Соотношение понятий человек, индивид, личность
Личность человека формируется постепенно: человеком рождаются, индивидуальность проявляется в раннем возрасте, но личностью становятся в процессе социализации. Поэтому личность – это социализированный индивид. Личность как объект общественных отношений может рассматриваться как результат успешной первичной социализации ребенка. Отличие понятия личность от понятия «человек» заключается в том, что «понятие человек есть понятие природно–общественное, а понятие личность есть понятие социальное» (В.П. Тугаринов).
Социализация личности
Человек, живущий в обществе, взаимодействуя с другими индивидами, занимает определенную жизненную позицию. Жизненная позиция – отношение человека к окружающему миру, выражающееся в его мыслях и поступках. Выделяются две основные жизненные позиции: = пассивная (конформистская), направленная на подчинение окружающему миру, следованию обстоятельствам. = активная, направленная на преобразование окружающего мира, контроль над ситуацией. В свою очередь, конформистская жизненная позиция бывает: + авторитарно–конформистская (человек в своем поведении ориентируется на поведение и взгляды какого–то отдельного, очень влиятельного и авторитетного человека, как правило, руководителя коллектива); + групповая–конформистская (отдельный человек, как и отдельные члены группы, жестко придерживается норм, принятых в группе), + общественно–конформистская (отдельный индивид подчиняется нормам общества и "плывет по течению"); данное поведение особенно было свойственно гражданам тоталитарных государств.
Активная, жизненная позиция также имеет свои грани: = активное, самостоятельное поведение по отношению к другим индивидам, но подчинение лидеру группы; = подчинение нормам общества, но стремление лидировать в группе, коллективе; = игнорирование общественных норм и активное стремление "найти себя" вне общества – в асоциальных группах; = непринятие норм общества, но стремление самостоятельно и с помощью других изменить всю окружающую действительность (пример: революционеры).
Концепции смысла жизни Вопрос о том, для чего человек живёт на Земле, интересовал многих и многих мыслителей на всём пути развития философии. В разные времена разные философы отвечали на этот вопрос по–разному. Можно выделить три подхода к вопросу о смысле жизни: а) пессимистический – нигилистическое отрицание смысла жизни, при котором жизнь воспринимается как бессмысленная череда страданий, зла, болезней (с закономерным финалом – смертью); б) скептический – выражающий сомнение в смысле и значимости земного бытия; в) оптимистический – признание смысла человеческой жизни и возможности его реализации как наивысшей ценности: «Самое дорогое у человека – это жизнь...».
Вопросы для обсуждения: 1. Проблема человека в философии. Различные подходы к определению сущности человека. 2. Проблема соотношения природного, социального и духовного в человеке. 3. Индивид, индивидуальность, личность. Взаимосвязь и взаимовлияние личности и социальной среды. Свобода и ответственность личности. 4. Проблема смысла человеческого существования: различные подходы и их оценка.
Итоговый тест 1. Первоначальное определение философии как области знания: а) душа культуры; б) учение о мудрости; в) любовь к мудрости; г) система знаний о мире; д) форма теоретического мировоззрения. 2. Философские вопросы – это вопросы: а) каковы пути разрешения экологического кризиса? б) возможны ли небелковые нормы жизни? в) что есть истина? г) в чем сущность гравитации? д) как устроен мир? 3. Признаки, характеризующие философское мировоззрение: а) эмпирическая обоснованность; б) наглядность; в) логическая обоснованность; г) системность; д) конкретность. 4. Традиционная трактовка основного вопроса философии: а) первичность материального; б) познаваемость мира; в) отношение мышления к бытию, идеального к материальному; г) методология познания; д) вопрос о ценностной ориентации личности. 5. Философское течение, отрицающее возможность достоверного познания сущности мира: а) материализм; б) субъективный идеализм; в) агностицизм; г) объективный идеализм; д) неотомизм. 6. Сущность гносеологии раскрывает вопрос: а) может ли человечество знать все обо всем? б) можно ли познать сущность вещей, законы материального мира? в) можно ли получить в процессе познания абсолютно точное знание обо всем мире? 7. Суждение, характерное для субъективного идеализма: а) законы природы создаются мышлением человека; б) сознание есть свойство, продукт материи; в) мир есть комплекс человеческих ощущений; г) материя и сознание – две основы бытия. 8. Сущность диалектики как метода раскрывает суждение: а) все течет, все изменяется; б) все явления и предметы взаимосвязаны; в) противоречия – источник развития; г) развитие – это прогрессивное изменение. 9. Всеобщие формы бытия: а) общество; б) движение; в) природа; г) пространство; д) время; е) качественные изменения. 10. Основная форма рационального познания: а) восприятие; б) представление; в) истина; г) откровение; д) понятие. 11. Автор атомистической трактовки бытия: а) Аристотель; б) Демокрит; в) Платон; г) Фалес; д) Гераклит.
