Пространство и время. Методологическая и мировоззренческая основа субстанциональной и реляционной концепции пространства и времени
Важнейшими формами бытия являются пространство, время. Время и пространство - основные формы существования материи. Время – форма бытия материи, которая выражает длительность существования материальных объектов и последовательность изменений (смены состояний) данных объектов в процессе их развития. Пространство – форма бытия материи, которая характеризует ее протяженность, структуру, взаимодействие элементов внутри материальных объектов и взаимодействие материальных объектов между собой. Философию, прежде всего, интересует вопрос об отношении времени и пространства к материи, т. е. являются ли время и пространство реальными или это чистые абстракции, существующие только в сознании.
В истории философии есть 2 основные точки зрения на время и пространство: 1. субстанциальная концепция: + время и пространство есть самостоятельные сущности, + существуют наряду с материей и независимо от нее, + отношение между ними как между самостоятельными субстанциями. + независимость свойств пространства и времени от протекающих в них материальных процессов. Философы-идеалисты отрицают зависимость времени и пространства от материи и рассматривают их то как: = формы индивидуального сознания (Беркли, Юм, Мах), = априорные формы чувственного созерцания (Кант), = категории абсолютного духа (Гегель).
2. реляционная (находящийся в отношениях) концепция: + пространство и время не самостоятельные сущности, + время и пространство – система отношений, которые образуют между собой материальные объекты, + вне системы взаимодействий пространство и время не существуют, + зависимость пространства и времени от взаимодействия материальных систем.
Материализм подчеркивает объективный характер времени и пространства, их неотделимость от материи, в чем проявляется их универсальность и всеобщность. Диалектический материализм признает не просто внешнюю связь времени и пространства с движущейся материей, а считает, что движение является сущностью времени и пространства и что, следовательно, материя, движение, время и пространство неотделимы друг от друга.
Этапы развития вопроса о сути времени и пространства: 1. В соответствии с атомистическими взглядами древних натурфилософов (Демокрит, Эпикур) естествознание 18 -19 в., вплоть до 20 в., говоря об объективности времени и пространства, рассматривало их в отрыве друг от друга и как нечто самостоятельное, существующее совершенно независимо от материи и движения, отождествляя пространство с пустотой, считали его абсолютным, всегда и повсюду одинаковым и неподвижным, а время - протекающим равномерно. 2. Современная физика отбросила старые представления о пространстве как пустом вместилище тел и о времени как едином для всей бесконечной вселенной. Главный вывод теории относительности Эйнштейна состоит как раз в установлении того, что время и пространство существуют не сами по себе, в отрыве от материи, а находятся в таком универсальной взаимосвязи, в которой они теряют самостоятельность и выступают как стороны единого и многообразного целого. Общая теория относительности доказала, что течение времени и протяженность тел зависят от скорости движения этих тел и что структура или свойства четырехмерного континуума (пространство-время) изменяются в зависимости от скопления масс вещества и порождаемого ими поля тяготения. Вопросы для обсуждения: 1. Проблема бытия, её решение в различных философских учениях. Основные формы бытия. 2. Формирование философского учения о материи. Материя как субстанция. Современное понимание материи. Структурные уровни и свойства материи.
3. Понятие движения и покоя. Основные формы движения, их специфика и взаимосвязь. Движение и развитие. Виды развития. 4. Философское понимание пространства и времени. Субстанциальная и реляционная концепции. Общие и частные свойства пространства и времени. Специфика пространственно-временных свойств в неживых, живых природных и социальных процессах.
Лекция 5. Диалектика Диалектика - признанная в современной философии теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод. Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, сознания, познания и других аспектов действительности через: - законы диалектики; - категории; - принципы. Главная проблема диалектики - что такое развитие? Развитие - общее свойство и главнейший признак материи: изменение материальных и идеальных объектов, причем не простое (механическое) изменение, а изменение как саморазвитие, результатом которого является переход на более высокую ступень организации. Развитие - высшая форма движения. В свою очередь, движение - основа развития. Движение также является внутренним свойством материи и уникальным явлением окружающей действительности, поскольку движение характеризуется целостностью, непрерывностью и одновременно наличием противоречий (движущееся тело не занимает постоянного места в пространстве - в каждый момент движения тело находится в определенном месте и одновременно уже не находится в нем). Движение также является способом связи в материальном мире.
Среди способов понимания диалектики развития - законов, категорий, принципов - основополагающими являются законы диалектики. Закон - это объективные (не зависящие от воли человека), общие, стабильные, необходимые, повторяющиеся связи между сущностями и внутри сущностей. Законы диалектики отличаются от законов других наук (физики, математики и др.) своей всеобщностью и универсальностью, поскольку они: - охватывают все сферы окружающей действительности; - раскрывают глубинные основы движения и развития - их источник, механизм перехода от старого к новому, связи старого и нового.
Выделяются три базовых закона диалектики: - единства и борьбы противоположностей; - переход количества в качество; - закон «отрицания отрицания».
Закон единства и борьбы противоположностей заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по свое природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (пример: день и ночь, горячее и холодное, черное и белое, зима и лето, молодость и старость и т. д.). Единство и борьба противоположных начал - внутренний источник движения и развития всего сущего.
