Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Россия на перекрестке культур 6 глава

общества. То, что мы знаем, — разрозненные точки, отделенные пустотами в десятки

тысяч лет. Соединим их пунктиром, и почти естественно возникает картина

прогрессивного изменения, «сапиентизации». Есть тупиковые ветви, есть провалы,

но они не меняют картины. Цель развития — мы сами, и прогрессирующее

(нарастающее) совпадает с прогрессивным (хорошим). Еще не достигнут нижний порог

романтизма, и не возникает спор, что приносит развитие — приобретения или

потери. Самые горячие романтики, насколько я могу вспомнить, не хотят снова

стать обезьянами, питекантропами или хотя бы неандертальцами. Они хотят

оставаться разумными людьми — и поэтому процесс накопляющихся изменений, ведущих

к разумному человеку, принимается всеми учеными примерно с одним и тем же

чувством; тупики развития и регрессивные линии единодушно оцениваются всеми как

тупики и регресс, без романтического томления по волосатым лапам и надбровным

дугам.

Продолжая мыслить в этом же плане, можно наметить лестницу накопляющихся

прогрессивных сдвигов, так называемых «революций»: 1. орудийная революция

(создание осколков определенной формы); 2. изобразительная революция позднего

палеолита (создание первых образов, связанных с первыми идеями «предметов

вообще», отделившихся от конкретного бытия отдельного); 3. аграрная революция

позднего неолита (начало обработки земли); 4. интеллектуальная революция

«осевого времени» —1 тысячелетия до н.э. (возникновение личностного мышления,

вооруженного логикой, взамен фольклорного, мифологического); 5.

научно-техническая революция Нового времени. Однако примерно с третьего пункта

уже можно спорить, все ли сдвиги были прогрессивными. Как только человек

начинает оставлять следы духовной деятельности (т.е. с первых наскаль-

 

==286

 

 

ных изображений), прогресс его становится сомнительным. Тойнби оплакивает победу

неолитического ремесленника над палеолитическим художником. Надо признать, что

только полное отсутствие сведений о духовной жизни троглодитов делает их

прогресс бесспорным. Накопляющиеся сдвиги (как только мы начинаем рассматривать

их в широкой связи) оказываются в чем-то эвфункциональны (благоприятны), а в

чем-то дисфункциональны (создают трудности и даже могут погубить человечество).

Можно пойти дальше и сказать, что рассмотрение духовной истории человечества в

крупном масштабе вообще вряд ли возможно и, во всяком случае, чрезвычайно

затруднено. Например, каждая эстетическая культура уникальна; для любителя

наскальной живописи она ничуть не ниже Рафаэля. Этический прогресс также спорен

и без каких-то серьезных оговорок не может быть признан. Эти проблемы будут

рассмотрены во второй части статьи.

Теперь обратимся к среднему глобальному планетарному масштабу. Единица

пространства — по-прежнему вся Земля, но единица времени — порядка века,

двух-трех веков. Широкий пространственный охват гарантирует невнимание к

локальным культурам, зашедшим в тупик и погибшим. Они заметны, но как бы на

втором плане. Глаз прикован к культурам субэкумен, существующим непрерывно в

течение всей писаной истории. Это Китай с окружением дочерних цивилизаций, Индия

(с таким же окружением). Ближний Восток и Запад (составляющие вместе — как мы

уже заметили одну би(суб)экумену, Средиземноморье). Наблюдая их историю, мы

сталкиваемся с проблемой «средних веков» и замечаем маятниковые движения.

Архаика — классика — средние века — Новое время образуют своего рода меандр,

узор, в котором эпохи инь («женственные», обращенные более к целому, чем к

частностям, и в этом смысле «темные») сменяются эпохами ян (мужественные,

обращенные к открытию мира и человека, мира рационально постижимых предметов и в

этом смысле «светлые»). Этот меандр можно обнаружить во всех субэкуменах (хотя в

Индии и в Китае с меньшей отчетливостью, чем в Средиземноморье). Архаическая

мысль повсюду сильнее в понимании целого, чем частностей. Ее мифопоэтические и

ранние философские конструкции (созданные авторами упанишад, первыми даосами и

досократиками) остаются потому непревзойдёнными как модели единства культуры, но

в частностях они темны, логически недоработаны

 

==287

 

 

или вовсе алогичны. Классическая мысль повсюду создает логику как особую науку3

и усовершенствует анализ частностей, но в какой-то мере теряет чувство целого.

