Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Рыночные отношения в сфере физической культуры и спорта





 

Формирование и реализация физической культуры и спорта как специфической сферы услуг определяется объективными, экономическими условиями:

производственным потенциалом страны;

степенью удовлетворения жизненных потребностей населения;

общим уровнем культуры и др.

Систематическое изложение основных вопросов, связанных с экономическим анализом физической культуры и спорта как специфической сферы народного хозяйства, позволяет выявить теоретические, методологические проблемы, определить основные направления дальнейшей разработки новой части конкретной экономики.

В рамках экономического категориального аппарата в качестве объекта выступает "народнохозяйственный комплекс физической культуры", который рассматривается как составная часть единого народного хозяйства страны. Он представляет собой совокупность предприятий, организаций, институтов, органов управления, осуществляющих производство, распределение и организацию потребления товаров и услуг физической культуры, обеспечивающих удовлетворение потребностей населения в специфической сфере.

В сфере экономики физической культуры и спорта действуют законы и категории рыночных отношений и маркетинга. Однако сложность этого вопроса заключается в том, что только в рамках категорий "спрос" и "предложение" качество товаров и услуг физической культуры и спорта невозможно определить структуру, темпы и пропорции развития сферы физической культуры и спорта высших достижений. Это связано с тем, что физическая культура своей деятельностью участвует в реализации культурновоспитатель ной функции, которая проявляется не только в условиях рынка, не только на уровне стихийного спроса и предложения, но и преднамеренного рационального планирования.

Например, развитие различных направлений физической культуры и спорта в дошкольных, школьных, средних, высших специальных учебных заведениях с учётом климатических, экологических условий, характера буду щей профессиональной деятельности. Отсюда ясно, что с одной стороны, экономический анализ физической культуры достаточно эффективен, если извне заданы характеристики желательного направления по объёму и структуре потребления товаров и услуг физической культуры, с другой немалую роль играет управление физической культуры и спорта.



Сферу физической культуры надо рассматривать с учётом социального воздействия на формирование общественных отношений, эмоционального, психологического климата и т.д.

В условиях рынка в сфере физической культуры и спорта используются стоимостные отношения. Производители товаров и услуг физической культуры (рыночное предложение) стремятся реализовать продукт как стоимость. Экономическим мотивом является получение дохода. Покупатели - потребители (рыночный спрос) стремятся получить такие потребительские стоимости, которые дают максимальный потребительский эффект. Отношения между поставщиками и потребителями реализуются (организациями сферы физической культуры и спорта) через систему цен (рис.3).

 

  Слишком низкая цена  

 

Возможная цена

 

  Слишком высокая цена
1 2 3 4 5
  Получение прибыли невозможно   Себестоимость продукции   Цены товаров - кон курентов и цены товаровзаменителей   Уникальные достоинства товара   Формирование спроса при этой цене невозможно

Рис.3. Основные факторы при назначении цены

 

Спрос на товары и услуги физической культуры (величина, структура) зависит от поведения потребителя, его подготовленности. В современных условиях, когда рыночные связи строятся на основе рыночных экономичес ких законов, а общество в большинстве своём к этому не готово, так как привыкло получать все услуги бесплатно, возникают противоречия между предложением и спросом.

Эти противоречия можно разрешить путем целенаправленного создания у населения адекватного спроса на продукты физической культуры через рекламу, систему Государственной программы "здоровье" (как в Германии, США), наконец, экономическими методами (премии за систематические занятия ФКиС). Величина спроса на товары и услуги физической культуры зависит от многих величин, в том числе и от традиций и привычек.

Рыночный механизм является одним из решающих условий развития физической культуры и спорта. При их коммерциализации закон стоимости доминирует над физкультурными ценностями, при этом результаты труда превращаются в экономический продукт, а его создатели и распространители неизбежно стремятся, прежде всего, к коммерческому успеху, увеличению денежных доходов. В этих условиях на рынке реализуются только конкурентоспособные товары и услуги.

Развитие сферы физической культуры и спорта способствует общему экономическому прогрессу страны, так как направлено на совершенствова ние личности человека.

Средства, вложенные в физическую культуру и спорт, носят характер долгосрочных экономических инвестиций в человека, результат которых длительное время может присваивать общество.

В сфере физической культуры и спорта, как и во всей непроизводственной сфере, повторяется та же структура, которая свойственна народнохозяйственному комплексу в целом:

а) рынок материальных ресурсов;

б) рынок финансов и ценных бумаг;

в) рынок труда.

Однако, применительно к товарам и услугам, производимым в сфере физической культуры и спорта, структуру рынка можно расширить, включая производство оздоровительных программ, спортивных товаров, товаров для отдыха, развлекательных программ, "продажу" тренеров и спортсменов.

Развитие структуры рынка можно проследить на примере деятельности фирмы "Адидас", оказывающей в настоящее время сильное влияние на большую часть спортивных организаций в мире, ставшей законодательницей спортивной моды.

В фирме работает более 10 тысяч человек, продукция экспортируется в 160 стран мира. В Сеуле атлеты, выступавшие в форме "Адидас", завоевали более 260 медалей, они прорекламировали преимущества обуви и одежды фирмы. Польза обоюдная: фирме дополнительная реклама, молодым зрителям пример для подражания.

Для сферы физической культуры и спорта необходимо ориентировать производство на требования рынка. В этих условиях необходимо знать состояние рынка, его деление, ёмкость, платежеспособность населения, характеристику народонаселения данного рыночного региона.

Рынок в сфере физической культуры и спорта выполняет следующие функции:

регулирование и удовлетворение потребностей населения в товарах и услугах;

повышение качества товаров и услуг через конкуренцию;

углубление и расширение сферы деятельности, так как спрос порождает новые структуры;

регулирование цен на товары и услуги через действие закона стоимости.

 





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2019 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.