Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Соотношение понятий человек, индивид, личность

представитель вида Человек разумный (Homo sapiens), по своей природе сочетающий социальные и природные качества и выступающий в качестве целостной, многосложной биопсихосоциальной системы;
Понятия «человек», «индивид», «личность» тесно взаимосвязаны.

 

высшая ступень развития живых организмов на Земле;
продукт общественного бытия и само общественное бытие;
субъект общественно-исторической деятельности.
единичный представитель человеческого рода или социальной группы;
обладатель специфических, уникальных с биологической точки зрения особенностей;
неповторимое сочетание природных и социальных свойств;
конкретный носитель социальных и психологических черт человечества: разума, воли, сознания, деятельности.
устойчивая целостность социально-типических и индивидуальных потенций к активному действию, ее самосознания, реализуемых в практический деятельности  
единство общего, особенного и единичного, вследствие чего личность проявляется как особенное, взятое в социальном аспекте;
набор характеристик - первичных (статус, роли, ценностные ориентации) и вторичных (мотивация поведения, структура общественного поведения);
набор специфических свойств человека;

 

 

 


Личность человека формируется постепенно: человеком рождаются, индивидуальность проявляется в раннем возрасте, но личностью становятся в процессе социализации. Поэтому личность – это социализированный индивид. Личность как объект общественных отношений может рассматриваться как результат успешной первичной социализации ребенка.

Отличие понятия личность от понятия «человек» заключается в том, что «понятие человек есть понятие природно–общественное, а понятие личность есть понятие социальное» (В.П. Тугаринов).

 

Социализация личности

Социализация - процесс усвоения индивидом социальных норм, культурных ценностей и образцов поведения общества, к которому он принадлежит
Стадия адаптации
происходит некритическое усвоение социального опыта, главным механизмом социализации является подражание
Стадия идентификации
Появление желания выделить себя среди других
Стадия интеграции
внедрения в жизнь общества, которая может проходить либо благополучно, либо неблагополучно
Трудовая стадия
происходит воспроизведение социального опыта, воздействие на среду
Послетрудовая стадия
характеризуется передачей социального опыта новым поколениям


Человек, живущий в обществе, взаимодействуя с другими индивидами, занимает определенную жизненную позицию.

Жизненная позиция – отношение человека к окружающему миру, выражающееся в его мыслях и поступках.

Выделяются две основные жизненные позиции:

= пассивная (конформистская), направленная на подчинение окружающему миру, следованию обстоятельствам.

= активная, направленная на преобразование окружающего мира, контроль над ситуацией.

В свою очередь, конформистская жизненная позиция бывает:

+ авторитарно–конформистская (человек в своем поведении ориентируется на поведение и взгляды какого–то отдельного, очень влиятельного и авторитетного человека, как правило, руководителя коллектива);

+ групповая–конформистская (отдельный человек, как и отдельные члены группы, жестко придерживается норм, принятых в группе),

+ общественно–конформистская (отдельный индивид подчиняется нормам общества и "плывет по течению"); данное поведение особенно было свойственно гражданам тоталитарных государств.

Активная, жизненная позиция также имеет свои грани:

= активное, самостоятельное поведение по отношению к другим индивидам, но подчинение лидеру группы;

= подчинение нормам общества, но стремление лидировать в группе, коллективе;

= игнорирование общественных норм и активное стремление "найти себя" вне общества – в асоциальных группах;

= непринятие норм общества, но стремление самостоятельно и с помощью других изменить всю окружающую действительность (пример: революционеры).

 

Концепции смысла жизни

Вопрос о том, для чего человек живёт на Земле, интересовал многих и многих мыслителей на всём пути развития философии. В разные времена разные философы отвечали на этот вопрос по–разному.

Можно выделить три подхода к вопросу о смысле жизни:

а) пессимистический – нигилистическое отрицание смысла жизни, при котором жизнь воспринимается как бессмысленная череда страданий, зла, болезней (с закономерным финалом – смертью);

б) скептический – выражающий сомнение в смысле и значимости земного бытия;

в) оптимистический – признание смысла человеческой жизни и возможности его реализации как наивысшей ценности: «Самое дорогое у человека – это жизнь...».

