Лекция 6. Познание (гносеология)
Познание - процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека. В ходе познания выявляются разнообразные грани бытия, исследуется внешняя сторона и сущность вещей, явлений окружающего мира, а также субъект познавательной деятельности - человек - исследует человека, то есть самого себя.
Понятие познания
Результаты познания остаются не только в сознании конкретного, что-либо познавшего человека, но и передаются из поколения в поколения, главным образом, с помощью материальных носителей информации - книг, рисунков, объектов материальной культуры. (Например, Коперник доказал вращение Земли вокруг Солнца, однако это стало достижением не только Коперника или его поколения, но и всего человечества.). В философии существуют две основные точки зрения на процесс познания: - гностицизм; - агностицизм. Сторонники гностицизма (как правило, материалисты) оптимистично смотрят на настоящее и будущее познание. По их мнению, мир познаваем, а человек обладает потенциально безграничными возможностями познания. Агностики (часто - идеалисты) не верят либо в возможности человека познавать мир, либо в познаваемость самого мира или же допускают ограниченную возможность познания. Среди агностиков наиболее известным является И. Кант. Им была выдвинута последовательная теория агностицизма, согласно которой:
= сам человек обладает ограниченными познавательными возможностями (благодаря ограниченным познавательным возможностям разума); = сам окружающий мир непознаваем в принципе - человек сможет познать внешнюю сторону предметов и явлений, но никогда не познает внутреннюю сущность данных предметов и явлений - "вещей в себе". Агностицизм и гностицизм являются не главными различиями в подходе к познанию материалистов и идеалистов. Отличие их подходов в том, что: = идеалисты считают познание самостоятельной деятельностью идеального разума, = материалисты считают познание процессом, в результате которого материя через свою отражательную способность - сознание - изучает сама себя.
В процессе жизни человек выполняет два вида действий по познанию: + познает окружающий мир непосредственно (то есть открывает нечто новое либо для себя, либо для человечества); + познает окружающий мир через результаты познавательной деятельности других поколений {читает книги, учится, смотрит кинофильмы, приобщается ко всем видам материальной или духовной культуры).
Структура познания
Познающим субъектом является человек - существо, наделенное разумом и освоившее арсенал познавательных средств накопленных человечеством. Общество в целом, которое за свою историю накопило громадный объем материальной и духовной культуры - носителей результатов познания, также является познавательным субъектом. Полноценная познавательная деятельность человека возможна лишь в рамках общества. Объектом познания является окружающий мир (бытие во всем его разнообразии), а именно та часть окружающего мира, на которую направлен познавательный интерес субъекта. Адекватное и идентичное отражение объекта субъектом называется истиной. Чувственная и рациональная формы познания в единстве обеспечивают получение знания, претендующего на истинность. Истина – это объективное знание, содержание которого не зависит ни от человека, ни от человечества, потому что оно отражает объективно существующий окружающий нас мир. Возникновение истины – длительный процесс, состоящий из нескольких стадий. Истина имеет процессуальный характер, что определяется трудностями познания, постепенностью накопления знаний, длительностью их осмысления, классификации, оценки и систематизации. Первым этапом на этом пути является истина относительная. Это знание, которое неполно отражает действительность, т.е. представляет собой истину в определенных пределах. В дальнейшем оно может расширять свои границы в связи с тем, что познание безгранично, как и мир, который оно исследует. И это будет движение к абсолютной истине, которая наиболее полно и объективно отражает мир и его закономерности в данный исторический период.
Высшей формой рационального познания является научное познание. Научное познание
Неадекватное, недостоверное отражение познающим субъектом окружающей действительности, искаженный, не соответствующий действительности результат познания называется заблуждением. Логическое осмысление субъектом (сознанием) окружающей действительности, опираясь на категории, законы, понятия, прежние ценности, является оценкой. Основной формой познания и критерием истины при познании является практика. Практика - конкретная деятельность людей по преобразованию окружающего мира и самого человека. Главные виды практики: • материальное производство; • управленческая деятельность; • научный эксперимент. Функции практики - то, что она является: • критерием истины; • основой познания; • целью познания; • результатом познания. В процессе познания участвуют в совокупности чувственное, рациональное познание, логика, интуиция.
Вопросы для обсуждения: Гносеология как раздел философии, основные гносеологические проблемы и понятия. Агностицизм и его оценка. Понятия «знание» и «понимание». 2. Основные формы познавательной деятельности: чувственный, рациональный, интуитивный. Формы чувственного познания. Формы рационального познания. Особенности философского познания, понятие рефлексии. 3. Структура познания. 4. Понятие истины. Вопрос об объективности истины в философии, диалектика относительного и абсолютного, абстрактного и конкретного в истине. Проблема основных критериев истины. 5. Концепции истины в философии.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|