Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Царство Небесное и Церковь

Царство Небесное в какой-то мере - это присутствие Бога среди людей через Иисуса Христа. Все покаявшиеся и верующие в Иисуса в каком-то смысле уже принадлежат Царству. Это приносит им праведность и радость уже на земле и еще более – надежду на полный приход Царства во славе - при втором пришествии Сына Человеческого.

Для Матфея Царство Небесное одновременно уже присутствует (6:33; 11:12; 12:28; 13:24-30, 36, 43; 16:19; 23:13) и ожидается в будущем (4:17; 5:19; 8:12; 16:28; 25:1-13; 26:29).

Царство как уже присутствующая реальность:

1) пока ограничено иудейским миром, но в потенциале – оно вселенское (5:3, 10; 8:11-12; 13:31-32; 19:14; 21:31, 43; 22:1-14; 23:13; 24:14);

2) требует от человека праведного поведения (4:17; 5:20; 6:33; 7:21; 13:44-45; 18:3, 23; 19:12, 23-24; 21:31-32; 24:14);

3) к нему может быть закрыт доступ для для тех, кто не приносит плоды (16:19; 21:43);

4) проявляется в совершении чудес силой Божией (Мф. 10:7-8; 12:28; 16:28);

5) встречает сопротивление дьявола и его человеческих пособников (13:24-30; 23:13).

Царство как будущая реальность:

1) начнется с суда Божьего (8:12; 18:3; 19:23-24; 20:1-16; 22:1-14; 25:1-13);

2) отбор достойных для Царства совершит Сын Человеческий (13:24-30, 36-43, 47-50; 16:28; 25:1-13);

3) праведники в Царстве получат утешение (13:43; 18:1, 3, 4; 20:1-16; 25:31-46; 26:29).

Понятие о Царстве Небесном у Матфея переплетается с понятием о Церкви. Церковь представляет из себя земной, посюсторонний аспект Царства: в Церкви «ключи Царства Небесного» (Мф 16:17-19)[153], Церковь имеет власть «вязать и решать» (Мф. 18:17-18)[154]. Обладание властью есть первый существенный признак Церкви. Церковь есть историческое воплощение Царства Небесного в мире, а Царство Небесное есть Церковь Христова в её эсхатологической совершенности (16:18-19, 28:18-20).

Христос в притчах говорит о внутренней готовности к вхождению в Царство (5:1-7:1), о достоинстве служителей Царства в мире (гл. 10-11), о признаках Царства и его возрастании в душах человеческих (13:1), о смирении и простоте наследников Царства (18:1-35, 19:13-30, 20:1-16, 20:25-27, 23:1-28), об эсхатологическом раскрытии Царства во Втором Пришествии Христовом и в повседневной духовной жизни Церкви (гл. 24-25).

 

История спасения

Понятием история спасения может обозначаться описание того, как Бог действует в прошлом, настоящем и будущем, искупая людей от греха и призывая их стать Его народом. В каждом из Евангелий можно попытаться выделить свою концепцию истории спасения. Среди современных западных исследователей можно встретить такую периодизацию[155]:

1) время предварительного Откровения и Обетования;

2) переходный период - служение Иоанна Крестителя;

3) Мессия полагает начало Царству Небесному и открывает его этические нормы;

4) время решения Израиля;

5) время всех народов;

6) время Завершения, т.е. Страшный суд.

 

1) Время предварительного Откровения и Обетования. По Матфею, в периоды от Авраама до Давида и от Давида до рождения Иисуса Мессии (1:1-17) Бог не только спасал, но и давал предварительные обетования. Время, начавшееся с Авраама, было временем обетования и прообраза грядущего Царства. Исполнение Ветхого Завета в жизни Иисуса как раз указывает на то, что прошлое - это время обетования и предвосхищения (Мф. 1:23; 2:6, 15, 18, 23; 4:12-16; 12:15-21; 13:35). Это также время, когда Откровение ограничивалось одним народом, Израилем (4:12-16), и Божий Закон еще не был полностью открыт (5:17-48).

