ИГРА 8 CEMEllHOfi TRPAnilll
говорила о своих самых потайных мыслях, тревогах, радостях, страхах. Иногда она становилась словно взрослая, но главным образом была приятным, энергичным и творческим ребенком. На терапию Сару привела испытывающая беспокойство мать. Сара «чересчур много» мастурбировала, по мнению матери, которая была испугана и потрясена поведением дочери. На первой сессии, на которой мать присутствовала одна, она рассказывала, что Сара мастурбирует все время. Когда я попросила ее объяснить, что значит «очень много» и «все время», она ответила, что Сара часто мастурбировала, когда они вместе по утрам принимали душ и что она не раз обнаруживала Сару, подставляющую свои бедра под кран с текущей водой во время приема ванны. В заключение она сказала, что обнаружила Сару мастурбирующей в постели, хотя с момента, когда она легла спать, прошло много времени. Миссис В. была матерью-одиночкой, она забеременела, когда ей было около 40. Беременность была незапланированной, и она приняла решение оставить ребенка только потому, что была уверена, что биологический отец Сары не будет принимать участие в воспитании ребенка. В действительности миссис В. встречалась с отцом Сары всего один или два раза, и больше она никогда его не видела. Миссис В. владеет собственной компанией уже 15 лет. Она унаследовала страховой бизнес от своего отца и была очень горда и довольна тем, что стала главой правления компании в столь молодом возрасте. Она работала очень усердно, чтобы заслужить уважение со стороны своих 200 подчиненных. Когда Сара была младенцем, миссис В. наняла на (боту няню, которая стала словно родная Саре. Когда а достигла 5 лет, миссис В. отдала ее в детский сад, и с того времени она изменила свой график, чтобы каждый день после 16:30 быть дома вместе с дочерью. Миссис В. отметила, что она внезапно осознала, что ее маленькая девочка выросла и она хочет наверстать потерянное, проводя с ней вместе все свободное время. Мать миссис В. умерла, когда ей было 5 лет, ее воспитывали очень заботливый, но сдержанный, неэмоциональный отец, со склонностями трудоголика, и старая нянечка, которая умерла, когда миссис В. была подростком. Миссис В. сказала, что ей было очень грустно, когда умерла нянечка, как будто она потеряла родную мать. Когда же умерла ее мать, она не сильно горевала, следуя стоическому примеру отца. Миссис В. мало по: мнит о своей матери и нашла только одну фотографию, на которой они были сфотографированы вместе.
После того как я выслушала жалобу матери по поводу склонности Сары к мастурбации, я спросила ее, чем, по ее мнению, можно объяснить такое повышенное внимание дочери к сексуальности. Мать высказала свои опасения, что, возможно, Сара подвергалась сексуальному насилию в школе, так как она слышала, что чрезмерная мастурбация часто является следствием сексуального насилия. Я быстро развеяла такое представление, сказав, что важно разбирать каждую ситуацию в отдельности, учитывая ее уникальность. Я сказала ей: «Большинство детей наслаждаются своей сексуальностью даже в очень раннем возрасте». Услышанное ее напугало, и она ответила, что уверена — ее дочь
1Ш1ШДЖНЛ слишком мала, чтобы быть увлеченной этим. Я сказала матери, что была бы рада оценить ситуацию. Как уже упоминалось ранее, Сара была очень разговорчивой и искренней. Когда я спросила ее, знает ли она, почему мама привела ее ко мне, она ответила: «Она думает, что я очень много мастурбирую». Еще не зная о поразительном развитии Сары в плане владения языком, я спросила, что значит слово «мастурбация». «Вы знаете, это когда ты трогаешь свой клитор», — ответила она. Желая удостовериться, что мы понимаем друг друга, я спросила, что такое «клитор». «Ты спрашиваешь, потому что думаешь, что я маленький ребенок и не знаю этого, да?» — «Просто я хотела удостовериться, что я знаю, в каком смысле ты используешь это слово». Она улыбнулась и, приняв позу профессора, сказала: «Клитор — это женский пенис!»
