ИГРА В GEAJEflHOfi ТЕМП11И 9 глава
Терапевт: Почему? М.: Ну, их не много... вряд ли они могут помочь годке плыть... Они, как бы это сказать, бесполезны, никуда не годятся, что-то в этом роде. Терапевт: Что вы еще заметили? М.: Лодка, возможно, тонула. Терапевт: Почему вы так считаете? М.: Потому что, похоже, у нее пробоина. Терапевт: Почему это может быть помехой? М.: Если дно разбито, лодка не способна держаться на плаву... Терапевт: О-о. М.: Я надеюсь, что у лодки на борту есть хорошая рация. Терапевт: Что еще может помочь? М.: Ну... если в кладовке есть запасные паруса. Терапевт: Хорошая идея, что-нибудь еще? М.: Ну... я не вижу капитана, но надеюсь, у него есть хороший первый помощник. Терапевт: Итак, есть много способов помочь этой тонущей лодке. М.: Да, если капитан хочет этого... Терапевт: Итак, капитан должен испытывать желание вытащить лодку из беды. М.: Что касается сказанного... Терапевт: Дэнни, что ты думаешь? Дэнни: Мне нет дела.
14В 149
Терапевт: Тебе нет дела? До чего? Какой был вопрос? Дэнни: Я не знаю, и мне нет дела... Сколько она еще будет здесь оставаться вместе с нами? Терапевт: Хорошо, я думаю, она внимательно рассмотрела твой рисунок, и у нее есть несколько интересных мыслей о нем... Я думаю, она может идти и подождать снаружи. М.: Да, я сейчас ухожу... В течение следующих недель мать сказала мне, что пару раз неосознанно назвала Дэнни «капитаном». Также она сообщила мне, что на нее произвел впечатление рисунок Дэнни и та дилемма, которая была на нем представлена. Я тоже очень заинтересовалась его рисунком и символизмом «тонущей лодки». Я направила его на психиатрическую экспертизу, рассматривающую суицидальные попытки, и постоянно возвращалась к проблеме с лодкой, говоря Дэнни о том, как много есть способов спасти ситуацию и снизить ощущение перенесенной боли. Вначале он, казалось, не интересовался тем, что я говорю, но позднее стал включаться в разговор, когда я предложила ему сконструировать на терапевтических сессиях модель парусной шлюпки. Внезапно, когда символ стал реальным, он стал проводить значительную часть времени, обсуждая маршруты плаваний, экипаж корабля, проблемы ремонта и ухода за кораблем и так далее. Пока он тщательно конструировал свою лодку, его агрессия, казалось, несколько рассеивалась. Терапия продолжалась два года. В течение этого времени он сменил две приемных семьи, пока его мать медленно выздоравливала. Было очевидно,
что Дэнни будет оставаться под опекой приемных родителей гораздо дольше, чем ожидалось, скорее всего до достижения совершеннолетия. Неспособность матери в результате ухудшения физического состояния заботиться о мальчике, постоянная смена местожительства осложняли лечение, так же как и неудовлетворенная потребность в родительской фигуре и проблемы в сфере социальных взаимодействий и импульсивность. В процессе психотерапии были периоды сопротивления, неоднократных кризисов и краткой госпитализации по поводу сильной депрессии. Рисунок 5.4 — один из последних рисунков Дэнни. Это был первый рисунок, на котором он изобразил не себя, а другого человека. На протяжении всего лечения Дэнни держался от меня на расстоянии, сопротивлял-
алпшджнл ся моей помощи. У него также было двойственное отношение к своему приемному отцу, но он признавал, что пытался «привязаться» к нему. На рисунке, свойственный Дэнни символ раны (барометр чувств уязвимости и отчаяния) явно указан — это центр цветка, который поливает садовник. Моя интерпретация этого рисунка была очень оптимистичной: Дэнни в конце концов стал открыт заботе и воспитанию. Была надежда на его дальнейший рост и развитие. Интересно, что садовник — мужчина. Может быть, мужчина представлял отца, которого Дэнни никогда не знал, или его приемного отца, и к тому же на нем была надета фуражка моряка, которая напоминала о его первой приемной матери, которая купила себе и ему морские фуражки вскоре после сессии, где был объяснен его первый рисунок.
