Общая характеристика водных отношений
Водные отношения включают общественные отношения в области использования водных объектов и частей водных объектов, их охране от загрязнения, иных форм деградации, организации государственного управления, а также все иные отношения по поводу водных объектов. Согласно ст. 4 Водного кодекса РФ, водные отношения регулируются водным законодательством,за исключением имущественных отношений, связанных с оборотом водных объектов, которые выступают предметом гражданского законодательства. Учитывая, что оборот водных объектов допускается только применительно к прудам и обводненных карьерам, находящимся в частной собственности, то влияние гражданского законодательства можно считать минимальным. Водное законодательство включает федеральные законы, а также законы субъектов РФ, сфера правового регулирования которых ограничена. В соответствии со ст. 25 Водного кодекса РФ субъекты РФ уполномочены утверждать правила пользования водными объектами для плавания на маломерных судах, правила охраны жизни людей на водных объектах независимо от форм собственности на них. Кроме того, в ведении субъектов РФ находятся все вопросы регулирования использования и охраны водных объектов, находящихся в их собственности, включая установление ставок платы и взимания такой платы. Учитывая, что в собственности субъектов РФ могут находиться только пруды и обводненные карьеры в пределах земельных участков, принадлежащих соответствующему субъекту РФ, то становится ясным, что простор законотворческой деятельности на региональном уровне, по сути, сведен к минимуму. Таким образом, в регулировании водных отношений федеральное водное законодательство занимает доминирующие позиции.
Основными федеральными законами, регулирующими водные отношения, являются: – Водный кодекс Российской Федерации № 74-ФЗ от 03.06.2006 г. (ред. от 28.11.2015 г.), – Федеральный закон «Об охране озера Байкал» № 94-ФЗ от 01.05.1999 г. (ред. от 28.06.2014 г.), – Федеральный закон «О внутренних морских водах, территориальном море и исключительной экономической зоне» № 155-ФЗ от 31.07.1998 г. (ред. от 13.07.2015 г.), – Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» № 166-ФЗ от 20.12.2004 г. (ред. от 29.06.2015 г.), – Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении» № 416-ФЗ от 07.12.2011 г. (ред. от 29.12.2015 г.). Вопросы использования и охраны подземных вод, помимо Водного кодекса РФ, входят в сферу регулирования Закона РФ «О недрах», а вопросы внесения налоговых и неналоговых платежей за пользование водными объектами регулируются Бюджетным и Налоговым кодексами РФ. Право собственности на водные объекты. Поверхностные водные объекты преимущественно находятся в федеральной собственности. Исключение составляют пруды и обводненные карьеры, которые могут быть, помимо федеральной, также в государственной собственности субъектов РФ, муниципальных образований, частной собственности физических и юридических лиц, если они расположены на земельных участках, принадлежащих таким субъектам на праве собственности. Законом РФ «О недрах» установлено, что недра в границах территории РФ являются государственной собственностью, не подлежащей отчуждению и разграничению на федеральную, субъектов РФ и муниципальную. Соответственно подземные водные объекты как часть недр находятся не в федеральной, а государственной собственности. Гражданско-правовой оборот водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ и муниципальных образований не допускается.
