Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Г. Завершающая диагностика

1...2...3...4...5...6...7...8...9...10

Насколько вам свойственно:

14. Эмпатия. Я вижу мир глазами других. Я понимаю друго­го, так как могу почувствовать себя в его коже. Я понимаю на­строение моего собеседника и отвечаю на него.

1...2...3...4...5...6...7...8...9...10

15. Тепло. Признание личности другого. Я выражаю, не всегда обязательно чувствуя, разными способами, что я уважаю друго­го, признаю его право на свое мнение, даже ошибку. Я человек, активно поддерживающий других.

1...2...3...4...5...6...7...8...9...10

16. Искренность, подлинность. Я более искренен, чем фаль­шив в своем взаимодействии с окружающими. Я, не скрываясь за ролями и фасадами, не стремлюсь произвести впечатление, «сде­лать вид», поэтому другие знают, на чем я стою в самом деле. Я ос­таюсь самим собой в своем общении с другими людьми.

1...2...3...4...5...6...7...8...9...10

17. Конкретность. О себе я не могу сказать, что выражаюсь неопределенно, когда разговариваю с людьми. Я не говорю общих фраз, не хожу вокруг и около, соотношусь с конкретным опытом и поведением. Я говорю ясно и точно.

18. Инициативность. Во взаимоотношениях с другими я за­нимаю активную позицию: сам действую, а не только реагирую. Вступаю в контакт, а не жду, когда вступят в контакт со мной. Я проявляю инициативу по разным поводам в отношении людей.

1...2...3...4...5...6...7...8...9...10

19. Спонтанность. Непосредственность в проявлении себя. Я действую открыто и прямо во взаимоотношениях с окружаю­щими, не раздумывая о том, как я буду выглядеть со стороны.

1...2...3...4...5...6...7...8...9...10

Вопросы для обсуждения: какие направления в вашей рабо те или учебе сегодня кажутся вам наиболее важными? Ваш ответ на вопрос год назад был бы. таким же, как сейчас? Как вы приобретаете знания по различным вопросам? Что должно быть сделано для улучшения ваших позиций?

Первоначальная и завершающая диагностика

Инструкция. Данные анкеты предназначены для стимуля­ции Ваших размышлений о поведении специалиста во время оказания психологической помощи. Такой анализ даст воз­можность оценить Ваши навыки и прояснить те задачи, кото­рые Вы можете ставить перед собой в профессиональном со­вершенствовании.

Работа состоит в следующем.

Ознакомьтесь со списком поведенческих признаков и вы­берите те из них, которые Вам следует использовать в своей практике чаще, чем Вы это делаете и, с другой стороны, те, которые Вам следует применять реже, либо избегать совсем. Поставьте «+» в соответствующем столбике. Если Вы удовле­творены частотой использования, поставьте «+» в соответст­вующей графе.

Анкета 1

, Поведенческий признак Удовле­творен частотой использо­вания Хотел бы ис­пользо­вать чаще Хотел бы ис­пользо­вать реже
l. Чувствовать, что имеющихся у меня знаний достаточно для работы      
2. Осознавать, почему я работаю в этой области      
3. Сталкиваться с неожиданными эффектами своего воздействия      
4. Заботиться о моральной стороне дела      
>. Чувствовать себя нормально, работая с людь­ми высокого ранга      
6. Активно слушать других      
7. Оценивать степень своего влияния      
8. Сдерживать агрессию      
9. Ясно представлять теоретическую базу своей работы      
LO. Помогать людям в обнаружении их проблем      
1 1. Задавать прямые вопросы      
12. Пробуждать доверие к своим знаниям      
13. Стремиться быть необходимым людям      
14. Вызывать на откровенность      
15. Предлагать найти ответ на вопрос      
16. Рассчитывать, что человек будет использо­вать мое решение      
17. Помогать человеку найти самостоятельное решение проблемы      
18. Отвечать «нет» без чувства страха и вины      
19. Работать в состоянии усталости или в усло­виях недостатка времени      
20. Выносить на рассмотрение некоторые теоре тические взгляды, на которые считаете важ­ным опираться в работе      
21. Чувствовать, что с этими конкретными людьми работать не особенно нравится      
22. Приводить примеры других решений, при­нятых другими людьми      
23. Брать на себя ответственность      
24. «Психологически» защищаться самому      
25. Просто прощаться, когда дело закончено      
26. Считать, что неудача произошла из-за со­противления клиента      
27. Осознавать свои тенденции к соперничеству и сотрудничеству      

