Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теория субэкумен и проблема своеобразия стыковых культур 14 глава

(общечеловеческой). Примеры субэкуменальных уз-

 

==209

 

 

лов. первые, архаические центры цивилизации, вызвавшие диффузию объединяющих

идей среди окружающих племен; Византия с обращенными в православие славянскими и

кавказскими народами; Тибет с Монголией; Иран и страны, в которых ощутимо

влияние персидской культуры. Существует возможность трактовать как

субэкуменальные узлы некоторые современные «блоки».

2. СУБЭКУМЕНА—завершенная попытка наднациональной культуры, выработавшая

самостоятельную философию (или мировую религию, впитавшую в себя философские

традиции). Самостоятельных философских традиций только три: средиземноморская,

индийская и китайская. Однако субэкумен мы насчитываем четыре, учитывая

модификацию средиземноморских традиций на Западе и Ближнем Востоке.

3. БИ(СУБ)ЭКУМЕНА(в дальнейшем, для благозвучия, — биэкумена) — исторически

сложившееся тесное единство двух субэкуменальных узлов, впоследствии давших

начало двум субэкуменам. Единственный пример—Средиземноморье. Элементы

биэкуменального единства есть в отношениях Индии с Ближним Востоком и Китаем.

Однако здесь скорее следует говорить о биэкуменальных узлах, то завязывавшихся,

то снова распадавшихся.

Не будучи исторической биэкуменой, сложившейся на основе общности культурного

наследия, Индия и Китай тем не менее могут рассматриваться как типологическая

биэкумена. Иначе говоря, по некоторым существенным характеристикам они вместе

противостоят Европе и Ближнему Востоку. Например, Средиземноморье (с

прилегающими к нему районами) — родина монотеистических религий; а в Индии и

Китае развитие «религий спасения» (буддизма, даосизма) идет другим путем"

Архитектурные формы и в Индии, и в Китае моделируют скорее образы природы

(дерево, холм), а в Средиземноморье — геометрические фигуры (пирамиды,

прямоугольники, цилиндры). На территории Индии, где индуистская архитектура

столкнулась с прекрасной геометрией мечетей, контраст бросается в глаза12. Менее

заметно (но существенно), что и в Индии, и в Китае обладать знанием (особенно

священным) — более почетно, чем владеть мечом. Еще Герцен заметил, что все

императоры, кроме китайского, носят военный мундир...

Каждая субэкумена и биэкумена может рассматриваться как социальный организм со

своими особенностями социальной стратификации, иерархии статусов, формы и

иерархии символов реальности и т.п. По нашему мнению, Маркс подходил имен-

 

К оглавлению

==210

 

 

но к этой проблеме, когда говорил (во множественном числе) об азиатских способах

производства. Автор — не экономист и не в силах заняться анализом менявшегося

социально-экономического строя нескольких великих цивилизаций. Однако ниже будет

сделана попытка привести несколько примеров связи «восточного неба» с «восточной

землей».

Первое кругосветное путешествие было совершено в XVI веке. Транспортные связи,

охватившие весь земной шар, стали всеобъемлющими, прочными и надежными еще позже

(примерно к XIX веку). А единство мировой культуры, формирующееся в этих связях,

до сих пор остается делом будущего.

Однако уже во II тысячелетии до н.э. монархи называли себя царями четырех сторон

света; и уже в I тысячелетии до н.э. возникают мировые религии, обращенные к

каждому человеку, без различия рода и племени. Практически грады земные и грады

Божьи не выходят за рамки глобального региона (в лучшем случае — двух тесно

связанных соседних регионов, как в античном Средиземноморье). Но в сознании

пророков, мьгслителей, законодателей действительно жила идея МИРОВОЙ

цивилизации, и в Китае Конфуция, в Индии Ашоки, в древней Иудее, Греции и Риме

действительно складывались символы и политически-правовые системы, легшие в

основу мирового общения. В конечном счете, когда Средиземноморье раскололось на

христианский мир и мир ислама, возникли четыре варианта, четыре проекта «единого

человеческого общежития», четыре способа подчинять племенное и национальное

общечеловеческому. Возникли четыре субэкумены, каждая из которых в принципе

общечеловечна, суперэтнична, накладывается на различия народных культур,

подчиняет их себе, и в то же время сама по отношению к другим субэкуменам

является инидвидуальной культурой.