Эвдомонизм
стремление человека к счастью, которое в истории философии и культур понимается по-разному
 

 

целью жизни является наслаждение, счастье есть сумма испытанных удовольствий
Гедонизм
 

цель жизни оправдает любые средства её достижения    
Прагматизм
жить это значит, из всего извлекать пользу
Утилитаризм
самопожертвование во имя служения долгу, идеалу, во имя интересов человечества
Альтруизм или этика долга
отречение от земной жизни, отказ от наслаждения и удовольствия и сосредоточение на духовной жизни
Аскетизм, буддизм, христианство

 

Вопросы для обсуждения:

1. Проблема человека в философии. Различные подходы к определению сущности человека.

2. Проблема соотношения природного, социального и духовного в человеке.

3. Индивид, индивидуальность, личность. Взаимосвязь и взаимовлияние личности и социальной среды. Свобода и ответственность личности.

4. Проблема смысла человеческого существования: различные подходы и их оценка.

 


Итоговый тест

1. Первоначальное определение философии как области знания: а) душа культуры; б) учение о мудрости; в) любовь к мудрости; г) система знаний о мире; д) форма теоретического мировоззрения. 

2. Философские вопросы – это вопросы: а) каковы пути разрешения экологического кризиса? б) возможны ли небелковые нормы жизни? в) что есть истина? г) в чем сущность гравитации? д) как устроен мир? 

3. Признаки, характеризующие философское мировоззрение: а) эмпирическая обоснованность; б) наглядность; в) логическая обоснованность; г) системность; д) конкретность. 

4. Традиционная трактовка основного вопроса философии: а) первичность материального; б) познаваемость мира; в) отношение мышления к бытию, идеального к материальному;

 г) методология познания; д) вопрос о ценностной ориентации личности. 

5. Философское течение, отрицающее возможность достоверного познания сущности мира: а) материализм; б) субъективный идеализм; в) агностицизм; г) объективный идеализм; д) неотомизм.

6. Сущность гносеологии раскрывает вопрос: а) может ли человечество знать все обо всем? б) можно ли познать сущность вещей, законы материального мира? в) можно ли получить в процессе познания абсолютно точное знание обо всем мире? 

7. Суждение, характерное для субъективного идеализма: а) законы природы создаются мышлением человека; б) сознание есть свойство, продукт материи; в) мир есть комплекс человеческих ощущений; г) материя и сознание – две основы бытия. 

8. Сущность диалектики как метода раскрывает суждение: а) все течет, все изменяется; б) все явления и предметы взаимосвязаны; в) противоречия – источник развития; г) развитие – это прогрессивное изменение. 

9. Всеобщие формы бытия: а) общество; б) движение; в) природа; г) пространство; д) время; е) качественные изменения. 

10. Основная форма рационального познания: а) восприятие; б) представление; в) истина; г) откровение; д) понятие. 

11. Автор атомистической трактовки бытия: а) Аристотель; б) Демокрит; в) Платон; г) Фалес; д) Гераклит.

12. Наиболее ярким представителем античной диалектики является: а) Эпикур; б) Аристотель; в) Сократ; г) Гераклит; д) Зенон. 

13. Основной систематизатор средневековой схоластики зрелого этапа ее развития: а) Абеляр; б) Фома Аквинский; в) Дунс Скотт; г) Авиценна; д) Аристотель. 

14. Специфическая черта философии эпохи Возрождения: а) агностицизм; б) атеизм; в) дуализм; г) пантеизм; д) космоцентризм. 

15. Основные особенности философии Нового времени: а) антропоцентризм; б) эмпиризм; в) рационализм; г) агностицизм; д) механицизм. 

16. Создателям и систематизатором диалектики как философского метода является: а) Кант; б) Гегель; в) Гераклит; г) Фейербах; д) Декарт. 

17. Течение в русской философии XIX века, развивавшееся в спорах с западничеством: а) космизм; б) экзистенциализм; в) славянофильство; г) марксизм. 

18. Философское направление, в котором одним из основных является понятие свободы личности: а) неокантианство; б) экзистенциализм; в) позитивизм; г) герменевтика; д) постмодернизм. 

19. Философская проблема, существенная для неопозитивизма: а) язык науки; б) эмоционально-духовная жизнь человека; в) интуиция и переживание; г) истина и вера; д) познание сущности вещей. 

