Управление деловой карьерой , кадровый резерв, управление продвижением персонала
Управление деловой карьерой Управление деловой карьерой — это комплекс мероприятий, проводимых кадровой службой организаций, по планированию, организации, мотивации и контролю служебного роста работника, исходя из его целей, потребностей, возможностей, способностей и склонностей, а также исходя из целей, потребностей, возможностей и социально-экономических условий организации. Карьера - это индивидуально осознанные позиция и поведение, связанные с трудовым опытом и деятельностью на протяжении рабочей жизни человека, поступательное продвижение по служебной лестнице, изменение навыков, способностей, квалификационных возможностей и размеров вознаграждения, связанных с деятельностью работника. Карьеру можно классифицировать по различным признакам. 1.В зависимости от особенностей продвижения различают два вида карьеры: профессиональную и внутриорганизационную. Профессиональная карьера характеризуется тем, что конкретный сотрудник в процессе своей профессиональной деятельности проходит различные стадии развития: обучение, поступление на работу, профессиональный рост, поддержка индивидуальных профессиональных способностей, наконец, уход на пенсию. В нутриорганизационн ая карьер а охватывает последовательную смену стадий развития работника в рамках одной организации. Она реализуется в трех основных на правлениях: вертикальное - подъем на более высокую ступень структурной иерархии; горизонтальное - перемещение в другую функциональную область деятельности, либо выполнение определенной служебной роли на ступени, не имеющей жесткого формального закрепления в организационной структуре (например, выполнение роли руководителя временной целевой группы, программы и т п.); центростремительное – это движение к ядру, руководству организации.
2.В зависимости от вида и способа продвижения различают следующие модели карьеры: трамплин, лестница, змея, на перепутье. Карьера "трамплин " широко распространена среди руководителей и специалистов. Жизненный путь работника состоит из длительного подъема по служебной лестнице с постепенным ростом его потенциала, знаний, опыта и квалификации, потом "прыжок с трамплина" ввиду ухода на пенсию. Модель карьеры "лестница" предусматривает, что каждая ступенька служебной карьеры представляет собой определенную должность, которую работник занимает фиксированное время, например, не более 5 лет. С ростом квалификации, творческого потенциала и производственного опыта работник поднимается по служебной лестнице. После занятия верхней должности начинается планомерный спуск по служебной лестнице с выполнением менее интенсивной работы, не требующей принятия сложных решений в экстремальных ситуациях, руководства большим коллективом. Модель карьеры "змея" предусматривает горизонтальное перемещение работника с одной должности на другую путем назначения и работы на каждой непродолжительное время (1-2 года). Например, мастер после обучения в школе менеджеров работает последовательно диспетчером, старшим мастером, технологом, а затем назначается на должность начальника цеха. Модель карьеры "на перепутье" предполагает по истечении определенного фиксированного или переменного срока работы прохождение комплексной оценки (аттестации), по результатам которой принимается решение о повышении, перемещении или понижении в должности
Управление служебно-профессиональным продвижением персонала Под служебно-профессиональным продвижением понимается предлагаемая организацией последовательность различных ступеней (должностей, рабочих мест, положений в коллективе), которые сотрудник может пройти.
Система служебно-профессионального продвижения — совокупность средств и методов должностного продвижения персонала, применяемых в различных организациях. В практике управления различают два вида должностного продвижения: продвижение специалиста и продвижение руководителя. Передвижение осуществляется в рамках схемы замещения должностей: должностной рост и ротация. Должностной рост — это замещение должности более высокого уровня по сравнению с ранее занимаемой. Ротация — это назначение работника ("по горизонтали") на должность одного должностного уровня, как правило, с дополнительными мотивациями морального и материального порядка. Этапы продвижения по должностной лестнице оформляют в виде карьерограмм, которые позволяют наглядно проследить служебно – профессиональный путь и квалификационные характеристики, предъявляющие требования к отдельным должностям. Работа с кадровы м резервом Планирование кадрового резерва имеет целью спрогнозировать персональные продвижения, их последовательность и сопутствующие им мероприятия. Оно требует проработки всей цепочки продвижений, перемещений, увольнений конкретных сотрудников. Наличие кадрового резерва позволяет заранее на плановой основе, по научно и практически обоснованной программе готовить кандидатов на вновь создаваемые и подлежащие замещению вакантные должности, эффективно организовать обучение и стажировку специалистов, включенных в резерв, рационально их использовать на различных направлениях и уровнях в системе управления. Можно выделить следующие основные этапы процесса формирования резерва кадров: 1) составление прогноза предполагаемых изменений в составе руководящих кадров; 2) предварительный набор кандидатов в резерв; 3) получение информации о деловых, профессиональных и личностных качествах кандидатов; 4) формирование состава резерва кадров. Основными критериями при подборе кандидатов в резерв являются: соответствующий уровень образования и проф. подготовки, опыт практической работы с людьми; организаторские способности; личностные качества; состояние здоровья, возраст. Источники формирования резерва кадров следующие: квалифицированные специалисты; заместители руководителей подразделений; руководители нижнего уровня; дипломированные специалисты, занятые на производстве в качестве рабочих.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|