Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пространство и время. Методологическая и мировоззренческая основа субстанциональной и реляционной концепции пространства и времени

Важнейшими формами бытия являются пространство, время. Время и пространство - основные формы существования материи.

Время – форма бытия материи, которая выражает длительность существования материальных объектов и последовательность изменений (смены состояний) данных объектов в процессе их развития.

Пространство – форма бытия материи, которая характеризует ее протяженность, структуру, взаимодействие элементов внутри материальных объектов и взаимодействие материальных объектов между собой.

Философию, прежде всего, интересует вопрос об отношении времени и пространства к материи, т. е. являются ли время и пространство реальными или это чистые абстракции, существующие только в сознании.

 

В истории философии есть 2 основные точки зрения на время и пространство:

1. субстанциальная концепция:

+ время и пространство есть самостоятельные сущности,

+ существуют наряду с материей и независимо от нее,

+ отношение между ними как между самостоятельными субстанциями. 

+ независимость свойств пространства и времени от протекающих в них материальных процессов.

 Философы-идеалисты отрицают зависимость времени и пространства от материи и рассматривают их то как:

= формы индивидуального сознания (Беркли, Юм, Мах),

= априорные формы чувственного созерцания (Кант),

= категории абсолютного духа (Гегель).

 

2. реляционная (находящийся в отношениях) концепция:

+ пространство и время не самостоятельные сущности,

+ время и пространство – система отношений, которые образуют между собой материальные объекты,

+ вне системы взаимодействий пространство и время не существуют,

+ зависимость пространства и времени от взаимодействия материальных систем.

Материализм подчеркивает объективный характер времени и пространства, их неотделимость от материи, в чем проявляется их универсальность и всеобщность. Диалектический материализм признает не просто внешнюю связь времени и пространства с движущейся материей, а считает, что движение является сущностью времени и пространства и что, следовательно, материя, движение, время и пространство неотделимы друг от друга.

 

Этапы развития вопроса о сути времени и пространства:

1. В соответствии с атомистическими взглядами древних натурфилософов (Демокрит, Эпикур) естествознание 18 -19 в., вплоть до 20 в., говоря об объективности времени и пространства, рассматривало их в отрыве друг от друга и как нечто самостоятельное, существующее совершенно независимо от материи и движения, отождествляя пространство с пустотой, считали его абсолютным, всегда и повсюду одинаковым и неподвижным, а время - протекающим равномерно.

2. Современная физика отбросила старые представления о пространстве как пустом вместилище тел и о времени как едином для всей бесконечной вселенной. Главный вывод теории относительности Эйнштейна состоит как раз в установлении того, что время и пространство существуют не сами по себе, в отрыве от материи, а находятся в таком универсальной взаимосвязи, в которой они теряют самостоятельность и выступают как стороны единого и многообразного целого. Общая теория относительности доказала, что течение времени и протяженность тел зависят от скорости движения этих тел и что структура или свойства четырехмерного континуума (пространство-время) изменяются в зависимости от скопления масс вещества и порождаемого ими поля тяготения.

Вопросы для обсуждения:

1. Проблема бытия, её решение в различных философских учениях. Основные формы бытия.

2. Формирование философского учения о материи. Материя как субстанция. Современное понимание материи. Структурные уровни и свойства материи.

3. Понятие движения и покоя. Основные формы движения, их специфика и взаимосвязь. Движение и развитие. Виды развития.

4. Философское понимание пространства и времени. Субстанциальная и реляционная концепции. Общие и частные свойства пространства и времени. Специфика пространственно-временных свойств в неживых, живых природных и социальных процессах.

 


 

Лекция 5. Диалектика

Диалектика - признанная в современной философии теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод. Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, сознания, познания и других аспектов действительности через:

- законы диалектики;

- категории;

- принципы.

Главная проблема диалектики - что такое развитие?

 Развитие - общее свойство и главнейший признак материи: изменение материальных и идеальных объектов, причем не простое (механическое) изменение, а изменение как саморазвитие, результатом которого является переход на более высокую ступень организации.

Развитие - высшая форма движения. В свою очередь, движение - основа развития.