Арт-терапия может быть полезна как приложение к другим формам терапии или как самостоятельный вид терапии, в зависимости от опыта и образования терапевта и того, чувствует ли он себя комфортно при такой работе. Хотя большинство арт-терапевтических техник применялись при работе с отдельными индивидами, есть широкие возможности применения этих техник при работе с семьями. Арт-терапия может быть направлена на получение информации, поддающейся интерпретации, или для того, чтобы исследовать восприятие детьми внутрисемейных отношений. Глава 6 ТЕХНИКА СОВМЕСТНОГО РАССКАЗЫВАНИЯ ИСТОРИЙ Разработанная и описанная Ричардом Гарднером, техника совместного рассказывания историй (the Mutual Story-Telling Technique (MSTT), Gardner, 1971) схожа с интервью с использованием марионеток. Основное различие состоит в том, что в данной методике марионетки не используются. Вместо этого ребенок устно рассказывает придуманную историю с началом, серединой и концом. Согласно этой технике, «терапевт, слушая историю, делает предположение о ее психодинамическом значении, выделяет одну или две важные темы и затем создает свою собственную историю с теми же действующими героями в похожей обстановке... Однако история терапевта отличается от истории ребенка тем, что представляет более здоровое разрешение конфликтов и более зрелую адаптацию» (Gardner, 1993, стр. 200). Хотя эта техника широко признана как креативная и эффективная, некоторые терапевты ставят под вопрос ее терапевтический потенциал (с психоаналитической точки зрения), утверждая лишь диагностический. Эти терапевты склонны, в целом, оспаривать «директивные» техники, предполагая следующее: «Психоаналитическая концепция терапии опирается на создание терапевтического климата, который обеспечивает естественное, развернутое, спонтанное самовыражение че-
ШАЙАДЖИЛ ИГРАВ CG VI МНОЙ ТЕРАПИИ
рез игру и вербализацию с минимальным структурированием и вмешательством терапевта. Работа'терапевта состоит в том, чтобы помочь пациенту раскрыть то, чему он положил начало, а не представить что-то новое» (Levenson & Herman, 1993, p. 227). Эти авторы отстаивают мнение, что клиницисты должны выбирать те техники, которые соответствуют теоретическим системам, которых эти клиницисты придерживаются. Поэтому неудивительно, что терапевт, обученный в русле психоаналитической парадигмы, может оспаривать большинство «директивных» техник. Согласно данной методике, терапевт взаимодействует с детьми более активным образом, слушая их, определяя, какое из действующих лиц истории представляет ребенка,, идентифицируя главную тему истории и способ разрешения проблемы. Часто способность ребенка разрешать конфликты, представленные в истории, может быть усилена, если ему предоставить альтернативные, возможно, более здоровые стратегии решения. Эта техника эффективна при работе с большинством детей, так как она работает в рамках привычной для детей ситуации, основного способа коммуникации, которыми являются истории и сказки. Так как ребенка просят рассказать историю, а не напрямую рассказать о себе, то его сопротивление снижается. Дети зачастую больше расскажут о самом себе таким, более комфортным для них образом. В действительности, выбор темы, главных героев и их соперников, конфликтов и их решений — все связано с волнениями, проблемами, страхами ребенка и теми способами, с помощью которых они пытаются справиться с ними. Гарднер вовлекал детей в игровое действие, разыгрывая шоу, в процессе которого брал у ребенка воображаемое интервью, которое записывал на магнито-фон. Интервью помечалось заголовком, которое ребе-нок придумывал для своей истории, и помещалось в архив. Таким образом ребенок получал четкое доказа-тельство, что рассказанная им история — это нечто обычное и естественное для других детей. Эта техника называется «совместной», потому что, после того как ребенок рассказывал свою историю, терапевт рассказывал свою. Терапевты повторяют истории детей максимально дословно, насколько позволяет их память. Детей это обычно озадачивает, и они могут сказать, что история, которую рассказывает клиницист, — это их собственная история. Это пересказывание их истории захватывает внимание детей. Задача клинициста состоит в том, чтобы воссоздать историю до места конфликта и затем представить стратегию разрешения конфликта, которая могла бы быть более конструктивной. Таким образом клиницист проникает в метафору ребенка, чтобы вмешаться в нее. Так как используются символы, созданные ребенком, интервенция может быть воспринята на более глубоком, метафорическом уровне.
