Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Критика Ф. Ницше христианства и христианской морали

Оценка культуры
Общество, культура находятся в состоянии декаданса, т.е. упадка; человеческий род теряет свои инстинкты, перестает сохранять и совершенствовать себя
Критика христианства
Причины декаданса
«Лицемерие христианства»
Христианство и его мораль объявляют человека, готового всегда впасть в дикость, венцом творения; оно втайне считает его хищником, которого нужно приручить и льстит человеку, ибо не говорит ему правды, который продолжает оставаться животным
Христианство – религия низших слоев, варваров, т.е. неудачников, которым характерны злоба, зависть, месть, комплекс неполноценности и неумеренные амбиции
Христианская религия и мораль предложили путь сострадания слабым
Устанавливая предписания и запреты, христианство подавляет в человеке его духовные силы и противодействует свободному началу человеческой природе


Экзистенциализм - философия существования.

Иррационалистическое направление в философии.

Основателем считается датский философ Серен Кьеркегор, сформировался на идеях Ницше, Достоевского, Паскаля.

Экзистенциализм: ® религиозный (Шестов, Бубер, Бердяев, Ясперс),

                              ® атеистический (Хайдеггер, Камю, Сартр).

Суть экзистенциализма:  
ставит вопрос о смысле жизни, о судьбе человека, о выборе и личной ответственности.
исходный пункт философии - изолированный, одинокий индивид, все интересы которого сосредоточены на нем же самом, на его собственном ненадежном и бренном существовании.

 


Экзистенция - философская категория, используемая для обозначения конкретного бытия.

Трансформация содержания понятия «экзистенция» в истории философии:

экзистенциальные проблемы - это такие проблемы, которые возникают из самого факта существования человека. Для экзистенциалиста имеет значение только его собственное существование и его движение к небытию.
Средние века
способ бытия вещи как сотворенного, производного от божественного бытия, как существования несамодостаточного, незавершенного, не совпадающего со своей сущностью

 

 


Экзистенциализм
фиксирует и обозначает человеческое существование в его фундаментальной, глубинной онтологической специфичности
а. противопоставляя, во-первых, способ человеческого бытия в мире бытию вещи;
б. противопоставляя, способ философского постижения и понимания специфически человеческого самоосуществления в мире и специфически человеческих феноменов способу научного и объективирующего познания "человеческого", основанному на детерминистском и аналитическом редукционизме.

 


Основные проблемы: 1) онтологическая (проблема бытия). Экзистенциализм объявляет предметом философии - бытие. “Современная философия, как и в прошлые времена, занята бытием” - (Сартр):

 * понятие бытия является неопределимым, и что никакой логический анализ его невозможен.

* Исходная нерасчлененность бытия и его многослойность. Нет разделения на субъект и объект. Бытие характеризуется единством существования и возможности. Экзистенция - единственная посылка, которую человек обнаруживает. Человек также обнаруживает, что он единственное, что не может быть объектом. Кто тот человек, который хочет познать самого себя? Я находится за скобками субъектно-объектного процесса. Обнаруживая экзистенцию, человек обнаруживает, что он единственное существо, которое конструирует себя.

* философия не может быть наукой о бытии и должна искать иных, ненаучных, иррациональных путей для проникновения в него.

* бытие - не опытная данная реальность, не умопостигаемая сущность, это то, что можно постичь через интуицию. Единственный способ познания в проживании, переживании. Существует определенная граница в познавательной деятельности. Мы не можем познать самих себя, свое Я. В этом случае Я становится объектом. Но это существование нечто внутреннее и невыразимое в понятиях: “существо есть то, что никогда не становится объектом”, ибо мы никогда не можем взглянуть на себя со стороны.

* Экзистенция - это мое бытие, то как я живу. “Я существую, а потом уже все остальное”. Используется много разных понятий бытия: у Хайдеггера наличное бытие, здесь бытие, бытие в мире, бытие для других. Сартр: бытие в себе, бытие для себя, бытие для другого. Ясперс: бытие для других, ситуация. Бытие для себя – осознание человеком своего присутствия в этом мире. Это осознание носит временной, конечный характер. Человек осознает свою заброшенность в этот мир и начинает спрашивать о смысле этого мира.

