Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правовой режим земель транспорта

 

В соответствии со ст. 90 Земельного кодекса РФ землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения дея­тельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Кодексом, федеральны­ми законами и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно пп. 7 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен­ные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров, признаны земельными участками, ограни­ченными в обороте. Кроме того, в целях создания условий для строительства и реконструкции объектов автомобильного, водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта осуществляется резервирование земель. Порядок резервирования земель для указанных целей устанав­ливается федеральными законами.

Особенности правового режима земель отдельных видов земель транспорта и связанных и ними объектами недвижимости (автодоро­га, железная дорога, аэродром, аэропорт, нефтепровод, газопровод, причал для судов и т. п.) устанавливаются специальными норматив­ными правовыми актами. Так, в сфере железнодорожного транспорта специальным нормативным правовым актом является Федеральный закон «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» № 17-ФЗ от 10 янва­ря 2003 г. (ред. от 13.07.2015 г.), который определяет земли железнодорожного транспорта как земли транспорта, используемые или предназначенные для обеспечения деятельности организаций железнодорожного транспорта и (или) эксплуатации зданий, строений, сооружений и других объ­ектов железнодорожного транспорта, в том числе земельные участки, расположенные на полосах отвода железных дорог и в охранных зонах.

Согласно п. 2 ст. 90 Земельного кодекса РФ, в целях обеспечения деятельности орга­низаций и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта мо­гут предоставляться земельные участки:

1) для размещения железнодорожных путей;

2) размещения, эксплуатации и реконструкции строений, зданий, сооружений, в том числе железнодорожных вокзалов, железнодорожных станций, а также устройств и других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта;

3) установления полос отвода и охранных зон железных дорог.

Полосой отвода железных дорог признаются земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, занятые железнодорожными путями или предназначенные для размещения таких путей, а также земельные участки, занятые или предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепи­тельных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта.

Свободные земельные участки на полосах отвода железных дорог в пределах земель железнодорожного транспорта могут передаваться в аренду гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственного использования, оказания услуг пассажира, складирования грузов, устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирель­совых складов (за исключением складов горюче-смазочных материа­лов и автозаправочных станций любых типов, а также складов, пред­назначенных для хранения опасных веществ и материалов) и иных целей при условии соблюдения требований безопасности движения, установленных федеральными законами.

Вдоль полос отвода устанавливаются охранные зоны, в границах которых создается особый режим использования земельных участков (частей земельных участков) в целях обеспечения сохранности, проч­ности и устойчивости объектов железнодорожного транспорта, в том числе находящихся на территориях с подвижной почвой и на террито­риях, подверженных снежным, песчаным заносам и другим вредным воздействиям.

Порядок установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2006 г. № 611, согласно которому в границах полосы отвода в целях обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта заинтересованная организация обязана обеспечить следующий режим использования земельных участков:

а) не допускать размещение капитальных зданий и сооружений, многолетних насаждений и других объектов, ухудшающих видимость железнодорожного пути и создающих угрозу безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта;

б) не допускать в местах расположения инженерных коммуникаций строительство и размещение каких-либо зданий и сооружений, если это угрожает безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а в местах расположения водопроводных, кана­лизационных сетей и водозаборных сооружений — проведение сель­скохозяйственных работ;

в) не допускать в местах прилегания к сельскохозяйственным уго­дьям разрастание сорной травянистой и древесно-кустарниковой растительности;

г) не допускать в местах прилегания к лесным массивам скопление сухостоя, валежника, порубочных остатков и других горючих материалов;

д) отделять границу полосы отвода от опушки естественного леса противопожарной опашкой шириной от 3 до 5 м или минерализованной полосой шириной не менее 3 м.

Размещение объектов капитального строительства, инженерных коммуникаций, линий электропередачи, связи, магистральных газо-, нефтепроводов и других линейных сооружений в границах полосы отвода допускается только по согласованию с заинтересованной организацией.