Первый иллюстративный случай Маркус — восьмилетний мальчик, афроамериканец, воспитывающийся в третьей приемной семье. Его переход из родной семьи к приемным родителям был спровоцирован его учительницей. Она сообщила начальству о крайне агрессивном поведении мальчика,
зяншджил ИГРА В СЕНЕЙН8Й ТЕРАПИЙ
которое тот демонстрировал в отношениях со сверстниками. Маркус находил множество возможностей обидеть одноклассников, у него наблюдались вспышки агрессии, которые часто не были спровоцированы никакими внешними ситуациями. Учительница заметила, что агрессивное поведение Маркуса прогрессировало как по частоте, так и по интенсивности. Соответственно ее беспокойство по поводу Маркуса росло. Персонал школы пытался связаться с матерью Маркуса, чтобы обсудить сложившуюся ситуацию, но ее, по-видимому, не тревожили их заботы. Она утверждала, что, если поведение ребенка стало проблемой для учителей, значит это их, а не ее проблема. К тому же, она так и не пришла ни на одну встречу, из назначенных учительницей Маркуса для того, чтобы обсудить его успеваемость и поведение, и отказалась открыть дверь, когда учительница позднее решила без предупреждения посетить их дом. Инцидент, который спровоцировал школьный звонок начальству, заключался в том, что Маркус сломал нос ребенку, младше его по возрасту, потому что тот не обратил внимание на указание Маркуса убраться с его дороги. Когда ему сделали выговор, он спокойно ответил: «Меня не волнует, что я поранил его. Кто просил его торчать на моем пути?» Враждебность по отношению к другим и дерзкая позиция стали типичными для Маркуса. При психологическом тестировании в школе обнаружили, что его интеллект развит нормально, но потенциалы не реализованы, функционирование намного ниже возможного. Его академическая успеваемость резко ухудшилась за полтора года, до того как он пришел на терапию. Снижаться же успеваемость нача-
ла после того, как отца Маркуса убили во время налета на его магазин. Его матери было тяжело справиться с трагической смертью мужа, и у нее развилась сильная зависимость от алкоголя, с помощью которого она хотела облегчить свои страдания. В школе решили, что необходимо отстранить Маркуса от посещения уроков, и, когда служба по защите детей посетила его дом, было отмечено, что его мать не способна позаботиться о сыне надлежащим способом. Была предпринята попытка поселить Маркуса у родственников, но они отклонились. Маркуса поместили в приемную семью, где он поранил их домашнее животное. Приемные родители потребовали, чтобы его перевели в другое место, так как думали, что он представляет потенциальную угрозу для их младшего приемного ребенка. Во второй приемной семье он находился менее двух недель, он устроил там маленький пожар в спальне. Его отправили в другую семью на условиях временного пребывания. Все это время он требовал встречи с матерью, на которые она не приходила. Маркуса направили на терапию по поводу «нарушения поведения» и: потенциально опасных агрессивных склонностей. Формулировка проблемы Нынешнее агрессивное поведение Маркуса скорее всего связано с насильственной смертью отца, а также неспособностью матери воспитать его и утешить после пережитой трагедии. Пристрастие матери к алкоголю скорее всего привело к тому, что она заботилась о сыне крайне редко и к тому же неудачно. Мать Маркуса, казалось, была подавлена потерей и, по-видимому, не mm miEflHOlt терапии способна позаботиться даже о себе, не говоря о сыне. Как нам известно, она не отзывалась на приглашения в школу, чтобы встретиться и обсудить проблемы поведения сына. Маркус, вероятно, знал о пристрастии матери к алкоголю, ухудшении ее состояния и двойственных чувствах к нему. Я решила, что будет важно сразу связаться с матерью, чтобы оценить ее состояние, установить возможность воссоединения и способность присоединиться и принять участие в терапии сына. Первая сессия Маркус был самым враждебным и дерзким ребенком из всех, которых я когда-либо встречала. Его основной установкой было нападение: он обзывал меня, бросался игрушками, на все вопросы реагировал неприятием и в целом сохранял высокий уровень напряженности. Он смеялся, когда я пыталась обсудить «правила» поведения в кабинете, и проявлял враждебность, когда я говорила ему, что не допущу, чтобы он навредил мне или себе. Он бегал из одного угла комнаты в другой, пинал игрушки и сбрасывал их с полок. «Это не подходящее