Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правовые меры охраны атмосферного воздуха

 

В соответствии со ст. 14, Федерального закона «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10 января 2002 г. (ред. от 29.12.2015 г.) установление лимитов на вы­бросы, сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства и потребления, а также установле­ние платы за негативное воздействие на окружающую среду являются одними из методов экономического регулирования в области охраны окружающей среды.

В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной или иной деятельности для юридических и физических лиц — природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружаю­щую среду:

– нормативы допустимых выбросов и сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов;

– нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Для оценки состояния атмосферного воздуха законодательством РФ устанавливаются нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Нормативы являются едиными для всей территории страны. Но с учетом природно-климатических осо­бенностей и повышенной социальной ценности отдельных террито­рий (заповедников, заказников, национальных парков, курортных или иных рекреационных зон) могут устанавливаться более строгие нормативы предельно допустимых вредных воздействий на воздух.

Нормативы предельно допустимых выбросов (ПДВ) вредных веществ стационарными источниками загрязнения учитывают производственную мощность конкретных объектов. Устанавливаются также и нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и нормативы предельно допустимых уровней вредных физических воздействий, и ряд других.

Выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды — Минприроды России.

Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

Порядок выдачи разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при эксплуатации транспортных и иных передвижных средств устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Вредные физические воздействия на атмосферный воздух допуска­ются на основании разрешений, выданных в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

При отсутствии разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух, а также при нарушении условий, предусмо­тренных данными разрешениями, выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на него могут быть ограничены, приостановлены или прекращены в по­рядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Государственный надзор за охраной атмосферного воздуха должен обеспечить соблюдение:

1) условий, установленных разрешениями на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и на вредные физические воздействия на него;

2) стандартов, нормативов, правил и иных требований охраны атмосферного воздуха, в том числе проведения производственного контроля за охраной атмосферного воздуха;

3) режима санитарно-защитных зон объектов, имеющих стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

4) выполнения федеральных целевых программ охраны атмосферного воздуха, программ субъектов Российской Федерации охраны атмосферного воздуха и выполнения мероприятий по его охране;

5) иных требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха.

Государственный надзор за охраной атмосферного воздуха осуществляет Росприроднадзор и его территориальные органы в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации организуют и проводят государственный контроль(государственный экологический контроль) за охраной атмосферного воздуха, за исключением контроля на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю.

Производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосфер­ный воздух и которые назначают лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и (или) организуют экологические службы.

Юридические лица, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух, должны осуществлять охрану атмосферного воздуха в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха.

Сведения о лицах, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и об организации экологических служб на объектах хозяйственной и иной деятельности, а также результаты производственного контроля за охраной атмосферного воздуха представляются в соответствующий орган исполнительной власти, осуществляющий надзор в области охраны окружающей среды.

Новой мерой по охране атмосферного воздуха является сертификация. Производство и использование топлива, а также производство и использование на территории РФ технических, технологических установок, двигателей, транспортных и иных передвижных средств и установок на территории Российской Федерации допускаются только при наличии сертификатов, подтверждающих соответствие требова­ниям охраны атмосферного воздуха.

В законодательстве предусмотрены мероприятия по защите населения при изменении состояния атмосферного воздуха, угрожающем жизни и здоровью людей. В городских и иных поселениях органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления организуют работы по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий.

При получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридиче­ские лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с территориальными органами специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха, обеспечивающими контроль за проведением и эффективностью указанных мероприятий.

При изменении состояния атмосферного воздуха, которое вызвано аварийными выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и при котором создается угроза жизни и здо­ровью человека, принимаются экстренные меры по защите населе­ния в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природ­ного и техногенного характера.

