ИГРА В GEAJEflHOfi ТЕМП11И 5 глава
Эти первоначальные интервью обычно длятся не-много дольше, чем обычная 50-минутная сессия. Как правило, бывает достаточно полтора часа. Что касается того, какие марионетки должны быть в распоряжении детей, Ирвин (1993) говорит следую-щее: Необходимо предоставить ребенку выбор из множества марионеток, для того чтобы можно было узнать о его мыслях и чувствах. По-видимому, достаточно 15—20 марионеток, подобранных по категориям, чтобы обеспечить адекватный выбор. Важно, чтобы марионетки представляли широкий диапазон эмоций, включая агрессивных, дружелюбных и «нейтральных» марионеток. В набор входят реальные и фантастические персонажи, то есть реалистичные фигурки членов семьи (мужчина, женщина, мальчик и девочка); марионетки королевской семьи (королева, король, принц, принцесса); марионетки, изображающие разные профессии (медсестра, доктор, полицейский, учитель); символические персонажи (привидение, колдунья, черт, скелет, пират, Иванушка-дурачок); марионетки животных, как диких, так и домашних (собака, птица, обезьяна, крокодил/дракон). Необходимо обязательно включить персонажи животных, поскольку они являются отдаленными и безопасными объектами для идентификации (стр. 71). уверена, что такой набор марионеток в равной сте-пени полезен и при работе с семьями. Хотя клиницист может пожелать увеличить набор марионеток до 30. К тому же я обнаружила, что интересно иметь второй на-бop марионеток. В семьях с размытыми границами и недостаточной дифференциацией или в случаях сопер-ничества сиблингов дети или другие члены семьи мо-гут стараться быть «такими же», как другие. Поэтому Алнлнлджнл 11ПМ В СЕМЕЙНОЙ ТЕРАПИИ
при наличии дубликата эта проблема может быть преодолена терапевтом. В добавление к марионеткам, предложенным Ирвином (1993), мне в моей работе с семьями в целом и с детьми, претерпевшими плохое обращение, пригодилось несколько других. Это черепаха с большим панцирем, под которым она может обрести убежище; тарантулы или другие пауки, которые могут напугать других, и, кроме того, напротив, могут быть безобидными пауками; акулы, которые способны наводить на других ужас; гусеницы, которые могут превратиться в бабочек; сказочная крестная мать, которая может исполнять желания; судья, который может выносить приговор; полицейский, который может защищать закон; и двойные куклы, с двумя обликами, символизирующими разные характеры. Также полезно иметь марионеток, представляющих различные этнические группы, так же как и куклы, которые могут способствовать выражению культурного символизма (например, туземные знахари, жрецы и так далее). Когда члены семьи выбирают себе марионеток, выдумывают историю, терапевты могут наблюдать за ними через одностороннее зеркало. Этот процесс важно видеть, так как он демонстрирует и проясняет то, как семья организуется, чтобы взяться за задание и выполнить его. Терапевт должен оценивать: кто начал придумывать историю, кто придумал темы; как распределяются марионетки; кто навязывает свои темы или решения; кто лидирует и кто подчиняется; имеют ли место семейные сговоры или альянсы; кто ведет себя пессимистично по отношению к заданию, как на. это реагируют другие; кому принадлежит власть и т.д. Если од- ностороннее зеркало недоступно, терапевт также может незаметно сидеть в этой же комнате и наблюдать или может выйти и заснять подготовку истории на видеокамеру. Наблюдая за действиями семьи в комнате, записывая на магнитофон или наблюдая через одностороннее стекло, в любом случае необходимо получить на это разрешение семьи и ответить на все вопросы о характере этого наблюдения или записи. Так как маленькие дети не могут дать осмысленное соглашение, за них это делают родители и могут дать согласие от лица детей. Несмотря на это, я считаю, что важно объяснить процедуры записи или наблюдения детям простым языком, ответить на все их вопросы и позволить им самим дать согласие, хотя в действительности в этом нет необходимости, если получено согласие родителей.
