Уголовная ответственность за экологические преступления
Уголовнаяответственность предусмотрена Уголовным кодексом РФ (УК РФ), одновременно устанавливающим основания и принципы уголовной ответственности. Уголовный кодекс РФ определяет, какие опасные для личности, общества или государства деяния признаются преступлениями, и устанавливает виды наказаний и иные меры уголовно-правового характера за совершение преступлений. Уголовная ответственность — государственно-принудительное воздействие, предусмотренное уголовно-правовой нормой и примененное к лицу, совершившему преступление, на основании обвинительного приговора суда, вступившего в законную силу. Сущность ее заключается в обязанности виновного понести наказание за совершенное преступление. Уголовную ответственность отличают от других видов ответственности следующие специфические черты: – основание применения (деяние, содержащее состав преступления); – субъект применения (только суд); – возлагается от имени государства; возлагается только обвинительным приговором суда; – процедура возложения (только в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом); – субъект, на которого возлагается (только на физическое лицо). Уголовная ответственность включает в себя судимость (за исключением уголовной ответственности без наказания, являющейся исключительным видом уголовной ответственности). Таким образом, уголовная ответственность по своему содержанию — наиболее суровый вид правовой ответственности. Основанием уголовной ответственности за экологические правонарушения является экологическое преступление. Об экологических преступлениях прописано в главе 26 УК РФ. В нее включены следующие составы:
– нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ; – нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов; – нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами; – нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений; – загрязнение вод; – загрязнение атмосферы; – загрязнение морской среды; – нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации; – порча земли; – нарушение правил охраны и использования недр; – незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов; – нарушение правил охраны водных биологических ресурсов; – незаконная охота; – уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации; – незаконная рубка лесных насаждений; – уничтожение или повреждение лесных насаждений; – нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (ст. 246—261 Уголовного кодекса РФ). К экологическим преступлениям можно отнести и некоторые составы, не входящие в гл. 26 Уголовного кодекса РФ. К таким, безусловно, относится экоцид — массовое уничтожение растительного или животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу (ст. 358 Уголовного кодекса РФ). При определенных условиях, связанных с загрязнением окружающей среды и нарушением законных прав и интересов физических и юридических лиц, в этот ряд можно включить: – нарушение правил безопасности при проведении горных, строительных или иных работ (ст. 216); – незаконное обращение с радиоактивными материалами (ст. 220); – нарушение санитарно-эпидемиологических правил (ст. 236);
– халатность (ст. 293); – самоуправство (ст. 330) и др. За экологические преступления устанавливаются следующие санкции: штраф, обязательные работы, исправительные работы, ограничение свободы, арест, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишение свободы. В зарегистрированной экологической преступности более 90 % составляют три преступления: 1) незаконная порубка деревьев и кустарников; 2) незаконная добыча водных животных и растений; 3) незаконная охота. Таким образом, сохраняется смещение приоритетов в область борьбы с незаконной добычей природных ресурсов в ущерб охране окружающей среды от загрязнения, что объясняется не только недостатком внимания к экологическим проблемам, но и слабой судебной перспективой уголовных дел о преступном загрязнении природной среды. Это связано с недостатком специального профессионализма следователей, трудностями проведения дорогостоящих экспертиз, закрепления доказательств, плохим качеством материалов, поступающих из контролирующих органов. В результате уголовные дела о преступном загрязнении на стадии следствия гораздо чаще прекращаются, чем доходят до суда. В ряде случаев разграничение преступления и административного проступка является достаточно сложной задачей. Учитывая важность проблемы, разъяснение данного вопроса дается в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 октября 2012 г. № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования». Основным критерием разграничения уголовно наказуемой незаконной рубки лесных насаждений (ст. 260 Уголовного кодекса РФ) и незаконной рубки лесных насаждений, за которую ответственность предусмотрена ст. 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) [10], является значительный размер ущерба, причиненный посягательством, который должен превышать пять тысяч рублей. Рубка лесных насаждений арендаторами лесных участков, имеющими проект освоения лесов, получивший положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы, с нарушением технологии заготовки древесины, в том числе рубки без подачи отчета об использовании лесов подлежит квалификации по ст. 8.25 КоАП РФ.
Основными критериями разграничения административного правонарушения и преступления являются: степень их общественной опасности; наличие или отсутствие тяжких последствий; размер имущественного ущерба. Когда речь идет об экологических правонарушениях, существенное значение имеют такие обстоятельства, как место и способ совершения правонарушения.
