутри семьи, эмоции, которые часто слиш­ком сильны, чтобы их выражать словами. Таким образом, в некоторых случаях терапевтический процесс может быть ус­корен с помощью программы семейной арт-терапии (стр. 37-38).

Она добавляет (1967), что стандартное двухчасовое семейное арт-интервью должно по возможности прово­диться арт-терапевтом и наблюдателем (то есть специ­алистом по психическим расстройствам), который ра-


 



 



ашндджил


ИГРА В ШШйН ТЕРАПИИ


 


ботает с семьей. Хотя роль «наблюдателя» определена не полностью, она приводит примеры, чтобы проиллю­стрировать, как наблюдатель может стать катализато­ром изменений в рисунках семьи.

Стандартизованная процедура, применяемая Кват-ковской, состоит из того, что каждый участник создает изображение семьи, но этому предшествует этап сво­бодного рисования, с которого начинается сессия: изо­бражение абстрактного портрета семьи (то есть «что вы чувствуете по отношению к каждому из них» вместо «на кого каждый из них похож»); каракули; случайные спонтанные рисунки; портреты родителей/детей и, на­конец, свободный рисунок в конце сессии. Многие ас­пекты стандартизированного интервью были предло­жены самими пациентами. Кватковска (Kwiatkowska, 1975) утверждает, что акцент в семейной арт-терапии всегда ставится на спонтанное самовыражение, хотя разработаны стандартизированные процедуры для бо­лее точного сопоставления различных реакций семьи.

Рубин (1978) включает три творческих задания в свое диагностическое двухчасовое семейное интервью: во-первых, картинка, созданная с помощью каракуль; во-вторых, семейный портрет, последовательно созда­ваемый членами семьи; в-третьих, совместный рисунок, создаваемый на листе бумаги, прикрепленном к стене. Лэндгартен (Landgarten, 1981) предлагает использовать творческие задания в форме «решения задач». К приме­ру, она дает членам семьи инструкцию нарисовать соб­ственные инициалы максимально большего размера, за­тем, детально изучив их, посмотреть, на что это похо­же, и попытаться найти в них какое-нибудь изображе­ние, озаглавить картинку и поделиться с другим члена-


ми семьи своими впечатлениями. Кроме того, членов семьи просили создать общий рисунок на одном листе бумаги и при этом использовать разные цвета, чтобы можно было определить личный вклад каждого. Собол (Sobol, 1982) рекомендует использовать два вида арт-за-даний: совместное рисование, которое разрушает внут­рисемейные коалиции, и индивидуальное рисование, которое помогает отдельным членам семьи выразить се­бя. Она также предлагает использование определенных заданий на начальных стадиях лечения, таких, как «На­рисуйте картинку, чтобы изобразить почему, по вашему мнению, вы оказались здесь», или «Нарисуйте в чем, по вашему мнению, состоит проблема». Другие специфи­ческие техники описываются ниже.

Семейная арт-терапия в случаях семейных кризисов. Модель терапевтического Вмешательства

Эта модель, которую Линиш (Linesch, 1993) разра­ботала на основе своей работы с семьями, переживаю­щими кризис, включает средства арт-терапии, направ­ленные на то, чтобы достичь следующих последова­тельных целей:

1. Когнитивное изучение динамики кризиса (членов
семьи просят нарисовать событие, повлекшее за собой
кризис, и включить в рисунок то, что произошло за
день или час до того, как они пришли к терапевту,
и/или нарисовать семью до и после того, как произо­
шел кризис).

2. Идентифицировать и выразить эмоции, связан­
ные с кризисом (попросить членов семьи выбрать в
журнале картинки, которые описывают то, что они


 



 



элишджнл


НПЧВШ1И1ШН)ТЕРШШ


 


               
       


чувствуют в связи с кризисом, и/или попросить членов семьи нарисовать себя, то, как они воспринимают себя и как они представляют свое место в семье).

3. Исследование тех механизмов, с помощью кото­
рых семья раньше справлялась с возникающими про­
блемами (попросить членов семьи нарисовать, как они
справлялись с похожими ситуациями в прошлом, по­
просить членов семьи выбрать или нарисовать образы,
которые описывают различные возможные решения
вопроса, и/или попросить членов семьи изобразить то,
какие они сейчас и какими бы хотели быть в будущем.)

4. Предварительное планирование (попросить чле­
нов семьи выбрать картинки из журналов, которые
представляют самые сильные семейные опасения,
и/или нарисовать картинку, которая изображает, как
они могут справиться с ними).

5. Подведение итогов. Обозначение достигнутых ре­
зультатов (дать инструкцию членам семьи нарисовать
свой портрет в начале и в конце лечения, сделать об­
зор проделанной семьей творческой работы).

