Г. Завершающая диагностика
1...2...3...4...5...6...7...8...9...10 Насколько вам свойственно: 14. Эмпатия. Я вижу мир глазами других. Я понимаю другого, так как могу почувствовать себя в его коже. Я понимаю настроение моего собеседника и отвечаю на него. 1...2...3...4...5...6...7...8...9...10 15. Тепло. Признание личности другого. Я выражаю, не всегда обязательно чувствуя, разными способами, что я уважаю другого, признаю его право на свое мнение, даже ошибку. Я человек, активно поддерживающий других. 1...2...3...4...5...6...7...8...9...10 16. Искренность, подлинность. Я более искренен, чем фальшив в своем взаимодействии с окружающими. Я, не скрываясь за ролями и фасадами, не стремлюсь произвести впечатление, «сделать вид», поэтому другие знают, на чем я стою в самом деле. Я остаюсь самим собой в своем общении с другими людьми. 1...2...3...4...5...6...7...8...9...10 17. Конкретность. О себе я не могу сказать, что выражаюсь неопределенно, когда разговариваю с людьми. Я не говорю общих фраз, не хожу вокруг и около, соотношусь с конкретным опытом и поведением. Я говорю ясно и точно. 18. Инициативность. Во взаимоотношениях с другими я занимаю активную позицию: сам действую, а не только реагирую. Вступаю в контакт, а не жду, когда вступят в контакт со мной. Я проявляю инициативу по разным поводам в отношении людей. 1...2...3...4...5...6...7...8...9...10 19. Спонтанность. Непосредственность в проявлении себя. Я действую открыто и прямо во взаимоотношениях с окружающими, не раздумывая о том, как я буду выглядеть со стороны. 1...2...3...4...5...6...7...8...9...10 Вопросы для обсуждения: какие направления в вашей рабо те или учебе сегодня кажутся вам наиболее важными? Ваш ответ на вопрос год назад был бы. таким же, как сейчас? Как вы приобретаете знания по различным вопросам? Что должно быть сделано для улучшения ваших позиций?
Первоначальная и завершающая диагностика Инструкция. Данные анкеты предназначены для стимуляции Ваших размышлений о поведении специалиста во время оказания психологической помощи. Такой анализ даст возможность оценить Ваши навыки и прояснить те задачи, которые Вы можете ставить перед собой в профессиональном совершенствовании. Работа состоит в следующем. Ознакомьтесь со списком поведенческих признаков и выберите те из них, которые Вам следует использовать в своей практике чаще, чем Вы это делаете и, с другой стороны, те, которые Вам следует применять реже, либо избегать совсем. Поставьте «+» в соответствующем столбике. Если Вы удовлетворены частотой использования, поставьте «+» в соответствующей графе. Анкета 1
Анкета 2
В. Текущая ежедневная диагностика
Плохо-хорошо Цель: обсуждение встречи с разных позиций. 1. Участник начинает: «Это плохо, что мы собрались здесь, потому что...» 2. Продолжает: «Это хорошо, потому что...» и т. д. Завершать предлагается на позитиве «Это хорошо...». г. Завершающая диагностика Инструкция: завершите предложения. 1. Во время занятий............ 2. Мне понравилось, что.......... 3. Насчет............. 4. Неудачным было........... 5. Если бы............ 6. Я чувствовал (а)........... 7. Видеть со стороны............. 8. Мой образ............ 9. Главное в том, что................. 10. Я и группа................... П. А еще..................
ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ Психопрактика в нашей стране долго допускалась лишь в форме кооперации «специалист-психолог». По мнению Ф. Е. Василюка, у нас была только прикладная, практическая психология, но не было психологической практики как особой социальной сферы психологических услуг. Сейчас ситуация изменяется коренным образом. В настоящее время психология, рассматриваемая как профессия, есть область производства не только информации, но и полезных -действий определенного рода, направленных на человека как объект специального обслуживания. Продуктом труда здесь является приращение к качеству «вот этого человека» или, например, к качеству отношений «вот в этом коллективе» (Е. А. Климов). Среди психологов, непосредственно обслуживающих своих ближних, одни занимаются проблемами отдельных людей в случаях эмоциональных или социальных кризисов, другие стремятся помочь решению проблем, возникающих в области образования или производственной деятельности. Некоторые работают в собственных частных кабинетах, другие - в государственных учреждениях. В сферу практической психологии включают: психотерапию, психодиагностику, психологическую службу в школе, службу телефона доверия, индивидуальное консультирование, психокоррекцию, групповой тренинг общения и др. (Т. А. Флоренская, Г. С. Абрамова и др.) При всем разнообразии эти области объединяются направленностью на душевные трудности и проблемы конкретного человека. Психология консультирования является той областью, которая, будучи включена во все остальные виды практической психологии, содержит в себе основные ее принципы.
Оказание психологической помощи, т. е. осуществление «полезных действий», - целостная ситуация, в которой объединяются психология и люди, ее осуществляющие. Возможности самого практикующего психолога связаны в первую очередь с его профессиональным самосознанием. Как отмечают практикующие специалисты, с одной стороны, говоря о самосознании психолога, допускали некоторую условность, представляя его как мысленную картинку о себе. С другой стороны, подчеркивается, что это скорее процесс, имеющий диалогическую форму не всегда осознаваемого разговора с самим собой, наполненного противоречиями, мучениями, в нем предстает драма специалиста-психолога, что видно из приводимых опубликованных в печати фрагментов. • «Во-первых, иллюзию, что ты можешь что-то сделать, надо отбросить сразу.... Да только проснись во мне такая гордыня, что могу чему-то его обучить, дать мудрый совет, вообще бросить в него какое-то зерно, вырастить его, - и тут он все преодолеет, лишь помысли я об этом, - и все, конец, все рушится». • «Начинать надо со смирения. Да, помочь я ничем не могу. Но именно это от многого меня и освобождает! Чем мучается всякий начинающий совестливый психолог? Его гложет страшная мысль: зачем все это? Ведь я ничего не могу изменить!» • «Однажды мне пришла в голову мысль: нам платят не за то, что у нас что-то получается, а как раз за то, что у нас не выходит, и мы молча терпим». • «Человек в беде. Другое дело, удастся ему выйти или нет. Я же взял на себя смелость стоять на выходе. Но только не сам по себе - на такое нельзя решиться, думать об этом нельзя, аморальней ничего нет! - а вместе с ним. Только вместе». Профессиональное самосознание Е. Калитеевская представляет как психотехнический «миф», не всегда отчетливо осознаваемый. В рамках этого психотехнического мифа неосознанно проявляются представления о личных и профессиональных возможностях психолога, его потребности и тревоги, притязания и ожидания, степень насыщенности эмоциональной внутренней жизни, способность доверять себе и т. д. По мнению В. Ю. Большакова, практическая психология хороша как социальный механизм, действие которого направлено на оздоровление экологии общества. Совпадают с этой точкой зрения и взгляды Р. Мэя, полагавшего, что психология, не претендуя ни на какое духовное руководство, может все же претендовать на защиту человеческой душевности, на ее экологию. Тут и охранительное отношение, и окультуривающее. Цель психологической помощи вообще состоит не в том, чтобы человек мог легко и безболезненно перенести свое страдание, а в том, чтобы он перенес его мужественно, по-человечески. Ф. Е. Василюк считает, что переживание составляет основной предмет приложения усилий практического психолога.
