Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Оценка экологического вреда и способы возмещения

В соответствии со ст. 77 и 78 Федерального закона «Об охране окружающей среды» возмещение вреда производится путем компенсации фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды (в денежной форме), либо посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ (реальное возмещение вреда).

Исходя из смысла ст. 78, суду принадлежит право свободного выбора способа возмещения экологического вреда.

Экологическое законодательство не предусматривает приоритета реального возмещения вреда, что снижает значение института возмещения вреда для поддержания и сохранения благоприятных природных условий. Суть проблемы заключается в том, что во многих случаях причинитель вреда объективно не способен восстановить нарушенные природные условия. Денежная компенсация становится наиболее удобным и поэтому часто используемым способом возмещения экологического вреда. Однако законодательство в целом не предусматривает порядка обязательного использования полученных компенсационных средств на восстановление нарушенных природных условий, поэтому нередко денежная компенсация, как для государства (собственника большинства природных объектов), так и для других потерпевших, становится частью их дохода без каких-либо обязательств. Тем более природа способна к самовосстановлению (вода, животный мир), либо восстановление технически невозможно (очистка атмосферного воздуха, вод). Все это не связано со специальными расходами и поэтому является привлекательным для потерпевших. Создается климат безответственности за поддержание благоприятных природных условий на фоне постепенного общего ухудшения состояния окружающей среды.

Определение денежного размера причиненного вреда является одним из сложных элементов процедуры компенсации. Сложность состоит в том, что природные объекты не имеют заранее фиксированной цены. Поэтому используются два способа оценки причиненного вреда:

– исходя из понесенных фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ;

– при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Фактические затраты на восстановление рассчитываются путем калькуляции, т. е. путем сложения стоимости работ по восстановлению нарушенных природных условий.

Таксовый способ расчета причиненного вреда используется только при отсутствии возможности расчета фактических затрат на восстановление нарушенных природных условий. На самом деле во многих случаях таксы и методика исчисления размера экологического вреда имеют приоритет по отношению к исчислению вреда по фактическим затратам. Это означает, что если таксы и методики установлены, то размер компенсации будет исчисляться именно по таким таксам и методикам, а не по фактическим затратам, хотя альтернатива предъявления требования в суд об исчислении вреда по фактическим затратам остается.

Способ исчисления причиненного вреда на основе такс и методик состоит в том, что в виде стандарта определяется сумма, которую причинитель вреда обязан уплатить за каждую единицу незаконно использованного, поврежденного природного объекта или добытого природного ресурса при применении расчета по установленной методике.

Таксы и методики установлены следующими нормативными правовыми актами:

– приказ Минприроды РФ от 8 декабря 2011 г. № 948 «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам»,

– приказ Росрыболовства от 25 ноября 2011 г. № 1166 «Об утверждении методики исчисления размера вреда, причиненного водным биологическим ресурсам»,

– приказ Минприроды РФ от 8 июля 2010 г. № 238 «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды» и др.

Возмещению подлежит только причиненный в результате правонарушения вред. Неотвратимая угроза причинения экологического вреда не является основанием применения мер ответственности в виде возложения обязательства внести денежные средства, равные сумме ожидаемого вреда. В данном случае применяется Кодекс об административных правонарушениях РФ и Гражданский кодекс РФ, в соответствии с которыми опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о приостановлении, временном запрете или прекращении деятельности, создающей такую опасность.

В российском гражданском и экологическом законодательстве закреплен принцип возмещения экологического вреда в полном объеме, т. е. обязанность причинителя вреда компенсировать все расходы и убытки, которые несет потерпевший в связи с повреждением либо уничтожением принадлежащего ему природного объекта на праве собственности либо пользования. Компенсация расходов и убытков производится из собственных средств, а также за счет страховых фондов, в том числе фондов обязательного страхования.

При причинении вреда здоровью применяется ст. 1085 Гражданского кодекса РФ, предусматривающая, что возмещению подлежит утраченный потерпевшим заработок (доход), который он имел либо определенно мог иметь, а также дополнительно понесенные расходы, вызванные повреждением здоровья, в том числе расходы на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств, подготовку к другой профессии, если установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет права на их бесплатное получение. Таким образом, право на медицинскую помощь в пределах обязательного медицинского страхования реализуется гражданами в счет компенсации вреда здоровью, причиненного экологическим правонарушением. Требования о взыскании средств сверх предусмотренной медицинской помощи в пределах обязательного медицинского страхования могут быть обоснованы только потребностью в дополнительных средствах на лечение и восстановление утраченного здоровья.