Линиш говорит, что «процесс творчества, его содер­жание и взаимообмен, стимулируемый изобразитель­ной деятельностью», являются необходимыми аспекта­ми вмешательства (стр. 27). Линиш и коллеги предла­гают специфические иллюстрирующие случаи с разно­образными семьями и рядом проблем (Linesch, 1993). Она предполагает, что «психотерапевтически направ­ленный арт-процесс можно подобрать так, чтобы он идеально соответствовал потребностям семьи и был эффективен» (стр. 155). Она уверена в том, что арт-те­рапия «облегчает эмоциональное самовыражение чле­нов семьи, поощряет искреннее общение между ними,


помогает членам семьи осознать свои роли в семейной системе, взять на себя ответственность за них и их из­менение» (стр. 155).

Техника каракулей

После того как каждый член семьи создал свою кар­тину из каракулей, им предлагают создать «семейные каракули». Один человек рисует каракули, и все ос­тальные пытаются найти в них намек на рисунок. За­тем каждый по очереди вносит в картину что-то свое, продолжая то, что нарисовали перед ним, с целью за­вершить этот рисунок.

История про каракули

Техника, разработанная Винникоттом (Winnicott, 1971), пытается установить контакт с внутренним ми­ром детей, их мыслями и чувствами. Состоит она в том, что каждый член семьи продолжает каракули, нарисо­ванные предыдущим участником. Ребенка потом про­сят выделить те каракули, которые ему понравились больше, и придумать о них историю. Кламан (daman, 1993), адаптируя эту технику, дает следующие указа­ния:

У каждого из нас будет лист бумаги и карандаш. Я нари­сую каракули, и вы нарисуете все, что захотите в продолже­ние, затем вы придумаете историю о том, что нарисовали, а я задам вам несколько вопросов о вашем рисунке и истории. Потом вы нарисуете каракули, которые я продолжу, нари­сую свой рисунок, расскажу вам об этом историю, и вы смо­жете мне задать несколько вопросов о ней (стр. 178).


ШАНАДЖНЛ


ИГРА В СЕ\1ЕЙН0Й ТЕРАПИИ


 


Эта игра продолжается до тех пор, как предполага­ет Кламан, пока она «терапевтически продуктивна и доставляет удовольствие» (стр. 179).

Техника свободного рисования

«Свободное рисование» состоит в том, что каждого члена семьи просят нарисовать то, что он хочет. Потом каждого просят поделиться своим рисунком с семьей. Также может быть дана инструкция сообща нарисовать все, что они захотят, на одном листе. Когда семью про­сят создать свободный рисунок, им предлагается боль­шой лист бумаги на мольберте.

Техника «Раскрась свою Жизнь»

Изначально техника была разработана Кевином О'Коннором (Schaefer & O'Connor, 1983) для работы с детьми, с целью научить их выражать свои эмоции, а также собрать информацию об их эмоциональной жиз­ни. Техника заключается в том, что терапевт просит де­тей подобрать каждой эмоции какой-либо цвет (крас­ный = гнев, пурпурный — ярость, черный = тоска, зе­леный = ревность, желтый = счастье), пока каждому цвету не будет соответствовать какое-то переживание. О'Коннор предполагает, что большинство детей может успешно справиться с 8 или 9 парами. (Я часто делаю таблицу цветов, где перечисляются цвета и связанные с ними эмоции и, таким образом, у детей есть подсказ­ка.) Затем детям дают чистый лист бумаги и говорят, что бумага должна быть «заполнена цветами, которые бы демонстрировали те эмоции, которые были в их


жизни» (стр. 255). О'Коннор предлагает говорить нечто вроде следующего: «Если вы были счастливы половину вашей жизни, тогда половина вашего листа должна быть желтой», чтобы проиллюстрировать то, что тера­певт ожидает от выполненного задания (стр. 255). Дети могут выполнить задание так, как им захочется, ис­пользуя квадраты, круги, линии, шаблоны и так далее. Хотя главная цель этой техники состоит в том, чтобы способствовать вербализации эмоций, терапевт также поощряет активную дискуссию. Представляя эту техни­ку семье, необходимо сказать, чтобы каждый придумал свою цветовую таблицу и создал свой рисунок жизнен­ных переживаний.,Затем членов семьи просят показать то, что получилось, друг другу, рассказать о рисунке столько, сколько им захочется, или если посчитают нужным, то о своем жизненном опыте.

