Лекция 2. Основной вопрос и основные направления философии
1. Общее понятие основного вопроса философии (ОВФ) и его стороны Возникновению и развитию философии более 3 тысяч лет. История философии представлена многочисленными течениями, школами, системами. Человек пытается найти ответ на наиболее общие и глубокие вопросы: · Что представляет собой окружающий мир, каково место и предназначение человека в мире? · Что лежит в основе всего существующего: материя или дух? · Подчинен ли мир каким-либо законам? · Может ли человек познать окружающий мир, что представляет собой это познание? · В чем смысл жизни, ее цель? Такие вопросы называются мировоззренческими. Центральная мировоззренческая проблема - отношение мышления к бытию, человека к миру, сознания к материи, духа к природе, психического и физического, идеального и материального, что является первичным – формирует ОВФ, т.к. через отношение человека, его мышления, сознания, духовной, психологической деятельности осознается место человека в мире, его предназначение, смысл существования.
Любое философское учение основывается на его решении, опираясь на него как на исходный принцип при ответах на вопросы: о сущности, отношении материи и духа, о природе истинного знания, о жизни и смерти.
Материя и сознание (дух) – две неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия. В связи с этим существуют две стороны ОВФ – онтологическая и гносеологическая: - онтологическая (бытийная) сторона ОВФ заключается в постановке и решении проблемы: что первично – материя или сознание? - гносеологическая (познавательная) сторона ОВФ – познаваем или непознаваем ли мир, что первично в процессе познания?
2. Онтологическая сторона ОВФ. Онтологическая сторона ОВФ представляют: А. Материализм (так называемая «линия Демокрита») – направление, признающее первичным элементом материю, существующую вне и независимо от сознания, а сознание – вторичным, производным от материи. Материализм как господствующее направление в философии был распространен в демократической Греции, эллинистических государствах, Англии периода буржуазных революций (XVII в.), Франции XVIII в., СССР и социалистических странах в XX в.
Для материалистов: - материя реально существует, - материя существует независимо от сознания (то есть существует независимо от мыслящих существ и от того, мыслит о ней кто-либо или нет), - материя является самостоятельной субстанцией – не нуждается в своем существовании ни в чем, кроме самой себя, - материя существует и развивается по своим внутренним законам, - сознание (дух) есть свойство (модус) высокоорганизованной материи отражать саму себя (материю), - сознание не является самостоятельной субстанцией, существующей наряду с материей, - сознание определяется материей. Сильные стороны материализма – опора на науку, в особенности на точные и естественные, логическая доказуемость многих положений материалистов. Слабая сторона – недостаточное объяснение сущности сознания, наличие явлений окружающего мира, необъяснимых с т.з. материалистов.
Б. Идеализм («линия Платона») – направление, считающее, что дух, сознание предшествует материи, творит ее. Идеализме выделяются два самостоятельных направления: А. объективный идеализм (Платон (основатель), Лейбниц, Гегель)признает основой всего существующего объективное, независимое от человека духовное начало - мировой дух, внечеловеческий разум.
Согласно концепции объективного идеализма: - реально существует только идея, - идея первична, - вся окружающая действительность делится на «мир идей» и «мир вещей», - «мир идей» (эйдосов) изначально существует в Мировом Разуме (Божественном Замысле), - «мир вещей» - материальный мир не имеет самостоятельного существования и является воплощением «мира идей»,
- каждая единичная вещь – воплощение идеи (эйдоса) данной вещи, - большую роль в преобразовании «чистой идеи» в конкретную вещь играет Бог-Творец, - отдельные идеи («мир идей») объективно существует независимо от нашего сознания.
Б. субъективный идеализм (Беркли, Юм) считает первичным сознание человека, которое признается единственной реальностью, при этом действительность является результатом духовного творчества субъекта.
Согласно концепции субъективного идеализма: - все существует только в сознании субъекта, - идеи существуют в разуме человека, - образы (идеи) материальных вещей также существуют только в разуме человека через чувственные ощущения, - вне сознания отдельного человека ни материи, ни духа (идеи) не существует. Слабая сторона идеализма – отсутствие достоверного (логического) объяснения самого наличия «чистых идей» и превращения «чистой идеи» в конкретную вещь (механизма возникновения материи и идеи). Идеализм как философское направление господствовал в платоновской Греции, средние века, в настоящее время широко распространен в США, Германии, в других странах Западной Европы.
Наряду с полярными главными направлениями философии – материализмом и идеализмом – существуют промежуточные (компромиссные) течения: В. дуализм. Как философское направление был основан Декартом. Суть дуализма: - существуют две независимые субстанции – материальная (обладающая свойством протяжения) и духовная (обладающая свойством мышления), - все в мире производно (является модусом) либо одной, либо другой указанной субстанции (материальные вещи – от материальной, идеи – от духовной),
- в человеке соединяются две субстанции – и материальная, и духовная, - материя и сознание (дух) – две противоположные и взаимосвязанные стороны единого бытия, - ОВФ в действительности не существует, так как материя и сознание взаимодополняют друг друга и существуют всегда. Г. Деизм – направление в философии, сторонники которого (преимущественно французские просветители XVIII в.) признавали наличие Бога, который, по их мнению, единожды сотворив мир, уже не участвует в его дальнейшем развитии и не влияет на жизнь и поступки людей. Деисты также считали материю одухотворенной и не противопоставляли материю и дух (сознание).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|