Отдавая всегда и никогда не опустошаясь
Большинство религиозных знаменитостей подстраивали свою жизнь под стать растущей славе. Но хотя слава Кэтрин росла, как атомный гриб, даже перешагнув за шестьдесят, она всегда оставалась «артистом небольшой труппы». В то время, когда «Организация Кэтрин Кульман» была сформирована в 1957 году, ее ежегодный доход превышал один миллион долларов. Все жег она упорно отказывалась делать то, что делают большинство «артистов большого полета от религии». Она никогда не издавала журнала. Она редко отправляла свои деньги по почте, хотя никто так не управлялся с почтовыми делами, как Кэтрин Кульман. Она редко говорила о деньгах на своих собраниях. Она никогда не делала на сцене объявлений с целью оказать давление на публику. Она не использовала трюков для привлечения внимания. Она никак не подпадала под категорию «денежного насоса». Она оставалась, до самой смерти, «простушкой из Миссури». Ее единственным способом расширить служение в ранние годы было радио. Однажды в 1958 году, когда она боролась за радиошоу в одной местной студии, ее друг представил ей молодого инженера по звуку Стива Зеленко, который работал на «Канале II» в Питтсбурге. Зеленко, принадлежавший к Римско-католической Церкви, стоял около студии и несколько минут слушал, как она заканчивает свою передачу. Когда она вышла из студии, он мрачно спросил: «Боже мой, леди, не могли бы вы заняться чем-то другим?» Кэтрин тут же наняла его. Почти шесть месяцев Стив сражался с ее старым оборудованием и в конце концов пришел к ней сказать: «Послушайте, мисс Кульман, это все — старая рухлядь. Не могли бы вы делать что-то более профессиональное? Если вы хотите делать что-то для Бога, оно должно быть сделано хорошо».
Кэтрин принимала критику подобного рода. Она предоставила Стиву свободу разместить всю звуковую студию в ее расширяющихся офисных помещениях в «Карльтон-Хаус». Средства на вещание были ограничены. Но он смог достать денег на покупку оборудования, и с новыми возможностями расширил количество шоу с начального уровня (4 станции) до 20, 30 и в конце — почти до 60 станций. В то время как большинство людей, работавших с ней, получали указания, Стив знал, как их давать. И хотя ей не нравился его набор слов, она любила его прямоту и откровенность. Иногда он прерывал ее в середине записи, вырываясь из своей инженерской будки, и говорил: «Мисс Кульман, вы же можете сделать лучше. Вы же величайшая. Люди по всей Америке настраивают свои приемники, чтобы слушать вас. Вырежьте всю эту сентиментальную болтовню и проповедуйте Слово». Он бросался назад в будку, перематывал ленту и давал ей знак: «пошли». Она редко отвечала на его критику, разве что улучшая качество в следующий раз. С другой стороны, Кэтрин не давала промашки, когда речь заходила о технике вещания. Ей нравилось, как ведущий Билл Мартин представлял ее, и она хранила эту ленту, используя его голос в течение четырех лет после его смерти. Она была экспертом в редактировании записей и могла сказать Стиву, с точностью до секунды, где включить запись, а где живой звук. Ввиду нехватки времени, особенно в последние годы своего служения, она часто включала выдержки из «служений с чудесами» или приглашала специальных гостей. Она была мастером экспромта и умела смотреть на часы, чтобы до секунд выдержать время своих передач. Несмотря на то, что некоторым людям не нравилась ее манера выходить в эфир: «Привет! Вы, конечно, ждали меня?,.» и несмотря на странный театральный голос, Кэтрин была профессионалом, и она знала это. Тем не менее, Кэтрин оставалась «артистом малой сцены». «Служения с чудесами» по пятницам в «Карнеги- холл» всегда следовали одному сценарию, и всегда происходили десятки исцелений каждую неделю. Воскресные служения в зале «Стэмбог», где люди называли ее «пастором», покрывали весь восточный Огайо, а также западную Пенсильванию. Буквально сотни алкоголиков и случайных прохожих были спасены через ее служения. Доктор Меткалф, конечно, руководил мужским хором в триста голосов, а также он вел концертный хор из двухсот молодых людей. Все же Кэтрин не менялась. Она не меняла стиль своей прически, она не меняла методов проведения богослужений. Она со всем управлялась сама. Она проводила изучение Библии по понедельникам вечером в Первой пресвитерианской церкви. Она вела брачные церемонии, панихиды, инструктировала организаторов, вела прославление, делала объявления, и вела большую часть молитв.
