Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общая характеристика водных отношений

 

Водные отношения включают общественные отношения в области использования водных объектов и частей водных объектов, их охране от загрязнения, иных форм деградации, организации государственного управления, а также все иные отношения по поводу водных объектов.

Согласно ст. 4 Водного кодекса РФ, водные отношения регулируются водным законо­дательством,за исключением имущественных отношений, связанных с оборотом водных объектов, которые выступают предметом граждан­ского законодательства. Учитывая, что оборот водных объектов до­пускается только применительно к прудам и обводненных карьерам, находящимся в частной собственности, то влияние гражданского законодательства можно считать минимальным.

Водное законода­тельство включает федеральные законы, а также законы субъектов РФ, сфера правового регулирования которых ограничена. В соответ­ствии со ст. 25 Водного кодекса РФ субъекты РФ уполномочены утверждать правила пользования водными объектами для плавания на маломерных судах, правила охраны жизни людей на водных объектах независимо от форм собственности на них. Кроме того, в ведении субъектов РФ находятся все вопросы регулирования использования и охраны водных объектов, находящихся в их собственности, включая установление ставок платы и взимания такой платы.

Учитывая, что в собственности субъектов РФ могут находиться только пруды и обводненные карьеры в пределах земельных участков, принадлежащих соответствующему субъекту РФ, то становится ясным, что простор законотворческой деятельности на региональном уровне, по сути, сведен к минимуму. Таким образом, в регулировании водных отношений федеральное водное законодательство занимает доминирующие позиции.

Основными федеральными законами, регулирующими водные отношения, являются:

– Водный кодекс Российской Федерации № 74-ФЗ от 03.06.2006 г. (ред. от 28.11.2015 г.),

– Федеральный закон «Об охране озера Байкал» № 94-ФЗ от 01.05.1999 г. (ред. от 28.06.2014 г.),

– Федеральный закон «О внутрен­них морских водах, территориальном море и исключительной экономи­ческой зоне» № 155-ФЗ от 31.07.1998 г. (ред. от 13.07.2015 г.),

– Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологиче­ских ресурсов» № 166-ФЗ от 20.12.2004 г. (ред. от 29.06.2015 г.),

– Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении» № 416-ФЗ от 07.12.2011 г. (ред. от 29.12.2015 г.).

Вопросы использования и охраны подземных вод, помимо Водного кодекса РФ, входят в сферу регулирования Закона РФ «О недрах», а вопросы внесения налоговых и неналоговых платежей за пользование водными объек­тами регулируются Бюджетным и Налоговым кодексами РФ.

Право собственности на водные объекты. Поверхностные водные объекты преимущественно находятся в федеральной собственности. Исключение составляют пруды и обводненные карьеры, которые могут быть, помимо федеральной, также в государственной собственности субъектов РФ, муниципальных об­разований, частной собственности физических и юридических лиц, если они расположены на земельных участках, принадлежащих таким субъектам на праве собственности.

Законом РФ «О недрах» установ­лено, что недра в границах территории РФ являются государствен­ной собственностью, не подлежащей отчуждению и разграничению на федеральную, субъектов РФ и муниципальную. Соответственно подземные водные объекты как часть недр находятся не в федераль­ной, а государственной собственности. Гражданско-правовой обо­рот водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ и муниципальных образований не допускается.

Управление в сфере водных отношений. Государственное управление в области использования и охраны вод осуществляется на федеральном уровне государственной вла­сти и уровне субъектов РФ самостоятельно, в рамках установленных Водным кодексом РФ для них властных полномочий, а также совместно через работу в бассейновых советах. Кроме этого, существует муниципальное управ­ление, распространяющееся на водные объекты в муниципальной собственности.

Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области водных отношений перечислены в ст. 24 Водного кодекса РФ и распределены на основе подзаконных актов между, главным образом, Министерством природных ресурсов и экологии (Минприроды), подведомственны­ми ему Федеральным агентством водных ресурсов (Росводресурсы), Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор).

Государственное управление в области использова­ния и охраны месторождений подземных вод возложено на Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра) в составе Минприроды, а предоставление рыбопромысловых участков — Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболовство) в составе Министерства сельского хозяйства. Эти ведомства выполняют основную часть функций, пред­усмотренных ст. 24 Водного кодекса РФ.

