Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема № 13. Конституционные основы судебной власти в Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации

Учебные вопросы:

1. Организация судебной системы России: структура и принципы. Конституционные принципы осуществления правосудия.

2. Место Конституционного Суда Российской Федерации в судебной системе России.

3. Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации.

4. Порядок формирования Конституционного Суда РФ и организация деятельности. Статус судей Конституционного Суда РФ.

5. Решения Конституционного Суда РФ: значение, юридическая сила, порядок исполнения. Правовые позиции Конституционного Суда РФ, их юридическое значение.

Конституционный принцип самостоятельности судебной власти обусловлен тем, что Конституция России обозначает три важнейшие функции государственной власти. Государство обязано признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ст. 2 Конституции РФ). Каждая из этих функций носит самостоятельный характер. Признание прав и свобод обеспечивается законодательной ветвью власти. Соблюдение прав и свобод – это функция органов исполнительной власти. Судебная защита прав и свобод посредством осуществления правосудия – прерогатива судебной власти. Для того чтобы судебная власть являлась гарантом защиты прав и свобод, она имеет конституционно гарантированную возможность не просто применять закон, но и подвергать его предварительной проверке и оценке. Именно функция оценки применимости подлежащего применению закона возводит суды в ранг представителей судебной ветви власти, указывает на их самостоятельность. В соответствии с ч. 4 ст. 125 Конституции РФ, проверяя закон, подлежащий применению в конкретном деле, суд должен убедиться в его конституционности. При рассмотрении дела в любой инстанции, придя к выводу о несоответствии Конституции РФ закона, примененного или подлежащего применению в указанном деле, суд обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности данного закона (ст. 101 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации).

Далее следует ознакомиться с формами осуществления судебной власти и определить соотношение видов судопроизводства (конституционного, гражданского, административного и уголовного) и видов судов (конституционных (уставных) судов, арбитражных судов и судов общей юрисдикции).

Рассматривая конституционные основы судебной системы Российской Федерации, нужно обратиться к положениям гл. 7 Конституции РФ, а затем перейти к вопросам, связанным с видами судов в Российской Федерации, принципами их организации и деятельности по Федеральному конституционному закону от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации».

Студентам следует установить содержание установленных в Федеральном конституционном законе гарантий единства судебной системы Российской Федерации в виде установления судебной системы Российской Федерации Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом; соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства; применения всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации; признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу; законодательного закрепления единства статуса судей; финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

Далее нужно рассмотреть систему федеральных судов и судов субъектов Российской Федерации.

Раскрытие природы Конституционного Суда Российской Федерации как судебного органа конституционного контроля необходимо начать с определения функций конституционного контроля по защите конституционных норм, восстановлению нарушенной конституционной законности и совершенствование текущего законодательства. Наиболее значимыми общими функциями являются функция воздействия на развитие правовой сферы (через нормотворчество и обеспечение имплементации норм международного права в правовую систему государства); охранительная функция (предупреждение и пресечение нарушений конституции); политическая функция (разрешение конфликтных ситуаций, споров между органами государственной власти), социальная функция (защита прав и свобод человека и гражданина).

Через анализ полномочий Конституционного Суда РФ нужно рассмотреть эти функции и показать, что Конституционный Суд РФ выступает средством ограничения государственной власти и гарантом баланса властей, обеспечивает верховенство права и Конституции, защищает права и свободы человека и гражданина.    Анализ компетенции необходимо осуществить на основе ст. 125 Конституции РФ, ст. 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», ст. 23 Федерального конституционного закона «О референдуме Российской Федерации», ст. 7 и 8 Федерального конституционного закона «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации», ст. 29 и 33 Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», ст.35   Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».

Порядок формирования Конституционного Суда РФ (порядок внесения предложений о кандидатах Президенту РФ, представления Президентом кандидатур в Совет Федерации и назначения Советом Федерации), требования к претендентам на должность судей Конституционного Суда РФ, текст присяги, перечень занятий и действий, не совместимых с должностью судьи Конституционного Суда РФ, определяются в ст. 8 – 19 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации».

При изучении статуса судьи Конституционного Суда РФ следует обратиться к гл. 2 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» и гл. 2 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации».

При рассмотрении структуры Конституционного Суда РФ следует обратить внимание на особый статус Председателя Конституционного Суда РФ: он назначается на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации сроком на шесть лет из числа судей Конституционного Суда Российской Федерации. Полномочия Председателя могут быть досрочно прекращены Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации в случае, если решением Конституционного Суда Российской Федерации установлено, что Председатель не исполняет должностные обязанности или исполняет их ненадлежащим образом. Указанное решение Конституционного Суда Российской Федерации принимается большинством не менее двух третей голосов от общего числа судей Конституционного Суда Российской Федерации тайным голосованием.

