Рекомендуемые интернет-ресурсы
· http://www.pagez.ru/ - «Святоотеческое наследие» · http://krotov.info/ - Библиотека свящ. Якова Кротова · http://www.wco.ru/biblio/ - Благовещение. Библиотека православного христианина · http://agios.org.ua - Открытая библиотека святоотеческой литературы Agios
[1] Шиффман Л. От текста к традиции – С.50. [2] «Каноническая» еврейская Библия сейчас содержит 3 раздела и следующие книги: Тора (Пятикнижие): Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие Невиим (Пророки): Ранние Пророки (Книга Иисуса Навина, Книга Судей, Первая Книга Самуила, Вторая Книга Самуила, Первая Книга Царств, Вторая Книга Царств), Поздние Пророки (Исайя, Иеремия, Иезекииль), Двенадцать Пророков (Осия, Иоиль, Амос, Авдий, Иона, Михей, Наум, Аввакум, Софония, Аггей, Захария, Малахия) Кетувим (Писания): Псалмы, Притчи, Иов, Пять Свитков (Песнь Песней, Руфь, Плач Иеремии, Экклезиаст, Эсфирь), Даниил, Езра, Неемия, I Книга Паралипоменон, II Книга Паралипоменон [3] В отношении первосвященника Симеона Праведного бытует предание о его встрече с Александром Македонским. В благодарность за отсутствие сопротивления со стороны евреев греческий полководец обещал не отнимать у евреев религиозных свобод, попросив в ответ поставить в Храме его статую. Симеон объяснил языческому правителю причину, по которой эта просьба не может быть выполнена: евреям строжайшим образом запрещено ставить изображения и изваяния и поклоняться им, тем более в Храме, посвященном Всемогущему Богу. Вместо этого он обещал, что все мальчики, родившиеся в течение года, получат имя Александр, которое отныне войдет в список еврейских имен. [4] Мишна. Авот 1:2. [5] Иосиф Флавий. Иудейские древности. XII.4:2. [6] Цит. по: «Аристея Послание к Филократу» // Православная энциклопедия. Т. 3, С. 233-235.
[7] Иосиф Флавий. Иудейские древности. XII.5:1. [8] Иосиф Флавий. Иудейские древности. XII.5:4. [9] Иосиф Флавий. Иудейская война. I.1:1. [10] Иосиф Флавий. Иудейские древности. XIII. 10:12. [11] Иосиф Флавий. Иудейские древности. XIII. 10:7. [12] Там же. [13] Иосиф Флавий. Иудейские древности. XIII.10:7. [14] Иосиф Флавий. Иудейские древности. XIII. 15:17. [15] Иосиф Флавий. Иудейские древности. XIII. 16:3. [16] Маробий. Сатурналии 2.4.11 – Цит. по: Тарасенко А.А. Четвертое Евангелие… - стр. 43. [17] См. КЕЭ, том 5, кол. 56–58. Опубликовано: 1990. URL: http://www.eleven.co.il/article/12586, дата обращения: 18.10.2016. [18] См. КЕЭ, том 5, кол. 56–58. Опубликовано: 1990. URL: http://www.eleven.co.il/article/12586, дата обращения: 18.10.2016. [19] См. КЕЭ, том 5, кол. 56–58. Опубликовано: 1990. URL: http://www.eleven.co.il/article/12586, дата обращения: 18.10.2016. [20] См. КЕЭ, том 5, кол. 56–58. Опубликовано: 1990. URL: http://www.eleven.co.il/article/12586, дата обращения: 18.10.2016. [21] См. статью о нем в Православной Энциклопедии: Семенченко Л. В. Иосиф Флавий // ПЭ. Т. 26, С. 69-76. URL: http://www.pravenc.ru/text/673709.html, опубликовано: 14.01.2016. [22] Апокрифические апокалипсисы / Пер., сост., вступ. ст. и комм. М.Г. Витковской, В.Е. Витковского. – СПб.: Алетейя, 2003 – стр.7. [23] Во второй книге Ездры говорится, что Всевышний сотворил не один мир, а два: небо и землю. [24] Берснев П. В. Книга Юбилеев. – URL: http://khazarzar.skeptik.net/books/jubil.htm, дата обращения: 18.10.2016. [25] Ткаченко А. А., Жуков С. Ю. Двенадцати патриархов завещания. // ПЭ. Т. 14. - С. 226-232. [26] Кумранская рукопись 4Qtest – пример подборки мессианских цитат из ВЗ. Такая традиция нач. с 200г. до Р.Х. [27] В этом месте Иосиф Флавий, как и Филон, называет религию философией. [28] Иофиф Флавий. Иудейские древности. Кн. 17. Гл.2:6. [29] Следы презрения к простым народам мы встречаем в описании праздника Кущей, когда фарисеи говорят, что народ сей «невежда в законе, проклят он» (Ин 7:49). [30] Подтверждение тому в Новом Завете — эпизоды суда над ап. Павлом в Синедрионе и у Феликса (Деян.23:6-8; 24:15).
