Теория субэкумен и проблема своеобразия стыковых культур 14 глава
(общечеловеческой). Примеры субэкуменальных уз-
==209
лов. первые, архаические центры цивилизации, вызвавшие диффузию объединяющих идей среди окружающих племен; Византия с обращенными в православие славянскими и кавказскими народами; Тибет с Монголией; Иран и страны, в которых ощутимо влияние персидской культуры. Существует возможность трактовать как субэкуменальные узлы некоторые современные «блоки». 2. СУБЭКУМЕНА—завершенная попытка наднациональной культуры, выработавшая самостоятельную философию (или мировую религию, впитавшую в себя философские традиции). Самостоятельных философских традиций только три: средиземноморская, индийская и китайская. Однако субэкумен мы насчитываем четыре, учитывая модификацию средиземноморских традиций на Западе и Ближнем Востоке. 3. БИ(СУБ)ЭКУМЕНА(в дальнейшем, для благозвучия, — биэкумена) — исторически сложившееся тесное единство двух субэкуменальных узлов, впоследствии давших начало двум субэкуменам. Единственный пример—Средиземноморье. Элементы биэкуменального единства есть в отношениях Индии с Ближним Востоком и Китаем. Однако здесь скорее следует говорить о биэкуменальных узлах, то завязывавшихся, то снова распадавшихся. Не будучи исторической биэкуменой, сложившейся на основе общности культурного наследия, Индия и Китай тем не менее могут рассматриваться как типологическая биэкумена. Иначе говоря, по некоторым существенным характеристикам они вместе противостоят Европе и Ближнему Востоку. Например, Средиземноморье (с прилегающими к нему районами) — родина монотеистических религий; а в Индии и Китае развитие «религий спасения» (буддизма, даосизма) идет другим путем"
Архитектурные формы и в Индии, и в Китае моделируют скорее образы природы (дерево, холм), а в Средиземноморье — геометрические фигуры (пирамиды, прямоугольники, цилиндры). На территории Индии, где индуистская архитектура столкнулась с прекрасной геометрией мечетей, контраст бросается в глаза12. Менее заметно (но существенно), что и в Индии, и в Китае обладать знанием (особенно священным) — более почетно, чем владеть мечом. Еще Герцен заметил, что все императоры, кроме китайского, носят военный мундир... Каждая субэкумена и биэкумена может рассматриваться как социальный организм со своими особенностями социальной стратификации, иерархии статусов, формы и иерархии символов реальности и т.п. По нашему мнению, Маркс подходил имен-
К оглавлению ==210
но к этой проблеме, когда говорил (во множественном числе) об азиатских способах производства. Автор — не экономист и не в силах заняться анализом менявшегося социально-экономического строя нескольких великих цивилизаций. Однако ниже будет сделана попытка привести несколько примеров связи «восточного неба» с «восточной землей». Первое кругосветное путешествие было совершено в XVI веке. Транспортные связи, охватившие весь земной шар, стали всеобъемлющими, прочными и надежными еще позже (примерно к XIX веку). А единство мировой культуры, формирующееся в этих связях, до сих пор остается делом будущего. Однако уже во II тысячелетии до н.э. монархи называли себя царями четырех сторон света; и уже в I тысячелетии до н.э. возникают мировые религии, обращенные к каждому человеку, без различия рода и племени. Практически грады земные и грады Божьи не выходят за рамки глобального региона (в лучшем случае — двух тесно связанных соседних регионов, как в античном Средиземноморье). Но в сознании пророков, мьгслителей, законодателей действительно жила идея МИРОВОЙ
цивилизации, и в Китае Конфуция, в Индии Ашоки, в древней Иудее, Греции и Риме действительно складывались символы и политически-правовые системы, легшие в основу мирового общения. В конечном счете, когда Средиземноморье раскололось на христианский мир и мир ислама, возникли четыре варианта, четыре проекта «единого человеческого общежития», четыре способа подчинять племенное и национальное общечеловеческому. Возникли четыре субэкумены, каждая из которых в принципе общечеловечна, суперэтнична, накладывается на различия народных культур, подчиняет их себе, и в то же время сама по отношению к другим субэкуменам является инидвидуальной культурой. Каждая субэкумена (скажем об этом снова) — это социальный организм, в котором символы должного и практически существующие отношения (Семейные, политические, экономические) связаны друг с другом и до какой-то степени поддерживают друг друга. Исчезновение буддизма в Индии и отступяение его в Китае (во II тысячелетии н.э.) можно объяснить тем, что буддизм не сумел ни изменить существовавших форм семьи, общины, касты, ни приспособиться к ним так, как это сделали соперничающие учения (конфуцианство и вишнуизм). Победили религии, прямо ориентировавшиеся на этику большой семьи и получившие поддержку в деревне, где община и боль-
==211
