ИГРА В GEAJEflHOfi ТЕМП11И 11 глава
одна из них не протестовала* и я спросила у них, как бы они назвали эту историю. Мюриель ответила: «Рыбки навсегда». Лупе назвала историю «Рыбка и ее защитник». Мэнди сказала: «Ты не можешь всегда оставаться живой». Ее ответ вызвал беспокойство у женщин, но я отложила их вопросы на потом, добавив, что сейчас тоже расскажу историю. «Давным-давно жила рыбка... нет, пускай две рыбки. (Мэнди посмотрела на своих родителей и улыбнулась.) Это была красивая красочная рыбка и ее коричнево-белая рыба-защитник. (Мэнди, казалось, собирается что-то сказать и я поспешила остановить ее.) Подожди, это моя история... Рыбки жили в маленьком озере, и им там очень нравилось. Им доставляло радость прыгать, прыгать так высоко, что они могли осмотреть то, что происходит вокруг, посмотреть то, как живут люди. Рыбки были очень счастливы, пока не пришли рыболовы, чтобы поймать рыбу, и тогда рыбка-охранник, которая была очень хорошей защитницей, предупредила другую рыбку, чтобы та не прыгала высоко, а наоборот, спряталась под камнями на дне озера. Но рыбка не обратила внимание на предупреждение, вместо этого она выплыла на поверхность и подвергла себя опасности. Рыбка-охранник спросила ее: «Почему ты подвергаешь себя опасности? Ты же знаешь, что случится, если они тебя увидят. Ты умрешь. Разве ты хочешь умереть?» (Мэнди стала плакать, Мюриель и Лупе обнимали и успокаивали ее. Никто из нас не знал причины этих слез, такой бурной реакции. Мы ждали, пока она успокоится.) «Мэнди, я рыбка-охранник, и я хочу знать, что я должна сказать рыбке, которая причиняет себе вред». (Мэнди взглянула на меня и сказала слабым, робким голосом: «Она не должна подвергать себя опасности... она должна остаться и быть с тобой... Скажи ей, что будешь по ней очень-очень скучать, если она уйдет от тебя... скажи ей, чтобы она этого не делала... скажи, чтобы не делала этого».)
«Итак, моя история заканчивается тем, что рыбка-охранник снова и снова напоминает другой рыбке, чтобы она берегла себя. Рыбка-охранник очень беспокоилась за нее. Они продолжали жить в маленьком озере, красочная рыбка прислушалась к словам рыбки-охранника и пообещала больше заботиться о себе». В этот момент на меня нашло озарение, я, кажется, поняла мир Мэнди: она беспокоилась о родителях и пыталась сделать все, на что была способна, чтобы им не было плохо. Она выбрала двух рыбок, чтобы репрезентировать дилемму, когда одна рыбка ведет себя беззаботно, не обращая внимания на опасность, а другая рыбка пытается охранять и защищать ее. Говорила ли она о защите родителей? От чего? Угрожало ли что-либо семье? Был ли это символический взгляд на то, что ее семья отличается от других? Вела ли ее семья такой же образ жизни, как и эти рыбки, только изредка выглядывавшие из воды, чтобы посмотреть, что происходит снаружи? Представлял ли для них внешний мир некую угрозу. Я попросила Мэнди: «Расскажи мне об охраннике. Кого он защищает?» «Я не могу», — ответила она. — Что случится, если ты это скажешь? — Мама рассердится. (Оба родителя испуганно смо — Дорогая, никто не рассердится. Расскажи Элиан — Моя мама собирается заболеть и умереть. (Она — Кто-нибудь из вас болен? — Нет. (Внезапно родители посмотрели друг на дру
184 МИШ ДЖИЛ ИПЧВСЕЧЕКНОПТКРЩШ
— Дорогая, ты имеешь в виду, что я курю? — спро — Да, мама — О господи! — В чем дело? «Я курю. На самом деле я заядлая курильщица. Я курю с 15 лет, Лупе и Мэнди очень расстраиваются по этому поводу. Мы очень много ссорились из-за этого, но в последнее время почти не говорили об этом. Это намного лучше, чем ругаться — особенно когда Лупе была беременна... Если что-нибудь и могло разрушить нашу семью, так именно это. У нас было много скандалов по этому поводу. Мэнди была еще маленькая, я никогда не думала, что она все знает».