[31] КЕЭ. Т. 8, 1996. - Кол. 706–736. – URL: http://www.eleven.co.il/article/14021, дата последнего посещения: 25.10.2016. [32] Пузынин А. П. Учитель Иисус. Сравнительное исследование древних моделей ученичества. – стр. 130-131. [33] См. Макот, 24а. [34] Цит. по: Хаим Нахман Бялик. Агада. Сказания, притчи, изречения Талмуда и Мидрашей. — М.: «Раритет», 1993. [35] Тосефта, Йома, 1:10 [36] См. Мишна. Ядаим, 4:6-8. [37] См. Шиффман Л. От текста к традиции – С. 108. [38] Иосиф Флавий. Иудейский древности. 13:172–173 [39] Шиффман Л. От текста к традиции – С. 107. [40] Шиффман Л. От текста к традиции – С. 109. [41] Мишна. Ядаим, 4:6-7. [42] Характеристику первосвященника Анании, его сына Елиазара и других личностей накануне восстания см. в кн.: Моммзен Теодор. «История Рима». Т. V. – М.: «Издательство иностранной литературы», 1949г. – стр. 468-484. [43] Плиний Младший. Естественная история, V, 17, 73. [44] Иосиф Флавий. Иудейская война. II. 8 гл. [45] Иосиф Флавий. Иудейская война. II. 8 гл. -? проверить [46] Некоторые западные исследователи ХХ века полагали, что центр ессейства располагался в районе Кумрана: ессеи жили «монашеской» общиной, из которой в дальнейшем развилось христианство. О том, что в Кумране вполне могло быть загородное поместье, а не центр ессейства см. Приложение 2 (на основании статьи свящ. Дмитрия Юревича «Кумран и рукописи мертвого моря» - уточнить название.) [47] См. обзор «Кумранская община и христианство» - Мир Библии, № 1, с. 65-74 [48] Т.е. тайны, когда неоглашенный человек не мог узнать о Таинствах, а только, пройдя оглашение и крестившись, он прослушивал тайно-водственные беседы, т.е. беседы о Таинствах [49] См. статью А.Ткаченко «Таинство Крещения в Новом Завете и в ранней Церкви» - URL: http://theolcom.ru/ru/full_text.php?TEXT_ID=342. Дата последнего обращения: 1.09.2015. [50] Кетувот 13:22. – Цит. по: Тарасенко А.Т. Четвертое Евангелие… - стр. 239. [51] «Возьмите записи о вашем прошлом: вы найдете, что Нерон был первым, кто стал преследовать наше учение…» (Тертуллиан. Апологетик). Эту же версию продолжили и другие церковные писатели, такие как Лактанций (О смерти гонителей. II, 5-6) и Сульпиций Север (Хроника II.28.3). [52] «И вот Нерон, чтобы побороть слухи, приискал виноватых и предал изощреннейшим казням тех, кто своими мерзостями навлек на себя всеобщую ненависть и кого толпа называла христианами. Христа, от имени которого происходит это название, казнил при Тиберии прокуратор Понтий Пилат; подавленное на время это зловредное суеверие стало вновь прорываться наружу, и не только в Иудее, откуда пошла эта пагуба, но и в Риме, куда отовсюду стекается все наиболее гнусное и постыдное и где оно находит приверженцев. Итак, сначала были схвачены те, кто открыто признавал себя принадлежащими к этой секте, а затем по их указаниям и великое множество прочих, изобличенных не столько в злодейском поджоге, сколько в ненависти к роду людскому. Их умерщвление сопровождалось издевательствами, ибо их облачали в шкуры диких зверей, дабы они были растерзаны насмерть собаками, распинали на крестах, или обреченных на смерть в огне поджигали с наступлением темноты ради ночного освещения» (Корнелий Тацит. Анналы XV.44).