Каждая субэкумена (скажем об этом снова) — это социальный организм, в котором

символы должного и практически существующие отношения (Семейные, политические,

экономические) связаны друг с другом и до какой-то степени поддерживают друг

друга. Исчезновение буддизма в Индии и отступяение его в Китае (во II

тысячелетии н.э.) можно объяснить тем, что буддизм не сумел ни изменить

существовавших форм семьи, общины, касты, ни приспособиться к ним так, как это

сделали соперничающие учения (конфуцианство и вишнуизм). Победили религии, прямо

ориентировавшиеся на этику большой семьи и получившие поддержку в деревне, где

община и боль-

 

==211

 

 

шая семья были решающими условиями производства'3. Иногда можно указать на

прямую связь между системами ценностей субэкумены и ее экономической практикой.

Так, сравнительно высокая оценка достоинства крестьянского труда в Китае связана

с периодическим возвращением земли тем, кто ее обрабатывает (при «смене мандата»

и великих реформах). Напротив, в Индии юридическое лицо, облагаемое поземельным

налогом, обычно землю не обрабатывало. Все попытки мусульманских, а потом

английских администраторов изменить этот порядок разбились о ценностные

представления индуизма, заставляющие избегать нечистого труда.

Как правило, связи между принципами и практикой несравненно сложнее. Но, так или

иначе, они сплетаются в прочную, почти нерушимую сеть. То, что истина в исламе

мыслится как закон, слово, продиктованное Аллахом (Кбран)14, органически связано

со всей политически-правовой структурой халифата. Главными причинами расколов в

исламе были несогласия в толковании государственного закона (о передаче власти

халифа) и более частных законов. Напротив, в христианстве закон расценивается

ниже благодати и целостность истины выражена только в личности Христа. Поэтому

расхождения в каноническом праве никогда не вели к образованию сект. Христиане

проклинали друг друга по иной причине — из-за разного понимания структуры

божественной личности. Византия предпочла погибнуть, чем допустить, что Святой

Дух истекает из Сына, а не только из Отца. На фоне этого ислам кажется

рациональным. Но, с другой стороны, личностное начало в христианстве сохраняло

(в преображенной форме) традиции античной свободы и было почвой, на которой

сделала первые шаги свободная личность Нового времени, а законничество ислама

поддерживало централизованную теократию.

Далее, Средиземноморье в целом противостоит Дальнему Востокукак культура

высказанной истины в противоположность невысказанной, принципиально невыразимой.

Хотя пути Бога неисповедимы, Коран в исламе и Христос в христианстве суть

высказанный абсолют. Напротив, Будда хранит «благородное молчание» о величайших

тайнах бытия, Лаоцзы восклицает: «О неясное! О туманное!» Индуистская Индия, с

ее равновесием высказанных и невысказанных, личных и безличных форм священного,

стоит здесь, видимо, посредине. В некоторых аспектах она ближе к

Средиземноморью, в других — к Дальнему Востоку. С туманностью символов абсолюта

связаны лаконизм языка дальневосточного искусства, предпочитающего намек

развернутому высказыванию, и отсутствие эротической мета-

 

==212

 

 

форы в священных книгах16. Дао настолько безлично, что невозможно любить его,

как Суламифь любила Соломона и суфий — Аллаха. Подобием Дао является скорее

пейзаж. И пейзаж, как самостоятельный жанр, складывается на Дальнем Востоке

гораздо раньше, чем в Европе (причем в совершенно иной функции: сунские пейзажи

— своего рода иконы тумана)'6.