Демифологизация культуры приводит к снижению ее уровня, к смене мудрецов

софистами, к торжеству «поверхностной образованности», о которой писал Шлегель.

Однако это вовсе не обязательно становится концом цивилизации, как он полагал.

История во всех субэкуменах превратила точку в запятую, и из кризиса, вызванного

интеллектуализмом осевого времени, родилась раннесредневековая культура.

Опираясь на некоторые, выдержавшие испытание традиции архаики (иногда

заимствованные: еврейские традиции — Западом, индийские — Китаем), она создает

новую целостную систему. В ипостасных конструкциях логические и мифологические

ходы получили новое единство, и складывается общий язык символов, объединивших

образованные верхи с невежественными низами, оставшимися на архаическом и

доархаическом, примитивном уровне.

Развитие Китая, Индии и Ближнего Востока на этом стабилизировалось, испытывая

колебания в рамках одного и того же строя. Но на Западе синтез оказался

неустойчивым, и из его кризиса родилось Новое время, создавшее современную

глобальную научно-техническую цивилизацию. Кризис этой цивилизации — первый

всемирный исторический кризис; теперь крах может быть всеобщим, и решение извне,

за счет прихода варваров, трудно себе представить. Мыслимы только внутренние

сдвиги и изменение удельного веса культур, уже втянутых в глобальное общение

(например, рост влияния Китая).

Ряд духовных сдвигов современности заставляет предположить, что маятник

демифологизации и ремифологизации продолжает свое движение и мы вступаем в новую

эпоху с новыми поисками единства в романтических мифах.

Третий масштаб может быть назван средним локальным. Пространственной единицей

берется локальная культура, временной — век или меньший отрезок (например,

древнеегипетскую культуру можно мерить веками, современную — десятилетиями). При

таком подходе прежде всего бросаются в глаза тупики эволюции. Устойчивых

цивилизаций, успешно выходивших из кризисов, очень немного. Это субэкумены и,

может быть, еще два-три субэкуменальных узла". Все остальные цивилизации были

неустойчивыми и погибали. Говоря словами Анатоля Франса, «они рождались,

страдали и умирали».

 

==288

 

 

Так погибли вседревнейшие^ивилизации, впервые поднявшиеся над племенным уровнем.

Подобно обезьяне, громоздящей ящик на ящик, чтобы достать банан, они создавали

неустойчивые социальные конструкции, рушившиеся при первом серьезном толчке.

Вряд ли имеет смысл искать, отчего погибла цивилизация долины Инда. Было бы

удивительно, если бы она не погибла. В сравнительно близкие к нам времена

цивилизации доколумбовой Америки подымались и рушились одна за другой. И если бы

испанцы не разорили царства Монтесумы, оно все равно было обречено. Ему нечем

было связать покоренные племена. Цивилизации, разрушавшие племенные ц&нности,

только очень не скоро, после многих катастроф, научились создавать другие,

универсальные, способные пережить внутренние кризисы и иностранные завоевания.

Сперва это никому не удавалось, и впоследствии удалось только немногим.

Если поставить все локальные культуры в один ряд, не выделив в особый случай

субэкуменальные узлы и субэкумены, то легко найти аргументы в подтверждение

исторического пессимизма (от Экклезиаста до Шпенглера и раннего Тойнби),

Бесчисленные цивилизации,начиная с Шумера, возникают и исчезают, как сон.

Преемственность между ними очень слаба; иногда ее вовсе невозможно проследить.

Например, что связывало державы Атиллы и Чингисхана, возникшие и распавшиеся в

одних и тех же степях — через столько веков! И даже земледельческие цивилизации,

пашущие одну и ту же землю, наследуют друг у друга скорее приемы и орудия труда,

чем то, что составляет их индивидуальность, их духовное ядро. Евреи, пришедшие в

Ханаан, выучились обрабатывать землю, но не стали язычниками. Современные

египетские крестьяне — в какой-то мере потомки коптов. Но они говорят по-арабски

и сознают себя арабами и мусульманами.

Можно найти что-то общее между пирамидами Древнего Египта и Каирской мечетью. Но

эта общность, геометризм стиля, принадлежит всему Восточному Средиземноморью

(отчасти Средиземноморью вообще) и выявляется только при сравнении с

архитектурой других субэкумен (например, Индии и Китая). На уровне собственно

локальной, египетской культуры преемственность с классической и архаической

древностью ничтожна (то, что унаследовано, прошло через греческие и арабские

руки). А старый, фараоновский Египет исчез, умер. Сохранились только каменные

надгробия.

