Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общественная природа человека

Издревле (начиная с древнеиндийской, древнекитайской, античной философии) проблема человека занимала умы философов. Данная проблема становится еще более актуальной в XX веке, когда новыми факторами жизни человека стала научно–техническая революция и человеческая личность рискует нивелироваться "в тисках" информационно–техногенного общества. Создателем философской антропологии считается немецкий философ Макс Шелер (1874–1928), который в 1920–х гг. опубликовал ряд работ – "Идея человека", "О вечном в человеке", "Место человека в космосе" – где попытался определить основы и сферы "собственно человеческого" бытия, понять человека как творца культуры и мира.

                   

 Античная философия. досократики
1
Представления о человеке в истории философии:

Человек как образ космоса, как «малый мир», микрокосмос, подчиняется всеобщим законам, его существование не нуждается в специальном осмыслении
1
начиная с Сократа, философы античности считали человека двойственным существом, состоящим из тела и души. В учениях софистов и Сократа, антропологическая проблематика была тесно связана с проблемами познания. Платон соотносил душу с идеей, Аристотель считал душу формой.
Античная философия
2
абсолютное господство теологической концепции, согласно которой человек – это творение бога, созданное по его образу и подобию. Природа человека понимается как трехчастная: тело - душа - дух. Размежевание проходит не столько между телом и душой человека, сколько между «плотским человеком» и «духовным человеком».
Средневековая философия
3
специфика человека усматривается в разуме, в мышлении, рациональности. Ясное содержание души – это сознание (Декарт). Кант привносит в эту концепцию много нового, но и он ставит, в конечном счете, превыше других познавательные способности, каковых у него три – рассудок, способность суждения, разум.
Новое время
5
Человек переместился в центр картины мироздания, его существование стало мыслиться как главное звено в цепи бытия. Возможности человека во власти над природой и над самим собой стали представляться неограниченными. Черты, которые в эпоху средних веков приписывались Богу, стали во многом переноситься на человека.
Философия Возрождения
4

 

 


6
Марксизм
.

По  формуле марксизма, "человек – это совокупность общественных отношений". Социологические концепции человека были особенно популярны в середине и во второй половине ХIХ в.
Сущностной особенностью человека – дуализм духа и жизни. Именно этот дуализм определяет характер человеческого бытия. Между человеком и остальным животным миром существует принципиальное различие, определяемое наличием у человека духа. Дух принципиально открыт миру; эта открытость есть свобода.
М. Шелер
7
Человек есть свобода, и у него нет никаких внешних оправданий для собственных действий, кроме самой свободы. Экзистенциальная философия делает акцент на самоценности и суверенности индивидуального бытия, ее интересует уникальный, неповторимый жизненный мир личности.
Экзистенциализм
8

 


 

 

человек – существо, бунтующее в поисках возвышенного и избавления от удушающих объятий однообразного, одномерного, скучного, коллективного, тоталитарного. Человек может понять существующие общественные нормы лишь в том случае, если он постоянно от них отодвигается, иначе говоря, деконструирует их.
Постмодернизм
9

 

 


Структура человека

 
биологическое
социальное
духовное


Биологическое – наследственные признаки; наличие инстинктов; эмоции; биологические потребности; сходные с другими млекопитающими физиологические особенности; возможность использовать природные предметы; приспособление к окружающей среде, продолжение рода.

Со стороны своей биологической природы каждый индивид обусловлен с самого начала определенным генотипом – набором генов, получаемых от родителей. Уже при рождении он получает ту или иную биологическую наследственность, которая в виде задатков зашифрована в генах. Эти задатки влияют на внешние, физические данные индивида, на его психические качества (эмоции, темперамент, отдельные черты характера).

Социальное в человеке – это орудийно–производственная деятельность, коллективистские формы жизни с разделением обязанностей между индивидами, язык, мышление, общественная и политическая деятельность. Известно, что Homo sapiens как человек и личность не может существовать вне человеческих сообществ.

Духовное находит свое воплощение в различных сферах деятельности людей: в науке, философии, политике, искусстве, праве. Оно во многом определяет уровень интеллектуального, нравственного, политического, эстетического, правового развития общества. Духовное составляет основу нематериальных элементов культуры: нормы поведения, нравственность, ценности, ритуалы, символы, знания, мифы, идеи, обычаи, традиции, язык. Духовное есть "триединство истины, добра и красоты".

 

 
Критерии духовного в человеке:
наличие у человека цели, которая возвышает его над индивидуальным бытием; так он преодолевает изолированность и ограниченность своего существования, и эта способность ставить перед собой идеальные цели является показателем духовно развитой личности;
свобода, понимаемая как самоопределение, то есть способность действовать в соответствии со своим целями и ценностями, а не под гнетом внешних обстоятельств, как "обретение внутренней силы, сопротивляемость власти мира и власти общества над человеком", "экзистенциальная несвязанность, свобода, отрешенность его - или его центра существования - от принуждения, от давления, от зависимости от органического;
творчество, понимаемое не только как деятельность, порождающая что-то новое, ранее не существовавшее, но и как самотворение - творчество, направленное на поиск самого себя, на реализацию своего смысла жизни;
развитая совесть, которая согласует "вечный, всеобщий моральный закон с конкретной ситуацией конкретного индивида", ибо сознанию открыто сущее; совести - то, что должно существовать; это то, перед чем человек несет ответственность за реализацию своего смысла жизни;
ответственность личности за осуществление своего смысла жизни и реализацию ценностей, а также за все, что происходит в мире.
2
1
3
4
5

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...