* Смысл бытия в трансценденции (переход от несобственного человеческого существования к полноценному существованию). В религиозном экзистенциализме - смысл бытия Бог; атеистический экзистенциализм - жизнь в целом абсурдна (смысла нет); Ясперс полагает, что человеческое существование раскрывается лишь в “пограничных ситуациях” - страдание, борьба, смерть.

* Проблема ничто и нечто (“Бытие и время” Хайдеггера, “Бытие и Ничто” Сартра). О том, что существует нечто, человек узнает как следствие естественного развития, в результате занятий наукой. Придя к пониманию, что нечто существует, он может задать вопрос, а существует ли ничто, как противоположное нечто? Что же это такое? Это вторая метафизическая истина. Наука анализирует нечто. Ничто – источник нечто.

Два пути к ничто: 1. Умозрительный (раз существует нечто, то должно существовать противоположное). 2. Экзистенциальный (через состояние страха, переживания, ужаса; эти состояния не мотивированы).

Отсюда возникают вопросы: 1. Почему вообще существует нечто, а … не ничто? 2. Насколько человек может познать самого себя? 3. А стоит ли это нечто того, чтобы жить в нем?

2) проблема свободы (особенно русский экзистенциализм и Ясперс):

* свобода понимается как нечто неизъяснимое, не поддающееся выражению в понятиях, иррациональное. Свободу они мыслят как свободу вне общества. Это внутреннее состояние, настроенность, переживание индивида. Свобода противопоставляется необходимости.

* Отвергают, что свобода осознанная необходимость, и что свобода раскрытие возможностей человека.Характерной чертой человеческого существования является то, что он не сам выбирает условия своего существования, он заброшен в мир и подвластен судьбе. От человека не зависит время его рождения и смерти.

* Свобода вытекает из бытия. Религиозный экзистенциализм: свободным может быть верующий; атеистический экзистенциализм: только человек может определять свою жизнь, сл. человек принципиально одинок - крайний индивидуализм. Если человек не свободен - он не личность. У человека нет ограничителей свободы, люди объединяются, только бунтуя против жизни.

* Свобода - это не внешнее, это зависит от взглядов человека. Свобода - это свобода выбора отношения к окружающей действительности. Раб может быть свободным, соответственно самоопределяя отношение к своему бытию. Свобода становится неотвратимым роком. “Человек осужден быть свободным”, свобода есть мучительная необходимость.

* В выборе обнаруживается, что человек свободен. Человек - это постоянная возможность, замысел, проект. Он свободно выбирает себя и несет полную ответственность за свой выбор. Свобода составляет само человеческое существование, человек и есть свобода. Никаких законов истории быть не может. Если есть законы, значит человек марионетка (человек - функция общественных отношений, функция бессознательного). В каждый момент человек выбирает. Насколько выбор экзистенциален, человек не всегда осознает. У Ясперса есть понятие - ситуативность: что-то складывается независимо от человека, человек же в это забрасывается. Есть повторяющиеся, есть одноразовые ситуации. Третий вид ситуаций - пограничные, здесь выбор человека важен. Человек распадается на роли.

 

2. Сциентистское направление в философии:

Сценизм (лат. scientia - наука) – абсолютизация роли науки в системе культуры, в идейной жизни общества.

Четыре основные стадии позитивизма

классический позитивизм - • О. Конт и Г. Спенсер  
махизм (эмпириокритицизм) - Э. Мах, Р. Авенариус
неопозитивизм: • "Венского-кружка" М. Шлик, Р. Карнап • Львовско-Варшавской школы Б. Рассел, Л. Витгенштейн
постпозитивизм К. Поппер, Т. Кун

 

 


А. позитивизм.