Анкета 2

Поведенческий признак Удовле­творен частотой использо­вания Хотел бы ис­пользо­вать чаще Хотел бы ис­пользо­вать реже
1. Говорить прилюдно      
2. Говорить коротко и емко      
3. Говорить убедительно      
4. Побуждать других высказываться      
5. Внимательно слушать      
6. Придерживаться заранее продуманного по данной теме      
7. Выражение одобрения, удовольствия, благо­дарности      
8. Сообщение окружающим о своих чувствах      
9. Сокрытие своих чувств      
10. Открытое выражение несогласия      
11. Выражение благодарности      
12. Принятие (т. е. не избежание) конфликта и агрессии      
13. Принятие разочарования      
14. Доминирование в работе      
15. Доверие другим      
16. Оказание помощи      
17. Оказание покровительства, защиты      
18. Привлечение внимание к себе, своей личности      
19. Отстаивание себя      
20. Охотное принятие помощи других      
21. Проявление решительности      
22. Самокритичность      
23. Умение терпеливо ждать      
24. Уединение для чтения и размышления      
25. Миротворчество, помощь в достижении согласия      
26. Работа с закрытостью, скрываемыми чувства­ми и переживаниями      
27. Замечать напряжение слушателей      
28. Замечать уровень заинтересованности      
29. Быть чувствительным к индивидуальным пе­реживаниям окружающих      
30. Замечать реакцию на свои реплики и коммен­тарии      
31. Спрашивать мнение других      
32. Работать над тем, чтобы никто не оказался проигнорированным      

В. Текущая ежедневная диагностика

Плохо-хорошо

Цель: обсуждение встречи с разных позиций.

1. Участник начинает: «Это плохо, что мы собрались здесь,

потому что...»

2. Продолжает: «Это хорошо, потому что...» и т. д. Завершать предлагается на позитиве «Это хорошо...».

г. Завершающая диагностика

Инструкция: завершите предложения.

1. Во время занятий............

2. Мне понравилось, что..........

3. Насчет.............

4. Неудачным было...........

5. Если бы............

6. Я чувствовал (а)...........

7. Видеть со стороны.............

8. Мой образ............

9. Главное в том, что.................

10. Я и группа...................

П. А еще..................


 

ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Психопрактика в нашей стране долго допускалась лишь в форме кооперации «специалист-психолог». По мнению Ф. Е. Василюка, у нас была только прикладная, практиче­ская психология, но не было психологической практики как особой социальной сферы психологических услуг. Сейчас си­туация изменяется коренным образом.

В настоящее время психология, рассматриваемая как про­фессия, есть область производства не только информации, но и полезных -действий определенного рода, направленных на человека как объект специального обслуживания. Продуктом труда здесь является приращение к качеству «вот этого чело­века» или, например, к качеству отношений «вот в этом кол­лективе» (Е. А. Климов).

Среди психологов, непосредственно обслуживающих своих ближних, одни занимаются проблемами отдельных людей в случаях эмоциональных или социальных кризисов, другие стремятся помочь решению проблем, возникающих в области образования или производственной деятельности. Некоторые работают в собственных частных кабинетах, другие - в госу­дарственных учреждениях.

В сферу практической психологии включают: психотерапию, психодиагностику, психологическую службу в школе, службу те­лефона доверия, индивидуальное консультирование, психокор­рекцию, групповой тренинг общения и др. (Т. А. Флоренская, Г. С. Абрамова и др.) При всем разнообразии эти области объединя­ются направленностью на душевные трудности и проблемы кон­кретного человека. Психология консультирования является той областью, которая, будучи включена во все остальные виды прак­тической психологии, содержит в себе основные ее принципы.

