Понятие и классификация права природопользования
Право природопользования является центральным институтом экологического права и представляет собой систему правовых норм, регулирующих общественные отношения природных ресурсов и природных объектов. Право природопользования производно от права собственности на природные ресурсы и может рассматриваться в объективном и субъективном смысле. В объективном смысле право природопользования представляет собой самостоятельный институт экологического права, включающий систему правовых норм, устанавливающих порядок, условия пользования природными ресурсами и объектами, а также совокупность прав и обязанностей природопользователей. В субъективном смысле право природопользования представляет собой систему прав и обязанностей конкретного природопользователя с учетом специфики пользования различными видами природных ресурсов: земель, вод, недр, лесов, объектов животного мира и т. д. Объектами права природопользованияявляются природные ресурсы, под которыми понимаются компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность. Под использованием природных ресурсов понимается эксплуатация природных ресурсов, вовлечение их в хозяйственный оборот, в том числе все виды воздействия на них в процессе хозяйственной и иной деятельности. Существуют различные классификации природных ресурсов. На основе генезиса (происхождения) природные ресурсы можно классифицировать на минеральные ресурсы, климатические ресурсы, земельные ресурсы (включая почвенные), биологические ресурсы (растительный и животный мир), водные ресурсы.
По способу использования в материальном производстве — на ресурсы, используемые в промышленности, сельском хозяйстве и других отраслях, а также в непроизводственной сфере. По критерию исчерпаемости природные ресурсы делятся на неисчерпаемые, практически неисчерпаемые (солнечная энергия, внутриземное тепло, энергия текучей воды, ветра и др.) и исчерпаемые, которые делятся на возобновимые (биологические, земельные, водные и др.) и невозобновимые (минеральные) [Экологическое право, 2015]. Природные ресурсы следует отличать от энергетических ресурсов, под которыми понимаются носители энергии, энергия которых используется или может быть использована при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, а также вид энергии (атомная, тепловая, электрическая, электромагнитная энергия или другой вид энергии). Право природопользования осуществляется на основании ряда принципов: 1. Право природопользования является производным от права собственности на природные ресурсы и объекты, предполагающим что собственник и пользователь не являются одним и тем же лицом. 2. Право природопользования должно быть рациональным и экологоориентированным, предполагающим максимально эффективное извлечение полезных свойств из эксплуатируемого природного ресурса с соблюдением требований в области охраны окружающей среды. 3. Право природопользования должно носить целевой характер, предполагающий использование природных ресурсов в строгом соответствии с целями, указанными в разрешительной документации, и разрешенным использованием с учетом требований экологического законодательства. 4. Принцип экосистемного подхода к регулированию природопользования, предполагающего соблюдение требований по охране иных компонентов природной среды как единой экологической системы при пользовании конкретным природным ресурсом.
5. Принцип устойчивости права природопользования, заключающийся в том, что природные ресурсы предоставляются в пользование бессрочно или на длительный срок и право природопользования может быть прекращено только по основаниям, указанным в законодательстве. 6. Принцип платности природопользования, заключающийся в обязанности субъекта специального природопользования вносить установленные платежи за пользование соответствующим видом природного ресурса. Право природопользования может быть классифицировано по различным основаниям. Наиболее общей классификацией является деление видов природопользования по компонентам окружающей среды. Право природопользования подразделяется на следующие виды: – право землепользования; – право недропользования; – право лесопользования; – право водопользования; – право пользования животным миром; – право пользования атмосферным воздухом. В свою очередь, каждый из указанных видов природопользования может иметь внутреннюю классификацию в зависимости от целевого назначения их использования. Так, согласно ст. 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: – земли сельскохозяйственного назначения; – земли населенных пунктов; – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; – земли особо охраняемых территорий и объектов; – земли лесного фонда; – земли водного фонда; – земли запаса. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами. Право природопользования может носить бессрочный или срочный характер. Бессрочное пользование — это пользование без заранее установленного срока. Срочное пользование подразделяется на краткосрочное (до 5 лет) или долгосрочное (до 49 лет). Так, согласно ст. 10 Закона РФ «О недрах» участки недр предоставляются в пользование на определенный срок или без ограничения срока. На определенный срок участки недр предоставляются в пользование:
– для геологического изучения — на срок до 5 лет или на срок до 10 лет при проведении работ по геологическому изучению участков недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа Российской Федерации; – добычи полезных ископаемых — на срок отработки месторождения полезных ископаемых, исчисляемый исходя из технико-экономического обоснования разработки месторождения полезных ископаемых, обеспечивающего рациональное использование и охрану недр; – добычи подземных вод — на срок до 25 лет. Без ограничения срока могут быть представлены участки недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, связанных с захоронением отходов, строительства и эксплуатации нефте- и газохранилищ, а также для образования особо охраняемых геологических объектов и иных целей. В зависимости от способа использования различают право природопользования, осуществляемое: – с изъятием природного ресурса; – без изъятия природного ресурса из природной среды. Наиболее важное юридическое значение имеет классификация видов природопользования на общее и специальное природопользование. Критерием такой классификации являются основания возникновения права природопользования. Право общего природопользования производно от личных прав человека на жизнь и на благоприятную окружающую среду. Общее природопользование является общедоступным, закрепляется нормами закона, не требует в каждом конкретном случае особого разрешения, лицензии, либо договора и осуществляется не для извлечения экономической выгоды, бесплатно и без применения технических средств и устройств. Так, согласно ст. 11 Лесного кодекса РФ граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов, а также недревесных лесных ресурсов [Лесной …, 2006].