Во второй пол 19.в позитивизм становится наиболее влиятельным течением западной философии. Позитивизм объявил единственным источником истинного знания конкретные, частные науки и выступил против философии как метафизики, но за философию как особую науку. Под метафизикой позитивизм понимает умозрительную форму бытия (онтологию, гносеологию)

 Позитивизм - философия позитивного знания, отвергающая теоретические спекуляции и умозрения как средства получения знания.

 Позитивизм говорит, что только совокупность наук дает право говорить о мире в целом. Т.о. если философия научна, то она должна распрощаться с попыткой судить о мире в целом.

 Основатель позитивизма – О. Конт (1798-1857), его работа: “Курс позитивной философии” Основные идеи этой работы:

1.Попытка классификации наук. Иерархия наук должна быть выстроена от простого к сложному, при котором логическое производит историческое. Низшая ступень - наука наиболее абстрактная и обладающая наибольшей всеобщностью (математика, далее: астрономия, механика, физика, химия, физиология, социальная физика - социология)

2.Пытался определить науку по ее предмету. Однако он исходил при этом из кантовского идеализма, предполагая, что науки имеют дело с метафизикой, с вещью. Так как вещи нельзя познать, то метафизика должна быть отвергнута.

3. Пытается выявить закон 3 стадий развития познания и соответственные типы мировоззрения:

 а)Телеологическая когда поведение человека определяется буйством фантазии, верой в богов...

 б)Метафизическая - бог становится субстанцией...

в) Позитивная стадия - это стадия становления научного взгляда на вещи. Начинается с соединения опыта с абстрактным мышлением.

Стадии интеллектуального развития

 


Стадии технического развития

4.Позитивные науки - попытка создания научной религии. Высшее понятие этой религии - человечество как целое. Прошлое, настоящее и будущее человечества объединены мистической связью. По существу единое человечество результат, но не предпосылка исторического процесса.

 Джон Стюарт Милль (1806-1883). Основатель позитивной логики и методологии науки. Работа: “Система логики силлогистической и индуктивной”:

+ социальная направленность идей,

+ попытка разработать теорию знания, чтобы знания были бы научными (как в естественных науках). Существует контраст между состоянием естествознание и обществознания. Первое в цветущем состоянии, во втором - топтание на месте, одни система сменяются др.

+ Методы социальных науки должны стать точной копией методов физики – соединение опыта и теории, индукции и дедукции.

  Герберт Спенсер (1820-1903) Он подобно Конту поставил задачу создать синтетическую философию без самой философии. По Спенсеру это всяфилософия, но без метафизики. (т.к. метафизика - это попытка судить о мире вещей, которые непознаваемы). Стержнем единства знаний людей является идея эволюции. Спенсер выводил эволюцию из закона сохранения и превращения энергии, а последний из психической привычки человека. Человек имеет дело со сплошным потоком впечатлений - этот поток - основа закона сохранения.

 Он пытается применить идею эволюции при рассмотрении теории познания, полагая, что наша иллюзия врожденных идей есть результат накопленной наследственности. То, что для вида апостериорно (знание, полученное из восприятия, опыта) для индивида априорно (знание, предшествующее опыту и независимое от него). Т.е. в историческом развитии опыт приводит к возникновению новых знаний, а затем это новое усиливается и передается как априорное.

 

  Б. Эмпириокритицизм или махизм.

Основная илея эмпириокритицизма – в основе философии должна лежать критический опыт.

 Главное назначение этой критики - очистить опыт от метафизики –очистить опыт от таких понятий как материя, субстанция, необходимость, причинность и других рассудочных понятий..

 Основатели Мах и Авенариус.

Эмпириокритицизм выступает с субъективно-идеалистических позиций:

+ все предметы, явления окружающего мира представляются человеку в виде «комплекса ощущений»,

 + мир - это опыт, а структуру опыта составляют ощущения,

+изучение окружающего мира возможно только как опытное исследование человеческих ощущений,

+философия должна быть «всеобщей» наукой об ощущениях человека, перевести абстрактные научные понятия на язык ощущений (например, масса, размер существуют не сами по себе, а есть то, что человек ощущает массой, размером).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...