Границы охранных зон железных дорог могут устанавливаться в случае прохождения железнодорожных путей:

а) в местах, подверженных снежным обвалам (лавинам), оползням, размывам, селевым потокам, оврагообразованию, карстообразованию и другим опасным геологическим воздействиям;

б) в районах подвижных песков;

в) по лесам, выполняющим функции защитных лесонасаждений, в
том числе по лесам в поймах рек и вдоль поверхностных водных объектов;

г) по лесам, где сплошная вырубка древостоя может отразиться на устойчивости склонов гор и холмов и привести к образованию оползней, осыпей, оврагов или вызвать появление селевых потоков и снежных обвалов (лавин), повлиять на сохранность, устойчивость и прочность железнодорожных путей.

В границах охранных зон в целях обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта могут быть установлены запреты или ограничения на осуществление следующих ви­дов деятельности:

а) строительство капитальных зданий и сооружений, устройство временных дорог, вырубка древесной и кустарниковой растительности, удаление дернового покрова, проведение земляных работ, за исключением случаев, когда осуществление указанной деятельности необходимо для обеспечения устойчивой, бесперебойной и безопасной работы железнодорожного транспорта, повышения качества об­служивания пользователей услугами железнодорожного транспорта, а также в связи с устройством, обслуживанием и ремонтом линейных сооружений;

б) распашка земель;

в) выпас скота;

г) выпуск поверхностных и хозяйственно-бытовых вод.

В сфере автомобильного транспорта специальным законом является Федеральный закон «Об автомобиль­ных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 257-ФЗ от 8 ноября 2007 г. (ред. от 15.02.2016 г.), который устанавливает, в том числе, особенности право­вого режима земельных участков, предназначенных для размещения и использования автомобильных дорог.

В соответствии со ст. 90 Земельного кодекса РФ и указанным выше Законом под землями автомобильного транспорта понимаются земли, используе­мые или предназначенные для обеспечения дорожной деятельности специализированных организаций и эксплуатации объектов автомобильного транспорта.

Согласно п. 3 ст. 90 Земельного кодекса РФ в целях обеспечения дорожной деятель­ности могут предоставляться земельные участки:

1) для размещения автомобильных дорог. Автомобильной дорогой, со­гласно указанному закону, является объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, — защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог. Автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделя­ются:

– на автомобильные дороги федерального значения;

– автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения;

– автомобильные дороги местного значения;

– частные автомобильные дороги;

2) размещения объектов дорожного сервиса, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, стационарных постов органов внутренних дел и т. д. К ним относятся здания, строения, сооружения, иные объекты, предназначенные для обслуживания участников дорожного движения по пути следования (автозаправочные станции, автостанции, автовокзалы, гостиницы, кемпинги, мотели, пункты общественного питания, станции технического обслуживания, подобные объекты, а также необходимые для их функционирования места отдыха и стоянки транспортных средств);

3) установления полос отвода автомобильных дорог. Полосой отвода автомобильной дороги признаются земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса.

Границы полосы отвода автомобильной дороги определяются на основании документации по планировке территории. Подготовка документации по планировке территории, предназначенной для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса, осуществляется с учетом утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2009 г. № 717 норм отвода земель для размещения указанных объектов.

Согласно приказу Минтранса РФ от 13 января 2010 г. № 5 «Об установлении и использовании полос отвода автомобильных дорог федерального значения», в границах полосы отвода автомобильной дороги, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, запрещается:

1) выполнение работ, не связанных со строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом, ремонтом и содержанием автомо­бильной дороги, а также с размещением объектов дорожного сервиса;

2) размещение зданий, строений, сооружений и других объектов, не предназначенных для обслуживания автомобильной дороги, ее строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания и не относящихся к объектам дорожного сервиса;

3) распашка земельных участков, покос травы, осуществление рубок и повреждение лесных насаждений и иных многолетних насаждений, снятие дерна и выемка грунта, за исключением работ по содержанию полосы отвода автомобильной дороги или ремонту авто­мобильной дороги, ее участков;

4) выпас животных, а также их прогон через автомобильные дороги вне специально установленных мест, согласованных с владельцами автомобильных дорог;

5) установка рекламных конструкций, не соответствующих требованиям технических регламентов и (или) нормативным правовым актам о безопасности дорожного движения;

6) установка информационных щитов и указателей, не имеющих отношения к обеспечению безопасности дорожного движения или осуществлению дорожной деятельности.