После того как мы прояснили терминологию, я спросила ее, что она думает по поводу своей мастурбации. «Ничего. Я имею в виду, что это мое тело и она не может запретить мне», — ответила она. Я спросила ее, пыталась ли мать остановить ее, и она подтвердила, что да, она «постоянно» пытается это сделать. «Иногда мне кажется, — сказала она спокойным голосом, — что моя мать хочет забраться внутрь меня и узнать все мои мысли и чувства... Как будто бы она хочет быть мной». Когда я попросила Сару подробнее описать отношения с матерью, она восприняла это негативно и со сдерживаемой злостью. Она описывала мать как навязчивую, контролирующую, стремящуюся управлять. Она сказала, что ее мать привыкла быть «нормальной», но сейчас это невозможно и даже странно. <<Что она говорит или делает, что кажется тебе странным?» - - спро- ИГРАВ СЕМЕЙНОЙ ТЕРАПИИ сила я. Сара ответила: «Почти все... Никто из родителей моих друзей не похож на нее». Сара заявила, что она устала от разговоров о ее матери и хотела вместо этого порисовать. Она хотела нарисовать не что-то особенное, а просто каракули, разной формы и цветов. В конце концов у нее получилась прекрасная картина, полная живых цветов, которые казались живыми. Она сказала, что время проходит очень быстро. Сара немного нахмурилась, когда я сообщила ей, что в следующий раз мы встретимся вместе с ее матерью. Когда Сара и ее мать пришли вместе, она вела себя так, как будто это был совсем другой ребенок. Осанка Сары, интонация голоса заметно изменились. Она держала голову опущенной, как будто бы с неохотой пришла на прием. Она плюхнулась на диван и сквозь зубы сказала «привет». Во время этой сессии я могла убедиться, что отношения между матерью и дочерью очень тяжелые. Мать без конца жаловалась на нежелание Сары разговаривать с ней или гулять вместе. Видимо, Сара пряталась от матери дома, мать часто искала ее и на- ходила на чердаке, в туалете, в запасной ванной комнате. Сара была недовольна и грубила матери. Когда я задавала вопросы, она отвечала зло, и я была озадаче- на столь резкой переменой поведения.
Мать также изменилась. Вместо деловой женщины, | четко выражающейся и уверенной в себе, которую я встретила на первой беседе, передо мной была беспокойная женщина, скрыто агрессивная, которая выглядела беспомощной и отчаявшейся. Было очевидно, что и мать, и ребенок несчастливы в отношениях друг с другом. Ближе к концу встречи Сара смогла выразить шш джкл ГРА В СЕМЕННОЙ ТЕРАПИИ
основную проблему: «Я — не ты. Я отличный от тебя человек. Я чувствую не то, что чувствуешь ты. Мне не нравится все, что ты делаешь. Я не хочу быть такой, как ты. Я — это я. Я устала от твоих постоянных попыток залезть в мои мысли. Я не допущу этого. Ты не можешь стать мной!» Когда я спросила мать Сары, что она поняла из того, что было сказано ее дочерью, она была поражена: «Я не понимаю, о чем она говорит. Я провожу с ней столько времени, сколько могу. Я стараюсь дать ей все, что она хочет. Я не понимаю, почему она кричит. Я бы хотела, чтобы моя мать проводила хотя бы половину того времени, которое я провожу с ней». Я взглянула на мать и на дочь: и та и другая сделали страстные заявления, которые остались не услышанными. «Вы обе хотите построить какие-то новые отношения друг с другом, отличающиеся от нынешних. Все, что вы пытаетесь делать сейчас, только увеличивает дистанцию между вами. Миссис В. беспокоится из-за этого. Тебе, Сара, кажется, что твоя мама хочет все время залезть тебе в душу, и это также беспокоит