В Кливленде у нее было 17 тысяч прихожан. В Вилинге, Западная Вирджиния, она привлекла к себе 18 тысяч за одну неделю, и фотографии исцеленных на ее собраниях ежедневно появлялись на первой странице местной «Ньюс Реджистер». Женщина 56 лет, глухонемая с четырех лет, посещала богослужения со своей дочерью, которая переводила проповеди Кэтрин на язык жестов. Однажды, сидя дома у радио, дочь услышала, как ее мать сказала медленно: «Я слышала, как мисс Кульман смеется по радио», С того момента она слышала и говорила отлично. Случилось также то, что сама Кэтрин считала невозможным. Известные теологи начали благословлять, и даже с энтузиазмом благословлять, ее служение. Среди них был Вейд Джампер, канадский баптист и эксперт по синтезу Д- Бакингем религии и психологии. В своей статье в «Торонто стар» от 6 июня 1964 года Джампер защищал служение Кэтрин: «Служение Кульман уникально с теологической точки зрения. Здесь я имею в виду то, как изображается Бог в этих служениях. Он — щедрый и сострадающий Создатель и Воссоздатель, который свободно дает чудесные исцеления. Эта концепция находится в контрасте с тем Богом, который часто изображается как Бог, у которого есть любимчики, и который скупо дает чудеса в обмен на человеческую праведность. Некоторые служения с исцелениями напоминают мне священный аукцион. Бог — невидимый ведущий, а люди, ищущие исцеления — покупатели, наличные деньги — вера человека. Только самые «богатые» (с самой сильной верой) могут приобрести ограниченное число исцелений.
На такого рода собраниях исцеления, вероятно, прежде всего зависят от прикосновения и молитвы центральной фигуры — евангелиста. На таком служении очереди на исцеление и карточки с номерками, судя по всему, необходимы. Бывает, что случаются исцеления, но бывает много неудач. Некоторые владельцы карточек с номерами так и не получают желаемого личного внимания от целителя. Другие же, получившие внимание целителя, но не сумевшие ответить на его команду исцелиться, чувствуют себя отвергнутыми, поскольку им сказали, что у них мало веры. Приняв диагноз целителя по поводу своего духовного состояния и возложив вину за свою продолжающуюся болезнь на слабость веры, они возвращаются домой еще более удрученными, чем они прибыли на служения. И им гораздо тяжелее нести новые эмоциональные и духовные раны, чем физическую болезнь. Некоторые люди, наблюдая этих разбитых духовно и физически «отказников», прекращают следовать за Богом. Если Бог такой — заставляющий людей страдать за нехватку их веры, — то я не хочу иметь такого Бога и не хочу никаких служений с исцелениями. Бог не такой, заявляет мисс Кульман. Проблема не с Богом, а с неправильным пониманием Бога. Я думаю, что тысячи обращении в христианство и исцелений доказывают, что ей с успехом удалось найти и донести до Других истинную природу Бога — Бога, Чья сила направляется Его любовью к Его людям. Надлежащий фокус на свободной любви Божьей возводит исцеление на его законное место. Каждое истинное исцеление, независимо от техники его проведения, — это дар от Бога, зависящий, в первую очередь, от любви Божьей, а не от силы веры больного. Есть надежда, что другие люди, благословленные даром исцеления, подобно мисс Кульман, последуют ее примеру. А до тех пор я должен утверждать, что ее служение — это нечто уникальное. Ибо я полагаю, что говоря так, я действительно воздаю славу Богу, а не мужчине (или женщине)».
При таком согласии Бога с человеком, видимо, Кэтрин достигла той степени уверенности, на которую она так долго уповала. Все же, как и многих знаменитостей, Кэтрин постоянно преследовал внутренний страх, что она не сможет сохранить свой имидж перед публикой. Это — тот самый возвращающийся ночной кошмар, что никто не придет на ее проповедь, и глубинный ужас, что однажды Святой Дух будет отнят от нее и она останется бессильной, неспособной излучать веру и надежду, останется стареющей и некрасивой. А потому она создала свой собственный шкаф компенсаций, из которого в течение многих лет она доставала различные одеяния, чтобы скрыть свои страхи и беспокойства. Когда она умерла, у нее осталось более 75 кафедральных платьев, висящих в подвале, плюс множество платьев для телевидения, каждое из которых стоило больше сотни долларов. Она следила за своими расходами — большинство платьев были модельными, и она просила продавцов откладывать их, пока не упадет цена. Надев их всего несколько раз, она часто предоставляла своим сотрудницам — Мэгги, Марион и особенно Руфи, у которой был тот же размер, право выбора. Некоторые из самых счастливых воспоминаний этих женщин связаны с теми случаями, когда Кэтрин брала их в свой чудесный дом в Фокс-Чэпеле порыться в шкафах и взять то, что они выберут — наряды, вязаные вещи и даже ниспадающие кафедральные платья. Никто не сомневался, что Кэтрин любила изысканные туалеты. В последние годы Кэтрин была частым посетителем модных магазинов (бутиков) на бульваре Вилшир и на Беверли-Хиллз. Калифорнийский репортер, пишущий для журнала «Лос-Анджелес» уверял, что знает женщину, которая клялась, что в один памятный вечер она обнаружила Кэтрин, крутящуюся перед зеркалом в одном из самых дорогих магазинов на Западном побережье. «Молодая барышня, — говорила Кэтрин продавщице, — я не смогу общаться с Богом в таком платье!» Ей нравились дорогие украшения и антикварные вещи — все, что компенсировало ей разочарование от того, что она — женщина в мужском мире, мире служения Богу. В то же время ее чрезмерное внимание к одежде создавало впечатление, что она причисляет себя к знати, вроде герцога Виндзорского, который, как говорят, воспитывался иначе, чем простые смертные. Много лет спустя после того, как герцог отрекся от английского престола, он признался: «Я никогда ничего не поднимал в своей жизни. Когда я снимаю свою одежду, я просто бросаю ее на пол. Я знаю, что всегда есть кто-то позади меня, кто поднимет ее».