шая семья были решающими условиями производства'3. Иногда можно указать на прямую связь между системами ценностей субэкумены и ее экономической практикой. Так, сравнительно высокая оценка достоинства крестьянского труда в Китае связана с периодическим возвращением земли тем, кто ее обрабатывает (при «смене мандата» и великих реформах). Напротив, в Индии юридическое лицо, облагаемое поземельным налогом, обычно землю не обрабатывало. Все попытки мусульманских, а потом английских администраторов изменить этот порядок разбились о ценностные представления индуизма, заставляющие избегать нечистого труда. Как правило, связи между принципами и практикой несравненно сложнее. Но, так или иначе, они сплетаются в прочную, почти нерушимую сеть. То, что истина в исламе мыслится как закон, слово, продиктованное Аллахом (Кбран)14, органически связано
со всей политически-правовой структурой халифата. Главными причинами расколов в исламе были несогласия в толковании государственного закона (о передаче власти халифа) и более частных законов. Напротив, в христианстве закон расценивается ниже благодати и целостность истины выражена только в личности Христа. Поэтому расхождения в каноническом праве никогда не вели к образованию сект. Христиане проклинали друг друга по иной причине — из-за разного понимания структуры божественной личности. Византия предпочла погибнуть, чем допустить, что Святой Дух истекает из Сына, а не только из Отца. На фоне этого ислам кажется рациональным. Но, с другой стороны, личностное начало в христианстве сохраняло (в преображенной форме) традиции античной свободы и было почвой, на которой сделала первые шаги свободная личность Нового времени, а законничество ислама поддерживало централизованную теократию. Далее, Средиземноморье в целом противостоит Дальнему Востокукак культура высказанной истины в противоположность невысказанной, принципиально невыразимой. Хотя пути Бога неисповедимы, Коран в исламе и Христос в христианстве суть высказанный абсолют. Напротив, Будда хранит «благородное молчание» о величайших тайнах бытия, Лаоцзы восклицает: «О неясное! О туманное!» Индуистская Индия, с ее равновесием высказанных и невысказанных, личных и безличных форм священного, стоит здесь, видимо, посредине. В некоторых аспектах она ближе к Средиземноморью, в других — к Дальнему Востоку. С туманностью символов абсолюта связаны лаконизм языка дальневосточного искусства, предпочитающего намек развернутому высказыванию, и отсутствие эротической мета-
==212
форы в священных книгах16. Дао настолько безлично, что невозможно любить его, как Суламифь любила Соломона и суфий — Аллаха. Подобием Дао является скорее пейзаж. И пейзаж, как самостоятельный жанр, складывается на Дальнем Востоке гораздо раньше, чем в Европе (причем в совершенно иной функции: сунские пейзажи
— своего рода иконы тумана)'6. Отсутствие эротической метафоры на вершинах культуры определенным образом связано со строем китайской семьи и наложило глубокий отпечаток на реальную жизнь чувств. Никакая священная книга не разрешала китайцам «оставить отца своего и мать свою и прилепиться к жене своей, и стать одной плотью» (Быт., 2, 24). Любовь ассоциируется не со свободой (выбора партнера), а с долгом (по отношению к родителям, братьям, сестрам). Оставить отца и мать китаец не вправе ни при каких условиях. Во всяком случае, культура этого не санкционирует. Нет «Песни песней», нет «Гитаговинды», нет безграничного царства любовного воображения, в котором личность компенсирует себя за практические ограничения в семье. Безумие любви не возведено поэзией не пьедестал, не уравновесило царства рассудка и не завоевало в самой практической жизни широкой области запрещенного, но воспетого, как грех Франчески да Римини. Женщина, униженная в быту, даже в поэзии не сливается с божеством, и ни один китайский император не построил Тадж Махал. Поэты предпочитали воспевать дружбу (единственную сферу общения, в которой китаец оставался свободным) и седые волосы (признак возраста, позволявшего уйти со службы). А в итоге — не было дополнительного импульса для перехода от большой семьи к малой и расширенные родственные связи затрудняют современное развитие. Далее, туманность символов абсолюта помешала (и в Китае, и в Индии) развитию конфликта между религией и философией, обостренного в Средиземноморье еще и этнической разнородностью религиозных учений (созданных семитами), греческой философии и римского права. В Индии и в Китае нет самого различия терминов «философия» и «богословие». Невозможно помыслить об «опровержении философии» (аль-Газали); но зато нет и «Опровержения опровержения» Ибн Рушда. Философия не низводилась до роли «служанки богословия» (Фома Аквинский) — и не восставала против своей роли. В неразвитом единстве культуры наука не подвергалась погромам, но зато несравненно меньшими были ее шансы на высвобождение из симбиоза с религией и превращение в самостоятельную общественную силу. С характером представлений о высшей истине связан и характер верховного государственного авторитета. Халиф, захватив