Мэнди обняла маму и рассказала ей, что у одной из ее одноклассниц мама умерла от рака легких. Еще она рассказала о том, что их учитель рассказывал о вреде курения. «Когда я пыталась сказать это тебе, ты сердилась и кричала на меня... ты велела мне замолчать», — продолжила Мэнди. По щекам Мюриель потекли слезы, когда она поняла, что причины возникших у Мэнди проблем заключались в ее чрезмерном беспокойстве о здоровье мамы и в том, что она не могла сказать об этом родителям, потому что это была запретная для разговоров тема. Мюриель взяла лицо дочери в руки и сказала: «Ты будешь хорошим защитником мне и маме, ты слышишь меня... хорошим и заботливым защитником. И я обещаю тебе, что брошу курить завтра же и буду очень стараться, чтобы не начать снова». «Не будешь курить даже не дома?» — спросила Мэнди. «Даже не дома, не бу- ду прятаться или еще что-нибудь». Лупе поцеловала Мэнди, и затем все трое крепко обнялись. Все они горячо поблагодарили меня, и я заметила, что всегда непросто бросить курить и что Мюриель может понадобиться помощь. Я сказала, что могла бы направить ее к другому консультанту, который помогает тем людям, которые хотят бросить курить, и она ответила, что позвонит мне, чтобы узнать его телефонный номер. Я сказала Мэнди, что хотела бы увидеться с ней одной в следующий раз. Обещание Мюриель сдержать было непросто, и у нее было много рецидивов, прежде чем она полностью избавилась от зависимости. По своей собственной инициативе Лупе сказала Мюриель и Мэнди, что настала ее очередь быть защитником и что Мэнди может сбросить с себя эти обязанности, так как «маленькая девочка должна использовать всю свою энергию на то, чтобы становиться больше и сильнее». Лупе и Мюриель не купили Мэнди настоящей собаки, но они купили ей игрушечную собаку, такую же большую, как настоящая, она сидит у нее на окне. Заключение Мэнди была жизнерадостным и энергичным ребенком, но внезапно испугалась, стала беспокоиться о том, что ее мать курит, несмотря на то, что мать ее подруги умерла от рака легких. Так как курение было причиной сильных конфликтов между родителями Мэнди, все в семье решили просто избегать этой темы, чтобы всем было спокойнее. Беспокойство Мэнди о матери усили-валось со временем, ее тревожила мысль, что она может потерять маму из-за рака (эта возможность, по-ви-
амшджпл димому, стала представляться ей реальной после смерти дедушки). В школе также акцентировалось внимание на вреде курения и связанных с этим опасностях. Все это стало причиной возникшего у Мэнди сильного страха. Она стала выдумывать различных защитников. Я хотела понаблюдать за общением между родителями и Мэнди, заметив заинтересованность девочки темами постоянства и стабильности. Я желала знать, как общаются родители с девочкой по отдельности и вместе. Я предполагала, что что-то тревожит ребенка, но было непонятно, что именно, пока она не рассказала историю, в которой возникли темы опасности и защиты. Родители никогда не рассказывали о беспокойстве по поводу здоровья или курения, поэтому мне было неизвестно до этого момента о тревоге, существующей у ребенка. Я заметила, что, когда Мэнди включила в рассказываемую историю конфликт, Мюриель поспешила закончить историю, возможно, подсознательно понимая связь между метафорой и реальностью. В конечном счете, Мэнди, при поддержке родителей, чувствуя себя защищенной, смогла собраться с силами и высказать свой скрытый страх по поводу курения Мюриель. Глаба 7 ДРУГИЕ ТЕХНИКИ РАССКАЗЫВАНИЯ ИСТОРИЙ Несмотря на популярность того варианта техники совместного рассказывания истории, который был разработан Гарднером, возникло достаточно мало разработок более общих терапевтических техник с примене- ИГРА В Ш1ЕЙН0Й ТЕРАПИИ нием рассказывания историй. В ранних исследованиях, проводимых в 1936 году (Despert & Potter, 1936), психологи пришли к заключению, что истории могут служить подходящим средством для вербализации фантазий. Через них дети раскрывают свои тайные желания и конфликты. Десперт и Поттер рассказывают, что в историях могут быть обнаружены основные эмоции, включая такие, как тревога, чувство вины, исполнение желаний и агрессия. Поэтому если темы периодически повторяются, то это является указанием на базовый конфликт или тревогу. Они также считают, что истории максимально полезны, когда дети сами находят в них смысл, тогда они могут служить средством как диагностики, так и лечения.