тебя». Обе кивнули головой в ответ. Сессия к тому моменту была почти завершена, и я напомнила, что в следующий раз жду Сару одну. Я еще два раза повторила такой метод работы: совместная сессия родитель — ребенок, следующая за одиночной сессией. Я была убеждена, что и мать, и дочь находятся в критическом положении и что-то необходимо быстро изменить. К сожалению, первая совместная сессия была информативной, но непродуктивной. Мать отказалась от участия в каких бы то ни было домашних заданиях, назвав их глупыми. Я прокомменти-
ровала это так, что, вероятно, часть ее хочет измениться, а другая часть не желает этого. Она доверилась мне и сказала, что лучше уж она будет ругаться с дочерью, чем совсем никак с ней не контактировать. Во время сессии с Сарой я рассказала ей историю, написанную Нэнси Дэвис и включенную в ее книгу «Давным-давно... Терапевтические истории для работы с детьми, перенесшими насилие» (Nancy Davis, «Once Upon a Time... Therapeutic Stories to Heal Abused Children», 1990, стр. 411). Она называлась «Сиамские близнецы». Давным-давно жили-были сиамские близнецы. Хотя сиамские близнецы всегда одинаковые, эти были не такие. Один из них был очень большим, а другой — очень маленьким. Они были скреплены таким образом, что всегда должны были делать все вместе. Так как один из них был больше, чем другой, они всегда делали то, что хотел он. Когда больший хотел смотреть телевизор, а меньший нет, они смотрели телевизор; когда больший близнец хотел отдохнуть и поспать, они отдыхали и спали. Больший близнец всегда мог решить, чем они будут заниматься, и всегда таскал с собой меньшего туда, куда хотел сходить. Меньший близнец очень устал, оттого что никогда не делается так, как хочет он, но не знал, что ему делать, и боялся сказать что-то против. Он боялся, что если он выскажется, то больший близнец разозлится и поранит его. Даже если ему не нравилось то, что они делали, меньший молчал и ничего не говорил. Случай этих сиамских близнецов был столь странен, что доктора со всей округи приезжали посмотреть на них, понаблюдать за ними и сфотографировать. Однажды приехал очень известный доктор, и после того как внимательно изучил их, он воскликнул; «У меня есть для вас хорошие новости. Я могу отделить вас друг от друга и сделать из вас двух совершенно независимых людей». элишджил ИГРА В СЕЧЕЙ HOflimillll
Больший близнец не хотел этого, потому что ему нравилось контролировать меньшего и принимать решения за обоих. Из-за этого он чувствовал себя сильным и могущественным. Меньший согласился, несмотря на то что совершенно не знал, что произойдет после того, как их разделят, настолько он устал от старой жизни, и сказал: «Да! Да! Разделите нас!» Больший близнец продолжал настаивать на том, что они не будут разделены. После того как доктора выслушали различные мнения о разделении, они устроили большое совещание и решили, что больший близнец не имеет права решать за меньшего. Несмотря на желание большего близнеца, доктора разделили их на двух совершенно независимых людей. Когда их отделили друг от друга, меньший близнец был очень счастлив. Он мог бегать и прыгать так быстро или медленно, как ему хотелось. Он мог делать все, что пожелает. Как прекрасна свобода, думал он. Но больший близнец был очень грустным и подавленным. Он был мрачным и угрюмым, ворчал, потому что глубоко внутри он чувствовал страх. Если бы он не мог управлять младшим близнецом, чтобы он делал? Как бы он тогда мог чувствовать себя могущественным?