Если сессия записывалась на видео, то позднее запись может служить для семьи в качестве обучающего средства. Семьи часто рассказывали мне, как интересно и полезно было наблюдать за собой, за тем, как они рассказывают историю, у некоторых в процессе наблюдения видеозаписи происходили инсайты по поводу их поведения. Клиницист наблюдает и документирует весь процесс интервью. В частности, он отмечает, каких кукол выбирали члены семьи, так как этот выбор дает клиницисту важные сведения. Марионетки выбираются по характерным причинам, которые очевидны сразу же или становятся понятными позднее. Также важно записать темы, предложенные членами семьи, чтобы посмотреть, какая тема становится доминирующей в семейной истории, а какая освещается слабо. Когда семья определилась с историей, терапевт просит каждого участника представить свою марионетку
3 - 9374 ЭЛИАН.ЦЖН.П ИГРА В СЕЧЕННОЙ ТЕРАПИИ
по имени, если оно есть, и сказать о ней пару предложений. После того как все представили своих персонажей, терапевт просит: «Не рассказывайте мне то, что говорят марионетки, позвольте им это сделать самим». Нет ничего необычного в том, что дети более естественно входят в роли своих персонажей и остаются в пределах этих ролей. Взрослым иногда трудно высказываться от первого лица, и они могут сказать что-нибудь вроде: «в это время он не был уверен в том, как он себя чувствует, и он попросил своего друга присоединиться к игре». В таком случае клиницист может вмешаться и представить образец: «Я не был уверен в том, как- я себя чувствую, мистер Кроу, не могли бы вы поиграть со мной?» В действительности, терапевт может вмешиваться в игру и вносить коррективы. Клиницист также может прояснить значения, обращаясь напрямую к марионеткам и разговаривая с ними.
Когда история закончена, Ирвин и Маллой (1975) советуют терапевту задать вопросы о рассказанной истории и стимулировать дискуссию, прося каждого члена семьи дать название истории, обозначить ее, чтобы пояснить ее мораль или урок. Также каждого члена семьи просят сказать, какой марионеткой он хотел бы быть больше всего или, наоборот, какой бы не хотел быть. Я пришла к заключению, что перед обсуждением истории, носящей познавательный характер, терапевту полезно включиться в семейную историю, управляя взаимодействием между персонажами, вызывая диалоги или обращаясь с просьбой прояснить или развить повествование. При этом не нарушается волшебство метафоры, придуманной семьей, клиницист сосредота- чивается на наблюдении, ретроспекции или интерпретации. Таким образом, я уверена, что прежде чем обратиться к семье за обратной связью, которая изменит динамику игрового действия, установившегося в процессе рассказывания истории, терапевту будет полезно использовать различные взаимодействия, такие, как: 1. Определить суть или основную мысль истории и 2. Создавать новые взаимодействия в контексте се- ствами и переживаниями. 3. Проявлять интерес. Если в истории воспроизво в кал такой же конфликт и что персонажи помнят об этом. 4. Формулировать вопросы. Попросите марионеток или чувств, как их собственных, так и других кукол. Проникайте глубже в сказанное семьей, в то, что она I сообщает, и дайте ей возможность по-новому взглянуть j на ситуацию.
5. Оспаривать. Клиницист может поставить под со- оспаривать повествование истории, чтобы в дальнейшем объяснить или разрешить конфликт. ЭЛИШДЖП.1 ИГРА В СЕМЕЙНОЙ ТЕРАПИИ 6. В соответствии с техникой совместного рассказы 7. Комментировать, высказывать свое мнение. Тера 8. Искать то, что «не включено». Согласно концеп Когда клиницист «проникает» в семейную метафору, исследует, ставит под сомнение, поддерживает имеющие место взаимодействия, он выводит семью за пределы метафоры тем, что задает ранее упоминавшиеся вопросы, рассматривает название, обсуждает мораль U истории, расспрашивает членов семьи о наиболее и наименее предпочитаемых куклах. В результате каждый член семьи обнаруживает взаимосвязь между семейными проблемами или трудностями и историей, которую они рассказывают. Эта техника может быть очень эффективна и может с успехом изменить ход терапии, которая стала вялой, однообразной и подавленной, участники которой остаются