12. Наиболее ярким представителем античной диалектики является: а) Эпикур; б) Аристотель; в) Сократ; г) Гераклит; д) Зенон. 13. Основной систематизатор средневековой схоластики зрелого этапа ее развития: а) Абеляр; б) Фома Аквинский; в) Дунс Скотт; г) Авиценна; д) Аристотель. 14. Специфическая черта философии эпохи Возрождения: а) агностицизм; б) атеизм; в) дуализм; г) пантеизм; д) космоцентризм. 15. Основные особенности философии Нового времени: а) антропоцентризм; б) эмпиризм; в) рационализм; г) агностицизм; д) механицизм. 16. Создателям и систематизатором диалектики как философского метода является: а) Кант; б) Гегель; в) Гераклит; г) Фейербах; д) Декарт. 17. Течение в русской философии XIX века, развивавшееся в спорах с западничеством: а) космизм; б) экзистенциализм; в) славянофильство; г) марксизм. 18. Философское направление, в котором одним из основных является понятие свободы личности: а) неокантианство; б) экзистенциализм; в) позитивизм; г) герменевтика; д) постмодернизм. 19. Философская проблема, существенная для неопозитивизма: а) язык науки; б) эмоционально-духовная жизнь человека; в) интуиция и переживание; г) истина и вера; д) познание сущности вещей. 20. Особенности философской методологии постмодернизма: а) агностицизм; б) плюрализм; в) интерес к проблеме истины; г) отрицание философии монизма; д) отказ от фундаментальных принципов традиционной философии. 21. Теоретическая модель общества, связывающая периодизацию исторического процесса со сменой религии: а) материалистическая; б) идеалистическая; в) натуралистическая; г) факторная. 22. Исторический тип общества, основывающийся на определенном способе производства, – это определение: а) цивилизации; б) социальной системы; в) общественно-экономической формации; г) государства; д) базиса. 23. Наиболее полное понятие «цивилизации» можно определить как: а) совокупность людей, объединенных единством религии; б) синоним культуры общества; в) мировое сообщество государств и народов; г) материальная культура общества; д) целостность материальной и духовной жизни общества в определенных пространственных и временных границах. 24. Сущность волюнтаризма раскрывает суждение о том, что: а) народ творит историю, опираясь на материальные условия в соответствии с объективными законами развития общества; б) развитие общества – случайный процесс; в) история есть результат деятельности мирового разума; г) выдающиеся личности творят историю, не считаясь с объективными обстоятельствами. 25. Для идеалистической модели общества характерно утверждение: а) в природе действуют слепые, бессознательные силы; б) в обществе отсутствуют объективные законы; в) законы развития общества отличаются от законов природы; г) в обществе законы реализуются через сознательную деятельность людей.