Земельные участки в границах полос отвода автомобильных дорог могут предоставляться в установленном Земельным кодексом РФ порядке гражданам и юридическим лицам для размещения объектов дорожного сервиса. Кроме того, для создания необходимых условий использования автомобильных дорог и их сохранности, обеспечения соблюдения требований безопасности дорожного движения и обеспечения безопасности граждан создаются придорожные полосы автомобильных дорог.

Придорожной полосой автомобильной дороги являются территории, которые прилегают с обеих сторон к полосе отвода автомобильной дороги и в границах которых устанавливается особый режим использования земельных участков (частей земельных участков) в целях обеспечения требований безопасности дорожного движения, а также нормальных условий реконструкции, капитального ремонта, ремонта, содержания автомобильной дороги, ее сохранности с учетом перспектив развития автомобильной дороги.

Придорожные полосы устанавливаются для автомобильных дорог, за исключением автомобильных дорог, расположенных в границах населенных пунктов.

Порядок установления и использования придорожных полос автомобильных дорог федерального значения в настоящее время утвержден приказом Минтранса РФ от 13 января 2010 г. № 4, согласно которому в пределах придорожных полос автомобильных дорог федерального значения устанавливается особый режим использования земельных участков (частей земельных участков) в целях обеспечения требований безопасности дорожного движения, а также нормальных условий реконструкции, капитального ремонта, ремонта, содержания таких автомобильных дорог, их сохранности и с учетом перспектив их развития.

В придорожных полосах федеральных автомобильных дорог общего пользования запрещается строительство капитальных сооружений, за исключением:

– объектов, предназначенных для обслуживания таких автомобильных дорог, их строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания;

– объектов Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации;

– объектов дорожного сервиса, рекламных конструкций, информационных щитов и указателей;

– инженерных коммуникаций.

В сфере морского, внутреннего водного транспорта специальным нормативным правовым актом является Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации № 24-ФЗ от 7 марта 2001 г. (ред. от 13.07.2015 г.), регу­лирующий отношения, возникающие между организациями внутрен­него водного транспорта Российской Федерации, грузоотправителя­ми, грузополучателями, пассажирами и другими физическими и (или) юридическими лицами при осуществлении судоходства на внутренних водных путях Российской Федерации.

В действующем законодательстве понятие земель морского, внутреннего водного транспорта также не раскрывается. Исходя из толкования положений ст. 90 Земельного кодекса РФ и Кодекса внутреннего водного транс­порта Российской Федераций, под землями морского, внутреннего водного транспорта следует понимать земли, используемые или предназначенные для обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов морского, внутреннего водного транспорта, обеспечивающих судоходство по внутренним водным путям.

Структуру земель морского, внутреннего водного транспорта образуют земли, занятые морскими портами, площадями, набережными, морскими вокзалами, причалами, зданиями, сооружениями, объектами общепортового и комплексного обслуживания флота, портами, пристанями, специализированными причалами и техническими сооружениями внутреннего водного транспорта, а также иными средствами, обеспечи­вающими нужды внутреннего водного транспорта, в том числе судоход­ными гидротехническими сооружениями, маяками, рейдами, пунктами отстоя, местами убежища, средствами навигационного оборудования, объектами электроэнергетики, сетями связи и сооружениями связи, си­стемами сигнализации, информационными комплексами и системами управления движением судов, судоремонтными заводами, предприятия­ми, мастерскими и базами, складами, служебными, жилыми, социально-культурными и бытовыми помещениями и иными сооружениями, име­ющими специальное значение по обслуживанию морского транспорта.

