Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Права и обязанности природопользователей

Объем и состав прав и обязанностейприродопользователей обусловлен видом природного объекта, предоставленного в пользование, целями использования, а также статусом субъектов природопользования.

К общим правам природопользователей следует отнести:

– право осуществлять пользование природным объектом в пределах, установленных законодательством, лицензией, разрешением и договором;

– право использовать результаты хозяйственной деятельности в процессе осуществления природопользования;

– право возводить хозяйственные постройки, в том числе предприятия по переработке сырья, иные здания, строения и сооружения;

– право требовать проведения пространственно-территориального устройства (землеустройства, лесоустройства, охотоустройства);

– право получить информацию о качественном состоянии и количественной характеристике состояния земельного участка, участка недр, водного объекта, участка лесного фонда;

– право на возмещение убытков, потерь, упущенной выгоды в случаях изъятия участка природной среды для государственных и муниципальных нужд, в случаях установления ограничений (обременений) права природопользования в результате организации, установления санитарно-защитной, водоохраной, природоохранной зоны и т. д.

К общим обязанностям природопользователей следует отнести:

– обязанность использовать природные объекты рационально, в соответствии с их целевым назначением и способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека, исключающими ухудшение его качества и отрицательное воздействие на окружающую среду;

– обязанность проводить мероприятия, направленные на сохранение, улучшение и воспроизводство природных ресурсов, улучшение и оздоров­ление окружающей среды;

– обязанность осуществлять комплекс природоохранных мероприятий, предусмотренных действующим законодательством;

– обязанность своевременно вносить платежи за пользование природными ресурсами и загрязнение окружающей среды;

– обязанность предоставлять специальным государственным органам информацию о состоянии природного объекта в порядке, установленном законодательством;

– обязанность соблюдать условия правоустанавливающих и разрешительных документов, на основании которых было предоставлено право природопользования;

– обязанность восстанавливать природные объекты, нарушенные в процессе осуществления хозяйственной деятельности.

 

Контрольные вопросы

1. Что понимают под правом природопользования?

2. Какие объекты права природопользования известны?

3. Какие существуют классификации природных ресурсов?

4. Как различают природные ресурсы по критерию исчерпаемости?

5. На каких принципах осуществляется право природопользования?

6. Как классифицируют право природопользования по компонентам окружающей среды?

7. Какие категории земель по целевому назначению прописаны в ст. 7 Земельного кодекса РФ?

8. Как классифицируют право природопользования по срокам?

9. В чем суть права общего природопользования?

10. Что понимают под правом специального природопользования?

11. В каких формах реализуется право специального природопользования?

12. Какие субъекты права специального природопользования известны?

13. Какие административные процедуры являются основаниями для возникновения права природопользования?

14. Какие основания необходимы для прекращения права природопользования?

15. Раскройте основные права и обязанности природопользователей.

 

 

Глава VIII. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

8.1. Правовые основы информационного обеспечения
природопользования и охраны окружающей среды

В условиях возрастания роли и значения информации в современном информационном обществе, расширения информационно-технологических возможностей, совершенствования информационных технологий существует объективная потребность в информационном обеспечении охраны окружающей среды, экологической безопасности, рационального использования природных ресурсов.

Экологическая информация необходима:

– для реализации экологических прав граждан, в том числе конституционного права каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей среды. Возмещение вреда, причиненного окружающей среде, производится на основании сведений о загрязнении ее отдельных компонентов (земель, почв, водных объектов и т. д.);

– для экологического образования и воспитания, проведения эколого-правовых и других научных исследований, реализации всех эколого-правовых мер, предусмотренных экологическим законодательством, научного обоснования, разработки и принятия нормативных правовых актов в области природопользования и охраны окружающей среды.

При осуществлении экологического управления органы государственной власти и органы местного самоуправления, реализуя возложенные на них управленческие функции, обязаны создать условия для обеспечения доступа к экологической информации пользователей (граждан, общественных организаций и объединений) в соответствии с порядком и условиями, предусмотренными экологическим и информационным законодательством.