И хотя Кэтрин родилась простолюдинкой и осталась ею до конца жизни, она всегда жаждала быть герцогиней — так же, как всякий бедняк мечтает быть принцем. Все же она знала, когда она возвращалась к своей «приемной семье» в Питтсбурге или Янгстауне, что чрезмерное количество «знатности» разрушит ее отношения с теми, кого она любила: поляков, ирландцев, угольщиков и сталелитейщиков, простых парней с улицы, алкоголиков — тех неприкаянных людей, которое видели в ней образ Божий. Возможно, репортер неправильно понял заявление Кэтрин в магазине от «И. Магнин». Не то, чтобы Кэтрин не могла общаться с Богом в «таком платье», а скорее то, чего она постоянно боялась — Бог не будет говорить с простыми людьми через нее. Правда, она любила свои дорогие платья, драгоценные камни, роскошные отели и поездки первым классом. А потому ей приходилось постоянно рассказывать (как оправдание) все эти истории о том, как она ночевала в индюшатнике в Айдахо, и о том, что она ходила в общую баню за 5 центов, когда была слишком бедна, чтобы позволить себе комнату с душем. Это давало ей самой, как она считала, необходимое отождествление с бедняками теперь, когда она жила как королева. Все же оставались сомнения, рассказывала Кэтрин эти истории, чтобы произвести впечатление или чтобы напомнить себе свое прошлое, подобно тому, как в античные времена царь давал поручение одному из своих солдат ехать с ним в его повозке и шептать ему на ухо: «Помни, царь тоже смертен». Кэтрин преследовала идея о количестве прихожан. И хотя это было оправдано с точки зрения психологии — иметь полные залы, — нечто в ней самой жаждало удовлетворения от сознания того, что «тысячи не смогли попасть и потому вернулись домой». Это чувство имело глубокие корни в земле Конкордии: «Смотри, мама, я говорила тебе, что смогу сделать это сама». Как и большинство неуверенных в себе людей, она была ниспровергателем авторитетов, хотя большинство из тех, кого она ниспровергла, были гораздо ниже нее на королевской шкале. Ей нравилось говорить об актерах и актрисах кино, которые посещали ее «собрания с чудесами» в Калифорнии, — как сильные, так и слабые актеры. Они появлялись инкогнито в темных очках, ища, подобно всем остальным в зале «Святыня», духовной реальности. Одним из устоявшихся ритуалов перед каждым собранием был следующий: организаторы разыскивали в зале знаменитостей и докладывали Кэтрин в ее гримерной. Она всегда уважала желание «звезд» быть анонимно на собрании, но ей нужно было знать, что они там были, сидели и ждали, подобно королям и принцам, стучащимся в ее дверь. Когда Бетти Хаттон в одно дождливое воскресенье появилась в зале «Святыня», Кэтрин буквально скомандовала: «Позаботьтесь, чтобы ей дали место в первом ряду. Можно кого-то подвинуть, ноя хочу, чтобы она была передо мной». Ее просьба была исполнена помощниками, которые понимали, что это более важно для Кэтрин, чем для мисс Хаттон. После ее личной аудиенции у папы римского Павла в Ватикане она послала сообщения в несколько крупнейших газет Америки вместе с фотографией, где папа держит ее за РУКУ» — «Его святейшество поздравляет мисс Кульман с «чудесной работой», которую она делает, и благословляет ее: Делайте ее отлично"». Самые стойкие протестанты из ее последователей могли не понять, но для миллионов людей папа является наместником Христа на Земле... и для необразованной девушки из Конкордии в штате Миссури получение его благословения оправдало бы многое из того, что было в прошлом. Но, с другой стороны, Кэтрин, конечно, ничего не нужно было доказывать. Весь мир знал, что она была подручной Бога, избранной. Дочерью судьбы. Все же, похоже, она так и не могла выйти из образа маленькой рыжей девчонки, которая пользуется кремом от веснушек Спиллмена, пытаясь скрыть их, чтобы сделать себя более привлекательной для окружающих. «Видели ли вы ту статью в " Муви лайф "*?» — засмеялась она, когда я как-то заглянул в ее офис. Я признался, что «Муви лайф» — это не тот журнал, который я держу на полке в ванной. Кэтрин засмеялась. *«Муви лайф» — «Жизнь кино» — журнал о жизни звезд Голливуда и других знаменитостей. — Прим. ред. «Мэгги, подай его сюда. Он где-то там лежит. Ох, это действительно нокаут. Вы никогда в это не