26. Сущность натуралистической модели общества состоит в том, что: а) природная среда – необходимое условие существования людей; б) географическая среда может ускорить или замедлять процесс развития общества; в) географическая среда определяет политический строй, культуру, экономику и мораль; г) законы развития общества отличны от законов природы. 27. Сущность материалистического подхода к объяснению исторического процесса раскрывает суждение: а) общественное развитие всецело определяется общественным мнением людей, их моральными, религиозными, политическими взглядами; б) основой всех социальных изменений является мировая воля; в) общественное бытие определяет общественное сознание; г) идеи, взгляды людей определяются уровнем развития техники. 28. Сущность фатализма раскрывает суждения о том, что: а) исторический процесс зависит от случайных факторов; б) общественная жизнь не имеет объективных законов; в) ход истории заранее предопределен и неизбежен; г) научное предвидение исторических событий возможно. 29. Сущность плюралистической модели раскрывает суждение о том, что: а) история есть результат деятельности мирового разума; б) жизнь общества определяется борьбой рационального и иррационального, разума и инстинктов; в) общество – результат действия различных равноценных факторов; г) основой общества является развитие науки и техники. 30. Для антропогенной цивилизации характерен признак: а) власть техники; б) общность человека и природы; в) отрицание прогресса; г) доминирование информационных технологий; д) ведущая роль религии. 31. Подсистема общества, играющая доминирующую роль с позиций идеалистической модели: а) материально-производственная; б) техника; в) духовная; г) политическая; д) социальная. 32. Подсистема общества, которой принадлежит доминирующая роль с точки зрения материалистической модели: а) материально-производственная; б) социальная; в) политическая; г) духовная; д) техника; е) наука. 33. Сущностью производственных отношений как системного образования являются отношения: а) взаимного обмена деятельностью; б) собственности на средства производства; в) распределения; г) потребления. 34. Для социальной структуры постиндустриального общества определяющей характеристикой является: а) статичность; б) мобильность; в) вооруженная борьба; г) социальная однородность; д) конфронтация. 35. Признак, который может быть основой социальной стратификации: а) место в системе производства; б) роль в организации труда; в) культурный уровень; г) отношение к средствам производства. 36. По типам государства можно разделить на: а) тоталитарные; б) рабовладельческие; в) правовые; г) буржуазные; д) демократические. 37. Форма политического режима – это: а) конфедерация; б) унитаризм; в) конституционная монархия; г) республика; д) демократия. 38. Соотношение идеологии и общественной психологии выражает суждение: а) они тождественны; б) идеология включает общественную психологию; в) общественная психология включает идеологию; г) общественная психология и идеология – разные структурные элементы общественного сознания. 39. Способ отражения действительности, характерный для религии как формы духовной деятельности: а) художественные образы; б) догматы; в) законы; г) нормы; д) категории. 40. Общественная психология связанна с: а) классовыми и национальными интересами; б) обыденным сознанием, эмоциональной и волевой сферами людей; в) проникновением в общественное сознание теорий, концепций, защищающих экономические интересы людей. 41. Движущие силы общества с материалистической точки зрения – это: а) прогрессивная историческая деятельность; б) божественное предопределение; в) любая человеческая деятельность; г) классы и классовая борьба; д) правящая элита. 42. Сущность понятия «субъект истории» с позиций материалистической модели общества: а) изолированный индивид; б) индивиды, общности, которые способствуют поступательному развитию общества; в) общности, участвующие в историческом процессе; г) классы. 43. Содержание понятия «интерес» с точки зрения материалистического понимания общества: а) желание, склонность, расположение, испытываемые людьми; б) причина, стимулирующая деятельность индивидуумов, общностей, обусловленная, прежде всего, их положением в системе общественных отношений; в) субъективное отношение человека к предметам и явлениям действительности; г) польза, выгода, корысть. 44. Народ как социальная общность с позиций материалистического подхода в обществу – это: а) толпа; б) все население данной страны; в) трудящиеся классы; г) классы, слои и социальные группы, которые содействуют общественному прогрессу; д) прогрессивно мыслящие слои общества. 