для твоего пребывания место, — сказала я. — Иди за мной». Мы поднялись наверх по лестнице в другую комнату, которой пользовались, когда дети считали меньшую игровую комнату слишком тесной. Эта комната была большая, в ней было мало мебели, много маленьких игрушек и материалов для работы. Здесь стоял большой диван с несколькими большими подушками, на стене висела большая доска для рисования мелками, возле дивана лежала кукла Бобо. Мягкая кукла без черт лица. «У тебя не получится запереть меня в ящик», — кричал он, неохотно идя за мной и топая ногами. «Я не собираюсь никуда тебя запирать... мы идем в более просторную комнату». Когда он взял Бобо, он немедленно бросил его на землю, пнул и начал бороться с ним, тем самым он выпустил огромное количество энергии. Маркус посмотрел на меня и сказал: «Я могу делать все, что я захочу. Я могу пинать его, я могу сделать так, чтобы у него пошла кровь, я могу выколоть ему глаза». «Да, ты можешь это сделать, потому что он игрушка, а не человек», — сказала я. «Я мог бы сделать, это даже если бы это был человек». — «Ты мог бы, но кто плохая идея. У тебя будут неприятности, и ты навредишь другому». «Меня это не волнует», — сказал он, опять ударяя по Бобо. «Я понимаю, что сейчас тебе это неважно, но это нехорошо, бить других, потому что ты попадешь в беду, у тебя будут неприятности». Он не отреагировал словами, но, казалось, немного успокоился и начал бродить по комнате. Он подошел к доске и начал рисовать Барта Симпсона1. Он оказался хорошим художником, и его изображение Барта было очень похоже на прототип. «Он выглядит в точности, как Барт Симпсон», — сказала я. — «Я знаю, я хороший художник». — «Да, так и есть», — подтвердила я и увидела легкий налет улыбки на его лице. Я нарисовала облако над головой Барта, после чего, не говоря ни слова, он написал на нем: «Я пну тебя под зад». Это было демонстрацией того, что он еще доставит мне неприятности, несмотря на то что мы пережили спокойный момент около доски. Перед тем как он ухо* дил, я спросила его о ящике: «Что ты имел в виду, ког- Персопаж мультипликационного сериала.
МИШ ДЛИЛ 11ГРШ1Ш11Н0ПТШШ1И
да говорил мне о ящике?» — «То, что другое ничтожество держало меня в ящике». — «Какое другое ничтожество?» — «Доктор Пелтс». — «Что ты подразумеваешь под ящиком?» — «Никто больше не сделает этого со мной». — «У меня нет никаких ящиков, не беспокойся об этом!» — «Ты девчонка, ты все равно никак не сможешь запереть меня в ящике». Он выбежал за дверь, и служащий, который привел его на сессию, в тревоге побежал за ним. Первая сессия была трудной. Начальные сессии Следующие четыре или пять сессий были аналогичны первой. Маркус установил для себя ритуалы, которые были довольно предсказуемы. Он шел сразу в большую комнату, безжалостно пинал и толкал Бобо и затем шел к доске. Слов за это время было сказано не много. Маркус рисовал картинки, похожие на комиксы, в основном Барта Симпсона, вероятно, он гордился тем, что так хорошо умеет рисовать. Пару раз я просила его нарисовать маму и папу Барта, но он отказывался. «Может быть, когда-нибудь ты нарисуешь», — сказала я. Я хотела обратиться к проблеме, касающейся его матери и отца. До настоящего времени он отказывался отвечать на какие-либо вопросы, касающиеся его матери, или говорил: «Я не знаю», или «Меня это не волнует». Я узнала, что ранее, до того как мальчика направили ко мне, он один или два раза встречался с другим психологом, доктором Пелтсом. Мне дали его телефон, и, когда я позвонила ему, он сказал, что вряд ли сможет мне помочь, так как видел Маркуса лишь од- нажды. Я спросила, как прошла сессия. Доктор Пелтс ответил, что ребенок был неконтролируемым, и он поместил мальчика внутрь игрушечного ящика, на который сел сверху, чтобы закрыть его на какое-то вре-мяЯ была ошеломлена. Доктор Пелтс спросил о мо-ей квалификации, где я обучалась, и посоветовал мне набраться опыта работы с детьми, страдающими серьезными эмоциональными расстройствами, перед тем как начать работать с Маркусом. Казалось, он занимал оборонительную позицию и держался враждебно, затем он заявил, что «это все, что я могу вам рассказать». В следующий раз, когда я увидела Маркуса, я сказала ему, что разговаривала с доктором Пелтсом. Он посмотрел на меня с широко раскрытыми глазами. Я сказала: «Он был не прав, посадив тебя в ящик. Никому не понравится сидеть внутри коробки», «Он ничтожество... я