[53] Содеждание данного раздела постоено на статье: Дрязгунов К. В. О полномочиях прокураторов (на примере провинции Иудея) - 2009. URL: http://www.roman-glory.com/dryazgunov-o-polnomochiyax-prokuratorov. Дата обращения: 27.09.2010. См. также - Иосиф Флавий «Иудейские древности». XVIII, 3-4. [54] Иисус Христос в документах истории. / Сост., ком. Б.Г. Деревенского. СПб., 2000. С. 30 [55] Львов Л.А. Надпись Понтия Пилата из Кесари Палестинской. // Вопросы истории. 1965. №7. С. 194 [56] Richardson J. Roman provincial administration. 222 ВС to AD 117. L., 1976. P. 61. [57] Hirschfeld O. Die Kaiserlichem Verwaltungsbeamten bis auf Diokletian. В., 1905. S. 382 [58] Degrassi A. Sill’iscrizione di Ponzio Pilato. // Atti della Accademia Narionole dei Lincei Rindiconti. XIX. 1964. Fasc. 3-4. С 59 [59] Pflaum H.G. Essai sur les procurateurs cguestres sous le Haut-Empire Romain. P., 1950. P.180 [60] Лившиц Г.М. Классовая борьба в Иудее и восстания против Рима. К проблеме социально-экономического строя римских провинций. Минск, 1957. С. 161 [61] См. Шляев А.Л. Всадники во главе ведомств императорской канцелярии во II - начале III вв. // Вестник древней истории. 1981. № 2. С. 91 [62] Лившиц Г.М. Классовая борьба в Иудее и восстания против Рима. К проблеме социально-экономического строя римских провинций. Минск, 1957. С. 162 [63] George С, Brauer J. Judaea Weeping. The Jewish Struggle Against Rome from Pompey to Masada. N-Y., 1970. P. 140 [64] Иисус Христос в документах истории. / Сост., ком. Б.Г. Деревенского. СПб., 2000. С.31,152
[65] Апокрифические сказания об Иисусе, святом семействе и свидетелях Христовых./ Сост., ком. И.С. Свенцицкой, А.П. Скогорева. М., 1999. С. 66 [66] Stevenson G.H. Roman Provincial Administration till the age of the Antonines. N.-Y., 1939. P. 110,119 [67] Смышляев А.Л. Римский наместник как магистрат (к вопросу об особенностях римской государственности в мюху ранней империи). // Государство в истории общества (к проблеме критериев государственности). М., 1998. С. 394 [68] Грушевой А.Г. Арабы в грекоязычных надписях римского и византийского Ближнего Востока. // Кунсткамера. Этнографические тетради. Вып. 12. СПб., 1998. С. 74 [69] Ранович А.Б. Иудейская война 66-73 гг. // Исторический журнал. 1938. № 11. С. 100; Шиффман Л. От текста к традиции. История иудаизма в эпоху II Храма и период Мишны и Талмуда. М.-Иерусалим, 2000. С. 143 [70] Speidel M.P. The Roman Army in Judaea under the Procurators. // Ancient Society. Vol. 13/14. 1982-83. P. 233 [71] Моммзен Т. Моммзен Т. История Рима. Т. 5. Провинции от Цезаря до Диоклетиана. СПб., 1995. С. 543 [72] Smallwood E.M. Op. cit. P. 146 [73] Cheesman G.L. The auxilia of the Roman Imperial Army. 1914. См: Ле Боэк Я. Римская армия эпохи ранней империи. М, 2001. С.134,137 [74] Sherwin-White A.N. Procurator Augusti. // Papers of British School at Rome. 1939. Vol. 15. P.12-13 [75] См. Гольцман О. Падение Иудейского государства. М., 1899. С. 264; Бокщанин А.Г. Социальный кризис Римской империи в I в. н.э. М, 1954. С.114,119; Дюрант В. Цезарь и Христос. М., 1995. С. 590; Машкин Н.А. Принципат Августа. Происхождение и социальная сущность. M.-JL, 1949. С. 488 [76] Ранович А.Б. Иудейская война 66-73 гг. // Исторический журнал, 1938, № 11. С. 100; Шиффман Л. От текста к традиции. История иудаизма в эпоху II Храма и период Мишны и Талмуда. М.-Иерусалим, 2000. С. 143 [77] Шифман И.Ш. Сирийское общество эпохи принципата (I-III вв. н.э.). М., 1977. С. 56 [78] Ростовцев М.И. История государственного откупа в Римской империи (от Августа до Диоклетиана). СПб., 1899. С. 234 [79] Кудрявцев О.В. Провинция Каппадокия в системе римской восточной политики (17-72 гг.). // Вестник древней истории. 1955. № 2. С. 48 [80] Одной из основных задач иудеев было - получить освобождение от обязанности почитать местные божества, которые обычно рассматривались как официальный культ города. Обычно евреям шли навстречу, но делали это неформально, без прямого упоминания даже в тех документах, которые касались привилегий евреев в этот период. Такого рода неформальная привилегия, очевидно, препятствовала получению евреями полного гражданства в большинстве греческих городов. [81] См. Трубецйкой С. Статья «Логос» на сайте Викизнание: http://www.wikiznanie.ru/ru-wz/index.php/Логос. Дата обращения 14.09.2010 [82] CD-A 5. 21 — 6. 21:15 [83] См. ст. Н.Глубоковского «Евангелие» - Глубоковский Н.Н. Лекции по Священному Писанию Нового Завета – стр. 108-111. [84] Цит. по: Глубоковский Н.Н. Лекции по Священному Писанию Нового Завета – стр. 119-120.