Информационного сопровождения требует реализация всех функций экологического управления и принятие эколого-правовых мер (прогнозирования и планирования мероприятий в области природопользования и охраны окружающей среды, экологического нормирования, оценки воздействия на окружающую среду, экологической экспертизы, экологического лицензирования, экологической сертификации, экологического надзора и контроля и др.). При этом информационным содержанием обладают государственный экологический учет и отчетность, государственные кадастры природных ресурсов и природных объектов, экологический мониторинг. Они направлены на сбор, получение, обработку, анализ, совершение иных действий с экологической информацией, сведениями, входящими в ее состав. Эти функции и эколого-правовые меры наряду с правом граждан и других субъектов на экологическую информацию составляют основу информационного обеспечения природопользования и охраны окружающей среды.

Правовые основы прав граждан на экологическую информацию, включая право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, заложены в нормах Конституции Российской Федерации (ст. 29, 42 и др.), Федеральных законах «Об информации, информатизации и защите информации» от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ (ред. от 13.07.2015), «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ (ред. от 09.03.2016). Государственная отчетность в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» от 29 ноября 2007 г. № 282-ФЗ (ред. от 23.07.2013).

Требования к сведениям, относящимся к экологической информации, включая ее состав, право доступа к ней, порядок предоставления предусмотрены в федеральных законах: «Об охране окружающей среды», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «Об охране ат­мосферного воздуха», «Об использовании атомной энергии», «О радиационной безопасности населения», «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами», «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», «О безопасности гидротехнических сооружений», «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и др.

Государственный экологический мониторинг проводится в соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды», Земельным, Водным и Лесным кодексами РФ, Законом РФ «О недрах», федеральными законами «О животном мире», «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и другими законами, а также подзаконными нормативными правовыми актами, которыми утверждены положения об осуществлении отдельных видов государственного мониторинга (земель, состоянии недр, водных объектов и т. д.). Ведение кадастров и реестров природных ресурсов и природных объектов, предусмотренных указанными кодексами и федеральными законами, осуществляется также в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» в части государственного кадастрового учета земельных участков, положениями о порядке ведения государственного кадастра объектов животного мира, государственного водного реестра, утвержденными подзаконными нормативными правовыми актами.

Экологический мониторинг

Экологический мониторинг (мониторинг окружающей среды) является одной из основных функций экологического управления и эколого-информационных правовых мер.

Выделяют различные виды экологического мониторинга:

– в зависимости от территории и масштабов — федеральный, региональный, территориальный (административно-территориальный) и локальный. Различают также национальные (государственный экологический мониторинг), межгосударственные (межгосударственный экологический мониторинг) и глобальные (глобальный экологический мониторинг) системы экологического мониторинга;

– в зависимости от уровня изменения человеком окружающей среды — фоновый и импактный. Фоновый экологический мониторинг означает наблюдение за явлениями и процессами, происходящими в окружающей среде, минимально затронутой вмешательством человека и осуществляется станциями, расположенными в биосферных заповедниках. Импактный экологический мониторинг — разновидность системы наблюдений за источниками антропогенного воздействия на окружающую среду в специально выделенных зонах, где осуществляется деятельность, связанная с повышенными экологическими рисками.

В зависимости от объекта выделяется собственно экологический мониторинг, мониторинг атмосферного воздуха, водных объектов, земель, объектов животного мира и т. д. Санитарно-эпидемиологическим законодательством предусмотрено также проведение социально-гигиеническо­го мониторинга.

Составной частью экологического мониторинга в России является государственный экологический мониторинг,который в ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» определяется как комплексные наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе компонентов природной среды, естественных экологических систем, за происходящими в них процессами, явлениями, оценка и прогноз изменений состояния окружающей среды. Согласно ст. 63 Федерального закона «Об охране окружающей среды», государственный экологический мониторинг осуществляется в рамках единой системы государственного экологического мониторинга федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с их компетенцией, установленной законодательством РФ, посредством создания и обеспечения функционирования наблюдательных сетей и информационных ресурсов в рамках подсистем единой системы, а также создания и эксплуатации государственного фонда данных.

Задачами единой системы государственного экологического мониторинга являются:

– регулярные наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе компонентов природной среды, естественных экологических систем, за происходящими в них процессами, явлениями, изменениями состояния окружающей среды;

– хранение, обработка (обобщение, систематизация) информации о состоянии окружающей среды;

– анализ полученной информации в целях своевременного выявления изменений состояния окружающей среды под воздействием природных или антропогенных факторов, оценка и прогноз этих изменений;

– обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан информацией о состоянии окружающей среды.