«Все очень просто. Больший близнец мог бы уделять больше внимания себе и так проводить время, чтобы ему самому было весело и хорошо, чтобы он был счастлив», — сказала Сара. Когда я спросила, чтобы он мог делать, Сара ответила: «Проводить время с другими большими близнецами, которых недавно отделили от своих меньших братьев». Сара прыгала по комнате, танцевала, размахивала руками и кричала. «Я свободна, я свободна, я могу летать, я могу танцевать, я могу ходить туда, куда хочу, я свободна». Она спросила, сама ли я придумала историю или прочитала в книге.. Потом она мне рассказала, что ког- да была маленькой, то поймала мать на том, что та придумывает историю, хотя делала вид, что читает кни-гу. Я ответила, что не сочинила историю, а прочла ее в книге. Она попросила дать ей эту книгу, чтобы прочитать историю самой и, когда закончила, попросила взять* книгу домой. По окончании сессии Сара, уходя из кабинета, улыбалась. В эту ночь, как она рассказала потом, Сара положила книгу на подушку матери и на-писала записку: «Прочитай это». Следующая сессия началась с того, что мать стала жаловаться на то, что сказала Сара в прошлый раз. Са-ра перебила ее и спросила, прочла ли она историю. «Да, прочитала», — ответила мать, немного испуганная прямым вопросом Сары. «Что ты думаешь по этому по-воду?» — настаивала Сара. «Я думаю, что это было гру-стно», — ответила мать. Сара вскочила со стула: «Гру-стно? Грустно? Как для маленького близнеца может быть грустно быть свободным?» Мать прямо посмотре-ла на Сару и сказала: «Свобода одного из них значит ужас и страх для другого». Сара была вне себя. Она кричала: «Почему ты такая странная? Почему ты не можешь думать о них обоих, не только о большем?» Мать внезапно изменила интонацию и спросила у Сары: «А ты не думаешь, что меньший близнец будет скучать по своему близнецу?» Сара к этому времени была полностью вовлечена в разговор с матерью: «Но, мама, только то, что их отделили друг от друга, вовсе не значит, что они не будут друг друга видеть. Когда меньший близнец свободен, он может видеться с боль- шим близнецом, когда захочет». «А что если он никог- да больше не захочет видеть большего близнеца?» — спросила мать. «Нет, нет, нет, — настаивала Сара —
аяшндджил HfPABCEUEflHOft ТЕРАПИИ
меньший близнец всегда будет связан с большим, потому что они семья. Даже если он куда-нибудь уедет, он может хранить память о своем брате. И к тому же он, вероятно, захочет приехать и повидаться с братом, если пройдет достаточно времени. Если они всегда вместе, как они узнают, скучают они друг по другу или нет?» Мать была тронута заявлением Сары. Мне тоже ее выступление показалось замечательным. На следующую сессию Сара пришла одна. Она принесла письмо, которое написала ее мать: «Дорогой маленький близнец, мне кажется, я поняла, что хотела от тебя очень много и пыталась оказать на тебя давление. Я постараюсь дать тебе больше свободы в надежде на то, что ты найдешь способ вернуться ко мне». Сара была в восторге. «Она поняла это! Она наконец-то поняла это!» Потом она спросила, нет ли у меня еще какой-нибудь истории. Я хотела еще поговорить с ней о записке и ее реакции на нее, но она просто схватила книгу с полки. История называлась «Голодный дикобраз», Сара начала громко читать ее вслух (Davis, 1990, стр. 235). Давным-давно в глубине леса жило много разных животных. Там были еноты, опоссумы, дикие кошки и медведи, скунсы и дикобразы. В конце весны, когда уже приближается лето, у всех животных появляются детеныши. Природа вкладывает в животных мудрость, чтобы они заботились о своих детенышах, помогали им расти. Но один дикобраз не знал, что нужно заботиться о своих детенышах. Поэтому, когда родились детеныши, мама-дикобраз не понимала, что нужно перегрызть