Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правовой режим земель обороны и безопасности

 

Согласно ст. 93 Земельного кодекса РФ, землями обороны и безопасности призна­ются земли, которые используются или предназначены для обеспече­ния деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федера­ции, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях и права на которые возникли у участников земельных отношений по основа­ниям, предусмотренным Земельным кодексом РФ и федеральными законами.

Помимо Земельного кодекса РФ, правовой режим данного вида земель устанавли­вается рядом специальных нормативных правовых актов, в том числе Федеральным законом «Об обороне» № 61-ФЗ от 31 мая 1996 г. (ред. от 30.12.2015 г.), Феде­ральным законом «О безопасности» № 390-ФЗ от 28 декабря 2010 г. (ред. от 05.10.2015 г.), Законом Российской Федерации «О Госу­дарственной границе Российской Федерации» № 4730-1 от 1 апреля 1993 г. (ред. от 05.10.2015 г.), Федеральным законом «О государственной охране» № 57-ФЗ от 27 мая 1996 г. (ред. от 12.03.2014 г.), а также иными нормативными правовыми актами в сфере обороны и безопасности.

Земли промышленности и иного специального назначения, занятые объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту Госу­дарственной границы Российской Федерации, другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со ст. 71 Конституции Российской Федерации, признаются федеральной собственностью, что обусловливает ограничение оборотоспособности данных земельных участков. Так, согласно п. 4 ст. 27 Земельного кодекса РФ признаются изъятыми из оборота земельные участки, занятые находящимися в федеральной собствен­ности:

– зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы;

– зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды;

– объектами организаций федеральной службы безопасности;

– объектами организаций федеральных органов государственной охраны;

– объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;

– объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования;

– инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации.

В свою очередь, земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, не поименованные в п. 4 анализируемой ст. Земельного кодекса РФ, признаются земельными участками, ограниченными в обороте.

Правовой режим земельных участков, предоставляемых для целей обороны и безопасности, имеет рад отличительных особенностей. Так, согласно ст. 93 Земельного кодекса РФ в целях обеспечения обороны могут предоставляться земельные участки:

1) для строительства, подготовки и поддержания в необходимой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (размещение военных организаций, учреждений и других объектов, дислокация войск и сил флота, прове­дение учений и иных мероприятий);

2) разработки, производства и ремонта вооружения, военной, специальной, космической техники и боеприпасов (испытательных полигонов, мест уничтожения оружия и захоронения отходов);

3) создания запасов материальных ценностей в государственном и мобилизационном резервах (хранилища, склады и др.).

При необходимости временного использования земель (территорий) для проведения учений и других мероприятий, связанных с нуждами обороны, земельные участки у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются. Использование этих земель осуществляется применительно к порядку, установленному для проведения изыска­тельских работ, а также для зон с особыми условиями использования. В свою очередь, в целях обеспечения защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отводятся в постоянное (бессрочное) пользование земельные полосы или участки для обу­стройства и содержания инженерно-технических сооружений и за­граждений, пограничных знаков, пограничных просек, коммуника­ций, пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и других объектов.

Нормы отвода земельных полос, размеры земельных участков, необходимых для обеспечения защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, порядок их использования, вклю­чая особенности хозяйственной, промысловой и иной деятельности, определяются законодательством Российской Федерации.

Для размещения объектов по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военных и иных объектов в закрытых административно-территориальных образованиях земельные участки предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду.

Исполнительные органы государственной власти могут также передавать отдельные земельные участки из земель, предоставленных для нужд обороны и безопасности, в аренду или безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и гражданам для сельскохозяйственного, охотохозяйственного, лесохозяйственного и иного исполь­зования.