45. С позиций материалистического объяснения общества верными являются суждения о том, что: а) определяющая роль в обществе принадлежит «элите»; б) народ играет определяющую роль в истории; в) народ – противоречивая общность; г) ход истории не зависит ни от действий личности, ни от деятельности народа. 46. Сущность человека состоит в том, что: а) его поведение определяется биологическими законами; б) это социальное существо, биологические факторы не влияют на его поведение; в) решающее влияние на поведение человека оказывают инстинкты; г) человек, прежде всего, социальное существо, но на его поведение оказывают влияние и биологические факторы; д) его поведение полностью предопределено генотипом. 47. Наиболее полно содержание и понятие «личность» раскрывает суждение: а) человек и личность – это тождественные понятия; б) человек – это антропологическое понятие, а личность – социальное; в) человек становится личностью, когда овладевает культурой и моралью; г) главным свойством личности является то, что у нее есть мировоззрение и самосознание; д) личность – это общественно развитый человек. 48. Историческая личность с позиций материалистической модели общества – это личность, которая: а) способствует прогрессивному развитию общества; б) определяет развитие общества; в) оказывает негативное влияние на исторические процессы; г) оказывает существенное влияние на общественный процесс благодаря индивидуальным качествам. 49. Свобода личности – это: а) полная независимость от обстоятельств; б) вседозволенность, возможность действовать без ограничений; в) осознанная и практически освоенная необходимость; г) возможность действовать самостоятельно в соответствии со своими интересами; д) деятельность, опирающаяся на разум и волю. 50. Решающая роль в появлении исторической личности с позиций материалистического объяснения общества принадлежит: а) незаурядным качествам личности; б) социальным условиям, общественным потребностям; в) биологическим законам; г) генетическим особенностям личности; д) случайным обстоятельствам.
Глоссарий Агностицизм – философское учение, считающее, что мир принципиально непознаваем. Аксиология – философское учение о природе ценностей, их месте в реальности и о структуре ценностного мира, т.е. о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности. Антиномия – неразрешимое противоречие. Антропоцентризм – воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий. Апостериорный – приобретенный опытным путем, основанный на данных опыта. Априоризм – признание возможности доопытного, врожденного знания. Априорный – независимый от опыта, предшествующий опыту. Атрибут – неотъемлемое свойство субстанции. Бытие – философское понятие, обозначающее существующий независимо от сознания объективный мир, материю. Вера – в христианстве – личное доверие к Богу и его слову, обращенному к человеку (божественное отношение); включает решимость исполнять волю Бога вопреки всем сомнениям и трудностям («искушениям»). Вещество – вид материи, представляющий собой совокупность дискретных образований, которые имеют массу покоя. Восприятие – принцип отражения действительности в форме чувственного образа объекта; в отличие от ощущения дает информацию об объекте в его целостности в процессе непосредственного воздействия объекта на органы чувств. Время – понятие, выражающее скорость развертывания процессов, их ритм и темп. Всеобщее – предельно широкое общее, характерное для всех явлений действительности. Гедонизм – направление в этике, утверждающее наслаждение, удовлетворение как высшую цель и основной мотив человеческого поведения. Герменевтика – философское направление, считающее, что единственно доступным и ценным миром является мир человека, понимаемый как область человеческого общения. Основу этого мира ценностей, культуры составляет язык. Назначение герменевтики – дать людям возможность понимать друг друга, а также понимать культуру, исторические события, проникать в их смысл. Основные представители – Г.