Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности маркетинга физкультурнооздоровительных услуг

 

Маркетинг физкультурнооздоровительных услуг, значительно отличается от маркетинга товаров. (С.И. Гуськов, 1995). Основные его особенности:

вопервых, услугу, в отличие от товара, нельзя прятать. Один час простоя спортивного зала или бассейна не сможет извлечь соответствующую прибыль;

вовторых, сфера физкультурнооздоровительных услуг сочетает в себе, с одной стороны, как внутреннее и внешнее убранство клуба, ФОКа; ос

нащённость его современным оборудованием; опрятный спортивный вид обслуживающего персонала и т.п.; с другой стороны, квалификация и уровень профессиональной подготовки обслуживающего персонала; аккуратность и эффективность его работы; манеру обращения с клиентом (приветливость, вежливость и др.).

Отметим, что отличительная особенность маркетинга физкультурнооздоровительных услуг состоит в том, что на первый план выходят человеческие взаимоотношения, то есть удовлетворение потребностей людей. Люди, занимающиеся предоставлением физкультурнооздоровительных услуг, должны знать и понимать эту специфику, отражающуюся на менеджменте их предоставления и осуществления.

Менеджмент или организация управления - это процесс планирования, руководства, анализа и контроля по использованию в наличии ресурсов для достижения поставленной цели - удовлетворения запросов клиентов.

Хороший менеджер и его обслуживающий персонал должны знать запросы потребителей: что они хотят, как желают получить запрашиваемые услуги и как вы можете удовлетворить эти интересы.

Имидж любого клуба начинается с того, как он предлагает свои услуги. Реклама должна быть реальной, ибо ваш будущий клиент может быстро покинуть ваш клуб, сопоставив увиденное с тем, что вы предлагали в рекламе.

Никогда не следует забывать, что имидж клуба - это прежде всего ваши до ходы!

После того, как вы определили вид предлагаемых вами услуг, определя ются пути и средства проникновения на рынок. Разрабатывается план по маркетингу. Следует до этого чётко представлять себе общую маркетинговую концепцию и стратегии в данном бизнесе.

На первом этапе, спортивный менеджер должен чётко и ясно знать:

чем будет заниматься его клуб;

перечень услуг, которые будут предоставлены в его клубе;

наличие конкурентов, оценку их слабых и сильных сторон;

подробную характеристику клиентов, на удовлетворение потребностей которых будут ориентированы предоставляемые программы;

источники финансирования деятельности; цели и задачи клуба;

критерии и сроки их выполнения.

Прежде чем начать новую программу или открыть новый центр, целесообразно чётко сформулировать задачу и ответить на следующие вопросы:

1. На какой тип потребителя рассчитаны ваши услуги?

2. Как вы оцениваете своё положение в сравнении с другими конкурен тами в этой области и каким образом вы можете добиться преимуществ?

3. Какой имидж и стиль обслуживания вы предпочитаете для вашего клуба?

Постановка задачи поможет спортивному менеджеру подготовить услуги, политику цен и рекламнокоммерческую программу, полностью соот ветствующую конкретному рынку услуг. А при постановке целей спортивные менеджеры нередко упускают из вида такой критерий, как их достижимость. Но цели и задачи так и останутся на белом листе, если не будут разработаны критерии и сроки их достижения. Цели могут быть краткосрочными и долгосрочными. Важно, чтобы достижение краткосрочной цели явилось бы этапом в достижении долгосрочной цели. Прежде всего о финансовых критериях, к которым относятся прибыльность клуба в целом или отдельных на правлений в его деятельности, конкретных физкультурнооздоровительных программ.

Изучение потенциальных потребителей предлагаемых вами услуг - один из основных разделов плана маркетинга. В практике работы наших спортивных сооружений, клубов и оздоровительных центров этому не уделялось должного внимания. Для Российской Федерации, в которой ощущается явный дефицит физкультурнооздоровительных услуг, связанный с нехваткой спортивных сооружений, инвентаря, оборудования, специальных тренажёров, квалифицированных кадров, эффективных программ, этот раздел маркетинга на сегодня не представляет к сожалению интереса. Наличие конкурентов оказывает серьёзное, а порой и решающее влияние на качество предлагаемых услуг. Менеджерам клуба необходимо анализировать деятельность своего клуба и вскрывать недостатки.