 

 

Контрольные вопросы

1. Что из себя представляет институт возмещения экологического вреда?

2. Как в экологическом праве трактуется экологический вред?

3. Какие законы регламентируют общие правила возмещения экологического вреда?

4. Какие факты и события являются основанием юридической ответственности за причинение экологического вреда?

5. Что понимают под экологическим правонарушением?

6. При внесении платы за загрязнение окружающей среды освобождается ли природопользователь от возмещения вреда, причиненного окружающей среде?

7. Кого относят к субъектам юридической ответственности за причинение экологического вреда?

8. В течение какого срока природопользователю могут быть предъявлены иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением экологического законодательства?

9. В каких случаях возможно административное приостановление или прекращение деятельности природопользователя?

10. Какая статья какого федерального закона регламентирует приостановление деятельности природопользователя?

11. Каков порядок возмещения экологического вреда?

12. Какие известны способы возмещения вред, нанесенного окружающей среде?

13. Каким образом можно определить денежный размер причиненного вреда?

14. Когда используется таксовый способ расчета причиненного вреда?

ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ

 

Глава XI. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ НЕДР

 

11.1. Понятие, содержание, принципы,
объекты и субъекты права недропользования

 

Полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, содержащиеся в недрах, являются фундаментом экономики Российской Федерации, их использование определяет основные векторы эконо­мического и социального развития страны и обеспечивает до трети ВВП и более 70 % валютных поступлений. По данным Государственного доклада «О состоянии и использо­вании минерально-сырьевых ресурсов Российской Федерации» наиболее значимыми для отечественной экономики являются пятнадцать видов минерального сырья, доля каждого из которых в мировой добыче превышает 4 %, — это нефть, природный газ, уголь, уран, железные руды, платина и палладий, медь, никель, вольфрам, золото, серебро, алмазы, калийное и фосфатное сырье, значительная часть которых реализуется на мировых рынках.

В недрах Российской Федерации разведана значительная часть мировых запасов важнейших видов полезных ископаемых: половина запасов алмазов, более четвер­ти — природного газа и железа, около 20 % — палладия и углей, 17 % — никеля, а также от 7 до 10 % — нефти, золота, серебра, платины и др.

Доля России в мировой добыче нефти составляет 12,8 %, газа, никеля, алмазов — более 20 %, платины — 14,5 %, золота — 7 % [Экологическое …, 2015].

Юридическое понятие «недра» определяется в преамбуле Закона Российской Федерации «О недрах» от 1 февраля 1992 г. № 2395-1: «Недраявляются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии — ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения».

Система законодательства в области рационального использования и охраны недр базируется на следующих, основополагающих законах:

Закон РФ «О недрах» № 2395-1 от 21 февраля 1992 г. (в ред. от 13.07.2015 г.). Данный закон является базовым законом, обеспечивающим разрешительный (лицензионный) порядок предоставления участков недр в пользова­ние и регулирующим общественные отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр террито­рии Российской Федерации, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств.

Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции» № 225-ФЗ от 30 декабря 1995 г. (ред. от 29.06.2015 г.), принятый в развитие законодательства Российской Федерации в области недропользовании и инвестиционной деятельности и устанавливающий правовые основы отношений, возникающих в процессе осуществления российских и иностранных инвестиций в поиски, разведку и добычу минерального сырья на территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и (или) в пределах исключительной экономической зоны Российской Федерации на условиях раздела продукции [О континентальном …, 1995; Об исключительной …, 1998];

Федеральный закон «О континентальном шельфе Российской Федерации» № 187-ФЗ от 30 ноября 1995 г. (в ред. от 02.05.2015 г.), устанавливающий особенности пользования недрами на континентальном шельфе, в том числе порядок разведки и добычи минеральных ресурсов, а также создания, эксплуатации, использования искусственных островов, установок, сооружений, прокладки подводных кабелей, трубопроводов на континентальном шельфе;

Федеральный закон «О газоснабжении в Российской Федерации» № 69-ФЗ от 31 марта 1999 г. (в ред. от 28.11.2015 г.), устанавливающий особенности предоставления в пользование участков недр федерального значения, содержащих газ.