Оказание психологической помощи, т. е. осуществление «по­лезных действий», - целостная ситуация, в которой объединяют­ся психология и люди, ее осуществляющие.

Возможности самого практикующего психолога связаны в первую очередь с его профессиональным самосознанием. Как отмечают практикующие специалисты, с одной стороны, говоря о самосознании психолога, допускали некоторую условность, представляя его как мысленную картинку о себе. С другой сторо­ны, подчеркивается, что это скорее процесс, имеющий диалоги­ческую форму не всегда осознаваемого разговора с самим собой, наполненного противоречиями, мучениями, в нем предстает драма специалиста-психолога, что видно из приводимых опуб­ликованных в печати фрагментов.

• «Во-первых, иллюзию, что ты можешь что-то сделать, надо отбросить сразу.... Да только проснись во мне такая гордыня, что могу чему-то его обучить, дать мудрый совет, вообще бросить в него какое-то зерно, вырастить его, - и тут он все преодолеет, лишь помысли я об этом, - и все, конец, все рушится».

• «Начинать надо со смирения. Да, помочь я ничем не могу. Но именно это от многого меня и освобождает! Чем мучается вся­кий начинающий совестливый психолог? Его гложет страшная мысль: зачем все это? Ведь я ничего не могу изменить!»

• «Однажды мне пришла в голову мысль: нам платят не за то, что у нас что-то получается, а как раз за то, что у нас не вы­ходит, и мы молча терпим».

• «Человек в беде. Другое дело, удастся ему выйти или нет. Я же взял на себя смелость стоять на выходе. Но только не сам по себе - на такое нельзя решиться, думать об этом нельзя, амо­ральней ничего нет! - а вместе с ним. Только вместе».

Профессиональное самосознание Е. Калитеевская представ­ляет как психотехнический «миф», не всегда отчетливо осозна­ваемый. В рамках этого психотехнического мифа неосознанно проявляются представления о личных и профессиональных воз­можностях психолога, его потребности и тревоги, притязания и ожидания, степень насыщенности эмоциональной внутренней жизни, способность доверять себе и т. д.

По мнению В. Ю. Большакова, практическая психология хороша как социальный механизм, действие которого направ­лено на оздоровление экологии общества. Совпадают с этой точкой зрения и взгляды Р. Мэя, полагавшего, что психоло­гия, не претендуя ни на какое духовное руководство, может все же претендовать на защиту человеческой душевности, на ее экологию. Тут и охранительное отношение, и окультури­вающее. Цель психологической помощи вообще состоит не в том, чтобы человек мог легко и безболезненно перенести свое страдание, а в том, чтобы он перенес его мужественно, по-че­ловечески. Ф. Е. Василюк считает, что переживание составля­ет основной предмет приложения усилий практического пси­холога.

Р. Мэй утверждал: «Личность динамична, а не статична, ее стихия - творчество, а не прозябание. Наша цель - новое, кон­структивное перераспределение напряжений, а не абсолют­ная гармония. Полное устранение конфликтов приведет к за­стою; нашей задачей является превращение деструктивных конфликтов в конструктивные» (курсив - Мэй).

Однако не все так однозначно с профессиональной психоло­гической помощью. Р. Каркхуфф, занимавшийся изучением эффективности «непрофессиональной помощи», сравнил доб­ровольцев-помощников с обученными наставниками и обна­ружил, что пациенты добровольцев чувствовали себя так же, а чаще всего - лучше пациентов профессиональных наставни­ков. Очень часто профессиональный или обученный настав­ник действует в соответствии с определенной теорией. Добро­вольного помощника это меньше всего волнует. Поскольку его волнует лишь страждущий человек, то все его усилия направ­лены на оказание помощи.