разобщенными и необщительными, а коммуникации между ними — напряженными и поверхностными, или предпочитают интеллектуальные размышления, которые способствуют динамическим изменениям. Первый иллюстративный случай Люси была матерью-одиночкой, последние шесть лет она жила одна со своими двумя маленькими дочерьми. За шесть месяцев до того, как она обратилась за терапевтической помощью, она встретила мужчину, в которого влюбилась и пригласила жить вместе с ней и своими дочерьми. С этого момента у девочек — восьмилетней Эшли и десятилетней Карен — начались тяжелые времена. Они стали замкнутыми, необщительными, доставляли матери много страданий, стали вспыльчивыми и нетерпимыми в отношениях друг с другом и с друзьями. Школьная успеваемость резко ухудшилась, в классе они стали демонстрировать склонность к агрессивному поведению. Они также отказались помогать матери по дому и, казалось, нарочно вели себя вызывающе по отношению к новому жильцу — Джиму. Джим был разведенным мужчиной, ирландцем по происхождению, он вырастил пятерых детей, которым в то время
ашншил ИГРА В КШЙНОЙ ТЕРАПИИ
было примерно по 20 лет. Он был авторитарен и полагал, что это его обязанность — быть отцом для этих двух девочек, которых он описывал как «неуправляемых». Он считал, что договориться с ними нелегко и предпочитал «метод большой' палки». Люси уступила всю власть ему и, вероятно, отчаялась повлиять на поведение дочек. Отец воспитывал ее в строгости, и поведение Джима она находила схожим с поведением своего отца. Она рассматривала его попытки дисциплинировать детей как выражение его любви к ней и принятия определенных личных обязательств. ■ Первая сессия: начальное интервью Я попросила Люси привести Джима и детей на первую сессию, на которой я могла бы собрать информацию, расспросив каждого о проблеме. Джим не пришел на сессию, потому что он не верил в терапию; его предыдущий брак распался, несмотря на год терапевтической работы и, как он считал, «из-за» терапии. Люси была готова расплакаться, когда рассказывала, насколько изменились девочки, как они стали эгоистичны, как она боится, что Джим может оставить ее, если она не сможет заставить девочек вести себя хорошо. Обе девочки были вялые, подавленные, неотзывчивые. Их скрещенные руки и опущенные головы не выдавали их чувств; они выглядели недовольными, сердитыми и обиженными. Они не могли контролировать действия своей матери, но они решали, говорить им со мной или нет. Поэтому первая сессия состояла в основном из моего разговора с Люси, я поддерживала ее, когда она рассказывала о девочках, особенно о том, как они вели себя до того, как появился Джим, также я получила информацию об их прошлом. Я узнала, что муж Люси, Патрик, бросил ее без всяких объяснений. Однажды ночью она пришла домой и обнаружила, что вся его одежда и личные вещи исчезли. Не было ни записки, ни прощания, ничего. Она сказала, что находилась в состоянии шока в течение нескольких следующих месяцев, — она не ожидала, что он может уйти, и не подозревала, что он может быть несчастлив с ней. Она рассказывала, что для нее это было большим ударом — обнаружить себя брошенной с двумя маленькими детьми. Хотя ситуация была тяжелой, она чувствовала, что это поможет ей и девочкам стать ближе, она проводила все свое свободное время с детьми, они вместе смотрели любимые спортивные соревнования или ходили в кино или по магазинам. Люси заметила, что девочки были дружны и сами вызывались помогать по дому, пока Джим не переехал к ним в дом. Хотя казалось, что девочки ладят друг с другом, между ними все равно происходили обычные для сиблингов ссоры, и конфликты, но не было никаких неприятностей или жес-токостей, появившихся позднее. Люси говорила, что Джим очень хороший, порядочный, трудолюбивый человек. Она добавила: «Они должны благодарить свою счастливую звезду за то, что он терпит их, — любой другой человек на его месте собрал бы чемоданы и ушел так быстро, как смог бы». (Это, казалось, было похоже на завуалированную ссылку на отца девочек.) Как я уже говорила, девочки были неотзывчивы на слезы матери, на ее упреки и отчаяние, как будто бы они договорились непоколебимо следовать курсу неприветливого поведения. В конце ЗШНАДЖИЛ ИГРА8Ш1ЕЙН0ЙТШЛНН
