Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема № 14. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации

Учебные вопросы:

1. Конституционные принципы организации и деятельности органов государственной власти субъектов РФ.

2. Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ. Особенности законодательного процесса в субъектах РФ.

3. Система органов исполнительной власти субъекта РФ. Правовое положение высшего должностного лица субъекта РФ.

4. Конституционные (уставные) суды субъектов РФ: место в судебной системе и системе органов государственной власти, компетенция, порядок формирования, решения.     

В рамках изучения данной темы следует уяснить, что система органов государственной власти субъектов РФ это в то же время подсистема органов государственной власти в единой системе государственной власти в РФ, второй ее уровень по вертикали наряду с федеральной властью. Вместе с тем органы государственной власти нельзя назвать местными органами. Это грубая ошибка, ибо органы местной (муниципальной) власти это третий, и последний уровень в системе публичной власти, наряду с двумя вертикальными подсистемами органов государственной власти федеральной и субъектов РФ.

В соответствии со ст. 77 Конституции РФ система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.

Обеспечение устойчивого баланса при реализации принципов «единства системы государственной власти», «разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ» и «самостоятельности органов власти субъектов РФ в решении вопросов, отнесенных к их ведению» является важнейшей задачей.

В соответствии с Конституцией и пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее ФЗ №184). Российской Федерации деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии со следующими принципами: а) государственная и территориальная целостность Российской Федерации; б) распространение суверенитета Российской Федерации на всю ее территорию; в) верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации; г) единство системы государственной власти; д) разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица; е) разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации; ж) самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий; з) самостоятельное осуществление своих полномочий органами местного самоуправления.

Эти принципы соблюдаются и нормативно развиваются в конституциях, уставах и законах субъектов РФ.

Неизменным элементом системы государственных органов субъектов Российской Федерации являются их законодательные органы. Обязательность образования таких органов в субъектах России обусловлена требованием статьи 10 Конституции Российской Федерации, согласно которой не только федеральная государственная власть, но и государственная власть субъектов Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную власть, а также пунктом 1 статьи 4 ФЗ № 184. Этим же законом регулируются вопросы численности депутатов региональных парламентов, а также наименования законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов, обусловленные историческими особенностями и национальными традициями, порядок избрания законодательных собраний, сроки полномочий. Кроме того, устанавливаются основы статуса депутатов: права, обязанности, ограничения и запреты; полномочия председателя законодательного органа субъекта Российской Федерации и его заместителя. Компетенция законодательных (представительных) органов в сферах конституционного строительства, экономического и социально-культурного строительства устанавливается путем анализа положений не только ФЗ № 184, но анализа других федеральных конституционных и федеральных законов в сфере конституционного права. Вопросы внутренней организации деятельности представительных органов субъектов Российской Федерации, структура комитетов и постоянных комиссий относится к компетенции субъектов РФ.

В отечественном политико-правовом пространстве разветвленная система исполнительной власти, в том числе региональной, является не только объективной необходимостью, но главным фактором организации социально-правового взаимодействия граждан, осуществления повседневного управления.

Согласно пункту 1 статьи 17 ФЗ №184 в субъекте Российской Федерации устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Структура исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации определяется высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.

Статус высшего должностного лица субъекта РФ включает в себя нормативно установленные полномочия в отношении высшего исполнительного органа субъекта, а также полномочия в вопросах взаимодействия с территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации является постоянно действующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, наименование которого, его структура, порядок его формирования устанавливаются конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта Российской Федерации. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, конституции (устава), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации на территории субъекта Российской Федерации.

Возможность создания судов субъектов РФ предусмотрена Федеральным конституционным законом от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации». Так, пунктом 2 статьи 17 установлено, что должности мировых судей и конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации создаются и упраздняются законами субъектов Российской Федерации. При этом надо учитывать норму статьи 3, согласно которой законодательно закрепляется единство статуса судей.

Статья 27 определяет, что конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации, финансирование которого производится за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации, может создаваться субъектом Российской Федерации для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, а также для толкования конституции (устава) субъекта Российской Федерации. Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации рассматривает отнесенные к его компетенции вопросы в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, а его решение, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено иным судом.

Надо учитывать Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 6 марта 2003 г. № 103-О, согласно которому содержащийся в части 1 статьи 27 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" перечень вопросов, для рассмотрения которых субъекты Российской Федерации могут создавать конституционные (уставные) суды, нельзя считать исчерпывающим. Эта норма, оставляя на усмотрение субъекта Российской Федерации решение вопроса о создании конституционного (уставного) суда, носит не императивный, а диспозитивный характер и одновременно ориентирует на то, какие основные вопросы могут рассматриваться таким судом в случае его создания, и не препятствует закреплению в конституциях (уставах) субъектов Российской Федерации дополнительных, по сравнению с установленным перечнем, полномочий конституционных (уставных) судов, не вторгающихся в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, других федеральных судов и соответствующих компетенции субъекта Российской Федерации. При этом из Конституции Российской Федерации и Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", других федеральных законов не вытекает требование установления конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации единообразного перечня полномочий конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации.

Полномочия и порядок деятельности мировых судей устанавливаются федеральным законом и законом субъекта Российской Федерации. Мировые судьи входят в систему судов общей юрисдикции и финансируются из федерального бюджета.

Помимо органов, относящихся к традиционным ветвям власти, в субъектах РФ создаются Избирательная комиссия субъекта РФ (в соответствии со ст. 23 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации») и Контрольно-счетный орган (в соответствии со ст. 265 Бюджетного кодекса РФ и Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований»). Может быть учреждена должность Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации (в соответствии со ст. 5 Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»).

Контрольные вопросы по теме:

1. Какие конституционные гарантии предоставлены субъектам РФ в сфере формирования собственных органов государственной власти?

2. Как вы понимаете значение термина: единая система органов государственной власти в РФ?

3. Какими органами представлена государственная власть в субъектах РФ?

4. Как формируются представительные органы государственной власти в субъектах РФ?

5. Как замещается должность главы субъекта РФ?

6. Как формируются исполнительные органы государственной власти субъектов РФ?

7. Перечислите судебные органы государственной власти субъектов РФ.

8. Каковы конституционно-правовые основы организации и деятельности Конституционных (уставных) судов в субъектах Российской Федерации?

9. Каковы основные полномочия и предметы ведения конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...