20. Особенности философской методологии постмодернизма: а) агностицизм; б) плюрализм; в) интерес к проблеме истины; г) отрицание философии монизма; д) отказ от фундаментальных принципов традиционной философии. 

21. Теоретическая модель общества, связывающая периодизацию исторического процесса со сменой религии: а) материалистическая; б) идеалистическая; в) натуралистическая; г) факторная.   

22. Исторический тип общества, основывающийся на определенном способе производства, – это определение: а) цивилизации; б) социальной системы; в) общественно-экономической формации; г) государства; д) базиса. 

23. Наиболее полное понятие «цивилизации» можно определить как: а) совокупность людей, объединенных единством религии; б) синоним культуры общества; в) мировое сообщество государств и народов; г) материальная культура общества; д) целостность материальной и духовной жизни общества в определенных пространственных и временных границах. 

24. Сущность волюнтаризма раскрывает суждение о том, что: а) народ творит историю, опираясь на материальные условия в соответствии с объективными законами развития общества; б) развитие общества – случайный процесс; в) история есть результат деятельности мирового разума; г) выдающиеся личности творят историю, не считаясь с объективными обстоятельствами.

 25. Для идеалистической модели общества характерно утверждение: а) в природе действуют слепые, бессознательные силы; б) в обществе отсутствуют объективные законы; в) законы развития общества отличаются от законов природы; г) в обществе законы реализуются через сознательную деятельность людей.

 26. Сущность натуралистической модели общества состоит в том, что: а) природная среда – необходимое условие существования людей; б) географическая среда может ускорить или замедлять процесс развития общества; в) географическая среда определяет политический строй, культуру, экономику и мораль; г) законы развития общества отличны от законов природы.

27. Сущность материалистического подхода к объяснению исторического процесса раскрывает суждение: а) общественное развитие всецело определяется общественным мнением людей, их моральными, религиозными, политическими взглядами; б) основой всех социальных изменений является мировая воля; в) общественное бытие определяет общественное сознание; г) идеи, взгляды людей определяются уровнем развития техники. 

28. Сущность фатализма раскрывает суждения о том, что: а) исторический процесс зависит от случайных факторов; б) общественная жизнь не имеет объективных законов; в) ход истории заранее предопределен и неизбежен; г) научное предвидение исторических событий возможно. 

29. Сущность плюралистической модели раскрывает суждение о том, что: а) история есть результат деятельности мирового разума; б) жизнь общества определяется борьбой рационального и иррационального, разума и инстинктов; в) общество – результат действия различных равноценных факторов; г) основой общества является развитие науки и техники. 

30. Для антропогенной цивилизации характерен признак: а) власть техники; б) общность человека и природы; в) отрицание прогресса; г) доминирование информационных технологий; д) ведущая роль религии. 

31. Подсистема общества, играющая доминирующую роль с позиций идеалистической модели: а) материально-производственная; б) техника; в) духовная; г) политическая; д) социальная.

32. Подсистема общества, которой принадлежит доминирующая роль с точки зрения материалистической модели: а) материально-производственная; б) социальная; в) политическая; г) духовная; д) техника; е) наука. 

33. Сущностью производственных отношений как системного образования являются отношения: а) взаимного обмена деятельностью; б) собственности на средства производства; в) распределения; г) потребления. 

34. Для социальной структуры постиндустриального общества определяющей характеристикой является: а) статичность; б) мобильность; в) вооруженная борьба; г) социальная однородность; д) конфронтация. 

35. Признак, который может быть основой социальной стратификации: а) место в системе производства; б) роль в организации труда; в) культурный уровень; г) отношение к средствам производства. 

36. По типам государства можно разделить на: а) тоталитарные; б) рабовладельческие; в) правовые; г) буржуазные; д) демократические.  

37. Форма политического режима – это: а) конфедерация; б) унитаризм; в) конституционная монархия; г) республика; д) демократия. 

38. Соотношение идеологии и общественной психологии выражает суждение: а) они тождественны; б) идеология включает общественную психологию; в) общественная психология включает идеологию; г) общественная психология и идеология – разные структурные элементы общественного сознания. 

39. Способ отражения действительности, характерный для религии как формы духовной деятельности: а) художественные образы; б) догматы; в) законы; г) нормы; д) категории. 