Согласно п. 4 ст. 90 Земельного кодекса РФ, в целях обеспечения деятельности ор­ганизаций и эксплуатации объектов морского, внутреннего водного транспорта могут предоставляться земельные участки:

1) для размещения искусственно созданных внутренних водных путей;

2) размещения морских и речных портов, причалов, пристаней, гидротехнических сооружений, других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов морского, внутреннего водного транспорта;

3) выделения береговой полосы.

Береговая полоса внутренних водных путей выделяется для работ, связанных с судоходством и сплавом по внутренним водным путям, вне территорий населенных пунктов и представляет собой полосу земли шириной 20 метров от края воды в глубь берега при среднемноголетнем уровне воды на свободных реках и нормальном уровне воды на искусственно созданных внутренних водных путях.

Особые условия пользования береговой полосой, предусматривающие ограничения при осуществлении в пределах этой полосы хозяйственной деятельности для обеспечения безопасности судоходства, установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2003 г. № 71.

В сфере воздушного транспорта специальным нормативным актом является Воздушный кодекс Российской Федерации № 60-ФЗ от 19 марта 1997 г. (ред. от 13.07.2015 г.), устанавливающий в том числе и особенности право­вого режима земельных участков, предоставляемых для нужд воздуш­ного транспорта.

Структуру земель воздушного транспорта образуют земельные участки, предоставляемые для размещения аэропортов, аэродромов, аэровокзалов, взлетно-посадочных полос, других наземных объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, рекон­струкции, ремонта наземных и подземных зданий, строений, соору­жений, устройств и других объектов воздушного транспорта.

В отличие от рассмотренных выше отдельных видов земель транспорта, правовой режим которых достаточно четко определен действующим земельным законодательством, правовой режим земель трубопроводного транспорта остается в настоящее время недостаточно урегулированным.

В соответствии с п. 6 ст. 90 Земельного кодекса РФ, под землями трубопроводного транспорта понимаются земельные участки, предоставляемые в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов тру­бопроводного транспорта для:

1) размещения наземных объектов системы нефтепроводов, газопроводов, иных трубопроводов;

2) размещения наземных объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов трубопроводного транспорта.

Порядок установления охранных зон объектов трубопроводного транспорта установлен Правилами охраны магистральных трубопроводов, утвержденными Министерством топлива и энергетики Российской Федерации от 29 апреля 1992 г., постановлением Федерального горного и промышленного надзора Российской Федерации от 22 апреля 1992 г. № 9. В соответствии с данными Правилами для исключения возможности повреждения трубопроводов (при любом виде их прокладки) устанавливаются охранные зоны:

– вдоль трасс трубопроводов, транспортирующих нефть, природный газ, нефтепродукты, нефтяной и искусственный углеводородные газы, — в виде участка земли, ограниченного условными линиями, проходящими в 25 м от оси трубопровода с каждой стороны;

– вдоль трасс трубопроводов, транспортирующих сжиженные углеводородные газы, нестабильные бензин и конденсат, — в виде участка земли, ограниченного условными линиями, проходящими в 100 м от оси трубопровода с каждой стороны;

– вдоль трасс многониточных трубопроводов — в виде участка земли, ограниченного условными линиями, проходящими на указанных выше расстояниях от осей крайних трубопроводов;

– вдоль подводных переходов — в виде участка водного пространства от водной поверхности до дна, заключенного между параллельными плоскостями, отстоящими от осей крайних ниток переходов на 100 м с каждой стороны;

– вокруг емкостей для хранения и разгазирования конденсата, земляных амбаров для аварийного выпуска продукции — в виде участка земли, ограниченного замкнутой линией, отстоящей от границ тер­риторий указанных объектов на 50 метров во все стороны;

– вокруг технологических установок подготовки продукции к транспорту, головных и промежуточных перекачивающих и наливных насосных станций, резервуарных парков, компрессорных и газораспределительных станций, узлов измерения продукции, наливных и сливных эстакад, станций подземного хранения газа, пунктов подо­грева нефти, нефтепродуктов — в виде участка земли, ограниченного замкнутой линией, отстоящей от границ территорий указанных объектов на 100 метров во все стороны.

