Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие экологического вреда

Одним из правовых механизмов защиты прав и интересов государства, граждан и юридических лиц, пострадавших от негативного изменения состояния природных объектов, восстановления нарушенных природных условий, является механизм гражданско-правовой ответственности за причинение экологического вреда. Правовые нормы, регулирующие отношения между причинителем вреда и потерпевшим по поводу повреждения природных объектов, имущества или здоровья граждан, образуют в системе экологического права институт возмещения экологического вреда. Его содержание составляют нормы, устанавливающие основания возникновения обязательства причинителя вреда перед потерпевшим возместить причиненный экологический вред, способы и порядок возмещения вреда, методики его оценки.

Экологический вред — это материальный вред, причиненный государству, обществу, физическим и юридическим лицам в результате умышленного или неосторожного нарушения правовых экологических требований. Такой материальный вред выражается в утрате жизни или повреждении здоровья человека, утрате или повреждении природных объектов, деградации окружающей среды. В экономическом аспекте все это трансформируется в стоимость утраченного или поврежденного имущества, природных объектов, вынужденных расходов на очистку или рекультивацию окружающей среды, расходов на восстановление здоровья и компенсацию потерпевшим (реальный ущерб), а также в стоимость недополученных доходов в результате утраты природных ресурсов — источников природного сырья (упущенная выгода). Частью экологического вреда может быть также моральный вред, выражающийся в причинении физическим лицам нравственных переживаний в связи с невозможностью продолжать активную общественную жизнь, с потерей работы, а также физической болью, связанной с заболеванием, перенесенных в результате нравственных страданий.

Общие правила возмещения экологического вреда основаны и применяются в соответствии с соответствующими статьями Гражданского кодекса, главным образом включенных в гл. 59 «Обязательства вследствие причинения вреда». Специальные правила, учитывающие особенности экологических отношений, установлены ст. 77—79 Федерального закона «Об охране окружающей среды». Различным образом эти правила воспроизведены в ст. 69 Водного кодекса РФ, ст. 100 Лесного кодекса РФ, ст. 51 Закона РФ «О недрах». Правовые нормы, предусматривающие обязанность компенсировать гражданам вред жизни и здоровью граждан при осуществлении опасной хозяйственной деятельности, предусмотрены с. 17.1 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», ст. 15, 53, 54 и рядом других статей Федерального закона «Об использовании атомной энергии», ст. 33 Федерального закона «Об обращении с радиоактивными отходами», а также соответствующими нормами иных законов об экологической безопасности.

 

 

10.2. Основания юридической ответственности
за причинение экологического вреда

Основаниями юридической ответственности за причинение экологического вреда являются факты и события, влекущие возложение на причи­нителя вреда обязанности возместить причиненный вред потерпевшему. Такими основаниями являются:

– экологическое правонарушение;

– незаконное действие (бездействие) органов государственной власти, местного самоуправления и других приравненных к ним субъектов;

– в предусмотренных законодательством случаях правомерное поведение;

– нарушение договора в сфере природопользования.

Экологическое правонарушение — это действие или бездействие, умышленно или неосторожно нарушающее нормы экологического права и вызвавшее причинение вреда жизни и здоровью граждан, а также разрушение или ухудшение состояния природных объектов или природных условий. Правонарушение будет экологическим, если при совершении действия или бездействия имело место использование природных объектов, которое было направлено на такое их изменение, которое запрещено правом, либо имело место нарушение прав граждан в области охраны окружающей среды, либо при эксплуатации определенных производственных объектов были нарушены правила экологической безопасности.

Основанием для предъявления субъектом требования о возмещении экологического вреда также могут быть незаконные действия (бездействия) а также решения органов государственной власти, местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных организаций или должностных лиц, государственных служащих, в результате совершения которых были нарушены его права и свободы и, как следствие, причинены убытки и моральный вред. В соответствии с КоАП РФ такие незаконные действия и решения являются основанием для предъявления жалобы в вышестоящий орган либо объединение, либо непосредственно в суд. В случае признания судом такой жалобы обоснованный суд восстанавливает его нарушенные права и свободы, а также решает вопрос о компенсации убытков и возмещении морального вреда, причиненного незаконным действием (бездействием) органом государственной власти, местного самоуправления учреждений, предприятием, общественным объединением, должностным лицом или государственным служащим.

Как гражданское, так и экологическое законодательство, а также разъяснения Пленума Верховного Суда РФ допускают возникновение обязательства возместить причиненный вред, возникший в результате правомерных действий. В соответствии со ст. 1064 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный правомерными действиями, подлежит возмещению в случаях, предусмотренных законом. Статья 77 Федерального закона «Об охране окружающей среды» возлагает обязанность компенсировать экологический вред субъектом хозяйственной деятельности, на проект которого имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы.

В соответствии с п. 10 постановления Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» внесение платы за загрязнение окружающей природной среды не освобождает природопользователей от возмещения в полном объеме вреда, причиненного окружающей среде, здоровью и имуществу граждан, а также объектам экономики.

