Тема № 10. Федеральное Собрание Российской Федерации
Учебные вопросы: 1. Конституционно-правовой статус Федерального Собрания Российской Федерации. 2. Порядок формирования палат Федерального Собрания. Конституционные основания роспуска Государственной Думы. 3. Компетенция Государственной Думы, Совета Федерации и их структурных подразделений. Акты палат парламента. 4. Взаимодействие палат Федерального Собрания с Президентом и Правительством. 5. Организация работы Государственной Думы и Совета Федерации. 6. Правовой статус депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации.
В рамках данной темы, следует вспомнить материал из теории государства и права и дать характеристику следующих понятий: «законодательная власть», «законодательные (представительные) органы власти», «парламент», «депутат», «императивный депутатский мандат», «свободный депутатский мандат». Приступая к вопросам, связанным со статусом Федерального Собрания – парламента Российской Федерации, необходимо определиться с нормативной основой его организации и деятельности. Основным нормативным документом является Конституция РФ. Она устанавливает структуру Федерального Собрания – парламента Российской Федерации, общие принципы формирования палат, их состав, основания роспуска Государственной Думы ФС РФ, основные структурные элементы и полномочия палат, порядок принятия законов, принципы и гарантии деятельности депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации. Отдельные элементы статуса Федерального Собрания РФ, установленные в Конституции РФ, конкретизированы в правовых позициях Конституционного Суда РФ. Порядок формирования палат Федерального Собрания детализируется в Федеральных законах «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации».
Отдельные полномочия палат Федерального Собрания РФ устанавливаются или конкретизируются в Федеральных конституционных законах «О военном положении», «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации», «О чрезвычайном положении», «О Правительстве Российской Федерации» и др., федеральных законах «О противодействии терроризму», «О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации» и др. Вопросы внутреннего распорядка деятельности, внутренней структуры и порядка осуществления полномочий определяются в регламентах палат. Федеральное Собрание имеет существенное отличие от Верховного Совета РСФСР. Последний выполнял не только законодательные функции, но и непосредственно участвовал в управлении страной – определял основы внутренней и внешней политики, формировал и контролировал деятельность правительства. Федеральное Собрание, как в целом, так и его палаты в отдельности, таких полномочий почти не имеет. Сфера государственной власти Федерального Собрания ограничена, главным образом, законодательной нормотворческой деятельностью. Федеральное Собрание имеет двухпалатную структуру, включает Совет Федерации и Государственную Думу. При этом следует обратить внимание на то, каждая из палат Федерального Собрания является самостоятельным органом. Взаимодействие палат ограничивается созданием на паритетных началах согласительных комиссий по законопроектам, а также взаимным посещением отдельными депутатами Государственной Думы и членами Совета Федерации заседаний другой палаты. Палаты формируются разными способами. Депутаты Государственной Думы избираются непосредственно населением. Порядок избрания депутатов Государственной Думы определен Федеральным законом «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».
В Совет Федерации входят: по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации - по одному от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации и высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, а также представители Российской Федерации, назначаемые Президентом Российской Федерации, число которых составляет не более десяти процентов от числа членов Совета Федерации - представителей органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Порядок формирования Совета Федерации определен Федеральным законом «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». Следует отметить, что законодательство о порядке избрания депутатов Государственной Думы и формирования Совета Федерации подвержено частым изменениям и нововведениям, это связано, прежде всего, с различными политическими факторами. По вопросу о роспуске Государственной Думы следует обратиться к ст.109, 111 и 117, а также правовым позициям Конституционного Суда РФ, сформулированным в Постановлениях Конституционного Суда РФ от 12 апреля 1995 г. № 2-П, от 11 декабря 1998 г. № 28-П и от 11 ноября 1999 г. № 15-П. Различны и полномочия палат. Государственная Дума принимает законы, а Совет Федерации одобряет или отклоняет их. Как показывает практика, определяющее значение в парламенте страны имеет Государственная Дума, в деятельности которой серьезную роль играет партийный фактор. Через Совет Федерации субъекты Федерации участвуют в осуществлении федеральной государственной власти. По вопросам так называемого «специального исключительного ведения» Совета Федерации и Государственной Думы обратиться к ст. 102—103 Конституции РФ, а также проанализировать главы Конституции РФ, посвященные статусу иных федеральных органов власти, поскольку в них указываются полномочия палат Федерального Собрания, являющиеся по своей природе «сдержками» или «противовесами» других ветвей власти. В дополнение к этому следует обратиться к отдельным законодательным актам, в которых конкретизируются конституционные полномочия или устанавливаются дополнительные полномочия Государственной Думы и Совета Федерации.