2) Переходный период - служение Иоанна Крестителя. Иоанн первым возвещает начало Царства и призывает к нелицемерной праведности (3:2; 21:28-32). Он первым возвещает конец национализма (3:7-10), указывает на Мессию (3:11-12) и, вместе с Иисусом, «исполняет всякую правду» (3:15). Сам Иисус указывает на переходный статус Иоанна, отмечая, что тот был больше всех пророков, но меньше «меньших» в Царстве Небесном (11:11).

3) Мессия полагает начало Царству Небесному и открывает его этические нормы. Через Иисуса приходит Царство Небесное. Этот период - центр истории спасения. Иисус открывает присутствие Святого Духа (3:16), становится мишенью для нападок сатаны, противящегося наступлению Царства (4:1-11; 11:12). Иисус не только возвещает начало Царства (4:17), но и проявляет его могущество (4:23; 9:14-17, 35; 11:2-6; 12:28, 43-45), открывает волю Божью (5:1-7:29; 11:25-27; 13:10-17; 18:1-19:1; 23:1-25:46), формирует вокруг себя новый народ Божий (4:18-22; 5:3-12; 6:9-13; 7:15-23; 12:46-50; 16:17-19; 18:1-19:1), начинает миссию к миру (8:5-13; 10:18; 13:31-33; 15:21-28; 21:33-46; 22:1-14; 24:14; 28:16-20). Царство приходит через Его служение, Страсти и Воскресение.

4) Время решения Израиля. У Матфея нет этнической оппозиции: иудеи против язычников. Матфей пытается показать, что истинный народ Божий - верные и повинующиеся Иисусу (12:46-50), праведные согласно новым нормам, возвещенным Господом (7:21-23). Это означает, что Израиль утратил привилегированный статус, которым он обладал в период предварительного Откровения. Осуждены не все иудеи, а не мессианский иудаизм.

Разрушение Иерусалима - зримый знак осуждения Богом неверующего иудаизма и его вождей. Матфей подчеркивает исключительность миссий Крестителя/Иисуса/Двенадцати к Израилю (10:5; 11:16-19, 20-24; 15:24), показывая, что прошлое и время Крестителя/Иисуса/Двенадцати было временем миссии, направленной почти исключительно на Израиль. Разрушение - знак суда над неверующим иудаизмом и его вождями (21:1-25:46; особ. 23:34-39; 24:1-2, 34), конец миссии к Израилю.

Однако, миссия к язычникам (точнее, ко всем народам, ибо она не ограничена язычниками) изображается как важная, но еще не происшедшая. Для Двенадцати это только будущее (10:18), ибо ассоциируется с событиями последних дней (24:14), и Иисус лишь позже заповедует ее начало (28:16-20). У Матфея нет указаний на центральную роль миссии к язычникам в период до слова о разрушении Иерусалима.

В будущем все народы будут одинаково привилегированны (22:1-14). Привилегия Израиля начала отниматься уже во время проповеди Иисуса (10:13-15; 11:20-24), но совсем была отнята с разрушением Иерусалима.

5) Время всех народов. Как и в некоторых моментах ветхозаветной истории (обетование Аврааму, Быт 12:1-3; см. также Мф 1:1-17), уже во время проповеди Иисуса язычники иногда входили под сень благословений Завета (возможно, Мф. 2:1-12; 8:5-13; 15:21-28). Некоторые язычники пришли к вере, будучи свидетелями Страстей (27:54). Последнее поручение Иисуса ученикам отправление их на проповедь ко всем народам (28:16-20). Разрушение Иерусалима смещает фокус с миссии Израилю на миссию вселенскую (21:33-22:14). Поскольку во времена Иисуса иудеи часто связывали исполнение обетований Аврааму о всеобщем спасении с концом дней, появление этой связи неудивительно. Во всяком случае, наступление Царства через Иисуса вынуждает сделать выбор и иудеев, и язычников.

