Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Предпринимательство и его организационноправовые формы





 

Чтобы подготовить себя к новым условиям хозяйствования, прежде чем уходить в плавание по бурным и небезопасным водам бизнеса в рыночной экономике, необходимо стать маркетологами, менеджерами, компетентными бизнесменами, специалистами нового типа, познать сложные законы предпринимательства и рынка.

В западной литературе, как и в сознании западных специалистов, маркетинг и менеджмент выступают как результат более полувекового развития этих методов, опыта их использования в условиях капиталистической экономики.

У нас же стоит задача освоения этих методов, адаптации их к нашим условиям, к уровню экономических знаний наших кадров, готовность их по настоящему учиться, поновому работать.

Генеральный директор Школы международного бизнеса при МГИМО А.Б. Мануковский рассказывал, как его организация, попытавшись привлечь для преподавания западную профессору, очень скоро убедилась, что иност ранные специалисты "совершенно не попадают в основные точки наших проблем". Они рассказывают о менеджменте, построенным исключительно на человеческих отношениях.

У нас уважают жесткого руководителя. "Маркетинг для нас пишет А. Мануковский это красивая сказка. У них он построен на том, чтобы изучать рынок, покупательский спрос, у нас... спрос бегает за предложением".

Вряд ли можно согласиться с выводами А.Б. Мануковского, что стать предпринимателями может только новое поколение. У нас уже сейчас есть много специалистов, желающих учиться и адекватно воспринимать жёсткую рыночную деятельность.

В ходе такой учёбы большую роль играет изучение публикаций об опыте передовых капиталистических стран. Но при этом следует учитывать, что если о предпринимательстве пишет американец или японец, то для нашего читателя это скорее полезная информация о высоких формах хозяйствования в условиях развитых капиталистических отношений. Для внедрения этих методов в практику отечественной экономики более актуальны работы наших специалистов, маркетологов и менеджеров, поскольку они лучше знают проблемы нашей экономики, степень возможности их решения с помощью средств маркетинга и менеджмента и ту особую роль, какую играют в рыночных условиях цены, методология их определения и согласования с контрагентом.



Предпринимательство часто связывают с понятием "бизнес", хотя эти слова имеют разный смысл. Синонимы слова "бизнес" - это коммерция, торговля, отрасль, фирма, деловая активность.

Предпринимательская же деятельность это прежде всего интеллектуальная деятельность энергичного и инициативного человека, который, владея полностью или частично какими либо материальными ценностями, использует их для организации бизнеса, которым управляет. Именно предпринимательство, которое ассоциируется с понятиями "динамизм", "инициатива", "смелость", обращает в реальность многие интересные идеи.

Традиции предпринимательства, в том числе предпринимательства в спорте, возрождаются в России. Свидетельством тому служат, например, такие факты:

на конец первого квартала 2006 года в Москве было зарегистрировано свыше 170 чел., занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью в сфере спорта, а в СанктПетербурге более 250 человек;

к началу 1995 года в Москве было зарегистрировано свыше 200 физультурноспортивных кооперативов;

создаётся сеть малых предприятий в сфере физической культуры и спорта: "Сетунь", г. Москва; "Аик", г. Елизово и др.

Возрождению предпринимательства способствуют, по крайней мере, два обстоятельства:

Во-первых, прошлый богатый опыт, накопленный в России;

Во-вторых, опыт зарубежных стран. Что же такое предпринимательство?

Зарубежными исследователями дан целый ряд определений этого понятия, часто значительно различающихся между собой. Приведем некоторые из этих определений и попытаемся выявить общие черты предприниматель ства, не вызывающие сомнений у большинства специалистов.