Особо следует обратить внимание на взаимодействие палат Федерального Собрания с Президентом РФ: в законодательном процессе, при формировании высших и иных органов государственной власти (Правительства РФ, Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ и др.), при введении Президентом РФ чрезвычайного или военного положения и другим вопросам. По вопросу об актах Государственной Думы и Совета Федерации необходимо обратиться к ст. 102 (ч. 2 и 3), 103 (ч. 2 и 3), 105 (ч. 2 и 5), 107 (ч. 3), 108 (ч. 2), 117 (ч. 3) и 135 (ч. 2) Конституции Российской Федерации, а также правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 12 апреля 1995 г. № 2-П. Внутреннюю структуру палат и организацию их деятельности следует рассмотреть на основе регламентов палат. Нужно определить роль председателей и заместителей председателей палат: сводится ли она председательствованию на заседаниях и организации текущей работы палат или они выполняют и политические функции. Установить назначение Совета Думы (в Государственной Думе) и Совета палаты (в Совете Федерации). В отношении фракций в Государственной Думе нужно установить, в чем проявляется связь фракций с депутатами Государственной Думы, какова роль фракций при избрании председателя, заместителей председателя Государственной Думы, формировании Совета Думы, комитетов и комиссий, при обсуждении законопроектов, проведении правительственного часа, заслушивании отчетов Правительства РФ. Далее следует сравнить систему комитетов в Государственной Думе и Совете Федерации и определить, чем отличаются комитеты от комиссий. Изучение вопроса о порядке работы палат Федерального Собрания следует начать с определения понятия и видов парламентских процедур, установления правовой основы парламентских процедур, значения регламентов палат для установления парламентских процедур, определить правовые последствия несоблюдения парламентских процедур, установленных в Конституции и в регламентах палат. Далее нужно определить место Регламентов палат Федерального Собрания РФ в иерархии нормативных правовых актов Российской Федерации, определить порядок их принятия, рассмотреть их внутреннюю структуру. После этого перейти к рассмотрению вопросов, связанных с организацией работы палат: остановиться на понятиях «сессия», «заседание палаты», определить порядок их проведения (в том числе порядок проведения правительственного часа, порядок направления парламентских запросов палат, запросов парламентариев, порядок проведения голосования), порядок работы органов палат, порядок проведения парламентских слушаний, порядок организации работы фракций в Государственной Думе.
При характеристике правового статуса федеральных парламентариев важно учитывать, что характер и свойства Государственной Думы и Совета Федерации неразрывно связаны с правовым статусом депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации. Для более глубокого осмысления статуса парламентариев следует изучить Федеральный закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», где определяются полномочия и гарантии деятельности члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы. Важно установить общие и особенные элементы их статуса. Также следует обратить внимание на то, что мандат депутата Государственной Думы коренным образом отличается от мандата депутатов советских представительных органов. В советское время депутат обладал императивным мандатом. Он был представителем своих избирателей, которые имели право давать обязательные для него наказы. Депутат был обязан отчитываться перед избирателями, которые имели право отозвать депутата. Сейчас депутат Государственной Думы является не представителем своих избирателей, а представителем всего народа. Его мандат называется свободным, т.е. он независим от своих избирателей, избиратели не имеют права его отзывать.
Контрольные вопросы по теме: 1. Какие основные и дополнительные функции осуществляет Федеральное Собрание России? 2. Чем обусловлена 2-х палатная структура Федерального Собрания России? 3. Чем отличается порядок формирования Совета Федерации от порядка формирования Государственной Думы? 4. Как избираются Председатели палат, их заместители? Каковы их полномочия?
5. Чем отличается комитет палаты от комиссии палаты? 6. Каковы основные функции и полномочия комитетов палат? 7. По какому принципу, и в каком порядке создаются депутатские фракции Государственной Думы? 8. Чем пленарное заседание палаты отличается от слушаний, проводимых палатой? 9. В каких случаях проводятся совместные заседания Палат? 10. Каковы основания досрочного прекращения полномочий Государственной Думы? 11. Какими полномочиями обладает Государственная Дума? 12. Какими полномочиями обладает Совета Федерации? 13. В каком порядке, и по каким вопросам принимаются постановления палат Федерального Собрания? 14. Каковы гарантии деятельности депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|