поверите. Вот он. Принеси его сюда. Вот! Это заставит их посмеяться там, в Конкордии». Она раскрыла его, подала мне, затем стала ждать моей реакции. Я едва верил своим глазам. Первая страница состояла из рекламы, как увеличить размер бюста на 3 дюйма за две недели. Дальше шел странный заголовок: «Сенсация! Лиз Лёрнс Бёртон завела другую женщину». Затем шел разворот на две страницы о Кэтрин и Роберте Янге. Через две страницы шел кричащий заголовок: «Роберт Янг исцелен чудотворной верой Кэтрин Кульман!» Я посмотрел на Кэтрин. Я знал, как сильно она ненавидит, когда ее называют «целительницой верой». На мгновение я подумал о том, чтобы сказать ей, что я действительно думаю об этом. Затем я посмотрел на ее лицо — улыбка замерла, руки нервно дергались, она вся была в ожидании моей реакции — моего одобрения. Я капитулировал, спрятавшись за свою маску: «Ох! Это действительно нечто!» Она снова ожила. «А что я вам говорила, — засмеялась она. — Все говорят обо мне». Обернувшись к Мэгги и Марион, которые не прекращали барабанить на своих машинках, хотя мы стояли в нескольких дюймах от их столов, Кэтрин сказала: «Как вы думаете, не заберут ли они назад мой почетный диплом Университета Орала Робертса, когда увидят это?» Она похлопала себя по бедру, снова подняла голову и снова засмеялась: «Вы знаете, даже Орал никогда не попадал на страницы "Муви лайф"». Я не думал, что она попадет под обстрел Университета Орала Робертса. Я как-то не мог себе представить «Муви лайф» украшающим университетскую библиотеку. В декабре 1974 журнал «Пипл»* поместил обзор на 4 страницы, который включал фотографию Кэтрин, лежащей на кровати в своем красивом доме в Фокс-Чэпеле, и читающей Библию под антикварной люстрой. Заголовок гласил: «Дорогой Иисус, я не хочу дворца на Небе, просто посмотри, какая у меня хорошая кровать». Кэтрин думала, что это весело. * People дин из многочисленных бульварных журналов в США. — Прим. ред. Она была также под впечатлением, когда теологический журнал «Христианство сегодня» поместил ее фотографию на обложку и посвятил ей семь страниц интервью типа вопрос-ответ. Ее реакция была такой же, когда журнал «Американский католик» уделил ей пять страниц и в заключение писал: «Многие католики Римско-католической Церкви в 1970-х годах более открыты той идее, раньше осмеянной, что Святой Дух действует через женщину-проповедника по имени Кэтрин Кульман и исцеляет людей в наши дни». Она читала каждый обзор, каждую статью о себе, которые появлялись в воскресных журналах по всей Америке. Казалось, словно она действительно черпала поддержку из них, даже из плохих. Во всяком случае, ее признавали, и ее человеческая, плотская часть, похоже, нуждалась в этой поддержке, чтобы двигаться дальше. В 1973 году меня пригласили выступить на Большой питтсбургской харизматической конференции, которая проходила в Питтсбургской духовной семинарии. Я только что прилетел в Питтсбургский аэропорт, и в то же время туда прибыла Кэтрин из Луизвилля, штат Кентукки. Увидев меня в аэропорту, она засмеялась: «Что вы здесь делаете?» — «Я приглашен выступать на "Большой питтсбургской..."» Я ничего не знаю об этом, — прервала она меня, — но позвольте мне показать вам кое-что. Где они, Мэгги? Они вон в той сумке, наверху. Принеси их мне. Вы никогда не поверите, что луизвилльские газеты написали сегодня утром. Можете себе представить? В последний вечер мы провели сильнейшее служение в баптистской церкви «Волнат стрит». И доктор Вейн Дехони, бывший президент «Южной баптистской конвенции»... просили женщину-проповедника... Вы верите?., и чудеса... сотнями. Ох, милый мой, где же эти газеты? Мы читали их в самолете. Ох, вот и Лёш с автомобилем. Мы не спали три дня. Идем, Мэгги». И они ушли. Я так и не увидел этих газет. Сомневаюсь, что Кэтрин просматривала их снова. Но в то время чтение их дало ей больше пищи, чем полноценный завтрак. Та же самая неуверенность преследовала ее, когда ее путали с другими, ведущими служение исцеления, особенно с теми, кто подпадал под категорию «целителей верой». В течение ряда лет, хотя они и не встречались лично, она негодовала на служение Орала Робертса, часто подтрунивая над ним в прессе или во время своих проповедей-импровизаций. Орал никогда не