6) Время Завершения. Для Матфея, как и для многих других раннехристианских авторов, в конце истории человечества – второе пришествие Сына Человеческого, Судный день и славное спасение народа Божия. Когда Сын Человеческий вернется обычная история завершится (25:31,46), произойдет всеобщий Суд (8:11-12; 13:43; 16:27-28; 19:27-30; 24:37-25:46), где каждому воздастся по его делам (16:27-28) и отношению с Господом (10:32-33; 25:31-46). Спасшиеся будут вечно блаженствовать с Отцом и Сыном (8:11-12; 26:29) и пребывать во славе (13:43). Двенадцать апостолов воссядут править на престолах патриархов Израиля (19:27-30).

Конечно, это не единственный возможный подход к осмыслению «истории спасения». Однако уже поэтому, выше приведенному, примеру можно увидеть, что спасение совершалось не статично. Диалог Бога с избранным народом продолжался долго. И момент прихода Сына Человеческого от ищущих Царства требовался личный утвердительный отклик.

 

Подводя итоги можно сказать, что учение евангелиста Матфея о спасении имеет своим стержнем нравственность[156]. Это доказывается этическим содержанием Нагорной проповеди (Мф 5-7), призывом к прощению «до седмижды семидесяти раз» (Мф 18:21-35), образом овец и козлищ в учении о Страшном Суде (Мф 25:31-46: овцы - алчущих накормили, жаждущих напоили, странников приняли, нагих одели, больных посетили, пришли к заключенным). Это доказывается и толкованием имени Иисус – «ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф 1:21)[157]. Спасение от грехов отвечает традиции иудейского морализма.

Жизнь членов Церкви по высоким нравственным стандартам, которые живут уже не по букве, а по духу закона, для которых Мессия – это Христос, исполнивший «закон и пророков», - и есть их спасение для Царства Небесного по евангелисту Матфею.

 

Евангелие от Марка

Авторство

 

Современная блеистика ещё не решила окончательно вопрос о том, принадлежал ли Марк к 70ти апостолам или не принадлежал. В церковном календаре отдельно чтится память Евангелиста Марка, отдельно Иоанна Марка и отдельно Марка, апостола от 70ти.

Скорее всего, полное имя апостола было Иоанн Марк. Еврейским именем евангелиста Марка было Иоанн, а латинским именем – Марк (Деян. 12:12,25; 13:5,13; 15:37,39; Кол. 4:10; 2-Тим. 4:11; Филим. 24; 1-Пет. 5:13). Иоанн Марк жил со своей матерью Марией в Иерусалиме и именно в их доме собиралась первохристианская община (Деян. 12:12). Марк приходился племянником апостолу Варнаве (Кол. 4:10), с которым Павел совершал первое миссионерское путешествие из Антиохии. Вполне возможно, что в Антохии Марк прислуживал апостолу Петру. Путешествуя с апостолом Павлом Марк, не выдержав трудностей, вернулся из Пергии в Иерусалим, из-за чего между Варнавой и Павлом возникло разногласие (Деян. 13:13). Из-за этого «дезертирства» Павел отказался взять его с собою во второе миссионерское путешествие и Марк отправился с Варнавою на остров Кипр (около 50 г. -?; Деян. 15:36-39). Вероятно, что через какое-то время Марк все же присоединился к ап. Павлу в Риме. Апостол Павел, чувствуя приближение смерти, вызвал к себе Марка (2Тим. 4:11)[158]. Затем Марк какое-то время был в Риме снова с апостолом Петром (1Пет. 5:13)[159]. В Первом послании апостол Пётр называет Марка своим «сыном», что служит указанием на то, что он мог быть приведен к вере самим Петром.

На основании того, что только в Евангелии от Марка приведён эпизод о неизвестном юноше, который в ночь взятия Христа под стражу в Гефисманском саду, оставив покрывало, убежал нагим (Мк. 14:51-52), выводится гипотеза о том, что этот юноша и был сам Марк, автор Евангелия. Возможно, в этот вечер Марк пришел легко одетым, чтобы креститься[160].