пуповину. По счастливой случайности игла дикобраза воткнулась в мешок и проткнула его, он порвался, и детки смогли сами найти способ как выбраться наружу. Когда мама-дикобраз была рядом со своими детьми, она не складывала свои иголки, она не понимала, что так надо, а расправляла их, как будто бы готовилась к драке с диким кабаном. Иголки дикобраза были очень острыми, и, если тебя уколет одна из них, ты поймешь, что они действительно могут поранить. Поэтому, когда детеныши этой матери пытались приблизиться к ней покушать молока, они кололись об ее иголки. Когда детеныши подросли, им пришлось принять трудное решение: пить молоко и колоться об иголки или находиться подальше от мамы и быть голодными. Как вы могли догадаться, детеныши росли не так быстро, как они росли бы, если бы у них было достаточно молока. К тому же у маленьких дикобразов по всему телу были ранки, потому что они постоянно натыкались на острые иголки матери. Они стали уверенными в том, что все дикобразы воспитывались так же и что быть дикобразом вообще не приносит счастья. Однажды_ один из маленьких дикобразиков один ушел в лес. Он устал от постоянных дан от иголок и от того, что был постоянно голодный. Он был очень зол и очень изранен и совсем не знал, в каком направлении ему идти. Он знал, что ему нужно найти другой способ добывания пищи, иначе он непременно умрет. Пока он шел, случайно встретил самку енота со своими детенышами, но она не обратила на него никакого внимания, и он пошел дальше по тропинке. Потом на своем пути он встретил дикую кошку. У этой дикой кошки были детеныши, и она знала, что о них нужно заботиться, кормить и воспитывать. Маленький дикобраз был очень голоден, но он боялся дикой кошки. Он расправил свои иголки, думая, что может напугать дикую кошку, и она даст ему немного еды. Это был очень глупый поступок, но эта дикая кошка была необычной. Ее вырастили и воспитали люди, а потом отослали обратно в лес. Она разговаривала на языке, который мог понимать дикобраз, и она сказала маленькому зверьку, иголки которого торчали во все стороны: «Ты никогда не получишь того, в чем нуждаешься, или того, чего хочешь, если будешь выставлять свои иголки и пытаться уколоть тех, кто вокруг тебя».
МИШ ДЖИЛ ИГРА В СЕМЕЙНОЙ ТЕРМИН
Маленький дикобраз не поверил этому, поэтому ощетинился еще сильнее. Он даже пытался рычать на дикую кошку, но она понимала, что происходит и сказала ему: «Важно, чтобы ты знал, кому можно доверять. Ты никогда не получишь то, что хочешь, пока твои иголки колют того, кто может помочь тебе. Тебе нужно свернуть их и довериться, тогда ты получишь столько еды, сколько захочешь». Маленький дикобраз все еще сомневался. Он думал, что, возможно, дикая кошка ждет, пока он расслабится, чтобы напасть на него. Вскоре, тем не менее, он так проголодался и устал, что понял — больше он ждать не может. Он прижал иголки к телу и сделался беззащитным. Дикая кошка, увидев это, пригласила его поесть вместе с ее детенышами и выпить столько молока, сколько ему нужно. Как это было вкусно! Маленький дикобраз напился молока и ненадолго заснул. Это было так приятно, но маленький дикобраз беспокоился. Он любил свою маму, но он знал, что ему никогда не будет хватать молока, если он все время будет оставаться рядом с ней. Кроме того, что он выставлял свои иголки, когда был с матерью (и получал мало молока), он понимал, что она может поранить его. Он и дикая кошка обсудили это и решили, что он сможет вернуться к ней, когда ему будет нужно, и она накормит его, даст все, что требуется. Теперь он проводил часть времени с матерью, братьями и сестрами, а часть времени с дикой кошкой, которая понимала его. У нее он нашел понимание, любовь, заботу и воспитание — все то, что ему было нужно, чтобы