отвечал, и это, несомненно, не доводило ситуацию до точки кипения. Когда его служение обратилось от исцеления к образованию и он открыл свой дорогой университет в Талсе, Кэтрин заметила: «Он всегда умел делать деньги». Эта односторонняя вражда продолжалась. В 1970 году Кэтрин получила приглашение провести субботнее послеобеденное служение в Вашингтоне, округ Колумбия, на региональном съезде «Общины полноевангельских бизнесменов». Богослужение должно было происходить в зале «Вашингтон хилтон». В субботу вечером, сразу после окончания проповеди Кэтрин, Всемирная акция певцов из Университета Орала Робертса должна была давать концерт, сопровождая проповедь самого Орала. В тот вечер, кончив проповедовать и переодевшись, Кэтрин проскользнула в затемненную аудиторию, чтобы послушать Орала. Она уже несколько раз делала так в прошлом, появляясь инкогнито на его палаточных собраниях. Но теперь он изменился, и Кэтрин хотела посмотреть, на кого он стал похож. Виола Малачук, жена Дэна, заняла для нее место в конце зала. Расположившись на стуле, Кэтрин опустила руку на плечо Виолы и удовлетворенно рассмеялась: «А у нас было больше народу сегодня, не правда ли?» Весной 1971 года, однако, произошло нечто, изменившее его отношение к Кэтрин. Орал слушал теле- и радиопередачи Кэтрин и был засыпан рекомендациями друзей посетить «служение с чудесами». Он прилетел в Лос-Анджелес с этой целью. Инкогнито, так же как и Кэтрин посещала его собрания в прошлом, он прошел на балкон и растворился в большой толпе. Это было переживание, изменившее жизнь того, кто первым представил чудеса широкой аудитории. Вспоминая тот момент, Орал рассказывал: «Я огляделся вокруг. Это были другие люди, не те, что приходили на мои собрания. Можно сказать, что эта публика включала в себя так называемый высший слой общества, но также и людей попроще, вроде меня. Затем внезапно произошла перемена, которая целиком захватила всю Кэтрин. Я мог видеть это с балкона. Она сказала: «Здесь слева есть человек, который ощущает присутствие Божье и получает исцеление. Встаньте и выйдите вперед». Я повернулся и увидел женщину, стоящую с маленьким ребенком. Ребенок был в браслетах и на костылях. Этот мальчик стоял, и ему помогали переставлять ноги. На полпути к сцене они остановились. Они сняли браслеты и отняли костыли, и маленький мальчик сделал шаг — и еще шаг. Когда он подошел к ступеням, ведущим на сцену, люди кинулись помогать ему. «Не трогайте его, — сказала Кэтрин. — Давайте посмотрим, что сделал Святой Дух». «Я был абсолютно сломлен, — продолжал Орал, — когда малыша отпустили и он не пошел, он побежал. В этот момент я осознал, что Кэтрин Кульман — помазанный Богом сосуд, и я был возбужден, потому что я сам сидел там и лично видел вещи, которые Бог не делал через меня. Я видел вещи, которые Бог не делал через других, которых я знал. И я порадовался, что Бог так велик. Он был более велик, чем я мог себе представить. Он был более велик, чем она могла себе представить. Я посмотрел на сцену, увидел там католических священников, протестантских служителей и еврейского раввина. Я никогда не видел, чтобы такие люди собирались вместе. Я понял, что всемогущий Бог сделал что-то совершенно особое, чтобы собрать всех этих людей вместе, да еще и меня привел на балкон. Я понял, что Бог был в этой женщине и что она была уникальной, потому что Бог использовал ее особым образом. Он всегда использовал не только мой голос, но и мои руки. Но Он не использовал ее руки, чтобы исцелять людей. Ей не нужно было касаться людей так, как Бог давал мне касаться их. Пока я не возлагал руки, редко бывали чудеса. Но с Кэтрин было совсем иное. Я начал понимать, что Бог использует не один и тот же метод, у Него много методов». После собрания Орал вышел с балкона и встретил друга, Тинка Вилкерсона, состоятельного дилера из Талсы, который был в совете попечителей Университета Орала Робертса. Тинк был знаком с Кэтрин. Он сказал, что она слышала, что Орал пришел на собрание и хотела бы встретиться с ним. «О, нет, — возразил Орал, подняв руки вверх, — я знаю, на что это похоже, когда заканчиваешь подобное собрание. Ты так истощен, что едва можешь стоять. Я имею в виду, что когда помазание уходит, то ты так