Если дать краткое определение предпринимателя, то это специалист, который организует предприятие и управляет им в целях личной выгоды. Он вкладывает в дело свои собственные идеи, знания и навыки в области планирования, организации и управления предприятием. Он несёт ответственность за возможные потери, даже если эти потери произошли не по его вине, а вызваны внезапно возникшими неблагоприятными обстоятельствами, но если обстоятельства поменяются в лучшую сторону, ему достанется и весь связанный с этим выигрыш. Личный доход предпринимателя определяется как разность между доходами и издержками его предприятия" (В. Кузин, 1993). В приведённом определении делается явный акцент, по крайней мере, на две характеристики предприпредпринимательства, а именно:

на отождествлении предпринимателя и менеджера (как руководителя предприятия);

на чисто экономическом аспекте деятельности предпринимателя.

Практически во всех определениях предпринимателя и предпринима тельства речь идёт о таком поведении, которое включает в себя:

Во-первых, элемент инициативы;

Во-вторых, организацию или реорганизацию социальноэкономичес ких механизмов, с тем, чтобы суметь с выгодой использовать имеющиеся ресурсы и конкретную ситуацию;

В-третьих, взятие на себя ответственности за возможную неудачу, то есть готовность рисковать.

Таким образом, в качестве характерных черт предпринимательства выделяются новизна, организаторский талант, творческое начало, умножение богатства (личного и общественного), готовность к риску.

Как показывает историческое развитие мира, в особенности последнее столетие, самый быстрый и эффективный выход из любого, самого тяжелого кризиса обеспечивался талантом и усилиями людей, способных направить наличные ресурсы общества туда, где они дают наибольшую отдачу.

Общество спасали предприниматели. Так было в Германии после двух мировых войн, в России после гражданской, в Японии после второй мировой войны.

Нет сомнения в том, что России, переживающей тяжелейший спад экономики надо использовать именно этот путь обновления. Предпринимательство и инновация необходимы везде - в экономике, в образовании, в здравоохранении, в спортивных организациях.

Ни Парламент, ни любое новое Правительство не смогут сделать для России того, что могут сделать предприниматели менеджеры в тысячах спортивных организаций. На их стороне уверенность в своих возможностях, напористость, самообладание и заинтересованность в расчетливом риске.

Принято выделять три основных юридических формы предприятий:

единоличное владение;

товарищество (полное, открытое, закрытое, с ограниченной ответст венностью и другие);

акционерное общество.

Каждая из них может иметь ряд модификаций.

Для обоснования организационноправовой формы предприятий следует сравнить их достоинства и недостатки по ряду параметров.

Основными из них считаются:

тип собственности;

ответственность владельцев;

источники финансирования;

форма управления;

распределение прибыли и убытков;

возможности привлечения нового капитала;

отношение к различным типам организационных структур поставщиков, заказчиков и потенциальных покупателей и т.д.

Рассмотрим организационноправовые нормы предпринимательской деятельности вышеназванных предприятий:

1. Единоличное владение (индивидуальное предприятие). Индивидуальное предприятие представляет собой наиболее обычную форму для начинающих собственное дело. Такое предприятие проще всего открыть и закрыть, так как владелец и управляющий одно и тоже лицо. В данном случае не требуется выполнения большого числа юридических формальностей, за исключением регистрации названия предприятия в том случае, если оно будет работать не под подлинным именем владельца. Вся прибыль и убытки указываются в личной декларации о доходах владельца, на нем же лежит и вся ответственность.

Если предприятие терпит крах, то на покрытие неуплаченных долгов могут быть привлечены все личные авуары владельца (авуары денежные средства, золото, чеки, векселя, аккредитивы и др. активы, за счет которых могут быть произведены платежи и погашены обязательства их владельцев). Другим важным недостатком являются трудности получения дополнитель ных средств для открытия и развития предприятия. Кредиторы в случае неоплаченных займов могут воспользоваться только залогом владельца. В следствии этого для многих владельцев индивидуальных предприятий достать необходимый капитал зачастую практически невозможно.

2. Товарищество. Различают товарищества с неограниченной ответственностью и товарищества с ограниченной ответственностью. В товариществе с ограниченной ответственностью часть партнёров может обладать неограниченной, а часть ограниченной ответственностью.

