Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Лекция 5. Физкультурнооздоровительные услуги





 

5.1 Социальнокультурные услуги, как основной продукт отрасли "физическая культура и спорт"

 

Продукт это итог человеческого труда, хозяйственной деятельности, воплощенный в материальновещественной форме (материальный продукт), в духовной, информационной форме (интеллектуальный продукт) либо в виде выполненных работ и услуг.

Производство материального продукта характерно для отраслей производственной сферы, интеллектуального продукта, а также работ и услуг для отраслей непроизводственной сферы.

Необходимо иметь в виду, что в отрасли "ФКиС" существуют предприятия по производству спортивных товаров. Однако физическая культура и спорт, как было показано выше, является одной из отраслей непроизводственной сферы, результатом труда в которой выступают физкультурнооздоровительные услуги.

Услуга представляет собой специфический продукт труда, который не приобретает вещной формы и потребительная стоимость которого, в отличие от овеществленного продукта (товара), заключается в полезном эффекте живого труда, который может быть объектом куплипродажи, предметом потребления.

В отличие от товара, производство и потребление услуг происходит одновременно, поэтому они, как правило, не могут быть накоплены. Вместе с тем последствия потребления услуг отрасли "физическая культура и спорт" могут иметь материальный и долговременный характер (в виде повышения уровня здоровья, физической подготовленности и т.п.). Эффект от потребления услуг зависит не только от условий их производства, но и от условий потребления. Так, например, уровень физической подготовленности учащегося определяется не только квалификацией педагога по физической культуре и длительностью занятий физическими упражнениями и видами спорта, но и способностями самого занимающегося. Поэтому полезный эффект услуги является результатом совместных усилий ее производителя и потреби теля.

Развитие процессов индивидуализации массовой продукции сферы материального производства в условиях рыночных отношений приводит к взаимопроникновению сфер материального и нематериального производства. Следствием этого является разграничение услуг на два больших класса.



Введенный впервые в действие в 1994 г. Государственный стандарт Российской Федерации "Услуги населению" подразделяет услуги, оказываемые населению, по их функциональному назначению на материальные и со циальнокультурные (нематериальные).

Материальная услуга это услуга по удовлетворению материальнобытовых потребностей потребителя услуг.

Материальная услуга обеспечивает восстановление (изменение, сохранение) потребительских свойств изделий либо изготовление новых изделий по заказам, а также перемещение грузов и людей, создание условий для потребления. В отрасли "физическая культура и спорт" к материальным услугам могут быть отнесены, например, ремонт спортивных товаров, индивидуальное производство спортивного инвентаря для спортсменов высокого класса, прокат спортивного оборудования и т.п. В данном случае результатом производства и объектом потребления является материальная вещь крайне индивидуализированный товар спортивного назначения. В связи с этим материальная услуга фактически находится на стыке сферы нематериального и материального производства.

Социальнокультурная услуга это услуга по удовлетворению духовных, интеллектуальных потребностей и поддержанию нормальной жизнедеятельности потребителя.

Социальнокультурная услуга обеспечивает поддержание и восстановление здоровья, духовное и физическое развитие личности, повышение профессионального мастерства и др. Подавляющее большинство услуг, производимых и потребляемых в отрасли "физическая культура и спорт", относятся именно к социальнокультурным услугам.

Социальнокультурным услугам, в отличие от материальных услуг и тем более товаров, присущ ряд специфических характеристик.

Вопервых, неосязаемость. Покупатель социальнокультурной Услуги вынужден верить продавцу на слово в том, что получит Желаемый эффект в результате ее потребления (например, улучшит состояние здоровья в результате занятий в физкультурнооздоровительном клубе).

Вовторых, неотделимость социальнокультурной услуги от её источника. Болельщики идут, например, на матч с участием "своей" команды. В случае замены команд услуга будет иметь другой характер.

Втретьих, непостоянство качества. Качество социальнокультурных услуг колеблется в широких пределах в зависимости от места, времени и других факторов, связанных с их предоставлением. Результаты выступления спортсменов, например, зачастую зависят от состояния их самочувствия, кли матических условий, остроты спортивной борьбы и т.д. В свою очередь, демонстрируемые спортивные достижения сказываются на качестве зрелищной услуги.

Вчетвертых, несохраняемость. Социальнокультурную услугу невозможно сохранить во времени. Болельщику, приобретшему билет на спортивное соревнование и не использовавшего его по какимлибо причинам, повторная услуга не предоставляется.

Перечисленные особенности социальнокультурных услуг как основного вида продукта отрасли "физическая культура и спорт" требуют от их производителей и продавцов использования специальных подходов, позволяющих эффективно организовать производство и сбыт этого своеобразного продукта.

Говоря об особенностях производства и потребления социальнокультурных услуг в отрасли "физическая культура и спорт", необходимо иметь в виду, что эти процессы тесно связаны с потреблением материальных услуг (прокат, ремонт спортивного инвентаря, оборудования и т.п.) и товаров (спортивная одежда и обувь, спортивный инвентарь, оборудование и т.д.). Названные материальные услуги и товары сами по себе, как правило, не являются непосредственным продуктом физической культуры и спорта как отрасли, однако трудно себе представить потребление отраслевых социальнокультурных услуг в отрыве от них. Другими словами, социальнокультурные услуги, материальные услуги и товары потребляются в едином комплексе, в связи с чем рост спроса на нематериальные услуги неизбежно влечет за собой соответствующий рост спроса на материальные услуги и товары.

Для создания более полного представления о продукте отрасли "физическая культура и спорт" приведем мнения ведущих зарубежных специалистов в области экономики спорта по этому поводу.

Специалисты из Великобритании (Curry T. J., Jioly R. M., 1984) характеризуют продукт, производимый в сфере спорта, как соревнование, зрелищное развлечение. Иными словами, продукт отрасли ограничивается зрелищной услугой.

Специалисты из Франции (Andreff W., Nys J. F., 1986) подходят к определению продукта отрасли более комплексно, выделяя в его рамках товары спортивного назначения, зрелищные услуги, информационные услуги и специалистов (профессиональные спортсмены, тренеры и т.п.).

Специалист из Германии (Heinemann К., 1989) придерживается фактически прямо противоположной точки зрения. Физкультурноспортивную организацию он рассматривает как специфическое промышленное предприятие, производящее товар. Таким образом, продукт отрасли ассоциируется с товаром, содержание которого рассматривается весьма расширительно, включая такие его разновидности, как "спортивное соревнование" и др.





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2019 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.