Р. Мэй утверждал: «Личность динамична, а не статична, ее стихия - творчество, а не прозябание. Наша цель - новое, конструктивное перераспределение напряжений, а не абсолютная гармония. Полное устранение конфликтов приведет к застою; нашей задачей является превращение деструктивных конфликтов в конструктивные» (курсив - Мэй). Однако не все так однозначно с профессиональной психологической помощью. Р. Каркхуфф, занимавшийся изучением эффективности «непрофессиональной помощи», сравнил добровольцев-помощников с обученными наставниками и обнаружил, что пациенты добровольцев чувствовали себя так же, а чаще всего - лучше пациентов профессиональных наставников. Очень часто профессиональный или обученный наставник действует в соответствии с определенной теорией. Добровольного помощника это меньше всего волнует. Поскольку его волнует лишь страждущий человек, то все его усилия направлены на оказание помощи. Н. С. Пряжников выделяет этапы развития психолога-практика, через которые проходят многие практические психологи: 1. стремление самоутвердиться в практической психологии, реализуемое часто в поиске и освоении эффектных, общепринятых, «модных » на данный момент методов работы (ориентация на нормативно-заданные, надежные способы работы); 2. некоторое «разочарование» в общепринятых формах и методах психологической работы, связанное с тем, что данные методы не всегда позволяют решить проблемы клиентов, а также часть методов оказываются по разным причинам неприемлемыми для данного психолога (формирование мотивационной основы для будущего развития индивидуального стиля деятельности); 3. попытка сделать что-то по-своему, стремление «импровизировать» в своем труде, вкладывать что-то от себя лично (начало формирования индивидуального стиля деятельности); 4. осознание необходимости теоретической базы для «импровизации» и выработки индивидуального стиля деятельности (переосмысление сущности своей работы); 5. импровизация на основе знания (новое осмысление своего дела, связанное с выработкой собственного, индивидуального стиля работы, что выражается в модификации известных методов, в конструировании новых методик и методических приемов, а также в нахождении новых смыслов своего труда). Н. С. Пряжников отмечает, что не все психологи по ряду субъективных и объективных причин выходят на уровень полноценного формирования собственного стиля профессиональной деятельности. Вероятно, сравнение Каркхуффа и обнаружило наличие такого типа профессионалов. Добавим, что не всех дипломированных психологов отличает профессиональный подход, в связи с чем уместно обсудить основные характеристики профессионального подхода. Профессиональный подход в практической психологии характеризует следующее. • Техническая компетентность. Во многих случаях «техническое превосходство» психолога и его «исключительная власть» над клиентом сильно отличаются от того, что может наблюдаться в некоторых других профессиях. Для этого имеются две основные причины. Во-первых, разрыв в знании и опыте между психологами и их клиентами если и есть, то совсем небольшой. И психолог, и клиент могут иметь одинаковое образование и схожий практический опыт. Таким образом, клиент может быть вполне хорошо подготовлен к решению о том, принять или отвергнуть совет психолога, и к контролированию работы психолога во время выполнения задания. Во-вторых, психопрактика - не закрытая профессия. Во многих странах барьеров для занятий этим родом деятельности нет или они минимальны. • Самосовершенствование и самообразование. Профессиональные ассоциации определили характер и минимальную продолжительность опыта работы, которые являются условием для членства, например 3-5 лет непосредственной работы в области консультирования. Это лишь основные критерии приема; они не показывают, достаточно ли психолог компетентен для выполнения данного задания. Судить об этом могут только психолог и клиент вместе. Как общее правило, и это основной признак профессионализма, психолог должен хотеть и быть способным критически оценивать собственные знания и умения, рассматривая новое задание. Он никогда не будет представлять себя в ложном свете. Профессионально нужно быть моральным человеком. Василюк Ф. Е. признается, что это возможно, «когда снижаются претензии», а задача самосовершенствования остается. Соответственно, профессиональный