Евсевий Кесарийский ссылаясь на Папия Иерапольского пишет, что «Марк, истолкователь апостола Петра, записал слова и деяния Иисусовы с точностью, но не по порядку». При этом Папий уточняет, что Марк не был непосредственным свидетелем служения Иисуса Христа. Марк сопровождал апостола Петра, слушал его проповеди, и переводил то, чему Петр учил, объясняя его учение более широкому кругу слушателей. Об авторстве Марка и тесном влиянии на него рассказов Петра писали Климент Александрийский, Ириней, Ориген, Тертуллиан и многие другие раннехристианские авторы. 

Из всех источников можно почерпнуть следующую информацию: Марк хорошо был знаком с географией Палестины, и в особенности - с Иерусалимом (Мар. 5:1; 6:53; 8:10; 11:1; 13:3); он знал арамейский язык, на котором тогда говорили в Палестине (5:41; 7:11,34; 14:36); он разбирался в иудейских «преданиях отцов» и обычаях (1:21; 2:14,16,18; 7:2-4).

В тексте Евангелия от Марка присутствует обилие подробностей, очевидцем которых мог быть только ближайший из учеников Христа. Особенно, когда рассказчик фиксирует малейшие детали в словах, поступках и даже жестах Спасителя. Например, в эпизоде с глухонемым - Господь «воззрев на небо, вздохнул и сказал ему: ‘еффафа’, то есть: отверзись» (Мк. 7:34); или с детьми — Господь «взяв дитя, поставил его посреди них и, обняв его...» (Мк. 9:36); «обняв их, возложил руки на них и благословил их» (Мк. 10:16). Детально прописан эпизод, когда Иисус «искал» прикоснувшуюся к нему женщину среди теснившей Его толпы: «Ученики сказали Ему: Ты видишь, что народ теснит Тебя, и говоришь: кто прикоснулся ко Мне? Но Он смотрел вокруг, чтобы видеть ту, которая сделала это» (Мк. 5:31-32). Приводятся необычно подробные детали поведения Христа в синагоге - «воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их» (Мк. 3:5). А также трогательные детали в диалоге с богатым человеком, которые выявляются если сравнить Марка с другими Евангелистами – «подбежал некто, пал пред Ним на колени и спросил Его: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?.. Иисус, взглянув на него, полюбил его и сказал ему» (Мк.10:17-22).

За этими и многими другими выражениями Евангелия чувствуется очевидец, которым мог быть только апостол Петр. Слова «…петух запел во второй раз. И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом» (Мк. 14:72) могли исходить из уст только самого ап. Петра. Детали Евангелия от Марка указывают на большое сходство в общих чертах между этим текстом и проповедью ап. Петра в Кесарии (ср. Деян. 10:34-43). Марк постоянно ссылается на слова и дела Петра (8:29,32-33; 9:5-6; 10:28-30; 14:29-31,66-72).

Интересный эпизод, где проявляется характерные черты первоверховного апостола – исповедание Христа в Кесарии Филипповой. Петр называет Иисуса «Сыном Бога живаго», после чего Христос благословляет Петра: «на камне сем созижду Церковь Мою». Однако Марк (Петр) пропускает этот рассказ: видно, что Петр, по своему глубокому смирению, не хотел, чтобы такие высокие слова о нем знали другие (ср. Мф.16:16-20 и Мк.8:29-31). Но зато Марк (Петр) прописывает в деталях эпизод обличения, когда Христос называет Петра «сатаной». При этом снова видится деталь от самого очевидца - Петр обличен в присутствии других учеников. Только у Марка есть эта деталь: Христос запретил Петру «обратившись и взглянув на учеников Своих» (ср. Мф.16:22-23 и Мк.8:32-33). Говоря о Воскресении, замечаем, что светоносный юноша у пустого гроба, повелевший ученикам через жен-мироносиц идти в Галилею, отдельно упомянул и его, бывшего отступника Петра: «скажите ученикам Его и Петру» (Мк. 16:7).