Брэнделл (Brandell, 1984) утверждает, что большинство техник, применяемых в детской психотерапии, направлены на то, чтобы выявить фантазии. После тщательного обзора литературы по этой теме он также обнаружил, что в очень немногих случаях рассказывание историй используется систематически и независимо от других психотерапевтических техник. Некоторые игровые терапевты-психоаналитики считают, что рассказывание историй может принести вред детям, так как это может нарушить обычный баланс в бессознательном. Другие отмечают, что эта техника достаточно ограничена, так как основывается на вербальных способностях детей. Гондор (Gondor, 1957) подчеркивает, что клиницисты должны предоставлять детям просторную комнату, где есть много различных игрушек и средств для самого широкого круга занятий, чтобы те сами выбирали наиболее подходящий им способ коммуникации, одна и та же техника не может подходить всем де-
ялишджнд
тям. Мне кажется, что моя задача как клинициста — сохранить открытыми множество возможностей. .Робертсон и Барфорд (Robertson and Barford, 1970) утверждали, что использование историй полезно при работе с хронически больными детьми. Критцберг (Kritzberg, 1971) разработал два терапевтических средства — «Терапевтический набор для сочинения историй» и «Набор «Сочини историю», которые помогают сочинять и рассказывать историю тем маленьким клиентам, которые испытывают трудности в условиях свободной игровой ситуации. Хотя изначально Критцберг разрабатывал свои игры при сотрудничестве с Ричардом Гарднером, его подход отличается от подхода последнего. Вероятно потому, что он больше интересовался реакциями хорошо адаптированных детей и не использовал игру произвольно, Критцберг был убежден, что истории должны строиться на основе заданного терапевтом стимула, должны иметь подкрепление и анализироваться на основе четких категорий. Кроме того, он считал, что история не должна включать наставлений, а темы обсуждения должны ограничиваться только историей, рассказанной ребенком. Как мы заметили в предыдущей главе, техника Гарднера стимульно-независима, представляет собой дополнительную технику, которая завершается наставлением, выведением морали и опирается на содержание, представленное ребенком.
Рассказывание историй — очень эффективный способ установить коммуникацию с ребенком. Этот метод применяют в работе очень многие: воспитатели, педагоги, психотерапевты, гипнотерапевты, родители и многие другие, для того чтобы научить детей чему-то, воздействовать на них, вдохновить или наоборот, при- грозить, порадовать, привить детям ценности. Большинство детей первый раз слышат истории от родителей, которые читают, им сказки и рассказы из книжек. К сожалению, в последнее время это случается все реже и реже, потому что большинство детей слушают [сказки, записанные на аудио, или смотрят их на видео. Вебб (Webb, 1991) отмечает, что в процессе рассказывания истории — слушают ее, читают или смотрят — происходит дистанцирование, идентификация и проекция: «Когда дети слушают истории, они учатся использовать свое воображение, они представляют себя животным или каким-нибудь героем, включаются и разрешают ситуации, которые могут произойти в их повседневной жизни» (стр. 34). Вебб предостерегает, что, хотя техника рассказывания историй может обманчиво показаться простой, «реакция терапевта на откровение ребенка основывается на полном понимании развития ребенка, его типичных реакций на стресс и на понимании символьной коммуникации» (стр. 35). Поэтому для начинающих терапевтов она предлагает регулярное су-первизорство. Рассказывание историй используется терапевтами как орудие, которое позволяет более открыто и свободно общаться с детьми, снизить их сопротивление и развить их способность пользоваться метафорами, чтобы справляться с болезненными аспектами жизненных ситуаций. В шестой главе мы увидели, что, когда ребенку давалась возможность придумать и рассказать свою историю, клиницист мог вмешаться в ее выдуманный мир и создать другие варианты развития ситуации, которые являются более здоровыми и альтернативными стратегиями, чем те, которые озвучены ребенком. Од-
ЛЛ1ШПДЖНЛ НГРиШШПНОЙТЕРАПШ
нако некоторые дети с неохотой придумывают истории — они могут быть скованны, зажаты, могут опасаться наказания за рассказ «неадекватной» истории. При работе с такими детьми терапевты могут перейти к другим применениям историй. Некоторые клиницисты используют рассказывание историй в сочетании с игрой в куклы. Хоффман и Роджерс (Hoffman and Rogers, 1991) описывают технику, где ребенку, пережившему катастрофу (например, землетрясение), дают «книгу», обложку которой рисует ребенок, а содержание представляет собой запись рассказанной им истории. Также терапевты могут просить детей, чтобы те записывали истории дома в тетради. Совместное рассказывание историй может также проводиться в форме завершения предложений (Saravay, 1991). Например, детям дается инструкция