Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Этика «праведности сердца»

 

Благая весть - это путь обрете­ния новой жизни в Царствии Небес­ном, которое уже явлено в силе через богопознание в общении с Сыном[232]. Любая притча или поучение Спасителя содержат не толь­ко элементы богословия, но и руко­водства к практическому применению. Они неотделимы от нравственных, аскетических и во­левых решений человека и ставят перед ним проблему выбора. Часто Господь завершает Свои поучения словами: «Кто имеет уши слышать, да слышит!» (Мф 13. 9, 43). Этот призыв указывает на то, что Спаси­тель не излагает учение в готовом, завершенном виде, но побуждает Своих слушателей к активному раз­мышлению и поиску; Священное Писание Он призывает не просто читать, но исследовать!

Евангельское богословие неоттор­жимо связано с евангельской эти­кой, т.е. с такими темами, как лю­бовь к ближнему, милосердие, про­щение, терпение и т. п. Каждая из этих тем может быть прослежена в евангельских текстах, причем опре­деляющим в них является призыв к предельному совершенству (про­щать не 3 раза, как учили фарисеи (Мишна.Йома 86 Бар), и не 7, как полагает ап. Петр, а до «седмижды семиде­сяти раз» — Мф 18. 21-22, т. е. бес­конечно; жертвовать не пятую часть имущества (ср.: Лев 5. 15-16) и не пол имения, как говорит обретший Христа Закхей (Лк 19. 8), а все про­дать и раздать нищим; любить не только ближних, но и врагов.

Этика Иисуса Христа делает акцент на праведности сердца. Для того чтобы быть допущенным в Царство Небесное, нужна праведность, превосходящая праведность книжников и фарисеев (Мф. 5:20). При этом внутренний настрой определяет внешнее поведение человека.

Даже при выборочном чтении Мишны становится ясно, что центром раввинской этики было внешнее исполнение буквы закона, праведность как внешняя чистота человека. Иисус, напротив, требовал, чтобы чиста была мотивация поступков человека, «чистота сердца». Ненависть, похоть, зависть принадлежат к внутренним ощущениям, мотивирующим поступки человека. Эти качества, мотивирующие человека на зло, надо отсечь еще до того как они станут поступками.

Это требование встречается в учениях Иисуса повсеместно. Те, чье сердце чисто, творят добро, а те, чье сердце грешно, творят зло. Поведение свидетельствует о характере (Лк. 6:4-5). Добрые или дурные плоды показывают, каково дерево внутри (Мф. 7:17). На суде люди будут держать ответ за каждое опрометчиво произнесенное слово (Мф. 12:36); ведь именно такие невольно вырвавшиеся слова свидетельствуют о подлинном характере человека и его внутреннем настрое. Окончательное оправдание или осуждение будут зависеть не от формального поведения, но от поведения, свидетельствующего о подлинной внутренней природе человека.

Лю­бовь — ключевое понятие евангель­ского богословия («заповедь новую даю вам») — должна распространять­ся на всех людей[233] и при­обретает характер волевой установ­ки. Ближним может быть всякий, к кому ты приблизишься своей забо­той и любовью (см. притчу о мило­сердном самарянине). Призыв к предельному совершенству («... будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» — Мф 5:48), которое недо­ступно человеку в его падшем состоянии, требует духовного обнов­ления через приобщение к Богу и укрепление силой Божественного Духа: «для человека невозможно, для Бога все возможно».

Конечно, в некоторых памятниках межзаветной эпохи проскальзывали идеи о любви как «праведности сердца». Например, этическое учение «Завещания двенадцати патриархов» также требует внутренней праведности: «Любите друг друга от всего сердца; и если человек согрешит против тебя, говори с ним мирно, да не будет зла в твоей душе, а если он раскается и исповедуется, прости его. Если же он будет отрицать свою вину, не гневайся на него...» (Гад 6:3); «тот, чья любовь чистосердечна, не будет смотреть на женщину, думая о прелюбодеянии; ибо нет скверны в сердце того, на ком пребывает Дух Божий» (Вениамин 8:2). Но это, скорее, было исключением, чем правилом.