сессии я искренне сочувствовала матери: девочки были крепкой (сильной) командой, они упорно держались вместе и хранили молчание. Вторая сессия: семейное интервью с использованием марионеток На второй сессии у девочек был вызывающий взгляд, их скрытая агрессия проявлялась в положении тела. Джим снова отсутствовал. Я проводила их в кабинет, где на столе в центре комнаты поместила 12 марионеток. Девочки смотрели на них с еле сдерживаемым любопытством. «Сегодня мы займемся кое-чем другим, — начала я, — я хотела бы, чтобы каждый из вас рассмотрел марионетки, лежащие на столе, и выбрал те, которые кажутся вам самыми интересными. Я бы хотела, чтобы вы выбрали тех марионеток, с помощью которых могли бы рассказать мне историю, у которой было бы начало, середина и конец». Девочки отошли от стола и опустились в кресла, выражая таким образом свое несогласие. Я продолжила: «Есть всего несколько правил. Во-первых, вы должны сочинить историю вместе, втроем, она должна иметь начало, середину и конец, и это должна быть выдуманная история, а не какая-нибудь известная сказка, вроде «Буратино» или «Золушки». Во-вторых, когда вы будете готовы, вы разыграете придуманную историю с помощью марионеток, вы не должны рассказывать ее. Я покину комнату, чтобы вы могли обсудить историю, которую хотите рассказать, и присоединюсь к вам через 30 минут или раньше, если вы будете готовы, — откройте дверь и подайте мне знак». На первой сессии я сообщила им, что я делаю аудиозаписи сессий и спросила их разрешения. Они согла- сились на запись, поэтому я включила магнитофон, чтобы записать процесс их приготовления. После того как я покинула комнату, долгое время сохранялось молчание. В конце концов старшая девочка сказала: «Это глупо. Я не хочу этим заниматься. Я ненавижу приходить сюда. Я хочу уйти». Ее младшая сестра, как и следовало из описания Люси острого соперничества между ними, заняла противоположную позицию: «Ты тупица, вот что! И ты не знаешь ни одной хорошей истории». Мать показала себя во всем великолепии, отказавшись поддержать какую-либо сторону, и просто сказала: «Мне не нравится идея играть в куклы, но, может быть, в этом будет что-нибудь, что нам понравится». После длинной паузы выбор был сделан. Мать взяла марионетку полицейского офицера. Младшая девочка выбрала кролика и белку, тогда как старшая девочка выбрала медведя и филина. Они начали придумывать историю, несмотря на то что матери часто приходилось вмешиваться, потому что девочки начали спорить о том, как должна развиваться история. Они меньше спорили о содержании и больше о том, кто управляет, то есть о том, кто руководит тем, в какое русло повернет история. Мать становилась все более подавленной, когда девочки пререкались друг с другом. В итоге она отказалась от попыток остановить спор. Как только она сделала это, дети начали вести себя более кооперативно, и, казалось, им начал нравиться процесс создания истории. Вклад матери в историю был минимален — она находилась в фрустрации, и девочки не приглашали ее больше к участию. Совместное погружение девочек в историю отражало процесс раз- МИШ ДЖИЛ ИГРА ВСЕЧЕЙНИИТЕРАПИИ
деления, имеющий место дома, когда девочки объединяются вместе против матери (и Джима). Через 15 минут девочки открыли дверь — подали знак, что они выполнили задание. Я вошла в комнату и села напротив. Девочки казались настолько же энергичными, насколько мать казалась подавленной, не выполнившей свои обязательства. Я попросила их рассказать историю. Карен начала с того, что сказала: «Я мудрая старая сова, самая старая в джунглях, и я здесь, чтобы рассказать, что там, ниже, замышляются беспорядки». Она разразилась смехом, низким голосом, который она выбрала, для того чтобы изображать сову. «Я слышу много шума, исходящего из того дома, и кое-кто еще может рассказать вам больше об этом». Она посмотрела на мать и показала жестом, что это ее очередь говорить. Мать сказала: «Я — полицейский, и я патрулирую эту улицу, я здесь, чтобы рассказать вам, что здесь, в одном из этих домов кто-то очень шумно ведет себя. Вон в том доме прошлой ночью кто-то вызвал меня, чтобы я пришел и пресек