Таким образом, предприятие будет обязано возместить вред, причиненный, например, повреждением лесов, почв или других природных объектов, даже если оно сооружено и эксплуатируется в полном соответствии с проектом, получившим положительное заключение экологической экспертизы. Кроме того, добросовестное внесение платежей за правомерное, т. е. в пределах установленных нормативов выбросы, сбросы, размещение отходов, а также плата за сверхнормативное воздействие на окружающую среду, не является основанием для отказа от возмещения вреда как причиненного правомерным, так и неправомерным негативным воздействием.

 В соответствии с природоресурсным законодательством многие виды природопользования осуществляются на основании договоров природопользования, таких как договор пользования водным объектом, договор пользования рыбопромысловым участком, безвозмездного срочного пользования лесным участком, договор пользования охотничьими угодьями и другие. В соответствии с п. 33 постановления Пленума Верховного Суда РФ «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» от 18 октября 2012 г. № 21 нарушение таких договоров, повлекшее причинение вреда, является основанием для применения мер гражданско-правовой (имущественной) ответственности.

 

 

10.3. Особенности отношений
в области возмещения экологического вреда

 

Отношения по возмещению экологического вреда, обладают рядом особенностей. Это особенности субъективного состава этих отношений, определения вины правонарушителя, сроков исковой давности, создания угрозы причинения вреда в будущем.

Субъектами юридической ответственности за причинение экологического вреда выступают, с одной стороны, признанные судом причинитель вреда (виновное лицо), а с другой — потерпевший. Потерпевшими, имеющими право предъявлять требование о возмещении вреда, причиненного окружающей среде и ее компонентам, как следует из ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», могут быть любые граждане независимо от причинения вреда их здоровью и имуществу. Таким образом, иск о возмещении вреда, причиненного загрязнением водоема в результате несанкционированного сброса сточных вод, может предъявлять в суд как орган государственной исполнительной власти, выступающий от имени РФ, как собственник водного объекта, так и любой гражданин, который при этом не обязан доказывать факт причинения вреда его здоровью или имуществу таким правонарушением.

При решении вопроса о возложении обязательства на причинителя вреда возместить причиненный экологический вред помимо самого факта правонарушения требуется также установление причинно-следственной связи между совершенным правонарушением и наступившими негативными последствиями для окружающей среды и здоровья человека. Между правонарушением и его негативными последствиями нередко существует разрыв по времени и по расстоянию. Кроме того, последствия могут быть вызваны деятельностью сразу неопределенного круга источников. Негативные последствия для природных объектов могут быть вызваны опосредованно хозяйственной деятельностью, которая не связана с использованием или воздействием на поврежденный объект.

С учетом этих проблем экологическое законодательство устанавливает специальные сроки исковой давности. В соответствии со ст. 78 Федерального закона «Об охране окружающей среды» иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение 20 лет. В соответствии со ст. 58 Федерального закона «Об использовании атомной энергии» на требования о возмещении убытков и вреда, причиненных радиационным воздействием жизни и здоровью граждан, исковая давность не распространяется. Срок исковой давности по требованиям о возмещении убытков и вреда, причиненных радиационным воздействием имуществу или окружающей среде устанавливается в три года, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права [О внесении …, 1998 (ред. от 15.02.2011)].

Необходимым признаком правонарушения также является наличие вины правонарушителя в форме умысла или неосторожности. Признание вины правонарушителя не требуется в случаях причинения экологического вреда источником повышенной опасности (ст. 1079 Гражданского кодекса РФ).

Перечни опасных и особо опасных производств установлены Гражданским кодексом РФ, Кодексом торгового мореплавания РФ, федеральными законами «О финансировании особо радиационно опасных и ядерно опасных производств и объектов», «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте».

В случае наличия угрозы или опасности причинения экологического вреда в будущем, при условии что такой вред оценивается как существенный, ответственность наступает в виде административного приостановления создающей угрозу деятельности либо прекращения деятельности.

Смысл и цель административного приостановления деятельности позволяет приравнять этот вид ответственности к ответственности за экологический вред, который неминуемо может наступить в будущем, так как решения о приостановлении выносятся с целью обязать субъекта устранить такую угрозу или опасность своими силами или за свой счет в установленный срок.

В соответствии со ст. 3.12 Кодекса об административных правонарушениях решение о приостановлении деятельности принимается в случае угрозы жизни и здоровью людей наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды. Административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, создающей угрозу, и назначается судьей. В случае нарушения требований промышленной безопасности решения об административном приостановлении деятельности принимают должностные лица органов государственного экологического или технологического надзора.

Решению суда или должностного лица об административном приостановлении деятельности может предшествовать решение в соответствии со ст. 27.16 КоАП РФ о временном запрете деятельности объекта или юридического лица, создающего угрозу причинения дальнейшего вреда, в том числе экологического вреда. Решение о временном запрете деятельности принимается должностным лицом органа государственного экологического надзора на основании протокола о временном запрете деятельности. Временный запрет деятельности может применяться, если за совершение административного правонарушения возможно назначение административного наказания в виде административного приостановления деятельности. Запрет применяется только в исключительных случаях, если это необходимо для предотвращения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды. Срок временного запрета определяется сроком до рассмотрения дела судом.

Угроза причинения вреда в будущем также служит основанием для вынесения судом или арбитражным судом решения о прекращении деятельности. Согласно ст. 1065 Гражданского кодекса РФ, если причиненный вред является следствием эксплуатации, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность. Суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...