психолог будет воздерживаться от выполнения заданий, которые выходят за пределы его компетентности. • Соблюдение интересов клиента. Во время выполнения задания психолог предоставляет свои знания и опыт в полное распоряжение клиента, и его задача - найти возможное наилучшее решение в интересах клиента. Не всегда ясно, что это за интересы и что клиент в действительности хочет получить в результате. Нередок конфликт между краткосрочными и долгосрочными интересами, которого клиент может не видеть до объяснения психолога. • Беспристрастность и объективность. Опытный профессионал может контролировать свои убеждения и предвзятое мнение, оставаясь при этом объективным. Он должен отказаться от задания, если не может сохранить объективность по эмоциональным причинам. Ф. Е. Василюк пишет: «Что психолог действительно должен, если он хочет быть полезен человеку как специалист, - это, сохранив способность к состраданию, образующую эмоционально-мотивационную почву, которая питает его практическую деятельность, научиться подчинять свои непосредственные этические реакции, прямо вытекающие из сострадания, позитивно определенной программе психологической помощи, как это умеет в своей области делать хирург во время операции или учитель, применяющий то или иное воспитательное воздействие, отнюдь не всегда приятное для воспитанника». • Конфиденциальность - общепринятый принцип работы независимого профессионала. В современной психологии считается, что выдача удостоверений является шагом вперед к широкому признанию практической психологии как настоящей профессии, к реализации на практике профессионального подхода. Деловые круги, правительство и общество в целом хотят иметь гарантии, что психологи, принимающие важные решения в частном и государственном секторах, являются проверенными профессионалами. Выдача удостоверений должна помочь навести больше порядка в психопрактике, устранить тех, кто продает свои услуги в качестве практических психологов, но не отвечает принятым стандартам. С другой стороны, имеются различные возражения: выдача удостоверений не может в действительности гарантировать ничего, кроме нескольких общих и довольно элементарных критериев приема в профессию; она не может показать, действительно ли психолог пригоден для сложной работы. Наконец, психопрактика сама является бизнесом, и если специалист проходит испытание рынком и находит достаточно клиентов, его услуги рассматриваются клиентами как технически компетентные. Тем не менее факты показывают, что система выдачи удостоверений развивается, в том числе в нашей стране. Практикум Пословицы (Климов Б. А.) Цель: умение сопоставлять житейские и научные знания, быстро их предъявлять, изучение психологических признаков труда в народном сознании. Участники работают индивидуально. Студентам дается следующая инструкция к выполнению работы: «Я буду зачитывать, не спеша, в алфавитном порядке народные пословицы, называя их порядковые номера. В этих пословицах - проявлениях народной мудрости - можно усмотреть идеи, соотносимые с психологическими признаками труда (сознания людей как деятелей). Напоминания об этих признаках приведены в таблице в виде кратких формулировок, «ключевых выражений». Таблица предъявляется студентам, и они перерисовывают ее в свою тетрадь.
Участники проставляют называемые номера пословиц в тех горизонтальных графах, «строках» бланка, в которых указан признак труда, согласующийся, по их мнению, со смыслом пословицы. Фразеологизмы. 1. А воз и ныне там. 2. А ларчик просто открывался. 3. Артельный (общий) горшок гуще кипит. 4. Бабушка еще надвое сказала. 5. Бей галку и ворону: руку набьешь, сокола убьешь. 6. Берись дружно, не будет гузно. 7. Была бы шея, а хомут найдется. 8. В апреле земля преет, спеши пахать и сеять. 9- В дождь коси, в ведро греби. 10. В полплеча работа тяжела, а оба подставишь - легче справишь. 11. Взялся за гуж - не говори, что не дюж. 12. Воду в ступе толочь - вода и будет. 13. Вола зовут не пиво пить, а хотят на нем воду возить. 14. Волк коню не товарищ. 15. Волка бояться — в лес не ходить. 16. Воробьи торопились, да маленькими уродились. 17. Вот тебе хомут да дуга, а я тебе не слуга. 18. Встанешь раньше, шагнешь дальше. 19. Всякая сосна своему бору шумит. 20. Глаза боятся, а руки делают. 21. Дружба дружбой, а служба службой. 22. Дружно - не гузно, а врозь - хоть брось. 