Несмотря на федеральную собственность на водные объекты, важные исполнительно-распорядительные полномочия выполняют субъекты РФ. Водное законодательство определяет самостоятельные и пе­реданные полномочия органов государственной власти субъектов РФ. Среди самостоятельных полномочий субъектов РФ, реализуемых за счет собственных бюджетов:

– резервирование источников питьевого водоснабжения,

– осуществление регионального государственного над­зора,

– участие в государственном мониторинге водных объектов,

– функции по охране водных объектов, находящихся в собственности субъектов РФ.

Статьей 26 Водного кодекса Российская Федерация передала осуществление от­дельных полномочий субъектам РФ, выполняемых за счет субвенций из федерального бюджета. Переданные полномочия включают такие ключевые полномочия, как предоставление водных объектов, расположенных на их территории, в пользование. В рамках этих полномочий субъекты РФ заключают договоры водопользования и выносят решения о предоставлении водных объектов на их территории в пользование. Кроме того, субъектам РФ передана охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, предупреждение и ликви­дация негативного воздействия вод.

Минприроды России сохраняет за собой полномочия надзора за исполнением переданных федеральных полномочий и контроля за расходованием бюджетных средств на эти нужды. Так, в соответствии со ст. 26 Водного кодекса РФ это министерство согласует структуру уполномоченных органов субъектов РФ, осуществляет контроль за нормативно-правовым регулированием по вопросам переданных полномочий с правом направления обязательных предписаний об отмене нормативных правовых актов субъектов РФ или внесении в них изменений.

В случае выявления нарушений субъектами РФ осуществления переданных исполнительно-распорядительных полномочий, Минприроды может издавать предписания об устранении выявленных правонарушений и привлечении к ответственности должностных лиц, допустивших такие правонарушения. Оно также может готовить предложения об изъятии переданных полномочий у субъектов РФ для Правительства РФ, которое уполномочено принимать решения по этому вопросу.

Полномочия органов местного самоуправления разного уровня в соответствии со ст. 27 Водного кодекса РФ включают:

– осуществление полномочий собственника по отношению к прудам и обводненным карьерам, находящимся в их собственности, т. е. в границах муниципальных земель;

– установление правил использования водных объектов общего пользования на своей территории для личных и бытовых нужд,

– предоставление информации гражданам об ограничениях водопользования на водных объектах общего пользования. 

В систему управления в области водных отношений введена новая
структурная единица — бассейновые советы, в состав которых входят представители:

– федеральных органов исполнительной власти,

– органов исполнительной власти субъектов РФ,

– местного самоуправления,

– водопользователей,

– общественных объединений,

– общин ко­ренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Советы создаются для каждого бассейнового округа. Советы обладают лишь рекомендательными полномочиями по вопросам обеспечений
рационального использования и охраны водных объектов в границах
своего бассейнового округа, которые затем учитываются при разработке схем комплексного использования и охраны водных объектов.    

15.3. Право пользования водными объектами.
Виды водопользования. Порядок предоставления
водных объектов в пользование

 

Пользование водными объектами или водопользование осуществляется гражданами и юридическими лицами на праве пользования водными объектами.

В структуре водного права совокупность норм, регулирующих отношения водопользования, т.е. норм которые предусматривают условия и порядок приобретения и реали­зации права пользования водными объектами, образуют институт права водопользования.

Граждане и юридические лица, пользующиеся предоставленным им правом пользования водными объектами, именуются водопользователями.

Водные объекты могут предоставляться в пользование для различ­ных целей, которые включают: использование водных объектов для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, сброса сточных вод и (или) дренажных вод, производства электрической энергии, во­дного и воздушного транспорта, сплава древесины (ст. 37 Водного кодекса РФ), личных потребностей граждан (ст. 6), включая купание, забор воды для лично­го потребления и других.

Объектом правового регулирования отношений по использованию водных объектов являются действия граждан и юридических лиц, именуемых в законодательстве водопользованием.

По условиям предоставления водных объектов в пользование и числу водопользователей водопользование может быть совместным или обособленным (ст. 38 Водного кодекса).

Водопользование будет совместным, если водный объект используется несколькими субъектами для одной или нескольких целей.

Обособленное водопользование означает за­крепление водного объекта независимо от формы собственности или его части за исключительно одним субъектом для целей обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также осуществления товарного рыбоводства.

В зависимости от оснований возникновения права пользования водным объектом водопользование классифицируется на общее и специальное.

