В. Неопозитивизм или логический эмпиризм.
Представители: Рассел, Витгенштейн, Шлик, Карнап, Франк, Нейрат. Неопозитивизм – философия должна заниматься логическим анализом языка науки, поскольку язык, как и язык науки, - главное средство, через которое человек позитивно воспринимает окружающий мир. Основные положения неопозитивизма: + философия имеет право на существование не как мышление о мире, а как “логический анализ языка”. Сведению философии к логическому анализу неопозитивизм обязан Б. Расселу, который воспользовался при этом достижениями математической логики. Попытавшись дать строгие определения математических понятий он пришел к выводу, что вся математика может быть сведена к логике. Далее Рассел придал более широкое значение методу логического анализа и объявил, что “логика - это сущность философии”. Витгенштейн развил эту идею, указав, что философия состоит в логическом анализе языка. + философия должна заниматься логическим анализом текста, знаков, понятий, связей внутри знаковых систем, смыслом, заключенным в знаках, +основной принцип неопозитивизма – принцип верификации – сравнения всех положений науки с фактами опыта. Лишь такое понятие имеет смысл, когда его можно верифицировать – подвергнуть опытной проверке фактами.
+ проблемы (бытие, сознание, Бог) не подлежащие верификации объявляются псевдопроблемами, подлежащие исключению из философии.
Г. Постпозитивизм. Главная цель постпозитивизма – исследование не структуры научного знания, а развития научного знания. Представители: Карл Поппер, Имре Лакатос, Томас Кун. Характерные черты: + ослабление внимания к проблемам формальной логики и ограничение ее притязаний, + активное обращение к истории науки как диалектическому процессу, +переключение усилий с анализа формальной структуры «готового», «ставшего» научного знания на содержательное изучение его динамики, изменения, развития, его противоречий, +отказ от каких-либо жестких разграничений – эмпирии и теории, науки и философии, науки и вненаучных форм знания, а попытки гибко сочетать их, + стремление представить общий механизм развития знания как единство количественных и качественных изменений, + анализ социокультурных факторов возникновения и развития науки, + резкое изменение отношения к философии, подчеркивание ее роли как одного из важных факторов научного исследования, + замена верификации фальсификацией – методологической процедурой посредством которой устанавливается ложность гипотезы и теории в результате ее эмпирической проверки. * стремление решить проблемы рациональности. Узкое понимание рациональности как соответствие логико-методологическим стандартам подверглось в пост позитивизме критике и было заменено более расплывчатым понятием рациональности, значение которого до сих пор не вполне ясно.
* Сциентизм. Понятие рациональности носит ценностный характер: научная рациональность понимается как высший тип сознания и деятельности, образец для всех сфер современной культуры. Научная рациональность, как универсальное средство организации деятельности отождествляется с целесообразностью. * Культ научно-технического разума. Иррациональная трактовка рациональности - утверждение о “кризисе” рациональности, равноправия научной, религиозной, магической и других типов рациональности. Иррациональное – лежащее за пределами досягаемости разума, недоступное в рамках логического мышления, противоположное рационализму.
К. Поппер «Логика научного исследования»
Т. Кун «Структура научных революций»
Психоанализ Психоанализ – направление в современной философии, объясняющее роль бессознательного, иных психических процессов в жизни человека и общества. Основатель психоанализа Зигмунд Фрейд (1856-1939). Основные положения фрейдизма: * выделение двух схем психики: + топографическая – где бессознательное представляется в виде большой прихожей, где ожидают своего часа разнообразные мысли, желания, эмоции человека. Сознание – небольшой кабинет, куда периодически вызываются мысли, желания человека. + динамическая, состоящая из трех слоев: - оно – мир бессознательного, особая психическая реальность, существующая наряду с сознанием и в значительной мере контролирующая сознание. До Фрейда бессознательное считалось периферией сознания, сознание в центре. Фрейд меняет эту гипотезу. Структура психики, фактически, разнородна, существует барьер между сознательной и бессознательной сферами. Сознание - лишь частный случай структуры бессознательного, лишь оправа в мире бессознательного. Фрейд продолжил дело деантропологизации после первого шага, который сделал Коперник, лишив Землю статуса центра Вселенной. Второй шаг сделал Дарвин: человек не отличается от других животных, а происходит от них. Третий шаг сделал Фрейд: разум человека - островок в мире бессознательного. “Сознание не является хозяином в собственном доме”.
- Я – сознание человека, посредник между всеми компонентами психики, - «Сверх - Я» - давящая и влияющая на личность внешняя реальность, «внешняя цензура»: законы, запреты, мораль, традиции. Сфера сверх-Эго, сверх-Я это сфера совести человека. Человек всегда знает, что хорошо, а что плохо. Это знание приходит от общественных норм социальной жизни. Отсюда сфера Я находится между молотом и наковальней, испытывая страх перед сферой Ид (чтобы не захлестнули оргии) и перед Сверх Я, что идеалы недостижимы. Это ведет к психическим заболеваниям. * главные факторы, руководящие психикой человека: + удовольствие – к которому всегда устремлена психика, + вытеснение – психика вытесняет в бессознательное непримиримые, запрещенные желания и идеи. * возникновение энергии бессознательного: + эрос (инстинкт жизни) – лежит в основе конструктивного поведения человека. + танатос (инстинкт смерти) – подталкивает человека к деструктивной деятельности, разрушению всего того, что кажется ему «чужим» и опасным. Карл Юнг К. Юнг дополнил и развил психоанализ, предложив идею архетипов и идею индивидуации. По концепции частной философии Юнга, в комплексном единстве с индивидуальным бессознательным существует наследуемая структура психики – коллективное бессознательное, которая является областью психики, развивающаяся и передаваемая тысячи лет. Опираясь на коллективное бессознательное человек реализует свой жизненный опыт вполне определенным образом в конкретных индивидуальных сценариях. Коллективное бессознательное является архетипами, общими для всех людей. Архетипы – это наиболее древние формы психических реалий и мыслеформы, наполняемые личным эмоциональным и образным содержанием в опыте жизни каждого человека.
Уровни бессознательного
В настоящее время психоанализ в широком смысле представлен более, чем 20-ю концепциями психического развития человека. Предлагаются и различные (в частностях) подходы к психоаналитическому лечению. Сколько бы ни критиковали психоанализ, как воззрение и метод, в нем, определенно, есть рациональное зерно, благодаря чему метод этот в целом достаточно успешен в тех или иных формах.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|