40. Общественная психология связанна с: а) классовыми и национальными интересами; б) обыденным сознанием, эмоциональной и волевой сферами людей; в) проникновением в общественное сознание теорий, концепций, защищающих экономические интересы людей. 

41. Движущие силы общества с материалистической точки зрения – это: а) прогрессивная историческая деятельность; б) божественное предопределение; в) любая человеческая деятельность; г) классы и классовая борьба; д) правящая элита.  

42. Сущность понятия «субъект истории» с позиций материалистической модели общества: а) изолированный индивид; б) индивиды, общности, которые способствуют поступательному развитию общества; в) общности, участвующие в историческом процессе; г) классы. 

43. Содержание понятия «интерес» с точки зрения материалистического понимания общества: а) желание, склонность, расположение, испытываемые людьми; б) причина, стимулирующая деятельность индивидуумов, общностей, обусловленная, прежде всего, их положением в системе общественных отношений; в) субъективное отношение человека к предметам и явлениям действительности; г) польза, выгода, корысть. 

44. Народ как социальная общность с позиций материалистического подхода в обществу – это: а) толпа; б) все население данной страны; в) трудящиеся классы; г) классы, слои и социальные группы, которые содействуют общественному прогрессу; д) прогрессивно мыслящие слои общества. 

45. С позиций материалистического объяснения общества верными являются суждения о том, что: а) определяющая роль в обществе принадлежит «элите»; б) народ играет определяющую роль в истории; в) народ – противоречивая общность; г) ход истории не зависит ни от действий личности, ни от деятельности народа. 

46. Сущность человека состоит в том, что: а) его поведение определяется биологическими законами; б) это социальное существо, биологические факторы не влияют на его поведение;

в) решающее влияние на поведение человека оказывают инстинкты; г) человек, прежде всего, социальное существо, но на его поведение оказывают влияние и биологические факторы; д) его поведение полностью предопределено генотипом. 

47. Наиболее полно содержание и понятие «личность» раскрывает суждение: а) человек и личность – это тождественные понятия; б) человек – это антропологическое понятие, а личность – социальное; в) человек становится личностью, когда овладевает культурой и моралью; г) главным свойством личности является то, что у нее есть мировоззрение и самосознание; д) личность – это общественно развитый человек.

 48. Историческая личность с позиций материалистической модели общества – это личность, которая: а) способствует прогрессивному развитию общества; б) определяет развитие общества; в) оказывает негативное влияние на исторические процессы; г) оказывает существенное влияние на общественный процесс благодаря индивидуальным качествам. 

49. Свобода личности – это: а) полная независимость от обстоятельств; б) вседозволенность, возможность действовать без ограничений; в) осознанная и практически освоенная необходимость; г) возможность действовать самостоятельно в соответствии со своими интересами; д) деятельность, опирающаяся на разум и волю.

 50. Решающая роль в появлении исторической личности с позиций материалистического объяснения общества принадлежит: а) незаурядным качествам личности; б) социальным условиям, общественным потребностям; в) биологическим законам; г) генетическим особенностям личности; д) случайным обстоятельствам.

 


 

Глоссарий

Агностицизм – философское учение, считающее, что мир принципиально непознаваем. Аксиология – философское учение о природе ценностей, их месте в реальности и о структуре ценностного мира, т.е. о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности.

Антиномия – неразрешимое противоречие.

Антропоцентризм – воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий.

Апостериорный – приобретенный опытным путем, основанный на данных опыта.

Априоризм – признание возможности доопытного, врожденного знания.

Априорный – независимый от опыта, предшествующий опыту. Атрибут – неотъемлемое свойство субстанции.

Бытие – философское понятие, обозначающее существующий независимо от сознания объективный мир, материю.

Вера – в христианстве – личное доверие к Богу и его слову, обращенному к человеку (божественное отношение); включает решимость исполнять волю Бога вопреки всем сомнениям и трудностям («искушениям»).

Вещество – вид материи, представляющий собой совокупность дискретных образований, которые имеют массу покоя.

Восприятие – принцип отражения действительности в форме чувственного образа объекта; в отличие от ощущения дает информацию об объекте в его целостности в процессе непосредственного воздействия объекта на органы чувств.

Время – понятие, выражающее скорость развертывания процессов, их ритм и темп.

