Отличия Евангелия от Иоанна от Синоптиков
С Евангелиями от Матфея и от Марка Евангелие от Иоанна объединяют рассказы о хождении Иисуса по водам, об обличении предателя на Тайной Вечери, о поругании Христа и др. Больше всего параллелей в Евангелии от Иоанна с Евангелием от Луки (вопрос Иоанна Предтечи «не он ли Христос», упоминание того как ап. Петр отсек правое ухо рабу в Гефсимансом саду, упоминание первосвященника Анны, слова Пилата о невиновности Христа, пелены во гробе; при явлении после воскресения Христос показывает ученикам руки и ноги, явления происходят в Иерусалиме, а не в Галилее и проч.). Общий для всех 4-х евангелистов материал сосредоточен в повествовании о Страстях. Наиболее показательны: пророчество о троекратном отречении ап. Петра, пение петуха при его исполнении, ответ Христа на вопрос Пилата, надпись на Кресте, обнаружение пустой гробницы и проч. Евангелист Иоанн дополняет синоптиков повествованием о браке в Кане Галилейской, беседами с Никодимом и самарянкой, рассказом о воскрешении Лазаря и др. При этом у Иоанна (кроме Ин. 1:14) не говорится о Рождестве Спасителя, об искушении в пустыне, о списке имен 12 апостолов (только малые списки учеников, Ин. 1:35-51; 21:2), отсутствуют изгнания нечистых духов, рассказы о Преображении, об установлении Евхаристии и др. Видимо это было связано с тем, что ап. Иоанн знал о существовании других Евангелий и писал только о том, что на его взгляд было упущено синоптиками. Основные отличия повествования Иоанна от других апостолов – в акценте на служении Иисуса в Иудее, а акценте на противостоянии иудейской верхушки (по 4-му Евангелию они называются просто «Иудеи») с простым народом, готовым уверовать в Иисуса как Мессию.
У Иоанна огромное внимание уделяется связи Иисуса Христа с Иерусалимом, как с Богом избранным городом. Большая часть бесед Господа произносится во время праздников в Иерусалиме: в храме (главы 2, 5, 7-10) или в городе (главы 3, 12-17). Остальные события косвенно привязываются к Иерусалиму (Ин. 1:19; 4:20; 11:18), происходят накануне или после праздников (2:13; 4:45; 6:4; 7:2; 11:55). В Иерусалим отовсюду стекаются паломники: в него устремляются жители Ефраима (11:54-56); Галилеи (4:45; 6:3; 7:2-10); эллины с многочисленными паломниками (12:20-23). Множество людей, «пришедших на праздник», выходят из Иерусалима, чтобы торжественно встретить приближающегося Иисуса (12:12-19). Три посещения Иерусалима на Пасху (2:13; 6:4; 11:55) и несколько других посещений города (2:13; 5:1; 7:10), по Иоанну, устанавливает период общественного служения Господа до 3,5 лет. В то время как по синоптикам, Господь, как кажется, проповедовал всего 1 год. Но несмотря на видимое стремление к точности в описании времени и места совершения событий, у Иоанна есть перестановки в хронологии по отношению к синоптикам: очищение храма происходит в начале служения (Ин. 2:13 слл.), а не при выходе на Страсти; служение начинается не после ареста Предтечи, а раньше (Ин. 3:22-24). Свидетельства синоптиков и Иоанна о времени крестной смерти Спасителя (3й, 6й, 9й час в день Великой Пятницы) выглядят даже несколько противоречиво. В Евангелии от Иоанна по именам упоминаются некоторые лица, не названные по именам у синоптиков. Например, имена апостолов Филиппа и Андрея в повествовании о насыщении множества народа пятью хлебами (Ин. 6:7-8); Марии, сестры Лазаря, помазавшей миром ноги Спасителя (Ин. 12:3); раба Малха, которому Петр отсек ухо (Ин. 18:10), и др. Также упоминается ряд богословски немотивированных деталей, о которых мог знать только очевидец: 6 каменных «водоносов» в Кане Галилейской (Ин. 2:6); расстояние, которое проплыли ученики по морю – ок. 25-30 стадий (Ин. 6:19); количество пойманной рыбы – 153 (Ин 21:11); знак, который подал ап. Петр на Тайной Вечери (Ин. 13:24); количество смирны и алоэ, которые принес Никодим – ок. 100 литров (Ин. 19:39). Все это говорит о том, что Евангелие писал очевидец.
Апостол Иоанн опускает многочисленные притчи и не раскрывает суть учения о Царстве Божием. В Евангелии от Иоанна меньше рассказов о чудесах, больше пространных бесед, акцент делается на проповеди не Царства, а - вечной жизни. В четвертом Евангелии описано всего восемь чудес: претворение воды в вино в Кане; исцеление сына капернаумского царедворца; исцеление расслабленного, 38 лет лежавшего у купальни Вифезда; насыщение 5000 чел.; хождение по водам; исцеление слепорожденного; воскрешение Лазаря; чудесный улов рыбы на озере Тивериадском. Эти чудеса словно делают невозможное возможным: когда все человеческие усилия уже безнадежны, по слову Иисуса преодолеваются законы природы. Эти чудеса являются знамением силы Иисуса, служат неким введением к беседе о Его Личности. Четвертый евангелист более других сосредоточил внимание на божественности Иисуса Христа. По мнению блаж. Августина, Иоанн «устремился гораздо выше первых трех, так что когда видишь тех вращающимися как бы на земле с Христом как человеком, этот, превзойдя пределы туманов, плотно облегающих землю, вознесся к чистому небу, откуда с проницательной и крепкой остротой ума созерцал в начале Слово, Бога у Бога, Которым создано было все, и возвестил, что Оно стало плотью, чтобы обитать среди нас (Ин. 1.13,14); что Оно приняло плоть, но не изменилось во плоти. Если бы восприятие плоти совершилось без сохранения неизменности божественной природы, то не было бы сказано: «Я и Отец — одно» (Ин. 10.30), ибо Отец и плоть не суть одно. И это свидетельство Господа о Себе приводит один только Иоанн, равно как и следующие: «Видевший Меня видел Отца; Я в Отце и Отец во Мне» (Ин. 14.9,10); «Да будут едино, как Мы едино» (Ин. 17.22); «Что творит Он, то и Сын творит также» (Ин. 5. 19). И если мы знаем еще что-либо подобное, столь достоверно указывающее нам на божество Христа, по которому Он равен Отцу, то и это сообщил в своем Евангелии Иоанн»[205].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|