Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Иисус Христос и Закон Моисея

Если Иисус — исполнитель ветхозаветного откровения, то как Он относился к центральной части этого откровения, к закону Моисея? С одной стороны, были люди, усматривавшие в учении Иисуса нарушение закона (Мф. 5:17). Они и сами могли жить беззаконно. Иисус, напротив, осуждал «беззаконие» постоянно (см. Мф. 7:23; 13:41; 23:28; 24:12). С другой стороны, были законники, представленные книжниками и фарисеями, которые вместо того, чтобы смотреть в корень этических принципов закона, окружали закон мелочными подробными инструкциями. Их мнимая «праведность» (слово, характерное для Матфея) не позволяла им обрести Царство Небесное (Мф. 5:20).

Иисус пришел, чтобы «исполнить» закон и пророков (Мф. 5:17). Пророки предвещали это «исполнение», предвещал его и закон: «Все пророки и закон прорекли до Иоанна» (Мф. 11:13). Иисус — Тот, Кого предвещал закон; закон нашел в Нем свое исполнение. Следовательно, теперь закон следует истолковывать и применять только в связи с Тем, Кто единственный имеет право заявить: «а Я говорю вам» (Мф. 5:22,28,32,34,39,44) и учит как власть имеющий, а не как книжники (Мф. 7:28 и далее).

Матфей указывает на близость Иисуса к закону и на доскональное знание Им закона в «антитезах Нагорной проповеди» (Мф. 5:17-48). Многие из ученых, анализируя этот важный отрывок, спорят, являются ли шесть ссылок Иисуса на разные нормы этики в Мф. 5:21-47 подкрепляющими закон (как кажется из Мф. 5:17-19) или Иисус нарушает границы закона (как кажется из Мф. 5:20).

Однако, это мнимая проблема. Иисус принес «Царство Небесное», т.е. новые отношения с Богом, которые превосходят внешнее соблюдение законнических правил (Мф. 5:20). Некоторые из примеров в Мф. 5:21-47 показывают, что Иисус призывает не к слепому повиновению, а к более глубокому пониманию сути Божией воли, принципов поведения и отношений, лежащих в основе постановлений ветхозаветного закона. В некоторых случаях (а именно, в Мф. 5:31-32, 33-37, 38-42) видно, что сами по себе постановления больше не могут служить непосредственными указаниями на каждый день «как себя вести». В основу повседневного поведения должен быть положен принцып любви (Мф. 5:43-47), как сумма всего учения закона и пророков (Мф. 7:12; 22:35-40; см. также Мф. 19:19).

Итоги шести антитез Нагорной проповеди подводятся во всеобъемлющем требовании: «будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48). Таким образом, «исполнение» закона — это не некий новый закон, а новые отношения с Богом.

Но хотя подобный подход предполагает, что «закон» больше не имеет значения, Матфей все же настаивает, что «беззаконие», как бы оно ни выражалось в плане духовном, может привести человека к погибели (Мф. 7:21-23). В Мф. 7:15-27 говорится о «делах» как признаке подлинного ученичества, и значительная часть Евангелия от Матфея (в частности, «Нагорная проповедь») посвящена этическим требованиям новой жизни в Небесном Царстве. В Мф. 5:18-19 говорится, что ни одно из правил ветхозаветного закона не утратило своего значения, хотя после «исполнения» их роль могла измениться.

Поэтому часто говорят, что Матфей демонстрирует явно «консервативное» отношение к закону. А в Мф. 23:3, 23 кажется, что даже принимаются книжнические традиции, не подкрепленные Ветхим Заветом (хотя в других местах, таких как Мф. 5:21-47 и Мф. 15:1-20, они не менее категорично отвергаются).

Скорее всего, Матфей старается избрать золотую середину между соблюдением правил закона по букве и отмене их в свете «исполнения», «завершения» закона во Христе. Власть закона как слова Божьего, данного Израилю, рассматривается и толкуется в свете власти Того, Кто может провозгласить: «А Я говорю вам», так как в Нем «все исполнилось» (Мф. 5:18).

 

Ученичество

Ученики - это те, кто полностью подчинил свою жизнь следованию за Господом. Важность ученичества видна из последней заповеди Спасителя: «идите, научите все народы…» (Мф. 28:19). Фактически эта заповедь говорит о том, чтобы все народы «сделать учениками». Здесь ученик определяется как тот, кто крещен и научен соблюдать все, что повелел Иисус (Мф. 28:19-20). Ученики по ап. Матфею должны формировать новый народ Божий, следующий главным этическим требованиям Господа.

Ученик – это тот, кто призван Господом. В иудаизме человек, желающий учиться у раввина, искал учителя и просил его обучить мудрости. Иисус Сам искал Себе учеников. В Его призыве была властность (Мф. 4:18-22; 9:9-13). Он призывал полной самоотдаче в следовании за Ним (11:28-30; 15:13; 19:21). Поскольку ученики должны быть верны Ему и Его учению, Спаситель сурово обличал поверхностное ученичество (8:18-22; 19:16-22).