Всеобщее – предельно широкое общее, характерное для всех явлений действительности. Гедонизм – направление в этике, утверждающее наслаждение, удовлетворение как высшую цель и основной мотив человеческого поведения.

Герменевтика – философское направление, считающее, что единственно доступным и ценным миром является мир человека, понимаемый как область человеческого общения. Основу этого мира ценностей, культуры составляет язык. Назначение герменевтики – дать людям возможность понимать друг друга, а также понимать культуру, исторические события, проникать в их смысл. Основные представители – Г.-Г. Гадамер, П. Риккер.

Гилозоизм – философское учение об универсальной одушевленности материи. Гносеология (эпистемология) – учение о познании.

Гуманизм – признание ценности человеческой жизни, права на свободу личности, свободное развитие и проявление ее творческих способностей, утверждение блага человека как одного из основных критериев оценки общественных отношений.

Движение – понятие, охватывающее все типы изменений и взаимодействий от механического перемещения до качественного изменения, реализуемого в нелинейном механизме разрешения противоречий.

 Действительность (объективная реальность) – то, что реально существует и развивается, содержит свою собственную сущность и закономерность в самом себе, а также включает в себя результаты своего собственного действия и развития.

Деятельность – специфическая человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержанием которого является его целенаправленное изменение и преобразование.

Диалектика – выявление различных точек зрения, искусства вести беседу, спор (Сократ); постоянное движение и изменение мира, взаимный переход в нем противоположностей (Гераклит); учение о саморазвитии понятия, внутренним источником и движущей силой которого является противоречие (Г. Гегель); учение о всеобщей связи и развитии всех форм бытия, осуществляемое через борьбу противоположных начал (марксисты).

Догма – положение, принимаемое за непреложную истину, признаваемое бесспорным без доказательства, без учета конкретных условий.

Душа – понятие, выражающее исторически изменяющиеся воззрения на психическую жизнь человека, его внутренний мир.

Закон – объективная, существенная, необходимая, устойчивая, всеобщая связь материальных и духовных явлений, которая определяет характер и направление их движения и развития. Идеализм – философское направление, основывающееся на том, что развитие мира определяется духовным началом. Существует в двух формах – объективного и субъективного идеализма. Императив – безусловное требование, повеление.

Интуитивизм – разновидность иррационализма, усматривает в интуиции единственно достоверное средство познания.

 Интуиция – способность прямого постижения истины без обоснования с помощью доказательств. Информационное общество – одна из концепций, полагающая главным фактором общественного развития производство и использование научно-технической и другой информации.

Иррационализм – философское учение, которое настаивает на ограниченности познавательных возможностей разума, мышления и признает основным способом познания интуицию, чувство, инстинкт.

Истина – адекватное отражение действительности социальным объектом, воспроизведение ее такой, какой она существует на самом деле, объективно.

Качество – философская категория, выражающая такую определенность предмета, благодаря которой он является именно данным, а не другим предметом, с изменением которой он превращается в нечто иное.

Концепция – система взглядов на те или иные явления, процессы; способ понимания, толкования каких-либо явлений, событий; основная идея любой теории.

Креативность – характерная черта творческой личности, трактуется в экзистенциализме как коммуникация индивида с окружающей средой.

Креационизм – учение о «сотворении» мира Богом из ничего.

 Личность – человек как субъект отношений и сознательной деятельности, устойчивая система социально значимых черт, характеризующая индивида как члена общности. Логос – в древнегреческой философии – всеобщий закон, основа мира, его порядок и гармония. Материализм – философское направление, основывающееся на том, что материя является первичной, а сознание производно от нее. Объясняет окружающий мир из него самого как существующий объективно, независимо от чьего бы то ни было сознания. В своем развитии материализм прошел ряд этапов – от стихийного материализма античности к метафизическому, механистическому материализму и впоследствии к диалектическому материализму.

Материя – философская категория, которая в материалистической философии обозначает первоначало, объективную реальность по отношению к сознанию, субъективной реальности. Понятие «материя» используется в двух основных смыслах: либо выражает наиболее глубинную сущность мира, его объективного бытия, либо отождествляется со всем существующим. Метафизика – как философское учение о предельных, сверхопытных принципах и началах бытия. Метафизика сводит все изменения в мире только к количественным изменениям, отрицает внутренний источник изменений, переносит его «во вне», за пределы процесса или явления. Для метафизического метода характерно одностороннее рассмотрение бытия, абсолютизация, преувеличение отдельных его моментов, рассуждение по принципу: либо – либо, создание статичной, однозначной картины мира. 