Основная цель маркетинга - удовлетворить клиента, основная цель сбы та - удовлетворить продавца. Все виды услуг, какими бы модными и популярными они в свое время не были, рано или поздно теряют своих клиентов.

Периодически руководство любого клуба должно задавать себе следующие три вопроса:

в каком положении клуб находится в настоящее время?

в каком направлении следует двигаться дальше?

как достичь намеченного.

Маркетинговый план должен дать ответы на эти существенные вопросы.

В сфере физкультурнооздоровительных услуг человеческий фактор имеет особо важное значение (внешний вид инструктора тренера, его физическое состояние). Специалисты утверждают, что важным элементом менеджмента в бизнесе услуг является мотивация работников. Поддержание высокого уровня мотивации и морального духа является для руководства важным процессом.

Одним из основополагающих принципов высококачественного обслуживания клиентов является умение слушать, понимать и реагировать на нужды и просьбы клиентов. Система обслуживания и правила клуба не менее важны, чем внешний вид сооружения и его оснащённость.

Определяющим в маркетинге физкультурнооздоровительных услуг являются люди - потребители этих услуг. Знание и понимание этих людей - главный ключ к успеху любого физкультурнооздоровительного или спортивного клуба.

Ни один план по маркетингу нельзя считать завершённым, если нет экономического обоснования предлагаемых услуг, программ, финансового расчёта деятельности клуба, центра - их бюджета доходов и расходов.

Следует иметь в виду, что все спортивнооздоровительные клубы или оздоровительные центры в новых условиях хозяйствования должны приносить прибыль.

Общая физическая подготовка входит сегодня в новую фазу развития, так как растёт конкуренция, меняются экономические условия, посетители становятся более критичными.

По мнению специалистов, в индустрии спортивнооздоровительных клубов происходят следующие изменения, которые могут серьёзно повлиять на тенденции развития в будущем: здоровый образ жизни; индустрия активно го отдыха; качество спортсооружений; век научнотехнической информа ции.

Намечается тенденция к тому, что только те, кто ищет общения или же лает заниматься под руководством профессионала, будут пользоваться общественными и частными спортивнооздоровительными клубами, реабилитационными центрами.

Будущее спортивных физкультурнооздоровительных услуг, спортивно го маркетинга тесно связано с теми изменениями, прежде всего демографическими и социальными, которые произойдут в обществе в XXI веке.

Мы ещё только начали вживаться в нашу своеобразную рыночную эко номику. Насколько сложно это сделать людям со старым мышлением, стары ми методами работы, старым подходом к делу (В.В. Балахничев). Для этого необходимы высококвалифицированные профессионалы, способные работать в новых условиях хозяйствования. Только при этих условиях маркетинг в спорте обретёт основу и будет развиваться. Но многое зависит и от общей экономической ситуации в России. Монополизация предприятий, налоговая политика и ряд иных причин не позволяют сегодня серьёзно относиться к спонсорству, меценатству и маркетингу. И всё же, будущее маркетинга России будут определять, прежде всего, специалисты, работающие в спортивной и физкультурнооздоровительной сферах. Принимая это во внимание - мы можем сделать вывод о том, что единственным путём для совершенствования российской системы спортивного бизнеса является немедленная образовательная подготовка и переподготовка специалистов в области спортивного менеджмента и маркетинга.

Целиком экстраполировать зарубежный опыт спортивнооздоровитель ной работы просто невозможно и нецелесообразно. Следует остановиться на характере маркетинга, его особенностях в сфере спортивнооздоровительных услуг, на разработке маркетинговой стратегии, а затем на тех положениях, которые сегодня могут быть полезны в новых условиях хозяйствования.

 

5.3 Предложение и спрос на рынке услуг отрасли "физическая культура и спорт"

 

В условиях рыночной экономики услуги являются объектом куплипродажи, в связи, с чем их производители выступают в качестве продавцов, а потребители в качестве покупателей. Первые представляют на рынке предложение, а вторые спрос. Данная ситуация в полной мере относится к отрасли "физическая культура и спорт", несмотря на то что в ней наряду с коммерческой деятельностью весьма широко представлена и деятельность некоммерческая.