его ненавижу», — ответил Маркус, на что я сказала: «Посадить тебя в коробку — это была нелепая идея». Он стал спокойным и начал что-то рисовать. Я чувствовала крайнюю необходимость в том, чтобы обеспечить Маркусу такую окружающую обстановку, которая позволила бы ему раскрыться и принять поддержку и помощь с моей стороны. В то же время я не должна была нарушать его оборонительную позицию. Я продолжала пытаться установить контакт с его матерью, но она не отвечала на мои телефонные звон-ки. Я поинтересовалась у людей из службы по защите детей, оказывают ли они ей какие-либо услуги, и они сказали, что каждую неделю посещают ее и возят на встречи анонимных алкоголиков, они не слишком оптимистично отзывались о ее перспективах. Они обра-
11 - 9374 IirPABmiRfiHOflTEPAfliri тились к ней с просьбой о том, чтобы встретиться с Маркусом, но она отреагировала на это плачем и ска-зала, что Маркусу лучше без нее. Она пришла к выводу, что не способна заботиться о сыне. Положительным моментом было то, что мать осознала свое состояние, — это был явный прогресс. Я узнала ее адрес и решила навестить ее вечером. Я подумала, что если попросить Маркуса рассказать мне историю, то это может способствовать прогрессу в терапии* Он с неохотой отвечал на вопросы напрямую, и один раз, когда я спросила его, что еще он делает хорошо, кроме рисования, он сказал, что «рассказывает хорошие истории». В тот момент он отказался рассказать мне что-нибудь, и я сказала: «Может быть, ты захочешь это сделать в следующий раз». «Как насчет того, чтобы рассказать мне историю? — спросила я. — Помнишь, ты говорил, что рассказываешь интересные истории». «О чем?» — спросил он. «О чем хочешь... просто придумай историю, у которой было бы начало, середина и конец. Потом, может быть, я тоже расскажу тебе историю». Он сел на стул с мелком в руках и рассказал мне следующую историю. «На одной ферме, не в городе, был большой дом. Его жители не выращивали там животных, чтобы потом убивать их. Они выращивали только овощи, чтобы потом есть их, и еще хозяйка дома любила выращивать цветы. Цветы были разные: черные, зеленые, красные, желтью. Она любила их. Она заботилась о них, подкармливала их витаминами, чтобы они росли лучше. Но однажды большой лысый тип пришел в дом с большим шлангом и большим длинным ножом. Он сказал ей, что собирается полить растения, но тут.он вытащил свой большой нож и срезал все цветы. Хозяйка плакала и плакала И ни разу больше не взглянула на свой сад. Конец». «Утвоей истории есть название?» — спросила я. Ему не понравился вопрос, и он решительно заявил: «У нее нет названия. Это просто история». «Хорошо, теперь послушай мою историю», — ответила я. «Когда-то на ферме, не в городе, был большой голубой дом. Животных, которых выращивают, чтобы потом убить, — там не было. Живущие там люди выращивали овощи, которыми питались. Хозяйка этого дома любила цветы, она выращивала много разных цветов: черных, зеленых, красных, желтых, оранжевых. (Маркус прервал меня на этом месте и сказал: «Только не оранжевых. Я ненавижу оранжевый». Я поправилась.) Хозяйка любила все свои цветы и заботилась о них: поливала и давала им витамины, и они вырастали большие и красивые. Однажды в дом пришел большой лысый тип с большим шлангом и длинным ножом. Он сказал хозяйке, что польет ее сад, но на самом деле пошел и срезал все цветы. Хозяйка сильно-сильно печалилась из-за своих цветов и плакала, плакала, плакала. Позднее, одним солнечным утром, произошло вот что. Леди проснулась, умылась и увидела, как ярко светило солнце. Она выглянула в окно и посмотрела на свой сад. Она не смотрела туда уже давно, потому что каждый раз, когда она вспоминала про свои цветы, она начинала плакать и грустить из-за того, что потеряла их. Она посмотрела в окно и открыла от удивления рот. Она поспешила к своему саду. Она боялась, что ей все привиделось, когда она смотрела на сад из окна наверху, и, может быть, ее глаза обманули ее. Когда она подошла ближе, она увидела, что ее глаза не лгали. Это было правдой. Цветы были там. Еще очень маленькие, с крошечными зелеными листочками. Срезанные цветы кто-то убрал, и сад был таким, как и раньше: полным надежды. Она побежала обратно в дом и спросила кухарку, что случилось. «Ну, — медленно сказала кухарка, — мне бы-ло так плохо из-за того, что случилось, что я подумала, может быть, я смогу' сделать так, чтобы сад снова расцвел.