Мифология – это форма общественного сознания, способ понимания природной и социальной действительности на ранних стадиях общественного развития.

 Монизм – философский подход, который принимает за основу всего сущего одно начало. Например, материалисты основой мира считают материю. Идеалисты единым началом всех явлений считают дух, идею.

Натурфилософия – философия природы, особенностью которой являются преимущественно умозрительные истолкования природы.

 Небытие – отрицание бытия; относительно существования отдельного предмета – граница, за которой данный предмет еще не существует или уже не существует.

Номинализм – учение, полагавшее, что общее существует только в разуме человека, это пустой звук, имя; принижало значение общих понятий.

Объект – то, на что направлена познавательная и преобразовательная деятельность человека (субъекта).

Объективная реальность – бытие вне сознания; наиболее общее определение материального мира.

Объективное – характеристика природной и социальной действительности как таковой, существующей вне и независимо от сознания субъекта.

Онтология – учение о бытии.

Отрицание (философское) – философская категория, отражающая качественно новый момент процесса развития объекта, который не обязательно предполагает утрату им всех прежних черт и свойств, а может сопровождаться удержанием, сохранением наиболее прогрессивных, стойких из них, но не противоречащих новому состоянию объекта.

Отчуждение – отношения между субъектом и какой-либо его функцией, окружающей средой либо другими субъектами, складывающиеся в результате нарушения их изначального единства, а также сам процесс этого отчуждения.

Ощущение – отражение свойств предметов объективного мира, возникающее в результате их воздействия на органы чувств и возбуждения нервных центров коры головного мозга.

Пантеизм – философское учение, максимально сближающее понятия «Бог» и «природа» с тенденцией к их отождествлению.

 Парадигма – одно из основных понятий современной философской науки, обозначающее совокупность убеждений, ценностей и технических средств, принятых научным сообществом и обеспечивающих существование научной традиции.

Патристика – период (II до VIII в.), когда формируется основная проблематика христианской философии: сущность и бытие Бога, отношение веры и разума, происхождение зла в мире, свобода воли человека и возможность спасения его души, проблема божественной предопределенности истории и человеческой жизни.

Позитивизм – философское направление, главная идея которого состоит в отрицании традиционной философии, бесплодности ее основной проблематики, так как истинными являются лишь знания, которые опираются на опыт, обоснованы эмпирически и логически.

 Познавательный оптимизм – признание возможности постижения истины.

Познание – высшая форма отражения объективной действительности; процесс обогащения человека новым знанием.

 Понимание – основное понятие герменевтики, обнаружение смысла текста, осуществляемое в процессе его грамматической психологической интерпретации.

Понятие – мысль, отражающая в обобщенной форме предметы и явления действительности и связи между ними посредством фиксации общих и специфических признаков.

Постмодернизм – философское направление, которому принадлежит рассмотрение мира как плюралистического и фрагментарного, признание его многомерности, разнокачественности объективной реальности. Наиболее известные представители данного направления – Ж.-Ф. Лиотар, Ж. Деррида, Ж. Делез, Р. Рорти.

Представление – образ ранее воспринятого объекта, а также образ, созданный воображением; форма чувственного отражения в виде нагляднообразного зрения.

Природа – 1) в широком значении – все сущее, весь мир в многообразии его форм; 2) в узком – совокупный объект природоведения.

Пространство – свойство объектов быть протяженными, занимать место среди других, граничить с ними и перемещаться в трех основных направлениях (в трех измерениях).

Противоречие – категория, выражающая внутренний источник всякого развития, движения. Психология (два греческих корня: душа и слово, учение) – наука о закономерностях, механизмах и фактах психической жизни человека и животных.

Разум – способность понимания и осмысления. В ряде философских течений основа познания и поведения людей (рационализм).

Реализм – учение утверждавшее реальность только общих понятий (универсалий), а единичные вещи и соответствующие им понятия считавшее производными от общих.

Редукционизм – принцип, утверждающий возможность сведения высших явлений к низшим. Рефлексия – принцип мышления, направленный на предметное рассмотрение знания, критический анализ его содержания и методов познания, а также процесс самосознания, раскрывающий внутреннее строение и специфику духовного мира человека.