Отсутствие эротической метафоры на вершинах культуры определенным образом

связано со строем китайской семьи и наложило глубокий отпечаток на реальную

жизнь чувств. Никакая священная книга не разрешала китайцам «оставить отца

своего и мать свою и прилепиться к жене своей, и стать одной плотью» (Быт., 2,

24). Любовь ассоциируется не со свободой (выбора партнера), а с долгом (по

отношению к родителям, братьям, сестрам). Оставить отца и мать китаец не вправе

ни при каких условиях. Во всяком случае, культура этого не санкционирует. Нет

«Песни песней», нет «Гитаговинды», нет безграничного царства любовного

воображения, в котором личность компенсирует себя за практические ограничения в

семье. Безумие любви не возведено поэзией не пьедестал, не уравновесило царства

рассудка и не завоевало в самой практической жизни широкой области запрещенного,

но воспетого, как грех Франчески да Римини. Женщина, униженная в быту, даже в

поэзии не сливается с божеством, и ни один китайский император не построил Тадж

Махал. Поэты предпочитали воспевать дружбу (единственную сферу общения, в

которой китаец оставался свободным) и седые волосы (признак возраста,

позволявшего уйти со службы). А в итоге — не было дополнительного импульса для

перехода от большой семьи к малой и расширенные родственные связи затрудняют

современное развитие. Далее, туманность символов абсолюта помешала (и в Китае, и

в Индии) развитию конфликта между религией и философией, обостренного в

Средиземноморье еще и этнической разнородностью религиозных учений (созданных

семитами), греческой философии и римского права. В Индии и в Китае нет самого

различия терминов «философия» и «богословие». Невозможно помыслить об

«опровержении философии» (аль-Газали); но зато нет и «Опровержения опровержения»

Ибн Рушда. Философия не низводилась до роли «служанки богословия» (Фома

Аквинский) — и не восставала против своей роли. В неразвитом единстве культуры

наука не подвергалась погромам, но зато несравненно меньшими были ее шансы на

высвобождение из симбиоза с религией и превращение в самостоятельную

общественную силу.

С характером представлений о высшей истине связан и характер верховного

государственного авторитета. Халиф, захватив

 

==213

 

 

власть, становится имамом (духовным руководителем), но с обязательным условием

исповедовать и защищать то, что написано в Коране. Напротив, китайский император

был обладателем непосредственного Мандата Неба, безграничного, превосходящего

всякое писание, и мог оказывать поддержку любому учению (или, если ему это было

угодно, казнить буддийских монахов десятками тысяч; и никакая инстанция не могла

приговорить его за это к бичеванию, как Генриха II Плантагенета). Уникальной

особенностью Запада был раскол высших авторитетов и борьба между императором и

папой (единственная слабая аналогия на Востоке — противостояние императора

сёгуну в Японии). Исторически сложившаяся неупорядоченность, вдохновленная

учением Августи"на о двух градах, очень облегчила положение реальных

средневековых городов, боровшихся за независимость от феодалов, и помогла

рождению ранних форм нового, буржуазного общества.

