Стоимость компании: понятия, методы оценки, факторы роста
Стоимость компании определяется как совокупный поток всех выгод, которые могут извлечь ее собственники. Оценка стоимости компании - это объективный показатель результатов ее деятельности. Оценка стоимости компании включает в себя углубленный финансовый, организационный и технологический анализ текущей деятельности и перспектив оцениваемого предприятия. Оценка стоимости компании может иметь своим предметом как оценку рыночной стоимости закрытой или недостаточно открытой для фондового рынка компании, так и оценку имущественного комплекса компании в целом, либо имущественных комплексов по выпуску и продажам отдельных видов ее продукции (бизнес-линиям). При осуществлении оценочной деятельности используются следующие виды стоимости объекта оценки: · рыночная стоимость; · инвестиционная стоимость; · ликвидационная стоимость; · кадастровая стоимость. Рыночная стоимость - это наиболее вероятная цена при осуществлении сделки между типичным покупателем и продавцом. Для расчета инвестиционной стоимости объекта оценки определяется стоимость для конкретного лица при установленных им инвестиционных целях использования объекта оценки. Для расчета ликвидационной стоимости объекта оценки определяется расчетная величина, отражающая наиболее вероятную цену, по которой данный объект оценки может быть отчужден за срок экспозиции объекта оценки, меньший типичного срока экспозиции для рыночных условий, в условиях, когда продавец вынужден совершить сделку по отчуждению имущества. Для расчета кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки. Кадастровая стоимость определяется, в частности, для целей налогообложения.
Различают три подхода определения стоимости предприятия (бизнеса): доходный, сравнительный и затратный. Доходный подход – совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на определении ожидаемых доходов от использования объекта оценки. Сравнительный подход – совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на сравнении объекта оценки с объектами-аналогами объекта оценки, в отношении которых имеется информация о ценах. Объектом-аналогом объекта оценки для целей оценки признаётся объект, сходный объекту оценки по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам, определяющим его стоимость. Затратный подход – совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на определении затрат, необходимых для воспроизводства либо замещения объекта оценки с учётом износа и устареваний. Затратами на воспроизводство объекта оценки являются затраты, необходимые для создания точной копии объекта оценки с использованием применявшихся при создании объекта оценки материалов и технологий. Затратами на замещение объекта оценки являются затраты, необходимые для создания аналогичного объекта с использованием материалов и технологий, применяющихся на дату оценки. Каждый из трех названных подходов предполагает использование при оценке присущих ему методов. Основные методы доходного подхода: 1. Метод дисконтирования денежных потоков основан на прогнозировании потоков от данного бизнеса, которые затем дисконтируются по ставке дисконта, соответствующей требуемой инвестором ставке дохода. 2. Метод капитализации дохода используется в тех случаях, когда доход предприятия стабилен. Согласно методу капитализации рыночная стоимость бизнеса определяется отношением чистого дохода бизнеса за год к коэффициенту капитализации. Если предполагается, что будущие доходы предприятия будут отличаться от доходов в предшествующий период и нестабильны по годам прогнозного периода, то оценку проводят с использованием метода дисконтирования денежных потоков.
Основные методы сравнительного подхода: 1. Метод рынка капитала основан на анализе рыночных цен акций аналогичных предприятий. Данные о стоимости акций сопоставимых аналогичных предприятий при соответствующих корректировках могут послужить ориентирами для определения стоимости акций оцениваемого предприятия. 2. Метод сделок основан на анализе цен приобретения контрольных пакетов акций сопоставимых предприятий или предприятия целиком. Главное отличие от метода рынка капитала в том, что первый определяет стоимость контрольного пакета акций, позволяющего полностью управлять предприятием, а второй определяет стоимость предприятия на уровне неконтрольного пакета. 3. Метод отраслевых коэффициентов позволяет рассчитывать ориентировочную стоимость бизнеса по формулам, выведенным на основе отраслевой статистики. Применяется для ориентировочных оценок стоимости предприятия, основан на использовании рекомендуемых соотношений между ценой и определенными финансовыми параметрами. Основные методы затратного подхода: 1. Рыночная стоимость бизнеса методом чистых активов определяется как разность между суммами рыночных стоимостей всех активов предприятия и его обязательствами. 2. Ликвидационная стоимость предприятия определяется как разность между суммарной стоимостью всех активов предприятия и затратами на его ликвидацию. Затратный подход применим для оценки предприятий, обладающих значительными материальными активами, и новых предприятий. Перечисленные выше методики оценки предприятия не используются изолированно, а взаимно дополняют друг друга. Для оценки конкретного предприятия применяются несколько методик из разных подходов. Далее результаты, полученные с помощью различных методик, сопоставляют между собой для определения итоговой величины стоимости оцениваемого предприятия.
Осуществляя концепцию управления стоимостью компании нужно, в первую очередь, выявить те факторы роста рыночной стоимости предприятия, с помощью которых можно было бы значительно увеличить данную стоимость. Принято выделять две группы таких факторов: это внешние и внутренние факторы. К внешним факторам относят те, которые не поддаются управлению со стороны предприятия (социальные, политические, экономические - факторы развития страны, региона, отрасли). К внутренним, наоборот, относятся факторы, которые поддаются воздействию (повышение имиджа, увеличение инновационного потенциала компании, развитие командного духа, улучшение качества товаров и услуг, стабильность клиентской базы). Выручка, объем продаж, операционная прибыль. Несмотря на то, что внешние факторы не подвластны управлению со стороны фирмы, они все-таки могут быть спрогнозированы ею. Тем самым фирма может максимально снизить влияние этих факторов на ее деятельность и огородить себя от ненужных негативных последствий. Что касается внутренних факторов, то они представлены суммой всех показателей хозяйственной деятельности предприятия и его отдельных единиц. Следует отметить, что совокупность показателей, которые характеризуют успешность предприятия в рамках концепции управления стоимостью, непрерывно изменяется.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|