рассказать историю, начало которой уже известно: «Однажды моя мама была очень счастлива, потому что...» или «Дети почти всегда боятся...» и т. д. Клиницисты к тому же могут рассказывать историю, которая потенциально значима для детей. Когда терапевты выбирают тему, представляют главных героев, конфликты и возможные их решения — это является приглашением для детей присоединиться к метафоре. Брукс (Brooks, 1993) использовал технику, называемую «Придуманные герои», когда терапевт выделяет основные эмоциональные проблемы, с которыми столкнулся ребенок, и придумывает героев (обычно животных), которые включаются в ситуации (уже разобранные, детально разработанные ребенком и клиницистом во время лечения), отражающие центральные вопросы терапии. Брукс применяет эту технику на раз- личных стадиях лечения, иногда записывая истории заранее, иногда в присутствии ребенка. Когда дети слушают историю, Брукс предоставляет им возможность комментировать рассказ и использует их комментарии, чтобы детально разобрать историю. Брукс также поддерживает детей, если они рисуют портреты главных героев или моделируют ситуацию, проигрывая историю. Он говорит, что следует максимально приближать выдуманное к реальной ситуации, например, он может использовать имена, которые отражают основную проблему детей, такие, как «Злой Билл Торнадо», или которые представляют терапевта, как «Мудрого Филина», «Мудрого Старца» или даже как «Детектива». Цель этой техники состоит в том, чтобы «распространить то, что происходило в истории, те стратегии решения проблем, которые там применялись, на реальные жизненные ситуации» (стр. 214). Далее Брукс отмечает, что эффективность этой техники основывается на способ-ности ребенка использовать замещение и метафору, чтобы «обсуждать эмоциональные конфликты, пони- их и справляться с ними» (стр. 220); способности детей справляться с тревожным состоянием, сосредотачиваться на истории и развивать ее; готовности детей стать «важными участниками» в безопасной «атмосфере решения проблем» (стр. 222). Терапевты могут быть такими же нерешительными и робкими в применении техники рассказывания историй, как и их маленькие клиенты. За время, пока я работала супервизором, я заметила, что студенты испытывают трудности при создании такой истории, которая могла бы «разговаривать» с помощью символов. В то же время большинство студентов в конце концов очаровы-
13-9374 мишджял ИГРА В СЕЧЕННОЙ ТЕРАПИИ
вают возможности, заложенные в рассказывании историй. Многие клиницисты развивают свою способность рассказывания историй во время практики, другие же предпочитают пользоваться терапевтическими историями, написанными коллегами (Gardher, 1972; Mills & Crawly, 1986; Davis, 1990). Баркер (цитируется по Frey, 1993) предлагает клиницистам, придумывающим истории, придерживаться следующих положений: 1. Вы должны приготовить историю заранее. 2. Варьируйте темп и стиль подачи материала. У вас 3. Уделяйте особое внимание тому, на что необхо 4. Рассказывайте историю так, чтобы она была ин 5. Отмечайте ответные реакции клиента и изменяй Баркер также подчеркивает, что важно быть лаконичным и учитывать невербальную экспрессию. Он утверждает, что жесты, мимика, смех и интонации голоса могут сделать историю более живой, яркой. Зигель - ман (Siegelman, 1990) предостерегает, что излишняя увлеченность метафорами может привести к ошибочному пониманию тонких или скрытых сообщений, которые посылает клиент. Критцберг (Kritzberg, 1975) говорит, что история должна быть ориентирована на действие, в ней должны быть одушевленные и неодушевленные герои, сюжет и итог, заключение, смысл и мораль, которые со- держат в себе идею того, как ребенок может справиться со своими проблемами. Он предполагает, что существует три категории терапевтических историй. 1. История — «зеркало», она повторяет историю ре 2. «Суггестивно-директивная» история, в которой 3. «Недирективно-интерпретирующая» история, ко Критцберг поддерживает терапевтов, которые рассматривают психодинамику проблемы, обдумывают те виды символов, которые используются, как переживаются и понимаются те или иные эмоции, уровень когнитивного функционирования, для того чтобы более полно понять истории и рисунки детей. Рассказав историю однажды, клиницист может ссылаться на нее на протяжении всего процесса лечения. Временами дети и/или их родители спонтанно вспоминают метафоры из истории или просят рассмотреть их еще раз, иногда клиницист сам решает заново представить истории. Не все рассказываемые истории захватывают воображение слушателей. Поэтому клиницистам, возможно, придется рассказать больше, чем одну историю, пока он не придумает такую, которая полностью увлечет слушающих. Первый иллюстративный случай : Сара была красивой, радостной и творческой девочкой 10 лет. Она оживала в игровой комнате: рисовала, рассказывала истории с марионетками, играла в игры,
ЭЛ11ШДЖПЛ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|