В законодательстве предусматривается ряд запретительных мер, связанных с охраной атмосферного воздуха. В частности, запрещается:

1) выброс в атмосферный воздух веществ, степень опасности которых для жизни и здоровья человека и для окружающей природной среды не установлена;

2) внедрение новых техники, технологий, материалов, веществ и другой продукции, а также применение технологического оборудования и других технических средств, если они не отвечают установлен­ным законодательством требованиям охраны атмосферного воздуха;

3) проектирование, размещение и строительство объектов хозяйственной и иной деятельности, функционирование которых может привести к неблагоприятным изменениям климата и озонового слоя Земли, ухудшению здоровья людей, уничтожению генетического фонда растений и генетического фонда животных, наступлению необрати­мых последствий для людей и окружающей природной среды;

4) размещение и эксплуатация объектов хозяйственной и иной деятельности, которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газов и средств контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

5) производство и эксплуатация транспортных и иных передвижных средств, содержание вредных (загрязняющих) веществ в выбросах которых превышает установленные технические нормативы выбросов

 

 

14.3. Правовая охрана озонового слоя Земли
и климатической системы

 

В соответствии со ст. 54 Федерального закона «Об охране окружающей среды» охрана озонового слоя атмосферы от экологически опасных изменений обеспечивается посредством регулирования производства и использования веществ, разрушающих озоновый слой атмосферы, в соответствии с международными договорами Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международ­ного права, а также законодательством Российской Федерации.

В 1977 г. Программой ООН по окружающей среде (ЮНЕП) был принят Мировой план действий по озоновому слою, предусмотревший необходимость изучения воздействия озонового слоя и его разрывов на ультрафиолетовую радиацию и заболеваемость людей (документ носил научный характер) [Дмитренко …, 2014].

В 1985 г. в Вене состоялась конференция, принявшая Конвенцию об охране озонового слоя. Был установлен список веществ, отрицательно влияющих на озоновый слой, и установлены обязанности государств по поэтапному снижению производства и использованию этих веществ. Решающим стало подписание Монреальского протокола в 1987 г. По веществам, разрушающим озоновый слой, согласно которо­му устанавливался контроль за производством и использованием фреонов и хлорфторуглеродов, наиболее разрушающих озоновый слой.

В соответствии с международным соглашением, министерства и ведомства, предприятия, учреждения, организации обязаны сократить и в последующем полностью прекратить производство и использование химических веществ, вредно воздействующих на озоновый слой. 24 мая 1995 г. было принято постановление Правительства РФ № 526 «О первоочередных мерах по выполнению Венской конвенции об ох­ране озонового слоя и Монреальского протокола по веществам, раз­рушающим озоновый слой» [Экологическое …, 2015]. Было установлено, что с 1 января 1996 г. ввоз и вывоз озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции в страны, являющиеся Сторонами Венской конвенции и Монреальского протокола, осуществляются по соответствующим лицензиям.

Ввоз в Российскую Федерацию озоноразрушающих веществ и содержащей их про­дукции из стран, не являющихся Сторонами Венской конвенции и Монреальского протокола, а также вывоз из Российской Федерации озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции в страны был запрещен. Постановлением Правительства РФ от 8 мая 1996 г. № 563 утверждено Положение о порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции [О регулировании …, 1996].

Постановлением Правительства РФ от 5 мая 1999 г. № 490 «Об усилении мер государственного регулирования производства и потребления озоноразрушающих веществ в Российской Федерации» было установлено, что с 1 августа 1999 г. производство на территории России озоноразрушающих веществ осуществляется по специальным квотам, исходя из расчетных ставок, сроков и других требований Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой.

Постановлением Правительства РФ от 8 мая 1996 г. № 563 были утверждены Перечень озоноразрушающих веществ и Перечень продукции, содержащей озоноразрушающие вещества, ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации которых подлежит государственному регулированию.

Обязательства по ограничению выбросов диоксида углерода в атмосферу зафиксированы в Киотском протоколе к Рамочной конвенции ООН об изменении климата 1997 г.

Российская Федерация ратифицировала Киотский протокол Федеральным законом от 4 ноября 2004 г. № 128-ФЗ.

Важным документом в области охраны атмосферного воздуха явля­ется Климатическая доктрина Российской Федерации, утвержденная распоряжением Президента Российской Федерации от 17 декабря 2009 г. № 861-рп. В Доктрине подчеркивается, что изменение климата является одной из важнейших международных проблем XXI века, которая выхо­дит за рамки научной проблемы и представляет собой комплексную междисциплинарную проблему, охватывающую экологические, экономические и социальные аспекты устойчивого развития Российской Федерации. При этом особенную обеспокоенность вызывает беспре­цедентно высокая скорость глобального потепления, наблюдаемая в течение последних десятилетий. Современная наука предоставляет все более веские основания в подтверждение того, что хозяйственная дея­тельность человека, связанная прежде всего с выбросами парниковых газов в результате сжигания ископаемого топлива, оказывает заметное влияние на климат.

