Тема № 8. Органы государственной власти Российской Федерации
Учебные вопросы: 1.Государственный орган: понятие и признаки. 2.Система органов государственной власти в Российской Федерации, конституционные основы их образования и деятельности. 3.Элементы конституционно-правового статуса государственных органов. Для изучения понятия органа государства и его признаков следует обратиться к литературе по теории государства и права. Нужно уяснить, что существенный признак органов государства в том, что они не только служат государственным целям и государственным интересам, но и участвуют в образовании государственной воли. То есть органом государства может называться только тот, кто совершает юридические акты, которые являются проявлениями воли государства в праве, или участвует в совершении таких актов. К элементам (признакам) конституционно-правового статуса государственных органов, входящих в систему государственных органов в Российской Федерации относятся: (компетенция (включает два аспекта: а) полномочия – это права и обязанности государственного органа. Поскольку у органов власти права и обязанности чаще всего слиты, то они обобщенно и называются полномочиями; б) предмет деятельности – это сферы общественной жизни, в которых органы власти реализуют свои полномочия (например, промышленность, торговля, образование); правовые акты, принимаемые органом; устройство государственного органа (система органа власти, то есть части, из которых он состоит и их взаимосвязи); порядок формирования и прекращения полномочий государственного органа; процедура деятельности государственного органа). При рассмотрении системы органов государственной власти в Российской Федерации необходимо учесть, что такая система в ее целостности выступает объектом только конституционно-правового регулирования. Другие отрасли права (например, административное право) участвуют лишь в закреплении статуса отдельных видов государственных органов.
Перед решением задачи по содержательному наполнению системы государственных органов в Российской Федерации нужно рассмотреть их основные классификации: по порядку формирования, по положению в государстве (по юридическому статусу), по способу принятия решений, по уровням власти («по вертикали»), по ветвям власти (по горизонтали») и др. Следует отдельно охарактеризовать государственные органы, обладающие особым статусом (Президент РФ, органы прокуратуры, счетные палаты, избирательные комиссии и др.). Далее следует проанализировать содержание конституционных принципов организации и деятельности государственных органов в Российской Федерации: легитимный, демократический характер формирования и деятельности органов государственной власти, обеспечиваемый участием граждан в формировании и деятельности органов государственной власти, открытостью деятельности органов государственной власти, подконтрольностью исполнительных структур власти представительным органам и др.; принцип приоритета прав личности, означающий, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются смыслом и основным содержанием деятельности всех органов государственной власти (ст. 2 Конституции); принцип единства системы государственной власти. Единство системы органов государственной власти определяется единством их задач и функций, которые «предписывается» осуществлять всем органам государства; принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ. Данный принцип отражен в ч. 3, 4 ст. 5 и ч. 3 ст. 2 Конституции РФ. От рационального распределения полномочий между различными ветвями власти и органами власти различных уровней зависит целостность Российского государства, эффективность его деятельности;
принцип федерализма, предполагающий учет федеративного характера государства при формировании его органов (например, при формировании Совета Федерации), употребление в органах государственной власти национальных языков наряду с русским и др.; принцип разделения властей, в соответствии с которым строится конституционная система органов государственной власти РФ и ее субъектов. Данный принцип означает, что законотворчество, исполнение законов и правосудие и другие функции осуществляются относительно независимыми друг от друга органами государства при невмешательстве и строгом разграничении законом их полномочий; принцип законности, указывающий на то, что государственная власть может осуществляться лишь в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами. Контрольные вопросы по теме: 1. Раскройте соотношение понятий «государство», «государственная власть», «форма правления», «государственный аппарат», «механизм государства». 2. Сформулируйте определение системы органов государственной власти в Российской Федерации. 3. Перечислите основные принципы системы органов государственной власти Российской Федерации. В каких статьях Конституции Российской Федерации они закреплены? 4. Укажите критерии, которые лежат в основе классификации государственной власти в Российской Федерации. Охарактеризуйте основные виды органов государственной власти в Российской Федерации. 5. Есть ли различия между такими понятиями, как «органы государственной власти Российской Федерации» и «органы государственной власти в Российской Федерации»? 6. Органы государственной власти РСФСР и органы государственной власти Российской Федерации: в чем их различие, на каких принципах строилась система органов государственной власти в РСФСР и на каких принципах она действует в современной России?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|