 

 

==289

 

Чтобы перейти от исторического пессимизма к умеренному оптимизму, надо вернуться

от третьего масштаба ко второму. Тогда можно будет сказать вместе с поздним

Тойнби: цивилизации живут и умирают, чтобы человечество сделало следующий шаг в

духовном развитии. Круговорот рождения, зрелости и смерти локальной цивилизации

подобен вращению циркулярной пилы, которая с каждым оборотом все глубже

врезается в ствол... Таким образом, возможность смысла истории и исторического

прогресса сохраняется, но только в том случае, если мы идентифицируем себя не с

локальной культурой, а с мировой (по замыслу) религией, сфера влияния которой

захватывает по крайней мере субэкумену.

Четвертый масштаб можно назвать антропоморфным. Его единица в пространстве и

времени — человеческое переживание события. События кишат, как микробы в капле

грязной воды. Некоторые события разрастаются и оставляют всемирно-исторические

следы. Но от этого они не приобретают постижимого смысла. Их закономерность —

очень тощая. Скажем, набеги степняков время от времени повторялись и всегда были

возможны. Но не существует никакой причины, способной объяснить грандиозные

монгольские завоевания, помимо тех причин, которые сплелись в личности

Чингисхана. И если мы допустим, что дело в медиумичности Темучина, ставшего

«человекоорудием» (термин Д.Андреева) могучих демонов, — иррациональность просто

переносится на другой, демонический уровень. Если бы Темучин не стал

Чингисханом, монголы вряд ли пришли бы на Калку; и, следовательно, не было бы

современной России. Восточные славяне сложились бы в какую-то другую

политическую систему — возможно из нескольких стран, и у них были бы другие

характеры.

Точно так же закономерен в известном смысле антисемитизм. Но нельзя вывести из

постижимых внеличных причин действия Гонты и Железняка в Умани или решение

Гитлера принести подвластных ему евреев в жертву сатане. А в результате

гитлеровского сатанизма возникло государство Израиль и завязался нынешний

ближневосточный узел.

Мировая история полна таких царапин, таких шрамов и язв. Как мыслящие существа,

мы можем отвлечься от них. Но история от этого не отвлекается. И мы вынуждены

вновь и вновь возвращаться к капризам Гитлера или Сталина. Даже с тем, чтобы

показать, какие внеличные силы пробились через эти капризы.

 

К оглавлению

==290

 

 

На строго антропоморфном уровне факт неповторим и обобщения кощунственны.

Единожды родилась Анна Франк, единожды погибла. История исчезает, остается поле

нравственного действия, не заботящегося о своих результатах. Эта точка зрения

развита Толстым (в эпилоге «Войны и мира»), Кьёркегором, Камю. Человек мыслится

актером, играющим роль, посланную ему Провидением (или судьбой), и

предоставившим общий план постановки высшим силам. Разгадать замысел их

невозможно, и попытки вмешаться в режиссерские функции бесплодны. Они только

отвлекают от человеческого нравственного долга, наделяют ложным сознанием

«исторической миссии», «исторической значительности» и легко превращают деятеля,

захваченного своими ложными идеями, в преступника или в пустоцвет (Наполеон и

Ростопчин в «Войне и мире»).

«История, — пишет Р.Нибур, — сфера, где самым неоядаданным образом переплетается

человеческая свобода и естественная необходимость. Человеческая свобода

постоянно творит самые курьезные, самые непредвиденные исторические события и

явления. Все попытки раскрыть процесс повторений, как это делали Шпенглер и

Тойнби, или процесс развития, как делали Гегель, Спенсер или Конт, будут

насилием над беспредельным разнообразием исторических форм»5.

С точки зрения Нибура, разница между оптимистическими концепциями линейного

развития и пессимистическими концепциями вечного повторения становится

несущественной. Всякое крупномасштабное (и среднемасштабное) сцепление фактов

воспринимается с антропоморфного уровня как насилие над реальностью. Такая точка

зрения приобретает большую силу в абсурдных ситуациях, когда историческую

закономерность невозможно угадать, а то, что угадывается, не утешает.

Антропоморфный масштаб иногда восполняется и подкрепляется теоморфным (по нашему

счету — нулевым). Вводится точка зрения Бога, для которого единица времени —

вечность. Вечность и время логически не координируются. Тем не менее вечное

вводится в историю как Провидение, стремящееся к своей неисповедимой цели, или

как игра (лила) Брахмана (или Вишну, или Шивы), которая ни к чему не стремится и

несет цель в себе самой. Теоморфный масштаб позволяет поместить свои ценности на

небесах, над бессмысленной прихотью судьбы, и таким образом придать человеческой

жизни, лишенной исторического смысла, некоторый духовный смысл.