В известной связи с ценностными представлениями находится и структура отношений

между субэкуменой и этническими коллективами, оказавшимися в ее сфере. Эти

отношения каждый раз свои, неповторимо особые. Коротко говоря, китайский способ

устроения Поднебесной оставляет этнические различия медленно распадаться в

простонародье, связывая грамотных единой иероглифической структурой, независимой

от живого языка. Этническое мыслится здесь как варварское, лишенное всякой

ценности. Индийский способ интерпретирует этнические различия как субэтнические,

как аспекты единой религиозно-кастовой системы, ничего не отвергающей, но все

подчиняющей своей запутанной иерархии'7. Средневековый ислам первоначально

предполагал не только единую религиозно-правовую и политическую постройку,

халифат, но и арабизацию; однако иранцы сумели вырваться из нее, тюрки не

подчинились, и на развалинах халифата возникли соперничающие полиэтнические

империи, каждая из которых претендует на ортодоксию и универсальность. Наконец,

средневековый христианский Запад ограничивается религиозной связью и единым

языком церкви, предоставляя этническое развитие стихии, из которой на пороге

Нового времени рождаются современные нации, связанные общностью светской

культуры, традициями Возрождения, классицизма, Просвещения и т.п., но каждая со

своим языком, со своим государством, со своим патриотизмом.

Племя могло усыновить чужака, и Древний Египет в известном смысле усыновил

Иосифа. Но диффузия культуры в племенном и раннеисторическом обществе

заторможена. Для пле-

 

==214

 

 

мени известная закрытость была элементарным условием существования. В

дописьменном быту нет эталона поведения, отличного от самого поведения. Нет

принципов, занесенных в книгу, хранимых независимо от слабых людей. Дух племени

можно усвоить, только войдя в его живую жизнь, став членом племени и шаг за

шагом проходя через обряды, в которых мудрость старцев передается вместе с

должным (трепетным) отношением к ней. Поэтому принимать в племя можно было

только поодиночке или небольшими группами. Поэтому непосвященных ни в коем

случае нельзя было подпускать к святая святых. И обмен информацией МЕЖДУ

племенами (даже жившими в теснейшем соседстве) НЕОБХОДИМО ограничивался

профанической областью, не затрагивая племенной «идеологии». Новое входило при

этом в жизнь, если можно так сказать, с черного хода и только постепенно, шаг за

шагом накладывало отпечаток на ценности и установки.

Для сложившихся цивилизаций закрытость перестала быть необходимостью. Мудрость

их была записана, отделилась от общества, в книгу, приобрела обобщенную,

логически организованную форму, убеждавшую без помощи тамтама и способную

убедить каждого. Но, во-первых, эта универсальная форма родилась не сразу,

во-вторых, страх перед непосвященным еще долго держался, и к нему надо прибавить

высокомерное презрение к варварам, слишком низким, чтобы стоило их посвящать и

учить. Огромный разрыв между первыми цивилизациями и окружающими племенами

вызвал своего рода обострение «этноцентризма», даже сравнительно с племенным

уров-, нем. С одной стороны, это этноцентризм племен, испытывавших по отношению

к цивилизациям сложный комплекс неполноценности (перед материальным

превосходством «Вавилонской блудницы») и отвращения (к ее нравам, к распаду

племенной солидарности в классовом обществе). Из этого комплекса, собственно, и

выросло варварство, стремление разрушить растленную цивилизацию, вандализм. С

другой стороны, этноцентризм «развитых», сознание своего неизмеримого

превосходства, вплоть до отказа признать варваров людьми. Понадобились

тысячелетия, чтобы возникла идея о просветительной миссии цивилизации. У древних

египтян, считавших своих соседей потомками дьяволов, этой идеи (во всяком

случае, до Нового царства) нет; не было ее, вероятно, и у иньцев; но в

конфуцианском Китае она уже есть и вошла в дипломатический словарь Сына Неба

(повелевавшего своим вассалам править, почитая принцип гуманности).

 

==215

 

 

Наконец, совсем поздно (и прежде всего у бывших варваров) складывается идея, что

не грех и самим поучиться, что достоинство (а не порок) цивилизации — открытость

к чужому.

Рецидивы этнического высокомерия встречались и в средние века (например, в

Византии) и даже в Европе Нового времени (и прежде всего в Испании; Джансен и

Стоун сравнивают в этом отношении Японию и Англию — не в пользу последней18).

Каждый раз эта болезнь приводит к отставанию, часто к гибели. Высокомерный

этноцентризм — одна из важнейших причин гибели первых цивилизаций.