Н. С. Пряжников выделяет этапы развития психолога-прак­тика, через которые проходят многие практические психологи: 1. стремление самоутвердиться в практической психологии, реа­лизуемое часто в поиске и освоении эффектных, общепринятых, «модных » на данный момент методов работы (ориентация на нор­мативно-заданные, надежные способы работы); 2. некоторое «разочарование» в общепринятых формах и методах психологи­ческой работы, связанное с тем, что данные методы не всегда по­зволяют решить проблемы клиентов, а также часть методов ока­зываются по разным причинам неприемлемыми для данного психолога (формирование мотивационной основы для будущего развития индивидуального стиля деятельности); 3. попытка сделать что-то по-своему, стремление «импровизировать» в сво­ем труде, вкладывать что-то от себя лично (начало формирова­ния индивидуального стиля деятельности); 4. осознание необхо­димости теоретической базы для «импровизации» и выработки индивидуального стиля деятельности (переосмысление сущно­сти своей работы); 5. импровизация на основе знания (новое ос­мысление своего дела, связанное с выработкой собственного, ин­дивидуального стиля работы, что выражается в модификации известных методов, в конструировании новых методик и мето­дических приемов, а также в нахождении новых смыслов своего труда).

Н. С. Пряжников отмечает, что не все психологи по ряду субъективных и объективных причин выходят на уровень полноценного формирования собственного стиля профессио­нальной деятельности. Вероятно, сравнение Каркхуффа и обнаружило наличие такого типа профессионалов. Доба­вим, что не всех дипломированных психологов отличает профессиональный подход, в связи с чем уместно обсудить основные характеристики профессионального подхода.

Профессиональный подход в практической психологии ха­рактеризует следующее.

• Техническая компетентность. Во многих случаях «техни­ческое превосходство» психолога и его «исключительная власть» над клиентом сильно отличаются от того, что может на­блюдаться в некоторых других профессиях. Для этого имеются две основные причины. Во-первых, разрыв в знании и опыте между психологами и их клиентами если и есть, то совсем не­большой. И психолог, и клиент могут иметь одинаковое обра­зование и схожий практический опыт. Таким образом, клиент может быть вполне хорошо подготовлен к решению о том, при­нять или отвергнуть совет психолога, и к контролированию работы психолога во время выполнения задания. Во-вторых, психопрактика - не закрытая профессия. Во многих странах барьеров для занятий этим родом деятельности нет или они минимальны.

• Самосовершенствование и самообразование. Профессио­нальные ассоциации определили характер и минимальную про­должительность опыта работы, которые являются условием для членства, например 3-5 лет непосредственной работы в области консультирования. Это лишь основные критерии приема; они не показывают, достаточно ли психолог компетентен для выполне­ния данного задания. Судить об этом могут только психолог и клиент вместе. Как общее правило, и это основной признак профессионализма, психолог должен хотеть и быть способным критически оценивать собственные знания и умения, рассмат­ривая новое задание. Он никогда не будет представлять себя в ложном свете. Профессионально нужно быть моральным чело­веком. Василюк Ф. Е. признается, что это возможно, «когда сни­жаются претензии», а задача самосовершенствования остается. Соответственно, профессиональный психолог будет воздержи­ваться от выполнения заданий, которые выходят за пределы его компетентности.

• Соблюдение интересов клиента. Во время выполнения за­дания психолог предоставляет свои знания и опыт в полное распоряжение клиента, и его задача - найти возможное наи­лучшее решение в интересах клиента. Не всегда ясно, что это за интересы и что клиент в действительности хочет получить в результате. Нередок конфликт между краткосрочными и долгосрочными интересами, которого клиент может не ви­деть до объяснения психолога.

• Беспристрастность и объективность. Опытный профессио­нал может контролировать свои убеждения и предвзятое мне­ние, оставаясь при этом объективным. Он должен отказаться от задания, если не может сохранить объективность по эмоцио­нальным причинам. Ф. Е. Василюк пишет: «Что психолог дей­ствительно должен, если он хочет быть полезен человеку как специалист, - это, сохранив способность к состраданию, обра­зующую эмоционально-мотивационную почву, которая пита­ет его практическую деятельность, научиться подчинять свои непосредственные этические реакции, прямо вытекающие из сострадания, позитивно определенной программе психологи­ческой помощи, как это умеет в своей области делать хирург во время операции или учитель, применяющий то или иное воспитательное воздействие, отнюдь не всегда приятное для воспитанника».