Единая система государственного экологического мониторинга включает в себя подсистемы:

– государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды [Об охране окружающей …, 2002];

– государственного мониторинга атмосферного воздуха (ст. 23 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха»);

– государственного мониторинга радиационной обстановки на территории Российской Федерации (ст. 21 Федерального закона «Об использовании атомной энергии»);

– государственного мониторинга земель (ст. 67 Земельного кодекса РФ);

– государственного мониторинга объектов животного мира (ст. 15 Федерального закона «О животном мире», Порядок ведения государственного учета, государственного кадастра и государственного мониторинга объектов животного мира, утвержденный приказом Минприроды РФ от 22 декабря 2011 г. № 963);

– государственного лесопатологического мониторинга (ст. 56 Лесного кодекса РФ, Порядок организации и осуществления лесопатологического мониторинга, утвержденный приказом Минприроды РФ от 04.08.2015 г. № 340);

– государственного мониторинга состояния недр (ст. 36.1 Закона РФ «О недрах», Положение о порядке осуществления государственного мониторинга состояния недр РФ, утвержденное приказом Минприроды РФ от 21 мая 2001 г. № 433);

– государственного мониторинга водных объектов (ст. 30 Водного кодекса РФ, Положение об осуществлении государственного мониторинга водных объектов, утвержденное постановлением Правительства РФ от 10 апреля 2007 г. № 219);

– государственного мониторинга водных биологических ресурсов (ст. 42 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», Положение об осуществлении государственного мониторинга водных биологических ресурсов и применении его данных, утвержденное постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2008 г. № 994);

– государственного мониторинга внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации (ст. 36 Федерального закона «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»);

– государственного мониторинга исключительной экономической зоны Российской Федерации (ст. 29 Федерального закона «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации»);

– государственного мониторинга континентального шельфа Российской Федерации (ст. 33 Федерального закона «О континентальном шельфе Российской Федерации»);

– государственного экологического мониторинга уникальной экологической системы озера Байкал (ст. 20 Федерального закона «Об охране озера Байкал»);

– государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания (ст. 32, 36 Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Порядок осуществления государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания и применения его данных, утвержденный приказом Минприроды РФ от 6 сентября 2010 г. № 344).

Организацию и осуществление экологического мониторинга обеспечивают Минприроды России, Росгидромет, Росреестр, Минсельхоз России, Росводресурсы, Рослесхоз, Росрыболовство и др.

Составной частью государственного экологического мониторинга является Государственный фонд данных государственного экологического мониторинга, который согласно ст. 63.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды» является федеральной информационной системой, обеспечивающей сбор, обработку, анализ данных, и включающий:

– информацию, содержащуюся в базах данных подсистем единой системы государственного экологического мониторинга;

– результаты производственного контроля в области охраны окружающей среды и государственного экологического надзора;

– данные государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Создание и эксплуатация государственного фонда данных осуществляются в соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды», законодательством РФ об информации, информационных технологиях и о защите информации и иными нормативными правовыми актами РФ.

Органы государственной исполнительной власти РФ и субъектов РФ, уполномоченные на осуществление государственного экологического мониторинга обязаны направлять получаемую в ходе осуществления соответствующего мониторинга информацию в государственный фонд данных.

На основе информации, содержащейся в государственном фонде данных, Минприроды РФ подготавливает ежегодный государственный доклад о состоянии и об охране окружающей среды в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 24 сентября 2012 г. № 966 «О подготовке и распространении ежегодного государственного доклада о состоянии и об охране окружающей среды».

Доклад о состоянии и об охране окружающей среды представляет собой документированный систематизированный свод аналитической информации о состоянии окружающей среды, в том числе компонентов природной среды, естественных экологических систем, о происходящих в них процессах, явлениях, результатах оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под влиянием природных и антропогенных факторов.