Управление в сфере водных отношений. Государственное управление в области использования и охраны вод осуществляется на федеральном уровне государственной власти и уровне субъектов РФ самостоятельно, в рамках установленных Водным кодексом РФ для них властных полномочий, а также совместно через работу в бассейновых советах. Кроме этого, существует муниципальное управление, распространяющееся на водные объекты в муниципальной собственности. Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области водных отношений перечислены в ст. 24 Водного кодекса РФ и распределены на основе подзаконных актов между, главным образом, Министерством природных ресурсов и экологии (Минприроды), подведомственными ему Федеральным агентством водных ресурсов (Росводресурсы), Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор). Государственное управление в области использования и охраны месторождений подземных вод возложено на Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра) в составе Минприроды, а предоставление рыбопромысловых участков — Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболовство) в составе Министерства сельского хозяйства. Эти ведомства выполняют основную часть функций, предусмотренных ст. 24 Водного кодекса РФ. Несмотря на федеральную собственность на водные объекты, важные исполнительно-распорядительные полномочия выполняют субъекты РФ. Водное законодательство определяет самостоятельные и переданные полномочия органов государственной власти субъектов РФ. Среди самостоятельных полномочий субъектов РФ, реализуемых за счет собственных бюджетов: – резервирование источников питьевого водоснабжения, – осуществление регионального государственного надзора, – участие в государственном мониторинге водных объектов, – функции по охране водных объектов, находящихся в собственности субъектов РФ. Статьей 26 Водного кодекса Российская Федерация передала осуществление отдельных полномочий субъектам РФ, выполняемых за счет субвенций из федерального бюджета. Переданные полномочия включают такие ключевые полномочия, как предоставление водных объектов, расположенных на их территории, в пользование. В рамках этих полномочий субъекты РФ заключают договоры водопользования и выносят решения о предоставлении водных объектов на их территории в пользование. Кроме того, субъектам РФ передана охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, предупреждение и ликвидация негативного воздействия вод.
Минприроды России сохраняет за собой полномочия надзора за исполнением переданных федеральных полномочий и контроля за расходованием бюджетных средств на эти нужды. Так, в соответствии со ст. 26 Водного кодекса РФ это министерство согласует структуру уполномоченных органов субъектов РФ, осуществляет контроль за нормативно-правовым регулированием по вопросам переданных полномочий с правом направления обязательных предписаний об отмене нормативных правовых актов субъектов РФ или внесении в них изменений. В случае выявления нарушений субъектами РФ осуществления переданных исполнительно-распорядительных полномочий, Минприроды может издавать предписания об устранении выявленных правонарушений и привлечении к ответственности должностных лиц, допустивших такие правонарушения. Оно также может готовить предложения об изъятии переданных полномочий у субъектов РФ для Правительства РФ, которое уполномочено принимать решения по этому вопросу. Полномочия органов местного самоуправления разного уровня в соответствии со ст. 27 Водного кодекса РФ включают: – осуществление полномочий собственника по отношению к прудам и обводненным карьерам, находящимся в их собственности, т. е. в границах муниципальных земель; – установление правил использования водных объектов общего пользования на своей территории для личных и бытовых нужд, – предоставление информации гражданам об ограничениях водопользования на водных объектах общего пользования. В систему управления в области водных отношений введена новая – федеральных органов исполнительной власти,
– органов исполнительной власти субъектов РФ, – местного самоуправления, – водопользователей, – общественных объединений, – общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Советы создаются для каждого бассейнового округа. Советы обладают лишь рекомендательными полномочиями по вопросам обеспечений 15.3. Право пользования водными объектами.
Пользование водными объектами или водопользование осуществляется гражданами и юридическими лицами на праве пользования водными объектами. В структуре водного права совокупность норм, регулирующих отношения водопользования, т.е. норм которые предусматривают условия и порядок приобретения и реализации права пользования водными объектами, образуют институт права водопользования. Граждане и юридические лица, пользующиеся предоставленным им правом пользования водными объектами, именуются водопользователями. Водные объекты могут предоставляться в пользование для различных целей, которые включают: использование водных объектов для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, сброса сточных вод и (или) дренажных вод, производства электрической энергии, водного и воздушного транспорта, сплава древесины (ст. 37 Водного кодекса РФ), личных потребностей граждан (ст. 6), включая купание, забор воды для личного потребления и других. Объектом правового регулирования отношений по использованию водных объектов являются действия граждан и юридических лиц, именуемых в законодательстве водопользованием. По условиям предоставления водных объектов в пользование и числу водопользователей водопользование может быть совместным или обособленным (ст. 38 Водного кодекса). Водопользование будет совместным, если водный объект используется несколькими субъектами для одной или нескольких целей. Обособленное водопользование означает закрепление водного объекта независимо от формы собственности или его части за исключительно одним субъектом для целей обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также осуществления товарного рыбоводства. В зависимости от оснований возникновения права пользования водным объектом водопользование классифицируется на общее и специальное. Общее водопользование осуществляется гражданами на основании закона и собственного волеизъявления. Получение право-удостоверяющих документов не требуется. В соответствии со ст. 6 Водного кодекса РФ каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд. Режим общего пользования также распространяется на береговую полосу — полоса земли вдоль водного объекта общего пользования шириной 20 м. В соответствии со ст. 27 Водного кодекса РФ в пределах береговой полосы запрещается приватизация земельных участков.