Земельные участки, входящие в охранные зоны трубопроводов, у собственников земельных участков, землепользователей, землевла­дельцев и арендаторов земельных участков не изымаются и исполь­зуются ими для проведения сельскохозяйственных и иных работ с обязательным соблюдением требований данных Правил, однако в их границах может быть введен особый режим их использования, ограни­чивающий или запрещающий отдельные виды деятельности, которые несовместимы с целями установления данных зон.

Помимо Земельного кодекса Российской Федерации, отношения, связанные со строительством и эксплуатацией систем магистрального трубопроводного транспорта, регулируются рядом иных федеральных законов. Например, согласно ст. 4 Федерального закона «О естественных монополиях» № 147-ФЗ от 19 июля 1995 г. (ред. от 05.10.2015 г.) деятельность по транспортировке нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам включена в сферу деятельности субъектов естественных монополий. Кроме того, при строительстве и эксплуатации объектов магистрального трубопроводного транспорта должны соблюдаться требования, предусмотренные Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» № 116-ФЗ от 21 июля 1997 г. (ред. от 13.07.2015 г.), поскольку в соответствии с Приложением № 1 этого закона объекты магистрального трубопроводного транспорта признаются опасными производственными объектами.

В соответствии со ст. 28 Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации» № 69-ФЗ от 31 марта 1999 г. (ред. от 28.11.2015 г.) земельные участки для строительства, эксплуатации и ремонта объектов систем газоснабжения передаются организациям — собственникам систем газоснабжения в порядке, определенном законодательством Россий­ской Федерации.

На земельных участках, отнесенных к землям транспорта, устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования таких земельных участков. Границы охранных зон, на которых размещены объекты системы газоснабжения, определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов. На указанных земельных участках при их хозяйственном использовании не допускается строительство каких бы то ни было зданий, строений, сооружений в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения. Не разрешается препятствовать организации — собственнику системы газоснабжения или уполномо­ченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф.

Организации, в ведении которых находятся объекты системы газоснабжения, расположенные в лесах, обязаны:

– содержать охранные зоны объектов системы газоснабжения в пожаробезопасном состоянии;

– проводить намеченные работы, вырубать деревья (кустарники) в охранных зонах объектов системы газоснабжения и за пределами таких зон в порядке, установленном лесным законодательством Россий­ской Федерации.

Кроме того, в соответствии с п. 21 Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2000 г. № 878, на земельные участки, входящие в охранные зоны газораспределительных сетей, в целях предупреждения их по­вреждения или нарушения условий их нормальной эксплуатации на­лагаются ограничения (обременения), подлежащие государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Для обеспечения доступа в охранную зону газораспределительной сети эксплуатационная организация при необходимости заключает в установленном порядке с собственниками, владельцами или пользователями смежных земельных участков договоры временного пользования земельными участками или договоры установления сервитута. Кроме того, для целей размещения линейных объектов федераль­ного и регионального значения, обеспечивающих деятельность субъ­ектов естественных монополий, земельные участки могут быть изъяты для государственных или муниципальных нужд в порядке, определенном ст. 49 Земельного кодекса РФ.

 

13.5. Правовой режим земель связи, радиовещания,
телевидения, информатики

Согласно ст. 91 Земельного кодекса РФ, землями связи, радиовещания, телевидения, информатики признаются земли, которые используются или предна­значены для обеспечения деятельности организаций и (или) объектов связи, радиовещания, телевидения, информатики и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В целях обеспечения связи (кроме космической связи), радиовещания, телевидения, информатики могут предоставляться земельные участки для размещения объектов соответствующих инфраструктур, включая:

1) эксплуатационные предприятия связи, на балансе которых находятся радиорелейные, воздушные, кабельные линии связи и соответствующие полосы отчуждения;

2) кабельные, радиорелейные и воздушные линии связи и линии радиофикации на трассах кабельных и воздушных линий связи и радиофикации и соответствующие охранные зоны линий связи;

3) подземные кабельные и воздушные линии связи и радиофикации и соответствующие охранные зоны линий связи;

4) наземные и подземные необслуживаемые усилительные пункты на кабельных линиях связи и соответствующие охранные зоны;

5) наземные сооружения и инфраструктура спутниковой связи.