-Г. Гадамер, П. Риккер. Гилозоизм – философское учение об универсальной одушевленности материи. Гносеология (эпистемология) – учение о познании. Гуманизм – признание ценности человеческой жизни, права на свободу личности, свободное развитие и проявление ее творческих способностей, утверждение блага человека как одного из основных критериев оценки общественных отношений. Движение – понятие, охватывающее все типы изменений и взаимодействий от механического перемещения до качественного изменения, реализуемого в нелинейном механизме разрешения противоречий. Действительность (объективная реальность) – то, что реально существует и развивается, содержит свою собственную сущность и закономерность в самом себе, а также включает в себя результаты своего собственного действия и развития. Деятельность – специфическая человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержанием которого является его целенаправленное изменение и преобразование. Диалектика – выявление различных точек зрения, искусства вести беседу, спор (Сократ); постоянное движение и изменение мира, взаимный переход в нем противоположностей (Гераклит); учение о саморазвитии понятия, внутренним источником и движущей силой которого является противоречие (Г. Гегель); учение о всеобщей связи и развитии всех форм бытия, осуществляемое через борьбу противоположных начал (марксисты). Догма – положение, принимаемое за непреложную истину, признаваемое бесспорным без доказательства, без учета конкретных условий. Душа – понятие, выражающее исторически изменяющиеся воззрения на психическую жизнь человека, его внутренний мир. Закон – объективная, существенная, необходимая, устойчивая, всеобщая связь материальных и духовных явлений, которая определяет характер и направление их движения и развития. Идеализм – философское направление, основывающееся на том, что развитие мира определяется духовным началом. Существует в двух формах – объективного и субъективного идеализма. Императив – безусловное требование, повеление. Интуитивизм – разновидность иррационализма, усматривает в интуиции единственно достоверное средство познания. Интуиция – способность прямого постижения истины без обоснования с помощью доказательств. Информационное общество – одна из концепций, полагающая главным фактором общественного развития производство и использование научно-технической и другой информации. Иррационализм – философское учение, которое настаивает на ограниченности познавательных возможностей разума, мышления и признает основным способом познания интуицию, чувство, инстинкт. Истина – адекватное отражение действительности социальным объектом, воспроизведение ее такой, какой она существует на самом деле, объективно. Качество – философская категория, выражающая такую определенность предмета, благодаря которой он является именно данным, а не другим предметом, с изменением которой он превращается в нечто иное. Концепция – система взглядов на те или иные явления, процессы; способ понимания, толкования каких-либо явлений, событий; основная идея любой теории. Креативность – характерная черта творческой личности, трактуется в экзистенциализме как коммуникация индивида с окружающей средой. Креационизм – учение о «сотворении» мира Богом из ничего. Личность – человек как субъект отношений и сознательной деятельности, устойчивая система социально значимых черт, характеризующая индивида как члена общности. Логос – в древнегреческой философии – всеобщий закон, основа мира, его порядок и гармония. Материализм – философское направление, основывающееся на том, что материя является первичной, а сознание производно от нее. Объясняет окружающий мир из него самого как существующий объективно, независимо от чьего бы то ни было сознания. В своем развитии материализм прошел ряд этапов – от стихийного материализма античности к метафизическому, механистическому материализму и впоследствии к диалектическому материализму. Материя – философская категория, которая в материалистической философии обозначает первоначало, объективную реальность по отношению к сознанию, субъективной реальности. Понятие «материя» используется в двух основных смыслах: либо выражает наиболее глубинную сущность мира, его объективного бытия, либо отождествляется со всем существующим. Метафизика – как философское учение о предельных, сверхопытных принципах и началах бытия. Метафизика сводит все изменения в мире только к количественным изменениям, отрицает внутренний источник изменений, переносит его «во вне», за пределы процесса или явления. Для метафизического метода характерно одностороннее рассмотрение бытия, абсолютизация, преувеличение отдельных его моментов, рассуждение по принципу: либо – либо, создание статичной, однозначной картины мира. Мифология – это форма общественного сознания, способ понимания природной и социальной действительности на ранних стадиях общественного развития. Монизм – философский подход, который принимает за основу всего сущего одно начало. Например, материалисты основой мира считают