Гносеологическая сторона ОВФ.
С гносеологической стороной ОВФ связаны понятия: - гностицизм. Представители гностицизма считают, что: + мир познаваем, + возможности познания неограничены. - агностицизм (греч.agnostos): + мир непознаваем, + возможности познания ограничены познавательными возможностями человеческого разума. Согласно Канту (видный теоретик агностицизма) разум обладает большими возможностями, но эти возможности имеют свои границы. Исходя из конечности и ограниченности познавательных возможностей человеческого разума, существуют противоречия (загадки), которые человеком не будут разгаданы никогда (например: Бог существует или не существует, ограниченность пространства). Однако, по Канту, даже то, что входит в познавательные возможности человеческого разума, все равно не будет никогда познано, поскольку разум может лишь познать отображение вещи в чувственных ощущениях, но никогда не познает внутреннюю сущность данной вещи – «вещи в себе». С другой стороны гносеологический момент ОВФ представлен: - эмпиризмом (гр. empeiria – опыт) (сенсуализм – лат. sensus – чувство, ощущение, смысл); основатель Ф. Бэкон; эмпиристы считали, что в основе познания могут лежать лишь опыт и чувственные ощущения («Нет ничего в мыслях (в разуме), чего бы не было до этого в опыте и чувственных отношениях»); - рационализмом (лат. ratio - разум); основоположник Р. Декарт. Основная идея рационализма в том, что истинное (достоверное) знание может быть выведено только непосредственно из разума и не зависит от чувственного опыта. (Во-первых, реально существует лишь сомнение во всем, а сомнение – мысль – деятельность разума. Во-вторых, существуют истины, очевидные для разума (аксиомы) и не нуждающиеся ни в каком опытном доказательстве, - «Бог существует», «У квадрата равные углы», «Целое больше, чем его части»).
Здесь было бы уместно в качестве особого направления выделяется иррационализм (Ницше, Шопенгауэр). Согласно иррационалистам мир хаотичен, не имеет внутренней логики, а следовательно, никогда не будет познан разумом. В заключении нужно сказать, что в настоящее время, несмотря на тысячелетние искания философов, ОВФ достоверно не решен ни с онтологической, ни с гносеологической стороны и фактически является неразрешимой философской проблемой. В ХХ в. в западной философии наметилась тенденция уделять меньше внимания традиционному ОВФ, что в будущем может появиться новый ОВФ – проблема экзистенциализма, то есть проблема человека, его существования, управления своим духовным миром, поиском смысла жизни…
Вопросы для обсуждения: 1. Основные философские проблемы: понимание мира и человека, отношение мышления к бытию. 2. Онтологическая сторона основного вопроса философии. 3. Гносеологическая сторона основного вопроса философии.
Лекция 3.1. Исторические типы философии
1. Культурно-исторические предпосылки зарождения философской мысли.
Становление и развитие философии связано с социально-экономическими, политическими и культурными факторами развития различных регионов. Философская мысль отражает исторический уровень развития общества, социальных отношений, культурных традиций. Поэтому философия является социально-культурным и историческим явлением.
Древнеиндийская философия В основе периодизации древнеиндийской философии лежат различные источники философской мысли, религиозные тексты и эпическая литература, известные как в древности, так и в современную эпоху. В соответствии с данными источников в древнеиндийской философии выделяются три основных этапа: - XV–VI вв. до н. э. – ведический период; - VI– II вв. до н. э. – эпический период; - II в. до н. э. –VIIв. н. э. – эпоха сутр.
Веды (знания) – религиозно-философские трактаты, которые создавались пришедшими в Индию после XV в. до н. э. из Средней Азии, Поволжья и Ирана племенами арийцев. До наших дней дошло всего четыре Веды: Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа.