Движение также является внутренним свойством материи и уникальным явлением окружающей действительности, поскольку движение характеризуется целостностью, непрерывностью и одновременно наличием противоречий (движущееся тело не занимает постоянного места в пространстве - в каждый момент движения тело находится в определенном месте и одновременно уже не находится в нем). Движение также является способом связи в материальном мире.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
изменения под действием внутренних сил, «самодвижение» на основе внутренних противоречий
взаимопревращение количественных и качественных изменений, изменение состава, структуры содержания  
отрицание старого и возникновение нового, переход от низшего к высшему, движение по восходящей линии  
преемственность и спецификация явлений, обогащение содержания, движение от простого к сложному  
необратимость изменений и их закономерный характер, все изменения являются объективным
РАЗВИТИЕ

 

 


Метафизическая концепция Критерии сравнения Диалектическая концепция
Источник и причина развития выносится за пределы предметов (теория внешнего первотолчка) причины и источник развития Источник и причина развития: внутренние противоречия и развитие предстает как саморазвитие
Развитие есть простое увеличение или уменьшение, изменения количества механизм развития Развитие через переход количественных изменений в качественные, перерывы постепенности и скачки
Развитие предстает как простое повторение, движение по кругу или уничтожение, отрицание направленность развития Развитие есть возникновение нового с повторением пройденного на новом уровне
Связи и взаимодействия упрощаются и рассматриваются односторонне взаимосвязь процесса развития Все явления и процессы находятся в неразрывной взаимосвязи, которые носят всеобщий характер

 

Среди способов понимания диалектики развития - законов, категорий, принципов - основополагающими являются законы диалектики.

 Закон - это объективные (не зависящие от воли человека), общие, стабильные, необходимые, повторяющиеся связи между сущностями и внутри сущностей.

Законы диалектики отличаются от законов других наук (физики, математики и др.) своей всеобщностью и универсальностью, поскольку они:

 - охватывают все сферы окружающей действительности;

 - раскрывают глубинные основы движения и развития - их источник, механизм перехода от старого к новому, связи старого и нового.

 

 Выделяются три базовых закона диалектики:

- единства и борьбы противоположностей;

- переход количества в качество;

- закон «отрицания отрицания».

 

Закон единства и борьбы противоположностей заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по свое природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (пример: день и ночь, горячее и холодное, черное и белое, зима и лето, молодость и старость и т. д.).

Единство и борьба противоположных начал - внутренний источник движения и развития всего сущего.

Особый взгляд на единство и борьбу и противоположностей был у Гегеля, считающегося основоположником диалектики. Им были выведены два понятия - "тождество" и "различие" и показан механизм их взаимодействия, приводящий к движению.

По Гегелю, каждый предмет, явление обладают двумя главными качествами - тождественностью и отличием. Тождественность означает то, что предмет (явление, идея) равен самому себе, то есть данный предмет есть именно этот данный предмет. В то же время в тождественном самому себе предмете есть то, что стремится выйти за рамки предмета, нарушить его тождественность.

Противоречие, борьба между едиными тождественностью и отличием приводит, по Гегелю, к изменению (самоизменению) предмета - движению.

Примеры: существует идея, тождественная самой себе, в то же время в ней самой заложено отличие - то, что стремится выйти за рамки идеи; результат их борьбы - изменение идеи (например, превращение идеи в материю с точки зрения идеализма). Или: существует общество, тождественное самому себе, но в нем есть силы, которым тесно в рамках данного общества; их борьба приводит к изменению качества общества, его обновлению.

Можно также выделить различные виды борьбы:

+ борьба, приносящая выгоду обеим сторонам (например, постоянное соревнование, где каждая - сторона "догоняет" другую и переходит на более высокую качественную ступень развития);

+ борьба, где одна сторона регулярно одерживает верх над другой, но побежденная сторона сохраняется и является "раздражителями" для побеждающей, благодаря чему побеждающая сторона переходит на более высокую ступень развития;

+ антагонистическая борьба, где одна сторона может выжить только за счет полного уничтожения другой.

