Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лекция 3.2. Исторические типы философии

Философия нового времени

Начало нового времени (к. 16 - н. 17 вв.) связано с возникновением капиталистических отношений, сильно повлиявших на духовную жизнь общества. Происходит изменение отношения к религии, которая утрачивает господствующее влияние на развитие науки и философии, формируется новое мировоззрение, способное искать ответы на насущные вопросы развития науки о природе. Развитие эмпирических наук, в том числе и механики, оказывает влияние на философскую мысль, что приводит распространению механистического материализма и метафизического метода исследования окружающего мира. В Новое время перед философией на одно из первых мест выдвигается задача создания и обоснования методов научного познания.

Основные идеи философии XVII века  
1. Принцип автономного мыслящего субъекта.  
6. Выработка нового юридического мировоззрения. Обоснование и защита прав граждан и человека.  
5. Гипотетико-дедуктивное построение научной теории.
4. Рационально-дедуктивный метод, включающий интеллектуальную интуицию.
3. Индуктивно-эмпирический метод.  
2. Принцип методического сомнения.


XVII век одарил человечество плеядой выдающихся философов: Бэкон и Декарт, Гоббс и Локк, Паскаль и Гассенди, Спиноза и Бейль.

d G77hl9D5m/Uts2ZgLg8eeak39M6mz0gr2QZMKD1feV01kdGe6oqGhAXehMQh6f0Kj87uOlo9vbKn nwAAAP//AwBQSwMEFAAGAAgAAAAhABzMoH3gAAAACwEAAA8AAABkcnMvZG93bnJldi54bWxMj0FL xDAQhe+C/yGM4EXcxEJLqU0XFTyoeHBV2GPajG2xmdQm7dZ/7+zJvc28ebz3Tbld3SAWnELvScPN RoFAarztqdXw8f54nYMI0ZA1gyfU8IsBttX5WWkK6w/0hssutoJDKBRGQxfjWEgZmg6dCRs/IvHt y0/ORF6nVtrJHDjcDTJRKpPO9MQNnRnxocPmezc7Dc9h//Tzev+51LWUL6aV8x6vZq0vL9a7WxAR 1/hvhiM+o0PFTLWfyQYxaEhVxuiRhzwFcTSoJGWl1pDkWQKyKuXpD9UfAAAA//8DAFBLAQItABQA BgAIAAAAIQC2gziS/gAAAOEBAAATAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAABbQ29udGVudF9UeXBlc10ueG1s UEsBAi0AFAAGAAgAAAAhADj9If/WAAAAlAEAAAsAAAAAAAAAAAAAAAAALwEAAF9yZWxzLy5yZWxz UEsBAi0AFAAGAAgAAAAhALe/Jo54AwAArQcAAA4AAAAAAAAAAAAAAAAALgIAAGRycy9lMm9Eb2Mu eG1sUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhABzMoH3gAAAACwEAAA8AAAAAAAAAAAAAAAAA0gUAAGRycy9kb3du cmV2LnhtbFBLBQYAAAAABAAEAPMAAADfBgAAAAA= " adj="7565,,2369" fillcolor="#bcbcbc">

Эмпиризм – направление в философии, сторонники которого считают, что в основе познания лежит опыт.
В философии нового времени происходило противостояние эмпиризма и рационализма.

Рационализм (лат. ratio-разум) – направление в философии согласно которому основой, как бытия, так и познания является разум.

 

 


Рационализм:

- онтологический – в основе бытия лежит разумное начало (то есть бытие разумно). В этом отношении рационализм близок к идеализму;

- гносеологический – в основе познания лежит разум.

Главное произведение Локка «Опыт о человеческом разумении».

Локк критикует теорию врожденных идей Декарта. Сознание новорожденного - это «чистая доска», оно наполняется содержанием благодаря ощущениям. На основе чувственного опыта образуется внутренний опыт человека. Способы наблюдения за внутренним опытом Локк называет рефлексией. Для развитой Локком теории познания характерен эмпиризм («все из опыта») и сенсуализм (т.е. все формы познания сводятся к чувствам).

Формулу сенсуализма «нет ничего в интеллекте, чего бы не было раньше в чувстве» Лейбниц опровергает добавлением: «кроме самого интеллекта». Сознание новорожденного - это не «чистая доска», не «пустое помещение», а - речь идет об образе - глыба мрамора с прожилками, которые намечают фигуру будущей статуи. Из чувств нельзя вывести интеллект, рациональное мышление. Лейбниц - рационалист, он не против эмпиризма, но стремится осмыслить эмпирические данные на основе абстрактного мышления (способность человека к которому и есть «прожилки»).