 

 

*

 

==291

 

 

Можно нарисовать круг воззрений на историю, верхняя часть которого характерна

для научной цивилизации (1,11,111), а нижняя — для донаучной (или для ненаучного

взгляда: IV+0) Концепции 1,11,111, как правило, плохо сочетаются друг с другом и

выступают как непримиримые конкуренты (в особенности 1 и III); напротив, IV и

нулевой, антропоморфный и теоморфный масштабы составляют хорошо уравновешенное

единство.

Просвещение, разрушив теоморфный масштаб, создало необходимость утешения

прогрессом; а кризис веры в прогресс отнял это утешение. Остался антропоморфный

масштаб — сам по себе, без теоморфного, абсурдный. Камю выразил дух этой

ситуации старым мифом о Сизифе.

С моей точки зрения, все масштабы рассмотрения истории действительны и ни один

из них не может считаться исчерпывающим. Историческое движение, наподобие

движения воздушных потоков в атмосфере, состоит из ряда слоев. Мы

непосредственно живем в нижнем (антропоморфном) слое; но известные влияния на

нашу жизнь оказывают и верхние слои. С помощью интеллектуальных шаров-зондов мы

можем подыматься в историческую стратосферу и исследовать ее.

В заключение этой вводной части статьи хочется подчеркнуть, что слои

исторической атмосферы разделены только в уме. Случайное мелкое происшествие

может развязать давно накопленные силы и вызвать всемирно-исторический поворот;

а некоторые накопляющиеся движения в известные периоды ускоряются и могут быть

прослежены в масштабах лет и десятилетий (например, рост национального дохода,

рост населения и т.п.). Разные типы исторических движений можно рассматривать

независимо, рядом друг с другом. Но осознанные масштабы пространства и времени

создают простую метасистему, в которой отдельные системы (типы движений, типы

закономерностей) располагаются в объективном и в то же время осмысленном

порядке.

 

==292

 

 

Часть 2

Рассмотрим теперь более подробно некоторые частные проблемы взаимоотношений

между разномасштабными точками зрения, начиная с первой. Мы можем фиксировать

несколько параллельных накопляющихся процессов: а) рационализацию человеческих

взаимоотношений с природой; б) рост производительных сил; в) рост разделения

труда; г) дифференциацию культуры на отдельные сферы; д) дифференциацию общества

она отдельные слои; е) укрепление единиц социальной интеграции (род — племя —

народ и т.д.). Все это вместе можно назвать — по Вернадскому и Тейяру де Шардену

— движением к ноосфере, к некоторому гипотетическому Состоянию зрелого

человечества или (при пессимистическом взгляде на процесс развития) движением к

глобальной катастрофе и развалу.

Маркс считал важнейшим из этих процессов, определяющим все остальные, развитие

производительных сил. Но что такое производительные силы? По Марксу, это предмет

труда, орудие труда и рабочая сила. Предметы труда сами по себе развиваются

очень медленно (например, болото может высохнуть, а луг заболотиться); орудия

труда без человеческой воли вовсе не развиваются. Движение производительных сил

сводится поэтому к эволюции рабочей силы. А человек как рабочая сила

— это условно выделенный аспект человека в целом — действующего, созерцающего,

играющего, мыслящего, молящегося, танцующего и т.п. Первичность производительных

сил означает поэтому только то, что трудовая деятельность человека мыслится как

исторически самая важная, что перевороты, не затрагивающие экономику, оказывают

(согласно теории) меньшее влияние на ход истории, чем новый «способ

производства». Я считаю более важным изменение кода культуры6. Но даже если

встать на точку зрения Маркса, из нее не вытекает, что все новое начинается в

области экономики. Новое может начаться в области беззаботной игры (приручение

животных), отвлеченной мысли (многие открытия), религиозных поисков (движения,

сыгравшие важную роль в генезисе капитализма) и т.д. Кроме того, царство

необходимости рассматривается Марксом как предыстория, в рамках которой

постоянно накапливаются элементы свободы, позволяющие в конце концов перейти от

предыстории к истории. Отсюда внимание, с которым марксисты относились к такой

неэкономической активности, как развитие сознания, революционного движения и пр.