Специальными нормативными правовыми актами, формирующими правовой режим земель связи, радиовещания, телевидения, информатики в настоящее время являются Федеральный закон «О связи» № 126-ФЗ от 7 июля 2003 г. (ред. 13.07.2015 г.), Федеральный закон «О почтовой связи» № 176-ФЗ от 17 июля 1999 г. (ред. от 06.12.2011 г.), Федеральный закон «О федеральной фельдъегерской связи» № 67-ФЗ от 17 декабря 1994 г. (ред. от 30.03.2015 г.), а также ряд иных норматив­ных правовых и инструктивно-методических документов. Так, согласно ст. 10 Федерального закона «О связи» № 126-ФЗ от 7 июля 2003 г., к землям связи относятся земельные участки, предоставленные для нужд связи в постоянное (бессрочное) или безвозмездное срочное пользование, аренду либо передаваемые на праве ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут) для строительства и эксплуатации сооружений связи.

Предоставление земельных участков организациям связи, порядок (режим) пользования ими, в том числе установления охранных зон сетей связи и сооружений связи и создания просек для размещения сетей связи; основания, условия и порядок изъ­ятия этих земельных участков устанавливаются земельным законода­тельством Российской Федерации. Размеры таких земельных участков, в том числе земельных участков, предоставляемых для установления охранных зон и просек, определяются в соответствии с нормами отвода земель для осуществления соответствующих видов деятельности, градо­строительной и проектной документацией.

В целях обеспечения сохранности действующих кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, а также сооружений связи, повреждение которых нарушает нормальную ра­боту взаимоувязанной сети связи Российской Федерации, наносит ущерб интересам граждан, производственной деятельности хозяйствующих субъектов, обороноспособности и безопасности Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 1995 г. № 578 были утверждены Правила охраны линий и со­оружений связи Российской Федерации, согласно которым на трассах кабельных и воздушных линий связи и линий радиофикации:

а) устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования:

– для подземных кабельных и для воздушных линий связи и линий радиофикации, расположенных вне населенных пунктов на безлесных участках, — в виде участков земли вдоль этих линий, определяемых параллельными прямыми, отстоящими от трассы подземного кабеля связи или от крайних проводов воздушных линий связи и линий радиофикации не менее чем на 2 м с каждой стороны;

– для морских кабельных линий связи и для кабелей связи при переходах через судоходные и сплавные реки, озера, водохранилища и каналы (арыки) — в виде участков водного пространства по всей глубине от водной поверхности до дна, определяемых параллельными плоскостями, отстоящими от трассы морского кабеля на 0,25 мор­ской мили с каждой стороны или от трассы кабеля при переходах через реки, озера, водохранилища и каналы (арыки) на 100 м с каждой стороны;

– для наземных и подземных необслуживаемых усилительных и регенерационных пунктов на кабельных линиях связи — в виде участков земли, определяемых замкнутой линией, отстоящей от центра установки усилительных и регенерационных пунктов или от границы их обвалования не менее чем на 3 м и от контуров заземления не менее чем на 2 м;

б) создаются просеки в лесных массивах и зеленых насаждениях:

– при высоте насаждений менее 4 м — шириной не менее расстояния между крайними проводами воздушных линий связи и линий радиофикации плюс 4 м (по 2 м с каждой стороны от крайних проводов до ветвей деревьев);

– при высоте насаждений более 4 м — шириной не менее расстояния между крайними проводами воздушных линий связи и линий радиофикации плюс 6 м (по 3 м с каждой стороны от крайних проводов до ветвей деревьев);

– вдоль трассы кабеля связи — шириной не менее 6 м (по 3 м с каждой стороны от кабеля связи);

в) все работы в охранных зонах линий и сооружений связи, линий и сооружений радиофикации выполняются с соблюдением действующих нормативных документов по правилам производства и приемки работ.

