Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема № 7. Конституционно-правовые основы государственно-территориального устройства Российской Федерации

 

Учебные вопросы:

1. Понятие государственного устройства и его формы.

2. Понятие федеративного государства, его признаки.

3. История российского федерализма.

4. Конституционное закрепление федеративного устройства России. Принципы федеративного устройства России.

5. Конституционно-правовой статус Российской Федерации.

6. Конституционно-правовой статус субъектов РФ.

7. Основания и пределы федерального вмешательства в деятельность органов государственной власти субъектов РФ.

 

Прежде чем приступить к изучению вопросов данной темы, необходимо вспомнить материал, пройденный в рамках курса теории государства и права и относящийся к вопросам о понятиях политико-территориального устройства, государственного устройства и административно-территориального деления, особенностях организации власти (по вертикали, в территориальном плане) в унитарном и федеративном государствах; признаках федерации, связанных с организацией государственной власти в соответствии с принципом децентрализации (установлением двух уровней государственной власти со своей системой органов власти, разграничением между ними предметов ведения и полномочий), закреплением гарантий целостности федерации и условий участия субъектов федерации в решении общефедеральных вопросов; видах федераций.

Затем следует рассмотреть основные этапы становления и развития федеративного устройства России. Необходимо остановиться на причинах провозглашения в январе 1918 г. Российской республики федеративным государством и показать дальнейшее развитие РСФСР. При этом нужно иметь в виду, что федерация рассматривалась как форма решения национального вопроса, предполагающая возможность создания национально-территориального образования проживающими на своей территории нациями. Допускалось три формы национально-территориальных образований: автономная республика, автономная область, национальный (автономный) округ.

Нужно обратить внимание, что РСФСР самостоятельным государством была очень недолго. В 1922 г. РСФСР, Украина, Белоруссия и ЗСФСР создали СССР. С этого времени РСФСР развивалась как одна из союзных республик. До 1989 г. не было ясности, какие территориальные единицы являются субъектами РСФСР как федерации и как разграничиваются между федерацией и ее субъектами полномочия, в Верховном Совете РСФСР не было палаты, являющейся органом представительства субъектов федерации. В отношении субъектов федерации ясным было лишь отнесение к их числу республик (первоначально именовались автономными республиками, затем республиками в составе РСФСР). Некоторыми характеристиками субъектов федерации обладали автономные области и автономные округа.

Далее следует рассмотреть этап реформирования РСФСР в 1989 – 1992 гг., обращая внимание на такие вехи, как избрание Съезда народных депутатов РСФСР по территориальным и национально-территориальным округам, преобразование Верховного Совета РСФСР в постоянно действующий двухпалатный орган (1989 г.), принятие Декларации о государственном суверенитете РСФСР (12 июня 1990 г.), заключение Соглашения о создании СНГ (8 декабря 1991 г.) и денонсация Договора об образовании СССР (12 декабря 1991 г.), изменение наименования государства (25 декабря 1991 г.), заключение Федеративного договора (31 марта 1992 г.), внесение в связи с этим изменений в раздел III Конституции (Основного Закона) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (21 апреля 1992 г.). Особое внимание следует уделить Федеративному договору, сделать вывод о типе оформившейся федерации (федерации договорного типа).

При определении места Конституции РФ в оформлении федерации и регулировании федеративных отношений нужно обратить внимание на произведенную корректировку правовой природы и изменение принципов федеративного устройства Российской Федерации, что привело к возникновению федерации конституционного типа.

Усвоение специфики Российской Федерации следует продолжить через установление нормативного содержания закрепленных в Конституции РФ принципов федеративного устройства.

При изучении вопроса о конституционно-правовом статусе Российской Федерации необходимо охарактеризовать Российскую Федерацию как федеративное государство со всеми его атрибутами, среди которых суверенитет; территориальная целостность и верховенство; наличие единого гражданства, права приема в гражданство и решения вопросов, связанных с прекращением гражданства; наличие собственной правовой системы, верховенство Конституции РФ и федерального законодательства; наличие собственных предметов ведения и полномочий; наличие собственной (федеральной) системы органов государственной власти; единое экономическое пространство, денежно-финансовая система; Российская Федерация является собственником имущества, обладателем имущественных прав; имеет единые Вооруженные Силы, единую систему службы безопасности и внутренних дел; является субъектом международного публичного права; имеет государственный язык и символы государства – столицу, герб, гимн, флаг.

При рассмотрении проблемы государственного суверенитета Российской Федерации в связи с претензиями республик на свой суверенитет следует изучить правовые позиции Конституционного Суда РФ, изложенные в Постановлении Конституционного Суда РФ от 7 июня 2000 г. № 10-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"», Определении Конституционного Суда РФ от 27 июня 2000 г. № 92-0 «По запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке соответствия Конституции Российской Федерации отдельных положений Конституций Республики Адыгея, Республики Башкортостан, Республики Ингушетия, Республики Коми, Республики Северная Осетия — Алания и Республики Татарстан».

Далее следует рассмотреть состав Российской Федерации: виды субъектов РФ, особенности их правового статуса, проанализировать правовое регулирование и практику образования в составе РФ и принятия в состав РФ новых субъектов.

Важно также определить источники правового регулирования, в которых производится разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; установить место договоров в разграничении предметов ведения и полномочий; определить источники правового регулирования вопросов организации органов государственной власти субъектов РФ, а также форм взаимодействия органов государственной власти субъектов РФ и федеральных органов государственной власти.

Отдельно следует остановиться на основаниях и пределах допустимого федерального вмешательства в деятельность органов государственной власти субъектов РФ, охарактеризовать правовое регулирование по данному вопросу и практику применения отдельных мер федерального вмешательства.

 

Контрольные вопросы:

1. Россия – это федерация симметричная или асимметричная?

2. Перечислите виды субъектов Российской Федерации.

3. Субъекты федерации составляют федерацию или состоят в ней?

4. Предусмотрен ли институт федерального вмешательства в Российской Федерации?

5. Пункт «о» ст. 72 Конституции РФ говорит о праве субъектов федерации на установление международных и внешнеэкономических связей. Как содержательно соотносится это право с правовыми возможностями на международной арене Российской Федерации в целом?

6. Что отличает статус субъекта федерации от статуса иных внутренних для государства территорий?

7. Как вы понимаете термины «бюджетный федерализм», «экономический федерализм»?

8. Охарактеризуйте политическое и юридическое значение Федеративного договора и действующей Конституции в построении современной Российской Федерации.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...