ослабеваешь, что нужно прилечь, иначе свалишься». «Это не относится к мисс Кульман, — сказал Тинк. — Она еще крепче, когда завершает собрание, чем когда его начинает, даже если она 5 часов стояла на ногах». «Но я истощен, просто смотря на нее, — запинаясь сказал Орал, — как может эта слабая, хрупкая женщина быть сильнее, когда все уже позади, чем когда она начинает? Я должен это увидеть». Направившись по длинному коридору вдоль зала, Тинк и Орал дошли до гримерной Кэтрин. Это была их первая встреча лицом к лицу. Тинк стоял позади, словно опасаясь того, что может произойти. Орал взял инициативу в свои руки. Прежде чем Кэтрин успела что-либо вымолвить, он сказал: «Бог поднял Вас как Свою подручную. Ваша работа шла мимо меня, так что я не могу в полной мере воздать Ему хвалу». Кэтрин кивнула. Горечь ушла из нее. Она заглянула глубоко в глаза того человека, которого раньше рассматривала как соперника и сказала: «Орал, я знаю. Я знаю, кто я, и я знаю, кто Вы. Я знаю, что я есть, и я знаю, что есть Вы. Я знаю, что я есть в Царстве, и я знаю, что есть Вы. Я знаю свое место». Они стояли, смотря друг на друга, затем Орал сочувственно сказал: «Вы, должно быть, устали». «Вовсе нет, — засмеялась Кэтрин, — я хочу где-то тихо пообедать с друзьями, но я чувствую себя хорошо». Орал покачал головой: «Отлично, Кэтрин, у Вас есть нечто, чего нет у меня и никогда не было». Начиная с этого момента их отношения изменились. Осенью следующего года Кэтрин приехала в Талсу, чтобы провести «собрание с чудесами». Орал посетил его и благословлял со сцены. Служение произвело сильное впечатление на город. Более 9 тысяч человек набилось в муниципальный центр, где впервые собрались вместе служители всех деноминаций. Католики и протестанты пришли вместе. Первым человеком, «сраженным Духом», была католическая монахиня. Далее по ходу собрания пастор Первой методистской церкви, доктор Билл Томас, был также «сражен Духом». Христианское общество Талсы было наэлектризовано еще несколько дней после ее отъезда. Весной 1973 года Университет Орала Робертса, теперь уже имея все полномочия, дал свою первую почетную степень доктора гуманитарных наук Кэтрин. «Мы сделали это, — сказал Орал, — потому что она представляет самое лучшее служение исцеления во имя Иисуса. Я хочу, чтобы мир вспомнил, почему этот университет был создан и что это несколько больше, чем академическая организация. И тем человеком в мире, который вобрал в себя все, во что мы верим, является Кэтрин Кульман». Кэтрин, одетая в шапочку и мантию, которые она раньше не имела права носить, получила свою докторскую степень и обратилась к залу. Конечно, у нее текли слезы. Она подняла свой диплом высоко и сказала: «Никто здесь не может представить, чего мне это стоило. Только Бог». Затем она повернулась к Оралу и, улыбаясь, закончила: «Орал, Вы знаете, мы — одно. Мы — одно». После церемонии Кэтрин подозвала Орала: «Ричард и Хэтти хотят довезти меня до аэропорта». Ричард и Хэтти Роберте были сыном и невесткой Орала и участвовали в его телевизионном шоу. Оба были артистами и в течение ряда лет пели со Всемирной акцией певцов. Однако, возможно, из-за славы, возможно, из-за того, что отец Ричарда был знаменит, их отношения становились натянутыми. _ Орал взял руку Кэтрин: «о нашей семье никогда не было разводов. Моя жизнь выдерживала многое. Но Эвелин и я — мы бессильны в этом. Это было трудно для Пэтти... войти в семью, подобную нашей... Но есть еще проблемы...» Его голос упал, и они оба пошли к парковочной площадке молча. Никто точно не знает, что произошло в автомобиле в тот день. Но когда Ричард и Пэтти вернулись домой из аэропорта, их брак был уже иным. Спасенным. Кэтрин вернулась в Университет осенью 1975 года. Это было одно из последних служений перед ее смертью. Собрание проходило в новом зале на 4000 посадочных мест. Она говорила студентам о самой себе и о Святом Духе. «Мир назвал меня глупой за то, что я отдала всю мою жизнь Тому, Кого я никогда не видела, — сказала она печально. — Я знаю точно, о чем я буду говорить, когда я буду стоять в Его присутствии. Когда я посмотрю на чудесное лицо Иисуса, я смогу сказать только одно: «Я пыталась». Я делала все, что только могла. Мое искупление станет совершенным, когда