вырасти здоровым и хорошо приспособленным дикобразом. У дикой кошки он научился кое-чему особенному; он узнал, что острые иголки очень нужны для защиты от других животных, которые хотят навредить ему, иголки полезны, когда он в опасности. Но если постоянно выставлять их наружу, то это только отдалит его от того, в чем он нуждается. Он понял, что это неправда, что на него постоянно кто-то хочет напасть, поэтому он мог знать, когда опасности нет и можно прижать иголки^ к телу и быть ближе к тем, кто заботится о нем. Маленький дикобраз вырос и прожил жизнь, зная, как обращаться со своими иголками, зная, как получить то, чего он хочет, как найти любовь и много друзей. Другие животные часто говорили, что этот дикобраз отличался от всех других из его семьи, особенно когда он мурлыкал, как кошка. Сара размышляла над этой историей, и я не мешала ей, а ждала, когда она обдумает ее. В конце концов она посмотрела на меня и сказала: «Вы знаете, с мамой я выставляю свои иголки. Временами я почти не даю ей шанса». «Я заметила, что иногда так и происходит, —-ответила я. — Как ты думаешь, почему в присутствии мамы у тебя так быстро появляются иголки?» Сара задумалась: «Я думаю, потому что она как будто всегда что-то хочет от меня... обычно она пытается придраться ко мне». Когда я спросила, чего обычно хочет мама, Сара ответила: «Большего!» Дальше она объяснила, что ее мать никогда не довольна тем, что есть, и всегда ожидает лучшего: «Как в прошлом месяце, когда мы ставили пьесу. Мне нравилась моя роль, но она хотела знать, почему я не играю главного героя. Она даже пожаловалась учителю и сказала ей, что я больше подхожу, чем та девочка, которой отдали эту роль! Она не сказала ни слова о моей роли». Затем Сара чуть изменила тему, заявив: «Но моя мама никогда не била меня или что-нибудь в этом роде, я ем столько, сколько хочу, и у меня хорошая одежда. Она нанимала на работу хороших людей, которые заботились обо мне. Одна из них была мне как вторая мама, но она умерла. Моя мама достаточно хорошая. Только когда я стала ходить в школу, она изменилась или что-то произошло, она
алншджид ИГРА В ОЕЧЕЙНЛП ТЕР4ПИМ
старается провести со мной вместе каждую минуту и знать обо мне все. Это так утомляет меня». — Сара, а как бы ты хотела? — Обычно. — Как это, обычно? — Я просто хотела бы, чтобы она была на работе, и — Что еще было бы иначе? — У моей мамы были бы свои друзья — может быть, — Итак, у твоей мамы была бы своя собственная — Да, может быть, хобби. — Какое хобби? — Когда-то она занималась парусным спортом. Ей — А как насчет ваших с ней отношений? Что-ни — Ну... если бы она занималась чем-нибудь еще, — Что ты чувствуешь, когда она смеется и выглядит — Тогда, я думаю, мы не были бы такими серьезны- ми или злыми... если бы она только не задавала мне все время вопросы. — Если бы она не задавала вопросы, что бы она могла делать, по-твоему? Сара поразмышляла и сказала: — Она могла бы рассказывать о себе. Она могла бы — Итак, ты хотела бы, чтобы мама рассказывала те — Да, да... что-то в этом роде. — И ты бы хотела узнать что-нибудь о своем отце? — Да, это так. Сара снова открыла книгу, лежащую у нее на коле-нях, чтобы найти историю про дикобраза. — Могу я сделать копию этой истории для мамы? — Конечно. Есть другой вариант — ты можешь про - Нет, я бы лучше дала ей прочитать. Сара взяла историю с собой и снова положила ее на подушку матери. Мать позвонила и попросила срочно встретиться до назначенного времени. Она прочитала историю, и это расстроило ее. Когда она пришла, она спросила, не я ли посоветовала Саре дать ей прочитать этот рассказ. — Нет, миссис В., это была идея Сары, - ответила я. — Я не знаю, что мне теперь делать, — сказала она, — Как вы думаете, что она пытается сказать вам?