То, что цивилизации Индии и Китая не разделили общей судьбы, нуждается в особом

объяснении. По-видимому, существенно, что исторический Китай и историческая

Индия — системы, в сущности говоря, дочерние (хотя и очень старые). Они

опираются на опыт ДВУХ столкнувшихся традиций (иньской — «злого неба» и чжоуской

— «доброго неба», протоиндийской и арийской). Эта «разность этнических

потенциалов» была не так велика, как в античном Средиземноморье, но все ж^

достаточна для накопления необходимых запасов стереотипов, о которых говорит

Леви-Стросс, и для возникновения универсальных религиозно-философских принципов.

Цивилизации Индии и Китая однородны и автохтонны относительно (сравнительно с

Западом); но они не однородны и не автохтонны сравнительно с Древним Египтом.

Они оказались достаточно всеобщими, чтобы создать религиозные, философские,

эстетические основы субэкумены.

Субэкумены могут быть БОЛЕЕ или МЕНЕЕ универсальны, более или менее открыты к

чужому. Но они все обладают одним свойством: покорять вторгшихся варваров и

превращать их в носителей СВОИХ принципов и ценностей. Так, венгры, вторгшись в

Европу, стали западным народом; монголы и тюрки, вторгшись на Ближний Восток,

стали носителями ислама; многочисленные племена, вторгшиеся в Китай, становились

китайцами, а в Индии образовывали новые индийские касты.

Универсальный характер культуры может быть основой самосохранения не только

субэкумен, но и отдельных наций. Например, персы, разбитые, покоренные,

исламизированные арабами, сперва вынуждены были выучивать арабский язык и

выдвигаться как арабские поэты и ученые; затем возникла новоперсидская поэзия —

и завоевала культурную гегемонию в значительной части Востока; наконец, тюркский

религиозно-племенной союз кызылбашей, захватив Иран, сделал персидский язык

государственным, и, таким образом, суверенитет страны

 

==216

 

 

был восстановлен без единого выигранного персами сражения; а южный Азейрбайджан,

из которого кызылбаши происходили, стал персидской провинцией. Персидские

традиции высокой культуры воссоздали здесь систему, которую «пассионарность»

кызылбашей только привела в движение, как вода — мельничное колесо.

Все это довольно похоже на китайско-маньчжурские отношения. Но есть и разница.

Особенностью субэкумен является то, что традиции культуры не совпадают в них

(хотя бы отчасти) с НАРОДНОЙ культурой. Скорее наоборот: уровень культуры

субэкумены — это уровень, если можно так сказать, сверхнародный; уровень,

записанный в иероглифах, или в средневековой латыни, или в арабо-персидской

литературе Ближнего Востока, формирующей сознание образованного турка. Этот

уровень опирается на философскую мораль мудрецов и религиозное вдохновение

пророков. В отдельных случаях влияние его оказывается ничтожным, и никто не

способен помешать Чингисхану завоевать полмира. Но будущее смыкается с прошлым,

и внуки Темучина становятся в Китае буддистами, на Ближнем Востоке —

мусульманами. Завоевания, не приносящие с собой новых символов единства (как

принес ислам), рассыпаются в прах, и китайцы считают основателем династии Чжоу

не У-вана, завоевателя царства Инь, а его отца Вэнь-вана, легендарного

основателя чжоуской КУЛЬТУРЫ. Ведущие мыслители Китая всегда считали духовную

связь решающей, а политическую — только вспомогательной для единства и

благоденствия Поднебесной.