В Евангелии от Марка Петр рисуется вовсе не величественным символом Церкви, как у Матфея, но смиренным человеком со множеством слабостей и недостатков. Впоследствии, в час своей мученической кончины апостол Петр явил глубочайшее смирение, этим же смирением бывшего отступника, который был восстановлен Христом в чине апостольства, проникнуто и все Евангелие от Марка (Петра).

Датировка

 

Блаж. Августин считал, что Евангелие от Марка появилось после Евангелия от Матфея, при этом Марк сократил повествование Матфея[161]. Если следовать церковному преданию, корпус Евангелия от Марка окончательно сформировался в Риме. Ясно, что в таком случае Евангелие не могло быть написано ранее прибытия в Рим самого апостола Петра, то есть ранее 64 г. По сведениям священномученика Иринея Лионского, Евангелие было завершено «по исходе Петра и Павла», то есть после их казни (67 г.). Евсевий Кесарийский, напротив, пишет, что при жизни апостол Петр лично одобрил текст Евангелия[162].

По преданию, апостол Марк принял мученическую кончину в Александрии (ок. 67 г). Поэтому, предположительно время написания Евангелия – от 64 г. до 67 г.

Стилистика языка

 

По мерке классической греческой прозы в Евангелии от Марка обнаруживается немало граммати­ческих неточностей и стилистичес­ких неправильностей. Вероятно, пи­савший не проходил школьной ри­торской подготовки и владел греческим как неродным языком, в ограничен­ном объеме.

В то же время этому Евангелию присща динамичность и живость: весь текст выглядит как единый рассказ с быстро разворачивающимися событиями. Предложе­ния - короткие, простые или сложно­сочиненные, по семитскому образцу они часто вводятся союзом «и» (καί). Часто употребляемый союз «и» (kai.) сплетает текст в единое целое. Часто употребляемое наречие «тотчас» (euvqu.j или euvqe,wj) придает событиям молниеностность. Уже к 22 стиху Господь был крещен, искушаем в пустыне, призвал учеников и проповедовал в синагоге[163]. Слово «тотчас» используется у Марка - 43 раза, у Матфея - 8, у Луки - 3, у Иоанна - 3. И это «тотчас» - скорее не «сию минуту», «мгновенно», а – более сглаженное - «вскоре после того». Так Марк придает рассказу единство и интенсивность. С помощью этих приемов читатель с первой главы Евангелия быстро вводится во всю драмму повествования.

Еще одной особенностью Евангелия от Мар­ка является внимание к деталям. Так, в сцене усмирения бури Христос не просто спит, но лежит на «возглавии» (Мк. 4. 38); богатый юноша не просто спрашивает Христа, но падает пред Ним на колени (Мк. 10:17); слепой не просто подбегает к Нему, но в спешке скидывает верхнюю одежду (Мк. 10:50).

Образы и сравнения у Марка взяты из деревенской жиз­ни. Например толпа садится «рядами» (prasiai. prasiai,, букв. «грядками» — Мк. 6:40), а одежды Хрис­та в момент Преображения оказыва­ются так белы, «как на земле белильщик не может выбелить» (Мк. 9:3).

Текст Евангелия от Марка пестрит не только арамеизмами, но и латинизмами.             

Значительная часть латинизмов в лексике со­относится со сферами, в которых римское присутствие чувствовалось в любой части Восточной империи (военное дело, администрация, деньги, меры и торговля). Примеры: κεντυρίων («сотник», сеnturio — Мк. 15:39; в Евангелиях от Матфея и от Луки употребляется слово e`katonta,rchj / έκατόνταρχος, засвидетельствованное в Септуагинте — Мф. 8:13; Лк. 7:26), legiw,n («легион», legio – Мк. 5:9; ср. Мф. 26:53; Лк. 8:30), ξέστης («кружка», ср.sextarius — Мк. 7:4), σπεκουλάτωρ («оруженосец», speculator/spiculator — Мк. 6:27), κοδράντης («кодрант», quadrans — Мк. 12:42; ср. Мф. 5:26), fragello,w(«бичевание», flagello – Мк. 15:15; ср. Мф. 27:26), μόδιος («сосуд», modius — Мк. 4:21; ср. Мф. 5:15; Лк. 11:23), kh/nsoj («подать», census – Мк. 12:14; ср. Мф. 17:25), πραιτώριον («претория», praetorium — Мк. 15:16; ср. Мф. 27:27; Ин. 18:28).