Центральным понятием, используемым в науке горного права, является понятие «право пользования недрами (право недропользования)», которое может рассматриваться в объективном и субъективном смысле.

В объективном смысле право пользования недрами представляет собой систему правовых норм, регулирующих отношения по использованию участков недр управомоченным лицом в установленном порядке, устанавливающую основания возникновения, изменения, приостановления, прекращения, реализации прав и обязанностей недропользователей и компетентных органов в сфере недропользования, а также по предотвращению и устранению вмешательства третьих лиц в недропользование. При этом такое пользование недрами осуществля­ется в соответствии с определенными принципами, установленными законодательством и являющимися важной составляющей частью права пользования недрами в объективном смысле, к числу основных из которых можно отнести невозможность участия в гражданском обо­роте участков недр, общий разрешительный порядок предоставления права пользования недрами, в порядке исключения — договорной по­рядок, рациональное и комплексное недропользование, платность не­дропользования, обязательное соблюдение правил безопасности при осуществлении горных работ.

В свою очередь, в субъективном смысле «право пользования недрами представляет собой возникающий, изменяющийся, длящийся и прекращающийся на основании закона, актов компетентных органов государственной власти или договора комплекс прав и обязанностей лиц, имеющих своей целью поиск, оценку, разведку и разработку месторождений полезных ископаемых, строительство подземных ин­женерных сооружений, образование особо охраняемых геологических объектов, сбор минералогических, палеонтологических и иных мате­риалов, а также пользование недрами для иных соответствующих за­конодательству и законным интересам других лиц целей».

В качестве объектовправового регулирования отношений недропользования выступают индивидуализированные используемые участки недр, представляющие собой геометризированные блоки недр и неиспользуемые части недр в пределах территории Российской Федерации и ее континентального шельфа, в совокупности составля­ющие государственный фонд недр, владение, пользование и распоря­жение которым осуществляется в пределах территории Российской Федерации в интересах народов, проживающих на соответствую­щих территориях, и всех народов Российской Федерации совместно Российской Федерацией и субъектами Федерации.

Субъектный составправа пользования недрами может существенно варьироваться в зависимости от непосредственного вида пользования недрами, а также от участка недр, предоставляемого в пользование. По общему правилу, согласно ст. 9 Закона Российской Федерации «О недрах», пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если иное не установлено федеральными законами. В свою очередь, на участках недр федерального значения континентального шельфа Российской Федерации, а также на участках недр федерального значения, расположенных на территории Российской Федерации и простирающихся на ее континентальный шельф, пользователями недр могут быть юридические лица, которые созданы в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеют опыт освоения участков недр континентального шельфа Российской Федерации не менее чем пять лет, в которых доля (вклад) Российской Федерации в уставных капиталах составляет более чем пятьдесят про­центов и (или) в отношении которых Российская Федерация имеет право прямо или косвенно распоряжаться более чем пятьюдесятью про­центами общего количества голосов, приходящихся на голосующие ак­ции (доли), составляющие уставные капиталы таких юридических лиц.

Пользователями недр также могут быть собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земель­ных участков, которые, согласно ст. 19 Закона Российской Федерации «О недрах», имеют право по своему усмотрению в их границах осущест­влять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источ­ником централизованного водоснабжения, в порядке, устанавливае­мом соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Право пользования недрами осуществляется на основе ряда принципов, к наиболее значимым из которых следует отнести:

1. Принцип совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов в сфере государственного регулирования отношений недропользования. В соответствии со ст. 1.1 Закона Российской Федерации «О недрах» разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере государственного регулирования отношений недропользования осуществляется на основе Конституции Российской Федерации и принятых в соответствии с ней федеральных законов. Согласно ст. 72 Конституции Российской Федерации, к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации относятся вопросы владения, пользования и распоряжения недрами на территории Российской Федерации (пп. «в» ч. 1 ст. 72), природопользование, в том числе недропользование (пп. «д» ч. 1 ст. 72), а также законодательство о недрах (пп. «к» ч. 1 ст. 72). На основании данной нормы федеральные органы государствен­ной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют в определенном объеме регулятивные, ис­полнительно-распорядительные и контрольно-надзорные функции в сфере государственного регулирования отношений недропользования в пределах, установленных ст. 3 и 4 Закона Российской Федерации «О недрах» и иными федеральными законами.