[85] Цит. по: Глубоковский Н.Н. Лекции по Священному Писанию Нового Завета – стр. 119-120. [86] Aitken James K. The vocabulary and Style of the Gospel Writers In the Light of Contemporary Sources. / Доклад на Седьмом Восточно-Западном симпозиуме исследователей Нового Завета «История и богословие в Евангельских повествованиях» - Москва, ОЦАД, 26 сент. - 1 октября 2016 г. [87] Вероятно, это предание в отдельных случаях записывалось, как свидетельствуют и указания некоторых раннехристианских источников. [88] Свт. Иоанн Златоуст. Толкование послания к Римланям, 1:1. [89] См. Станислав (Гондецкий), еп. Введения в cиноптические Евангелия – стр.15. [90] Ириней Лионский, сщмч. Против ересей. Кн. 3. Гл. 10:8. [91] См. Burridge Richard A. Four Gospels, One Jesus? A Symbolic Reading. – St Petersburg: Church of the Nazarene, 2010. [92] Ириней Лионский. Против ересей. Кн.3. Гл.11:8 – Электронный текст из программы BibleQoute 6. [93] Ориген. Комментарии на Иоанна, 5 - PG 14,193. [94] Августин Аврелий, блаж. Трактаты на Евангелие от Иоанна 36:1 - PL 35, 1662. [95] Доклады профессоров Richard A. Burridge (Великобритания) и Karl Wilhelm Niebuhr (Германия) на Седьмом Восточно-Западном симпозиуме исследователей Нового Завета «История и богословие в Евангельских повествованиях» - Москва, ОЦАД, 26 сент. - 1 октября 2016 г. [96] Брек Джон, прот. Хиазм в Священном Писании – стр. 37. [97] Согласно сщмч. Иринею Лионскому, Папий – был учеником св. Иоанна Богослова и сотоварищем сщмч. Поликарпа Смирнского — Против ересей.5:33.4. Однако Евсевий отрицает знакомство Папия с апостолом Иоанном, приводя слова самого Папия о том, что он слушал не апостолов, а людей, их знавших – Евсевий Памфил. Церковная история. 3:39 – стр. 139-140. [98] Фрагменты его сочинения сохранились в «Церковной истории» Евсевия Кессарийского. [99] Евсевий Памфил. Церковная история. 3:39 – стр 142. [100] Там же. [101] Возможно, последним, кто его видел, был блаж. Иероним. [102] Свящ. Роман Бартницкий исследуя слова Папия с опорой на труды немецкого исследователя Кюрцингера сделал вывод, что Матфей писал изначально по-гречески, а слова Папия «переводил каждый как мог» относится не к переводам, а к толкованиям Евангелия. Слова Папия о том, что Матфей писал «по-еврейски» в таком случае могут говорить о несоответствии матфеевского греческого стиля правилам эллинистической риторики. – Бортникций Р., Свящ. Синоптические Евангелия, 2009 – стр. 15. [103] См.: Сщмч. Ириней Лионский. Против ересей.3: 1.1; ср.: Евсевий Памфил. Церковная история 5:8.2-4 – стр.214. [104] Тертуллиан. Против Маркиона 4.2 [105] Тертуллиан. Против Маркиона 4.5:3 [106] Евсевий Памфил. Церковная история 6.14:5 – стр. 265. [107] Евсевий Памфил. Церковная история 6.14:6-7 – там же. [108] Phot. Bibl. Cod. 109. P. 89a [109] PG. 9. Col. 732 [110] Евсевий Памфил. Церковная история 6.14:7 – стр. 265. [111] Евсевий Памфил. Церковная история 6.24:3-6 – стр. 277. [112] Orig. In Ioan. 10. 2-4 [113] Аналогичный пример для Лк 23. 43 см. в: Orig. In Ioan. 32. 19 [114] Блаж. Иероним. О знаменитых мужах, 3 - PL. 23. Col. 613. [115] Блаж. Иероним. О знаменитых мужах, 36 - PL. 23. Col. 613; cp: Евсевий Памфил. Церковная история. 5:10.3 – стр. 218. [116] Блаж. Иероним. О знаменитых мужах, 3 - PL. 23. Col. 613 [117] Блаж. Иероним. О знаменитых мужах, 3 - PL. 23. Col. 613 [118] Иероним Стридонский, блаж. Толкование Евангелия (от Матфея). Пролог. – стр. 29. [119] Там же. [120] Епифаний Кипрский, блаж. Против ересей.51.5-6. [121] Там же. – стр. 125. [122] Августин Иппонский, блаж. О согласии Евангелистов - стр. 88. [123] Блаж. Августин. О согласии евангелистов. – стр. 3 [124] Там же. [125] Там же. 2:4 – стр. 4 [126] Блаж. Августин. О согласии евангелистов. – стр. 90-91; 2:97 – стр. 151. [127] Бартницкий Роман, свящ. Синоптические Евангелия – стр. 23. [128] См.Мк 3. 17; 5. 41; 7. 11, 34; 14. 36; 15. 