нарушение спокойствия». Последовала пауза, и Карен пригласила жестом Эш~ ли начать. «Мне не нравится здесь жить, — сказала Эшли. — Я живу на дереве, напротив окна спальни на верхнем этаже. И я могу заглянуть в окно и видеть всех неприятных и шумных людей. Иногда я бегаю навестить своих друзей, живущих на других деревьях, где гораздо тише. — Эшли вытянула другую руку, в которой у нее была марионетка кролика. — А я люблю прыгать; я прыгаю высоко-высоко, выше чем большинство кроликов моего размера. И когда я прыгаю, иногда получается так высоко, что я могу заглянуть в окна и вижу детей, которые иногда смотрят телевизор, а иногда их шлепают. Я прыгаю и прыгаю дальше, в следующий двор, когда детей шлепают все больше и больше». Мать пропищала: «Моя работа — сохранить мир и порядок в окрестности и быть уверенным, что белки и кролики чувствуют себя в безопасности, им уютно на переднем дворе. Моя работа состоит в том, чтобы удостовериться, что люди ладят друг с другом и что правила не нарушаются». Карен добавила: «Иногда полисмен не успевает вовремя и случаются кровавые драки. Когда полицейский приходит и задает вопросы, то ему лгут, и он не знает всего плохого, что происходит. Иногда полицейский откровенно глуп и не все понимает». Заговорила белка Эшли: «Это не всегда вина полицейского. Иногда люди лгут ему, говорят, что все нормально, хотя это не так». Карен закончила: «Я медведь, и я могу рассказать вам, почему я должен спать зимой. Мне нужно отдохнуть от всех сумасшедших людей. Я просто ухожу и сплю, сплю. Когда я просыпаюсь, иногда дела идут лучше. В другое время я могу бродить и наступать на крыши домов и разрушать их. Когда я рассержен, я могу расправляться с людьми, которые надоедают мне». И Эшли подытожила: «Конец». После того как они рассказали историю, Эшли и Карен положили свои марионетки обратно на стол и сели в кресла. Люси продолжала держать марионетку полицейского. В результате произошел следующий диалог: Терапевт: Мне кажется, что в этой истории мно-: го борьбы и всем это не нравится. Мне интересно, из-за чего все эти драки? ИГРА В СЕМЕЙНОЙ ТЕРАПИИ злншджил Полицейский (мать): Мне кажется, что люди позабыли, как ладить друг с другом. Терапевт: Кто именно, мистер Полицейский, не ладит? Полицейский (мать): Люди, которые живут в домах, они перестали ладить друг с другом. Терапевт: Мистер Филин, самый мудрейший и старейший из всех филинов, как вы думаете, почему люди перестали ладить друг с другом? Филин (Карен, надев марионетку филина на руку): Потому что раньше все было отлично, потом появился кто-то неприятный, и все разрушил, и все стало гадко. Терапевт: А что думает Белка, способная забираться на высокие деревья и заглядывать внутрь домов? Белка (Эшли): Я думаю, что Филин уже все сказал. Терапевт: Вы согласны с Филином? Белка (Эшли): Неприятные люди все разрушили. Терапевт: Мистер Филин, каких неприятных людей вы знаете? Филин (Карен): Главным образом большие, толстые, волосатые мужчины. Кролик (Эшли): Они пытаются преследовать нас, но мы бегаем быстрее, ха-ха. Терапевт: Итак, и Кролик, и Филин знают неприятных людей, и эти люди — мужчины. Медведь (Карен): Я растопчу своей большой, вонючей ногой. Терапевт: Мистер Полицейский, что вы думаете о больших, толстых, волосатых мужчинах, которые гоняются за Кроликом? Полицейский (мать): Я думаю, что даже если временами они большие, толстые и волосатые, они не противные, и иногда, если люди не убегают, то могут понять их. Филин (Карен): Конечно-конечно, ты знаешь лучше. Большие, толстые и волосатые мужчины хорошие; мы, создания животного мира, не знаем то, о чем говорим (с вызывающей интонацией). Полицейский (мать): Я думаю, ты знаешь достаточно. Но иногда люди не злые и не неприятные, они просто создают много шума, как лев, рычащий в джунглях. Он неприятный не всегда, просто у него есть вредная привычка рычать. Филин (Карен): Да, конечно. Львы рычат, для того чтобы быть приятными... они хотят быть твоими лучшими друзьями до такой степени, что могут съесть тебя на десерт, после того как ты доверишься им. Полицейский (мать): Но иногда львы дружелюбны, и они не съедят тебя и не поранят. Кролик (Эшли): Если лев съест меня, я буду пинать его живот своими большими лапами, пока он у него не заболит. Терапевт: Ты будешь продолжать сражаться, что бы ни случилось. Кролик (Эшли): Потому что мои лапы большие и сильные. Терапевт: Мистер Медведь, вы затопчете любого, кто попытается навредить вам? Медведь (Карен): Затопчу их, потому что я больше. Терапевт: Складывается впечатление, что каждый занят тем, что защищает себя. Как вы думаете, чем вы можете помочь, господин Полицейский? ЭШЙАДЖИЛ ИГРА В СЕМЕЙНОЙ ТЕРАПИИ