Изменения климата многообразны и проявляются, в частности, в изменении частоты и интенсивности климатических аномалий и экстремальных погодных явлений. В течение XXI века высока вероят­ность ускорения динамики наблюдаемых изменений климата.

Ожидаемые изменения климата неизбежно отразятся на жизни людей, на состоянии животного и растительного мира во всех регионах планеты, а в некоторых из них станут ощутимой угрозой для благопо­лучия населения и устойчивого развития. Указанные факторы предо­пределяют необходимость учета изменений климата в качестве одного из ключевых долговременных факторов безопасности Российской Федерации и выдвигают проблему глобального изменения климата в ее национальном и международном измерениях в число приоритетов политики Российской Федерации. Последствия изменений климата проявляются на глобальном, региональном, субрегиональном и на­циональном уровнях.

Глобальное изменение климата создает для Российской Федерации (с учетом размеров ее территории, географического по­ложения, исключительного разнообразия климатических условий, структуры экономики, демографических проблем и геополитических интересов) ситуацию, которая предполагает необходимость заблаго­временного формирования всеобъемлющего и взвешенного подхода государства к проблемам климата и смежным вопросам на основе комплексного научного анализа экологических, экономических и социальных факторов.

Согласно Климатической доктрине, стратегической целью политики в области климата является обеспечение безопасного и устойчивого развития Российской Федерации, включая институциональный, экономический, экологический и социальный, в том числе демографиче­ский, аспекты развития в условиях изменяющегося климата и возник­новения соответствующих угроз. При этом основными принципами политики в области климата являются:

– глобальный характер интересов Российской Федерации в отношении изменений климата и их последствий;

– приоритет национальных интересов при разработке и реализации политики в области климата;

– ясность и информационная открытость политики в области климата;

– признание необходимости действий как внутри страны, так и в рамках полноправного международного партнерства Российской Федерации в международных исследовательских программах и проектах, касающихся изменений климата;

– всесторонность учета возможных потерь и выгод, связанных с изменениями климата;

– предосторожность при планировании и реализации мер по обеспечению защищенности человека, экономики и государства от неблагоприятных последствий изменений климата.

Основными задачами политики в области климата являются:

– укрепление и развитие информационной и научной основы политики в области климата, включая усиление научно-технического и технологического потенциала Российской Федерации, обеспечивающего максимальную полноту и достоверность информации о состоянии климатической системы, воздействиях на климат, его происходя­щих и будущих изменениях и об их последствиях;

– разработка и реализация оперативных и долгосрочных мер по адаптации к изменениям климата;

– разработка и реализация оперативных и долгосрочных мер по смягчению антропогенного воздействия на климат;

– участие в инициативах международного сообщества в реше­нии вопросов, связанных с изменениями климата и смежными проблемами.

Своевременное выявление и оценка связанных с изменениями климата угроз устойчивому развитию и безопасности Российской Федерации, включая угрозы обороноспособности, экономике, состоянию окружающей среды, жизни и здоровью населения, относятся к числу приоритетов политики в области климата.

Доктриной также определены основные направления политики в области климата, которыми являются:

– развитие нормативно-правовой базы и организация государственного регулирования в области изменений климата;

– развитие экономических механизмов, связанных с реализацией мер по адаптации и смягчению антропогенного воздействия на климат;

– научное, информационное и кадровое обеспечение разработки
и реализации мер по адаптации и смягчению антропогенного воздействия на климат;

– международное сотрудничество в области разработки и реализации мер по адаптации и смягчению антропогенного воздействия на климат.

 

Контрольные вопросы

1. Раскройте понятие атмосферного воздуха как объекта использования и охраны.

2. Перечислите правовые меры охраны атмосферного воздуха.

3. Раскройте правовой механизм охраны озонового слоя Земли и климатической системы.