==213
власть, становится имамом (духовным руководителем), но с обязательным условием исповедовать и защищать то, что написано в Коране. Напротив, китайский император был обладателем непосредственного Мандата Неба, безграничного, превосходящего всякое писание, и мог оказывать поддержку любому учению (или, если ему это было
угодно, казнить буддийских монахов десятками тысяч; и никакая инстанция не могла приговорить его за это к бичеванию, как Генриха II Плантагенета). Уникальной особенностью Запада был раскол высших авторитетов и борьба между императором и папой (единственная слабая аналогия на Востоке — противостояние императора сёгуну в Японии). Исторически сложившаяся неупорядоченность, вдохновленная учением Августи"на о двух градах, очень облегчила положение реальных средневековых городов, боровшихся за независимость от феодалов, и помогла рождению ранних форм нового, буржуазного общества. В известной связи с ценностными представлениями находится и структура отношений между субэкуменой и этническими коллективами, оказавшимися в ее сфере. Эти отношения каждый раз свои, неповторимо особые. Коротко говоря, китайский способ устроения Поднебесной оставляет этнические различия медленно распадаться в простонародье, связывая грамотных единой иероглифической структурой, независимой от живого языка. Этническое мыслится здесь как варварское, лишенное всякой ценности. Индийский способ интерпретирует этнические различия как субэтнические, как аспекты единой религиозно-кастовой системы, ничего не отвергающей, но все подчиняющей своей запутанной иерархии'7. Средневековый ислам первоначально предполагал не только единую религиозно-правовую и политическую постройку, халифат, но и арабизацию; однако иранцы сумели вырваться из нее, тюрки не подчинились, и на развалинах халифата возникли соперничающие полиэтнические империи, каждая из которых претендует на ортодоксию и универсальность. Наконец, средневековый христианский Запад ограничивается религиозной связью и единым языком церкви, предоставляя этническое развитие стихии, из которой на пороге Нового времени рождаются современные нации, связанные общностью светской культуры, традициями Возрождения, классицизма, Просвещения и т.п., но каждая со своим языком, со своим государством, со своим патриотизмом. Племя могло усыновить чужака, и Древний Египет в известном смысле усыновил Иосифа. Но диффузия культуры в племенном и раннеисторическом обществе заторможена. Для пле-
==214
мени известная закрытость была элементарным условием существования. В дописьменном быту нет эталона поведения, отличного от самого поведения. Нет принципов, занесенных в книгу, хранимых независимо от слабых людей. Дух племени можно усвоить, только войдя в его живую жизнь, став членом племени и шаг за шагом проходя через обряды, в которых мудрость старцев передается вместе с должным (трепетным) отношением к ней. Поэтому принимать в племя можно было только поодиночке или небольшими группами. Поэтому непосвященных ни в коем случае нельзя было подпускать к святая святых. И обмен информацией МЕЖДУ племенами (даже жившими в теснейшем соседстве) НЕОБХОДИМО ограничивался профанической областью, не затрагивая племенной «идеологии». Новое входило при этом в жизнь, если можно так сказать, с черного хода и только постепенно, шаг за шагом накладывало отпечаток на ценности и установки. Для сложившихся цивилизаций закрытость перестала быть необходимостью. Мудрость их была записана, отделилась от общества, в книгу, приобрела обобщенную, логически организованную форму, убеждавшую без помощи тамтама и способную убедить каждого. Но, во-первых, эта универсальная форма родилась не сразу, во-вторых, страх перед непосвященным еще долго держался, и к нему надо прибавить высокомерное презрение к варварам, слишком низким, чтобы стоило их посвящать и учить. Огромный разрыв между первыми цивилизациями и окружающими племенами вызвал своего рода обострение «этноцентризма», даже сравнительно с племенным уров-, нем. С одной стороны, это этноцентризм племен, испытывавших по отношению к цивилизациям сложный комплекс неполноценности (перед материальным превосходством «Вавилонской блудницы») и отвращения (к ее нравам, к распаду племенной солидарности в классовом обществе). Из этого комплекса, собственно, и выросло варварство, стремление разрушить растленную цивилизацию, вандализм. С другой стороны, этноцентризм «развитых», сознание своего неизмеримого превосходства, вплоть до отказа признать варваров людьми. Понадобились тысячелетия, чтобы возникла идея о просветительной миссии цивилизации. У древних египтян, считавших своих соседей потомками дьяволов, этой идеи (во всяком случае, до Нового царства) нет; не было ее, вероятно, и у иньцев; но в конфуцианском Китае она уже есть и вошла в дипломатический словарь Сына Неба (повелевавшего своим вассалам править, почитая принцип гуманности).
