Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Управление заемным капиталом организации

 

Заемный капитал предприятия характеризует в совокупности объем его финансовых обязательств (общую сумму долга): долгосрочных (свыше года) и краткосрочных.

Политика привлечения заемных средств – это часть общей финансовой стратегии, заключающейся в обеспечении наиболее эффективных форм и условий привлечения заемного капитала из различных источников в соответствии с потребностями развития предприятия.

Этапы разработки данной политики включают:

1. анализ привлечения и использования заемных средств в предшествующем периоде;

2. определение целей привлечения заемных средств;

3. определение предельного объема привлечения заемных средств;

4. оценка стоимости привлечения заемного капитала из различных источников;

5. определение соотношения объема заемных средств, привлекаемых на кратко- и долгосрочной основе;

6. определение форм привлечения заемных средств;

7. определение состава основных кредиторов;

8. формирование эффективных условий привлечения кредитов;

9. обеспечение эффективного использования кредитов;

10. обеспечение своевременных расчетов по полученным кредитам.

Заемный капитал на предприятии может привлекаться в виде следующих основных форм: товарного (коммерческого) кредита, кредиторской задолженности, банковского кредита и эмиссии облигаций.

Товарный (коммерческий) кредит предоставляется предприятиям в форме отсрочки платежа за поставленное им сырье, материалы или товары.

Политика привлечения товарного кредита – это часть общей политики привлечения предприятием заемных средств, заключающаяся в обеспечении максимального удовлетворения потребности в финансировании формирования его производственных запасов и снижения общей стоимости привлечения заемного капитала.

Этапы разработки данной политики включают:

1. формирование принципов привлечения товарного кредита и определение основных его видов;

2. определение среднего периода использования товарного кредита;

3. оптимизация условий привлечения товарного кредита;

4. минимизация стоимости привлечения товарного кредита;

5. обеспечение эффективности использования товарного кредита;

6. обеспечение своевременных расчетов по товарному кредиту.

Внутренняя кредиторская задолженность характеризует наиболее краткосрочный вид используемых предприятием заемных средств, формируемых им за счет внутренних источников.

Основной целью управления кредиторской задолженностью предприятия является обеспечение своевременного начисления и выплаты средств, входящих в ее состав. Этапы данной политики включают:

1. анализ кредиторской задолженности предприятия в предшествующем периоде;

2. определение состава кредиторской задолженности в предстоящем периоде;

3. установление периодичности выплат по отдельным видам кредиторской задолженности;

4. прогнозирование средней суммы начисленных платежей по отдельным видам кредиторской задолженности;

5. прогнозирование средней суммы и размера прироста кредиторской задолженности по предприятию в целом;

6. оценка эффекта от прироста кредиторской задолженности в предстоящем периоде;

7. обеспечение контроля за своевременностью начисления и выплаты средств в разрезе отдельных видов кредиторской задолженности.

Банковское кредитование представляет собой одну из форм финансового обеспечения предпринимательской деятельности. Банковский кредит - это средства, предоставляемые банком предпринимательской фирме на установленный срок под определенные проценты для целевого использования.

Кредитные отношения между фирмой-заемщиком и банком-кредитором регулируются заключаемым между ними кредитным договором в письменной форме. Договор предусматривает наличие следующих разделов:

1. Наименование сторон, участвующих в договоре, краткое изложение предмета договора.

2. Обязанности сторон.

3. Ответственность сторон за выполнение своих обязательств.

4. Особые условия, характерные только для данного договора.

5. Условия изменения договора.

6. Подписи, печати, юридические адреса сторон с указанием счетов.

Для получения кредита необходимо предоставить следующий пакет документов:

1. нотариально заверенные копии учредительных документов фирмы и свидетельство о регистрации фирмы;

2. нотариально заверенную банковскую карточку с образцами подписей;

3. контракт, под который берется кредит, если этого требует банк;

4. баланс с отметкой налоговой инспекции;

5. технико-экономическое обоснование;

6. документы, подтверждающие обеспечение кредита, банковские гарантии, страховой полис, поручительство, наличие имущества, передаваемого в залог.

Изучение банками разнообразных факторов, которые могут повлечь за собой непогашение кредитов или, напротив, обеспечить их своевременный возврат, составляет содержание анализа кредитоспособности.

Наиболее известной методикой определения степени кредитоспособности организации в российских банках является методика Сберегательного банка России. Данная методика заключается в том, что в качестве способов оценки кредитоспособности используется количественный (оценка финансового состояния) и качественный анализ рисков, на основании результатов которого определяется рейтинг (класс) заемщика.

Одним из источников привлечения заемных средств является эмиссия предприятием собственных облигаций. Облигация - эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее владельца на получение от эмитента облигации в предусмотренный в ней срок ее номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента.

Виды облигаций предприятия включают:

1. по особенностям регистрации и обращения: именные и на предъявителя;

2. по формам выплаты доходов: процентные и дисконтные;

3. по сроку погашения: краткосрочные (до года) и долгосрочные (свыше года);

4. по возможности досрочного выкупа: отзывные и безотзывные.

Основной целью управления эмиссией облигаций является обеспечение привлечения необходимого объема заемных средств путем выпуска и размещения на первичном рынке ценных бумаг этого вида.

Этапы управления облигационным займом включают:

1. исследование возможностей эффективного размещения предполагаемой эмиссии облигаций предприятия;

2. определение целей привлечения облигационного займа;

3. оценка собственного кредитного рейтинга;

4. определение объема эмиссии облигаций;

5. определение условий эмиссии облигаций;

6. оценка стоимости облигационного займа;

7. определение эффективных форм андеррайтинга, т.е. первичного размещения ценных бумаг посредническими фирмами или самим эмитентом;

8. формирование фонда погашения облигаций.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...