^209 14 - 9374 ИГРАВ Ш1ЕПНЙНТШПНН — Я думаю, что она пытается сказать мне, что я — Как вы это поняли? — Из истории о маме-дикобразе, которая ранила — О чем еще эта история? — О том, что маленький дикобраз нашел кого-то — И как вы это объясняете? — Что Сара пытается найти кого-то другого, кто бу — Миссис В., на самом деле, у истории существует — Я не знаю, что еще она могла значить. — Скажите, что, по-вашему, она значит и какова — Я осознала, что я была вовсе не совершенной ма — И вы хотели сделать так, чтобы Сара никогда не — Поэтому я взяла за правило быть дома, когда она Поэтому вы задаете ей все эти вопросы? Да, никто никогда не спрашивал меня, что я ду- по какому-либо поводу. Если бы вы не спрашивали, это было бы знаком)го, что вы не заботитесь о ней, — Да, абсолютно. Я сочувствовала положению миссис В. Стараясь за-щитить своего ребенка от одиночества, которое она пережила сама в детстве, она прикладывала неимоверные усилия, чтобы быть с ней рядом, справляться о ней, сопровождать ее. Но, стараясь таким образом быть внимательной, она стала очень навязчивой, как раз в то время, когда Сара нуждалась в уединении. Мать и дочь отдалены друг от друга и разрозненны. Чем больше Сара хотела остаться одна, тем больше мать старалась наладить контакт, опасаясь, что дочь одинока. Никто из них не рассказывал другому о том, что ему на самом деле необходимо, поэтому казалось очевидным, что мать проинтерпретировала эту историю как способ Сары отвергнуть ее. Я не могла нарушить доверие Сары и рассказать миссис В., что Сара в основном была сосредоточена на той части истории, где говорится о ней самой и ее негативных реакциях по отношению к матери. Во время следующей совместной сессии я попроси-,ла миссис В. рассказать Саре о своей реакции на рассказ о дикобразе. Она рассказала, а потом сказала девочке, что приходила ко мне (что заставило Сару по-,вернуться и посмотреть на меня с недоверием), что история напомнила ей многое о собственной маме и о горе, которое она испытала, когда ее мама умерла. Она рассказала Саре, что все вещи, принадлежащие матери,
н- М1ИНШИЛ ИГРА В СЕМКПНОЛ ТЕР4ПИИ
были уничтожены после ее смерти, и ей никогда не разрешали в доме называть ее имя. Сара, казалось, была очарована историей матери. Миссис В. также рассказала о своем одиночестве в детстве и что никто не спрашивал ее о том, что она думает или чего хочет. По ходу рассказа она вставляла замечания о том, как ведет себя сейчас. Она сказала: «Вот почему, как я думаю, я задаю тебе так много вопросов, — потому что хочу удостовериться, что ты не чувствуешь себя так подавленно и одиноко, как я когда-то в твоем возрасте». Когда миссис В. закончила рассказ о своей столь сильной реакции на эту историю, я попросила рассказать Сару, почему она оставила именно эту историю на подушке у мамы. Сара пристально посмотрела на меня и вызывающе спросила, должна ли она говорить. Она была явно недовольна тем, что мы встречались с мамой без ее ведома. После недолгого молчания Сара уступила и сказала спокойным голосом: — Мама, я выбрала эту историю, потому что я все Миссис В. не смогла сдержаться: — Но почему, Сара? Ты ненавидишь меня? — Нет, мам. Дело не в этом. Потому что ты давишь — Скажешь маме, что бы ты хотела изменить в ва — Хорошо... я хочу, чтобы у тебя было свое дело, Ты хочешь, чтобы я что-то делала без тебя? В — Да, кое-что, тогда у тебя может быть своя жизнь. Тогда ты будешь счастлива. — А как же ты? — Я хочу уединения, у меня есть свои друзья, и я - Я не понимаю, как нам поможет то, что мы будем проводить вместе меньше времени. — Поэтому, мама, я хочу, чтобы ты тоже рассказы папе, каким он был, где он сейчас., — Правда? -Да- — А ты будешь рассказывать мне о себе время от — Да, когда будет, что рассказать. — Другими словами, я должна позволить тебе уйти, — Да, как близнецы. — Ты не говорила мне, что я плохая мать. — Нет, я говорила Элиан в прошлый раз какая ты — Я рада слышать это. — Знаете, мне только что в голову пришла забавная Сара рассмеялась. — Почему ты смеешься, Сара? — спросила я.