Особый взгляд на единство и борьбу и противоположностей был у Гегеля, считающегося основоположником диалектики. Им были выведены два понятия - "тождество" и "различие" и показан механизм их взаимодействия, приводящий к движению. По Гегелю, каждый предмет, явление обладают двумя главными качествами - тождественностью и отличием. Тождественность означает то, что предмет (явление, идея) равен самому себе, то есть данный предмет есть именно этот данный предмет. В то же время в тождественном самому себе предмете есть то, что стремится выйти за рамки предмета, нарушить его тождественность. Противоречие, борьба между едиными тождественностью и отличием приводит, по Гегелю, к изменению (самоизменению) предмета - движению. Примеры: существует идея, тождественная самой себе, в то же время в ней самой заложено отличие - то, что стремится выйти за рамки идеи; результат их борьбы - изменение идеи (например, превращение идеи в материю с точки зрения идеализма). Или: существует общество, тождественное самому себе, но в нем есть силы, которым тесно в рамках данного общества; их борьба приводит к изменению качества общества, его обновлению. Можно также выделить различные виды борьбы: + борьба, приносящая выгоду обеим сторонам (например, постоянное соревнование, где каждая - сторона "догоняет" другую и переходит на более высокую качественную ступень развития); + борьба, где одна сторона регулярно одерживает верх над другой, но побежденная сторона сохраняется и является "раздражителями" для побеждающей, благодаря чему побеждающая сторона переходит на более высокую ступень развития; + антагонистическая борьба, где одна сторона может выжить только за счет полного уничтожения другой. Помимо борьбы возможны иные виды взаимодействия: + содействие (когда обе стороны оказывают встречную помощь друг другу без борьбы); + солидарность, союзничество (стороны не оказывают друг другу прямого содействия, но имеют общие интересы и действуют в одном направлении); + нейтралитет (стороны имеют различные интересы, не содействуют друг другу, но и не борются между собой); + мутуализм - полная взаимосвязь (для выполнения какого-либо дела стороны должны действовать только вместе и не могут действовать автономно друг от друга). Вторым законом диалектики является закон перехода количественных изменений в качественные. Качество - тождественная бытию определенность, стабильная система определенных характеристик и связей предмета. Количество - исчисляемые параметры предмета или явления (число, величина, объем, вес, размер и т. д.).
Мера - единство количества и качества. При определенных количественных изменениях обязательно меняется качество. При этом качество не может меняться бесконечно. Наступает момент, когда изменение качества приводит к изменению меры (то есть той системы координат, в которой раньше происходило изменение качества под влиянием количественных изменений) - к коренной трансформации сущности предмета. Такие моменты получили название "узлов", а сам переход в иное состояние понимается в философии как "скачок". Можно привести некоторые примеры действия закона перехода количественных изменений в качественные. Если нагревать воду последовательно на один градус по Цельсию, то есть изменять количественные параметры - температуру, то вода будет изменять свое качество - станет горячей (в силу нарушения привычных структурных связей атомы начнут двигаться в несколько раз быстрее). При достижении же температуры в 100 градусов произойдет коренное изменение качества воды - она перейдет в пар (то есть разрушится прежняя "система координат" процесса нагревания - вода и прежняя система связей). Температура в 100 градусов в данном случае будет узлом, а переход воды в пар (переход одной меры качества в другую) – скачком. То же самое можно сказать и об охлаждении воды и ее превращении при температуре ноль градусов по Цельсию в лед. Если телу придавать все большую и большую скорость - 100, 200, 1000, 2000, 7000, 7190 метров в секунду, - оно будет ускорять свое движение (менять качество в рамках стабильной меры). При придании же телу скорости 7191 м/с ("узловой" скорости) тело преодолеет земное притяжение и станет искусственным спутником Земли (изменится сама система координат смены качества - мера, произойдет скачок). В природе не всегда удается определить узловой момент. Переход качества в принципиально новое качество может произойти: + резко, одномоментно; + незаметно, эволюционно. Что касается второго варианта (незаметного, эволюционного коренного изменения качества - меры), то хорошей иллюстрацией данного процесса были древнегреческие апории "Куча" и "Лысый": "При добавлении какого зерна совокупность зерен превратится в кучу?"; "Если из головы будет выпадать по волосу, то с какого момента, с выпадением какого конкретного волоса человека можно считать лысым?". То есть грань конкретного изменения качества может быть и неуловимой.
Закон «отрицания отрицания» заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым. Примеры: = смена общественно-экономических формаций (при формационном подходе к историческому процессу); = "эстафета поколений"; = смена вкусов в культуре, музыке; = эволюция рода (дети - частично родители, но уже на новой ступени); = ежедневное отмирание старых кровяных клеток, возникновение новых. Отрицание старых форм новыми - причина и механизм поступательного развития. Однако вопрос о направленности развития - дискуссионный в философии.
Выделяются следующие основные точки зрения: + развитие - только поступательный процесс, переход от низших форм к высшим, то есть восходящее развитие; + развитие может быть как восходящим, так и нисходящим; + развитие хаотично, не имеет никакой направленности. Практика показывает, что из трех точек зрения наиболее близкой к истинной является вторая: развитие может быть как восходящим, так и нисходящим, хотя общая тенденция все же восходящая. Примеры: / организм человека развивается, крепнет (восходящее развитие), но затем, развиваясь дальше, уже слабеет, дряхлеет (нисходящее развитие); / исторический процесс идет по восходящему направлению развития, но со спадами - расцвет Римской империи сменился ее падением, но затем последовало новое развитие Европы по восходящей (Ренессанс, новое время и т. д.). Таким образом, развитие скорее вдет не линейным образом (по прямой), а по спирали, причем каждый виток спирали повторяет прежние, но на новом, более высоком уровне.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|