Порядок передачи отдельных земельных участков из земель, предоставленных для нужд обороны и безопасности, в аренду или безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и гражданам для сельскохозяйственного, лесохозяйственного и иного использования установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2006 г. № 1761, согласно которому Федеральные органы исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмо­трена военная служба (МВД, ФСБ, Министерство обороны, МЧС и др.), формируют из земель обороны и безопасности, временно не­используемых ими, перечни земельных участков, которые могут быть сданы в аренду или безвозмездное пользование.

Указанные перечни включают в себя сведения о местоположении (адресе) и площади зе­мельных участков, предполагаемых правах на них и разрешенном ис­пользовании земельных участков, а также о возможных ограничениях использования земельных участков.

В целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты населения, бесперебойного функционирования объектов в области обороны страны и безопасности государства также могут уста­навливаться запретные и иные зоны с особыми условиями использо­вания земель.

Необходимо также отметить, что в соответствии с требованиями Федерального закона «О порядке без­возмездной передачи военного недвижимого имущества в собствен­ность субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 423-ФЗ от 8 декабря 2011 г. (ред. от 02.07.2013 г.) предусматривается безвозмездная передача в собствен­ность Москвы или Санкт-Петербурга либо муниципальную собственность зданий, сооружений, объектов, строительство которых не завершено (за исключением зданий, сооружений, объектов, строительство которых не завершено, которые необходимы для обеспечения осу­ществления федеральными органами государственной власти полно­мочий в области обороны страны и безопасности государства), а также земельных участков (в том числе незастроенных земельных участков), находящихся:

1) в границах военных городков (за исключением закрытых военных городков);

2) в границах земельных участков, используемых для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предпри­ятий, учреждений, осуществляющих функции в области обороны страны и безопасности государства, в случае, если на этих земельных участках находятся объекты (в том числе объекты, строительство которых не завершено), в которых расположены жилые помещения указанных войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений.

 

 

13.8. Правовой режим земель закрытых
административно-территориальных образований

 

Согласно ст. 1 Закона Российской Федерации от 14 июля 1992 г. № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образо­вании», закрытым административно-территориальным образованием признается имеющее органы местного самоуправления административно-территориальное образование, созданное в целях обеспечения безопасного функционирования находящихся на его территории ор­ганизаций, осуществляющих разработку, изготовление, хранение и утилизацию оружия массового поражения, переработку радиоактив­ных и других представляющих повышенную опасность техногенного характера материалов, военных и иных объектов, для которых в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства устанавли­вается особый режим безопасного функционирования и охраны госу­дарственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан.

В закрытом административно-территориальном образовании устанавливается особый режим использования земель по решению Правительства Российской Федерации. Так, в случае установления вредного воздействия организаций и (или) объектов, расположенных в закрытом административно-тер­риториальном образовании, на территории, прилегающие к грани­цам закрытого административно-территориального образования, этим территориям в соответствии с положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации, присваивается статус зоны воздействия. Перечень зон воздействия, их границы, режим земле­пользования, экологические мероприятия определяются в соответ­ствии с положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

Земельные участки, занимаемые организациями и (или) объектами, по роду деятельности которых созданы закрытые административно-террито­риальные образования, находятся в федеральной собственности и передаются в постоянное (бессрочное) пользование этим организациям и (или) объектам.

Для размещения объектов по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военных и иных объектов в закрытых административно-территориальных образованиях земельные участки пре­доставляются в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду.

Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления в соответствии с требованиями земельного законодательства должны принимать необходимые меры по предоставлению земельных участков для удовлетворения потребностей населения в развитии садоводства, огородничества, сельскохозяйственного произ­водства, жилищного и дачного строительства за пределами закрытого административно-террито­риального образования.

Контрольные вопросы

1. Раскройте понятие и состав земель промышленности и иного специального назначения.

2. Раскройте правовой режим земель промышленности.

3. Раскройте правовой режим земель энергетики.

4. Приведите общую характеристику правового режима земель транспорта.

5. Раскройте правовой режим земель железнодорожного транспорта, земель автомобильного транспорта, земель морского и внутреннего водного транспорта, земель воздушного транспорта, земель трубопроводного транспорта.