материю. Идеалисты единым началом всех явлений считают дух, идею. Натурфилософия – философия природы, особенностью которой являются преимущественно умозрительные истолкования природы. Небытие – отрицание бытия; относительно существования отдельного предмета – граница, за которой данный предмет еще не существует или уже не существует. Номинализм – учение, полагавшее, что общее существует только в разуме человека, это пустой звук, имя; принижало значение общих понятий. Объект – то, на что направлена познавательная и преобразовательная деятельность человека (субъекта). Объективная реальность – бытие вне сознания; наиболее общее определение материального мира. Объективное – характеристика природной и социальной действительности как таковой, существующей вне и независимо от сознания субъекта. Онтология – учение о бытии. Отрицание (философское) – философская категория, отражающая качественно новый момент процесса развития объекта, который не обязательно предполагает утрату им всех прежних черт и свойств, а может сопровождаться удержанием, сохранением наиболее прогрессивных, стойких из них, но не противоречащих новому состоянию объекта. Отчуждение – отношения между субъектом и какой-либо его функцией, окружающей средой либо другими субъектами, складывающиеся в результате нарушения их изначального единства, а также сам процесс этого отчуждения. Ощущение – отражение свойств предметов объективного мира, возникающее в результате их воздействия на органы чувств и возбуждения нервных центров коры головного мозга. Пантеизм – философское учение, максимально сближающее понятия «Бог» и «природа» с тенденцией к их отождествлению. Парадигма – одно из основных понятий современной философской науки, обозначающее совокупность убеждений, ценностей и технических средств, принятых научным сообществом и обеспечивающих существование научной традиции. Патристика – период (II до VIII в.), когда формируется основная проблематика христианской философии: сущность и бытие Бога, отношение веры и разума, происхождение зла в мире, свобода воли человека и возможность спасения его души, проблема божественной предопределенности истории и человеческой жизни. Позитивизм – философское направление, главная идея которого состоит в отрицании традиционной философии, бесплодности ее основной проблематики, так как истинными являются лишь знания, которые опираются на опыт, обоснованы эмпирически и логически. Познавательный оптимизм – признание возможности постижения истины. Познание – высшая форма отражения объективной действительности; процесс обогащения человека новым знанием. Понимание – основное понятие герменевтики, обнаружение смысла текста, осуществляемое в процессе его грамматической психологической интерпретации. Понятие – мысль, отражающая в обобщенной форме предметы и явления действительности и связи между ними посредством фиксации общих и специфических признаков. Постмодернизм – философское направление, которому принадлежит рассмотрение мира как плюралистического и фрагментарного, признание его многомерности, разнокачественности объективной реальности. Наиболее известные представители данного направления – Ж.-Ф. Лиотар, Ж. Деррида, Ж. Делез, Р. Рорти. Представление – образ ранее воспринятого объекта, а также образ, созданный воображением; форма чувственного отражения в виде нагляднообразного зрения. Природа – 1) в широком значении – все сущее, весь мир в многообразии его форм; 2) в узком – совокупный объект природоведения. Пространство – свойство объектов быть протяженными, занимать место среди других, граничить с ними и перемещаться в трех основных направлениях (в трех измерениях). Противоречие – категория, выражающая внутренний источник всякого развития, движения. Психология (два греческих корня: душа и слово, учение) – наука о закономерностях, механизмах и фактах психической жизни человека и животных. Разум – способность понимания и осмысления. В ряде философских течений основа познания и поведения людей (рационализм). Реализм – учение утверждавшее реальность только общих понятий (универсалий), а единичные вещи и соответствующие им понятия считавшее производными от общих. Редукционизм – принцип, утверждающий возможность сведения высших явлений к низшим. Рефлексия – принцип мышления, направленный на предметное рассмотрение знания, критический анализ его содержания и методов познания, а также процесс самосознания, раскрывающий внутреннее строение и специфику духовного мира человека. Сенсуализм – философское течение, берущее за основу способность человека ощущать при помощи чувств