• Конфиденциальность - общепринятый принцип работы независимого профессионала.

В современной психологии считается, что выдача удостовере­ний является шагом вперед к широкому признанию практиче­ской психологии как настоящей профессии, к реализации на практике профессионального подхода. Деловые круги, прави­тельство и общество в целом хотят иметь гарантии, что психо­логи, принимающие важные решения в частном и государст­венном секторах, являются проверенными профессионалами. Выдача удостоверений должна помочь навести больше порядка в психопрактике, устранить тех, кто продает свои услуги в каче­стве практических психологов, но не отвечает принятым стан­дартам. С другой стороны, имеются различные возражения: вы­дача удостоверений не может в действительности гарантировать ничего, кроме нескольких общих и довольно элементарных кри­териев приема в профессию; она не может показать, действи­тельно ли психолог пригоден для сложной работы. Наконец, психопрактика сама является бизнесом, и если специалист про­ходит испытание рынком и находит достаточно клиентов, его услуги рассматриваются клиентами как технически компетент­ные. Тем не менее факты показывают, что система выдачи удо­стоверений развивается, в том числе в нашей стране.

Практикум

Пословицы (Климов Б. А.)

Цель: умение сопоставлять житейские и научные знания, быстро их предъявлять, изучение психологических признаков труда в народном сознании.

Участники работают индивидуально. Студентам дается следующая инструкция к выполнению работы: «Я буду зачи­тывать, не спеша, в алфавитном порядке народные пословицы, называя их порядковые номера. В этих пословицах - проявле­ниях народной мудрости - можно усмотреть идеи, соотноси­мые с психологическими признаками труда (сознания людей как деятелей). Напоминания об этих признаках приведены в таблице в виде кратких формулировок, «ключевых выраже­ний». Таблица предъявляется студентам, и они перерисовы­вают ее в свою тетрадь.

Смысл признака Номера соответствую­щих пословиц
Предвосхищение ценного итога  
Сознание обязательности итога  
Ориентировка в орудиях, средствах работы  
Осознание системы межличностных отношений  

Участники проставляют называемые номера пословиц в тех горизонтальных графах, «строках» бланка, в которых указан признак труда, согласующийся, по их мнению, со смыслом пословицы.

Фразеологизмы.

1. А воз и ныне там.

2. А ларчик просто открывался.

3. Артельный (общий) горшок гуще кипит.

4. Бабушка еще надвое сказала.

5. Бей галку и ворону: руку набьешь, сокола убьешь.

6. Берись дружно, не будет гузно.

7. Была бы шея, а хомут найдется.

8. В апреле земля преет, спеши пахать и сеять. 9- В дождь коси, в ведро греби.

10. В полплеча работа тяжела, а оба подставишь - легче справишь.

11. Взялся за гуж - не говори, что не дюж.

12. Воду в ступе толочь - вода и будет.

13. Вола зовут не пиво пить, а хотят на нем воду возить.

14. Волк коню не товарищ.

15. Волка бояться — в лес не ходить.

16. Воробьи торопились, да маленькими уродились.

17. Вот тебе хомут да дуга, а я тебе не слуга.

18. Встанешь раньше, шагнешь дальше.

19. Всякая сосна своему бору шумит.

20. Глаза боятся, а руки делают.

21. Дружба дружбой, а служба службой.

22. Дружно - не гузно, а врозь - хоть брось.

23. Жалует царь, да не жалует псарь.

24. За вкус не берусь, а горячо сварю.

25. За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

26. Клин клином вышибай.

27. Криком изба не рубится.

28. Ладил мужичок челночок, а свел на уховертку.

29. Метил в ворону, а попал в корову.

30. Мужик, умирать собирайся, а землю паши.

31. Начал за здравие, а свел за упокой.

32. Не клин бы да не мох, так и плотник бы сдох.

33. Ошибка в фальшь не ставится.

34. Поехала кума неведомо куда.

35. Час упустишь, годом не наверстаешь.

36. Это еще цветочки, а ягодки впереди,

37. Языком масла не собьешь.