6. Раскройте правовой режим земель связи, радиовещания, телевидения и информатики.

7. Раскройте правовой режим земель для обеспечения космической деятельности.

8. Раскройте правовой режим земель обороны и безопасности.

9. Раскройте правовой режим земель закрытых административно-территориаль­ных образований.

 

 

Глава XIV. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОХРАНЫ
АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА (АТМОСФЕРНОЕ ПРАВО)

14.1. Понятие атмосферного воздуха
и общие эколого-правовые проблемы его охраны

 

Атмосферный воздух играет огромную роль в жизни общества. Трудно переоценить его экологическое и экономическое значение как природного ресурса. Атмосферный воздух является жизненно важным компонентом окружающей природной среды, неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и животных, как сказано в пре­амбуле к Федеральному закону «Об охране атмосферного воздуха».

Загрязнение воздушного бассейна является ключевым фактором, оказывающим негативное воздействие на состояние природной среды. По данным Всемирной организации здравоохранения, от 40 до 50 % заболеваний человека в наше время могут быть связаны с изменением окружающей среды и, в первую очередь, с загрязнением атмосферы.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды являются атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

Атмосферный воздух представляет собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производствен­ных и иных помещений.

Озоновый слой — это часть атмосферного воздуха, расположенная на высоте от 20 до 50 км, предохраняющая живые организмы от радиационного и ультрафиолетового воздействия. Правовому регулированию и охране подлежат производство и применение озоноразрушающих веществ, изменения целостности озонового слоя, температурного режима и т. п.

Важное значение имеет озоновый слой для поддержания температурного баланса на Земле, сочетая в себе парниковые и антипарниковые свойства. Он же — активный участник формирования погоды — служит, по мнению специалистов, аккумулятором и преобразователем энергии, вносимой в атмосферу волновым излучением Солнца.

В середине XX века стало понятным надвигающееся разрушение озонового слоя как одно из проявлений антропогенной деформации окружающей среды, ведущей к нарушению функционирования экологических систем и биосферы Земли. Озон, находящийся на высоте около 30 км от земной поверхности, представляет собой тончайший слой толщиной около 3 мм и является одним из обязательных условий сохранения жизни на нашей планете, так как защищает ее от ультра­фиолетового излучения на биомассу планктона — главного произво­дителя кислорода, на все живое, произрастающее и двигающееся на Земле.

В соответствии с Федеральным законом «Об охране атмосферного воздуха» № 96-ФЗ от 4 мая 1999 г. (ред. от 13.07.2015 г.) регулируются общественные от­ношения в области охраны атмосферного воздуха, предусматриваю­щие улучшение состояния атмосферного воздуха, предотвращение и снижение вредных химических, физических, биологических и иных воздействий, вызывающих неблагоприятные последствия для населения, растительного и животного мира.

Охрана атмосферного воздуха осуществляется посредством:

– нормирования качества атмосферного воздуха и вредных физических воздействий на атмосферный воздух (существуют гигиенические и экологические нормативы, технические нормативы выбросов, предельно допустимые выбросы, временно согласованные выбросы);

– государственной регистрации вредных (загрязняющих) веществ и потенциально опасных веществ;

– установлением требования о том, что производство и использование топлива на территории РФ допускаются только при наличии сертификатов, подтверждающих соответствие топлива требованиям охраны атмосферного воздуха;

– обязанности граждан и юридических лиц, имеющих стационар­ные и передвижные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и др.

Кроме того, Закон запрещает:

– выбросы в атмосферный воздух веществ, степень опасности которых для жизни и здоровья человека и для окружающей природной среды не установлена;

– размещение и эксплуатация объектов хозяйственной и иной деятельности, которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газов и средств контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

– производство и эксплуатацию транспортных и иных передвижных средств, содержание вредных (загрязняющих) веществ, в выбросах которых превышает установленные технические нормативы выбросов.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...