4. Какие основные принципы политики в области климата сформулированы в Климатической доктрине Российской Федерации?

5. Какие задачи в области климата сформулированы в Климатической доктрине Российской Федерации?

6. Перечислите основные направления политики РФ в области климата.

 

 

ГЛАВА XV. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
И ОХРАНЫ ВОД (ВОДНОЕ ПРАВО)

15.1. Объекты водных отношений.
Понятие и виды водных объектов

 

Под водными отношениями понимаются общественные отношения по поводу использования и охраны водных объектов или частей водных объектов. Соответственно, водные объекты или части водных объектов выступают объектами водных отношений.

По определению Водного кодекса РФ,под водными объектами понимается природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима (ст. 1 Водного кодекса РФ). Они охватывают географически определенные места постоянного скопления вод на поверхности земли в пределах территории РФ либо в ее недрах.

Водный объект, как объект водных отношений, должен отвечать установленным законом признакам, которые позволят отделить водные объекты от иных скоплений вод, которые будут объектами иных общественных отношений. Во-первых, водный объект должен обладать признаками водного режима, к которым относится на­личие естественных колебаний уровня и объема воды во времени. Соответственно, бассейны, скопления вод в водоочистных соору­жениях, другие скопления вод, обладающие гидроизоляцией, где не происходит естественных колебаний воды, не являются водными объектами. Во-вторых, водные объекты должны иметь естественные и формально учитываемые границы — береговую линию для поверхностных водных объектов и границы водного горизонта или бассейна подземных вод — для подземных вод. В-третьих, водными объектами признаются те, которые учтены как водные объекты, т. е. документи­рованные сведения о которых занесены в государственный водный реестр.

Водные объекты могут быть как естественного (река, озеро), так и искусственного происхождения (водохранилища, каналы). По своим естественным характеристикам водные объекты неоднородны. Исходя из физико-географических, гидрорежимных, морфометрических и других характеристик ст. 5 Водного кодекса предусматривает классифика­цию водных объектов на два вида:

1) поверхностные водные объекты;

2) подземные водные объекты.     

Поверхностные водные объекты юридически рассматриваются как единство двух составных частей — поверхностных вод и покрытых ими земель или дна, ограничиваемого береговой линией, определяемой по среднему уровню воды в водном объекте (ст. 5 Водного кодекса РФ).

В число поверхностных водных объектоввходят:

– моря и их отдельные части (проливы, заливы, бухты, лиманы и другие). В соответствии с международным и российским законодательством и в зависимости от правового режима моря включают внутренние морские воды, которые охватывают морские воды портов, заливов, бухт, губ, лиманов, внутренних морей и территориальное море Российской Федерации, охватывающее морскую акваторию в 12 морских миль от берега или от внешней границы внутренних морских вод;

– водотоки, включающие реки, ручьи и каналы;

– водоемы — озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища;

– болота;

– природные выходы подземных вод (родники, гейзеры);

– ледники и снежники.

К подземным водным объектам относятся:

– водоносные горизонты или воды, сосредоточенные в трещинах и пустотах горных пород и находящиеся в гидравлической связи;

– бассейны подземных вод, которые представляют собой совокупность водоносных горизонтов.

Все поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, по ст. 6 Водного кодекса являются водны­ми объектами общего пользования, т.е. общедоступными для граждан.

Особое место в системе поверхностных водных объектов занимают пруды и обводненные карьеры. Водный кодекс не содержит определения прудов и обводненных карьеров. На основе имеющейся лингвистической ин­формации можно дать некоторые принципиальные характеристики таких объектов. Прежде всего, это водоемы искусственного про­исхождения.

Пруд создается путем постройки плотины на небольших реках или может быть специально выкопан. Его площадь обычно не должна превышать 1 кв. км. Пруды сохраняют гидравлическую связь с другими поверхностными водными объектами либо подземными во­дами, т. е. наполняются водой естественным образом.

Карьеры — это выемки в земной коре, которые образуются при добыче полезных ископаемых открытым способом.

Пруды и обводненные карьеры являются принадлежностью земельного участка, недвижимым имуществом, а отношения по приобретению прав собственности и их использованию регулируются преи­мущественно земельным и гражданским законодательством, которые имеет приоритет в этой настигло отношению к водному.