Обсуждение. После окончания работы ведущий берет на выбор одну из работ студентов (с его согласия) и оглашает ре­зультат. Просит поднять руки тех, кто согласен, затем — кто не согласен с предложенным ответом. Итогом может стать небольшая дискуссия.

Упражнение ' Z

Практическая психология

Цель: осмыслить свое восприятие практической психоло­гии, свое отношение к ней в целом.

Участники выбирают роли, из которых они определят свое от­ношение к практической психологии: 1 - священник, 2 - врач, 3 - физик, 4 - журналист, 5 - обыватель, 6 - учитель, 7 - экстра­сенс, 8 - академический психолог, 9 - философ. Один участник исполняет роль Практической психологии. Он выслушивает все аргументы, затем сообщает о своих чувствах.

Обсуждение: анализ своих высказываний, успешность ис­полнения роли, оценка своего отношения.

МИШИН

Человек на своем месте (Смагина С. Ю.)

Цель: самостоятельный анализ плюсов и минусов в студенческих и профессиональных ролях.

Участники делятся на две команды. Первая команда высту­пает от имени студентов, вторая - от имени специалистов. Раз­даются листы формата А4, где команда студентов рисует картину по теме «Замечательная пора студенчества», а команда профес­сионалов - «Замечательная пора профессиональной зрелости». Затем каждая команда на своем листе перечисляет 6 атрибутов студенчества и 6 атрибутов профессиональной зрелости. Самый важный атрибут группа   выделяет (подчеркивает). Через 15-20 минут работы команды обмениваются листами. На проти­воположной стороне листа «студены» и «профессионалы» рису­ют 6 минусов указанного возрастного периода и самый главный минус выделяют (подчеркивают). Далее команды выставляют свое творчество на обозрение и проговаривают плюсы и минусы той и другой социальной роли. Ведущий ставит вопрос о том, в каком возрасте каждый из участников захочет отказаться от плюсов студенчества, принять роль профессионала, а также про­сит студентов указать свои личностные особенности, которые позволят им достичь успешной профессиональной зрелости. Ка­ждый из участников на своем индивидуальном листе пишет воз­раст, в котором, по его мнению, плюсы студенчества будут ощу­щаться меньше, объясняет, почему и перечисляет наличие необходимых профессионально-важных качеств. Затем каждый по кругу зачитывает свое мнение. Ведущий, подводя итоги, го­ворит, что самое привлекательное обнаружено участниками в периоде студенчества и что — в периоде профессиональной зрелости, а также обращает внимание на то, какой возраст и какие качества участники группы чаще всего указывали.

Другой вариант. Участники делятся на несколько команд. Например, первая команда выступает от имени школьного психолога, другая - от имени социального психолога, третья -от имени клинического психолога, четвертая - от имени пси­холога-преподавателя. Раздаются листки, где каждая коман­да перечисляет 6 атрибутов конкретной специализации, под­черкивая наиболее значимый. Через 10-15 минут команды обмениваются листами. На противоположной стороне каж­дая группа перечисляет 6 минусов указанной специализации и выделяет наиболее существенный. Далее команды прогова­ривают плюсы и минусы всех обозначенных специальностей. Ведущий просит каждого участника перечислить те свойства своей личности, которые наиболее соответствуют одной из пе­речисленных специальностей.

Профессиональный почерк

Цель: выявление эталонного варианта психологической деятельности.

Группе предлагается описать разные стили (или хотя бы от­дельные черты, «штрихи» разных стилей) успешной работы по профессии «психолог», свойственные людям, различаю­щимся по своим личностным качествам, возрасту, полу.

Геннадий П., 28 лет, окончил МГУ, мать и отец - врачи, не женат, остроумен, общителен.

Алия 3., 42 года, окончила МПГУ, мать-одиночка, интел­лигентная, деликатная дама.

Татьяна П., 46 лет, окончила МГУ, кандидат психологиче­ских наук, замужем, двое детей, серьезна, ответственна.

Федор Н., 39 лет, окончил Пермский политехнический ин­ститут, «сертифицированный» психолог, женат, трое детей, имеет собственную практику, инициативен, предприимчив.