С этой точки зрения можно пересмотреть и персидский пример. Доисламский Иран —

самостоятельный субэкуменальный узел, боровшийся с Восточноримской империей за

право стать центром субэкумены. Носители его культуры не были провинциально

ограничены, как в Сирии или Египте, и арабский ислам встретил в них достойных

соперников. Внешним образом они ему подчинились; внутренне они остались

непокоренными и нашли новое выражение в терминах самого ислама, повернув его

по-своему. Сирийцы и копты, замкнувшиеся в рамках религиозных общин (по замыслу

вселенских, но к VI веку совершенно провинциальных), шаг за шагом отступали

перед всемирным пафосом ислама и в конце концов арабизировались; персы,

«нырнувшие» в ислам, «вынырнули» в шиизме (отвергнутом большинством арабов) и в

новоперсидской культуре. Субэкуменальный уровень мысли и чувства, выраженный в

арабском исламе, мог быть уровновешен только способностью жить

 

==217

 

 

и мыслить в формах, в масштабах, не уступавших по своему вселенскому размаху.

Властители мира могли подавить и разрушить любую местную культуру, лепившуюся

вокруг местного культа, но субэкуменальная культура почти всегда была сильнее

их.

Узловые моменты движения от субэкуменальных узлов к субэкуменам и биэкумене

можно свести к трем формам (своего рода лозунгам, девизам): 1) не хотим ни

учить, ни учиться, хотя практически нехотя учим — в схеме: цивилизация =>

варвары; 2) готовы учить, но учиться нам не у кого — в схеме: дочерняя

цивилизация <= цивилизация => варвары; 3) готовы учить и учиться — в схеме:

цивилизация <=> цивилизация.

На основе модели (2) сложились индийская и китайская субэкумены; на основе

модели (3) — средиземноморская биэкумена, и в особенности западная ее часть —

древний и средневековый Запад.

В Индии и в Китае ядром субэкумены были цивилизации, построенные на обломках

своих предшественниц, но далее не встречавшие могущественных духовных соперников

и постепенно, шаг за шагом распространившиеся на огромное пространство

(индийский подконтинент, долины Хуанхэ и Янцзы). Этническое и глобальное здесь

до конца не отделилось друг от друга. Господствующий этнос совпадает с ядром

субэкумены. Самостоятельные, не ассимилированные дочерние культуры располагаются

(как и в Средиземноморье) на полуостровах и островах; но их удельный вес

сравнительно с физически и духовно гигантским ядром невелик; они разбросаны и не

сливались в единый мир, подобный средиземноморскому Западу. Единое гигантское

ядро господствует над периферией, и монизм системы подчеркивается слабостью

биэкуменальных связей (единственный крупный пример противоположного —

распространение буддизма из Индии в Китай). Динамические возможности дочерних

культур (таких, как Япония) остаются здесь не раскрытыми вплоть до Нового

времени., Напротив, в Средиземноморье становление биэкумены обогнало

становление субэкумен, предшествовало им и наложило на них свой динамический

отпечаток. Великие цивилизации

 

==218

 

 

архаической древности оказались здесь в тесном соседстве (в пространстве между

восточным побережьем Средиземного моря и Месопотамией), и вопреки этноцентризму

объективно сложилось их общее поле, общая периферия. Попадая в поле ОДНОЙ

цивилизации, племена легко подчинялись, ассимилировались. Попадая в ОБЩЕЕ поле,

они оказывались под перекрестным огнем РАЗНЫХ потоков символов и тяготели не к

ассимиляции, а к формированию самостоятельных новых цивилизаций. Финикийские и

греческие города-государства колонизовали западное и северное Средиземноморье,

подтолкнули развитие местных племен (Рим) и создали новую, западную субэкумену,

обладавшую важным преимуществом: свободой от пережитков архаики (такой же

важной, как свобода США от пережитков феодализма). Все цивилизации, вошедшие в

новый древний мир (финикийская, греческая, римская), были ученические, знавшие о

существовании своих более древних учителей и поэтому менее замкнутые в своем

этноцентризме (ср. Китай — Япония, Индия — Индонезия)19; и между ними

сравнительно легко устанавливались отношения диалога.