 

==293

 

 

Маркс вовсе не считал решающую роль хозяйственной деятельности вечным

историческим законом. В будущем он предполагал отмену его, «прыжок из царства

необходимости в царство свободы». Сейчас очевидно, что экономика не всегда

решала и в прошлом. До известного периода может быть, до самого Нового времени

и, во всяком случае, в примитивных культурах — экономику как самостоятельную

сферу общественного бытия вообще невозможно обнаружить. Хозяйственная

деятельность племен неотделима от культа, а в архаических империях входит в

сферу администрации; невозможно говорить о примате того, что лишено

самостоятельного бытия. Поэтому до известного времени логически некорректно

говорить о примате экономики. Более плодотворна другая формулировка Маркса: все

эпохи истории можно рассматривать как эпохи прогрессирующего разделения труда.

Если несколько расширить этот тезис, то можно вывести из него концепцию

Дюркгейма и его школы (фактически действительно сложившуюся после Маркса и,

может быть, под его влиянием). Дифференциацию человеческой деятельности

чрезвычайно удобно рассматривать как красную нить исторического процесса. В

больших масштабах она непрерывна, и все остальные накапливающиеся процессы с ней

связаны.

Это не значит, что развитие орудий труда теряет свое значение знака известной

стадии развития. В некоторых случаях у нас просто нет никаких свидетельств

исторического процесса, кроме топоров, скребков и т.п. Не Маркс, а его

предшественники, ученые-археологи, придумали термины: «каменный век», «бронзовый

век», «железный век». Были также неоднократные попытки продолжить эту маркировку

дальше: «в наш век, век пароходов и железных дорог», и т.п. Собственно,

концепция Маркса — наиболее убедительная из таких попыток, стройная система,

позволяющая рассматривать всю «предысторию», от древнего каменного века до наших

дней, с одной точки зрения. Однако — с тех пор как в руках историка появляется

больше материалов — собственно, даже с верхнего палеолита, оставившего нам свои

наскальные изображения, и особенно с периода писаной истории — появляется

возможность одновременно исследовать несколько переменных, развитие

хозяйственное и духовное, политическое и религиозное и т.п.

Возникает проблема координации этих переменных и выделения центральной

переменной. И вот тут оказывается, что наиболее очевидное — материальная

культура, по которой так удобь маркировать первые шаги исторического процесса,—в

 

==294

 

 

качестве центральной переменной не годится, что попытки вывести (как говорил

Маркс) структуру восточного неба из структуры восточной земли (т.е. религию из

аграрных отношений) ни к чему убедительному не привели, что социологический

анализ литературы непреодолимо становится вульгарным т.п7.

Напротив, чрезвычайно удобно положить в основу развития степень

дифференцированности или другую характеристику системы в целом. Тогда состояние

отдельных сфер надо выводить не друг из друга (это не всегда выходит: застой в

одной области может сопровождаться бурным развитием в другой), а из целостности

социальной структуры, в которую все они действительно входят, как в свои общие

рамки, и рассматривать как «первичное» именно характер рамок, а не то, что в

этих рамках развивается. При этом развитие целого вовсе не должно предшествовать

развитию частей; напротив, новое обычно возникает в какой-то частной сфере и из

нее воздействует на всю систему. Однако существенно то, что сама возможность

появления нового зависит от центральной переменной (скажем, от степени

дифференциации общественной системы, от степени рациональности отношений и

т.п.). В частности, С.Эйзенштадт показал, что возможность появления нового в

любой из двух сфер, которые он исследовал, — политике и религии — тем больше,

чем больше они отделились друг от друга. И эта общая степень социальной

дифференциации существеннее, чем вопрос, где определенное явление началось.

Могло начаться в области политики (сперва Римская империя, потом христианство),

а могло и в области религии (сперва буддизм, потом империи Ашоки и Канишки,

сперва ислам, потом халифат). Но только после того, как общество в целом

достигло известного состояния, уровня.

Существенно еще и то, что состояние системы всегда налицо, начиная с самых

примитивных форм общественной жизни. Есть, например, бушменский род, хотя у него

— как у глуповцев в начале их истории — нет ни вероисповедания, ни образа

правления, или, говоря точнее, нет ни экономики, ни политики, ни религии как

обособленных сфер, а есть только аспекты единой общественной жизни. И поэтому

примитивное общество можно изучать только в целом (что и делают этнография,

этнология, социальная антропология). А возможность самой постановки вопроса, что

первично — экономика или религия, приходит сравнительно поздно.