окружающий мир. Синергетика – междисциплинарное направление научных исследований, возникшее в нач. 70-х годов и ставящее основной задачей познание общих закономерностей и принципов, лежащих в основе процессов самоорганизации в открытых системах. Скептицизм – сомнение в достоверности знания о мире. Сознание – специфический способ взаимоотношений человека с реальностью, при помощи которого он выделяет себя из окружающей реальности и, внутренне воссоздавая ее в виде особых психических образов, регулирует свои действия, пытаясь понять то, что происходит в его внутреннем и окружающем внешнем мире. Софистика – философская школа, в основе философских взглядов которой лежали представления об отсутствии абсолютных истин и объективных ценностей. Отсюда вывод: благо – то, что доставляет человеку удовольствие, а зло – то, что причиняет страдания. При таком подходе на задний план отступали натурфилософские проблемы и основное внимание уделялось психологическим сторонам личности. Социальная мобильность – изменение социальным объектом своего места в данной общественной структуре, перемещая его из одного социального слоя (класса, группы) в другой (вертикальная мобильность) или в пределах одного и того же слоя (горизонтальная мобильность). Социальная стратификация – понятие, обозначающее структуру общества и его слоев (страт), систему признаков социальной дифференциации (образование, быт, занятие, доходы, психология и т.д.), на основе которых общество делается на страты (чаще на «высшие», «средние» и «низшие» слои). Страх (экзистенциальный) – одно из основных понятий экзистенциализма, содержащее онтологический смысл, означающее осознание человеком собственной единичности в бытии, абсолютной ответственности за свою жизнь. Субстанция – основа мира, объективная реальность во внутреннем единстве всех форм ее саморазвития, включая все многообразие явлений природы и истории. Суждение – умственный акт, выражающий отношение говорящего к содержанию высказываемой мысли. Схоластика – общекультурное развитие технологических, научных и других школ в период христианского Средневековья. Теология (два греческих корня: Бог и слово, учение) – богословие, совокупность религиозных доктрин о сущности и действии Бога. Традиция – механизм воспроизводства социальных институтов и норм, передача духовных ценностей от поколения к поколению; общественные отношения, отличающиеся определенной исторической устойчивостью, повторяемостью, общностью. Умозаключение – умственное действие, связывающее в ряд посылок и следствий мысли различного содержания. Феноменология – идеалистическое философское учение, стремящееся освободить философское сознание от натуралистических установок и выявить предельные характеристики, изначальные основы познания, человеческого существования и культуры. Цель – идеальный, заведомо определенный результат человеческой деятельности, направленный на преобразование действительности в соответствии с осознанной человеком потребностью. Цивилизация – (1) синоним культуры; (2) уровень, ступень общественного развития материальной и духовной культуры; (3) ступень общественного развития, следующая за варварством; (4) целостность материальной и духовной жизни людей в определенных пространственных и временных границах. Экзистенциализм (от лат. жизнь, существование) – «философия существования». Наиболее крупные представители этого направления – русские философы Н. Бердяев и Л. Шестов, французские Ж.-П. Сартр, А. Камю, немецкие М. Хайдеггер, К. Ясперс. Экзистенция – одно из основных понятий экзистенциализма, бытийная характеристика человеческой реальности. Эклектика – смешение различных, часто противоположных точек зрения, философских взглядов, теоретических посылок. Эстетическое – специфическое проявление ценностного отношения человека к миру, основанное на эмоционально-чувственном восприятии окружающего. Эсхатология – религиозное учение о конечных судьбах мира и человека: от учения о загробной жизни индивидуальной души до учения об истории и космосе и их конце. Этатизм – направление общественной мысли, рассматривающее государство как высший результат и цель общественного развития.
Список рекомендуемой литературы 1. Спиркин, А. Г. Философия [Текст]: учебник для бакалавров / А. Г. Спиркин. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2014. - 828 с. 2. Алексеев, П. В. Философия [Текст]: учебник / П. В. Алексеев, А. В. Панин; МГУ им. М. В. Ломоносова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2015. - 592 с. 3
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|