Техника последовательного рисования

Джон Аллан (Gohn Allan, 1988) описывает «последова­тельное рисование» как сценарий, согласно которому на каждой еженедельной консультации создается рисунок. Таким образом, рисунки можно анализировать с точки зрения временной перспективы вместо того, чтобы про­сто рассматривать отдельные продукты. Соответственно, семья, которая по просьбе терапевта создавала кинетиче­ские рисунки семьи, может с их помощью размышлять над конфликтом или любыми другими особенностями актуальных межличностных взаимоотношений. Эта тех­ника может хорошо работать при использовании других форм творческой экспрессии, таких, как игра в песочни­це, драма, рисование, работа с глиной и так далее.


 




МИШ ДЖИЛ


Ш'РА В СЕМЕЙНОЙ ТЕРАПИИ


 


               
   
       
 


Кляксы на мокрой бумаге

Кляксы и капли, сделанные на мокрой бумаге черни­лами, акварелью или другими водорастворимыми крас­ками. Чернильные пятна можно делать, капнув на лист бумаги краску, согнув лист пополам и промокнув его. Можно несколько листков собрать вместе в общую кар­тину, добавить блестки и т. д., чтобы добавить структу­ры, своеобразия рисунку. Семьи, используя эту технику, могут также экспериментировать, делая совместные «ри­сунки». Часто члены семьи рассказывают, что, выражая себя с помощью этой техники, чувствуют облегчение.

Техника «Три Желания»

Членов семьи просят нарисовать три своих желания. Затем они делятся своими рисунками друг с другом и обсуждают их. Обсуждается сила желаний, как их мож­но исполнить, какими желаниями можно обменяться друг с другом и тому подобное.

Техника «Нарисуй себя 6 биде Животного»

Членов семьи просят изобразить себя в виде живот­ного, которым они больше всего бы хотели быть. Выбор каждого участника анализируется, он объясняет свои причины, по которым выбрал именно это животное, го­ворит о важных или привлекательных чертах, присущих этому животному. Членов семьи можно попросить ска­зать, какое животное из выбранных другими нравится больше/меньше всего и с каким животным они бы хо­тели провести больше/меньше всего времени.


Семейные автопортреты

Членов семьи просят нарисовать автопортреты и за­тем показать их остальным. Как вариант, все картинки можно положить рисунком вниз, участник выбирает из них одну и «представляет» человека, изображенного на картинке. Также членов семьи можно попросить нари­совать портрет соседа справа и затем показать рисунок остальным.

Семейные абстракции

Членов семьи просят создать абстрактное изображе­ние того, как они воспринимают проблемы, разногла­сия, отношения. Клиницисты, предлагая такую воз­можность семьям, должны обеспечить.их наборами цветных карандашей, ручек и пастелью, удостоверив­шись, что инструментарий предоставлен в достаточном количестве.

Техника «Кинетический рисунок семьи»

Методика (разработанная Burns & Kaufman, 1970) состоит в том, чтобы попросить членов семьи нарисо­вать себя и других членов семьи, занятых каким-либо делом. Потом члены семьи показывают свои рисунки Друг другу. Терапевты могут стимулировать достижение инсайта, расспрашивая членов семьи о том, что они за­метили в рисунках, что, по их мнению, является здесь важным, что они нашли удивительным и так далее. По­ка семья обсуждает рисунки, терапевт наблюдает за тем, какие стили общения преобладают в семье, кто из


ЭЛШНАДЖНЛ


ИГРА В CEUEftllOn ТЕРШИ


 


               
   
 
     
 


//' -f-

Puc. 5.1,

членов семьи доминирует, а кто подчиняется, какие су­ществуют запреты, что подавляется, какие эмоции вы­ражают члены семьи и т. д. Фиксируются темы и со­держания рисунков. С помощью семейных рисунков может быть получена важная информация, как в случае рисунка 5.1. В этом семейном рисунке 13-летняя де­вочка отразила сильные и слабые стороны функциони­рования семьи: они могли слаженно действовать на ин­теллектуальном уровне, но были эмоционально отделе­ны друг от друга. Изображенные на рисунке фигуры, у которых нет тел, можно интерпретировать по-разному. Малчиоди (Malchiodi, 1990) замечает, что многие авто­ры обратили внимание, что у детей, переживших сек­суальное насилие, отсутствует на рисунка нижняя по­ловина тела (например, Kelley, 1984; Cohen &. Phelps,


1985); но нужно быть осторожными в таких предполо­жениях. В действительности, девочка таким образом хотела выразить свое негативное отношение к семье. Тот факт, что все фигурки отдалены друг от друга на изображении, выражает «недостаток общения и изоли­рованность» (Di Leo, 1983, p. 72). В добавление Кауф­ман и Уохл (Kaufman and Wohl, 1992) замечают, что от­сутствие шеи предупреждает нас о вероятности того, что девушка «может испытывать трудности с тем, что касается телесных импульсов»; более того, шея связы­вает голову с телом и «символизирует регуляцию меж­ду мыслями и влечениями» (стр. 28). 13-летнюю девуш­ку привели на прием с жалобами на ожирение, у нее также наблюдались мазохистские тенденции в поведе­нии (она резала себе руки острыми предметами). Из исследования рисунка стало ясно, что ее обжорство, нанесение себе вреда было средством борьбы с эмоци­онально бессодержательным, пустым окружением. Ее симптомы помогали ей привлечь семейное внимание, блокировать чувство деперсонализации.