 

 

8.3. Государственный учет, отчетность, кадастры,
реестры природных ресурсов и объектов

 

Государственный учет в области природопользования и охраны окружающей среды заключается в сборе, получении с использованием современных информационных технологий и по утвержденным формам сведений, относящихся к экологической информации, их обработке, систематизации, упорядочении, внесении в учетные документы, хранении с последующим распространением и предоставлением различным пользователям.

Сформированные в результате этих действий учетные документы являются источниками экологической информации. Наиболее распространенные из них — кадастры и реестры.

В ряде федеральных законов учетная деятельность предусматривается наряду с кадастровой. Например, ст. 70 Земельного кодекса РФ предусмотрен государственный кадастровый учет земельных участков, который осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ (ред. от 30.12.2015).

Государственный кадастр недвижимости, являющийся федеральным государственным информационным ресурсом, кроме того, представляет собой систематизированный свод сведений об учтенном недвижимом имуществе, включая земельные участки.

В соответствии со ст. 91 Лесного кодекса РФ, государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках.

На информационное обеспечение управления в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов направлена государственная инвентаризация лесов (ст. 90 Лесного кодекса РФ). Она осуществляется в целях проверки состояния лесов, их количественных и качественных характеристик, выявления и учета изменений состояния лесов, происходящих в результате негативных воздействий. Согласно ст. 90 Лесного кодекса РФ, государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

Государственный водный реестр, согласно ст. 31 Водного кодекса РФ, также представляет собой систематизированный свод документированных сведений о водных объектах, находящихся в федеральной собственности субъектов РФ, собственности муниципальных образований, собственности физических, юридических лиц, об их использовании, о речных бассейнах, о бассейновых округах. Согласно п. 6 Положения о ведении государственного водного реестра, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 апреля 2007 г. № 253, в Реестр включаются сведения: о договорах водопользования, решениях о предоставлении водных объектов в пользование, в том числе о государственной регистрации данных договоров и решений, переходе прав и обязанностей по договорам водопользования, о прекращении указанных договоров; о прекращении права пользования водными объектами.

Федеральным законом «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ (ред. от 25.06.2015) предусмотрено ведение государственного реестра разрешений на проведение акклиматизации, переселения или гибридизации охотничьих ресурсов.

Учетно-регистрационный механизм предусмотрен Федеральным законом «Об охране атмосферного воздуха». Статья 13 Закона содержит требование о государственной регистрации вредных (загрязняющих) веществ и потенциально опасных веществ, которая осуществляется в соответствии с постановлением Правительства РФ от 2 марта 2000 г. № 182 «О порядке установления и пересмотра экологических и гигиенических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых уровней физических воздействий на атмосферный воздух и государственной регистрации вредных (загрязняющих) веществ и потенциально опасных веществ». Согласно ст. 21 Закона, государственному учету подлежат юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и источники вредных физических воздействий на атмосферный воздух, а также количество и состав выбросов вредных (загрязняющих) в атмосферный воздух, виды и размеры вредных физических воздействий. Такой государственный учет осуществляется в соответствии с порядком, утвержденным приказом Минприроды от 26 октября 2011 г. № 863. Одной из основных форм учета является инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников (ст. 22 Закона). Приказом Минприроды РФ от 31 декабря 2010 г. № 579 утвержден Порядок установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию, а также Перечень вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию [О порядке …, 2010].

Федеральным законом от 2 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» предусмотрена регистрация опасных производственных объектов (п. 2 ст. 2), которая проводится посредством их включения в государственный реестр опасных производственных объектов.

Государственная регистрация потенциально опасных химических и биологических веществ осуществляется в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12 ноября 1992 г. № 869, которым предусмотрено ведение федерального регистра потенциально опасных химических и биологических веществ, производимых, ввозимых и применяемых на территории Российской Федерации.

Согласно ст. 7 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», гидротехнические сооружения вносятся в Российский регистр гидротехнических сооружений, который формируется и ведется в порядке, утвержденном постановлением Правительства РФ от 23 мая 1998 г. № 490 (ред. от 17.12.2015).

Федеральным законом «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 11 июля 2011 г. № 190-ФЗ (ред. от 02.07.2013) в системе государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов предусмотрена регистрация радиоактивных отходови пунктов хранения радиоактивных отходов, которая включает в себя ведение реестра радиоактивных отходов и кадастра пунктов хранения радиоактивных отходов, а также паспорт радиоактивных отходов в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 19 ноября 2012 г. № 1188.