Слова Господа и их последующее толкование апостолами

 

Необходимо учитывать, что Евангелия создавались в христианских общинах десятки лет спустя после Вознесения и поэтому содержат не только слова Самого Спасителя, но нередко и традицию понимания этих слов апостолами и первыми христи­анами. Например, на вопрос «разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его» разные Евангелия передают по-разному ответ Христа, каким знамени­ем Он может доказать, что «имеет власть так поступать»:

· в Евангелии от Мат­фея ответ Господа выражен так: «Он говорил: «мо­гу разрушить храм Божий и в три дня создать его»» (Мф 26. 61). Вероятно, Матфей передает слова Самого Спасителя.

· параллельное место из Евангелия от Марка: «Мы слышали, как Он говорил: «Я разрушу храм сей рукотворенный, и через три дня воздвигну другой, нерукотворенный»» (Мк 14. 58). Марк передает то, как эти сло­ва позднее были поняты и интерпре­тированы апостолами.

· евангелист Иоанн в ответе на слова «Иисус ска­зал им... разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его» уже приводит развернутый комментарий: «А Он говорил о храме тела Своего. Когда же воскрес Он из мерт­вых, то ученики Его вспомнили, что Он говорил это...» (Ин 2. 19-22).

Выводы

 

Не вызывает сомнения, что Писания Ветхого Завета имели важное значение для иудейского христианства; для первых христиан было важно обосновать пре­емство между Ветхим Заветом и верой во Христа, указать на идентичность Иисуса с образом Мессии из ВЗ пророчеств. Если бы Иисус совершенно не соответствовал ветхозаветным ожиданиям, произош­ло бы одно из двух: либо за Ним никто бы не последовал (во всяком случае, надолго), либо Его ученики с самого начала более или менее согласно от­вергали бы Ветхий Завет. Но в Иисусе исполнилось много про­рочеств, достаточно много ветхозаветных текстов можно было отнести к Нему без особых затруднений. Поэтому иудейские Писания со­храняли свой авторитет для первых христиан. Однако христиане отвергали «предания старцев» и составляли свои сборники важнейших цитат Ветхого Завета. Жизнь Слова на земле, вера в Воскресшего Христа, новый опыт причастия Святаго Духа были определяющими элементами процесса выбора цитат для объяснения того факта, что Мессия пришел.

Если исходить из взгляда св.ап. Павла ветхозаветный период человечестваслужил для постепенного приготовления человеческого рода к явлению Мессии как Спасителя мира (ср. Рим. гл. 1–4, Гал. 4:1–4, 3:24–25), и, соответственно, вся ветхозаветная история указывала на Христа и Его дело спасения, а Закон Моисея - был только «детоводителем ко Христу» (Гал. 3:24). Поэтому главный предмет новозаветных толкований – события Ветхого Завета, которые указывали на Христа и Его великое дело спасения человечества.

Пришествие и жизнь среди людей Господа – центральное событие всех «апостольских воспоминаний» (Евангелий), Христос – это Новый Завет, начало новой истории. А Ветхий Завет (тексты СП ВЗ) нужен для обоснования Мессианства Христа. И в этом отношении первые христиане могли считать себя истинными последователями своего Учителя. Ибо уважение ранних христиан к Ветхо­му Завету сочеталось с радикальной свободой его интерпретации в свете события Пришедшего Мессии - точно так же, как в Его отношении к иудейским Писаниям уважение соединялось с царственной свободой, коренящейся в свободе толкований Господом.

 

Принятые сокращения

 

 

ПЭ – Православная Энциклопедия. Т. 16 – М., 2003

AYBD – The Anchor Yale Bible Dictionary / Ed. by Freedman, David Noel - New York: Doubleday, 1996

BAB – Elwell, Walter A.; Beitzel, Barry J. Baker Encyclopedia of the Bible. - Grand Rapids, Mich.: Baker Book House, 1988

BDAG – A Greek-English Lexicon of The New Testament and Other Early Christian Literature / Ed. by F. W. Danker - Chicago and London: The University of Chicago Press, 2000.