В соответствии со ст. 6 Водного кодекса РФ поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд [Водный …, 2006]. Право общего природопользования может быть запрещено или ограничено законами и иными нормативными правовыми актами. Например, в соответствии с лесным законодательством [Лесной …, 2006] граждане обязаны соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, правила санитарной безопасности в лесах, правила лесовосстановления и правила ухода за лесами. Пребывание граждан может быть запрещено или ограничено в лесах, которые расположены на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, иных землях, доступ граждан на которые запрещен или ограничен в соответствии с федеральными законами. Пребывание граждан в лесах также может быть ограничено в целях обеспечения: – пожарной безопасности и санитарной безопасности в лесах; – безопасности граждан при выполнении работ. В свою очередь, гражданам запрещается осуществлять заготовку и сбор грибов и дикорастущих растений, виды которых занесены в Красную книгу Российской Федерации, Красные книги субъектов РФ, а также грибов и дикорастущих растений, которые признаются наркотическими средствами в соответствии с Федеральным законом «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ. Субъектами права общего природопользования являются физические лица, в свою очередь, юридические лица могут осуществлять право природопользования только в случаях, прямо установленных законами и иными нормативно-правовыми актами, как правило, в целях обеспечения безопасности (забор водных ресурсов в целях тушения лесных пожаров). Право специального природопользования связано с обеспечением экономических интересов государства, юридических и физических лиц, требует индивидуализации природного объекта при предоставлении в пользование и осуществляется на платной основе в соответствии с разрешением, лицензией или договором в определенных законом случаях с применением технических средств и устройств.
Право специального природопользования реализуется в формах: – комплексного природопользования, предусматривающего использование природного потенциала территории для осуществления хозяйственной и иной деятельности, в том числе все виды воздействия на природный потенциал территории, возникающие в процессе этой деятельности (когда один природный объект используется в нескольких целях (например, в целях недропользования и лесопользования). В настоящее время практика нормативного правового регулирования комплексного природопользования реализуется в законодательстве субъектов Российской Федерации; – специального пользования водами, недрами, объектами животного мира, другими природными ресурсами. Субъектами права специального природопользования являются юридические лица и граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность. В соответствии с требованиями природоресурсного законодательства субъекты специального природопользования должны обладать правоспособностью, т. е. способностью иметь права и нести обязанности.
7.2. Основания возникновения, изменения Основания возникновения, изменения и прекращения права природопользования существенно различаются в зависимости от вида и цели используемого природного объекта и определяются непосредственно природоресурсным законодательством. Как правило, для возникновения права природопользования требуется проведение самостоятельных специальных юридических административных процедур, основаниями для проведения которых является: 1. Решение уполномоченного органа о предоставлении природного ресурса в пользование. Такие решения могут приниматься Правительством РФ, федеральным органом государственной власти, органом государственной власти субъектов РФ, совместным коллегиальным решением федерального органа государственной власти и органа государственной власти субъекта РФ, а также решением органа местного самоуправления. 2. Заключение договора на право пользования природным объектом с уполномоченными федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления. В частности, необходимость заключения специального договора предусматривается лесным, водным законодательством, законодательством об охоте и рыболовстве. 3. Выдача лицензии на право пользования природным ресурсом. В настоящее время лицензируемая деятельность на право пользования природным ресурсом сохранилась только в сфере недропользования. Особенности возникновения права природопользования определяются, как правило, земельным, водным, горным, лесным и иным природоресурсным законодательством. Так, например, предоставление участков недр в пользование осуществляется на основе лицензии. Предоставление водных объектов в пользование для различных целей осуществляется на основании либо договоров водопользования, либо решений о предоставлении водных объектов в пользование. Лесные участки предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование; гражданам — в безвозмездное срочное пользование. Основаниями возникновения права лесопользования являются договор аренды, договор купли-продажи лесных насаждений. Пользование объектами животного мира осуществляется на основании разрешений или договоров. Изменение условий природопользования осуществляется исключительно по основаниям и в строгом соответствии с порядком, установленным действующим природоресурсным и (или) гражданским законодательством. Наиболее характерными основаниями прекращения права природопользования являются: – отказ природопользователя от дальнейшего пользования природным объектом; – истечение срока природопользования, указанного в разрешительной документации; – неиспользование природного объекта в течение установленного законодательством срока; – использование природного объекта не по целевому назначению, указанному в разрешительной документации; – нарушение условий и требований, установленных лицензией, договором, законодательством; – изъятие природного объекта для государственных или муниципальных нужд.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|