Но есть случаи и калькирования латинских фра­зеологизмов: sumbou,lion evpoi,oun («составили совещание», consilium faciebant – Мк. 3:6), o`do.n poiei/n («дорогой», ср. iter facere – Мк. 2:23), to. i`kano.n poih/sai («сделать угодное», ср. satis facere – Мк. 15:15) и др.

Евангелие от Марка примечательно некоторой связью с римской общиной. Так, Симон Киринеянин, несший Крест Иисуса, только у Марка назван отцом Александра и Руфа. Адресаты были хорошо знакомы с Руфом, и не удивительно – в (Рим. 16:13) мы читаем приветствие Руфу как активному члену римской христианской общины.

Марк изъясняет еврейские обычаи и еврейские выражения. Он переводит такие выражения как «талифа куми» – «девица, встань» (Мк.5:41) и т.д.

Содержание и композиция

               

Считается, что термин «евангелие» (εὐαγγέλιον) стал использоваться для обозначения данного литературного жанра благодаря словам апостола Марка: «Начало Евангелия (Ἀρχὴ τοῦ εὐαγγελίου) Иисуса Христа, Сына Божия» (Мк. 1:1). Следовательно, задачей Марка было составление не исторической хроники, а передача «Благой вести». Поскольку, в центре «Благой вести» личность Иисуса Христа, следовательно, текст Марка – это «богословский» рассказ о жизни и учении Иисуса.

Некоторые исследователи считают, что Евангелие от Марка – это «повествование о страстях с длинным вступлением»[164]. Вершина Евангелия – в исповедании Петра у Кесарии Филипповой. До исповедания Петра описывается, как Иисус и ученики совершают некое «восхождение» (Христа считают все еще Человеком, хотя Он творит много чудес как Сын Божий), а после исповедания Петра Христа как Сына Бога Живаго - ученики все время «спускаются» в Иерусалим (при этом Его все больше считают за Сына Божия, а Он все более говорит о Своих страданиях и смерти). В стихе Мк.8:31 звучит первое предсказание о Страстях: «Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть». И чем ближе к Иерусалиму, тем чаще Господь говорит ученикам о Своей смерти. Третья часть этого Евангелия (36% текста его) посвящена событиям, происходившим в страстную неделю, в те восемь дней, которые отделяли торжественный вход Господа в Иерусалим (11:1-11) от Его Воскресения (16:1-8).

Композиция Евангелия от Марка повторяется и у Матфея. Иисус, Который в первом стихе провозглашается Мессией, затем - возлюбленным Сыном Божиим (Мк. 1:2-13), сразу становится героем рассказа. Мы последовательно узнаем о Его служении в Галилее, периоде общественного признания (Мк. 1:14-6:13), о служении на севере, в ходе которого растет противостояние (Мк. 6:14-8:26), потом — о роковом для Него путешествии в Иерусалим, когда Он готовит учеников к Своему унижению и смерти (Мк. 8:27-10:52), прибытии в Иерусалим, когда противодействие религиозных руководителей решает Его судьбу (Мк. 11-13), о неизбежной развязке — Его страстях и смерти (Мк. 14-16), после чего звучит нота тайны и надежды на встречу в Галилее (Мк. 16:7-8) и перечень явлений по Воскресении (Мк. 16:8-20).

Галилея — место откровения и отклика, а также место надежд на будущее (Мк. 14:28; 16:7), в то время как Иерусалим — место отвержения и смерти, которое подвергнется каре за свое неверие. Возможно, Марк, видя надвигающуюся над Иерусалимом катастрофу, убеждал христиан покинуть город, пока не поздно, и прийти в Галилею, где вновь когда-то должен явится Иисус.

 

Богословие

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...