Предложение это количество услуг (товаров), которое производители готовы продать по определенной цене за определенный период времени.

Предложение в отрасли "физическая культура и спорт" напрямую связано с количеством физкультурноспортивных организаций, производящих различные услуги, и во многом зависит от таких неценовых факторов, как наличие кадров с высшим и средним профессиональным образованием, сети физкультурноспортивных сооружений, финансирования и др.

На рынке услуг в отрасли "физическая культура и спорт" имеет место как внутриотраслевая (между производителями определенных услуг), так и межотраслевая (с другими отраслями сферы услуг) конкуренция за свободное время и средства потребителя.

Спрос это представленная на рынке потребность в услугах, ограниченная действующими ценами и платежеспособностью потребителей.

Различают совокупный и частный спрос.

Совокупный спрос на рынке услуг отрасли "физическая культура и спорт" определяется такими основными неценовыми факторами, как численность населения, уровень его доходов и наличие времени, которое оно хотело бы затратить на потребление конкретных услуг.

Для иллюстрации приведем в кратком варианте анализ совокупного спроса на рынке услуг спорта в США (Ellis M. J., 1988).

Население. В соответствии с демографическим прогнозом ожидается, что каждые 10 лет численность населения будет возрастать приблизительно на 10%, в связи, с чем рынок отраслевых услуг потенциально может увеличиваться каждые 10 лет также приблизительно на 10%.

Население США крайне неравномерно распределено по территории страны: в Центре и на СевероВостоке проживает 45% американцев, на Юге 33%, а остальные на Западе. В связи с иммиграцией и внутренней миграцией население Юга до 2008 г. будет расти приблизительно на 15% в год, а Запада приблизительно на 20%.

Основные ориентиры для сферы спорта: рост абсолютной численности населения; рост среди потенциальных клиентов числа пожилых людей, особенно женщин; рост числа иммигрантов и небелого населения; изменения в географическом распределении населения по территории страны; увеличение запросов и изменение содержания потребностей населения в связи с ростом продолжительности жизни, повышением уровня здоровья и другими факторами.

Доходы. Расходы на занятия спортом довольно стабильны и составляли в 2005 г. свыше 6% персонального потребления американцев. В случае пре доставления услуг спорта организациями государственного сектора следует иметь в виду доходы местных властей в различных регионах страны. Например, богатый и населенный Средний Восток обладает более широкими возможностями по предоставлению услуг через государственный сектор в отличие от густо населенного и небогатого ЮгоЗапада. В случае предоставления услуг спорта организациями частного сектора следует иметь в виду личные доходы населения.

Основные ориентиры для сферы спорта: относительная стабильность расходов населения на сферу спорта; регионы страны с высокими доходами местных властей (для специалистов, желающих работать в государственном секторе); регионы страны с высокими личными доходами (для специалистов, желающих работать в частном секторе).

Свободное время. Существующая тенденция в изменении продолжительности рабочей недели должна привести к тому, что ее реальная величина составит 30 часов к 2010 г. Ожидается появление огромного разнообразия форм распределения рабочего времени гибкий график, 4дневная рабочая неделя, выполнение части работы на дому и т.п. Перераспределение рабочего времени повлечет за собой сложные изменения в распределении свободного времени граждан, увеличение которого будет происходить в первую очередь за счет роста продолжительности отпусков, каникул и т.п., а не за счет сокращения реальной рабочей недели.

Основные ориентиры для сферы спорта: общая тенденция увеличения свободного времени не в рамках реальной рабочей недели, а за счет отпусков, каникул, что влечет за собой разработку специальных программ, учет мест массового отдыха, а также предложение услуг спорта в рамках рабочей недели, когда люди не заняты (раннее утро, поздний вечер и т.п.) и др.

Частный спрос на рынке услуг отрасли "физическая культура и спорт" характеризуется спросом отдельных потребителей (или их групп) на отдельные услуги (или пакет услуг).