Оксана Ф., 24 г., выпускница РГГУ, не замужем, интерес­ная, обаятельная и сентиментальная девушка.

Ольга Н., 31 год, окончила Ростовский университет, не за­мужем, умная, экстравагантная дама.

Арсении К., 59 лет, окончил Ленинградский (Санкт-Петербург­ский университет), женат, 1 ребенок, авторитетен и авторитарен.

Ильгиз Р., 34 года, окончил Казанский университет, же­нат, детей четверо, «генератор» идей, заводила.

Глеб Д., 27 лет, выпускник небюджетного вуза МОСУ, же­нат, детей нет, самостоятельный, ответственный человек.

Обсуждение: проанализировать составляющие успешной работы, сравнить общие и различные компоненты.

1 Процесс обучения (К. Фопель)

Цель: проанализировать процесс получения знаний, упоря­дочить собственные мысли, помогая себе двигаться дальше.

Участникам предлагается сопоставить три разных аспекта своих знаний: что они узнали о практической психологии от других, что они узнали из своего опыта и что еще хотели бы для себя прояснить.

Для этого необходимо взять чистый лист бумаги, разделить его на четыре равные части, проведя вертикальную и горизон­тальные линии. В первой нужно в нескольких словах напи­сать и в символической форме изобразить, чему научили дру­гие в области практической психологии. Какое отношение к практической психологии закладывается в процессе обуче­ния? Какое представление о практической психологии полу­чено от других людей?

Во втором прямоугольнике производится краткая запись и делается символическое изображение, чему научились са­мостоятельно. К чему участники пришли на основе собствен­ного жизненного" и профессионального опыта? Что они прочи­тали, что узнали, наблюдая за собой и другими?

В третьем прямоугольнике кратко записывается и символи­чески изображается, что еще остается неизвестным, что хочется изучить, понять, узнать, с чем связываются ожидания, т. е. обо-значаетсд перспектива дальнейшего развития знаний.

Четвертый прямоугольник оставляют пустым. В него мож­но внести идеи, наблюдения, планы и проекты, которые воз­никнут в ходе работы с тремя первыми разделами, в процессе их сопоставления и размышлений по их поводу.

Путешествие.за мифами

Цель: показать мифологические составляющие нашего про­фессионального сознания.

Озвучить и обсудить на группе некоторые мифы нашего со­временного общества, например.

• Все делают так.

• Труд всегда вознаграждается.

• Вам столько лет, на сколько вы себя чувствуете.

• Новое - это хорошо забытое старое.

Затем добавляются один или несколько профессиональных мифов психологов-практиков, например:

а) практика имеет дело с научным знанием и теорией;

б) человек «прозрачен», его рано или поздно целиком и пол­ностью можно описать на основе исповедуемой практиком пси­хологической теории;

в) психолог, познав в своей науке устройство психики, ее за­коны, может управлять человеческим поведением, превра­тить его в средство своей деятельности (курсивы - В. Розин);

г) эмпатия к другому человеку гарантирует (курсив -Л. Ш.) успех психологической помощи (Сидоренко Е. В., Хря-щеваН. Ю.).

Обсуждение: откуда могли появиться эти мифы? Какие факторы способствовали их «увековечиванию»? Что можно сделать, чтобы развеять эти мифы? Это действительно мифы или в них большая доля правды?

Группе предлагается создать собственный перечень профес­сиональных мифов психологов-практиков.


Я И ДЕЛО

... если вы не хотите работать,

то единственное, что позволяет вам

иметь средства, чтобы не работать,

это усердная работа.

Огден Нэш

Профессии описываются в отечественной психологии не только в терминах, выражающих обязанности, умения, навы­ки, присущие специалистам личностные свойства, но и в таких

А К

характеристиках, как престиж, уровень требуемого образова­ния, материальный достаток, социальная значимость труда, привилегии и др.

Прежде чем детально обсуждать профессионализацию прак­тической психологии, следует упомянуть о критериях, которые используют для определения профессии.