Правовой режим прудов и обводненных карьеров различается в зависимости от права собственности на эти объекты. Если пруды и обводненные карьеры находятся в частной собственности, т. е. полностью расположены в границах частного земельного участка, то их отчуждение без отчуждения земельных участков, в границах которых они расположены, не допускается. Данные земельные участки разделу не подлежат, если в результате такого раздела требуется раздел пруда, обводненного карьера. По отношению к таким прудам и обводненным карьерам не действуют правила водопользования.

За пользование земельным участ­ком, в том числе за площадь, занятую прудом или обводненным карье­ром, с собственника земельного участка взимается земельный налог, а не плата за пользование водными объектами.

По отношению к прудам и обводненным карьерам, находящимся в частной собственности, не устанавливаются водоохранные зоны.

Пруды и обводненные карьеры, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, остаются в составе водных объектов. Отношения по поводу целей их использования, охраны, осуществления функций государственного управления, регулируются водным законодательством. Они входят в состав водного фонда, сведения о них заносятся в государственный водный реестр, по отношению к ним проводится государственный мониторинг, и они являются объектом государственного надзора за использованием и охраной водных объ­ектов. По ст. 6 Водного кодекса РФ они являются объектами общего пользования, т. е. пользование которыми для удовлетворения личных потребностей не может быть ограничено и является бесплатным. Эти объекты не под­лежат приватизации, так как частная собственность на водные объекты, включая пруды и обводненные карьеры, находящиеся в государствен­ной или муниципальной собственности, не предусмотрена Водным кодексом РФ. По ст. 27 Земельного кодекса не подлежит приватизации также береговая полоса объектов общего пользования.

Таким образом, частная собственность на пруды и обводненные карьеры возможна только по отношению к специально выкопанным водным объектам, либо прудам и обводненным карьерам, оказавшимся в составе сельскохозяйственных земель и приватизированных в процессе осуществления земельной реформы. Кроме водного объекта, объектом водных отношений может быть также часть водного объекта, которая индивидуализируется путем указания на площадь акватории, местоположение и другие ориентиры. Часть водного объекта является только объектом права водопользо­вания.

Часть водного объекта в качестве акватории, предоставляемая для рыболовства в соответствии с ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (ст. 18), приобретает статус рыбопромыслового участка.

Все водные объекты в пределах территории РФ образуют водный фонд.

Объектами водных отношений также выступают водные экоси­стемы, включающие, помимо водного объекта, также прилегающие земли и находящиеся на этих землях природные объекты. В границах таких экосистем особым образом, предусмотренном водным законо­дательством, осуществляется планирование землепользования, государственное управление, вводятся ограничения для хозяйственной деятельности. Такими экосистемами являются:

– бассейновые округа;

– речной бассейн;

– подбассейн реки;

– водохозяйственные участки.

В соответствии со ст. 28 Водного кодекса РФ в целях организации государственно­го управления выделяются 20 бассейновых округов, перечень которых установлен этой же статьей. Бассейновые округа выступают объектами преимущественно отношений государственного управления водными и связанными с ними экологическими отношениями.

В целях разработки схем комплексного использования и охраны водных объектов проводится гидрографическое районирование территории РФ, в результате которого выделяются гидрографические единицы, включающие речной бассейн — территорию, поверхностный сток вод с которой через связанные водоемы и водотоки осуществляется в море или озеро, а также подбассейн реки, впадающей в главную реку речного бассейна. В свою очередь, бассейны и подбассейны рек делятся на водохозяйственные участки, по отношению к которым разрабатываются водохозяйственные балансы, которые включаются в состав схем ком­плексного использования и охраны водных объектов.

Все водные объекты и иные объекты водных отношений подлежат государственному учету. Документированные сведения о бассейновых округах, речных бассейнах, водохозяйственных участках, водных объектах, водохозяйственных системах, об использовании водных объектов, о гидротехнических и иных сооружениях на водных объектах, о водоохранных зонах, о решениях о предоставлении водных объектов в пользование, о договорах водопользования включаются в государ­ственный водный реестр.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...