==215
Наконец, совсем поздно (и прежде всего у бывших варваров) складывается идея, что не грех и самим поучиться, что достоинство (а не порок) цивилизации — открытость к чужому. Рецидивы этнического высокомерия встречались и в средние века (например, в Византии) и даже в Европе Нового времени (и прежде всего в Испании; Джансен и Стоун сравнивают в этом отношении Японию и Англию — не в пользу последней18). Каждый раз эта болезнь приводит к отставанию, часто к гибели. Высокомерный этноцентризм — одна из важнейших причин гибели первых цивилизаций. То, что цивилизации Индии и Китая не разделили общей судьбы, нуждается в особом объяснении. По-видимому, существенно, что исторический Китай и историческая Индия — системы, в сущности говоря, дочерние (хотя и очень старые). Они опираются на опыт ДВУХ столкнувшихся традиций (иньской — «злого неба» и чжоуской — «доброго неба», протоиндийской и арийской). Эта «разность этнических потенциалов» была не так велика, как в античном Средиземноморье, но все ж^ достаточна для накопления необходимых запасов стереотипов, о которых говорит Леви-Стросс, и для возникновения универсальных религиозно-философских принципов. Цивилизации Индии и Китая однородны и автохтонны относительно (сравнительно с Западом); но они не однородны и не автохтонны сравнительно с Древним Египтом. Они оказались достаточно всеобщими, чтобы создать религиозные, философские, эстетические основы субэкумены. Субэкумены могут быть БОЛЕЕ или МЕНЕЕ универсальны, более или менее открыты к чужому. Но они все обладают одним свойством: покорять вторгшихся варваров и превращать их в носителей СВОИХ принципов и ценностей. Так, венгры, вторгшись в Европу, стали западным народом; монголы и тюрки, вторгшись на Ближний Восток, стали носителями ислама; многочисленные племена, вторгшиеся в Китай, становились китайцами, а в Индии образовывали новые индийские касты. Универсальный характер культуры может быть основой самосохранения не только субэкумен, но и отдельных наций. Например, персы, разбитые, покоренные, исламизированные арабами, сперва вынуждены были выучивать арабский язык и выдвигаться как арабские поэты и ученые; затем возникла новоперсидская поэзия — и завоевала культурную гегемонию в значительной части Востока; наконец, тюркский религиозно-племенной союз кызылбашей, захватив Иран, сделал персидский язык государственным, и, таким образом, суверенитет страны
==216
был восстановлен без единого выигранного персами сражения; а южный Азейрбайджан, из которого кызылбаши происходили, стал персидской провинцией. Персидские традиции высокой культуры воссоздали здесь систему, которую «пассионарность» кызылбашей только привела в движение, как вода — мельничное колесо. Все это довольно похоже на китайско-маньчжурские отношения. Но есть и разница. Особенностью субэкумен является то, что традиции культуры не совпадают в них (хотя бы отчасти) с НАРОДНОЙ культурой. Скорее наоборот: уровень культуры субэкумены — это уровень, если можно так сказать, сверхнародный; уровень, записанный в иероглифах, или в средневековой латыни, или в арабо-персидской литературе Ближнего Востока, формирующей сознание образованного турка. Этот уровень опирается на философскую мораль мудрецов и религиозное вдохновение пророков. В отдельных случаях влияние его оказывается ничтожным, и никто не способен помешать Чингисхану завоевать полмира. Но будущее смыкается с прошлым, и внуки Темучина становятся в Китае буддистами, на Ближнем Востоке — мусульманами. Завоевания, не приносящие с собой новых символов единства (как принес ислам), рассыпаются в прах, и китайцы считают основателем династии Чжоу не У-вана, завоевателя царства Инь, а его отца Вэнь-вана, легендарного основателя чжоуской КУЛЬТУРЫ. Ведущие мыслители Китая всегда считали духовную связь решающей, а политическую — только вспомогательной для единства и благоденствия Поднебесной. С этой точки зрения можно пересмотреть и персидский пример. Доисламский Иран — самостоятельный субэкуменальный узел, боровшийся с Восточноримской империей за право стать центром субэкумены. Носители его культуры не были провинциально ограничены, как в Сирии или Египте, и арабский ислам встретил в них достойных соперников. Внешним образом они ему подчинились; внутренне они остались непокоренными и нашли новое выражение в терминах самого ислама, повернув его по-своему. Сирийцы и копты, замкнувшиеся в рамках религиозных общин (по замыслу вселенских, но к VI веку совершенно провинциальных), шаг за шагом отступали перед всемирным пафосом ислама и в конце концов арабизировались; персы, «нырнувшие» в ислам, «вынырнули» в шиизме (отвергнутом большинством арабов) и в новоперсидской культуре. Субэкуменальный уровень мысли и чувства, выраженный в арабском исламе, мог быть уровновешен только способностью жить