9.4. Административная ответственность
Под административной ответственностью за экологические правонарушения следует понимать способность лица в связи с совершением данного правонарушения претерпевать неблагоприятное последствие личного или имущественного характера, предусмотренное административно-правовой нормой и выраженное в виде административного взыскания. От других видов ответственности административную ответственность отличает порядок установления, применение широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц, совокупность материальных и процессуальных правоотношений, а также то, что наложение административного взыскания не влечет для нарушителя судимости. Упрощенный по сравнению с гражданским и уголовным процессом порядок применения мер административного воздействия позволяет более оперативно реагировать на нарушения природоохранительного законодательства, что делает административную ответственность важным средством правового обеспечения охраны природы. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Глава 8 КоАП РФ объединяет административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования (ст. 8.1—8.43). Любое из этих правонарушений может нанести вред окружающей среде в целом или отдельным ее компонентам. Основываясь на этом, их можно классифицировать по объекту и предмету посягательства. В первую группу входят правонарушения, объектом посягательства которых являются общественные отношения по охране окружающей среды, в следующие группы — по охране отдельных ее компонентов: земли, недр, водных объектов, континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ, Антарктики, атмосферного воздуха, леса, животного мира, особо охраняемых природных территорий.
1. Окружающая среда (ст. 8.1—8,5; ст. 8.40; ст. 8.41). Несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов; несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами; нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами; нарушение законодательства об экологической экспертизе; сокрытие или искажение экологической информации; нарушение требований при осуществлении работ в области гидрометеорологии, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды и активных воздействий на гидрометеорологические и другие геофизические процессы; невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду. 2. Земля (ст. 8.6—8.8). Порча земли; невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв; использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению. 3. Недра (ст. 8.9—8.11). Нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов; нарушение требований по рациональному использованию недр; нарушение правил и требований проведения работ по геологическому изучению недр. 4. Водные объекты (ст. 8.12 — 8.16; ст. 8.42). Нарушение порядка предоставления гражданам, юридическим лицам земельных участков, лесов в водоохранных зонах и режима их использования; нарушение правил охраны водных объектов; нарушение правил водопользования; нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств; невыполнение правил ведения судовых документов; нарушение специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на прибрежной защитной полосе водного объекта, водоохранной зоны водного объекта либо режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
5. Морские воды, континентальный шельф РФ и исключительная экономическая зона РФ, Антарктика (ст. 8.17—8.20; ст. 8.43). Нарушение регламентирующих деятельность во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации стандартов (норм, правил) или условий лицензии; нарушение правил проведения ресурсных или морских научных исследований во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации; нарушение правил захоронения отходов и других материалов во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации; незаконная передача минеральных и (или) живых ресурсов на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации; нарушение требований к осуществлению деятельности в Антарктике и условий ее осуществления. 6. Атмосферный воздух (ст. 8.21—8.23). Нарушение правил охраны атмосферного воздуха; выпуск в эксплуатацию механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума; эксплуатация механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума. 7. Лес (ст. 8.24—8.32). Нарушение порядка предоставления гражданам, юридическим лицам лесов для их использования; нарушение правил использования лесов; самовольное использование лесов, нарушение правил использования лесов для ведения сельского хозяйства, уничтожение лесных ресурсов; нарушение правил лесовосстановления, правил лесоразведения, правил ухода за лесами, правил лесного семеноводства; незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан; уничтожение мест обитания животных; уничтожение лесной инфраструктуры, а также сенокосов, пастбищ; нарушение правил санитарной безопасности в лесах; нарушение правил пожарной безопасности в лесах. 8. Животный мир (ст. 8.33—8.38). Нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции животных; нарушение установленного порядка создания, использования или транспортировки биологических коллекций; уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений; нарушение правил переселения, акклиматизации или гибридизации объектов животного мира и водных биологических ресурсов; нарушение правил пользования объектами животного мира и правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного рыболовства, прибрежного рыболовства и других видов рыболовства; нарушение правил охраны рыбных запасов. 9. Нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях (ст. 8.39). Кроме специальных составов, сосредоточенных в гл. 8 КоАП РФ, экологическими могут быть составы правонарушений, предусмотренные в других главах КоАП РФ, последствиями которых будет загрязнение окружающей среды. Например, самовольное занятие земельного участка (ст. 7.1); самовольное занятие водного объекта или пользование им с нарушением установленных условий (ст. 7.6); нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов (ст. 9.1); нарушение правил использования атомной энергии и учета ядерных материалов и радиоактивных веществ (ст. 9.6); нарушение правил борьбы с карантинными, особо опасными и опасными вредителями растений, возбудителями болезней растений, растениями-сорняками (ст. 10.1); сокрытие сведений о внезапном падеже или об одновременных массовых заболеваниях животных (ст. 10.7); нарушение правил перевозки опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов (ст. 11.14) и др. Видами административных наказаний, согласно ст. 3.2 КоАП РФ, являются: – предупреждение; – административный штраф; – конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; – лишение специального права, предоставленного физическому лицу; – административный арест; – административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; – дисквалификация; – административное приостановление деятельности; – обязательные работы. За административные правонарушения в области природопользования и охраны окружающей среды наиболее часто применяемым видом наказания является административный штраф, но возможны и другие виды наказаний, например конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения (ст. 8.19). Федеральным законом от 9 мая 2005 г. № 45-ФЗ в КоАП РФ введена ст. 3.12, предусматривающая административное приостановление деятельности, которое заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности применяется, в том числе, в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды. Административное приостановление деятельности устанавливается на срок до 90 суток. Кроме того, ст. 27.16 КоАП РФ регламентирует временный запрет деятельности, который может применяться только в исключительных случаях, если предотвращение указанных обстоятельств другими способами невозможно. Субъектами административной ответственности являются граждане, должностные лица и юридические лица. В отношении юридического лица применяются такие виды наказаний, как предупреждение, административный штраф, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, административное приостановление деятельности, остальные виды наказаний могут быть применены только к физическим лицам. О совершении административного правонарушения должен быть составлен протокол. Перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, согласно ст. 28.3 КоАП РФ, достаточно широк. Дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения в пятнадцатидневный срок со дня получения судьей, органом, должностным лицом, правомочным рассматривать дело, протокола и других материалов дела. По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление о назначении административного наказания или о прекращении производства по делу, либо определение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности. Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.