Призванных Господом должно было отличать следующее:

1) ученики верят в мессианство Иисуса, в Его способность творить чудеса и т.д. (8:10, 13, 23-27; 9:2, 22, 28-29; 13:58; 15:28; 17:20; 21:21-22, 32);

2) они стремятся получить прощение грехов, получают его и сами прощают грехи (6:12; 9:2-8, 10-13; 18:23-35);

3) они удостоены чести получать откровения, касающиеся наступления Царства (11:25-27; 13:1-52; 16:12, 17-21; 17:1-13, 22-23; 20:17-19; 26:2);

4) им многое поручено, в том числе благовествование (4:18-22; 10:5-8; 28:16-20), служение другим (20:24-28; 23:11) и учение (5:19; 13:51-52; 23:8-10; 28:20).

Ученики Иисуса должны изменить жизнь целиком. Нет жизненного приоритета выше, чем повиновение Иисусу, верность Его праведности и Царству Божьему (6:25-34; 8:21-22; 10:21-22).

Поэтому желающему быть праведным, идти за Господом, иногда приходится пожертвовать работой (9:9), семьей (10:34-39), финансовой стабильностью (19:16-30), комфортом (8:18-22; 23:34-36), общественным признанием (10:24-25). Нужно отдать Господу всего себя (16:24-28), остальные «жертвы» - лишь следствие первой. Из-за этого от того или иного ученика могут отвернуться другие люди (5:10-12), он может оказаться одиноким даже в кругу семьи (7:13-14).

Матфей неоднократно говорит о правильном поведении, включающем смирение (5:3; 16:24-27; 18:1-5), миролюбие (5:9, 38-42; 17:24-27; 22:15-22), честность (5:33-37), способность довольствоваться малым (6:19-34), бесстрашное послушание (10:26-33) и стойкость (24:36-25:46).

Ключевую роль играют два понятия: «любовь» (22:37-40) и «праведность» (5:17-20). Бог любит каждого человека, поэтому и ученикам Иисуса следует быть добрыми ко всем. Ученики не должны оказывать предпочтение людям каких-то отдельных национальностей или политических взглядов (5:44-45). Ведь любовь Божия не избирательна. Господь отвел женщинам сомнительной репутации важную роль в генеалогии Мессии (1:1-17); Он дал языческим магам право первыми поклониться Иисусу (2:1-12); Он сделал «Галилею языческую» местом служения Мессии (4:12-16); Он пробудил веру в сердце сотника (8:5-13) и сирофиникиянки (15:21-28). Любовь Божья ко всем людям - венец всего евангельского повествования. Бог не просто любит людей - Он милостив к ним и прощает их грехи (6:12; 9:1-8, 13; 12:7). Ученики Иисуса должны подражать любви Божьей, должны любить каждого. Иисус объявил любовь главной заповедью Закона (22:37-40). Соответственно Суд Божий будет основан на том, насколько человек был любящим и милосердным к нуждающимся (25:31-46), насколько он прощал других (18:23-35). Для ученика любовь - это любовь Божья, проявляющаяся в конкретном поведении по отношению к людям.

Если понятие любви выражает отношение к людям, то понятие праведности, главным образом, выражает отношение к Богу и Его воле. Матфей обозначает этим словом исполнение ветхозаветного Закона (1:19), но акцент делает на христианской праведности, т.е. следовании Божьей воле, как она открыта Иисусом. Праведность необходима, чтобы войти в Царство Небесное. Она должна превзойти праведность книжников и фарисеев, ибо поведение должно соответствовать нормам Новой эпохи, начавшейся со служения Иисуса (5:17-20). Иисус превозносит праведность (5:6, 10), указывает на необходимость добиваться ее (6:33). Но ученики не должны творить праведные дела напоказ (6:1-18). Примеры праведности: Иосиф (1:19), Авель (23:35), а также те, кто отзывается на зов Сына Человеческого (13:43) и исполняет дела милосердия (25:37, 46). Великое поручение фактически заповедует апостолам делать людей праведными учениками Иисуса - т.е. людьми, живущими по Его учению (28:20).

Тем, кто последовал за Иисусом, ниспосланы свыше дополнительные дары. Уже в настоящем они получат необходимое для жизни (6:33; 19:29), душевный покой (11:29) и постоянное пребывание с ними Иисуса (28:20). В будущем же им обещаны награда от Бога (6:1; 10:40-42; 16:27; 20:1-16), вечная жизнь (19:29) и пребывание на пире с Отцом и Сыном (26:27-29).

 

Израиль и Церковь

Иудейский настрой Евангелия от Матфея заметен в его постоянных ссылках на Ветхий Завет, внимании к исполнению закона и его роли в свете миссии Сына Человеческого. Только у ап. Матфея миссия Иисуса и Его учеников ограничена «погибшими овцами дома Израилева» (Мф. 10:5 и далее; Мф. 15:24; 10:23). Некоторые толкователи даже полагают, что Матфей изобразил себя как «книжник, наученный Царству Небесному» (Мф. 13:52)[152].