23. Жалует царь, да не жалует псарь. 24. За вкус не берусь, а горячо сварю. 25. За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь. 26. Клин клином вышибай. 27. Криком изба не рубится. 28. Ладил мужичок челночок, а свел на уховертку. 29. Метил в ворону, а попал в корову. 30. Мужик, умирать собирайся, а землю паши. 31. Начал за здравие, а свел за упокой. 32. Не клин бы да не мох, так и плотник бы сдох. 33. Ошибка в фальшь не ставится. 34. Поехала кума неведомо куда. 35. Час упустишь, годом не наверстаешь. 36. Это еще цветочки, а ягодки впереди, 37. Языком масла не собьешь. Обсуждение. После окончания работы ведущий берет на выбор одну из работ студентов (с его согласия) и оглашает результат. Просит поднять руки тех, кто согласен, затем — кто не согласен с предложенным ответом. Итогом может стать небольшая дискуссия. Упражнение ' Z Практическая психология Цель: осмыслить свое восприятие практической психологии, свое отношение к ней в целом. Участники выбирают роли, из которых они определят свое отношение к практической психологии: 1 - священник, 2 - врач, 3 - физик, 4 - журналист, 5 - обыватель, 6 - учитель, 7 - экстрасенс, 8 - академический психолог, 9 - философ. Один участник исполняет роль Практической психологии. Он выслушивает все аргументы, затем сообщает о своих чувствах. Обсуждение: анализ своих высказываний, успешность исполнения роли, оценка своего отношения. МИШИН Человек на своем месте (Смагина С. Ю.) Цель: самостоятельный анализ плюсов и минусов в студенческих и профессиональных ролях. Участники делятся на две команды. Первая команда выступает от имени студентов, вторая - от имени специалистов. Раздаются листы формата А4, где команда студентов рисует картину по теме «Замечательная пора студенчества», а команда профессионалов - «Замечательная пора профессиональной зрелости». Затем каждая команда на своем листе перечисляет 6 атрибутов студенчества и 6 атрибутов профессиональной зрелости. Самый важный атрибут группа выделяет (подчеркивает). Через 15-20 минут работы команды обмениваются листами. На противоположной стороне листа «студены» и «профессионалы» рисуют 6 минусов указанного возрастного периода и самый главный минус выделяют (подчеркивают). Далее команды выставляют свое творчество на обозрение и проговаривают плюсы и минусы той и другой социальной роли. Ведущий ставит вопрос о том, в каком возрасте каждый из участников захочет отказаться от плюсов студенчества, принять роль профессионала, а также просит студентов указать свои личностные особенности, которые позволят им достичь успешной профессиональной зрелости. Каждый из участников на своем индивидуальном листе пишет возраст, в котором, по его мнению, плюсы студенчества будут ощущаться меньше, объясняет, почему и перечисляет наличие необходимых профессионально-важных качеств. Затем каждый по кругу зачитывает свое мнение. Ведущий, подводя итоги, говорит, что самое привлекательное обнаружено участниками в периоде студенчества и что — в периоде профессиональной зрелости, а также обращает внимание на то, какой возраст и какие качества участники группы чаще всего указывали. Другой вариант. Участники делятся на несколько команд. Например, первая команда выступает от имени школьного психолога, другая - от имени социального психолога, третья -от имени клинического психолога, четвертая - от имени психолога-преподавателя. Раздаются листки, где каждая команда перечисляет 6 атрибутов конкретной специализации, подчеркивая наиболее значимый. Через 10-15 минут команды обмениваются листами. На противоположной стороне каждая группа перечисляет 6 минусов указанной специализации и выделяет наиболее существенный. Далее команды проговаривают плюсы и минусы всех обозначенных специальностей. Ведущий просит каждого участника перечислить те свойства своей личности, которые наиболее соответствуют одной из перечисленных специальностей. Профессиональный почерк Цель: выявление эталонного варианта психологической деятельности. Группе предлагается описать разные стили (или хотя бы отдельные черты, «штрихи» разных стилей) успешной работы по профессии «психолог», свойственные людям, различающимся по своим личностным качествам, возрасту, полу. Геннадий П., 28 лет, окончил МГУ, мать и отец - врачи, не женат, остроумен, общителен. Алия 3., 42 года, окончила МПГУ, мать-одиночка, интеллигентная, деликатная