Порядок предоставления участков недр в пользование
Порядок предоставления участков недр в пользование на условиях разрешительной системы. В Российской Федерации действует лицензионная (разрешительная) система предоставления участков недр в пользование. Согласно ст. 11 Закона РФ «О недрах» предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов РФ, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Также лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов. Правовое регулирование предоставления участков недр в пользование на условиях лицензионной (разрешительной) системы осуществляется в соответствии с Законом РФ «О недрах», Положением о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденном постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15 июля 1992 г. № 3314, Административным регламентом Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственной функции по организации проведения в установленном порядке конкурсов и аукционов на право пользования недрами, утвержденным приказом Минприроды РФ от 17 июня 2009 г. № 156, Порядком рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для геологического изучения недр (за исключением недр на участках недр федерального значения), утвержденным приказом МПР Российской Федерации от 15 марта 2005 г. № 61, а также Административным регламентом Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий, утвержденным приказом Минприроды РФ от 29 сентября 2009 г. № 315.
Непосредственно порядок предоставления участков недр в пользование существенно различается в зависимости от вида пользования недрами и может предусматривать как проведение аукционных (конкурсных) процедур, так и предоставление пользователю участка недр в заявительном порядке без проведения аукциона или конкурса. В частности, аукционный (конкурсный) порядок применяется при предоставлении участка недр в пользование для целей разведки и добычи месторождений полезных ископаемых, а также для целей геологического изучения, разведки и добычи месторождений полезных ископаемых (совмещенное использование). В свою очередь, заявительный порядок применяется при предоставлении участков недр: – для целей геологического изучения; – по факту открытия месторождения; – в целях строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; – для добычи подземных вод. Порядок предоставления участков недр на условиях раздела продукции. Соглашение о разделе продукции является альтернативным способом предоставления участков недр в пользование, основанном на гражданско-правовых отношениях, и представляет собой договор, в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет субъекту предпринимательской деятельности (далее — инвестор) на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск.
Правовые основания, условия и порядок предоставления участков недр на условиях раздела продукции регламентируются Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции» от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ (ред. от 29.06.2015), вместе с тем в настоящее время указанная форма предоставления участков недр в пользование фактически не применяется. Действующие в настоящий момент соглашения о разделе продукции (Сахалин-1, Сахалин-2 и Харьягинское месторождение) заключены еще до принятия данного федерального закона и подлежат исполнению в соответствии с определенными в них условиями, и положения Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции» применяются к указанным соглашениям в той мере, в какой его применение не противоречит условиям таких соглашений и не ограничивает права, приобретенные и осуществляемые инвесторами в соответствии с этими соглашениями.
11.5. Требования в области использования и охраны недр
Эколого-правовые требования, предъявляемые к пользователям недр на стадии подготовки и согласования технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр. В соответствии со ст. 23.2 Закона РФ «О недрах» разработка месторождений полезных ископаемых и пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляются в соответствии с утвержденными техническими проектами, цель которых в соответствии с Положением о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2010 г. № 118, заключается в разработке обоснованных технических и технологических решений, обеспечивающих выполнение условий пользования участком недр, рациональное комплексное использование и охрану недр, а также выполнение требований законодательства Российской Федерации о недрах.
Документы, определяющие уточненные границы горного отвода, включаются в лицензию в качестве неотъемлемой составной части только после разработки технического проекта, получения на него положительного заключения государственной экспертизы, а также согласования указанного проекта с комиссией, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются представители органов государственного горного надзора и органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Помимо выполнения вышеуказанных процедур пользователю недр также необходимо подготовить и утвердить проект рекультивации земель, а также проект восстановления ранее отработанных земель, поскольку одной из основных проблем охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности при пользовании недрами является загрязнение земель в результате воздействия промышленных выбросов вредных веществ в результате хозяйственной деятельности предприятий топливно-энергетического комплекса, загрязнение и захламление земель промышленными и бытовыми отходами, химическими веществами, водная и ветровая эрозия, опустынивание, переувлажнение и заболачивание. В свою очередь, работы по геологическому изучению недр, поискам, разведке месторождений полезных ископаемых, осуществляемые за счет средств федерального бюджета и иных средств, согласно ст. 36.1 Закона РФ «О недрах» также проводятся в соответствии с утвержденными в установленном порядке проектами, экспертиза которых проводится в федеральном органе управления государственным фондом недр или его территориальном органе за счет средств пользователей недр.