Общее водопользование осуществляется гражданами на основании закона и собственного волеизъявления. Получение право-удостоверяющих документов не требуется. В соответствии со ст. 6 Водного кодекса РФ каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд. Режим общего пользования также распространяется на береговую полосу — полоса земли вдоль водного объекта общего пользования ши­риной 20 м. В соответствии со ст. 27 Водного кодекса РФ в пределах береговой полосы запрещается приватизация земельных участков.

Специальное водопользование осуществляется гражданами и юридическими лицами на основании индивидуальных правоудостоверяющих документов, включая либо:

– договор водопользования;

– решение о предоставлении водного объекта в пользовании;

– иные установленные экологическим законодательством до­кументы.

В соответствии со ст. 11 Водным кодексом заинтересованным лицам необходимо заключить договор водопользования в случае, если целью водопользо­вания является:

– забор воды из поверхностных водных объектов;

– использование акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей;

– использование водных объектов без забора водных ресурсов для целей производства электрической энергии.

Сторонами договора для водных объектов, находящихся в федеральной собственности, с одной стороны, выступает орган государственной власти субъекта РФ, а с другой — заинтересованное физическое или юридическое лицо. Договор водопользования при­знается заключенным с момента его государственной регистрации в государственном водном реестре. Договор может быть заключен на срок не более чем 20 лет. Договор водопользования может быть за­ключен по заявлению заинтересованного лица, а при предоставлении акватории для рекреационных целей — по результатам аукциона. Водопользователь может передать по договору водопользования свои права и обязанности третьему лицу с согласия органа государственной власти субъекта РФ по заявлению водопользователя о даче согласия. Порядок получения такого согласия установлен ст. 19 Водного кодекса РФ.

Для размещения различных стационарных объектов (портов, пла­вучих платформ, трубопроводов и т. д.), забора воды для орошения, разведки и добычи полезных ископаемых и дноуглубительных работ, организованного отдыха, сброса сточных и дренажных вод, обеспече­ния обороны и безопасности, заинтересованным лицам необходимо иметь решение о предоставлении водного объекта в пользование,которое по ст. 26 Водным кодексом выносит орган государственной власти субъекта РФ.

Для обеспечения обороны страны и безопасности государства решения о предоставлении водного объекта выносит Правительство РФ.

Для вы­несения решения о предоставлении водных объектов в пользование аукционная процедура не применяется, а решения принимаются по заявлению заинтересованных сторон и вступают в силу с момента регистрации этого решения в государственном водном реестре.

Водный кодекс РФ устанавливает случаи, когда водопользование не требует ни заключения договора, ни получения решения о предоставлении во­дного объекта в пользование, хотя в соответствующих случаях может быть предусмотрено получение иных правоудостоверяющих документов, предусмотренных другими законами. Например, для осу­ществления рыболовства заключение договора водопользования или получения решения о предоставлении водного объекта в пользование не требуется, однако рыболовные суда обязаны получить разрешение на рыболовство и заключить договор пользования рыбопромысловым участком в соответствии с ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биоресурсов».

Добыча подземных вод требует получения лицензии на недропользование в соответствии с Законом РФ «О недрах».

За пользование водными объектами на основании договора водопользования предусматривается плата.

Право пользования водными объектами может быть прекращенопо решению уполномоченных органов в соответствии со статьей 10 Водного кодекса РФ на основании:

– событий и правомерных действий, таких как истечение срока пользования водным объектом, установленное договором либо решением о предоставлении водного объекта в пользование;

– прекращение деятельности водопользователя;

– передача прав и обязанностей по до­говору водопользования другому лицу;

– естественного или искусствен­ного исчезновения водного объекта;

– допущенного правонарушения по решению суда;

– необходимости изъятия водного объекта для государственных
или муниципальных нужд.

Прекращение права пользования осуществляется в порядке предъявления требования о прекращении права пользования. При совершении правонарушения или изъятии водного объекта для государственных или муниципальных нужд применяется процедура принудительного прекращения права пользования водным объектом.

Вслучае если основанием прекращения является правонаруше­ние, то предъявлению требования о прекращении права пользования должно предшествовать вынесение предупреждения исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправле­ния, а решение о прекращении права водопользования в этом случае выносит суд. При изъятии водного объекта для государственных и муниципальных нужд, решение суда необходимо в случае отказа водо­пользователя от прекращения права пользования водным объектом.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...