дама. Татьяна П., 46 лет, окончила МГУ, кандидат психологических наук, замужем, двое детей, серьезна, ответственна. Федор Н., 39 лет, окончил Пермский политехнический институт, «сертифицированный» психолог, женат, трое детей, имеет собственную практику, инициативен, предприимчив. Оксана Ф., 24 г., выпускница РГГУ, не замужем, интересная, обаятельная и сентиментальная девушка. Ольга Н., 31 год, окончила Ростовский университет, не замужем, умная, экстравагантная дама. Арсении К., 59 лет, окончил Ленинградский (Санкт-Петербургский университет), женат, 1 ребенок, авторитетен и авторитарен. Ильгиз Р., 34 года, окончил Казанский университет, женат, детей четверо, «генератор» идей, заводила. Глеб Д., 27 лет, выпускник небюджетного вуза МОСУ, женат, детей нет, самостоятельный, ответственный человек. Обсуждение: проанализировать составляющие успешной работы, сравнить общие и различные компоненты. 1 Процесс обучения (К. Фопель) Цель: проанализировать процесс получения знаний, упорядочить собственные мысли, помогая себе двигаться дальше. Участникам предлагается сопоставить три разных аспекта своих знаний: что они узнали о практической психологии от других, что они узнали из своего опыта и что еще хотели бы для себя прояснить. Для этого необходимо взять чистый лист бумаги, разделить его на четыре равные части, проведя вертикальную и горизонтальные линии. В первой нужно в нескольких словах написать и в символической форме изобразить, чему научили другие в области практической психологии. Какое отношение к практической психологии закладывается в процессе обучения? Какое представление о практической психологии получено от других людей? Во втором прямоугольнике производится краткая запись и делается символическое изображение, чему научились самостоятельно. К чему участники пришли на основе собственного жизненного" и профессионального опыта? Что они прочитали, что узнали, наблюдая за собой и другими? В третьем прямоугольнике кратко записывается и символически изображается, что еще остается неизвестным, что хочется изучить, понять, узнать, с чем связываются ожидания, т. е. обо-значаетсд перспектива дальнейшего развития знаний. Четвертый прямоугольник оставляют пустым. В него можно внести идеи, наблюдения, планы и проекты, которые возникнут в ходе работы с тремя первыми разделами, в процессе их сопоставления и размышлений по их поводу. Путешествие.за мифами Цель: показать мифологические составляющие нашего профессионального сознания. Озвучить и обсудить на группе некоторые мифы нашего современного общества, например. • Все делают так. • Труд всегда вознаграждается. • Вам столько лет, на сколько вы себя чувствуете. • Новое - это хорошо забытое старое. Затем добавляются один или несколько профессиональных мифов психологов-практиков, например: а) практика имеет дело с научным знанием и теорией; б) человек «прозрачен», его рано или поздно целиком и полностью можно описать на основе исповедуемой практиком психологической теории; в) психолог, познав в своей науке устройство психики, ее законы, может управлять человеческим поведением, превратить его в средство своей деятельности (курсивы - В. Розин); г) эмпатия к другому человеку гарантирует (курсив -Л. Ш.) успех психологической помощи (Сидоренко Е. В., Хря-щеваН. Ю.). Обсуждение: откуда могли появиться эти мифы? Какие факторы способствовали их «увековечиванию»? Что можно сделать, чтобы развеять эти мифы? Это действительно мифы или в них большая доля правды? Группе предлагается создать собственный перечень профессиональных мифов психологов-практиков. Я И ДЕЛО ... если вы не хотите работать, то единственное, что позволяет вам иметь средства, чтобы не работать, это усердная работа. Огден Нэш Профессии описываются в отечественной психологии не только в терминах, выражающих обязанности, умения, навыки, присущие специалистам личностные свойства, но и в таких А К характеристиках, как престиж, уровень требуемого образования, материальный достаток, социальная значимость труда, привилегии и др. Прежде чем детально обсуждать профессионализацию практической психологии, следует упомянуть о критериях, которые используют для определения профессии. • Теоретическая и практическая подготовка. Существует определенный объем знаний, который можно приобрести с помощью системы профессионального обучения и