В основе спроса на услуги физической культуры и спорта лежат потреб ности. Однако в условиях рыночной экономики между потребностью и возможностью потреблять лежит необходимость оплатить конкретную услугу. Поэтому объем спроса связан как с существованием определенных потребностей в занятиях физическими упражнениями и видами спорта, так и с наличием достаточных средств для их удовлетворения.

В связи с тем, что люди отличаются друг от друга, как своими потреб ностями, так и уровнем дохода, на практике рынок услуг отрасли "физическая культура и спорт" представляет собой сложную совокупность рыночных сегментов, объединяющих потребителей со схожими потребностями и близкими по уровню доходами.

Сегментация рынка отрасли "физическая культура и спорт" может осуществляться с использованием критериев региональной демографии (расположение региона, климат, численность и плотность населения, динамика развития региона и др.); персональной демографии (возраст, пол, уровень образования, уровень доходов, профессия, семейное положение, национальность и др.); критерия стиля жизни (социальный статус, приверженность к определенным формам проведения досуга и др.); частотного критерия (систематичность и длительность занятий физическими упражнениями и видами спорта и др.).

Результаты исследований (Иванова Т.И., 2000) позволяют предметно охарактеризовать предложение и частный спрос на услуги физкультурноспортивной организации на примере спортивнооздоровительного клуба "Золотые ключи" (система клубов "Planeta Fitness").

Предложение. Спортивнооздоровительный клуб работает с 7.00 до 22.00 в рабочие и с 9.00 до 23.00 в выходные и праздничные дни.

Членство в клубе может быть индивидуальным и семейным, годовым и полугодовым (с возможностью приостановить членство на срок от 10 дней до 1,53 месяцев), полным и утренним (до 17.00 в будние и до 14.00 в выходные и праздничные дни), "серебряным" (возможность посещать все клубы сети "Planeta Fitness" в России) и "золотым" (возможность посещать все клубы сети "Planeta Fitness", которых насчитывается более 170 в различных странах мира), детским (36 лет) и юниорским (716 лет). В случае приобретения семейного членства со значительной скидкой предлагается членство для пожилых "50+". Приобретение членства в клубе предполагает потребление основных и дополнительных услуг, предоставляемых в тренажерном зале и зале аэробики, бассейне, финской сауне, турецкой бане и т.д. За отдельную плату можно пользоваться также основными (персональные тренировки, разработка индивидуальных программ тренировок), дополнительными (солярий, массаж, салон красоты и т.п.) и вспомогательными (спортивный бар, магазин спортивных товаров, детская комната, автостоянка и т.п.) услугами.

Спрос. Клиенты клуба москвичи, проживающие в различных районах города. Большинство клиентов (65,9%) проживают недалеко от клуба; для значительной части клиентов (18,2%) клуб расположен далеко и от места жительства, и от места работы; для 15,9% клиентов посещение клуба удобно тем, что он расположен недалеко от места их работы.

Потребителями услуг клуба преимущественно являются клиенты в возрасте 2030 (38,6%) и 3140 (47,8%) лет.

В большинстве случаев используется семейное годовое (43,2%) и индивидуальное годовое (29,6%) членство.

Подавляющее большинство клиентов (72,7%) за одно посещение клуба потребляет 34 основных и дополнительных услуг. Наибольшей популярностью пользуются услуги, предоставляемые в бассейне (81,1%), сауне (58,9%), тренажерном зале (56,7%), зоне отдыха в бассейне (46,7%), зале аэробики (31,1%), турецкой бане (30,0%). К дополнительным услугам чаще прибегают женщины.

Ранее значительная часть клиентов (34,1%) была членами других прес тижных спортивнооздоровительных клубов (World Class, Gold Gum). Смена клуба осуществляется по трем основным причинам: недостаточный спектр услуг или низкое их качество (46,7%), смена места жительства (40,0%) и высокая стоимость членства (26,7%). Для женщин (85,7%) спектр услуг и их качество имеют гораздо более важное значение, чем для мужчин (12,5%).

Большинство клиентов клуба (54,5%) пользуются его услугами 34 раза в неделю. Длительность разового посещения у половины клиентов составляет 23 часа.