22, 34 [129] Например, Мк 1:10: схождение Св. Духа «в» (εις) Иисуса, а не «на» Него. Другие примеры: Мк 6:5-6; 7:32-37; 8:22-26; 10:18. [130] Евангелист Марк всегда говорит об Ироде как о «царе» (Мк 6. 22, 25-27), тогда как евангелист Матфей в большинстве случаев исправляет его титул на «тетрарх» (так же у Иосифа Флавия). [131] То, что по крайней мере Лука знал тексты Марка, доказывается аллюзиями на них в Лк 9:10 (о Вифсаиде; ср.: Мф 11:21), Лк 11:16 (о знамении), Лк 11:38 (об умовении рук). [132] См. также: Мк 8. 34-35/Мф 16. 24-25/ Лк 9. 23-24 и Мф 10. 38-39/Лк 14. 27; 17. 33 [133] Напр., о существовании памятника «Дидахе», который считался утерянным, все-таки было известно в традиции древней Церкви. [134] Или – гипотеза Фаррера-Гоулдера. [135] Мф. 13:11 и Лк. 8:10 против Мк. 4:11; Мф. 9:20 и Лк. 8:44 против Мк. 5:27; Мф. 22:34-40 и Лк. 10:25-28 против Мк. 12:12-34 и др. [136] Мф. 26:67-68 и Лк. 22:63-64 против Мк. 14:65; Мф. 26:75 и Лк 22:62 против Мк. 14:72. [137] Иванов А.В. Руководство к изучению книг Священного Писания Нового Завета - стр. 26. [138] Глубоковский Н.Н. Лекции по Священному Писанию Нового Завета - стр. 187. [139] Кассиан (Безобразов), еп. Христос и первое христианское поколение - стр. 391, 102. [140] Мк 4:26-29; 7.32-37; 12:32-34; 14:51-52 являются, по его мнению, свидетельствами редактирования прото-Марка, использованного Матфеем и Лукой без этих дополнений.
[141] См. также: Мк 15. 24 (ср.: Мф 27. 35); Мк 13. 3 (ср.: Мф 24. 3); Мк 15. 21 (ср.: Мф 27. 32); Мк 13.19-20 (ср.: Мф 24.21-22); Мк 2. 7 (ср.: Мф 9. 3). [142] Евсевий Памфил. Церковная История. III. 1:1, 24:6, 39:16. [143] Блаж. Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Матфея – стр. 21. [144] Chron. Pasch. P. 233 [145] Блаж. Августин считал, что Матфей писал на еврейском, а Марк был его провожатым и сократителем его труда. – Блаж. Августин. «О соглисии евангелистов». 2:5, 3:6 – стр.3,5. [146] Мень Александр, свящ. Библиологический словарь. – Цит по: http://krotov.info/spravki/essays_bible/comments_nz/01_matf.html (дата обращения 28.02.2015). [147] «Он же сказал им: поэтому всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое» (Мф.13:52) [148] См. Лэдд, Джордж Элдон. Богословие Нового Завета. – стр. 241. [149] См. Лэдд, Джордж Элдон. Богословие Нового Завета. – стр. 241. [150] В то же время только у Матфея сообщается, что волхвы пришли с Востока для поклонения Иисусу как Царю (Мф. 2.1-18). Поскольку в Откровении вместе с царственным коленом упомянут лев: «Вот, лев от колена Иудина, корень Давидов, победил...» (Отк. 5.5), то, по мнению блаж. Августина, евангелисту Матфею следуюет усваивать символ льва. - Августин, блаж. О согласии Евангелистов. – С. 5, 8. [151] «И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его - владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится» (Дан.7:14) [152] См. Лэдд, Джордж Элдон. Богословие Нового Завета. – стр. 248. [153] Мф.16:17-19: «Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; и Я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах». [154] Мф.18:17-19: «если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь. Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе». [155] См. статью «Евангелие от Матфея» в Словаре «Иисус и Евангелия» / под ред. Джоэля Грина, Скота Макнайта, Говарда Маршалла. - М.: Библейско-богословский институт св. ап. Андрея, 2003. [156] Высшие достижения дохристианского иудейства лежат в области нравственного учения: великие книжники школы Гиллеля раскрывали в дни Иисуса нравственные заповеди Ветхого Завета. [157] Мф.1:20-21: «Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их». [158] 2Тим.4:11: «Марка возьми и приведи с собою, ибо он мне нужен для служения». [159] 1Пет. 5:13: «Приветствует вас избранная, подобно вам, церковь в Вавилоне и Марк, сын мой». Здесь Рим назван Вавилоном. [160] Есть и символическое толкование данного события: «нагота» юноши, совлечение одежды, могут