Сенсуализм – философское течение, берущее за основу способность человека ощущать при помощи чувств окружающий мир.

Синергетика – междисциплинарное направление научных исследований, возникшее в нач. 70-х годов и ставящее основной задачей познание общих закономерностей и принципов, лежащих в основе процессов самоорганизации в открытых системах.

 Скептицизм – сомнение в достоверности знания о мире.

 Сознание – специфический способ взаимоотношений человека с реальностью, при помощи которого он выделяет себя из окружающей реальности и, внутренне воссоздавая ее в виде особых психических образов, регулирует свои действия, пытаясь понять то, что происходит в его внутреннем и окружающем внешнем мире.

Софистика – философская школа, в основе философских взглядов которой лежали представления об отсутствии абсолютных истин и объективных ценностей. Отсюда вывод: благо – то, что доставляет человеку удовольствие, а зло – то, что причиняет страдания. При таком подходе на задний план отступали натурфилософские проблемы и основное внимание уделялось психологическим сторонам личности.

Социальная мобильность – изменение социальным объектом своего места в данной общественной структуре, перемещая его из одного социального слоя (класса, группы) в другой (вертикальная мобильность) или в пределах одного и того же слоя (горизонтальная мобильность). Социальная стратификация – понятие, обозначающее структуру общества и его слоев (страт), систему признаков социальной дифференциации (образование, быт, занятие, доходы, психология и т.д.), на основе которых общество делается на страты (чаще на «высшие», «средние» и «низшие» слои).

Страх (экзистенциальный) – одно из основных понятий экзистенциализма, содержащее онтологический смысл, означающее осознание человеком собственной единичности в бытии, абсолютной ответственности за свою жизнь.

Субстанция – основа мира, объективная реальность во внутреннем единстве всех форм ее саморазвития, включая все многообразие явлений природы и истории.

Суждение – умственный акт, выражающий отношение говорящего к содержанию высказываемой мысли.

Схоластика – общекультурное развитие технологических, научных и других школ в период христианского Средневековья.

Теология (два греческих корня: Бог и слово, учение) – богословие, совокупность религиозных доктрин о сущности и действии Бога.

Традиция – механизм воспроизводства социальных институтов и норм, передача духовных ценностей от поколения к поколению; общественные отношения, отличающиеся определенной исторической устойчивостью, повторяемостью, общностью.

Умозаключение – умственное действие, связывающее в ряд посылок и следствий мысли различного содержания.

Феноменология – идеалистическое философское учение, стремящееся освободить философское сознание от натуралистических установок и выявить предельные характеристики, изначальные основы познания, человеческого существования и культуры.

Цель – идеальный, заведомо определенный результат человеческой деятельности, направленный на преобразование действительности в соответствии с осознанной человеком потребностью.

Цивилизация – (1) синоним культуры; (2) уровень, ступень общественного развития материальной и духовной культуры; (3) ступень общественного развития, следующая за варварством; (4) целостность материальной и духовной жизни людей в определенных пространственных и временных границах.

Экзистенциализм (от лат. жизнь, существование) – «философия существования». Наиболее крупные представители этого направления – русские философы Н. Бердяев и Л. Шестов, французские Ж.-П. Сартр, А. Камю, немецкие М. Хайдеггер, К. Ясперс.

Экзистенция – одно из основных понятий экзистенциализма, бытийная характеристика человеческой реальности.

Эклектика – смешение различных, часто противоположных точек зрения, философских взглядов, теоретических посылок.

Эстетическое – специфическое проявление ценностного отношения человека к миру, основанное на эмоционально-чувственном восприятии окружающего.

Эсхатология – религиозное учение о конечных судьбах мира и человека: от учения о загробной жизни индивидуальной души до учения об истории и космосе и их конце.

Этатизм – направление общественной мысли, рассматривающее государство как высший результат и цель общественного развития.

 

Список рекомендуемой литературы

1. Спиркин, А. Г. Философия [Текст]: учебник для бакалавров / А. Г. Спиркин. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2014. - 828 с.

2. Алексеев, П. В. Философия [Текст]: учебник / П. В. Алексеев, А. В. Панин; МГУ им. М. В. Ломоносова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2015. - 592 с.

3

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...