Одним из первых, кто сознательно приступил к разработке научного метода на основе наблюдения и понимания природы, родоначальник материализма Нового времени - Френсис Бэкон

а. Главное произведение Бэкона «Новый Органон»: материалистические взгляды на природу и обстоятельное обоснование индуктивного метода и его роли в познании.  
Основные идеи Ф. Бекона

б. Высшей задачей философии Бэкон считал завоевание природы и совершенствование человеческой жизни.
в. Предметом философии должна быть материя, а также различные и многообразные ее формы. Вечность материи и движения не нуждаются в обосновании фактами.
г. Отстаивал познаваемость природы, считал, что этот вопрос решается не спорами, а опытом.
д. Источник человеческого знания - чувственный опыт. Важность опытного исследования – в восхождении от единичного и простого к общему. Стремился к усовершенствованию методов обобщения, образных понятий.  
е. Процесс обобщения есть индукция: 1) наблюдение фактов; 2) их систематизация и классификация; 3) отсечение ненужных фактов; 4) разложение явления на составные части; 5) проверка фактов на опыте; 6) обобщение.  

 


 


Бэкон эмпирик: познание начинается с чувственных данных, которые нуждаются в экспериментальной проверке и подтверждении. Считал, что познание должно стремиться к раскрытию внутренних причинно-следственных связей и законов природы путем обработки данных органов чувств и теоретического мышления. Поставил вопрос о необходимости единства чувственного и рационального. Однако недооценивал роль теоретического мышления, полагался на индуктивный метод. В целом философия Бэкона представляет собой попытку создания эффективного способа познания природы, ее причин, законов.

Рене Декарт - основоположник рационализма. Родился в 1596 г. во Франции в семье дворянина. Долгие годы жил в Нидерландах. В 1649 г. переселился в Стокгольм, где и умер в 1650г.

* Философские работы посвящены в основном методологической проблеме («Рассуждения о методе», «Начала философии»).

* придерживался дуалистических взглядов – философской системы на основе признания 2-х самостоятельных начал: духа и материи. Мир - творение Бога, состоит из самостоятельных субстанций: духа и материи. Неотъемлемое свойство материальной субстанции - протяженность, духовной - мышление. Человек – механическое соединение духовной и материальной субстанций, души и тела.

* Субстанция – вещь, которая в своем существовании нуждается только в самой себе.

духовая субстанция
Субстанция - это вещь, которая не нуждается для своего существования ни в чем, кроме самой себя
Материальная субстанция
Бог- высшая субстанция, вечная, несотворимая, причина всего сущего
свойства субстанций
атрибуты
мышление
протяжение
неделимость
делимость до бесконечности

 


модусы

производные свойства от атрибутов

модусы

чувство желания ощущения иные дух природа форма движение положение иные
                   

 

* Исходный пункт философии Декарта - мышление, а не бытие, он склоняется к идеализму, но в физике и физиологии материя - единственная субстанция, единственное основание бытия и познания.

* Дуализм определяет теорию познания и учение о методе:

- в теории познания развивает рационализм: в акте познания разум человека не нуждается в чувственных вещах, т.к. истинность знаний находится в самом разуме, постигаемых им в представлениях и понятиях. Разум – главный и единственный источник знаний, следовательно нематериальные духовные субстанции имеют врожденные идеи (напр. идея Бога, чисел и фигур). Истинность познания вытекает из существования врожденных идей. Врожденные идеи - не готовые истины, а предрасположенность разума. Следовательно, в познании главную роль принадлежит разуму, а не ощущениям. Это утверждение рационализма. Разум неизбежно достигнет истинного знания, если будет исходить из достоверного метода

- в учениях о методе считал, что математические, геометрические методы - единственные всеобщие методы познания. Следовательно, исследования во всех науках, включая философию, следует начинать с отыскания самоочевидных, ясных, и в силу этого истинных положений, не нуждающихся в чувственном материале и логических доказательствах. Дедукция (выведение частного из общего) - единственный метод познания. Начинать надо с методологического сомнения. Сомневаться можно во всем, кроме существования самого сомнения. Сомнение - акт мышления. «Я мыслю - я существую». Полагал, что с помощью дедуктивного метода можно логически вывести все знания о мире. Он исходил из факта существования мысли и приходил к реальности всего физического мира. Чувства и опыт - лишь дополнительный способ подтверждения знаний, полученных путем разума и дедукции.

* На основе признания первичности разума в познании создал учение о рационализме и его 4 правила:

1. допускать в качестве истинных только такие положения, которые представляются уму ясно и отчетливо, не могут вызвать никаких сомнений в истинности;

2. расчленять каждую сложную проблему на составляющие ее частные проблемы;

3. методически переходить от известного и доказанного к неизвестному и недоказанному; 

4. не допускать никаких пропусков в звеньях исследования.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...