МИШ ДЖИЛ ИГРА В СЕЧЕННОЙ ТЕРАПИИ
— Просто я делала это, чтобы ты перестала заходить — Сара!! — громко воскликнула ее мать удивленным голосом. — Это сработало, не правда ли? Мы все улыбнулись, и впервые я увидела, как мать и дочь обнимаются естественно и радостно. Заключение Мать и дочь были подавлены взаимоотношениями друг с другом. Внимание матери было чрезмерным, и Сара воспринимала ее вопросы как навязчивость, вмешательство в свою личную жизнь. Сара хорошо защитилась от навязчивости матери, заняв враждебную по отношению к ней позицию, но чем больше она отбивалась от вопросов и забот матери, тем более непреклонной становилась мать в своих попытках стать ближе к дочери. История миссис В. показала, что в детстве она была очень одинока, и ее мать умерла, когда ей было 5 лет. Миссис В. никогда не позволяли горевать о смерти матери, не одобряли этого. Отец миссис В. много работал, направил всю свою энергию в работу после смерти жены. Хотя отец всем обеспечивал дочь, он никогда не был эмоционально открыт для нее, и миссис В. испытывала потребность во внимании отца. В результате, у миссис В. было очень одинокое детство, ей не хватало общения. Отец регулярно нанимал домашних хозяек, но они часто менялись, так как он был очень требовательным. Сара была очень развитым для своих 10 лет ребенком, она была очень живой и разго- ворчивой, если рядом не было матери, а в ее присутствии она становилась недовольной, раздражительной, замкнутой. Мать и дочь ругались друг с другом, и обе становились подавленными и отчужденными друг от друга. Представленная в начале проблема заключалась в мастурбации Сары, хотя Сара не проявляла особого интереса к мастурбации. Когда она описывала беспокойство матери по поводу мастурбации, она сказала, что ее мать постоянно шпионит за ней. Позднее выяснилось, что Сара мастурбирует для того, чтобы мать перестала нарушать ее уединение. По моему мнению, главная проблема заключалась в том, что мать слишком много и постоянно следила за дочерью, а Сара реагировала на это враждебной установкой, поэтому я выбрала рассказ из книги Дэвис, который был предназначен для «родителей, сиблингов или друзей, пытающихся полностью контролировать ребенка, который испытывает чувство беспомощности» (стр. 410). Это была история про сиамских близнецов. После того как Сара выслушала историю, она идентифицировала себя с меньшим близнецом, желающим свободы. Сара немедленно потребовала копию рассказа, которую потом положила на подушку матери. Мать поняла символизм и дала обещание, что предоставит меньшему близнецу свободу, если он пообещает вернуться. Хотя мать дала обещание, ей было трудно изменить свое поведение, так как оно было мотивировано переживаниями ее собственного детства и ее неразрешенного горя. Когда Сара выбрала другую историю, которую тоже отдала матери (то есть историю про дикобраза), мать стали одолевать чувства неадекватности и вины. Эти ЭЛИАНАДЖНЛ ИГРА В СЕМЕННОЙ ТЕРАПИИ
чувства оживили ее воспоминания о том, как она сама в детстве мечтала о заботящихся родителях, и о том, что у нее никогда не было мамы, а только папа. У этой истории было много значений различного уровня. В то время как мать сконцентрировалась на своем страхе, Сара осознала — она автоматически выпускала иголки, чтобы защититься от матери. Она поняла, что, выпуская наружу иголки, чтобы защитить себя, она также не допускала до себя заботу матери. Мать поняла, что ей необходимо рассказать дочери о смерти ее матери и сопутствующем этому эмоциональном удалении отца, а также о том, что отец никогда не позволял ей плакать из-за ее смерти. Сара внимательно слушала «рассказ» матери, и они стали ближе, узнав что-то новое друг о друге. С того времени все сессии стали совместными, и мы пытались повторить то же самое — мать рассказывает о себе,,а Сара слушает. К тому же Сара смогла добиться некоторых привилегий, например, поставила замок на двери в свою комнату (который, как она обнаружила, не надо запирать), одна принимала душ и проводила больше времени с друзьями. Когда Сара перестала чувствовать столь сильное давление со стороны матери, она стала кое-что рассказывать и доверять матери, а также определять то, что будет сохранять в тайне. Очевидно, что количество позитивного общения между Сарой и матерью увеличилось, и это создало более безопасный контекст для разрешения конфликта. Мать более спокойно стала относиться к тому, что Сара уходит одна куда-нибудь, начала заниматься своими делами, у нее появились интересы. Она нашла парусный спорт, не столь привлекательным, как раньше, так как у нее появилась морская болезнь, зато обнаружила, ч
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|