Помимо борьбы возможны иные виды взаимодействия:

+ содействие (когда обе стороны оказывают встречную помощь друг другу без борьбы);

+ солидарность, союзничество (стороны не оказывают друг другу прямого содействия, но имеют общие интересы и действуют в одном направлении);

+ нейтралитет (стороны имеют различные интересы, не содействуют друг другу, но и не борются между собой);

+ мутуализм - полная взаимосвязь (для выполнения какого-либо дела стороны должны действовать только вместе и не могут действовать автономно друг от друга).

Вторым законом диалектики является закон перехода количественных изменений в качественные.

Качество - тождественная бытию определенность, стабильная система определенных характеристик и связей предмета.

Количество - исчисляемые параметры предмета или явления (число, величина, объем, вес, размер и т. д.).

Мера - единство количества и качества.

При определенных количественных изменениях обязательно меняется качество.

При этом качество не может меняться бесконечно. Наступает момент, когда изменение качества приводит к изменению меры (то есть той системы координат, в которой раньше происходило изменение качества под влиянием количественных изменений) - к коренной трансформации сущности предмета. Такие моменты получили название "узлов", а сам переход в иное состояние понимается в философии как "скачок".

Можно привести некоторые примеры действия закона перехода количественных изменений в качественные.

Если нагревать воду последовательно на один градус по Цельсию, то есть изменять количественные параметры - температуру, то вода будет изменять свое качество - станет горячей (в силу нарушения привычных структурных связей атомы начнут двигаться в несколько раз быстрее). При достижении же температуры в 100 градусов произойдет коренное изменение качества воды - она перейдет в пар (то есть разрушится пре­жняя "система координат" процесса нагревания - вода и прежняя сис­тема связей). Температура в 100 градусов в данном случае будет узлом, а переход воды в пар (переход одной меры качества в другую) – скачком. То же самое можно сказать и об охлаждении воды и ее превращении при температуре ноль градусов по Цельсию в лед. Если телу придавать все большую и большую скорость - 100, 200, 1000, 2000, 7000, 7190 метров в секунду, - оно будет ускорять свое движение (менять качество в рамках стабильной меры). При придании же телу скорости 7191 м/с ("узловой" скорости) тело преодолеет земное притяжение и станет искусственным спутником Земли (изменится сама система координат смены качества - мера, произойдет скачок).

В природе не всегда удается определить узловой момент. Переход качества в принципиально новое качество может произойти:

+ резко, одномоментно;

+ незаметно, эволюционно.

Что касается второго варианта (незаметного, эволюционного коренного изменения качества - меры), то хорошей иллюстрацией данного процесса были древнегреческие апории "Куча" и "Лысый": "При добавлении какого зерна совокупность зерен превратится в кучу?"; "Если из головы будет выпадать по волосу, то с какого момента, с выпадением какого конкретного волоса человека можно считать лысым?". То есть грань конкретного изменения качества может быть и неуловимой.

 

Закон «отрицания отрицания» заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым.

Примеры:

= смена общественно-экономических формаций (при формационном подходе к историческому процессу);

= "эстафета поколений";

= смена вкусов в культуре, музыке;

= эволюция рода (дети - частично родители, но уже на новой ступени);

= ежедневное отмирание старых кровяных клеток, возникновение новых.

Отрицание старых форм новыми - причина и механизм поступательного развития. Однако вопрос о направленности развития - дискуссионный в философии.

 

Выделяются следующие основные точки зрения:

+ развитие - только поступательный процесс, переход от низших форм к высшим, то есть восходящее развитие;

+ развитие может быть как восходящим, так и нисходящим;

+ развитие хаотично, не имеет никакой направленности.

Практика показывает, что из трех точек зрения наиболее близкой к истинной является вторая: развитие может быть как восходящим, так и нисходящим, хотя общая тенденция все же восходящая.

 Примеры:

/ организм человека развивается, крепнет (восходящее развитие), но затем, развиваясь дальше, уже слабеет, дряхлеет (нисходящее развитие);

/ исторический процесс идет по восходящему направлению развития, но со спадами - расцвет Римской империи сменился ее падением, но затем последовало новое развитие Европы по восходящей (Ренессанс, новое время и т. д.).

Таким образом, развитие скорее вдет не линейным образом (по прямой), а по спирали, причем каждый виток спирали повторяет прежние, но на новом, более высоком уровне.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...