==217
и мыслить в формах, в масштабах, не уступавших по своему вселенскому размаху. Властители мира могли подавить и разрушить любую местную культуру, лепившуюся вокруг местного культа, но субэкуменальная культура почти всегда была сильнее их. Узловые моменты движения от субэкуменальных узлов к субэкуменам и биэкумене можно свести к трем формам (своего рода лозунгам, девизам): 1) не хотим ни учить, ни учиться, хотя практически нехотя учим — в схеме: цивилизация => варвары; 2) готовы учить, но учиться нам не у кого — в схеме: дочерняя цивилизация <= цивилизация => варвары; 3) готовы учить и учиться — в схеме: цивилизация <=> цивилизация. На основе модели (2) сложились индийская и китайская субэкумены; на основе модели (3) — средиземноморская биэкумена, и в особенности западная ее часть — древний и средневековый Запад. В Индии и в Китае ядром субэкумены были цивилизации, построенные на обломках своих предшественниц, но далее не встречавшие могущественных духовных соперников и постепенно, шаг за шагом распространившиеся на огромное пространство (индийский подконтинент, долины Хуанхэ и Янцзы). Этническое и глобальное здесь до конца не отделилось друг от друга. Господствующий этнос совпадает с ядром субэкумены. Самостоятельные, не ассимилированные дочерние культуры располагаются (как и в Средиземноморье) на полуостровах и островах; но их удельный вес сравнительно с физически и духовно гигантским ядром невелик; они разбросаны и не сливались в единый мир, подобный средиземноморскому Западу. Единое гигантское ядро господствует над периферией, и монизм системы подчеркивается слабостью биэкуменальных связей (единственный крупный пример противоположного — распространение буддизма из Индии в Китай). Динамические возможности дочерних культур (таких, как Япония) остаются здесь не раскрытыми вплоть до Нового времени., Напротив, в Средиземноморье становление биэкумены обогнало становление субэкумен, предшествовало им и наложило на них свой динамический отпечаток. Великие цивилизации
==218
архаической древности оказались здесь в тесном соседстве (в пространстве между восточным побережьем Средиземного моря и Месопотамией), и вопреки этноцентризму объективно сложилось их общее поле, общая периферия. Попадая в поле ОДНОЙ цивилизации, племена легко подчинялись, ассимилировались. Попадая в ОБЩЕЕ поле, они оказывались под перекрестным огнем РАЗНЫХ потоков символов и тяготели не к ассимиляции, а к формированию самостоятельных новых цивилизаций. Финикийские и греческие города-государства колонизовали западное и северное Средиземноморье, подтолкнули развитие местных племен (Рим) и создали новую, западную субэкумену, обладавшую важным преимуществом: свободой от пережитков архаики (такой же важной, как свобода США от пережитков феодализма). Все цивилизации, вошедшие в новый древний мир (финикийская, греческая, римская), были ученические, знавшие о существовании своих более древних учителей и поэтому менее замкнутые в своем этноцентризме (ср. Китай — Япония, Индия — Индонезия)19; и между ними сравнительно легко устанавливались отношения диалога. Диалог начинается в рамках ВСЕХ дочерних цивилизаций как ВНУТРЕННИЙ разговор автохтонных (или давно заимствованных) культурных начал с недавно приобретенными. Возникают постоянный интерес к чужому и противоборствующее ему «почвенное» течение. Но только в новом древнем Средиземноморье впервые сложились условия для перехода к внешнему диалогу, к взаимному сравниванию цивилизаций. «Сравнительные жизнеописания» Плутарха — книга, одинаково охотно читавшаяся и греками, и римлянами. Ничего подобного не было в традиционном Китае и в Индии (по крайней мере не было до эпохи Акбара). Таким образом, в Средиземноморье уже в древности сложился многосторонний диалог.