Конкретное соотношение предложения и спроса на рынке услуг отрасли "физическая культура и спорт" может быть охарактеризовано как рынок продавца и рынок покупателя.

Рынок покупателя представляет собой такую ситуацию, когда предложение преобладает над спросом. Данное положение обеспечивает покупателям больше власти на рынке за счет возможности широкого выбора услуг и в связи с этим воздействия на ценообразование и иные условия их предоставления.

На рынке покупателя могут существовать различные разновидности спроса: отсутствие спроса (безразличие потребителей в отношении определенной услуги); отрицательный спрос (большая часть потребителей недолюбливает определенную услугу); падающий спрос (негативная тенденция в уровне спроса потребителей на определенную услугу); нерегулярный спрос ("сезонность" спроса потребителей на определенную услугу) и др.

Рынок продавца это такое положение на рынке, когда спрос превышает предложение и возникает дефицит. В данной ситуации продавцам обеспечена большая рыночная власть по сравнению с покупателями и, как следствие, возможность диктовать свои условия.

Тем не менее, рынок продавца весьма разнообразен и характеризуется различными видами спроса: скрытый спрос (спрос потребителей невозможно удовлетворить спектром существующих услуг); чрезмерный спрос (спрос потребителей на определенную услугу значительно выше возможностей ее удовлетворения); нерациональный спрос (спрос потребителей на "экстремальные", часто опасные для здоровья услуги) и др.

Баланс предложения и спроса, рынков покупателя и продавца характеризует полноценный спрос, то есть такое состояние рынка услуг отрасли "физическая культура и спорт", когда производители удовлетворены своей работой (доходами и т.п.), а потребители спектром и качеством предоставляемых им услуг.

Экономические аспекты физкультурнооздоровительных услуг. Любая физкультурнооздоровительная программа должна иметь своё экономическое обоснование. Необходим финансовый расчёт деятельности клуба, бюджет его доходов и расходов. Доходы клуба: членские взносы; оплата дополнительных услуг (сауна, массаж, инструктаж); поступление от спонсоров, меценатов, лицензионной и иной коммерческой деятельности; доход от сопутствующих услуг (продажа пищевых продуктов, спортивных товаров и др.).

Основным источником финансирования жизнедеятельности клуба являются членские взносы клиентов. Они составляют 6070% доходной части бюджета. Другие источники накопления казны физкультурнооздоровитель ных клубов приносят 3040% общего объёма дохода. Среди них - спонсорст во, меценатство, которое в этой среде услуг пока не распространено так обширно, как в спорте. Его основной причиной является стремление завоевать благожелательность жителей свое общины.

Средний размер зарплаты спортивных работников США в клубах колеб лется от 17 до 35 тыс. долл. в год. В клубах работает много нештатных работников, их оплата составляет от 5 до 8 долл. в час.

Расходная часть бюджета обычно подразделяется на постоянные и текущие расходы. Из каждого доллара 60 центов используется на текущие расходы, оставляя 40 центов на постоянные расходы. Из них 15 центов идет на оплату страховых взносов, налоги и покрытие амортизации и 25 на выпла ту долговых обязательств и прибыль. При этом, чем больше долгов, тем меньше чистый доход.

В конце года руководство клуба подводит итоги своей деятельности, обязательно намечает мероприятие по увеличению своих членов. Принимая во внимание, что большинство клубов работает на 7080% своих потенциальных возможностей, рост членов в год на 68% считается удовлетворительным, 810% хорошим, 1012% отличным.

Экономическая эффективность спортивнооздоровительных клубов зависит от многих обязательств. Среди них огромное значение имеет: квалификация спортсменов, уровень технического оснащения, культура обслуживания. От вида физкультурнооздоровительных услуг зависит осуществление маркетинговой политики. Люди выбирают участие в оздоровительной активности по разным причинам, которые зависят, прежде всего, от запросов и ннтересов. Значительное влияние оказывают социальнодемографические факторы, как возраст, пол, семейное положение, профессия, доходы и др.

Оздоровительная активность - это одна из основных человеческих потребностей. Это добровольный процесс, зависящий, в первую очередь, от потребностей самого человека, наличия свободного времени и средств.