Однако на протяжении всего Евангелия от Матфея описывается, как постепенно углубляется конфликт между Иисусом и вождями народа Израильского. Это противостояние достигает высшей точки в Иерусалиме (Мф. 21-23). Иисус сознательно совершает провокационные символические действия: торжественный въезд в город в сопровождении толпы восклицающей «осанна в вышних!», изгнание из храма продающих и покупающих, проклятие бесплодной смоковницы (Мф. 21:1-22). Эти поступки привели к долгим спорам с представителями разных религиозных партий. Споры показали, что проповедь Иисуса несовместима с общепризнанным религиозным настроем.

Три полемические притчи (о двух сыновьях, о злых виноградарях, о брачном пире царского сына, Мф. 21:28 — 22:14), говорят, что Бог отвергает тех, кому не удалось соответствовать статусу избранного народа. Изгнанных из брачного пира Он заменит теми, кого они презирают. В последней из трех притчей присутствует явный намек на будущее разрушение Иерусалима как неизбежное наказание за убийство Сына (Мф. 22:7).

В Мф. 23 гл. Иисус уже без всяких намеков прямо выступает против лицемерия книжников и фарисеев, называя их «вождями слепыми». Далее Он заявляет, что упорство Израиля Богу достигло своей высшей точки – «се оставляется вам дом ваш пуст» (Мф. 23:34-36), и предвещает разрушение храма, символа статуса Израиля как Божьего народа (Мф. 23:37 - 24:2).

Ни у Марка ни у Луки нет такого обоснованного и последовательного свидетельства об отвержении Израиля. Более того, обрушиваясь с нападками прежде всего на руководителей народа, Матфей ясно показывает, что их отношение, а следовательно, и их судьба, распространяется на народ в целом (Мф. 23:37 и далее; Мф. 27:24 и далее). Поэтому на мессианском пире будут восседать не иудеи, а язычники, подобные верующему сотнику, в то время как «сыны царства» туда допущены не будут (Мф. 8:11-12; Матфей сознательно включает это высказывание в историю о том, как вера язычника оказалась больше, чем вера израильтян). Из притчи о злых виноградарях только один Матфей делает категоричный вывод: «Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его» (Мф. 21:43).

Конечно, не все иудеи автоматически являются заблудшими. Иисус и его первые ученики (в том числе Матфей) были иудеями. «Народ» в Мф. 21:43 — это не просто «язычники», которые заменят «иудеев». Скорее дело в том, что принадлежность к истинному народу Бога стала уже не национальной принадлежностью, а личным приобретением каждого при условии покаяния и веры, потенциально доступных всем, иудеям и язычникам. Таким было послание Иоанна Крестителя (Мф. 3:8-9), и служение Иисуса неизбежно вело к подобным результатам. Эти идеи можно обнаружить во всех Евангелиях, но у Матфея мысль об этом звучит особенно отчетливо.

Так миссия, которая изначально касалась только Израиля, стала всеобщей. Многие считают, что в Мф. 28:18-20 содержится ключ к богословию всего Евангелия. Введенный здесь мотив универсальной миссии «идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» — это кульминация сделанных прежде намеков: женщины-«язычницы» в родословной Иисуса (Мф. 1:3-6), волхвы с Востока (Мф. 2:1-12), римский сотник (Мф. 8:5-13), женщина - хананеянка (Мф. 15:21-28), «другие народы» в Мф. 21:43, гости с улицы (Мф. 22:8-9) и будущее всеобщее провозглашение Евангелия (Мф. 24:14; 26:13). Мессия Израиля в самом деле был исполнением надежд Израиля, но теперь «Израиль» одновременно и меньше, и больше (потенциально), чем конкретный народ, в целом не откликнувшийся на призыв Мессии.

Ключ к представлению Матфея о подлинном Израиле отчасти содержится в типологии Иисуса как подлинного Израиля. Когда в Мф. 2:15 к Иисусу применяются слова из Ос. 11:1 об Израиле как «сыне» Божьем, выведенном из Египта, это не авторский произвол, но отражение веры Матфея в то, что Иисус действительно является Израилем и Его опыт — новый исход. Он — представитель Израиля, средоточие судьбы всего народа. Следовательно, с этих пор принадлежность к «Израилю» обозначает принадлежность к кругу учеников Иисуса, и через личные отношения с Ним Его люди, будь они иудеи или язычники, становятся новым народом Божиим, новым Израилем.

Отношения учеников с Иисусом, подлинным Израилем, превращают их в отдельное общество, Божий народ Нового Завета. По этой причине их можно называть (в Евангелиях делает это только Матфей) словом «Церковь», термином, с помощью которого в Септуагинте обозначалось «собрание» Израиля. Только в Евангелии от Матфея употребляется слово «церковь» (греч. – «экклесия») в применении к верующим во Христа (16:18; 18:17), народу Божьему, который в сотериологической перспективе становится подлинным «остатком» спасающихся.

Церковь принадлежит Иисусу, Он называет ее Своей - «Моя Церковь» (Мф. 16:18).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...