я встану перед Ним и увижу Того, Кто сделал все это возможным». Когда она призвала к покаянию, все ответили на призыв. Плача. Падая на колени вокруг сцены и в проходах. Один из известных баскетболистов, которого никто не мог обратить в веру, упал на колени у сцены и стал молиться. А еще через три минуты он начал восхвалять Бога на новом молитвенном языке. Позднее Орал вспоминал: «В тот день я понял, что она имела в виду, когда говорила: «Это не Кэтрин Кульман, это — Святой Дух!» Святой Дух — это Живой Христос, вернувшийся в этой невидимой, неограниченной форме. Святой Дух был более реален для нее, чем любой человек. Они были в таком общении — она и Святой Дух, — что когда они говорили, ты не мог сказать, где начинает говорить Святой Дух и кончает Кэтрин. Они были одно». Это был странный альянс между двумя служителями, каждый из которых был велик в своей области. В этом альянсе они дополняли, даже благословляли один другого. Оба учились друг у друга, и взаимное влияние продолжалось до конца жизни Кэтрин. Несмотря на то, что критики Кэтрин пытались объяснить этот союз ее неуверенностью в себе, это было не так. Большая часть из того, что она делала, рождалось из позитивных устремлений, а не из восполнения комплексов. Я лично никогда не знал человека с более высокими мотивами — она доводила себя до полного истощения ради Господа. «Вы знаете, — однажды сказала она мне, — если бы некоторые из людей, делающих небрежно работу для Господа, так же работали на работодателя, их бы уволили еще до конца рабочего дня». Хотя у Кэтрин была особая любовь к служителям, она жестко относилась к тем из них, кто удовлетворялся второсортной работой. Она требовала совершенства от себя и своих работников и ожидала того же от всех остальных, кто представлял Господа. Она часто судила по внешнему виду. «Я не хочу, чтобы этот человек был организатором, — могла она сказать о том, кто был занят на служении в зале. — Если у него нет самодисциплины, чтобы начистить свои ботинки, то я не хочу, чтобы он касался служения Божьего». Когда Кэтрин впервые приехала в Питтсбург, у нее возникла необходимость напечатать некие тексты. Она обратилась к местному работнику. Но когда материал вернулся в ее офис, она пришла в ярость. «Огрехи этой работы непростительны», — сказала она. Она вызвала работника в офис и велела забрать работу. Она не могла принять ее. Когда человек, наконец, пришел, Кэтрин встретила его у дверей и устроила ему выговор. Он стоял и робко слушал, как она указывает на ошибки. В конце он стал извиняться: «Хорошо, мисс Кульман. Я полагал, что поскольку вы — религиозная организация, то люди не заметят несколько ошибок». Кэтрин взорвалась: «Сэр, вы ведь не стали бы делать небрежную работу для мистера Харриса из фирмы «Айс капейдс». Вы знаете, он стал бы требовать совершенства, и вы сделали бы для него хорошую работу. Но я представляю нечто большее, чем эта фирма. Вы можете и не считать так, но то, что выходит из этого офиса, представляет величайшую корпорацию в мире, и за столом директоров в ней сидят Отец, Сын и Святой Дух. Мне поручено сделать их работу, и я хочу совершенства для них». Естественно, у нее были свои страхи. Они есть у всех нас. Она была так наполнена ими, что даже случайный наблюдатель мог заметить прорехи в ее защитных латах. Но не они направляли ее, ибо в глубине сердца она была самой уверенной женщиной, которую я только встречал. Об этом свидетельствовал ее непререкаемый авторитет в духовных вопросах. Это не было маской. Это было подлинным. И когда ее кто-то серьезно ранил, друзья или враги, даже переживая сильное поражение, она находила Иисуса. Нет, движущей силой в ее жизни была любовь. Подобно апостолу Павлу, который сказал: «Любовь Христа понуждает меня», она была ведома любовью — ее любовью ко Христу и ее любовью к людям. Живо в моей памяти всплывает время, когда я сидел с ней в грязной гримерной в Орландо, штат Флорида. Собрание кончилось. Люди разошлись. Но она плакала, почти бессознательно всхлипывая. Я хотел обнять ее, как отец утешает свою разбитую жизнью дочь. Но я не смел коснуться ее. Помазание Божье было еще на ней, и я знал, что ей надо дать побыть в печали. Было только одно плечо, на которое она могла бы положить