Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лекция 6. Познание (гносеология)

 

Познание - процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека. В ходе познания выявляются разнообразные грани бытия, исследуется внешняя сторона и сущность вещей, явлений окружающего мира, а также субъект познавательной деятельности - человек - исследует человека, то есть самого себя.

 

Понятие познания

Познание – конструктивная, активная духовная деятельность человека по производству знаний
Знание – это информация о вещах, возникающая в сознании и которое осмыслено субъектом
Информация – это сведения, уровень преодоления энтропии, неопределенности
Познание – целенаправленный процесс отражения реальности в сознании в виде идеальных образов

 

 


Результаты познания остаются не только в сознании конкретного, что-либо познавшего человека, но и передаются из поколения в поколения, главным образом, с помощью материальных носителей информации - книг, рисунков, объектов материальной культуры. (Например, Коперник доказал вращение Земли вокруг Солнца, однако это стало достижением не только Коперника или его поколения, но и всего человечества.).

 В философии существуют две основные точки зрения на процесс познания:

 - гностицизм;

 - агностицизм.

Сторонники гностицизма (как правило, материалисты) оптимистично смотрят на настоящее и будущее познание. По их мнению, мир познаваем, а человек обладает потенциально безграничными возможностями познания.

  Агностики (часто - идеалисты) не верят либо в возможности человека познавать мир, либо в познаваемость самого мира или же допускают ограниченную возможность познания. Среди агностиков наиболее известным является И. Кант. Им была выдвинута последовательная теория агностицизма, согласно которой:

= сам человек обладает ограниченными познавательными возможностями (благодаря ограниченным познавательным возможностям разума);

= сам окружающий мир непознаваем в принципе - человек сможет познать внешнюю сторону предметов и явлений, но никогда не познает внутреннюю сущность данных предметов и явлений - "вещей в себе".

Агностицизм и гностицизм являются не главными различиями в подходе к познанию материалистов и идеалистов. Отличие их подходов в том, что:

 = идеалисты считают познание самостоятельной деятельностью идеального разума,

= материалисты считают познание процессом, в результате которого мате­рия через свою отражательную способность - сознание - изучает сама себя.

Современная гносеология базируется на принципах
 диалектики, что подразумевает необходимость диалектически (то есть с точки зрения развития) подходить к проблеме познания, использовать законы, категории, принципы диалектики
историзма - рассматривать все предметы и явления в контексте их исто­рического возникновения и становления
 практики - признавать главным способом познания практику - деятель­ность человека по преобразованию окружающего мира и самого себя
познаваемости - быть убежденным в самой возможности познания
 объективности - признавать самостоятельное существование предме­тов и явлений независимо от воли и сознания
 активности творческого отображения действительности
 конкретности истины - искать именно индивидуальную и достоверную истину в конкретных условиях

 

 


В процессе жизни человек выполняет два вида действий по познанию:

+ познает окружающий мир непосредственно (то есть открывает нечто новое либо для себя, либо для человечества);

+ познает окружающий мир через результаты познавательной деятельности других поколений {читает книги, учится, смотрит кинофильмы, приобщается ко всем видам материальной или духовной культуры).

Философия выделяет два различных вида познания:
чувственное
рациональное
связан с деятельностью наших органов чувств (зрение, слух, осязание). Второй подразумевает работу разума – абстрактно-понятийное мышление человека
сводится к понятийному абстрактному мышлению. Абстрактное мышление – целенаправленное и обобщенное воспроизведение в идеальной форме существенных и закономерных свойств, связей и отношения вещей.
ощущение – элементарный психический процесс, состоящий в запечатлении отдельных свойств предметов и явлений материального мира в момент их непосредственного воздействия на наши органы чувств
восприятие – целостное отражение в сознании предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Наиб важные особенности восприятия: предметность, целостность и структурность
представление – сохраненные памятью образы предметов, когда-то воздействовавших на органы чувств. В отличие от ощущений и восприятий для представлений не нужно непосредственного контакта органов чувств с предметом
понятие – мысленное образование, в котором обобщаются предметы некоторого класса по определенной совокупности признаков. Обобщение осуществляется за счет абстрагирования. Понятия лишены чувственного, наглядного своеобразия
суждение – форма мысли, в которой посредством связи понятий что-либо утверждается или отрицается
умозаключение – рассуждение, в ходе которого из одного или нескольких суждений выводится новое суждение, логически следующее из первых
гипотеза – выраженное в понятиях предположение, имеющее целью дать предварительное объяснение какому-либо факту или группе фактов.
теория – высшая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определенной области действительности
Формы познания