На трассах радиорелейных линий связи в целях предупреждения экранирующего действия распространению радиоволн эксплуатирующие предприятия определяют участки земли, на которых запрещается возведение зданий и сооружений, а также посадка деревьев. Расположение и границы этих участков предусматриваются в проектах строительства радиорелейных линий связи и согласовываются с органами местного самоуправления.

 

 

13.6. Правовой режим земель
для обеспечения космической деятельности

Согласно ст. 92 Земельного кодекса РФ, землями для обеспечения космической де­ятельности признаются земли, которые используются или предна­значены для обеспечения деятельности организаций и (или) объектов космической деятельности и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Центральное место в структуре земель для обеспечения космической деятельности занимают земельные участки, предназначенные или используемые для размещения стационарных объектов наземной космической инфраструктуры.

Структуру земель для обеспечения космической деятельности согласно ст. 18 Закона РФ «О космиче­ской деятельности» № 5663-1 от 20 августа 1993 г. (ред. от 13.07.2015 г.) образуют земельные участки, предназначенные для размещения наземных объектов космической инфраструктуры, вклю­чая космодромы, стартовые комплексы и пусковые установки, команд­но-измерительные комплексы, центры и пункты управления полетами космических объектов, пункты приема, хранения и переработки ин­формации, базы хранения космической техники, районы падения отде­ляющихся частей ракет, полигоны приземления космических объектов и взлетно-посадочные полосы, объекты экспериментальной базы для отработки космической техники, центры и оборудование для подготовки космонавтов, другие наземные сооружения и технику, используемые при осуществлении космической деятельности.

Выделение земельных участков и использование их под объекты космической инфраструктуры и прилегающие к ним зоны отчуждения осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Кроме того, к землям, обеспечивающим космическую деятельность, на территории которых отсутствуют стационарные объекты наземной космической инфраструктуры, также относятся земельные участки падения отделяющихся частей ракет (районы падения) при проведении пусков ракет с космодромов, полигонов и баз межконтинентальных баллистических ракет Министерства обороны Российской Федерации.

Земельные участки, используемые в качестве районов падения отделяющихся частей ракет-носителей и полигонов для приземления космических объектов, могут находиться в федеральной собственно­сти, собственности субъектов Федерации, муниципальной собствен­ности. Земельные участки, используемые под районы падения отде­ляющихся частей ракет эпизодически, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земель­ных участков не изымаются.

Порядок использования земель для обеспечения космической деятельности в качестве районов падения отделяющихся частей ракет-носи­телей регулируется постановлением Правительства РФ от 31 мая 1995 г. «О порядке и условиях эпизодического использования районов падения отделяющихся частей ракет» и осуществляется на основе договоров меж­ду Министерством обороны РФ и органами исполнительной власти субъ­ектов федерации, на территории которых находятся эти районы.

Особенность правового режима использования земель для космической деятельности оговаривается условиями вышеназванного договора, которым устанавливаются месторасположение и размеры районов падения, периодичность и продолжительность их использования. Кроме этого, в договоре предусматриваются меры по обеспечению Министерством обороны Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления безопасности населения и воз­мещение затрат, связанных с оповещением и эвакуацией населения из районов падения на период проведения пусков ракет, порядок воз­мещения Министерством обороны Российской Федерации ущерба и порядка возвращения районов падения в хозяйственное пользование в состоянии, пригодном для их использования, порядок проведения Министерством обороны Российской Федерации совместно с органами местного самоуправления работ по эвакуации и утилизации отделяющихся частей ракет. Помимо этого, определяются объемы и сроки проведения Министерством обороны Российской Федерации совместно с Министерством природ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...