Маркетинг в спортивнооздоровительной сфере можно охарактеризовать как процесс максимального удовлетворения нужд и пожеланий клиентов при помощи правильного использования его ресурсов и эффективной организации и деятельности. Таким образом, маркетинг нацелен на определённую группу потребителей.

О значении спроса и предложения для жизни современного человека свидетельствует фраза: "Научите попугая произносить слова "cnpoc" и "предложение" и перед вами экономист! ". В этой язвительной шутке большая доля правды, так как, по существу, эти простейшие экономические рычаги спрос и. предложение способны дать глубокое пpедставление не только об отдельных. экономических проблемах, но также и о функциониро вании всей экономической системы в целом.

 

Закон спроса

Спрос магическое для экономиста слово, ибо в нём могут скрываться опасность и радость, эффективность и катастрофа. Действительно, неудовлетворенный спрос может стимулировать рост производства, а может спровоцировать рост цен; уменьшение спроса может вызвать структурные изменения в экономике, а может кризис перепроизводства.

Спpoc "душа" экономики. Он вечно загадочен и непредсказуем, ибо отражает не только объективные, но и субъективные устpемления, не только рациональные решения, но и эмоциональные поступки.

Cпрос это платежеспособная потребность покупателей в данном товаре при данной цене. Однако, спросом является не всякая потребность в данном товаре, а только такая, которая обеспечена наличием платежных средств (деньгами) у покупателя. В экстремальных экономических ситуациях спрос может превышать потребность, поскольку отражает влияние других фаакторов (инфляция, паника, соображения престижа и др.). Таким образом, между понятиями "потребность" и "спрос" складывается непростое количественное соотношение. Как правило, спрос меньше потребности, поскольку любая цена ограничивает число покупателей. В этом, заключается великая созидательная сила цены, так как при ее отсутствии на прилавках не осталось бы ни одного товара! Можно спорить о "плюсах" и "минусах" ценообразования, но если бы цены вдруг исчезли, это привело бы к абсолютной экономической, катастрофе.

Спрос это объем возможной купли спортивного товара в зависимости

от установившейся цены на него, или иными словами потенциальная купля, но состоится она или нет, зависит от множества факторов.

Для рыночной экономики наличие спроса как возможной купли благотворно, так как заставляет работать спортивных менеджеров, бизнесменов, вынуждает их к доходному маневрированию объемами производства, а коммерсантов объемами предложения. Специальная наука, маркетинг, озабочена одним, как помочь" спросу" превратиться в реальную "куплю ".

Из данного, выше определения спроса следует, что каждой цене товара соответствует определенная величина спроса. Это позволяет дать определение закону спроса: Между уровнем цены (Р) и величиной спроса на него (Qd) существует при прочих равных условиях обратная зависимость:

(1)

Qd = f

(Р)

Говоря житейским языком, чем ниже цены тем больше величина спроса, а чем выше цена тем меньше величина спроса.

Почему же снижение цены товара увеличивает спрос на него?

Во-первых, самое очевидное заключается в том, что удешевление делает спортивный товар доступным для тех категорий покупателей, которым он раньше был "не по карману". А рост числа покупателей приводит к росту спроса на данный товар.

Во-вторых, сложнее объяснить поведение прежних покупателей данного товара, которые увеличивают объем его купли именно при снижении цены.

Конечно, можно предположить, что часть покупателей приобретала данный товар в меньшем размере, чем испытывала в нём потребность, и вот теперь, благодаря снижению цены, доводит размер спроса до реальной потребности.

Приведенные выше два объяснения справедливы, но выходят за рамки "закона спроса": поскольку раскрывают связь динамики цены то с числом покупателей, то с величиной потребности. Поэтому экономисты предложили объяснение в виде трех "эффектов", возникающих при снижении цены на товар.

А. "Эффект роста выгоды". Любая покупка имеет объективным преде лом равенство расходов на приобретение товара и полезности от него. Снижение цены уменьшает расходы при прежней полезности товара, то есть изменяет соотношение расходов на товар и полезности от него к большей выгоде покупателя. Поэтому, сохраняя прежние объемы расходов (а это при снижении цены увеличивает спрос на товар), покупатель получает больше выгоды (полезности), чем раньше.