Запад <=> римляне <^ Ближний Восток греки
«Полифония» была усилена возникновением двух новых, специфически средиземноморских явлений: диаспоры (еврейской, армянской, несторианской) и церкви. Диаспора связывала христианский мир с миром ислама или (несториане) Ближний Восток со степями Средней Азии, с Китаем, играла роль посредника в обмене товаров и в обмене идеями, роль переводчика. А церковь — первое в своем роде международное учреждение, противостоящее всем государствам, —создала рам-
==219
ки для развития независимых и в то же время взаимозависимых местных культур. В этой обстановке, достаточно дифференцированной, достаточно открытой для чужого и нового, возникла сперва культура городов-государств (Флоренция, Венеция и др.), а затем, после ее крушения, — культура буржуазных наций. Таким образом, сложилась новая форма «коалиции культур» — многонациональная. Мы не беремся дать полное определение нации. Однако хочется подчеркнуть, что нация немыслима вне системы наций. Изолированная культура (Тибет) или культура, поглощавшая своих соседей (Китай), не суть нации. Нация — это узел связи в международной системе многонационального общения. И формирование наций немыслимо без одновременного формирования системы их взаимоотношения (процесс, который можно наблюдать и в современном афроазиатском мире). Рождение системы наций вывело Запад из-под власти застоя, на долгие века сковывавшего великие цивилизации прошлого. Отдельные европейские нации могли приходить в упадок (Испания, Германия, Италия XVII-XVIII веков). Но развитие Европы в целом, шедшее несколькими параллельными путями, не знало остановок. Именно этот процесс, начавшийся в XVII веке, получил название «модернизация», и он связан с переходом старых, архаических форм «коалиции культур» к новой, современной форме национальной жизни и межнационального общения. Однако этот переход связан с огромной трудностью. Самобытность становящихся («новых») наций Азии и Африки тесно связана со старой, донациональной формой общения этнических единиц. Полное разрушение старых глобальных регионов и вступление во всемирное сообщество на правах отдельной нации — односторонне западническое решение, и подавляющее большинство афро-азиатских наций отвергает его. Для развития своих местных традиций (превращающихся в национальные) они нуждаются в сохранении, восстановлении и развитии субэкуменальных, «панрелигиозных» и «паннациональных» связей. Поэтому идея региональной консолидации для борьбы с Западом увлекает современный афро-азиатский мир так же, как русских славянофилов увлекала идея панславизма20. Нельзя расценивать это как простое ретроградство. В установках на региональную культурную почву много беспочвенного, много цепляния за архаические формы жизни, размываемые мо-
К оглавлению ==220
дернизацией. Но есть и свое «рациональное зерно». То, что сейчас называют мировой культурой, — скорее перспектива, чем реальность. Отчасти это безликий поток суррогатов, изготовленных для массового обихода. По отношению к нему борьба за местную и региональную культуру есть борьба за культуру вообще. Отчасти же мировая культура остается культурой, но культурой западной, европейской, и невозможно ожидать, что индийцы, китайцы, народы Ближнего Востока безоговорочно примут ее; по крайней мере до тех пор, пока западная культура не
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|