предизображать истощание Самого Христа, который претерпит отьятие жизни через несколько часов. На третий день после кресной смерти появление у Гроба юноши (ангела), облекшегося в блистающие славные одежды, — символизирует воскресение Спасителя к жизни и славе («И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись», Мк. 16:5). [161] Августин, блаж. О согласии Евангелистов. – С. 5. [162] О поводе к написанию Евангелия от Марка церковный историк Евсевий пишет: «Свет веры настолько озарил разум слушателей Петра, что они не сочли достаточным услышать только устную проповедь и познакомиться с ней однажды по слуху. Они всяческий уговаривали и убеждали Марка, чье Евангелие мы имеем – а он был спутником Петра, - чтобы он оставил для них запись учения, переданного им устно; они не оставляли его в покое, пока не принудили его; они – причина написания того Евангелия, которое называется «Евангелием от Марка». Как рассказывают, апостол [Петр], узнав по откровению Духа то, что свершилось, возрадовался людскому рвению и разрешил читать это Евангелие в Церквах. Климент приводит эту историю в шестой книге своих «Очерков». Согласно с ним и свидетельство Иерапольского епископа Папия». Итак, Марк составил Евангелие и вручил просившим, а Петр «не запретил Марку, но и не поощрил его». - Евсевий Памфил. Церковная Историся. 2:15, 6:14 – стр. 71-72, 265. [163] «Проходя же близ моря Галилейского, увидел Симона и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы. И сказал им Иисус: идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков. И они тотчас (euvqu.j), оставив свои сети, последовали за Ним. И, пройдя оттуда немного, Он увидел Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, также в лодке починивающих сети; и тотчас (euvqu.j) призвал их. И они, оставив отца своего Зеведея в лодке с работниками, последовали за Ним. И приходят в Капернаум; и вскоре (euvqu.j) в субботу вошел Он в синагогу и учил. И дивились Его учению, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники» (Мк.1:16-22). [164] См. Лэдд, Джордж Элдон. Богословие Нового Завета. – стр. 252. [165] В Евангелии от Марка Иисус 12 раз называет Себя Сыном Человеческим и только один раз - Христом (т. е. Мессией - 9:41). Титул Сына Человеческого соответствовал Его мессианской задаче, поскольку Он был страждущим слугою Иеговы (Ис. 52:13-53:12), отдававшим Свою жизнь за других людей по воле Отца (Мар. 8:31). [166] Николай (Сахаров), иером. Пособие по изучению св. Евангелия от Марка – стр.36-38. [167] Николай (Сахаров), иером. Пособие по изучению св. Евангелия от Марка – стр.340. [168] Лэдд, Джордж Элдон. Богословие Нового Завета. – стр. 258. [169] Евсевий Кесарийский. Против Ересей, III:1. [170] Мураториев канон категорично утверждает, что Лука «Господа во плоти не видел». [171] См. Глубоковский Н.Н. Святой Апостол Лука: евангелист и дееписатель – стр. 18-19. [172] Такое мнение выдвигает архиеп. Аверкий (Таушев), ссылаясь на Климента Александрийского. В книге Деяний заметно пристальное внимание к Антиохии (например, только у Николая диакона есть указание на место происхождения – он был из Антиохии, Деян. 6:5). Об Антиохийском происхождении Луки писал Евсевий Кесарийский. - См. Аверкий (Таушев), архиеп. Четвероевангелие. Апостол – стр. 33. [173] См. Глубоковский Н.Н. Святой Апостол Лука: евангелист и дееписатель – стр.74-78. [174] Там же. [175] Свт. Иоанн Златоуст считал Феофила префектом, допустившим и патронировавшим апостольскую проповедь в своем округе. [176] Niceph. Callist. Hist. eccl. 2. 