Организационные формы конституционного судопроизводства установлены в ст. 20 Федерального конституционного закона и конкретизированы в Регламенте Конституционного Суда РФ. Это заседания Конституционного Суда Российской Федерации с проведением слушаний и заседания без проведения слушаний. Основная форма — слушания. Заседания без проведения слушаний используются как исключение – только для ситуации, предусмотренной ст. 47.1 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», связанной с подтверждением неконституционности нормы.

В рамках изучаемой темы необходимо раскрыть содержание принципов конституционного судопроизводства (независимости, коллегиальности, гласности, устности разбирательства, ведения судопроизводства на русском языке с обеспечением участникам процесса, не владеющим русским языком, права давать объяснения на другом языке и пользоваться услугами переводчика, непрерывности судебного заседания, состязательности и равноправия сторон). При этом следует обратиться к гл. 4 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации».

Далее нужно рассмотреть общие правила производства в Конституционном Суде РФ: поводы и основания к рассмотрению дела, общие требования к обращению, виды обращений, документы, прилагаемые к обращению, порядок предварительного рассмотрения обращений, общие процедурные правила рассмотрения дел. При этом необходимо ознакомиться с гл. 5-7 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации».

Результаты деятельности Конституционного Суда РФ закрепляются в его решениях (гл. 8 «Решения Конституционного Суда Российской Федерации», ст. 71-83 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»). В соответствии со ст. 71 Конституционным Судом РФ может быть принято три вида решений: постановление; определение; заключение. Решений Конституционного Суда подразделяются на итоговые решения и иные решения.

Итоговые решения – это те, в которых Конституционный Суд формулирует свои выводы по результатам (по итогам) разбирательства конкретного дела. В них он подводит итог такого разбирательства и определяет юридические последствия. Иные решения - те, в которых обычно констатируются какие-то обстоятельства и определяются последствия, имеющие отношение не к содержанию рассматриваемого дела, а, как правило, к организации работы Суда в целом или проведению его заседаний, к обоснованию отказа в принятии конкретных обращений в Суд или к истолкованию принятых постановлений.

Постановление является итоговым решением Конституционного Суда РФ по вопросам, перечисленным в ч. 1 ст. 3 Закона: п. 1 (разрешение дел о соответствии Конституции РФ), п. 2 (разрешение споров о компетенции), п. 3 (по жалобам на нарушения конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов и п. 4 (толкование Конституции РФ). Заключение является итоговым решением Конституционного Суда РФ по существу запроса о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента РФ в совершении им государственной измены или иного тяжкого преступления. Все иные решения Конституционного Суда РФ называются определениями.

Решения Конституционного Суда РФ должны основываться на материалах, исследованных Конституционным Судом РФ. Конституционный Суд РФ принимает решение по делу, оценивая как буквальный смысл рассматриваемого акта, так и смысл, придаваемый ему официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из его места в системе правовых актов. Конституционный Суд РФ принимает постановления и дает заключения только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части акта или компетенции того органа, конституционность которых подвергается сомнению в обращении.

При принятии решения Конституционный Суд РФ не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении. Постановления и заключения Конституционного Суда РФ излагаются в виде отдельных документов с обязательным указанием мотивов их принятия. Определения Конституционного Суда РФ оглашаются в заседании и заносятся в протокол.

Итоговое решение Конституционного Суда РФ подписывается всеми судьями, участвовавшими в голосовании. Судья Конституционного Суда РФ, не согласный с решением Конституционного Суда РФ, вправе письменно изложить свое особое мнение. Особое мнение судьи приобщается к материалам дела и подлежит опубликованию вместе с решением Конституционного Суда РФ.

Под правовой позицией Конституционного Суда принято понимать его итоговый вывод о соответствии или несоответствии норм оспариваемого закона Конституции РФ, а также систему аргументов, приведенных им в обоснование такого решения. Законодательного определения термина "правовая позиция" нет.

Правовые позиции Конституционного Суда обязательны не только для правоприменительных органов, но и для законодательных. Многие правовые позиции служат для законодателя ориентиром; он обязан при дальнейшем правовом регулировании учитывать данные правовые позиции.

Контрольные вопросы по теме:

1. Чем отличается понятие «правосудие» от понятия «судебная власть» и имеется ли между ними взаимосвязь?

2. Какую роль играют судебные органы в защите прав и свобод человека и гражданина?

3. Какие принципы правосудия, закреплены в Конституции РФ?

4. Как устанавливается федеральная судебная система Российской Федерации?

5. Входят ли третейские суды в федеральную судебную систему?

6. Каким требованиям должен отвечать кандидат на судебную должность?

7. Из каких элементов состоит российская судебная система?

8. В каком порядке формируется Конституционный Суд РФ?

9.   Какие вопросы относятся к подсудности Конституционного Суда РФ?

10. Какие акты принимает Конституционный Суд, и какие из них являются источниками конституционного права РФ?

11. В каком порядке производится назначение судей на должности, приостановление их полномочий и прекращении их деятельности?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...