 

 


Структура познания

Субъект познания
Цель познания
Формы познания
Объект познания
Средства познания
человек, осуществляющий познавательную деятельность, направленную на достижение цели при помощи методов
достижение истины, получение достоверных знаний, обоснованных и подтвержденные опытом
чувственное и рациональное, научное и вненаучное познание, эмпирическое и теоретическое познание
окружающий мир, на который направлена духовная познавательная деятельность субъекта
методы, приемы, приборы, инструменты, используемые субъектом в процессе познания
Познание - активная деятельность познающего субъекта направленная на получение достоверного знания об окружающем мире при помощи методов  

 


Познающим субъектом является человек - существо, наделенное разумом и освоившее арсенал познавательных средств накопленных человечеством.     

Общество в целом, которое за свою историю накопило громадный объем материальной и духовной культуры - носителей результатов познания, также является познавательным субъектом.

Полноценная познавательная деятельность человека возможна лишь в рамках общества.

Объектом познания является окружающий мир (бытие во всем его разнообразии), а именно та часть окружающего мира, на которую направлен познавательный интерес субъекта.

Адекватное и идентичное отражение объекта субъектом называется истиной. Чувственная и рациональная формы познания в единстве обеспечивают получение знания, претендующего на истинность. Истина – это объективное знание, содержание которого не зависит ни от человека, ни от человечества, потому что оно отражает объективно существующий окружающий нас мир. Возникновение истины – длительный процесс, состоящий из нескольких стадий. Истина имеет процессуальный характер, что определяется трудностями познания, постепенностью накопления знаний, длительностью их осмысления, классификации, оценки и систематизации. Первым этапом на этом пути является истина относительная. Это знание, которое неполно отражает действительность, т.е. представляет собой истину в определенных пределах. В дальнейшем оно может расширять свои границы в связи с тем, что познание безгранично, как и мир, который оно исследует. И это будет движение к абсолютной истине, которая наиболее полно и объективно отражает мир и его закономерности в данный исторический период.

Высшей формой рационального познания является научное познание.

Научное познание

Предмет науки
Формы научного познания
Признаки научного знания
Уровни научного познания
сущность предметов и процессов, их связи, отношения, взаимодействия и законы
факт, проблема, идея, гипотеза, теория
рациональность, объективность, системность, логическая строгость и однозначность, воспроизводимость и проверяемость научного знания
эмпирический и теоретический уровни

 

 

 


Неадекватное, недостоверное отражение познающим субъектом окружающей действительности, искаженный, не соответствующий действительности результат познания называется заблуждением.

Логическое осмысление субъектом (сознанием) окружающей действи­тельности, опираясь на категории, законы, понятия, прежние ценности, является оценкой.

Основной формой познания и критерием истины при познании является практика. Практика - конкретная деятельность людей по преобразованию окружающего мира и самого человека.

Главные виды практики:

• материальное производство;

• управленческая деятельность;

• научный эксперимент.

Функции практики - то, что она является:

• критерием истины;

• основой познания;

• целью познания;

• результатом познания.

В процессе познания участвуют в совокупности чувственное, рациональное познание, логика, интуиция.

 

Вопросы для обсуждения:

Гносеология как раздел философии, основные гносеологические проблемы и понятия. Агностицизм и его оценка. Понятия «знание» и «понимание».

2. Основные формы познавательной деятельности: чувственный, рациональный, интуитивный. Формы чувственного познания. Формы рационального познания. Особенности философского познания, понятие рефлексии.

3. Структура познания.

4. Понятие истины. Вопрос об объективности истины в философии, диалектика относительного и абсолютного, абстрактного и конкретного в истине. Проблема основных критериев истины.

5. Концепции истины в философии.

 


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...