Специальное водопользование осуществляется гражданами и юридическими лицами на основании индивидуальных правоудостоверяющих документов, включая либо: – договор водопользования; – решение о предоставлении водного объекта в пользовании; – иные установленные экологическим законодательством документы. В соответствии со ст. 11 Водным кодексом заинтересованным лицам необходимо заключить договор водопользования в случае, если целью водопользования является: – забор воды из поверхностных водных объектов; – использование акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей; – использование водных объектов без забора водных ресурсов для целей производства электрической энергии. Сторонами договора для водных объектов, находящихся в федеральной собственности, с одной стороны, выступает орган государственной власти субъекта РФ, а с другой — заинтересованное физическое или юридическое лицо. Договор водопользования признается заключенным с момента его государственной регистрации в государственном водном реестре. Договор может быть заключен на срок не более чем 20 лет. Договор водопользования может быть заключен по заявлению заинтересованного лица, а при предоставлении акватории для рекреационных целей — по результатам аукциона. Водопользователь может передать по договору водопользования свои права и обязанности третьему лицу с согласия органа государственной власти субъекта РФ по заявлению водопользователя о даче согласия. Порядок получения такого согласия установлен ст. 19 Водного кодекса РФ. Для размещения различных стационарных объектов (портов, плавучих платформ, трубопроводов и т. д.), забора воды для орошения, разведки и добычи полезных ископаемых и дноуглубительных работ, организованного отдыха, сброса сточных и дренажных вод, обеспечения обороны и безопасности, заинтересованным лицам необходимо иметь решение о предоставлении водного объекта в пользование,которое по ст. 26 Водным кодексом выносит орган государственной власти субъекта РФ. Для обеспечения обороны страны и безопасности государства решения о предоставлении водного объекта выносит Правительство РФ. Для вынесения решения о предоставлении водных объектов в пользование аукционная процедура не применяется, а решения принимаются по заявлению заинтересованных сторон и вступают в силу с момента регистрации этого решения в государственном водном реестре. Водный кодекс РФ устанавливает случаи, когда водопользование не требует ни заключения договора, ни получения решения о предоставлении водного объекта в пользование, хотя в соответствующих случаях может быть предусмотрено получение иных правоудостоверяющих документов, предусмотренных другими законами. Например, для осуществления рыболовства заключение договора водопользования или получения решения о предоставлении водного объекта в пользование не требуется, однако рыболовные суда обязаны получить разрешение на рыболовство и заключить договор пользования рыбопромысловым участком в соответствии с ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биоресурсов». Добыча подземных вод требует получения лицензии на недропользование в соответствии с Законом РФ «О недрах». За пользование водными объектами на основании договора водопользования предусматривается плата. Право пользования водными объектами может быть прекращенопо решению уполномоченных органов в соответствии со статьей 10 Водного кодекса РФ на основании: – событий и правомерных действий, таких как истечение срока пользования водным объектом, установленное договором либо решением о предоставлении водного объекта в пользование; – прекращение деятельности водопользователя; – передача прав и обязанностей по договору водопользования другому лицу; – естественного или искусственного исчезновения водного объекта; – допущенного правонарушения по решению суда; – необходимости изъятия водного объекта для государственных Прекращение права пользования осуществляется в порядке предъявления требования о прекращении права пользования. При совершении правонарушения или изъятии водного объекта для государственных или муниципальных нужд применяется процедура принудительного прекращения права пользования водным объектом. Вслучае если основанием прекращения является правонарушение, то предъявлению требования о прекращении права пользования должно предшествовать вынесение предупреждения исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, а решение о прекращении права водопользования в этом случае выносит суд. При изъятии водного объекта для государственных и муниципальных нужд, решение суда необходимо в случае отказа водопользователя от прекращения права пользования водным объектом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|