В. "Эффект дохода". Сниженная цена позволяет на прежнюю сумму расходов на данный товар приобрести его в большем размере. Это равнозначно увеличению денежного дохода покупателя, но только по отношению к данному товару, только при покупке данного товара. Поэтому, чем больше покупатель покупает подешевевшего товара, тем больше он самостоятельными действиями реaлизует эту открывшуюся возможность увеличения своего дохода.

Иными словами, каждый участник рыночной экономики стремится увеличить свой доход; снижение цены на данный товар позволяет ему реализовывать эту заветную цель но только покупкой этого подешевевшего товара!

С. "Эффект замещения". Подешевевший товар относительно удорожает другие товары, хотя их собственные цены могут и не измениться. Поэто му, замещая "другие" товары подешевевшим, покупатель обеспечивает себе дополнительный эффект дохода. Таким образом, снижение цены на отдельный товар вызывает многочисленные последствия, в том числе как и рост цены.

Закон спроса величайший закон рыночной экономики. Он придает поведению покупателей и продавцов объективную экономическую логику, что позволяет прогнозировать их реакцию на изменение цены.

Закон спроса отражает достижение конкретной страной высокого экономического уровня развития, так как спрос может, "благодарно" увеличи ваться при росте цены только при отсутствии дефицита. Там, где дефицит, мнение покупателя не важно, а цены диктует производитель. Однако, подлинный, рынок это paвнопpaвиe спроса и предложения.

 

Закон предложения

 

Спрос для любого, человека дело повседневное, близкое и понятное. Но создаёт товары и предлагает их потребителю производитель. Совокупность товаров, выносимых им на рынок, образует предложение, а назначаемая производителями цена есть "цена предложения".

Предложение, как и спрос особая, самостоятельная сфера рыночной экономики, со своей экономической логикой поведения её участников. Понять эту логику позволяет анализ связи рыночной цены и величины предложения. То, что сегодня в экономической теории обозначается как "предложение", настолько многообразно, что с трудом поддаётся даже самой общей классификации. В настоящее время в предложении принято выделять пять групп товаров (услуг): сырьё (ресурсы); товары производственного назначения (оборудование и т.п.); труд (наёмный); капитал (производительный и денежный); товары потребительского назначения, в том числе:

а) изделия длительного пользования (автомобили, холодильники, телевизоры, стиральные машины, одежда, мебель);

б) изделия краткосрочного пользования (продукты питания, косметика);

в) услуги (действия, в ходе которых достигается полезный эффект рестораны, туризм).

Состав предложения постоянно меняется, объём увеличивается, обновляется, включая все новые товары (информация, лицензия, патенты, ноухау). Каждая товарная группа порождает свой особый, локальный рынок.

Аналогично закону спроса в рыночной экономике действует закон предложения: величина предложения (Qs) находится в прямой зависимости от направления изменения уровня цен (Р).

Закон предложения это реакция величины предложения на динамику цены; повышение цены стимулирует рост величины предложения, а её снижение, наоборот, уменьшение величины предложения.

Таким образом, закон предложения такая модель экономики, в которой есть только одна прямая зависимость "Р Qs". Изменение в величине предложения выражается в движении по точкам кривой предложения.

Неценовые факторы изменения предложения перемещают всю кривую предложения, наиболее важные факторы:

цены на ресурсы;

уровень технологии производства;

налоги и дотации;

цены и взаимозаменяемые товары;

прогноз продавцов на динамику (спроса цен, доходов);

число продавцов.

Предложение, подобно спросу, можно разграничить на "эластичное" и "неэластичное". Эластичность предложения - это понятие, характеризующее чувствительность (реакцию) предположения товаров на изменения их цены.

Коэффициент ценовой эластичности предложения (К э. п) рассчитывается по формуле, аналогичной формуле коэффициента ценовой эластичности спроса: процентное изменение величины предложения относится к процентному изменению цены:

Изменение величины предложения (в%) Qs (%)

К э. п. = =

Изменение цены (в%) Р (%)

Эластичность предложения зависит от:

особенностей производственного персонала, которые позволяют производителю товара расширять его производство при повышении цены, либо переключиться на выпуск другой продукции при понижении его цены. Предложение этого товара является эластичным.