9.5. Дисциплинарная и материальная ответственность
Дисциплинарная ответственность представляет собой обязанность работника понести наказание, предусмотренное нормами трудового права, за виновное, противоправное невыполнение своих трудовых обязанностей. Основанием дисциплинарной ответственности является дисциплинарный проступок. Субъектом может быть только гражданин, состоящий в трудовых правоотношениях с конкретным предприятием и нарушающий трудовую дисциплину. Порядок применения дисциплинарной ответственности регулируется трудовым законодательством. Материальная ответственность за причиненный ущерб признается самостоятельным видом ответственности и предусматривается также трудовым законодательством. В соответствии со ст. 238 Трудового кодекса РФ работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат. Работник несет материальную ответственность как за прямой действительный ущерб, непосредственно причиненный им работодателю, так и за ущерб, возникший у работодателя в результате возмещения им ущерба иным лицам. Таким образом, должностные лица и иные работники, по вине которых предприятия, организации, учреждения понесли расходы по возмещению вреда, причиненного экологическим правонарушением, должны нести материальную ответственность в соответствии с трудовым законодательством. Материальная ответственность работника за ущерб, причиненный им работодателю, отличается от гражданско-правовой (имущественной) ответственности по ряду признаков: – установлена Трудовым кодексом РФ; – субъектом материальной ответственности может быть только физическое лицо; – работник отвечает только за прямой ущерб, а неполученные доходы с него не взыскиваются; – размер материальной ответственности работника по трудовому праву ограничивается по отношению к среднему месячному заработку и не должен его превышать (кроме случаев, предусмотренных для наступления полной материальной ответственности ст. 243 Трудового кодекса РФ); – правила удержания ущерба в трудовом праве допускают его удержание властью работодателя в определенные сроки; администрация обязана создать для работника условия, необходимые для нормальной работы и обеспечения полной сохранности вверенного ему имущества. Таким образом, для наступления дисциплинарной или материальной ответственности за нарушение экологического законодательства, экологическое правонарушение должно быть одновременно нарушением работником своих трудовых, служебных обязанностей.
Контрольные вопросы 1. Что понимают под юридической ответственностью за нарушение экологического законодательства? 2. С чем связано возникновение юридической ответственности? 3. В чем состоит сущность юридической ответственности? 4. Какие виды юридической ответственности прописаны в ст. 75 Федерального закона «Об охране окружающей среды»? 5. Что понимают под экологическим правонарушением? 6. Какие элементы включает состав экологического правонарушения? 7. Что является объектом экологического правонарушения? 8. Какие признаки характерны для объективной стороны экологического правонарушения? 9. Кто может быть субъектом экологического правонарушения? 10. В каком возрасте наступает уголовная и административная ответственность физических лиц? 11. В каком возрасте наступает гражданско-правовая ответственность? 12. Что является субъективной стороной состава экологического правонарушения? 13. Что является неосторожной формой вины? 14. Что понимают под уголовной ответственностью? 15. Каковы отличительные черты уголовной ответственности? 16. В каких статьях какого Федерального закона прописаны экологические преступления? 17. Какие составы являются уголовными экологическими преступлениями? 18. По каким критериям разграничивают административные правонарушения и уголовные преступления при нарушении экологического законодательства? 19. Что понимают под административной ответственностью за экологические правонарушения? 20. Что такое административное правонарушение? 21. Какие статьи какого федерального закона объединяют административные правонарушения? 22. Чем отличается дисциплинарная ответственность от административной ответственности за нарушения экологического законодательства? 23. Кто может быть субъектом дисциплинарной ответственности? 24. За что работник несет материальную ответственность? 25. Каковы отличительные признаки материальной ответственности в отличие от гражданско-правовой ответственности?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|