Модель «первичное-вторичное» восходит к атомизму Демокрита. Целого здесь нет

(есть только атомы и пустота). Кий на-

 

==295

 

 

носит удар, и бильярдный шар катится в лузу, Базис нажимает на педали, и колеса

надстроек вертятся. Движения шаров могут быть очень сложными, но если не будет

удара кием, то никакого движения не будет. Поэтому взаимодействие здесь

методологически неизбежно подчинено механической причинности с такой же заранее

фиксированной конечной причиной, как бильярдный кий или либидо в системе Фрейда.

Маркс и Энгельс восставали против вульгаризации своих идей, но их ученики

раскрывали материальные интересы в основе политических и духовных движений с

такой же железной последовательностью, как фрейдисты — Эдипов комплекс.

Напротив, модель истории как нарастающего разделения труда предполагает единое и

его саморасчленение (наподобие пракрити, которая членится на три гуны — аспекта,

нити, — и из этих аспектов, после ряда дальнейших членений и комбинаций,

возникают предметы). Проблема взаимодействия здесь все время на первом плане, и

механическая причинность объясняет только сравнительно второстепенные, частичные

связи. Как философ, Маркс тяготел именно к этому, но как революционер, он искал

рычаг, чтобы перевернуть общество. А в жизни шли процессы, которые его

поддержали: ускорился рост производительных сил, прежде такой медленный, что его

просто не замечали, и то, что сегодня решало, показалось решающим всегда. Потом

вылезли на первый план другие тенденции, другие движения (скорее круговые и

маятниковые), и нам кажется, что мы стали умнее. Между тем мы просто живем в

другое время и видим другой мир. Прогресс уступил авансцену вечному возвращению,

и нетрудно тыкать пальцем в ошибки, которые умный человек сейчас бы не сделал.

Но нынешняя теория этносов ничуть не глубже теории Маркса, ничуть не менее

односторонняя. И она объясняет кое-что и не объясняет всего, на что претендует.

В теории развития центральной переменной может быть любой параметр, который в

данное время отчетливо выражен. Главное — не терять за деревьями леса, за

параметрами — движения в целом и постоянно иметь в виду, что не все нарастающее

благотворно. Некоторые нарастающие сдвиги полностью дисфункциональны

(губительны), другие и благотворны (эвфункциональны) и дисфункциональны.

Например, с ростом возможностей, предоставленных развитию личности в

дифференцированном обществе, связано много дурного: отчуждение, чувство

затерянности, заброшенности в слишком сложном, непонятном, враждебном мире.

Более дифференцированные обще-

 

==296

 

 

ства, как правило, менее стабильны. И в таком сильно дифференцированном

обществе, как современное, угроза распада глядит из всех углов. Мы вынуждены

понять, что производительные силы — это разрушительные силы и они способны

разрушить всю биосферу. Что периодические замедления, приостановки развития так

же необходимы, как скачки, и реставрация не менее плодотворна, чем революция.

Нельзя рассматривать периоды реставрации как несчастную случайность или действие

косных сил, сопротивляющихся святому прогрессу (который сам по себе лишен

противоречий и прямо ведет человечество в светлое будущее). Практически всякое

развитие есть и благо, и зло. Так в развитии жизни: переход от одноклеточной

структуры к многоклеточной связан с потерей возможности жить и жить, не зная

смерти, как амебы и инфузории; возникает порог, который организм не в силах

перешагнуть, и род продолжается только в потомстве. Плата за сложность, за

возможность духовной жизни — смерть...

Так и в истории общества. Каждый шаг развития, дифференциации есть одновременно

шаг на край пропасти, угроза потерять стабильность и развалиться.

Понимание развития как закономерной смены дифференциации и дедифференциации,

восстановления нарушенного единства подводит нас ко второй точке зрения на

историю — к поискам ритма, управляющего чередованием эпох Демифологизации и

ремифологизации, классических и романтических, ян и инь. Этот ритм, как мы уже

замечали, легче всего прослеживается при втором масштабе, при наблюдении таких

крупных смен, как переход от античности к средним векам, от средних веков к

Новому времени. Однако в рамках Нового времени, которое мы лучше знаем, чем

прежние времена, есть свой ритм, помельче, но совершенно подобный большому:

Ренессанс — барокко; классицизм и Просвещение — сентиментализм и романтизм;

натурализм — декаданс. Кажется, подобные сдвиги были и в средние века. И, может

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...