Диалог начинается в рамках ВСЕХ дочерних цивилизаций как ВНУТРЕННИЙ разговор

автохтонных (или давно заимствованных) культурных начал с недавно

приобретенными. Возникают постоянный интерес к чужому и противоборствующее ему

«почвенное» течение. Но только в новом древнем Средиземноморье впервые сложились

условия для перехода к внешнему диалогу, к взаимному сравниванию цивилизаций.

«Сравнительные жизнеописания» Плутарха — книга, одинаково охотно читавшаяся и

греками, и римлянами. Ничего подобного не было в традиционном Китае и в Индии

(по крайней мере не было до эпохи Акбара). Таким образом, в Средиземноморье уже

в древности сложился многосторонний диалог.

 

 

Запад <=> римляне <^

Ближний Восток

греки

 

 

«Полифония» была усилена возникновением двух новых, специфически

средиземноморских явлений: диаспоры (еврейской, армянской, несторианской) и

церкви. Диаспора связывала христианский мир с миром ислама или (несториане)

Ближний Восток со степями Средней Азии, с Китаем, играла роль посредника в

обмене товаров и в обмене идеями, роль переводчика. А церковь — первое в своем

роде международное учреждение, противостоящее всем государствам, —создала рам-

 

==219

 

 

ки для развития независимых и в то же время взаимозависимых местных культур. В

этой обстановке, достаточно дифференцированной, достаточно открытой для чужого и

нового, возникла сперва культура городов-государств (Флоренция, Венеция и др.),

а затем, после ее крушения, — культура буржуазных наций.

Таким образом, сложилась новая форма «коалиции культур» — многонациональная. Мы

не беремся дать полное определение нации. Однако хочется подчеркнуть, что нация

немыслима вне системы наций. Изолированная культура (Тибет) или культура,

поглощавшая своих соседей (Китай), не суть нации. Нация — это узел связи в

международной системе многонационального общения. И формирование наций немыслимо

без одновременного формирования системы их взаимоотношения (процесс, который

можно наблюдать и в современном афроазиатском мире).

Рождение системы наций вывело Запад из-под власти застоя, на долгие века

сковывавшего великие цивилизации прошлого. Отдельные европейские нации могли

приходить в упадок (Испания, Германия, Италия XVII-XVIII веков). Но развитие

Европы в целом, шедшее несколькими параллельными путями, не знало остановок.

Именно этот процесс, начавшийся в XVII веке, получил название «модернизация», и

он связан с переходом старых, архаических форм «коалиции культур» к новой,

современной форме национальной жизни и межнационального общения.

Однако этот переход связан с огромной трудностью. Самобытность становящихся

(«новых») наций Азии и Африки тесно связана со старой, донациональной формой

общения этнических единиц. Полное разрушение старых глобальных регионов и

вступление во всемирное сообщество на правах отдельной нации — односторонне

западническое решение, и подавляющее большинство афро-азиатских наций отвергает

его. Для развития своих местных традиций (превращающихся в национальные) они

нуждаются в сохранении, восстановлении и развитии субэкуменальных,

«панрелигиозных» и «паннациональных» связей. Поэтому идея региональной

консолидации для борьбы с Западом увлекает современный афро-азиатский мир так

же, как русских славянофилов увлекала идея панславизма20.

Нельзя расценивать это как простое ретроградство. В установках на региональную

культурную почву много беспочвенного, много цепляния за архаические формы жизни,

размываемые мо-

 

К оглавлению

==220

 

 

дернизацией. Но есть и свое «рациональное зерно». То, что сейчас называют

мировой культурой, — скорее перспектива, чем реальность. Отчасти это безликий

поток суррогатов, изготовленных для массового обихода. По отношению к нему

борьба за местную и региональную культуру есть борьба за культуру вообще.

Отчасти же мировая культура остается культурой, но культурой западной,

европейской, и невозможно ожидать, что индийцы, китайцы, народы Ближнего Востока

безоговорочно примут ее; по крайней мере до тех пор, пока западная культура не

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...