тренировки. Необходимого уровня социально-психологических навыков и умений невозможно достигнуть без практической работы на протяжении нескольких лет работы с клиентами, желательно под руководством опытных психологов. Кроме того, специалист постоянно находится в курсе новых разработок в теории и практике. • Соблюдение общественного интереса. Профессионал предоставляет свои знания и опыт в распоряжение других людей за соответствующее вознаграждение как услугу. Однако он должен рассматривать их с точки зрения широкой социальной перспективы и помнить о более широких общественных нуждах и интересах. Общество признает общественную роль социально-психологической работы, статус и правила поведения, в рамках которых определяются требуемые образовательные и моральные нормы, виды допустимого поведения консультанта, рассматриваемые как профессиональные. • Этические нормы. Существует набор общепринятых этических норм, руководствуясь которыми определяют, какое поведение при оказании психологических услуг правильно, а какое нет. Во многих ситуациях невозможно подготовить более или менее официальную декларацию норм, определяющих истинно профессиональное этическое поведение при работе с клиентами. В таких случаях специалиста будет направлять его личная этика. Каждый профессионал должен много раз сделать личный выбор и решить, какие нормы уважать и как вести себя в определенных ситуациях. Понятия «профессия» и «профидентичность» связаны определенным образом. Профессия задает содержательные характеристики профидентичности, как бы обеспечивая «морфологию* профессиональной деятельности и профессиональной общности, тем самым структурируя «диапазон маневра в рамках выполняемой и осваиваемой деятельности» (Н. С. Пряжников). Профессия, как исходное для становления профидентичности, не имеет таких выраженных естественных дифференцирующих признаков, как, например, пол для половой идентичности, этнос для этнической. В связи с этим повышается значимость внутренней работы по обнаружению и формированию этих признаков еще в процессе профессиональной подготовки, а с другой стороны, возрастает роль других людей, которые бы замечали эти признаки и признавали их. Кроме того, в отличие от пола и этноса, профессия - такое исходное, которое предусматривает специальную целенаправленную, обществом организованную подготовку и выполняется за определенное вознаграждение. Ни пол, ни этнос не предусматривают решение проблемы идентичности в связи с такими категориями, как пригодность или готовность. Решение проблемы профидентичности как самореализации человека на профессиональном поприще связано с вопросами профпригодности и профессиональной готовности. Свойство «пригодность» отличается тем, что может быть приписано лишь конкретной ситуации, включающей обязательно два компонента: «данный человек» и «данная специальность». Свойство «профессиональная пригодность» не присуще человеку как таковому. Профпригодность - это взаимное соответствие данного человека в данной области приложения его сил в данное время. Профессионально пригодные качества в каждом случае не рядоположны, а образуют нечто целое, систему: гражданские качества, отношение к профессии, труду, интересы и склонности, дееспособность, специальные способности, навыки, привычки, знания, опыт. Оценка уровня профессиональной готовности человека к какому-либо труду, по данным целого ряда исследователей (В. Г. Асеев, И. К. Кряжева, К. М. Гуревич, М. П. Будякина, А. А, Русалинова, Е. А. Климов и др.), должна основываться на следующих критериях: удовлетворенность трудом и взаимоотношениями в коллективе; успешность в овладении профессией или успешность в работе; психофизиологическая «цена» труда. Также в качестве признаков готовности человека к профессиональной деятельности можно рассматривать степень сформированное™ у него основных психических регуляторов деятельности: «образ объекта» (субъективный образ профессии); «образ субъекта» (образ Я - самосознание); «образ субъектно-субъектных и субъектно-объектных отношений» (профессиональноесамосознание) (Е.А.Климов). Е.М. Иванова пишет, что изучение названных признаков осуществляется по следующим показателям: знаниям (общим и конкретным), мере осознания этих знаний в социальном и личностном смыслах, возможности применения их при ре
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|