45 [177] См. Ириней Лионский. «Против ересей», III:1. [178] В пользу этой гипотезы проводится такой довод: при изложении эсхатологической речи Христа-Спасителя Лука проводит различие между разрушением Иерусалима и концем этого мира (Лк. 21:20-24 и слл.). [179] В отличии от Матфея и Марка, Лука сильнее подчеркивает оттторжение Христа иудеями. Например, при описании входа Господня в Иерусалим мы не встречаем ликующей толпы, которая упоминается Матфеем (21:8-9) и Марком (11:8-9) Лука ее заменяет ее на «все множество учеников» (to. plh/qoj tw/n maqhtw/n, Лк.19:37). В противовес этому при осуждении Христа пред Пилатом по Луке первенствующая роль отводится не первосвященникам и старейшинам, но всему иудейскому народу (Лк. 23:18, ср. Мф.27:20, Мк.15:10-11). [180] Так, один Лука передает рассказы о мытаре Закхее (Лк. 19:1—10), о споре учеников при совершении Евхаристии (Лк. 22:24-30), о суде над Христом у Ирода (Лк. 23:4-12), о женщинах, оплакивавших Христа при Его шествии на Голгофу (Лк. 23:27-31), разговор с разбойником на кресте (Лк. 23:39-43), явление Эммаусским путникам (Лк. 24:13-35) и некоторые другие сообщения, представляющие собой пополнение к рассказам евангелиста Марка. [181] Лк. 4:16-22: «И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать. Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано: Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедывать лето Господне благоприятное. И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него. И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами. И все засвидетельствовали Ему это, и дивились словам благодати, исходившим из уст Его, и говорили: не Иосифов ли это сын?…». [182] «…Ибо повествователь (ап.Лука) начинает свою речь с первосвященника Захарии; там же напоминается о родстве Марии и Елизаветы; там же повествуется об исполнении над младенцем Христом первого священнодействия…». - Августин, блаж. О согласии Евангелистов // Творения св. отцов и учителей Западных. Кн. 29. Творения блаж. Августина. Ч.10. – С. 8. [183] Слово «благодарность» в этом месте синодального перевода не точно передает значение слова ca,rij – «благодать». [184] Кассиан (Безобразов), еп. Христос и первое христианское поколение. – С. 87. [185] См. Лэдд, Джордж Элдон. Богословие Нового Завета. – стр. 269. [186] Евсевий Памфил. Церковная история. 3:24.7,13 – стр. 122-123. [187] Ириней Лионский, сщмч. Против ересей. 3.1:1. [188] Евфимий Зигабен. Толкование Евангелия от Иоанна. Пролог – стр. 379. [189] Алексеев А. Евангелие от Иоанна: От Христологии к Богословию. / Доклад на Седьмом Восточно-Западном симпозиуме исследователей Нового Завета «История и богословие в Евангельских повествованиях» - Москва, ОЦАД, 26 сентября - 1 октября 2016 г. [190] Стихира на «Славу» на «Господи воззвах» малой вечерни. [191] Брек Джон, прот. Хиазм в Священном Писании – стр. 150. [192] Лэдд, Джордж Элдон. Богословие Нового Завета. – стр. 313. [193] Лэдд, Джордж Элдон. Богословие Нового Завета. – стр. 292. [194] Коечно, в синоптических Евангелиях чудеса Иисуса могут быть обозначены терминами «дела» (Мф. 11:2; Лк. 24:19) или «знамения» (Мф. 12:38-39; 16:1-4; Лк. 23:8), но в сравнении с Евангелием от Иоанна у синоптиков чудеса играют совершенно иную роль. Поэтому последние предпочитают понятие «силы» (δύναμις). [195] См. 1 Кор. 1:20; 2:6-8; 3:19, где эти два термина взаимозаменяемы. [196] Эту мысль см. в Лэдд, Джордж Элдон. Богословие Нового Завета. – стр. 342. [197] Лэдд, Джордж Элдон. Богословие Нового Завета. – стр. 327. [198] Эта фраза по духу совершенно не греческая, скорее ветхозаветная (см. Ис. 26:10; Тов. 4:6; 13:6), она часто встречается и в кумранских свитках. – См. Лэдд, Джордж Элдон. Богословие Нового Завета. – стр. 343. [199] IQS 1:9-10. Сыны света — это члены секты; все остальные — сыны тьмы. - Лэдд, Джордж Элдон. Богословие Нового Завета. – стр. 344. [200] «Наслаждайся жизнью с женою, которую любишь, во все дни суетной жизни твоей, и которую дал тебе Бог под солнцем на все суетные дни твои; потому что это - доля твоя в жизни и в трудах твоих, какими ты трудишься под солнцем» (Еккл.9:9) [201] «Дух Божий» - רוּחַ אֱלֹהִים (Быт.1:2), «дух Господень» - רוּחַ יְהוָה (Суд. 3:10). [202] Rabens Volker. The Spirit and Living Water in John's Gospel. – Р. 57-61. [203] Rabens