Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Человек в мире и мир человека. Экзистенциализм и философская антропология.

 

Культурно-исторические события к. XIX – н. XX вв., вызвавшие потрясения и кризисы, породили множество течений, направленных на духовные поиски и возможные варианты решения человеческих проблем. В философской мысли этого периода преобладающим становится разочарование в идеалах философского рационализма, приходит понимание, что развитие науки и техники не решают и не уменьшают проблемы человека. Наблюдается социальный и исторический пессимизм, утрата веры в созидательные силы человека. Результатами философского осмысления природы и сущности человека, его предназначении становятся персонализм, течение “философия жизни”, экзистенциализм.

 

Иррационализм и «философия жизни» - неклассическая идеалистическая философия.

 

+ отвергает логические связи в природе, восприятие окружающего мира как целостной и закономерной системы,  
Иррационализм.

+признает основным родом познания интуицию, чувства, инстинкт.
+настаивает на ограниченности познавательных возможностей разума,  
+ окружающий мир есть разрозненный хаос, без внутренних закономерностей,  
+ критикует диалектику Гегеля и саму идею развития,

 


Видным представителем иррационализма был А. Шопенгауэр (1788-1860):

* гл. произведение – «Мир как воля и представление»,

* выступал против диалектики и историзма Гегеля, призывая вернуться к кантианству и платонизму,

* провозгласил волюнтаризм – главной движущей силой, определяющей все в окружающем мире является воля,

* воля, по Шопенгауэру, абсолютное начало, корень всего сущего, идеальная сила, способная определять все сущее и влиять на него. Воля также есть высший космический принцип, который лежит в основе мироздания,

* истинная философия должна исходить не из объекта, ни из субъекта, а только из представления, которое является фактом сознания. А окружающий мир есть лишь мир представлений в сознании человека.

 

Идеализм и волюнтаризм А. Шопенгауэра
мир воли - истинный мир
внутреннее ядро жизни, скрытая невидимая сущность
воля самотождественна, имеет причину в себе, дана вся целиком, направлена на себя
Действительность: природа, общество, культура, история, человеческая жизнь
мир представления - не подлинный мир
не обладают объективностью и являются игрой воображения, видимостью, т.е. майя

 

 


При объяснении воли как всеобщей сущности вещей Шопенгауэр опирается на кантианство и использует его теорию с позиций волюнтаризма:

• окружающий мир есть лишь мир представлений в сознании человека;

• сущность же мира, его вещей, явлений есть не "вещь в себе", а воля;

• мир явлений и мир сущности являются, соответственно, миром представлений и миром воли;

• точно так же, как воля человека определяет его поступки, так и действующая во всем мире всеобщая воля, воля предметов и явлений вызывает внешние события в мире, движение предметов, возникновение явлений;

• воля присуща не только живым организмам, но и неживой природе в виде "бессознательной", "дремлющей" воли;

• окружающий мир по своей сущности есть реализация воли.

Философия жизни

Философия жизни - направление, рассматривающее все существующее как форму проявления жизни, некой изначальной реальности, которая не тождественна ни духу, ни материи и может быть постигнута лишь интуитивно. Философия жизни возникает в 60-70-х годах XIX века, наибольшего влияния достигает в первой четверти XX века. В последующем ее значение уменьшается, но ряд ее принципов заимствуется такими направлениями, как экзистенциализм, персонализм.

Наиболее значительные представители философии жизни - Фридрих Ницше (1844-1900), Вильгельм Дильтей (1833- 1911), Анри Бергсон (1859-1941), Георг Зиммель (1858-1918), Освальд Шпенглер (1880-1936), Людвиг Клагес (1872-1956).

«Философия жизни»:

              основное понятие – жизнь – единственная реальность, существующая для конкретного человека,

             стремиться «понять жизнь из нее самой»,

            стоит на стороне чувства, инстинкта, выступая против интеллекта,

            оставляет на стороне теоретическое знание, обращаясь к неподдельной полноте непосредственного переживания.

 

Основатель «философии жизни» - Ф. Ницше (1844 -1900), продолжатель традиций Шопенгауэра.

5 основных идей Ницше
1. Воля к власти
5. Нигилизм
4. Переоценка ценностей
2. Сверхчеловек
3. “Смерть бога”
«Жизнь – это воля к власти»
«Все ложно! Все дозволено!»
«Бог умер; и мы хотим – пусть живет сверхчеловек»
«Зло - лучшая сила человека. Человек должен стать лучше и злее». «Все зло обусловлено сильной волей, а так, как все зло осуществляется только посредством силы воли, то оно, на нашем теплом воздухе, скоро выродится в добродетель».  
 «Вся наша европейская культура… как бы направляется к катастрофе» ««Я уже ни во что не верю» — таков правильный образ мысли творческого человека...»

 

 


1.;

 

 

"Я учу вас о сверхчеловеке. Человек есть нечто, что должно преодолеть. Что сделали вы, дабы преодолеть его? Доныне все существа создавали нечто, что выше их; вы же хотите стать отливом этой великой волны и скорее вернуться к зверям, чем преодолеть человека?"

"… слушайте, я учу вас о сверхчеловеке! Сверхчеловек - смысл земли. Пусть же и воля ваша скажет: да будет сверхчеловек смыслом земли!" "поистине, человек - это грязный поток. Надо быть морем, чтобы принять его в себя и не стать нечистым. И вот - я учу вас о сверхчеловеке: он - это море, где потонет презрение ваше".

"… внемлите, я учу вас о сверхчеловеке: он - та молния, он - то безумие!"

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...