Louw-Nida Lexicon – Greek-English Lexicon of The New Testament Based on Semantic Domains / J. E. Louw, E. A. Nida – New York: The United Bible Societies, 1989.

Friberg Lexicon – Analytical Lexicon of The Greek New Testament / B. Friberg, T. Friberg, N. F. Miller - Grand Rapids, USA: Baker Books, 2000

Liddell-Scott – Liddell and Scott Greek-English Lexicon. / H. G. Liddell and R. Scott – Oxford, UK: Oxford University Press, 1996 (9th edition).

TDNT – Kittel, Gerhard (Hrsg.); Bromiley, Geoffrey W. (Hrsg.); Friedrich, Gerhard (Hrsg.): Theological Dictionary of the New Testament. - Grand Rapids, MI: Eerdmans, 1964

EDNT – Exegetical Dictionary of The New Testament / Ed. by H. Balz, G. Schneider - Grand Rapids, USA: William B. Eerdmans Publishing Company, 1990

Thayer’s Greek Lexicon – A Greek-English Lexicon of The New Testament / J.H. Thayer - International Bible Translators Inc., 2000

БИБЛИОГРАФИЯ

Издания текстов Библии

 

BHS BHS [или WTT] – 4-е издание еврейского текста Ветхого Завета (Еврейская Библия, «массоретский текст»), подготовленная в 1990 г. Германским Библейским Обществом.   
LXX Septuaginta – Септуагинта, перевод семидесяти толковников, - собрание переводов Ветхого Завета на древнегреческий язык, выполненных в III-II веках до н. э. в Александрии. Восстановленную по разным кодексам Септуагинту, в рамках работы Германского Библейского Общества подготовил к изданию Alfred Rahlfs в 1935 г.   LXT – издание текста Септуагинты (LXX), подготовленное в 1935г. Германским Библейским Обществом, Штутгарт. В электронную версию включены правки основного текста 1971 г., а также Второканонические книги ВЗ и связанные с ними апокрифы.   
BNT BNT – 27-е издание текста НЗ, подготовленное в 1993 г. Германским Библейским Обществом, Штутгарт. Полное наименование: Novum Testamentum Graece, Nestle-Aland 27th Edition  
BYZ Byzantine Text Form – издание греческого текста Нового Завета, выполненное М.А.Робинсоном и В.Г. Пьерпонтом на основании древнейших рукописей НЗ. Особенность издания – в особом внимании к византийским текстам и лекционариям. Это издание еще известно как «текст большинства»: Robinson-Pierpont Majority Text (1995)   
RST Синодальный перевод — термин, обозначающий перевод книг Священного Писания на русский язык, осуществленный в течение XIX века и авторизованный Святейшим Правительствующим Синодом; первый и единственный русский перевод, имеющий признанный статус в Русской Православной Церкви. Широко используемый в интернете и в библейских компьютерных программах текст Синодального перевода был подготовлен немецкой миссией «Свет на востоке» при участии Российского библейского общества в начале 90-х годов ХХ века и воспроизводит православное издание Библии 1988 года, с некоторыми заимствованиями в неканонических книгах из Брюссельской Библии[234]. Существует в трех вариантах: полный текст Синодального перевода с неканоническими книгами, текст одних только канонических книг (в протестантской среде) и текст канонических книг с номерами Стронга. RST – это текст Синодального перевода канонических книг с номерами Стронга на основе русского издания 1917 г., подготовленный Bob Jones University в 1996 г.  
Перевод еп. Кассиана Этот перевод книг Нового Завета с греческого языка выполнил в Париже в 1970 г. епископ Кассин (Безобразов). Перевод выполнен с издания греческого текста Novum Testamentum Graece, Nestle-Aland 26th Edition Вместе с исходным греческим текстом перевод еп. Кассиана был издан Российским Библейским обществом в 2002 г.

 

 

Небиблейские источники

 

1. Плиний Младший. Естественная история

2. Иосиф Флавий. Иудейская война. - М., 1993.

3. Иосиф Флавий. Иудейские древности. - СПб., 1895.

4. Талмуд. Мишна. Трактаты «Санхедрин», «Авот».

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...