голову, только одно сердце, из которого пришло бы успокоение, — сердце ее Небесного Отца. Я уже знал из рассказов Мэгги и других, близких ей людей, что она постоянно плакала в темноте, покидая «собрание с чудесами». Так много было тех, кто был в боли, так много потерянных в самообвинении и проклятии душ, а она была всего лишь женщиной. Одна хрупкая, обыкновенная женщина — с сердцем большим, как у Самого Бога. Неудивительно, что она умерла от расширения сердца, стучавшего и расширяющегося в попытках объять весь мир Христов. Я видел ее в десятках случаев, берущей ребенка, который был хромым, может быть, парализованным с рождения, и поднимающей этого ребенка к груди с любовью матери. Я убежден, что в любой момент, если бы это потребовалось, она была готова отдать свою жизнь за исцеление ребенка. Она обнимала алкоголиков с туманным взором и плакала с ними. Проститутки, приходившие на ее собрания, размазывали вместе со слезами свой макияж; они знали, что если только коснутся ее, то коснутся любви Божьей. И те маленькие старушки, прихрамывающие с палками или на костылях, некоторые из них даже не говорили по-английски, были привлечены универсальным языком любви. Ни один человек не мог так любить. Нужна была женщина, лишенная любви мужчины, без детей, чтобы любить так, как любила она. И она давала из своей опустошенности. Наполненная единственным любимым, которого ей было позволено иметь — Святым Духом.
Глава 16 Предательство! Похоже, что Кэтрин наконец чего-то «достигла». Ее стол был завален письмами от ведущих телепрограммы с просьбами поучаствовать в их шоу — Майка Дугласа, Дины Шор, Мерва Гриффина. Некоторые из них, например Джони Карсон из «Вечернего шоу», пытались «подманить» ее. «Большинство докторов говорит, что до 85 процентов всех болезней носят психосоматический характер, — подзуживал ее Карсон. — Как Вы можете представить, что эти люди получили исцеление, если они не были по-настоящему больны?» Кэтрин отвечала в том же стиле — в конце концов, он был на ее поле с подобными вопросами: «Если доктора не в состоянии помочь психосоматическим больным, и они приходят на эти великие служения с чудесами, и Бог касается их, и они уходят без костылей, и остаются здоровыми, то какая разница, психосоматика это или нет?» Карсон слабо улыбнулся, прочистил горло и сказал, что пришло время для рекламы. Но вместе с растущей популярностью Кэтрин пришел и мрак опасности. Она была влюблена в мистику Голливуда. Ральф Вилкерсон представил ей Дино Картсонакиса. Это был настоящий самородок. Красивый молодой пианист с внешностью греческого бога пришел в «Мелодиленд» Вилкерсона в качестве музыкального директора. Ральф понял, что несмотря на выдающиеся музыкальные способности молодого грека, он не был дирижером хора. Он был музыкантом. То, что было нужно Кэтрин. Кэтрин сходу взяла его на работу. Она использовала многих пианистов на телевизионных шоу, но Дино превосходил ее мечты. С темными волосами, горящими глазами, он сидел за пианино, словно за арфой. И хотя ему не было тридцати, когда она наняла его, он уже считался одним из лучших клавишных музыкантов во всей стране. И скоро он уже выходил у нее на сцену: «А теперь — Дииинноооо». Прожектор выхватывал его, когда он появлялся из-за кулис одетый в темно-голубой вельветовый пиджак, в рубашке с жабо и сияющими запонками. Когда он кончал играть, она брала его за руку и рассказывала те самые глупые истории о маленькой девочке, которая хотела, чтобы Дино был на ее Рождественской елке, а он стоял и кротко слушал все это. В конце концов, она подобрала ему одежду, лучше, чем он мог бы сделать это сам, и она научила его носить ее. Она послала его в Италию, чтобы он сшил там у портных свои костюмы, она селила его в лучшие отели и финансировала записи его музыки. Она находила приятным быть в компании красивого молодого человека, который сопровождал ее на обеде, сидел рядом во время долгих перелетов, давал чаевые портье и ловил такси. Ее работники в питгсбургском офисе называли его «жиголо» — наемный сопроводитель Кэтрин. Стив Зеленко, помощник Кэтрин в питгсбургском офисе, увидел опасность и пытался предостеречь ее: «Смотрите, мисс Кульман, это
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|