Полицейский (мать): Иногда я думаю, что не могу много сделать. Я один. Все одновременно просят помощи. Кажется, больше никто никому не доверяет. Терапевт: И что вы чувствуете из-за этого? Полицейский (мать): Я будто выжата вся. Обессилена. Иногда мне просто хочется все бросить. (Слезы потекли по ее щекам.) Терапевт: Мистер Филин, вы мудры и знаете все, а также чутки к переживаниям других, что вы можете сказать мистеру Полицейскому? Филин (Карен): Ну.:, я не знаю. Это трудная работа. Ты должен слушать каждого и не обманываться, когда тебе будут говорить, что все в порядке, потому что это не так. Что вы думаете по этому поводу, мистер Белка? Белка (Эшли): (Эшли пододвинулась ближе и прижала марионетку белки к марионетке полицейского.) Не надо, не надо грустить. Я могу тебе помочь. Ты можешь заглянуть в мой дом на дереве, и я поделюсь с тобой орехами. У меня их много. Карен прервала историю — спросила: есть ли еще время. Я ответила, что у нас есть еще около 5 минут. Терапевт: Мистер Полицейский, как вы думаете, как можно назвать вашу историю? Полицейский (мать): «Патрулирование делает меня уставшей». Терапевт: Каково ваше название, мистер Филин? Филин (Карен): «Филин знает». Терапевт: Ваше название, мистер Медведь? Медведь (Карен): «Избавиться с помощью сна». Терапевт: Какое у вас название, миетер Белка? Белка (Эшли): «Орешки в изобилии». Терапевт: И какое название истории у вас, мистер Кролик? Кролик (Эшли): «Большая нога — самое лучшее, что может быть». Терапевт: Спасибо вам всем за то, что рассказали историю. Я многое узнала из того, что услышала, в частности то, что вы все понимаете, что находитесь в одной лодке: вы знаете, что происходит много борьбы, вы не знаете, как остановить это, и вы все понимаете, как тяжело Полицейскому выслушать всех и попытаться помочь. В течение недели, до нашей следующей встречи, я бы хотела, чтобы вы выполнили следующее домашнее задание: мистер Полицейский, пригласите Филина прогуляться вдвоем и выслушайте все, что он вам скажет. Мистер Филин, у вас много есть чего сказать; не говорите все сразу, но расскажите Полицейскому о том, что вы узнали, наблюдая за всеми. Мистер Полицейский, я также хотела бы, чтобы вы приняли приглашение мистера Белки поделиться с вами орехами. Пусть она отведет вас куда пожелает, чтобы разделить с ней некоторые из ее самых излюбленных орехов. Вам не обязательно говорить о чем-то особенном, просто разделите ваши орехи вместе. Еще у меня есть специальное домашнее задание для мистера Медведя и мистера Кролика. Вместо того чтобы топтать и пинаться, я бы хотела, чтобы вы использовали свою силу и проворность другим способом, я бы хотела, чтобы вы издалека наблюдали за большим, волосатым и толстым мужчиной и замечали, сделает ли он что-нибудь непротивное. Возможно, вам придется наблюдать долго и усердно, чтобы застать его делаю-
ЭЛ1ШНДЖИЛ ИГРА Й СЕ\1БПН0П ТЕР\ПНИ
щим что-то непротивное, но ваша работа — наблюдать и слушать, слушать и наблюдать. Теперь время закончить. Я увижу вас на следующей неделе, в это же время. Комментарии Дети недолго сопротивлялись заданию. Я сформулировала свои требования просто и без обсуждения. Иногда я работаю супервизором у терапевтов, которые применяют эту технику, и кажется, что они общаются с родителями так неуверенно, что семьи чувствуют неловкость терапевта и предпочитают не выполнять его указаний. Например, терапевт может сказать: «Не могли бы вы сделать это?» или «Есть нечто, о чем бы я хотел попросить вас подумать». Когда в работе участвуют дети, всегда лучше преподносить задание как свершившийся факт, чем предлагать им возможности, которые можно отклонить.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|