2. Принцип государственной собственности на недра. Данный принцип закреплен в статье 1.2 Закона Российской Федерации «О недрах», согласно которому недра в границах террито­рии Российской Федерации, включая подземное пространство и со­держащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владе­ния, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами. В свою очередь, добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности.

3. Принцип срочности права пользования недрами. Согласно ст. 10 закона Российской Федерации «О недрах», участки недр предоставляются в пользование на определенный срок или без ограничения срока. В частности, на определенный срок участки недр предоставляются в пользование:

– для геологического изучения — на срок до 5 лет или на срок до 10 лет при проведении работ по геологическому изучению участков недр вну­тренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа Российской Федерации;

– добычи полезных ископаемых — на срок отработки месторождения полезных ископаемых, исчисляемый исходя из технико-экономического обоснования разработки месторождения полезных ископаемых, обеспечивающего рациональное использование и охрану недр;

– добычи подземных вод — на срок до 25 лет;

– добычи полезных ископаемых на основании предоставления краткосрочного права пользования участками недр в соответствии со ст. 21.1 Закона Российской Федерации «О недрах» — на срок до 1 года.

Срок пользования участком недр может быть продлен по инициативе пользователя недр в случае необходимости завершения поисков и оценки или разработки месторождения полезных ископаемых либо выполнения ликвидационных мероприятий при условии отсутствия нарушений условий лицензии данным пользователем недр. В свою очередь, без ограничения срока могут быть предоставлены участки недр для строительства и эксплуатации подземных сооруже­ний, не связанных с добычей полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, связанных с захоронением отхо­дов, строительства и эксплуатации нефте- и газохранилищ, а также для образования особо охраняемых геологических объектов и иных целей.

4. Принцип возвратности участка недр при прекращении права пользования недрами. Согласно требованиям действующего законодательства о не­драх, участок недр, по которому прекращено право пользования недрами и действие лицензии, переходит в нераспределенный фонд недр с последующим представлением его в пользование в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

5. Принцип платности пользования недрами. Пользование недрами, являясь по своей правовой природе од­ним из видов природопользования, осуществляется, как правило, на возмездной основе. В частности, разделом V Закона Российской Федерации «О недрах» предусматривается определенная система пла­тежей за пользование недрами, включающая в себя:

– разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии, включая разовые платежи, уплачиваемые при изменении границ участков недр, предоставленных в пользование;

– регулярные платежи за пользование недрами;

– сбор за участие в конкурсе (аукционе);

– иные налоги и сборы, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

6. Принцип рационального использованиям охраны недр. Актуальность данного принципа обусловливается тем, что основной целью пользования недрами является добыча полезных ископаемых, которые относятся к исчерпаемым и невозобновимым природным ресурсам, поэтому рациональное (разумное, целесообразное) использование недр должно обеспечивать максимальное извлечение полезных свойств от каждого участка недр с тем, чтобы сохранить возможно большее количество запасов полезных ископаемых на будущее, в свя­зи с чем недра следует беречь как часть среды обитания человека, как составляющую экосистемы. Кроме того, хозяйственная деятельность, связанная с пользованием недрами, оказывает существенное негативное воздействие на окружающую среду не только посредством изъятия полезных ископаемых из недр, вызывая оседание, обрушение, сдвиги находящихся на поверхности объектов, но и приводит к загрязнению поверхности земли, вод и воздушного пространства, тем самым создавая опасные для окружающей среды условия, которые могут привести к неблагоприятным экологическим последствиям.

 

 

11.2. Виды пользования недрами и особенности правового
режима участков недр, предоставляемых в пользование

 

Статья 6 Закона Российской Федерации «О недрах» предусматривает шесть видов пользования недрами, к числу которых относятся:

1) региональное геологическое изучение, включающее региональные геолого-геофизические работы, геологическую съемку, инженерно-геологические изыскания, научно-исследовательские, палеонтологические и другие работы, направленные на общее геологическое изучение недр, геологические работы по прогнозированию землетря­сений и исследованию вулканической деятельности, созданию и веде­нию мониторинга состояния недр, контроль за режимом подземных вод, а также иные работы, проводимые без существенного нарушения целостности недр;

2) геологическое изучение, включающее поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, а также геологическое изучение и оценка пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

3) разведка и добыча полезных ископаемых, в том числе использование отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств;

4) строительство и эксплуатация подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

5) образование особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, пещеры и другие подземные полости);

6) сбор минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

Недра могут предоставляться в пользование одновременно для геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых (совмещенное использование).