Эколого-правовые требования, предъявляемые к пользователям недр на стадии ведения работ, связанных с пользованием недрами На этапе ведения работ, связанных с пользованием недрами, действующим природоохранным законодательством и законодательством о недрах предусмотрена система организационно-правовых мер, направленных на обеспечение рационального использовании и охраны недр, а также охраны иных компонентов окружающей среды при осуществлении деятельности, связанной с пользованием недрами. Так, согласно ч. 2 ст. 8 Закона РФ «О недрах» пользование недрами на территориях населенных пунктов, пригородных зон, объектов промышленности, транспорта и связи может быть частично или полностью запрещено в случаях, если это пользование может создать угрозу жизни и здоровью людей, нанести ущерб хозяйственным объектам или окружающей среде. Непосредственно требования по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности при пользовании недрами содержатся в общем виде в ст. 22–24 Закона РФ «О недрах» и конкретизируются в подзаконных нормативных правовых актах, в соответствии с которыми пользователь недр обязан обеспечить: – соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, и при первичной переработке минерального сырья; – безопасное ведение работ, связанных с пользованием недрами; – соблюдение утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), регламентирующих условия охраны недр, атмосферного воздуха, земель, лесов, вод, а также зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами; – приведение участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования; – сохранность разведочных горных выработок и буровых скважин, которые могут быть использованы при разработке месторождений и (или) в иных хозяйственных целях; ликвидацию в установленном порядке горных выработок и буровых скважин, не подлежащих использованию; – охрану месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих их разработку; – предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами, особенно при подземном хранении нефти, газа или иных веществ и материалов, захоронении вредных веществ и отходов производства, сбросе сточных вод;
– безопасность жизни и здоровья работников этих предприятий и населения в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами. Помимо специальных эколого-правовых требований, предъявляемых к пользователям недр при ведении соответствующих горных работ, законодательством о недрах предусматривается возможность отнесения редких геологических обнажений, минералогических образований, палеонтологических объектов и других участков недр, представляющих особую научную или культурную ценность, к категории особо охраняемых геологических заповедников, заказников либо памятников природы или культуры с запрещением любой деятельности, нарушающей сохранность указанных заповедников, заказников и памятников. Эколого-правовые требования, предъявляемые к пользователям недр на стадии консервации и ликвидации предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых Согласно требованиям законодательства о недрах, по истечении срока действия лицензии или при досрочном прекращении пользования недрами предприятия по добыче полезных ископаемых и подземные сооружения, не связанные с добычей полезных ископаемых, подлежат ликвидации или консервации, при этом до завершения процесса ликвидации или консервации пользователь недр несет ответственность и выполняет обязательства в полном объеме, возложенном на него Законом РФ «О недрах». При полной или частичной ликвидации или консервации предприятия либо подземного сооружения горные выработки и буровые скважины должны быть приведены в состояние, обеспечивающее безопасность жизни и здоровья населения, охрану окружающей среды, зданий и сооружений, а при консервации — также сохранность месторождения, горных выработок и буровых скважин на все время консервации. Ликвидация и консервация предприятия по добыче полезных ископаемых или подземного сооружения, не связанного с добычей полезных ископаемых, считаются завершенными после подписания акта о ликвидации или консервации органами, предоставившими лицензию, и органом государственного горного надзора. Контрольные вопросы 1. Как формулируется термин «недра» в Законе РФ «О недрах»? 2. Что понимают под правом пользования недрами? 3. Что является объектом правового регулирования отношений недропользования? 4. Кто может быть субъектом права пользования недрами? 5. На основе каких принципов осуществляется право пользования недрами? 6. Какие вопросы относятся к предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ? 7. На какой срок предоставляются участки недр для геологического изучения и для добычи полезных ископаемых? 8. Какая существует система платежей за пользование недрами? 9. Какие виды пользования недрами прописаны в статье 6 Закона РФ «О недрах»? 10. Какие участки недр имеют федеральное значение? 11. Какие участки недр имеют местное значение? 12. Каким участкам недр присваивается статус геологического отвода? 13. Какие существуют функции государственного управления в сфере обеспечения рационального использования и охраны недр? 14. Каков порядок предоставления участков недр в пользование на условиях разрешительной системы? 15. Каковы отличительные особенности порядка предоставления участков недр на условиях раздела продукции? 16. Каковы требования по охране окружающей среды и обеспечения экологической безопасности при пользовании недрами? Глава XII. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|