ЗЛН.ШДЖШ1 Я собиралась вам все рассказать, но не успела». Хозяйка крепко обняла кухарку и поблагодарила ее от всего сердца. «Я не могу дождаться того момента, когда увижу свои цветы снова выросшими. Спасибо вам за то, что вмешались. моя грусть не позволяла мне позаботиться о них». Она взяла свои старые садовые перчатки и побежала в сад ухаживать за новыми цветами. Конец». — Знаешь, как называется моя история? — спроси — У нее нет названия. Не хочу знать. — Хорошо, если передумаешь, можешь спросить у — Она похожа на мою историю, — заявил он. — Да, она действительно похожа. — Я придумал эту историю. — Да, ты придумал. — Моя история не такая, как твоя. — Да, они немного отличаются. — Моя лучше. — Ты думаешь, твоя история лучше, чем моя? — Да... она была лучше. — Моя история немного отличалась от твоей, не — Я могу идти? — Интересно, чтобы твоя мама подумала про твою — Она бы ей не понравилась. — Трудно сказать. Может быть, когда-нибудь ты — Я ухожу, — сказал он, побежал вниз по лестнице Комментарии История Маркуса иллюстрировала его беспокойство по поводу матери и его собственное чувство заброшенности. Все в его истории шло хорошо, пока не пришел угрожающий мужчина с шлангом и ножом. Мать была обманута предложением этого человека полить растения в саду и позволила ему находиться рядом с ними, в ответ на что он все разрушил. В результате мать бы-ла раздавлена своей потерей и отказывалась смотреть на свой сад, дабы избежать страданий. Сад, скорее все-го, представляет жизнь Маркуса и его отца. Жизнь отца прервалась насильственным путем, и, хотя мать любила Маркуса, она оказалась неспособна найти силы на его воспитание и заботу о нем, так как не могла справиться с горем. Маркус также служил видимым напоминанием о своем отце, и мать не могла вынести его присутствия рядом с собой. В своей истории я не отрицала событий, которые произошли в жизни Маркуса. Ночные взломщики действительно вторглись в спокойное, мирное окружение Маркуса и убили его отца. История Маркуса была сосредоточена на чувстве потерянности его матери, вызванном смертью отца, хотя смерть отца также нашла свое отражение. В своей истории я предложила идею, что мать будет горевать какое-то время и кто-то другой может заботиться и ухаживать за садом, пока она не будет готова к тому, чтобы вернуться обратно к своим обязанностям. Я отвела кухарке роль человека, присматривающего за хозяйством. Без ведома матери кухарка ухаживала за садом и возвращала его к жизни. Таким образом, когда мать нашла силы выглянуть в окно, она увидела в саду новую жизнь, и вместо того чтобы про-
ПИАНА ДЖИЛ игр ш;шГ11шП ГРАНИН
должать грустить, наполнилась надеждой и ожиданием будущего. После того как я рассказала историю, я поняла, что была слишком оптимистична. В то время, пока за Маркусом присматривал альтернативный опекун и его мать была парализована горем, было неясно, пересилит она свое горе или будет жить с ним. Другими словами, я не знала, будет ли она способна выйти из состояния депрессии и начать думать о будущем. Я решила установить параллельные контакты как с приемной семьей, так и с матерью Маркуса, которая до настоящего времени не отвечала ни на какие запросы. Контакт с приемной семьей Маркус жил с приемными родителями с того времени, как начал ходить на лечение, которое длилось уже 4 месяца. Он был единственным ребенком в этой семье и, следовательно, получал столько внимания, сколько ему было нужно. Сперва он демонстрировал негативное отношение ко всему, разбивал вещи, сквернословил и вообще вел себя дерзко. Когда он осознал, что его приемные родители не делали ему ничего плохого, его поведение стало немного сдержаннее. Он все еще вел себя непредсказуемо, и его приемные родители были сбиты с толку его спорадическими вспышками агрессии.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|