На втором – эпическом – этапе (VI–II вв. до н. э.) источниками философской мысли стали поэмы-эпосы «Махабхарата» и «Рамаяна», в которых отражены большинство философских проблем данного периода. Эта эпоха характеризуется тем, что формируются оппозиционные Ведам мировоззренческие подходы: буддизм, джайнизм, чарвана-лакаята. Но при этом одновременно с оппозиционными Ведам мировоззренческими подходами возникли философские школы, развивающие ведическое учение: йога, веданта, вайшешина, ньяя, миманса, санкхья. Завершает период древнеиндийской философии эра сутр (II в. до н.э. –VII в. н.э.) – кратких философских трактатов, рассматривающих отдельные проблемы. В дальнейшем (в средние века) господствующее положение в индийской философии заняло учение Гаутамы Будды – буддизм. В XVIII– ХХ вв. индийская философия обогатилась достижениями европейской философской мысли.
Онтологические и гносеологические проблемы в индийской философии имеют свои особенности: -- онтология индийской философии (учение о бытии и небытии) опирается на закон Риты - космической эволюции, цикличности, порядка и взаимосвязанности. -- гносеология древнеиндийской философии направлена не на изучение внешних (видимых) признаков предметов и явлений, а изучение процессов, происходящих в сознании при соприкосновении с миром предметов и явлений. В индийской философии можно выделить три вида сознания: - «пракрити» – материальное сознание; - «пуруша» – чистое сознание (первичная энергия, из которой возникли Вселенная и люди); - «майя» – сознание сновидения, мираж.
Философия Древнего Китая Выделяют следующие основные этапы развития философской мысли в Древнем Китае: – этап зарождения философских воззрений (начала философского мышления), который охватывает период VIII-VI вв. до н.э.; – этап расцвета философской мысли (соперничество «ста школ»), который относится к VI-III вв. до н.э.;
– философия в эпоху династии Хань (II в. до н.э. – I-II вв. н.э.), конфуцианство становится государственной идеологией; – философия в III-X вв., усиление влияния даосизма и буддизма, неоконфуцианства (Конфуций + некоторые положения даосизма).
Особенности древнекитайской философии: 1. В центре внимания проблемы человека и общества, вопросы организации жизни в обществе, 2. Проблемы этики и политической философии часто брали верх над метафизикой и эпистемологией; 3. Развитие темы единства человека и Неба, темы о месте человека в космосе. 4. Особое место отводится проблеме соотношения современности и древности, рассматриваются вопросы развития истории культуры, истории человеческой мысли. Четыре особенно влиятельные философские школы возникли в классический период китайской истории, который начался примерно в 500 году до н.э.: конфуцианство, даосизм, монизм и легизм. 1. Конфуцианство - учение мудреца Конфуция (551-479 гг. до н.э.). Конфуцианство – это сложная система нравственного, социального, политического и религиозного мышления, которая сильно повлияла на историю китайской цивилизации.
2. Даосизм Даосизм - это: 1) философская школа, основанная на текстах Дао Дэ Цзин (Лао-цзы) и Чжуан-цзы; 2) китайская народная религия.
Моизм. · основан философом Мо-цзы (470-390 гг. до н.э.); · распространение идеи всеобщей любви, равенства всех существ; · основная идея - человеческие существа нуждаются в руководстве, чтобы определить, какие традиции являются приемлемыми; · мораль должна определяется не традициями, а стремлением к благу для наибольшего числа людей; · правительство должно стать инструментом для обеспечения руководства и стимулирования и поощрения социального поведения, приносящего пользу наибольшему числу людей.
Легизм. *основатель философ Сюнь-цзы (310-237 гг. до н.э.); *этические нормы необходимы, чтобы контролировать дурные наклонности человека; * власть должна основываться на трех составляющих: 1) закон, или принцип; 2) метод, тактика, искусство; 3) легитимность, власть, харизма.
О восточной философии можно сказать, что в этой философии признаётся идея борьбы противоположных начал, идея круговорота вещей и явлений, и признаются идея законов судьбы в жизни человека и все подчинено этому закону и участвует в судьбе мироздания и в судьбе мира.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|