На рисунке 5.2 одинокий и замкнутый 14-летний мальчик пытался сообщить о своем чувстве изолиро­ванности. На рисунке его семья уходит от него в сто­рону парка развлечений. Он же остается позади. Он считал, что его родители чрезвычайно заботились о се­страх и почему-то совершенно не обращали внимания на него. Как выяснилось позднее, его восприятие ситу­ации соответствовало истине. Родители вскоре расска­зали, что их первенец умер в возрасте 8 месяцев от обезвоживания, и они очень боялись, что их следующе­го сына постигнет та же участь. Поэтому они «держа­лись от него на расстоянии» и старались не привязы-



элншджнл


ИГРА В Ш1ЕЙН0Н ТЕРАПИИ


 


Рис. 5.2.

ваться к нему. Когда родились их дочери, они уже не боялись выражать свою любовь к ним и старались за­ботиться о них так, как могли. Мальчик чувствовал се­бя «брошенным и забытым». Семье пришлось пройти длительный курс терапии, чтобы изменить свое двой­ственное отношение к сыну. Их попытки включить мальчика в семью были не очень успешными. Интерес­но, что он ушел из дома и женился в возрасте 17 лет. Он и его молодая жена обратились к терапевту по по­воду «интимных проблем». И в этот раз терапия закон­чилась успехом.

Рисунок 5.3 был нарисован 12-летним мальчиком Дэнни, на которого жаловались, что он не поддается родительскому контролю. Когда его мать почувствова-


Рис. 5.3.

ла, что больше не способна контролировать его не­управляемое поведение, его поместили в детский дом. Дэнни претерпел физическое и сексуальное насилие в раннем детстве и какое-то время жил с физически больной матерью. У него постоянно менялось окруже­ние, он поменял много мест жительства и школ. Маль­чик был очень неразговорчив и сопротивлялся вербаль­ному общению. Во время третьей сессии я попросила Дэнни нарисовать автопортрет. Его рисунок рассказал мне многое о том, что он чувствует. Автопортрет, каза­лось, отражал внутренний конфликт между «хорошей» и «плохой» половинами его Я. Более показательной была его «плохая» сторона. Его рука была похожа на


 



'о-



ЭЛЙАНШ1М


ИГРА В CEWEOHOfl ТЕРАПИИ


 


скопление дубинок. Также на его голове и сердце бы­ли символы нанесенных ему ран. Через рисунок, раз­мер и расположение этого символа Дэнни смог сооб­щить, насколько ранимым он себя чувствует.

Другая половина его рисунка также представляла интерес. Корабль, изображенный здесь, не мог плавать, так как паруса были разорваны на куски, а корпус ко­рабля был разбит на две части. Послание, казалось, со­стояло в следующем: «Я тону». Выражать свои истин­ные чувства более прямым способом препятствовал страх того, что никто не заботится о нем и никто ему не поможет. Его прошлый жизненный опыт научил его на­деяться только на себя, и он думал, что лучшей защи­той является драка и отталкивание других от себя. Та­ким образом создавалось впечатление, что ему ни до че­го и ни до кого нет дела. Школа рекомендовала для не­го прохождение терапии из-за его агрессивного, вспыльчивого поведения, и поэтому его приемная мать начала водить Дэнни на сессии. После того как он вы­полнил свой автопортрет, я попыталась выяснить его мнение по этому поводу, но он не реагировал. Так как было ясно, что он испытывает душевные страдания, и поскольку я хотела обеспечить безопасное окружение, я сказала Дэнни о том, что встречаюсь с его приемной матерью, и о том, что хотела бы показать ей его рису­нок. Через неделю он уступил моей просьбе показать рисунок своей приемной матери. Я задала ей при встре­че несколько вопросов, и она ответила следующее:

 

Терапевт: Что вы думаете об этой лодке? М.: Я думаю, для нее настали тяжелые времена. Терапевт: Почему?


М.: Ну... во-первых, она пытается плыть в гору.

Терапевт: Это действительно было бы трудно.

М.: Да, и я не знаю, сильный ли там ветер, но эти гаруса не помогут.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...