Для определения принадлежности недр в зависимости от их геологической изученности в Законе Российской Федерации «О недрах» используется понятие «государственный фонд недр», составляющий используемые участки, представляющие собой геометризованные блоки недр и неиспользуемые части недр в пределах территории Российской Федерации и ее континентального шельфа.

Объектом правового регулирования отношений недропользования при предоставлении недр в пользование для одной из вышеперечисленных целей является индивидуально определенный участок недр, имеющий верхнюю и нижнюю границы по глубине, а также площади, соотносимой с площадью поверхности земли (горный отвод) или без ограничения по глубине (геологический отвод).

Законодательство о недрах выделяет три разновидности таких участков недр, предоставляемых в пользование.

1. Участки недр федерального значения. Согласно ст. 2.1 Закона Российской Федерации «О недрах», к участкам недр федерального значения относятся участки недр:

1) содержащие месторождения и проявления урана, алмазов, особо чистого кварцевого сырья, редких земель иттриевой группы, никеля, кобальта, тантала, ниобия, бериллия, лития, металлов платиновой группы;

2) расположенные на территории субъекта Российской Федерации или территориях субъектов Российской Федерации и содержащие на основании сведений государственного баланса запасов полезных ис­копаемых начиная с 1 января 2006 г.:

– извлекаемые запасы нефти от 70 млн т;

– запасы газа от 50 млрд м3;

– запасы коренного золота от 50 т;

– запасы меди от 500 тыс. т;

3) внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа Российской Федерации;

4) при пользовании которыми необходимо использование земельных участков из состава земель обороны, безопасности.

Участки недр федерального значения формируются в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, отдельные участки недр относятся к участкам недр федерального значения. Перечень участков недр федерального значения официально опубликовывается федеральным органом управления государственным фондом недр в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в официальном издании Российской Федерации, Основанием возникновения права пользования участками недр федерального значения является решение Правительства Российской Федерации.

2. Участки недр местного значения. Согласно ст. 2.3 Закона РФ «О недрах», к участкам недр местного значения относятся:

1) участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые;

2) участки недр, используемые для строительства и эксплуатации подземных сооружений местного и регионального значения, не связанных с добычей полезных ископаемых. Основанием возникно­вения права пользования участками недр местного значения является решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

3. Иные участки недр (участки недр, не относящиеся к участкам недр федерального или местного значения). Основаниями возникновения права пользования такими участками недр может являться решение федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа, принятое в целях предоставления права краткосрочного (сроком до одного года) пользования участком недр для осуществления юридическим лицом (оператором) деятельности на участке недр, право пользования которым досрочно прекращено, решение комиссии, создаваемой федеральным органом управления государственным фондом недр, либо решение конкурсной или аукци­онной комиссии о предоставлении права пользования участком недр для разведки и добычи полезных ископаемых или для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществля­емых по совмещенной лицензии.

Помимо этого в целях обеспечения в перспективе потребностей Российской Федерации в стратегических и дефицитных видах по­лезных ископаемых из не предоставленных в пользование участков недр также формируется федеральный фонд резервных участков недр. Участки недр, включенные в федеральный фонд резервных участ­ков недр, не предоставляются в пользование до принятия решения об исключении их из федерального фонда резервных участков недр. Решения о включении участков недр в федеральный фонд резервных участков недр и об исключении из него участков недр принимаются Правительством Российской Федерации по представлению уполно­моченного федерального органа исполнительной власти, если иное не установлено федеральными законами.

Действующее законодательство о недрах выделяет две формы предоставления в пользование участков недр — горный отвод и геологический отвод.

Согласно ст. 7 Закона РФ «О недрах», участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода для добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации под­земных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, а также в со­ответствии с соглашением о разделе продукции при разведке и добыче минерального сырья.

