Управление дебиторской задолженностью. Основные методы рефинансирования дебиторской задолженности
В составе оборотных средств важным компонентом фондов обращения является дебиторская задолженность. Средства в дебиторской задолженности свидетельствуют о временном отвлечении средств из оборота фирмы, что вызывает дополнительную потребность в ресурсах и может привести к напряженному финансовому состоянию. Дебиторская задолженность может быть нормальной (допустимой), т.е. обусловленной действующей системой расчетов, и недопустимой (сомнительной, просроченной, безнадежной), свидетельствующей о недостатках в финансово-хозяйственной деятельности. Политика управления дебиторской задолженностью - это часть общей политики управления оборотными активами и маркетинговой политики предприятия, направленная на расширение объемов реализации продукции и заключающаяся в оптимизации общего размера этой задолженности и обеспечении своевременной ее инкассации. Данная политика включает следующие этапы: 1. Анализ дебиторской задолженности в предшествующем периоде. 2. Формирование принципов кредитной политики по отношению к покупателям продукции. Решаются два основных вопроса: в каких формах осуществляется реализация продукции и какой тип кредитной политики следует избрать. Формы реализации продукции в кредит имеют две разновидности – товарный (коммерческий) и потребительский кредит. Типы кредитной политики: консервативный; умеренный; агрессивный. 3. Определение возможной суммы финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность по товарному и потребительскому кредиту. 4. Формирование системы кредитных условий. 5. Формирование стандартов оценки покупателей и дифференциация условий предоставления кредита.
6. Формирование процедуры инкассации дебиторской задолженности. 7. Обеспечение использования на предприятии современных форм рефинансирования дебиторской задолженности (т.е. ускоренного перевода в другие формы оборотных активов: денежные средства и высоколиквидные краткосрочные ценные бумаги). Основными формами рефинансирования дебиторской задолженности являются: факторинг; учет векселей, выданных покупателями продукции; форфейтинг. Факторинг – это приобретение специализированными учреждениями (фактор – фирмами) или отделами банков дебиторской задолженности предприятия. Учет векселей – погашение переводного векселя банком или специализированной компанией до наступления сроков его оплаты, т.е. выкуп векселя у владельца по определенной (дисконтной) цене. Форфейтинг – это форма кредитования экспорта банком или компанией путем покупки ими без оборота на продавца (без регресса) векселей и др. долговых требований по внешнеторговым операциям. 8. Построение эффективных систем контроля за движением и своевременной инкассацией дебиторской задолженности. Основные формы (методы) рефинансирования дебиторской задолженности: 1. Факторинг (от англ. factor - посредник) является специфической разновидностью краткосрочного кредитования и посреднической деятельности. Это приобретение специализированными учреждениями (фактор - фирмами) или отделами банков долгов предприятия. Факторинговые услуги предоставляются «без финансирования» (получение от фактор-фирмы суммы счета-фактуры при наступлении платежа) и «с финансированием». Схема факторинга «с финансированием»: факторинговая компания приобретает право на взыскание дебиторской задолженности и в течение 2-3 дней перечисляет своему клиенту 70-90% суммы, указанной в платежных документах. После получения платежа по этим счетам от дебитора компания перечисляет клиенту оставшийся резерв 30-10% суммы счетов за вычетом комиссионного вознаграждения (платы за обслуживание в %-ах от суммы счета-фактуры - в мировой практике она составляет 0,5-3%) и %-ов, взимаемых при досрочной оплате представленных документов.
Виды факторинга: 1. по форме сделки: внутренний и международный – различаются местом нахождения поставщика, клиента и фактор-фирмы (в одной стране или в разных); 2. по степени информированности участников: открытый и закрытый (конфиденциальный), т.е. с уведомлением дебитора об участии в факторинге и без уведомления; 3. по степени риска: с правом регресса (т.е. обратной переуступки требований)и без него; 4. по форме кредитования: с предварительной оплатой и с оплатой к определенной дате; 5. по составу оказываемых услуг: конвенционный и конфиденциальный. Факторинг имеет ряд преимуществ для продавца (поставщика): o быстрое предоставление денежных средств; o освобождение от функции оценки платежеспособности дебиторов, экономия на бухгалтерских, административных и других расходах; o улучшение балансовой структуры (повышение ликвидности); o освобождение от кредитных рисков. К недостаткам факторинга можно отнести: o высокая стоимость услуг (комиссия + %-ы); o потеря прямых контактов с покупателем (и соответственно информации); o возможное усложнение взаимоотношений с покупателями. 2. Учет векселей, выданных покупателями продукции, представляет собой финансовую операцию по их продаже банку (или другому финансовому институту, другому хозяйствующему субъекту) по определенной (дисконтной) цене, устанавливаемой в зависимости от их номинала, срока погашения и учетной вексельной ставки. Учетная вексельная ставка состоит из средней депозитной ставки, ставки комиссионного вознаграждения, а также уровня премии за риск при сомнительной платежеспособности векселедателя. Указанная операция может быть осуществлена только с переводным векселем. 3. Форфейтинг (форфе(й)тирование) представляет собой финансовую операцию по рефинансированию дебиторской задолженности по экспортному товарному (коммерческому) кредиту путем передачи (индоссамента) переводного векселя в пользу банка (факторинговой компании) с уплатой последнему комиссионного вознаграждения. Банк (факторинговая компания) берет на себя обязательство по финансированию экспортной операции путем выплаты по учтенному векселю, который гарантируется предоставлением аваля банка страны импортера. В результате форфетирования задолженность покупателя по товарному (коммерческому) кредиту трансформируется в задолженность финансовую (в пользу банка).
Форфетор приобретает у экспортера вексель с определенным дисконтом, т.е. за вычетом всей суммы %-ов. Величину дисконта можно определить по формуле дисконта: , где D – величина дисконта; N – номинал векселя; t – срок векселя, т.е. число дней, оставшихся до наступления срока платежа по данному векселю; l – число льготных дней; n – учетная ставка, %; Т – количество векселей, принятых к учету.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|