Товарищества создаются в том случае, когда в организации предприятия решают принять участие два или более партнёра. Регистрация требуется только для использования "фиктивного" названия. Несмотря на то, что во многих случаях партнёрство в товариществах закрепляется простым рукопожатием, всем участникам целесообразно составить письменное соглашение по ряду вопросов ведения дела. Это стоит делать даже в том случае, когда в качестве партнёров выступают родственники или близкие друзья.

Одним из самых больших преимуществ товариществ является возмож ность привлечения дополнительного капитала; когда имеется несколько владельцев, кредиторы, да и сами владельцы, более охотно и безбоязненно вкладывают в дело деньги. Наличие нескольких владельцев позволяет осуществлять специализацию внутри предприятия на основе знаний и умений каждого из партнеров.

Данная организационноправовая форма предпринимательской деятельности имеет следующие недостатки:

каждый партнёр несёт равную ответственность за все долги, независимо от размеров его вклада;

действия одного из партнёров являются обязывающими для всех остальных, даже если они не согласны с этими действиями;

для продажи своей доли каждый из партнёров должен получить согласие всех других и т.п. Эти и другие условия совместной предприниматель ской деятельности (порядок разрешения споров, раздел имущества после прекращения существования дела, выплата зарплаты, длительность партнёрства, права и обязанности партнёра и т.д.) могут быть оговорены в письменном соглашении.

При создании товарищества с ограниченной ответственностью ряд из перечисленных недостатков может быть преодолен. В таком товариществе предусмотрена возможность наличия даже одного партнёра с неограниченной ответственностью, который и принимает все основные решения. Остальные же являются партнёрами с ограниченной ответственностью, и потому в материальном плане их обязательства лимитируются только личными капиталовложениями. Они не имеют отношения к принятию решений, их имена не могут быть использованы в названии фирмы и т.д. Наличие в това риществе партнёров с ограниченной ответственностью это возможность привлечь дополнительный капитал (с точки зрения дела), это возможность получения прибыли без осуществления какихлибо трудозатрат (с точки зрения "ограниченного" партнёра).

3. Акционерное общество. Это самая сложная, дорогая и разнообразная по модификации организационноправовая форма предпринимательской деятельности. В отличие от охарактеризованных выше форм, акционерное общество юридическое лицо. Оно привлекает капитал акционеров, но существует как организационноправовая единица отдельно от акционеров, продолжает существовать после смерти одного (нескольких) держателей акций или после продажи акций одним (несколькими) членами акционерного общества. Обязательства акционеров ограничены индивидуальными инвестиция ми. Кредиторы могут претендовать только на авуары компаний.

Одним из главных недостатков акционерного общества является двойное налогообложение. С одной стороны, все доходы акционерного общества облагаются налогом на доходы. С другой стороны, акционеры, получая часть прибыли в форме дивидендов, должны заявить об этом в налоговой деклара ции о личных доходах и так же заплатить налог.

Избежать этого можно, организовав акционерное общество типа "Sкорпорация" получившее сильное развитие в США с 1958 года.

Её основные характеристики:

число пайщиков не превышает 35 чел.;

основной капитал относится к одному классу;

как минимум, 80% валового дохода заработано на территории США;

на пассивные статьи приходится не более 20% дохода (сдача в аренду, лицензионные платежи и т.п.);

фирма не является филиалом другой корпорации и др.

Преимущество акционерного общества типа "Sкорпорация" связано с тем, что оно не платит налог на накопленную прибыль и, таким образом, избегает двойного налогообложения. Передача и прибыли и убытков осуществ ляется непосредственно акционером. Акционерное общество типа "Sкорпорация" регистрируется на 5 лет. В конце каждого года акционеры могут принять решение об отказе от специального статуса и переходе в статус акционерного общества со всеми вытекающими последствиями.

Более подробно с достоинствами и недостатками функционирования различных организационноправовых форм предпринимательской деятельности, в том числе в сфере спорта, можно ознакомиться в книге: Р. Хизрич, М. Питерс. "Предпринимательство или как завести собственное дело и добиться успеха".

 





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2019 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.