Предварительные границы горного отвода устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами. После разработки технического проекта, получения на него положительного заключения государственной экспертизы, согласования указанного про­екта в соответствии со статьей 23.2 Закона РФ «О недрах» документы, определяющие уточненные границы горного отвода (с характерными разрезами, ведомостью координат угловых точек), включаются в лицензию в качестве неотъемлемой составной части. Пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исклю­чительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией и любая деятельность, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия пользователя недр, которому он предоставлен.

В свою очередь, статус геологического отвода может быть присвоен участкам недр, предоставляемым для геологического изучения без существенного нарушения целостности недр (без проходки тяжелых горных выработок и бурения скважин для добычи полезных ископаемых или строительства подземных сооружений для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых). В границах геологического отвода могут одновременно проводить работы несколько пользователей недр, при этом их взаимоотношения определяются при предоставлении недр в пользование.

К основным отличиям указанных форм предоставления участков недр следует отнести:

1) в отличие от геологического отвода, в границах которого могут проводить работы по геологическому изучению недр по нескольким лицензиям ряд пользователей недр, в границах горного отвода пользователь недр имеет исключительное право осуществлять пользование недрами, и любая деятельность на данной территории может осуществляться только с его согласия;

2) в то время как горный отвод представляет собой геометризованный блок недр, ограниченный как по поверхностным границам, так и по глубине (устанавливается как верхняя, так и нижняя границы участка недр), геологический отвод может предоставляться как с ограничением по глубине, так и без такого ограничения;

3) в то время как пользователь недр по лицензии на право добычи полезных ископаемых имеет право проводить в пределах предоставленного ему горного отвода работы по геологическому изучению недр, связанные с проводимой им добычей, без дополнительной лицензии, проведение каких-либо добычных работ в границах геологических отводов запрещено.

 

11.3. Государственное управление в сфере обеспечения
рационального использования и охраны недр

Согласно ст. 36 Закона РФ «О недрах», система органов государственной власти, осуществляющих государственное управление в сфере недропользования, включает, во-первых, органы общей компетенции, к которым следует отнести Президента Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, и, во-вторых, органы специальной компетенции, к которым относится фе­деральный орган управления государственным фондом недр, органы государственного горного надзора, а также исполнительные органы государственной власти субъектов РФ.

Президент Российской Федерации, согласно ст. 80 Конституции РФ, осуществляет государственное управление отношениями недропользования посредством издания соответству­ющих указов, распоряжений и поручений Правительству Российской Федерации о выполнении соответствующих программ в области госу­дарственного геологического изучения недр и государственного peгулирования отношений недропользования.

Некоторые вопросы недропользования применительно к обеспечению национальной безопасности отражены в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2015 № 683, согласно которой устойчивое обеспечение спроса достаточным количеством энергоносителей стандартного качества, эффективное использование энергоресурсов путем повышения конкурентоспособности отечественных производителей, предотвращение возможного дефицита топливно-энергетических ресурсов, создание стратеги­ческих запасов топлива, резервных мощностей и комплектующего оборудования, обеспечение стабильности функционирования систем энерго- и теплоснабжения признаются в качестве основных направ­лений обеспечения энергетической безопасности,

В свою очередь, Правительство Российской Федерации на основании ст. 71, 72, 110—117 Конституции РФ и в соответствии с положениями ст. 18 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», а также иными федеральными законами и указами Президента Российской Федерации осуществляет управление госу­дарственным фондом недр на территории Российской Федерации, в том числе обеспечивает проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, организует деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов, регулированию природопользования и развитию минерально-сырьевой базы Российской Федерации, а также координирует деятельность по предотвращению стихийных бедствий, аварий и катастроф, уменьшению их опасности и ликвидации их последствий.

Среди принятых Правительством РФ программных документов следует выделить Стратегию развития геологической отрасли РФ до 2030 года, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. № 1039-р, определяющую основные направления развития геологической отрасли РФ в условиях интенсификации процессов глобализации, обострения конкурен­ции на международных рынках минерального сырья и сервисных услуг в области геологоразведочного производства, Энергетическую стратегию России на период до 2030 года, утвержденную распоря­жением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 г. № 1715-р, определяющую основные направления государственной энергетической политики и стратегии в сфере управления государственным фондом недр и охраны окружающей среды в результате негативного воздействия топливно-энергетического комплекса, а также Основы государ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...