Некоторые федеральные законы предусматривают сложный состав кадастровой документации. Так, в соответствии со ст. 20 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» ведется государственный кадастр отходов, который включает федеральный классификационный каталог отходов (ФККО), государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО), а также банк данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов.

В свою очередь, Федеральный классификационный каталог отходов представляет собой перечень образующихся в Российской Федерации отходов, систематизированных по совокупности приоритетных признаков: происхождению, агрегатному и физическому состоянию, опасным свойствам, степени вредного воздействия на окружающую природную среду. Он утвержден приказом Минприроды РФ от 30.09.2011 г. № 792 «Порядок ведения государственного кадастра отходов».

Сочетание учетно-реестровых, учетно-регистрационных, кадастровых и иных эколого-информационных правовых мер предусматривает законодательство в области использования и охраны недр.

Закон РФ «О недрах» предусматривает государственный учет работ по геологическому изучению недр, ведение государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых, ведение государственного баланса запасов полезных ископаемых.

Формирование официальной статистической информации, в том числе в экологической сфере, происходит на основании Федерального закона «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» от 29 ноября 2007 г. № 282-ФЗ (ред. от 23.07.2013), направленного на регулирование общественных отношений, возникающих при осуществлении официального статистического учета, а также в соответствии с подзаконными нормативными правовыми актами в этой сфере. Под официальной статистической информацией понимается сводная зарегистрированная документированная информация о количественной стороне экологических и других процессов, формируемая субъектами официального статистического учета в соответствии с официальной статистической методологией.

В систему информационного обеспечения природопользования и охраны окружающей среды входит экологическая паспортизация, которая включает в себя экологический паспорт природопользователя (ГОСТ Р 17.0.0.06-2000).

Государственные кадастры, реестры и регистры, экологические паспорта и другие эколого-информационные источники составляют основу информационного обеспечения природопользования и охраны окружающей среды.

 

Контрольные вопросы

1. Какова значимость экологической информации для граждан?

2. В каких нормативно-правовых актах представлены права граждан на экологическую информацию?

3. Что понимают под экологическим мониторингом?

4. Какие виды экологического мониторинга известны?

5. Каковы задачи единой системы государственного экологического мониторинга?

6. Из каких подсистем состоит единая система государственного экологического мониторинга?

7. Какие структуры обеспечивают организацию и осуществление экологического мониторинга?

8. Назовите виды и формы государственного учета в области природопользования и охраны окружающей среды.

9. Раскройте порядок ведения государственных кадастров, реестров природных ресурсов и природных объектов.

10. На основании каких нормативных документов происходит формирование официальной статистической информации?

Глава 9. ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
ЗА ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ

9.1. Понятие и виды юридической ответственности
за экологические правонарушения

Юридическая ответственность за нарушение экологического законодательства — это установленная государством и предусмотренная санкцией юридической нормы мера принуждения, применяемая к лицу, совершившему экологическое правонарушение. Возникновение юридической ответственности всегда связано с правонарушением, являющимся юридическим фактом и порождающим правоотношение между государством в лице его уполномоченных органов и правонарушителем в целях принудительной реализации обязанности правонарушителя претерпеть неблагоприятные последствия содеянного им, его воспитания и предупреждения правонарушений в дальнейшем. Лицо может быть привлечено к ответственности только при наличии в его действиях всех элементов состава правонарушения, ибо само по себе правонарушение не порождает автоматически возникновения ответственности, а является лишь основанием для ее применения.

Сущность юридической ответственности заключается в неблагоприятных последствиях, наступающих для правонарушителя.

Юридическая ответственность выражается в применении к правонарушителю предусмотренных санкцией юридической нормы мер государственного принуждения, выражающихся в форме лишений личного, организационного либо имущественного характера. Понятие санкции не отожде­ствляется с понятием юридической ответственности, а указывает на то, что именно в санкции правовой нормы установлены характер и объем лишений, которые должен претерпеть правонарушитель.

Виды юридической ответственности за экологические правонарушения перечислены в статье 75 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», согласно которой за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...