временного фактора, когда производитель не в состоянии мгновенно реагировать на изменение цены, так как для дополнительного производства товара необходимо значительное время. Например, увеличить производство автомобилей за неделю или несколько месяцев практически невозможно, хотя цена на них может возрасти многократно. В таких случаях предложение является неэластичным.

способности к длительному хранению. Для товара, который не может храниться длительное время (например, скоропортящиеся продукты), эластичность предложения будет низкой.

Предложение, в отличие от спроса, является более инерционным. Это обусловлено, прежде всего, трудностями перераспределения ресурсов между сферами их использования. Если бы не рынки других стран, то решить проблемы дефицита товаров собственными силами не удалось бы никому.

Внешняя торговля позволяет (даже при сокращении собственного производства ряда товаров) увеличивать их предложение. Например, предложение многих товаров (от автомобилей и одежды до прохладительных напитков и жевательной резинки) на российском рынке возросло, несмотря на спад отечественного производства.

Для этого, применяется способ искусственного ограничения объёма: производства, а, следовательно, и величины предложения. Это делается возможным при монополии данного производства на рынке (отсутствие конкурентов) и отсутствии товаровзаменителей.

Предложение в сфере физической культуры, спорта и туризма это все спортивные товары и платные физкультурнооздоровитeльные услуги, пред ставленные к непосредственной продаже. Стоимость этих товаров и услуг характеризует стоимостной объём предложения.

Главным экономическим фактором, определяющим динамику предложения, является выручка спортивного предпринимателя от реализации товарной продукции. Она равна стоимости единицы товара, умноженной на число продаж. Из этого следует, что высокая цена предложения не всегда выгодна предпримателям, так как она ограничивает объем реализации предло жения.

При снижении цены предложения (как правило, делается на товары высокоэластичного спроса), возросшее число продаж позволяет увеличить объем выручки (хотя снижает рентабельность производства в расчете на товарную единицу). Поэтому в мировой хозяйственной практике конечным результатом деятельности коммерческого предприятия считается показатель объема продажи в фактических ценах реализации, именно он открывает годовые балансы фирм.

На величину предложения влияет экономическая конъюнктура - ситуация, складывающаяся на рынке данного спортивного товара в определенный период. Различают четыре состояния экономической конъюнктуры - "повышательную", "высокую", "понижательную и "низкую" (характеристики даны с позиции предложения).

Первые два состояния повышательная и высокая "звездный" час для предпринимателей, так как это "рынок продавца". Он складывается в условиях превышения спроса над предложением, что гарантирует производителю устойчивый объем реализации его товарной продукции при высоких рыночных ценах.

Именно высокие цены стимулируют увеличение преложения, что приводит в дальнейшем к его превышению над спросом, соответственно, к снижению цен.

Величина и структура предложения отражают налоговую политику государства. Введение, например, налога на добавленную стоимость стиму лирует производство менее трудоемкой продукции, а налоговые льготы способны увеличить предложение определенных товаров.

Рассмотрим ещё один фактор связь производства и потребления. Он опосредован в рыночной экономике специфической отраслью торговлей, которая имеет специфические экономические интересы. Поэтому на конкретной величине предложения в каждый данный момент сказывается политика торговых агентов.

Величина предложения зависит также от уровня конкуренции в конкретной отрасли. Если на рынок выносится предложение, превышающее платёжеспособную ёмкость спроса; то производители начинают соревнование за покупателя, цены падают. При недостаточном предложении возникает хорошо известный вид конкуренции конкуренция среди покупателей (хотя понятие "конкуренция" чаще связывается с продавцами).

В любом случае в рыночной экономике между спросом и предложением устанавливается соответствие, которое называют рыночным равновесием. Рыночное равновесие установление на рынке в результате взаимодействия производителей и потребителей таких цен на товары и услуги, которые не оставляют излишка у продавцов и не создают нехватку для покупателей. В основе рыночного равновесия лежит равнове

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...