Volker. The Spirit and Living Water in John's Gospel. – Р. 57-61. [204] Ин 17:21: «да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, - да уверует мир, что Ты послал Меня». [205] Августин, блаж. О согласии Евангелистов. – С. 6-7. [206] George J. Brooke. Scripture and Scriptural Tradition in Transmission: Light from the Dead Sea Scrolls // Brooke, George J; Falk, Daniel; Tigchelaar, Eibert; Zahn, Molly. The Scrolls and Biblical Traditions. - Pp. 1-17. [207] В первую очередь, Таргумы Иерушальми I и II, Таргум Неофити на Пятикнижие, в меньшей степени - Таргум Ионафанов на Пророков, Таргум Онкелоса. [208] Талмуд. Мидраш Танхума «Ваяр», 5. [209] Алексеев А. Евангелие от Иоанна: От Христологии к Богословию. / Доклад на Седьмом Восточно-Западном симпозиуме исследователей Нового Завета «История и богословие в Евангельских повествованиях» - Москва, ОЦАД, 26 сентября - 1 октября 2016 г. [210] Например, «И сказали Халдеи царю по-арамейски: царь! вовеки живи! скажи сон рабам твоим, и мы объясним значение его» (Дан.2:4). [211] rv;P. - пешер - толкование [212] Синодальный текст: «А праведность от веры так говорит: не говори в сердце твоем: кто взойдет на небо? то есть Христа свести. Или кто сойдет в бездну? то есть Христа из мертвых возвести. Но что говорит Писание? Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоем, то есть слово веры, которое проповедуем. Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься» (Рим. 10:6-9) [213] Евр. rc,nE обозначает «ветвь», «отрасль» [214] Десницкий А. Введение в библейскую экзегетику. – стр. 99. [215] Корсунский И. Н.Новозаветное толкование Ветхого Завета. М., 1885. – стр.22 [216] Десницкий А. Введение в библейскую экзегетику. – стр. 98. [217] Корсунский И. Н.Новозаветное толкование Ветхого Завета. М., 1885. – стр. 77–86 [218] Филарет (Дроздов), свт. Записки на книгу Бытия. М., 1996 – стр.128 [219] Иустин Философ, св. Беседа с Трифоном иудеем. – гл.33 [220] Филон. О наградах и наказаниях, 61 [221] Филон. О земледелии, 97 - аллегоризация, как видно, была древнейшей формой демифологизации [222] Филон. О собрании необходимых знаний, 172 [223] Цит.по: Джеймс Д.Дан. Единство и многообразие в Новом Завете. – М.: ББИ, 1997 – стр.126. [224] Грилихес Л., прот. «Археология текста…» [225] Он учил «не как книжники и фарисеи» (Мф 7. 29) и «никогда человек не говорил так, как Этот Человек» (Ин.7.46). [226] «Завещание Двенадцати Патриархов». XI 1.5-6 [227] Иеремиас И. Богословие Нового Завета. Ч.1. – С. 25. [228] Дискуссии о субботе мы видим: две - в Евангелии от Марка (Мк 2. 23-28; 3. 1-5), две - в Евангелии от Луки (Лк 13. 10-17; 14. 1-6) и две - в Евангелии от Иоанна (Ин 5.1-18; 9). [229] Синодальный перевод неточен: речь идет не об «исполнении» закона, а о «свершении, завершении всего» [230] Последним словом Иисуса Христа на земле было слово «совершилось» (Ин.19:30). [231] Употребление слова «Закон» восходит ко Втор. 17:18-19, где кн. Второзаконие именуется «списком закона с книги», т. е. «книгой Закона». В 2Пар 23:18-19 все Пятикнижие названо «Законом Моисея». Еврейское слово «Тора» (Закон) в LXX переводится как ο νόμος (Закон). В иудейской литературе времен Иисуса Христа словом νό μος обозначались и закон Моисея в узком смысле (некоторые законодательные нормы Ваторозакония), и все Пятикнижие целиком. [232] «Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели Его» (Ин 14. 7); «Видевший Меня видел Отца» (Ин 14. 9); «... всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцом Моим Небесным» (Мф 10. 32); «... кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня» (Мф.10. 40) [233] «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф 5. 44-45) [234] Протестантские издания Синодального перевода, помимо количества книг, отличались, например, пунктуацией или вариантами написания - "святаго" / "святого", "пришедши" / "пришед" и т.п.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|