• Теоретическая и практическая подготовка. Существует определенный объем знаний, который можно приобрести с по­мощью системы профессионального обучения и тренировки. Необходимого уровня социально-психологических навыков и умений невозможно достигнуть без практической работы на протяжении нескольких лет работы с клиентами, желательно под руководством опытных психологов. Кроме того, специа­лист постоянно находится в курсе новых разработок в теории и практике.

• Соблюдение общественного интереса. Профессионал пре­доставляет свои знания и опыт в распоряжение других людей за соответствующее вознаграждение как услугу. Однако он должен рассматривать их с точки зрения широкой социаль­ной перспективы и помнить о более широких общественных нуждах и интересах. Общество признает общественную роль социально-психологической работы, статус и правила поведе­ния, в рамках которых определяются требуемые образова­тельные и моральные нормы, виды допустимого поведения консультанта, рассматриваемые как профессиональные.

• Этические нормы. Существует набор общепринятых этиче­ских норм, руководствуясь которыми определяют, какое пове­дение при оказании психологических услуг правильно, а какое нет. Во многих ситуациях невозможно подготовить более или менее официальную декларацию норм, определяющих истин­но профессиональное этическое поведение при работе с клиен­тами. В таких случаях специалиста будет направлять его лич­ная этика. Каждый профессионал должен много раз сделать личный выбор и решить, какие нормы уважать и как вести себя в определенных ситуациях.

Понятия «профессия» и «профидентичность» связаны опре­деленным образом. Профессия задает содержательные характе­ристики профидентичности, как бы обеспечивая «морфологию* профессиональной деятельности и профессиональной общно­сти, тем самым структурируя «диапазон маневра в рамках выполняемой и осваиваемой деятельности» (Н. С. Пряжников). Профессия, как исходное для становления профидентичности, не имеет таких выраженных естественных дифференцирующих признаков, как, например, пол для половой идентичности, эт­нос для этнической. В связи с этим повышается значимость внутренней работы по обнаружению и формированию этих при­знаков еще в процессе профессиональной подготовки, а с другой стороны, возрастает роль других людей, которые бы замечали эти признаки и признавали их. Кроме того, в отличие от пола и этноса, профессия - такое исходное, которое предусматрива­ет специальную целенаправленную, обществом организован­ную подготовку и выполняется за определенное вознагражде­ние. Ни пол, ни этнос не предусматривают решение проблемы идентичности в связи с такими категориями, как пригодность или готовность.

Решение проблемы профидентичности как самореализации человека на профессиональном поприще связано с вопросами профпригодности и профессиональной готовности. Свойство «пригодность» отличается тем, что может быть приписано лишь конкретной ситуации, включающей обязательно два компонен­та: «данный человек» и «данная специальность». Свойство «профессиональная пригодность» не присуще человеку как та­ковому. Профпригодность - это взаимное соответствие данного человека в данной области приложения его сил в данное время. Профессионально пригодные качества в каждом случае не рядоположны, а образуют нечто целое, систему: гражданские каче­ства, отношение к профессии, труду, интересы и склонности, дееспособность, специальные способности, навыки, привычки, знания, опыт.

Оценка уровня профессиональной готовности человека к ка­кому-либо труду, по данным целого ряда исследователей (В. Г. Асеев, И. К. Кряжева, К. М. Гуревич, М. П. Будякина, А. А, Русалинова, Е. А. Климов и др.), должна основываться на следующих критериях: удовлетворенность трудом и взаимоот­ношениями в коллективе; успешность в овладении профессией или успешность в работе; психофизиологическая «цена» труда. Также в качестве признаков готовности человека к профессио­нальной деятельности можно рассматривать степень сформиро­ванное™ у него основных психических регуляторов деятельно­сти: «образ объекта» (субъективный образ профессии); «образ субъекта» (образ Я - самосознание); «образ субъектно-субъектных и субъектно-объектных отношений» (профессиональноеса­мосознание) (Е.А.Климов). Е.М. Иванова пишет, что изучение названных признаков осуществляется по следующим показа­телям: знаниям (общим и конкретным), мере осознания этих знаний в социальном и личностном смыслах, возможности применения их при ре

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...